Значение права в жизни человека и общества. Понятие права

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

И общества - это непростая тема. Чтобы получить полноценный и развёрнутый ответ, здесь необходимо ознакомиться с многотомными трудами. Но сделать небольшую выборку наиболее весомых постулатов можно и в рамках небольшой статьи.

Общая информация

Говоря про роль права в жизни человека, общества, государства и всей планеты, следует отметить, что оно находит своё проявление в регулятивных и охранительных функциях.

Первый аспект можно наблюдать в экономических, семейных, торговых и иных отношениях. Роль государства в данном случае заключается в том, что оно занимается установлением общих для всех участников прав и обязанностей. Охранительные функции - это защита от посягательства на жизнь и здоровье людей, их имущество, а в случае, если это негативное событие произошло, то устанавливает ответственность за убийство, кражу, нанесение вреда и за иные опасные деяния. Очень велика роль права в жизни общества. следит за тем, чтобы все предписания исполнялись. А в планетарном масштабе страны следят каждая за собой и другими.

Историческое развитие

Но не стоит забывать, что роль государства и права в жизни общества в первую очередь была направлена на защиту господствующего класса на протяжении длительного времени. Но даже тогда была определённая защита, пускай даже и только среди равных людей (тут можно вспомнить об эпохах рабства и феодализма). Но уже тогда существовали ограничения для отдельных представителей властвующего класса. Так, давайте рассмотрим ситуацию рабовладельческого Рима: тогда раб был только «вещью» для своего господина, но тем не менее последний не имел права лишать первого жизни безнаказанно. Если говорить про роль права в жизни общества кратко, то следует отметить, что оно является системой ограничений, что действуют в интересах всего общества. Даже в ушедшие эпохи благодаря этому сохранялось само общество. Правда, тут вопрос в качестве. В полной мере весь потенциал права может быть реализован только при действительно демократическом государстве, где место и роль права в жизни общества - в фундаменте построения социума.

Как определить реальное положение дел?

Место и роль права в жизни общества позволяют говорить о достигнутом социуме показателе культуры. То, насколько полезны установленные порядки, их помощь в удовлетворении прогрессивных личных и общественных интересов и потребностей и говорит нам о достижении балансового положения, когда уровень угнетения отдельных элементов стремится к минимуму. права в жизни общества заключается в том, что оно позволяет упорядочить стабилизировать их и развивать в дальнейшем. Причем направление выбирается согласно интересам социума. Иными словами, все экономические, политические и другие изменения будут осуществляться только и исключительно посредством действующего права.

Особенности понимания

Если недооценить роль государства и права в жизни общества, не понимать его значение и важность, то этим можно нанести значительный вред.

При этом следует отметить, что преувеличение его значения тоже негативно сказывается. Иными словами - право важно, но его возможности не безграничны. Давайте рассмотрим небольшой пример для понимания границ. Такие проблемы, как алкоголизм, пьянство, наркоманию и так далее решить одними правовыми запретами не получится. Почему? Дело в том, что это не юридическая проблема. Для успешного решения любой из вышеперечисленных проблем необходимо использовать полноценный комплекс социальных, экономических, социальных и правовых мер. И осуществляться они должны обществом совместно с государством. Да, нельзя взять и перебросить выполнение определённых задач на одно правительство и органы местной власти. Следует трудиться над решением определённых проблем и самостоятельно.

Понятие права

Как говорил Эпикур, людям нужны даже самые глупые законы, ибо при их отсутствии человечество просто себя бы пожрало. Специфика русского языка привела к тому, что существует два варианта толкования самого слова «право». В одном случае его могут использовать для обозначения системы правил поведения и взаимоотношений. В других - по отношению к конкретному индивиду, то есть Понятия являются взаимосвязанными и действуют так, чтобы увеличиваться общую эффективность, успешно реализовывая эффект синергии. Давайте рассмотрим небольшой пример. Наша общественная деятельность регулируется законодательством. То есть, доказывая свою точку зрения, мы не можем убивать не согласных с нами людей, избивать их и так далее. И одновременно сложно представить, чтобы существовали определённые нормы процессов выбора друзей, кого любить, как проводить время, какие книги читать и тому подобное. Следует понимать, что существует разное понятие права. Роль права в жизни общества во многом зависит от того, с какой точки зрения мы рассматриваем определённую конкретную ситуацию.

Важность и значение

Думаем, уже написанного достаточно, чтобы иметь представление про роль права в жизни общества.

Эссе, написанное нами, даёт ответы на большое количество вопросов, и некоторые из них хочется раскрыть ещё. Если спросить случайного человека, где он используется право, то, вероятнее всего, он скажет, что оно занимается регулирование важных общественных отношений. И это будет верно. Но это неполный ответ. Во многом это зависит от существующего государственного строя. Причем складывается обратная ситуация. Так, если право регулирует множество сфер со значительной детализацией - то это значит, что властвует тоталитаризм. Если оно ограничено сугубо действительно нужными областями - то, вероятнее всего, рассматриваемый объект является демократическим государством. То есть, необходимо соблюдать определённый баланс. Да, уверенность в каждом действии - это хорошо. Но если право как система норм и ценностей будет проникать в каждую сферу, то мы сами не успеем заметить, как окажемся за стеной с колючей проволокой и будет дружно маршировать в одной колонне.

Сферы права

Они различаются по уровню регуляции.

Мы будем рассматривать от наиболее к наименее «прописанным» сферам общественной жизни.

  1. Политическая . В эту сферу включено всё, что связано с управлением социума. Так, регулируется программа развития общества, деятельность партий, общественных объединений, государственных органов, взаимоотношения между нациями и различными группами и тому подобное. Этот аспект является весьма тщательно прописанным с точки зрения права.
  2. Экономическая . Она занимается производством, обменом и потреблением благ, созданных человеком. Благодаря тому, что экономика способна проводить саморегулирование, право здесь присутствует в меньшей степени, и, как правило, направлено на предоставление равных возможностей.

Продолжение списка

  1. Социальная . Эта сфера занимается удовлетворением существующих насущных потребностей отдельного индивида. В качестве примера здесь можно привести питание, одежду, проживание, работу и тому подобное. Так, право не регулирует, что нам надевать (хотя это ещё в какой стране посмотреть), но следит за тем, чтобы продаваемая продукция была не вредной для здоровья. Также в рамках социальной сферы осуществляется поддержание людей, которые не могут прокормить себя. К таковым следует отнести детей, студентов, пенсионеров, инвалидов, безработных, переселенцев, беженцев и так далее. Им для облегчения жизни выдаются небольшие пособия.
  2. Духовная . Сюда включена наука, культура, образование, самопознание, нравственность, этикет и иные продукты высоких планов. В качестве примера слабой регуляции можно привести только установление стандартов определённой части сферы и размеры его финансирования, особенности деятельности центров обучения и тому подобное.

Заключение

Вот и подходит к логическому завершению наша небольшая статья. Необходимо отметить, что тема чрезвычайно интересная, ей следовало бы посвятить больше времени. Здесь существует большое количество специфических особенностей. Так, больше всего правом регулируется но в качестве основы жизни общества выступает экономика. Если люди бедны, то никакие референдумы и свободные выборы не позволят решить имеющиеся проблемы и повысить их благосостояние. При этом, если деньги будут идти не на науку и образование, а на пенсии и пособия, то под вопрос можно поставить перспективу развития самого государства. И задача права (в идеале) - создание оптимальных условий для развития. Конечно, это может негативно сказаться сейчас, но чем-то нужно жертвовать, чтобы получить определённые преференции в будущем.

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

Эпикур

Понятие права

Современный человек не представляет себе жизнь без права. Если отменить правовые нормы, каждый из нас будет вправе действовать так, как ему заблагорассудится. Это будет напоминать хор, в котором каждый его участник поет свою песню.

Право регулирует широкий круг вопросов пашей жизни, но не все. Многие вопросы мы способны разрешить сами. В самом деле, разве необходимы юридические нормы для того, чтобы решить, кого выбрать в качестве друга, кого полюбить, что читать, как проводить свободное время? Если графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, приблизительно это будет выглядеть следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Значение нрава в различных сферах жизни

На первый взгляд, занимая скромное место в нашей жизни, в обществе право играет главную роль потому, что регулирует самые важные общественные отношения (рис. 2.4). Право представляет собой очень сильное оружие, ведь за правовыми нормами стоит государственное принуждение, т.е. возможность применения санкций. И если бы мы вдруг с помощью законов стали решать большинство вопросов общественной жизни, как это было при тоталитаризме, то, сами того не замечая, оказались бы словно за колючей проволокой, строем чеканя шаг.

Какие же основные вопросы нашей жизни регулируются с помощью права? И какова его роль в различных сферах общественной жизни?

Рис. 2.4.

Попытаемся, видя перед собой конкретных людей, занимающихся конкретными делами, как бы препарировать общество и определить, какие существуют сферы (стороны) нашей жизни.

  • 1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом (определение программ его развития, деятельность политических партий и других общественных объединений, формирование государственных органов и определение их компетенции, взаимоотношения между нациями, классами и другими общественными группами, существующими в государстве, а также с другими государствами и т.д.). Право максимально регулирует именно эту сторону жизни общества.
  • 2. Экономическая сфера связана с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию, но и в этой сфере право нс остается безучастным. Однако степень его участия по сравнению с политической сферой гораздо меньше.
  • 3. Социальная сфера связана с удовлетворением насущных потребностей человека (работать, есть, пить, одеваться и т.п.). В конечном счете здесь все направлено на повышение благосостояния людей. Причем это касается не только работоспособных людей, находящихся в активной форме, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой области весьма неблагодарна и состоит в том, чтобы взять материальные средства у одних (работающих) и передать их другим (находящимся в трудном положении), т.е. устанавливать пенсии, пособия, стипендии.
  • 4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религиозных культов, самопознанием, нравственностью, этикетом и др. По сравнению с вышеназванными сферами общественной жизни здесь право используется незначительно: установление стандартов образования, размеров финансирования образования, культуры, науки, регистрация религиозных объединений и др.

Несмотря на то, что политика имеет очень большое значение, основой жизни общества является экономика. Если экономика носит примитивный характер, никакие свободные выборы и референдумы не позволят накормить людей, повысить их благосостояние. Тем более в этом случае не будет рассматриваться вопрос о необходимой социальной защите, т.е. о повышении пенсий, пособий, стипендий. "Золушками" в такой ситуации останутся образование, наука и культура.

В дальнейшем нам предстоит более подробно разобраться в том, какое воздействие оказывает право на нашу жизнь, в частности на экономику, которая в современный период и в нашей стране становится рыночной. Мы должны будем ответить на вопрос, зачем с помощью права регулировать экономическую жизнь в стране и какие конкретно ее стороны подлежат такому урегулированию.

Это надо запомнить

  • 1. Право регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни.
  • 2. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.
  • 3. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.
  • 4. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений.
  • 5. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
  • 6. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.
  • 7. Основой жизни общества является экономика.

Планответа:

1. Право - результат исторического развития общества.

2. Понятие права.

3. Роль права в обществе.

Всякое человеческое общество испытывает потребность в четкой организации деятельности людей, их поведения с целью защиты жизни членов общества, их собственности, преодолении раздоров, нетерпимости и т.д. Постепенно в ходе истории сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждо­му, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, .ка­кие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его от­ветственность перед людьми. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диало­га, договоренности.

Право соединило в себе одновременно два смысловых значения. Одно связано с понятием править, управлять, регулировать (отно­шения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью норм права порядок, на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами. Другое, связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законода­тельстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

Право - это особый регулятор общественных отношений чело­веческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исто­рически сложившиеся в обществе представления о порядке и спра­ведливости.

Право может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями права. Отраслей права очень много - конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, и т.д.

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы человека. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и ува­жать права других людей.

На основе прав люди регулируют свои частные интересы: в ма­териальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и т.д. Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидуумами, социальными группами, порождает определенные институты - се­мью, творческие союзы, потребительские организации и т.д.

Так складывается гражданское общество, где право регулирует отношения, интересы, потребности граждан в различных сферах жизни общества.

Билет 4

Человек и культура

Юридическая ответственность, се виды

Человек и культура

План ответа:

1 Культура процесс созидания материальных и духовных благ в обществе

2 Человек - субъект культуры.

3 Единство человека и культуры.

Культура является существенной характеристикой жизни обще­ства и неотделима от человека как социального общества. В процес­се жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в данном общест­ве ценностям, традициям, овладения им присущими данной культу­ре приемами и навыками деятельности и т.д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Первоначально культура означала возделывание, культивирова­ние почвы, но в дальнейшем получила более общее значение - со­зидание каких-либо ценностей (материальных, духовных). Накоп­ление культурных ценностей связано с передачей их от одного поколения к другому (преемственность"). Наиболее устойчивая сто­рона культуры - культурные традиции - элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений - ценности, идеи, обычаи и т.д. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение куль­турною богатства в процессе творчества, когда новые ценности приобретают общественную значимость.

Важным признаком культурного развития человека, общества является наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека - музыкальные и художественные школы, клубы по интересам, самодеятельные теат­ры и т.д.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой про­является в культуре нашего общества: упадок морали, ожесточенность, низкое финансирование культуры, засорение русского языка иностранными словами, бранной речью, утечка специалистов за границу и т.д. Все это привело к резкому падению культурного уровня человека, народа. Однако последние два года, правительство России наметило комплексную программу по исправлению сло­жившегося положения.

Право -- целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право -- это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

  • 1. Классовый подход (в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса)
  • 2. Общесоциальный подход(в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
  • 3. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Роль права в жизни общества:

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях.

С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Соотношение государства и права:

Единство государства и права выражается в их:

одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;

сходной типологии;

одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;

общей исторической судьбе;

в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

Различия государства и права:

Государство осуществляет силу, а право -- волю.

Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Модели соотношения государства и права:

  • 1. государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)
  • 2. право верховенствует над государством (либерально-демократическое государство, теория правового государства)
  • 3. государство создает право, но в своей деятельности им связано (реалистическая модель): соотношения права и государства: - единство права и государства.

В основе их возникновения лежат одни причины. Они являются объективно необходимыми социальными явлениями (однажды возникнув, они будут существовать всегда).

Общая цель - упорядочить общественные отношения, внести стабильность в жизнь общества. - влияние государства на право.

Государство создает право, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права - воздействие права на государство.

Право констатирует существование и деятельность государства; законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц.

Является средством осуществления функций и задач государства. Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.



 

Возможно, будет полезно почитать: