Унифицированная система орд. Состав реквизитов ОРД

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями О государственных органов , уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина , собственности , обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Данное определение довольно громоздко, что объясняется стремлением законодателя выразить как можно более полно и всеобъемлюще сущность оперативно-розыскной деятельности. В то же время, на наш взгляд, для уяснения студентами наиболее важных признаков оперативно-розыскной деятельности целесообразно выделить в определении наиболее существенные черты, отличающие ее от других видов деятельности. К таким отличительным признакам следует отнести: разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, позволяющий принимать эффективные меры по борьбе с преступностью ; осуществление оперативно-розыскной деятельности преимущественно негласно, что не исключает применения в ходе ее проведения и гласных мероприятий; предоставление права осуществления оперативно-розыскной деятельности исключительно государственным службам и подразделениям, специально перечисленным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в статье 13 этого нормативного акта прямо указано, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом; главное назначение оперативно-розыскной деятельности — это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина , собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данные основополагающие положения не исключают возможность использовать информацию, полученную в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, для борьбы с иными правонарушениями .

Так, говоря о разведывательном характере оперативно-розыскной деятельности, следует подчеркнуть, что этот вид деятельности не исчерпывается лишь получением информации, необходимой для решения задач борьбы с преступностью. Важнейшей составной частью оперативно-розыскной деятельности является реализация собранных сведений. Такая реализация выражается в осуществлении конкретных мер по предупреждению, раскрытию преступлений , розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда , без вести пропавших, а также достижения иных конечных целей борьбы с преступностью.

Кроме достижения конечных стратегических целей защиты интересов человека, общества, государства от противоправных действий, оперативно-розыскная деятельность включает в себя и осуществление промежуточных (тактических) целей. Например, осуществление мероприятий, вводящих лиц, совершающих преступления, в заблуждение, побуждение их к действиям, совершение которых неминуемо приведет к их изобличению, либо, наоборот, оказание влияния на лиц, замышляющих и готовящих преступление, в целях побуждения их к отказу от противоправных намерений и т.д.

Таким образом, подчеркивая важность разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, необходимо иметь в виду, что сбор информации должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью.

При рассмотрении второго блока данной схемы следует подчеркнуть, что негласный характер оперативно-розыскной деятельности обусловлен ее разведывательным характером, при котором необходимо скрывать от лиц, совершающих преступления, свои силы, средства, методы, а также намерения и планы. В то же время сотрудники оперативных подразделений (офицеры милиции, органов федеральной службы безопасности или иных служб) имеют право проводить гласные мероприятия. Наиболее наглядным примером таких гласных мероприятий являются опросы людей, повседневно проводимые оперативными сотрудниками в целях получения сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, и укрепления правопорядка .

Анализируя третий блок схемы, следует иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность является исключительно государственным видом деятельности, выполняющей наиважнейшую социальную функцию защиты законных интересов граждан, общества и всего государства. Именно поэтому осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено исключительно государственным органам, предназначенным для решения задач борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. Более того, специфика оперативно-розыскной деятельности, ее преимущественно негласный характер, наличие в распоряжении специфических сил и средств вызывают необходимость допуска к ее осуществлению узкого круга подразделений.

Наиболее типичной ошибкой обучаемых является указание на органы внутренних дел или органы федеральной службы безопасности как на службы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Необходимо обратить внимание, что в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям целого ряда служб. Все дело в том, что в составе многих правоохранительных органов и служб имеется множество подразделений, не имеющих никакого отношения к оперативно-розыскной деятельности. Например, в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) есть патрульно-постовая служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых инспекторов, которым не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому необходимо сразу принять к сведению, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют лишь специализированные оперативные подразделения отдельных правоохранительных органов и служб.

Обозначенные в четвертом блоке данной схемы задачи борьбы с преступностью и укрепления правопорядка требуют более детального рассмотрения в самостоятельном разделе лекции.

Задачи, решаемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности

Положение о том, что главным предназначением оперативно-розыскной деятельности является борьба с преступностью и укрепление правопорядка , находит свою конкретизацию при рассмотрении отдельных направлений деятельности оперативных подразделений.

в) предотвращение преступлений на стадии замысла и подготовки;

г) пресечение преступлений на стадии покушения.

Не ставя целью детальное рассмотрение этих самостоятельных направлений деятельности оперативных подразделений, проанализируем вкратце их содержание.

Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие факторы, негативно влияющие на оперативную обстановку в целом и провоцирующие отдельных лиц на совершение правонарушений, необходимо выявлять по каждому конкретному уголовному делу, а также на основе анализа целого ряда схожих по способу совершения преступлений.

Индивидуальная профилактика направлена на выявление, постановку на учет лиц, допускающих антиобщественное поведение, и осуществление в отношении их индивидуальных воспитательных мер воздействия в целях понуждения их к отказу от совершения правонарушений.

Предотвращением преступлений оперативные аппараты вынуждены заниматься в тех случаях, когда поступает информация о том, что конкретное лицо либо группа лиц замышляют совершение преступления либо приступили к его активной подготовке.

И наконец, пресечение преступлений как задача оперативнорозыскной деятельности возникает в ситуации, когда поступает сигнал о том, что лицо либо группа лиц приступили к осуществлению своего преступного замысла.

Для решения каждой из самостоятельных задач предупреждения преступлений оперативные подразделения применяют свои специфические тактические приемы, многие из которых носят негласный характер. Другая стратегическая задача — раскрытие преступлений — также может быть разделена на самостоятельные этапы, среди которых мы выделяем следующие. выявление преступлений, совершенных в условиях латентности, т.е. в силу различных причин, остающихся неизвестными правоохранительным органам. Наиболее часто о фактах совершения преступлений не поступает сигнала в компетентные органы из-за нежелания потерпевших предавать огласке то, что они стали жертвой преступления, а также в силу способа совершения преступления, при котором сам результат противоправного действия остается незамеченным окружающими. Например, при совершении преступлений в сфере экономики , когда хищение связано с подделкой и использованием фальшивых банковских и иных платежных документов.

В подобных ситуациях зачастую именно использование оперативно-розыскных возможностей позволяет правоохранительным органам выявить факт тщательно скрываемого преступления и принять меры к изобличению виновных лиц. При обнаружении факта совершения преступления по инициативе правоохранительного органа либо при возбуждении уголовного дела по заявлению потерпевших физических и юридических лиц оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для поиска лиц, виновных в совершенном преступлении. Для этого они должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении силы, средства и методы.

Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ), если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела проведение процессуальных следственных действий по поиску виновных лиц не принесло результата, то производство по уголовному делу может быть приостановлено. В то же время это не означает, что правоохранительные органы не должны искать преступника. Независимо от приостановления следственных действий оперативно-розыскные мероприятия должны продолжаться и активно проводиться в целях выявления лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления. После того как установлено лицо, обоснованно подозреваемое в совершении преступления, оперативно-розыскные подразделения должны принять все возможные меры для поиска и сбора фактических данных, документов, предметов, способных служить доказательствами вины конкретных лиц. Этот процесс в теории оперативно-розыскной деятельности обозначается термином «документирование». В качестве самостоятельного этапа в процессе раскрытия преступлений следует выделить введение в уголовный процесс результатов осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Данная проблема обусловлена прежде всего тем, что все добытые в процессе оперативно-розыскной деятельности данные должны получить официальный, установленный законом процессуальный характер. Так, невозможно приложить к уголовному делу материалы, добытые негласным путем, если они не оформлены надлежащим образом в соответствии с действующим процессуальным законодательством.

Например, сделанная негласно видеозапись не будет принята судом во внимание, если в материалах отсутствуют сведения о том, кем, когда и при каких обстоятельствах проводилась видеосъемка и каким образом она оказалась в распоряжении следствия. В подобных случаях при ненадлежащем оформлении (т.е. оформлении не в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации) материалов суд признает их недопустимым доказательством и не принимает во внимание.

Кроме того, при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе необходимо максимально учитывать ее негласный характер и не допускать расшифровки перед преступниками как использованных для их изобличения секретных средств и методов, так и участия в документировании преступной деятельности конкретных лиц из окружения подозреваемых и обвиняемых.

Именно поэтому определен и регламентирован четкий порядок передачи собранных оперативно-розыскным путем материалов в распоряжение следствия. На практике чаще всего оперативными сотрудниками составляется справка-меморандум с изложением именно тех фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств. Важной задачей оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия преступлений является оперативное сопровождение уголовного процесса. Данная задача возникла сравнительно недавно, в 90-х годах XX века, когда организованные преступные сообщества начали активно воздействовать на свидетелей , сотрудников правоохранительных органов, присяжных заседателей, специалистов, участвующих в уголовном деле в качестве экспертов. В отношении этих лиц применялись подкуп и угрозы в целях принуждения их к действиям, способным разрушить доказательства обвинения.

Именно поэтому оперативные подразделения вынуждены по ряду дел проводить активные негласные мероприятия по отслеживанию ситуаций, складывающихся вокруг участников уголовного процесса, по своевременной нейтрализации негативного воздействия на них и их связей с лицами, остающимися на свободе.

К активным (стратегическим) задачам оперативно-розыскной деятельности относится также розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших. Данная задача возникает в тех случаях, когда следствием установлено конкретное лицо, совершившее преступление, но место его нахождения неизвестно. Такая ситуация возникает чаще всего в тех случаях, когда виновное лицо, стремясь уйти от ответственности, скрывается от следствия, дознания, суда и необходимо применение специальных оперативно-розыскных мероприятий для установления его места нахождения и привлечения к уголовной ответственности .

Сюда же следует отнести розыск лиц, бежавших из мест лишения свободы . При сообщении о подобных фактах оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для их задержания в случае появления у родственников и иных связанных с ними лиц.

К компетенции оперативных подразделений относится и розыск без вести пропавших лиц. Это объясняется, во-первых, тем, что за фактом исчезновения граждан во многих случаях скрывается совершение преступления, а во-вторых, тем, что правоохранительные органы располагают необходимым набором сил, средств и методов, способных выяснить истинные причины безвестного исчезновения граждан.

И наконец, основной (стратегической) задачей оперативнорозыскной деятельности является обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности. Эту задачу в основном решают оперативные подразделения Федеральной службы безопасности и внешней разведки. В то же время и иные правоохранительные органы в силу своей компетенции располагают значительными возможностями в получении информации, обеспечивающей безопасность и суверенитет Российской Федерации.

Вместе с тем, на наш взгляд, редакция статьи 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части формулировки данной стратегической задачи нуждается в уточнении, поскольку в этой норме она ограничивается исключительно добыванием информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Представляется более правильным сформулировать данную задачу не только как добывание информации, но и принятие в рамках своей компетенции мер по предотвращению событий и действий, создающих угрозу интересам государства, а также своевременному и полному предоставлению сведений руководству страны и компетентным ведомствам для устранения подобных угроз и вредных последствий.

Таким образом, подводя итоги изучения вопроса об основных (стратегических) задачах оперативно-розыскной деятельности, следует отметить их многообразие, сложность и необходимость принятия для их решения различных сил, средств и методов, использование которых предоставлено исключительно оперативным подразделениям правоохранительных органов.

Предмет, цели, задачи и система курса «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности»

Данная дисциплина рассчитана на студентов юридических учебных заведений, специализирующихся по кафедре уголовноправовых дисциплин. В ее содержание входят основные теоретические положения, раскрывающие закономерности в области оперативно-розыскной науки и прикладные материалы, отражающие передовую практику борьбы с преступностью . Одной из основных задач данного курса является изучение правовых основ оперативно-розыскной деятельности закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и предполагает изучение следующих основных проблем:

  • сущность и задачи, правовое регулирование оперативнорозыскной деятельности;
  • силы и средства, использующиеся в оперативно-розыскной деятельности;
  • оперативно-розыскные мероприятия, основания, условия и порядок их проведения;
  • гарантии соблюдения законности в процессе оперативнорозыскной деятельности;
  • использование результатов оперативно-розыскной деятельности в укреплении правопорядка и решении задач борьбы с преступностью;
  • защита сведений об органах, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность;
  • формы контроля за финансированием и осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

Следует обратить также особое внимание на тесную взаимосвязь курса «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности» с другими юридическими дисциплинами. Так, законность и эффективность осуществления оперативно-розыскных мероприятий во многом зависит от максимального учета норм уголовного права , уголовного процесса , административного права , криминалистики , а также иных правовых норм. Именно поэтому при изучении теоретических основ и привитии студентам практических умений и навыков уделяется особое внимание использованию положений и норм других юридических дисциплин, без знания которых оперативный сотрудник не в состоянии эффективно выполнять свои служебные обязанности.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный учебный курс имеет целью ознакомить студентов с основами теории оперативно-розыскной деятельности, существующими проблемами и различными точками зрения на их решение, а также передовой практикой решения задач борьбы с преступностью с помощью сил и средств, имеющихся в распоряжении оперативных подразделений.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства .

Оперативно-розыскная деятельность регулируется специальным Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»). Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из законодательного определения следует сделать следующие выводы. ОРД - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством. ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» . ОРД осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, ОРМ могут осуществляться в двух формах: гласно и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно-розыскных органов, даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего - от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводится. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы. Гласность ОРМ - это проведение ОРМ, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ .

Данный принцип прошел долгий исторический путь, модернизировался и, в конечном счете, предстал в современном законченном виде. Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 комментируемого Закона - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина - должна достигаться любыми законными методами. При этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и появившихся в поле деятельности оперативных работников. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 и 9), а с другой регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей комментируемого Закона.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. Следует иметь в виду, что ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относится право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) и др. .

Цель ОРД - защита человека, общества и государства от преступных посягательств. В законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД - защита от преступных посягательств. Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.).

Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД. К ним согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» относится:

  • 1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • 2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,
  • 3. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

В других статьях ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указаны и другие задачи ОРД:

  • 1. Установление личности неопознанных трупов (п. 4 ч. 1 ст. 7);
  • 2. Применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст.7);
  • 3. Сбор данных, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7). С учетом цели ОРД среди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ. Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ «Об ОРД», не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом «Об ОРД».

Цели осуществления ОРД условно можно разделить на два блока. Это защита (обеспечение безопасности) от преступных посягательств:

  • - жизни, здоровья, собственности, прав и свобод человека и гражданина;
  • - общества и государства.

Узловым моментом данного положения является то, что ОРД используется для указанных целей лишь в случае угрозы либо реализации не просто противоправных, а именно преступных, то есть обладающих высокой общественной опасностью, посягательств. Следует также отметить, что законодатель не использовал термин «конституционные права и свободы» человека и гражданина, а дал перечень объектов преступного посягательства, выделив жизнь, здоровье, собственность, права и свободы, не ограничиваясь конституционными и подразумевая, по-видимому, также моральные, нравственные, этические и др.

Что же касается «обеспечения безопасности общества и государства», то здесь также предполагается защита от преступных посягательств на политическую, экономическую, социальную, экологическую и другую государственную и общественную деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность в определенной степени является вынужденной мерой государства и обусловлена скрытыми и маскировочными формами противодействия преступников нормальному функционированию государства и общества .

По мнению некоторых ученых, легальное определение неполно отражает содержание ОРД.

Так, законодатель указал, что ОРД может достигать своих целей только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», следовательно, можно сделать вывод, что ОРД может выражаться только в проведении гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий. По мнению ряда ученых, ОРД может выражаться не только в проведении ОРМ, но также в осуществлении следующих видов деятельности:

  • 1. Привлечение к конфиденциальному содействию лиц (ч. 2 ст. 15, ст. 17 ФЗ «Об ОРД»);
  • 2. Ведение специфической финансовой деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст. 18 ФЗ «Об ОРД»);
  • 3. Создание и использование информационных систем и учетов, документирование ОРД (ст. 10 ФЗ «Об ОРД»);
  • 4. Проведение мероприятий по защите сведений (ст. 12 ФЗ «Об ОРД»).
  • 5. Проведение иных действий по борьбе с преступностью: засады, оперативные комбинации, поиск информации в компьютерных сетях, включая Интернет, и средствах массовой информации, ее сбор, анализ, обработка и фиксация, покупка информации и др. Вся названная деятельность включается в содержание ОРД, является ее частями, поэтому ОРД не является совокупностью только предусмотренных законом ОРМ, а включает в себя и другие элементы. Негласность, специфические задачи ОРД обуславливают ее отличительную особенность - разведывательно-поисковый характер, т.е. направленность на, как правило, тайное получение скрываемой информации (скрываемых преступлений, их субъектов, розыск скрывшихся лиц и т.п.).

На основании изложенного можно предложить следующие определение ОРД: оперативно-розыскная деятельность - это разведывательно-поисковая государственная деятельность, регламентированная специальным Законодательством, осуществляется в случаях прямо предусмотренных ФЗ об ОРД, оперативными подразделениями государственных органов, специально уполномоченных на то ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, в пределах их полномочий, посредством проведения ОРМ, агентурной работы и других мероприятий, предусмотренных ФЗ об ОРД, осуществляемых гласно или негласно, с целью защиты человека, общества и государства от преступлений путем решения специфических задач, свойственных только ОРД и указанных в ФЗ «Об ОРД» .

Унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее - УСОРД) является рационально организованным комплексом взаимосвязанных унифицированных форм документов, рекомендуемых для применения в организационно-распорядительной деятельности организаций всех организационно-правовых форм (далее - организации).

Цель разработки УСОРД заключается в проведении унификации и сокращении видового разнообразия форм организационно-распорядительных документов (далее - ОРД). Использование УСОРД в деятельности организации способствует оперативному решению управленческих задач, снижению трудовых и материальных затрат на работу с документами, повышению качества организационно-распорядительной документации и сокращению объема документооборота.

Основополагающим документом для разработки УСОРД является Государственный стандарт Республики Беларусь 6.10.1-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Основные положения», устанавливающий требования к разработке, согласованию и утверждению унифицированных систем документации (УСД).

В ОРД выделяют три группы документов:

Организационные (устав организации, положение об ор­ганизации (структурном подразделении), структура и штат­ная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция);

Распорядительные (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание);

Справочно-информационные (письмо, акт, записки (объяснительная, служебная, докладная), справка (личная, служебная), протокол, телефонограмма, телеграмма и др.).

В состав УСОРД входят:

Государственный стандарт 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

Методические указания по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов и пояснительная записка по его применению;

Альбом унифицированных форм ОРД.

12. Служебное письмо: виды писем и особенности их оформления.

Письмо - это обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между организациями, частными лицами.

При подготовке писем используется специальный бланк для письма, оформляемый в соответствии с требованиями СТБ 6.38-2004. Подготовить письмо можно и на чистом листе бумаги формата А4 или А5, однако использование бланков не только создает положительный имидж организации, но и упрощает восприятие документа, а главное - значительно экономит время на подготовку документов.

Наличие бланка, оформленного в соответствии со всеми требованиями нормативных документов, еще не гарантирует правильности составления письма. При подготовке этого вида документа используется большое количество реквизитов, оформление которых также регламентировано нормативными правовыми актами.

Одним из таких реквизитов является «заголовок к тексту». Согласно СТБ 6.38-2004 без заголовка допускается составлять лишь письма формата А5, т.е. текст которых не превышает 5-7 строк (как правило, сопроводительные письма).

Заголовок письма формулируется при помощи существительного (прямого или отглагольного) в предложном падеже и отвечает на вопрос «О чем?».

Важнейшим реквизитом, который всегда присутствует в письмах, является реквизит «адресат». Его располагают в правом верхнем углу рабочей площади документа под бланковыми надписями (на уровне реквизитов «дата» и «регистрационный индекс»).

Основным информационным элементом любого документа, в т.ч. письма, является текст. В зависимости от вида письма (служебное, коммерческое, рекламное, информационное и т.п.) его текст будет иметь свои особенности. Что касается общих требований к тексту письма, то они заключаются в следующем: во-первых, письмо должно быть посвящено одному вопросу, во-вторых, оно не должно быть большим по объему (как правило, до 1 страницы, в исключительных случаях - до 5). Если необходимо обратиться в организацию по нескольким разным вопросам, то следует составлять отдельные письма по каждому из них.

Деловое письмо должно быть написано деловым стилем. При составлении писем рекомендуется пользоваться простыми предложениями, применять устойчивые (трафаретные) словосочетания и словесные формы.

«Сообщаем, что в период с … по …»;

«Просим Вас изыскать возможность …» и др.

В деловой переписке принята форма изложения текста от первого лица множественного числа («просим», «направляем, «сообщаем», «предлагаем» и т.д.), так как должностное лицо, подписавшее письмо, выступает от имени организации.

Завершать текст письма рекомендуется заключительной формулой вежливости, которая является традиционной: «С уважением, …». Эту формулу следует употреблять во всех случаях, если в начале письма было использовано личное обращение. После формулы вежливости располагается подпись автора письма.

Напечатав в проекте письма отметку о наличии приложения, следует оформить подпись. «Подпись» является одним из реквизитов, придающих документу, в т.ч. письму, юридическую силу, без подписи документ будет недействительным.

Исходящие письма подлежат визированию на общих основаниях. Визы в исходящих документах оформляются на экземплярах, остающихся в организации-отправителе (отпусках).

Обязательным реквизитом письма является также отметка об исполнителе, оформляемая согласно установленным требованиям.

Полностью оформленное и завизированное письмо представляется на подпись руководителю.

Для придания письму юридической силы в большинстве случаев достаточно подписи, а также реквизитов бланка и регистрационных данных, поэтому печать на письмах не ставится. Проставление печати является обязательным только на гарантийных письмах, которые связаны с расходованием денежных и материальных средств.

Приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 утверждена новая редакция УСОРД.

УСОРД устанавливает пути совершенствования форм и содержания ОРД, дает возможность обрабатывать ОРД средствами вычислительной техники, регламентирует употребление форм документов в зависимости от задач управления. Основной принцип, заложенный в УСОРД, заключается в выделении ряда типовых задач управления, которые реализуются с применением определенной цепочки унифицированных форм документов, построенных на базе единого формуляра. УСОРД – комплекс стандартов, взаимоувязанных форм документов, правил и положений, устанавливающих требования к содержанию, построению документов, используемых для решения задач управления.

Организационно­-распорядительная документация (ОРД) - это документация, обеспечивающая организацию процессов управления и управленческого труда.

ОРД является одной из подсистем управленческой документации. Особенностью ОРД является то, что с ее помощью документируются действия организаций и предприятий при выполнении всех управленческих функций на любом уровне управления и во всех отраслях.

В настоящее время в состав УСОРД входят:

· Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

· Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-2004, утвержденные приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2005 г. № 41;

· классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов, являющийся разделом Общегосударственного классификатора Республики Беларусь 010-95 «Унифицированные документы»;

· пояснительная записка по применению классификатора унифицированных форм ОРД;

· альбом унифицированных форм документов, распределенных по подсистемам в соответствии с решаемыми задачами.

Унифицированные формы документов согласно новой редакции УСОРД систематизированы по следующим подсистемам:

· документация по созданию организации;

· документация по реорганизации организации;

· документация по ликвидации организации;

· документация по приватизации государственных организаций;

· документация по распорядительной деятельности организации;

· документация по организационно-нормативному регулированию деятельности организации;

· документация по оперативно-информационному регулированию дея­тельности организации;

· документация по приему на работу;

· документация по оформлению изменений трудовых отношений;

· документация по увольнению с работы;

· документация по предоставлению отпусков и отзыву из отпуска;

· документация по оформлению поощрений;

· документация по оформлению дисциплинарных взысканий;

· документация по оформлению командировок.

При разработке УСОРД использовано оптимальное число видов применяемых документов. Состав унифицированных форм документов включает:

· график;

· докладную записку;

· объяснительную записку;

· должностную инструкцию;

· заявление;

· положение;

· представление;

· правила;

· письмо-­запрос;

· протокол;

· приказ;

· структуру и штатную численность;

· решение;

· уведомление;


54. Формуляр-образец: понятие, назначение, основные требования к построению.

Формуляр-образец документа – модель построения формы документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты. Формуляр-образец ОРД включает не только схему размещения реквизитов, но и их размеры.

При подготовке конкретных документов используется не весь набор реквизитов, отраженных в формуляре-образце. Каждому виду документа соответствует оптимальное число необходимых реквизитов. Набор реквизитов отдельного документа определяется целями создания документа, его назначением, требованием к содержанию и форме данного документа, способом документирования.

Формуляр-образец должен содержать все реквизиты, входящие в конкретные исходные документы после унификации реквизитов и определения площадей, необходимых для размещения. Формуляр-образец может быть представлен в виде чертежа, содержащего план размещения реквизитов или описание реквизитов с указанием их последовательности и занимаемой площади с учетом взаимного расположения реквизитов. Формуляр-образец должен устанавливать: формат бумаги, конструкционную сетку, служебные поля, расположение частей, зон и реквизитов с учетом двухсторонней печати.

Формат бумаги определяют исходя из свойства и суммарной площади, занимаемой реквизитами документа с учетом размера полей для подшивки. Рекомендуется использовать форматы А3, А4, А5 и А6 (по ГОСТу 93.27). Конструкционная сетка образуется пересечением вертикальных и горизонтальных линий, ограниченных полями, на бумаге установленного порядка. Расстояние между соседними линиями определяется техническими характеристиками печатных устройств: между вертикальными линиями – 2,6 мм (=пробел в пишущей машинке), между горизонтальными – 4,25 мм (=интервал в пишущей машинке) (в теперешних стандартах этого нет, берется из старых стандартов). Линии конструкционной сетки должны иметь порядковые номера. Конструкционным элементом проектируемых УФД является ячейка конструкционной сетки, ограниченная соседними вертикальными и горизонтальными линиями. Ячейка конструкционной сетки – это поле для размещения одного знака документа, включая пробел. Конструкционным элементом может быть базисный прямоугольник, включающий две и более ячейки конструкционной сетки. Координаты ячейки или базисного прямоугольника определяются номерами нижней горизонтальной и левой вертикальной линий конструкционной стеки, разделенными точками.

Установлено три зоны формуляра-образца: заголовочная, содержательная и оформляющая . Они устанавливают унифицированную структуру документа и размещаются в пределах основных частей формуляра-образца. Основные части определяются диапазоном используемых горизонтальных линий конструкционной сетки. Зоны устанавливают границы расположения определенной номенклатуры реквизитов и обозначаются координатами верхней левой и нижней правой ячеек конструкционной сетки, между которыми ставится знак «тире».

В заголовочной части устанавливают две зоны: для размещения реквизитов заголовочной части документов, для размещения кодовых обозначений реквизитов заголовочной части. В содержательной части размещаются реквизиты, постоянные для проектируемой совокупности форм, и устанавливаются поля данных с учетом границ установленных зон. В границах содержательной части выделяется спец. зона для записи реквизитов, подлежащих дальнейшей обработке средствами вычислительной техники. Границы таких реквизитов следует выделять жирной линией. В границах оформляющей части устанавливают одну зону и размещают реквизиты, обеспечивающие придание юридической силы документам с обязательным включением реквизита «Дата заполнения документа» или подписи лица/лиц, ответственных за правильность заполнения формы, предусматривается место для печати (при необходимости).

    Характер и состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации.

    Состав реквизитов ОРД и схема их расположения по ГОСТ Р 6.30-2003.

1. Деятельность любой организации сопровождается созданием документов. Оформление деловой документации в соответствии с действующими правила обеспечивает защиту интересов организации, повышает эффективность управленческого труда. Требования к оформлению документации организации устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ Р 6.30-2003 принят постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003г. № 65-ст и введен в действие с 1 июля 2003 г.

Среди большого разнообразия видов служебных документов, образующихся на предприятиях и в организациях организационно-распорядительная документация (ОРД) занимает особое место. ГОСТ Р. 511141-98 понятие организационно-распорядительные документы трактует следующим образом: «Вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц».

Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации

(ОКУД) организационно-распорядительные документы систематизированы по следующим функциям:

    создание организации, предприятия;

    реорганизация организации, предприятия;

    ликвидация организации, предприятия;

    приватизация государственных и муниципальных организаций, предприятий;

    распорядительная деятельность организации, предприятия;

    организационно-информационное регулирование деятельности организации, предприятия.

Исходя из перечисленных функций, ОРД классифицируют на три группы:

    организационная документация – уставы, положения, правила, инструкции, штатные расписания;

    распорядительная документация – приказы, распоряжения, постановления, решения, указания;

    информационно-справочная документация – письма, телеграммы, телефонограммы, факсы, акты, протоколы, докладные и служебные записки, и т.д.

ОКУД в число ОРД включает документы по личному составу (кадрам) – заявления, справки, личные карточки, приказы (распоряжения) о приеме на работу и др.

2. Под реквизитом документа ГОСТ Р 51141-98, понимается «обязательный элемент оформления официального документа». Некоторые исследователи, подчеркивая значение реквизитов документов, указывают, что под документированной информацией понимается такая организационная форма, которая определяется как единая совокупность: содержания информации; реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, ее достоверности, принадлежность и другие параметры; материальные носители информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены (Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации: Комментарий / Институт государства и права РАН. М., 1996).

В данном случае, однако, следует иметь в виду, что зафиксированная на материальном носителе информация относится к тем или иным реквизитам и содержание информации складывается из отдельных реквизитов, таких как «дата документа, регистрационный номер документа, подпись, оттиск печати» и др. основную содержательную нагрузку несет реквизит «текст документа».

Каждый документ состоит из отдельных составляющих его элементов, которые называются реквизитами (подпись, печать, текст и др.).

Совокупность реквизитов, расположенных в документе определенным образом, составляет его формуляр.

Формуляр-образец разрабатывается при создании системы документирования и представляет собой графическую модель или схему построения документа. Он устанавливает форматы, размеры полей, расположение постоянных и переменных реквизитов. Формуляр-образец делит площадь формата на три зоны: служебное поле документа, поле для размещения углового штампа и рабочее поле документа. Служебным полем документа является часть площади формата, предназначенная для полей документа и закрепления его в средствах хранения. Поле для размещения углового штампа располагается в левом верхнем углу формата или в верхней части при продольном варианте расположения штампа. Остальная часть площади формата составляет рабочее место документа. Площадь формата заполняется информационными элементами документа.

Государственный стандарт Российской Федерации Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» устанавливает почти максимальный набор реквизитов для любого из управленческих документов и их месторасположение на бумажном носителе информации. Всего установлено 30 реквизитов. Но так как некоторые из них взаимоисключающие и часть реквизитов зависит от вида документа, то на конкретном документе их будет гораздо меньше. Весь набор реквизитов при подготовке одного документа не применяется. Так, на бланке нельзя одновременно поместить изображение Государственного герба Российской Федерации и товарного знака, «Справочные данные об организации» (реквизит письма) и «Место составления или издания документа» (реквизит общего бланка и бланка конкретного вида документа). Указанные в стандарте реквизиты используются в зависимости от вида организационно-распорядительного документа. Следует иметь в виду, что закрепленный в ГОСТ 6.30 – 2003 перечень реквизитов относится только к организационно-распорядительным документам (хотя с помощью этих реквизитов оформляются и документы других систем документации). В законодательстве нет единого перечня реквизитов для всех систем документации. Реквизиты бухгалтерских, отчетно-статистических и других документов определяются правилами, установленными для этих систем документации. В стандарте указаны реквизиты, используемые для изготовления бланков, и реквизиты, используемые при оформлении документов. Классификация реквизитов по другим признакам в стандарте не проводится. В некоторых нормативных актах, устанавливающих требования к оформлению документов, разделяются обязательные и дополнительные реквизиты либо указывается перечень реквизитов, которые должен иметь документ определенного вида. Например, в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации определено, что подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

    наименование органа (органов), издавшего акт;

    наименование вида акта и его название;

    дата подписания (утверждения) акта и его номер;

    наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

ГОСТ Р 6.30-2003 не разграничивает реквизиты традиционных бумажных документов и электронных документов. Такой подход характерен и для нормативных актов, определяющих правила оформления документов других систем. Вместе с тем следует учитывать, что продолжает действовать ГОСТ 6.10.4-84 Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения, устанавливающий обязательные реквизиты машиночитаемых документов: код и наименование организации – создателя документа; местонахождение организации – создателя документа или почтовый адрес; код формы документа; название документа; дата подписания документа; кодовое наименование лица, ответственного за изготовление документа. При создании дубликатов и копий машиночитаемых документов в состав реквизитов включается отметка о подлинности документа (подлинник, дубликат, копия). Установлен следующий состав реквизитов:

01 – Государственный герб Российской Федерации;

02 – герб субъектов Российской Федерации;

03 – эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

04 – код организации;

05 – основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

06 – идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет

(ИНН/КПП);

07 - код формы документа;

08 – наименование организации;

09 – справочные данные об организации;

10 – наименование вида документа;

11 – дата документа;

12 – регистрационный номер документа;

14 – место составления или издания документа;

15 – адресат;

16 - гриф ограничения к доступу документа;

17 – резолюция;

18 - заголовок к тексту;

19 - отметка о контроле;

20 – текст документа;

21 – отметка о наличии приложения;

22 – подпись;

23 – гриф согласования документа;

24 – виза согласования документа;

25 – оттиск печати;

26 – отметка о заверении копии;

27 – отметка об исполнителе;

28 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 – отметка о поступлении документа в организацию;

30 - идентификатор электронной копии документа.

Предусмотренный стандартом состав реквизитов следует считать типовым , поскольку набор их при подготовке документов одного и того же наименования в различных управленческих ситуациях может быть различным.

При работе с электронными (машиночитаемыми) документами следует учитывать требования ГОСТ 6.10.4 – 84 (Унифицированная система документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения), который устанавливает обязательные реквизиты машиночитаемых документов; код и наименование организации – создателя документа; местонахождение организации – создателя документа или почтовый адрес; код формы документа; название документа; дату подписания документа; кодовое наименование лица, ответственного за изготовление документа. При создании дубликатов и копий электронных документов в состав реквизитов включается отметка о подлинности документа (подлинник, дубликат, копия).

Контрольные вопросы:

1. Какие виды организационно-распорядительной документации обращаются на предприятиях и

организациях?

2. Что собой представляет формуляр образец для ОРД?

3. Каков типовой состав реквизитов ОРД?

4. Назовите постоянные (основные) реквизиты любого документа.



 

Возможно, будет полезно почитать: