Что не считается ухудшением жилищных условий. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

  • Новости

    Ухудшение жилищных условий

    Что вы должны знать о такой правовой коллизии, как ухудшение жилищных условий?

    Среди терминов, интересующих всех, кому близка жилищная тематика, есть тот, что вызывает разночтения и неоднозначные толкования. Речь идет о таком понятии, как ухудшение жилищных условий. Попытаемся разобраться в этом запутанном вопросе. Ведь при неверном истолковании статьи ЖК РФ, допускаемом не только обычными гражданами, но и чиновниками, к сфере деятельности которых относится жилищная тематика, возможны определенные нежелательные последствия.

    Какие действия могут быть отнесены к данной категории?

    Ухудшением жилищных условий является:

    • Раздел лицевого счета;
    • Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
    • Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
    • Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
    • Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
    • Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
    • Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.

    Следовательно, речь идет о неких действиях, в результате совершения которых возникает необходимость участия государственных органов в обеспечении гражданина иным жильем.

    Намеренное ухудшение жилищных условий

    В статье 53 ЖК РФ речь идет про намеренное ухудшение жилищных условий. Суть его заключается в том, что если граждане, стремясь к постановке на учет с целью получения жилплощади, предпринимают некие неправомерные с точки зрения кодекса действия, в таком случае на целых пять лет они лишаются права предпринимать подобные попытки.

    Проблемой данной статьи, а соответственно, и тех граждан, чья ситуация с жильем так или иначе подпадает под ее положения является то, что не существует четкого толкования того, что же считается намеренным ухудшением. Иначе даже рождение ребенка или вселение одного супруга на жилплощадь другого после заключения брака могут быть отнесены к такой категории, как умышленное ухудшение жилищных условий. Потому во многих регионах и крупных городах органы местного самоуправления вынуждены вносить свои дополнения и коррективы к существующим положениям ЖК РФ.

    Какие действия не являются ухудшением жилищных условий?

    К действиям, не являющимся ухудшением жилищных условий, не относятся:

    • Вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
    • Вселение супруга (супруги), родителей, иных категорий граждан, находящихся в определенной степени родства, при соблюдении установленных законом норм;
    • Правовые операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
    • Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
    • В случае признания судом как недействительной сделки с жилым помещением.

    Жилищные условия военнослужащих

    Немало вопросов и разночтений возникает и при толковании законодательных норм и правовых положений в отношении жилищных вопросов, касающихся такой значительной категории граждан, как военнослужащие.

    Что же может быть отнесено к намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих? В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», военнослужащий лишается права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в случае осуществления определенных действий.

    Действия по намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих

    К подобного рода шагам относятся следующие:

    1. Преднамеренное изменение порядка пользования жилыми помещениями;
    2. Обмен;
    3. Несоблюдение оговоренных условий договора социального найма жилого помещения;
    4. Развод, при котором имело место выделение долей жилого помещения;
    1. Отчуждение частей или всего жилого помещения, в результате чего происходит нарушение (в сторону уменьшения) учетной нормы, касающейся количества квадратных метров, которые должны приходиться на каждого члена семьи военнослужащего.

    К отчуждению относятся следующие действия :

    • Добровольный переход жилплощади от одного собственника к другому в результате дарения;
    • Операции по купле-продаже.

    При возникновении подобных прецедентов следует лишение права на улучшение жилищных условий сроком на 5 лет. Лишь по истечении этого срока военнослужащий имеет право на повторное обращение по поводу улучшения жилищных условий.

    Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

    И в завершение несколько слов об ухудшении ЖУ ребенка. Этот аспект жилищного права также является очень важным в вопросе соблюдения прав несовершеннолетних. В данном случае можно сказать следующее.

    В соответствии со ст. 31 ЖК РФ в ситуации развода с супругом-собственником жилого помещения бывший супруг собственника теряет право на использование жилого помещения, если не существует каких-то иных договоренностей между бывшими супругами. Но согласно СК (Семейному кодексу) РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, за что отвечают его родители. Это право не утрачивается и после развода родителей. Поэтому добровольное лишение ребенка права на пользование жильем супруга-собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка. Следовательно, даже после развода супругов за ребенком должно сохраняться право на пользование жилым помещением в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ.

    Государством установлены весьма жесткие условия для становления граждан на очередь для . Чтобы претендовать на социальную помощь, необходимо представить документы, которые дают на это право, и подтвердить ухудшение жилищных условий. Поскольку последнее является приоритетом, судебная практика показывает, что участились случаи, когда граждане умышленно ухудшают своих условий проживания.

    В связи со сложившимися обстоятельствами возникло такое понятие, как намеренное ухудшение жилищных условий, получившее правовую подоплёку после того, как в 2005-м году вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Благодаря изменениям в его статьях, сегодня можно ссылаться на определённые пункты, которые разъясняют, какие именно действия считаются умышленными.

    Намеренное ухудшение жилищных условий, как отдельное, самостоятельное понятие, фигурирует в Жилищном кодексе, однако сама суть понятия законодательно не раскрыта. Если государственные органы смогут выявить и подтвердить, что действия граждан были неправомерны, то нарушителей могут привлечь к ответственности. Зачастую мерой пресечения является запрет заново становиться в очередь на несколько лет.

    Дорогие читатели!

    Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

    Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

    Расширенный список намеренного ухудшения

    Чтобы не навлекать на себя неприятности, необходимо знать, что именно расценивается, как намеренное ухудшение жилищных условий:


    Кто претендует на очередь

    Если же ухудшение жилищных условий является не преднамеренным, физические лица сохраняют за собой право стать на очередь для получения социальной помощи от государства.

    Обстоятельства, дающие основания оставаться в льготной категории:

    • Документально оправданный факт подселения родственников, которые лишились жилья;
    • Снижение количества метров квадратных на человека при рождении ребёнка в семье;
    • Потеря жилплощади в результате действия стихийного бедствия (приоритетное право).

    Поскольку определения в Жилищном кодексе Российской Федерации на сегодняшний день весьма размыты, у граждан имеется возможность практически любой случай повернуть в своих интересах, при достаточной осведомлённости или обращении к грамотному юристу. Главную роль будет играть документальная доказательная база того, что действия не были преднамеренными.

    В целом же льготными категориями, которые имеют право претендовать на улучшение условий проживания, считаются малоимущие лица, сотрудники полиции, военнослужащие и сотрудники государственных служб. В случае с социальным наймом или безвозмездным пользованием очередь продвигается довольно медленно, и регулярно будет сдвигаться с появлением кого-либо, у кого больше документальных оснований продвинуться без ожидания.

    Чем руководствуются государственные службы

    Перед тем, как принять окончательное решение относительно предоставления заявителю социальной помощи, государственная служба проводить проверку не только поданных документов, но самого жилья, а также оснований для одобрения заявления. Любое решение осуществляется на основании законодательных норм, но нельзя допускать, чтобы несовершенство нормативных актов привело к ложным выводам о том, что ухудшение жилищных условий было намеренным. Государственные служащие специально ищут зацепки для отказа.

    Любое умышленное действие может быть квалифицировано сознательным причинением ущерба государству. Чтобы внести некоторую ясность, что же является руководствующим фактором в работе государственных структур, следует ссылаться на Жилищный кодекс Российской Федерации.

    Так, например, действия граждан оцениваются, как инструмент для достижения желаемой цели – получение статуса нуждающегося и становления в очередь для получения жилья. Анализируя саму очередь, можно заметить, что до завершения проверки, заявителей на учёт ни в коем случае не ставят. В качестве основания для отказа государственные службы должны привести документальное подтверждение факта умышленного причинения ущерба недвижимости.

    Неосознанные нарушения

    Случается и так, что физическое лицо, претендующее на социальную помощь, становится нарушителем неосознанно. Например, дарственная в пользу государства не является основанием для получения нового жилья, поскольку юридически это не ухудшение жилищных условий. При оценке противоправных действий граждан обязательно берётся во внимание и время их осуществления. Абсолютно нормальное явление, когда супруга выписывается с прежнего места регистрации и регистрируется на жилплощади своего супруга. При оформлении вместе с ней там же прописываются и малолетние дети. Однако, когда это же действие осуществлено спустя несколько лет от даты прописки, для того, чтобы ухудшить условия проживания и получить новое жильё, это будет служить основанием для отказа, поскольку такие действия неправомерны.

    Основанием для получения социальной помощи не является и наличие временно проживающих граждан. В любом случае решение государственной службы будет принято только после проведения глубокого, тщательного анализа каждой ситуации заявителя. Нуждающихся более чем достаточно, поэтому нельзя допускать, чтобы их права ущемлялись, пока недобросовестные лица будут пользоваться тем, что им не полагается.

    Отсутствие нарушений

    В статьях Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам предоставляется право на переход в категорию малоимущих для становления в очередь на жилплощадь. В свою очередь, государство обязуется соблюдать лишь законное требование заявителей. Так, например, иногда возникает противоречие, когда у физического лица не было претензий касательно расширения жилой площади, в результате чего нормы метров квадратных стали ниже, чем были. Противоречие заключается в том, что здесь нет неправомерного контекста, поскольку на период действий заявителя, на учёт он ещё поставлен не был.

    Ссылаясь, опять же, на Жилищный кодекс, если на момент подачи заявления занижения метров квадратных не было, то считается, что не было и противоправного умысла. Законодательные нюансы в некоторых ситуациях исключают доказательство вины гражданина, даже если она очевидна. Например, нельзя классифицировать ухудшением бездействие жильца. Таким образом, у последнего появляется возможность манипулировать условиями и добиваться желаемого, не боясь ответственности, к которой по факту привлечь нельзя. На сегодняшний день не разработаны никакие защитные механизмы против подобных уловок.

    Дорогие читатели!

    Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).


    ВВЕДЕНИЕ

    Вы - намеренно ухудшили свои жилищные условия!!!
    Это - любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это - как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

    Поучаствовал в приватизации? - Ухудшил! Намеренно!!
    Продал - подарил? - Еще худшее, ещё намереннее!!!
    Выкидываем из очереди! Через пять лет - поставим снова, но в самый конец!
    Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

    Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

    «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

    КОММЕНТАРИИ
    Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.

    1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

    2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

    3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

    4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

    Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте . Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

    И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ:

    По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий , могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
    При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются .
    В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции .
    Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение . Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» - явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ , а значит, для нас, для адвокатов, есть непаханое поле для работы .

    Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
    «Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
    … - вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
    Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
    Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.

    Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

    Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ:

    «Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
    Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

    В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

    Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…

    Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. (площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

    Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.

    (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
    Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
    Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

    Продолжение следует.


    АНОНС
    ! (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
    1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики .
    2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
    3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ - наглядная таблица.

    Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу. Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье. Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.

    Намеренное ухудшение жилищных условий

    Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.

    Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О. Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.

    Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики. Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда. Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.

    Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:

    • намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
    • ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
    • намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
    • ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося.

    Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан. Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами - такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий. Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.

    Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.

    Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.

    Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.

    Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

    В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица. Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.

    Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.
    Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты. Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:

    • предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
    • противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.

    Приобретение права постановки на учет

    Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.

    Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?

    Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:

    • сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
    • далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
    • окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.

    Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.

    Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.

    Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.

    Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.

    Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста

    ухуджшение жилищных условий

    Был продан дом, для оплаты операции, может ли человек претендовать встать на учет как нуждающийся? (чтобы получить землю), сейчас проживаем в жилье социального найма

    Ирина 27.11.2018 14:39

    Дубровина Светлана Борисовна 27.11.2018 14:52

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Захарова Елена Александровна 28.11.2018 09:00

    Задать дополнительный вопрос

    Также вам будут полезны следующие статьи

    • Пользование жильем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социспользования
    • Выселение из жилья, предоставленного по договору найма социального использования
    • Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
    • Наймодатель по договорам найма жилья жилищного фонда социального использования
    • Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое
    • Условия, при которых обмен жильем между нанимателями по договорам социального найма не допускается
    • Учет законных интересов граждан при предоставлении жилья по договорам соцнайма
    • Предоставление жилья по договорам найма жилых помещений социального использования
    • Права и обязанности сторон договора найма жилья жилищного фонда социального использования
    • Срок договора найма жилья жилищного фонда социального использования
    • Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
    • Учет наймодателем заявлений о предоставлении жилья по договорам найма жилищного фонда социального использования
    • Выселение нанимателя и членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилья
    • Право нанимателя на заключение договора найма жилья жилищного фонда социального использования на новый срок
    • Предоставление другого благоустроенного жилья по договору соцнайма в связи с выселением
    • Наниматель по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
    • Выселение гражданина из помещения с предоставлением другого жилья по соглашению о найме социального типа
    • Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору соцнайма
    • Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам найма социального использования
    • Выселение нанимателя и его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилья по договору соцнайма
    • Предмет договора найма жилья жилищного фонда социального использования
    • Сохранение договора найма жилья жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилье или изменении наймодателя
    • Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
    • Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения


     

    Возможно, будет полезно почитать: