Действие персонала при аномально низкой температуре. Правила поведения населения при аномально высоких температурах воздуха
Аномальная жара и зной могут быть причиной обострения имеющихся заболеваний, либо быть причиной смерти. Последствия воздействия аномальной жары на здоровье могут проявиться во всех возрастных группах и в результате целого ряда факторов, но есть определенные категории людей более подверженных высокому риску заболеваемости и смертности, обусловленных жарой. В каждом конкретном городе или регионе существует свой характер зависимости роста числа смертей в сутки от отклонения температуры от оптимального диапазона. При увеличении максимальной эффективной температуры на каждый 1 градус Цельсия уровень смертности увеличивается примерно на 2%. Влияние аномальной жары на уровень смертности всегда выше у женщин.
Летальность при случившемся тепловом ударе составляет 10-50%. Причиной смерти людей являются сердечно-сосудистые заболевания и заболевания органов дыхания.
Уязвимые группы населения:
Пожилые люди – чувство жажды замедляется, реакция потоотделения замедляется. Как правило, пожилые люди принимают медикаменты, зачастую несколько.
Дети и младенцы – обмен веществ значительно ускорен. Кроме того, у детей среда нахождения и количество потребленной жидкости зависит от тех, кто ухаживает.
Лица с хроническими заболеваниями – сердечно-сосудистые (фракция выброса), цереброваскулярные, легочные, диабет, психические расстройства, депрессия, любое заболевание, подразумевающее постельный режим. Часть лекарственных препаратов амии могут повышать риск развития тепловых заболеваний – сосудорасширяющие, нитраты, антагонисты кальция и др. Важно – правильное хранение лекарств.
Лица, более уязвимые в силу социально-экономического статуса, находящиеся в социальной изоляции;
Лица определенных профессий, работающие без специальных средств защиты.
План мероприятий по отрасли здравоохранения на случай аномальной жары.
Министерством здравоохранения разработан план мероприятий, который включает в себя:
1. Применение обычных мер реагирования на чрезвычайные ситуации – оповещение, информирование, развертывание дополнительной госпитальной базы.
2. Эффективное информирование населения, особенно целевых аудиторий, полезной, понятной, непротиворечивой и достоверной информацией о поведении человека в условиях аномальной жары;
3. Оказание специальной помощи уязвимым группам населения;
4. Мониторинг количества обращений в поликлиники, вызовов скорой медицинской помощи, госпитализированных пациентов, летальности в стационарах;
5. Мониторинг санитарно-эпидемиологической ситуации в лечебно-профилактических учреждениях;
6. Расширение объемов оказания медицинской помощи на дому, особенно пожилого и старческого возраста;
7. Дополнительное обучение медицинских работников вопросам ухода за пациентами в условиях жары.
· Поддерживайте прохладную температуру воздуха дома.
· Днем закрывайте окна и ставни (если есть), особенно если окна выходят на солнечную сторону. Открывайте окна и ставни на ночь (если это безопасно), когда температура воздуха на улице ниже, чем в помещении. Если ваше жилище оборудовано кондиционером, закрывайте окна и двери.
· Некоторое облегчение могут принести электрические вентиляторы, но когда температура воздуха выше 35 °C, вентилятор может не спасти от тепловых заболеваний. Необходимо обильное питье.
· Старайтесь не находиться на жаре.
· Переходите в самую прохладную комнату в доме, особенно на ночь.
· Если это невозможно, поддерживайте в доме прохладную температуру, проводите по 2 - 3 часа в день в прохладных помещениях (например, в общественных зданиях, оборудованных кондиционерами).
· Старайтесь не выходить на улицу в самое жаркое время суток.
· Избегайте интенсивной физической нагрузки. Старайтесь находиться в тени.
· Не оставляйте детей и животных в припаркованных транспортных средствах.
· Не допускайте перегрева тела, пейте достаточно жидкости.
· Принимайте прохладный душ или ванну. Можно также делать холодные компрессы или обертывания, использовать мокрые холодные полотенца, обтирать тело прохладной водой, делать прохладные ванночки для ног и т.д. Носите легкую и свободную одежду из натуральных тканей. Выходя на улицу, надевайте широкополую шляпу или кепку и солнцезащитные очки. Соблюдайте питьевой режим, избегая сладких и алкогольных напитков.
· Помогайте окружающим.
· Если кто-то из ваших знакомых подвергается риску для здоровья в связи с аномальной жарой, помогите им получить необходимую помощь и рекомендации.
· Пожилых и больных одиноко проживающих людей необходимо навещать не реже раза в сутки. Если пациент принимает какие-либо лекарства, посоветуйтесь с его лечащим врачом и уточните, как эти лекарства влияют на терморегуляцию и водный баланс организма.
Если у вас проблемы со здоровьем:
· - храните лекарства при температуре не выше 25 °C или в холодильнике (соблюдайте условия хранения, указанные в инструкции или на упаковке);
· - обратитесь за медицинской помощью, если вы страдаете хроническими заболеваниями или принимаете несколько препаратов одновременно.
Если вы или кто-то рядом с вами почувствовал себя плохо:
· - обратитесь за помощью, если почувствуете головокружение, слабость, тревогу или сильную жажду и головную боль; постарайтесь как можно скорее переместиться в прохладное место и измерьте температуру тела;
· - выпейте воды или фруктового сока, чтобы восполнить потерю жидкости;
· - немедленно перейдите в прохладное место и отдохните, если почувствуете болезненные мышечные спазмы (чаще всего они возникают в ногах, руках или в области живота, во многих случаях в результате продолжительной физической нагрузки в сильную жару), и выпейте раствор для нормализации минерального обмена, содержащий электролиты; если тепловые спазмы не прекращаются более часа, необходимо обратиться за медицинской помощью;
· - обратитесь к своему лечащему врачу, если почувствуете какие-либо необычные симптомы или если такие симптомы не проходят.
Если вы заметите, что у кого-либо из членов семьи или у тех, за кем вы ухаживаете, кожа стала сухой и горячей, возникло состояние бреда (делирий), судороги и/или потеря сознания, немедленно вызовите врача или скорую помощь.
До прибытия медиков переместите пострадавшего в прохладное место и уложите его в горизонтальное положение, так чтобы ноги были слегка приподняты. Разденьте пострадавшего и начните проводить охлаждающие процедуры: наложите холодный компресс на шею, подмышечные ямки и паховую область, обеспечьте приток свежего воздуха, опрыскивайте кожу водой комнатной температуры (25 - 30 °C). Измерьте температуру тела. Не давайте пострадавшему ацетилсалициловую кислоту или парацетамол. Если он без сознания, уложите его на бок.
В случае необходимости можете воспользоваться телефонами экстренных и аварийных служб:
Пожарная охрана и служба спасения
01
Скорая медицинская помощь
03
Экстренная психологическая помощь
8-800-200-01-22 (звонок бесплатный
1. Больше пить. Обычно мы выпиваем около полутора литров жидкости в день. Но в жару объем ежедневно употребляемой жидкости надо увеличить примерно в три раза, при этом предпочтение стоит отдавать не нектарам или сладкой газировке, а обыкновенной питьевой воде.
2. Постарайтесь в самое жаркое время - с 12–00 до 16–00 - не выходить на улицу и тем более не ходить под палящим солнцем.
3. Как можно чаще принимайте душ, ведь в условиях жары кожа становится важным дополнительным органом дыхания. Регулярное очищение позволяет коже дышать намного эффективнее. Вода должна быть комнатной температуры, приятной для тела. А попытка охладиться ледяной водой - самый короткий путь к пневмонии, которая развивается из-за резкой смены температур.
4. Конечно, и купание в открытых водоемах - неплохой способ охладиться, только не стоит делать это на необорудованных пляжах и в стоячей воде, в которой по такой жаре гиперактивно размножаются микробы. Не заходите в водоём в нетрезвом состоянии, не рискуйте собственным здоровьем и жизнью!
5. Больше двигайтесь утром и вечером. Этот совет жарким летом может показаться странным, но сидячий образ жизни в зной приводит к обострению гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний и повышению риска развития тромбоза.
6. Постарайтесь изменить рацион. Упор стоит сделать на холодные блюда, лучше отказаться от жирных молочных продуктов и мяса, но «приналечь» на рыбу и овощи. О молочных продуктах хотелось бы сказать отдельно - не надо приобретать их в ларьках, с истекающим сроком годности или давать им нагреваться на солнце. Эти продукты быстро портятся и вызывают очень тяжелые пищевые отравления.
7. Обязательно солите еду. При высокой температуре воздуха человек сильно потеет и теряет достаточно большое количество натрия.
8. Старайтесь избегать одежды из синтетических материалов. Несмотря на то, что это достаточно трудно сделать, лучше подбирать на жаркую погоду вещи из натурального хлопка и льна, без добавок.
9. В такую жару не надо раздеваться. Ходить в майке на узких бретельках или с голым торсом в такую погоду - абсолютная ошибка. Лучше отдать предпочтение свободной одежде, максимально закрывающей руки и ноги, не говоря уже о груди, животе и спине.
10. Не стесняйтесь носить кепки, панамы или шляпы. Ведь тепловой удар происходит в основном, когда нагревается голова.
11. Если приходится проводить много времени в кондиционируемом помещении, постарайтесь расположиться так, чтобы поток холодного воздуха не дул прямо на вас. Обычно в кондиционерах обитает масса бактерий, и их воздействие вместе с холодным воздухом приводят к обострению хронических бронхитов и развитию пневмонии.
ВОЛНА ХОЛОДА
Волны холода могут обрушиться даже на районы с теплым климатом. Они случаются, когда массы арктического или антарктического воздуха вызывают резкое падение температуры. Этот природный феномен угрожает жизни людей и причиняет значительный ущерб инфраструктуре, особенно в случае обрыва линий электропередачи, и окружающей среде.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Если ваш дом снабжен независимой системой отопления (газовыми баллонами, печью и др.), следует создать запас топлива. Обзаведитесь такой системой, не зависящей от электропитания.
Устройте комнату с теплоизоляцией, чтобы она служила семье убежищем на время похолодания. Храните там предметы первой необходимости - фонарики, транзисторный приемник, свечи, спички, запасы продуктов и питьевой воды, одеяла или спальные мешки и т.д.
Получив предупреждение о возможности волны холода, отключите и продуйте водопровод и систему центрального отопления, чтобы трубы не полопались в случае перебоя в электроснабжении.
В начале холодного сезона снабдите свой автомобиль предметами, необходимыми для выживания - лопатой, снеговыми цепями, фонариками, спальными мешками, запасом продуктов и т.д.
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Если вы в доме:
Не открывайте дверей, чтобы поддерживать приемлемую температуру в доме так долго, как это возможно.
Не открывайте окон.
Во время метели не покидайте дом без крайней необходимости.
Включите независимые системы отопления прежде, чем температура воздуха в доме упадет.
Убедитесь в том, что домашний скот в безопасности и имеет достаточный запас корма и воды.
Если вы в автомобиле:
Управляйте машиной осторожно и используйте только основные автомагистрали.
При ухудшении погоды и дорожных условий остановитесь и укройтесь в каком-нибудь здании.
Если ваша машина сломалась или застряла, то:
Оставайтесь в машине и вентилируйте ее при помощи вентиляционного отверстия, повернутого в сторону, противоположную от ветра;
Включайте мотор как можно реже. Убедитесь, что снег не забил выхлопную трубу (опасность отравления угарным газом);
Из огней включите только лампочку в салоне и габаритные огни;
Всячески старайтесь не заснуть.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Сохраняйте спокойствие.
Убедитесь, нет ли пострадавших в окрестностях, помогите им.
Слушайте радио, чтобы получать информацию о происходящем.
В случае необходимости окажите содействие спасательным службам.
После восстановления электроснабжения проверьте трубы водопровода и отопления, а также электроприборы, убедитесь, что они в рабочем состоянии. Прежде чем заново включить центральное отопление, наполните водой радиаторы.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Якутск 2014
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Горный институт
Кафедра «Защита в ЧС»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Основы выживания спасателей в экстремальных ситуациях»
Выполнил: студент гр.ПБ-11
Дмитриев А.Г.
Проверил: Тарский В.В.
Введение
1.4 Специальные сигналы
1.6 Организация бивуака
1.8 Добывание пищи и воды
спасатель выживание спасение заболевание
Введение
Выживание - это активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Именно для людей, чья жизнь постоянно сопряжена с опасностями, очень важна предварительная подготовка, как физическая, так и психологическая. Спасатели должны обязательно пройти, предварительно, полный процесс адаптации, в результате которого организм постепенно приобретает, отсутствовавшую ранее, устойчивость к определенным факторам окружающей среды. Таким образом, получает возможность «жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью», что означает полную приспособленность к условиям полярного холода, знойных пустынь или недостатка кислорода на горных высотах, пресной воды в соленом море. Люди, прошедшие полную адаптацию, имеют шансы не только сохранять саму жизнь, но и решать задачи, ранее неразрешимые.
Экстремальная ситуация - событие (либо последовательность событий), в которых человек посредством собственной подготовленности, использования оборудования и снаряжения, а также привлечением дополнительных, заранее подготовленных ресурсов имеет возможность предотвратить ЧП, а в случае необходимости оказать помощь себе и окружающим после ЧП.
1. Действия спасателей в экстремальных условиях
1.1 Цели и задачи спасателей по вопросам выживания
Цель подготовки спасателей по выживанию - формирование у них устойчивых навыков по действиям в различных условиях обстановки, воспитание высоких морально-деловых качеств, уверенности в своих силах, надежности спасательного оборудования и снаряжения, эффективности поисково-спасательного обеспечения.
Основа выживания - прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины, заканчивая рецептурой приготовления блюд из гусениц и коры деревьев.
Приемы выживания в каждом климатогеографическом регионе различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне и наоборот.
Человек должен знать, как ориентироваться без компаса, подать сигнал бедствия, выйти к населенному пункту, добыть при помощи собирания, охоты, рыбной ловли (в том числе без ружья и необходимой снасти) питание, обеспечить себя водой, суметь защититься от стихийных бедствий и многое другое.
Крайне важна практическая выработка навыков выживания. Надо не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться. Перед походами, связанными с повышенным риском, необходимо провести несколько аварийных полевых учений, максимально приближенных к реальной обстановке будущих маршрутов. Следует заранее просчитать теоретически и по возможности проверить практически все возможные ЧС.
Основные задачи подготовки спасателей по выживанию - дать необходимый объем теоретических знаний и обучить навыкам практических действий по:
Ориентированию на местности в различных физико-географических условиях;
Оказанию само- и взаимопомощи;
Строительству временных укрытий и пользованию подручными средствами защиты от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды;
Добыванию пищи и воды;
Пользованию средствами связи и сигнализации для вывода в район поисково-спасательных работ дополнительных сил и средств;
Организации переправ через водные преграды и болота;
Пользованию аварийно-спасательными плавсредствами;
Подготовке площадок для посадки вертолетов;
Эвакуации пострадавших из района бедствия.
1.2 Факторы влияющие на выживание
Обученность действиям по выживанию - главный фактор, определяющий благоприятный исход автономного существования.
Факторы риска:
1. Климат. Неблагоприятные погодные условия: холод, жара, сильный ветер, дождь, снег могут во много раз сократить предел выживания человека.
2. Жажда. Отсутствие воды влечет за собой физические и психические страдания, общий перегрев организма, быстро развивающиеся тепловые и солнечные удары, обезвоживание организма в пустыне - неотвратимую смерть.
3. Голод. Длительное отсутствие пищи угнетает человека морально, ослабляет физически, усиливает воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды.
4. Страх. Снижает сопротивляемость организма жажде, голоду, климатическим факторам, ведет к принятию ошибочных решений, провоцирует панику, психические срывы.
5. Переутомление. Появляется в результате напряженных физических действий, недостаточной обеспеченности пищей, тяжелых климатогеографических условий, из-за отсутствия полноценного отдыха.
6. Стихийные бедствия: ураганы, смерчи, метели, песчаные бури, пожары, лавины, сели, наводнения, грозы.
7. Болезни. Наибольшую угрозу представляют травмы, болезни, связанные с воздействием климатических условий, отравления. Но не следует забывать, что в аварийной ситуации любая запущенная мозоль или микротравма может привести к трагическому исходу.
Факторы обеспечивающие выживание
Воля к жизни. При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. Отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы. Другое дело долговременное выживание. Рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические, психические нагрузки и кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил.
Выживание, основанное лишь на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Можно назвать это волей к жизни. Любое умение и знания становятся бессмысленными, если человек смирится с судьбой. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием «Я не хочу умирать», а поставленной целью - «Я должен выжить». Желание выжить не инстинкт, а осознанная необходимость. Инструмент выживания - различные стандартные и самодельные аварийные наборы и неприкосновенные запасы (например, нож выживания).
Если вы собираетесь в опасное путешествие, укомплектовать аварийные наборы надо заранее, исходя из конкретных условий похода, местности, времени года, количества участников. Все предметы должны быть опробованы на практике, многократно проверены, при необходимости продублированы. Общая физическая подготовка комментариев не требует. Психологическая подготовка складывается из суммы таких понятий, как психологическая уравновешенность каждого участника группы, психологическая совместимость участников, схоженность группы, реальное представление условий будущего маршрута, тренировочные походы, приближенные по нагрузкам и климатогеографическим условиям к реально предстоящим (а лучше двукратно превышающие их).
Немаловажное значение имеет правильная организация спасательных работ в группе, четкое распределение обязанностей в походном и аварийном режимах. Каждый должен знать, что делать в случае возникновения угрозы аварийной ситуации.
Естественно, что приведенный список далеко не исчерпывает все факторы, обеспечивающие долговременное выживание. Попав в аварийную ситуацию, в первую очередь необходимо решить, какой тактики следует придерживаться - активной (самостоятельный выход к людям) или пассивной (ожидание помощи). При пассивном выживании, когда есть абсолютная уверенность, что пропавшего или группу ищут, что спасателям известно их местонахождение, и если среди вас находится нетранспортабельный пострадавший, нужно немедленно приступить к строительству капитального лагеря, установке вокруг лагеря аварийных сигналов, обеспечению на месте продовольствием.
1.3 Обеспечение жизнедеятельности. Оценка обстановки и принятие обоснованного решения
Как вести себя в экстремальных случаях? Начнем с азов и вспомним ключевое для данной ситуации слово «SURVIVAL»:
S - оцени обстановку, распознавай опасности, ищи пути из безвыходного положения.
U - чрезмерная поспешность вредит, но решения принимай быстро.
R - запомни, где ты находишься, определи свое местонахождение.
V - победи страх и панику, постоянно контролируй себя, будь настойчивым, но если нужно - подчинись.
I - импровизируй, будь изобретательным.
V - дорожи средствами существования, признавай пределы своих возможностей.
A - веди себя как местный житель, умей оценивать людей.
L - научись все делать сам, будь самостоятельным и независимым.
Группа людей. Прежде всего, необходимо выбрать старшего, человека, знающего и способного предпринять все необходимые меры, направленные на выживание. Если ваша группа учтет нижеуказанные советы, то шансы на спасение и возвращение домой значительно возрастут. Следует:
· решения принимать только старшему группы независимо от обстановки;
· выполнять приказы только старшего группы;
· развивать в группе чувство взаимовыручки.
Все это поможет организовать действия группы так, чтобы наилучшим образом обеспечить выживание.
В первую очередь необходимо произвести оценку сложившейся обстановки, которая в свою очередь состоит из оценки факторов, влияющих на выживание.
1. состояние здоровья членов группы, физическое и психическое состояние;
2. воздействие внешней среды (температура воздуха и состояние атмосферных условий вообще, рельеф местности, растительность, наличие и близость водоисточников и т.п.).
3. наличие аварийных запасов пищи, воды и предметов аварийного снаряжения.
Оказать само- и взаимопомощь (при необходимости) и составить план действий, исходя из конкретных условий, который должен включать:
1. проведение ориентирования на местности и определение своего местоположения;
2. организация временного лагеря. Выбор подходящего места для строительства укрытия с учетом рельефа, растительности, водоисточников и т.п. Определение места приготовления пищи, хранения продуктов, размещения отхожего места, расположения сигнальных костров;
3. обеспечение связи и сигнализации, подготовка радиосредств, эксплуатация и уход за ними;
4. распределение обязанностей между членами группы;
5. установление дежурства, задачи дежурных и определение очередности дежурств;
6. подготовка средств визуальной сигнализации;
В результате должен быть выработан оптимальный режим поведения в сложившейся обстановке.
1.4 Специальные сигналы
Спасатели должны знать и уметь применять на практике специальные сигналы. Для обозначения собственного местонахождения спасатели могут использовать дым костра днем и яркий свет ночью. Если в костер бросить резину, куски изоляции, масляные тряпки, то будет выделяться черный дым, который хорошо виден в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в ясную погоду, в костер следует бросать зеленые листья, свежую траву, сырой мох.
Для подачи сигнала с земли воздушному транспортному средству (самолету) можно применять специальное сигнальное зеркало (рис.1). Необходимо держать его на расстоянии 25-30 см от лица и смотреть через визирное отверстие на самолет; поворачивая зеркало, совместить световое пятно с визирным отверстием. В случае отсутствия сигнального зеркала можно использовать предметы с блестящими поверхностями. Для визирования нужно проделать в центре предмета отверстие. Световой луч необходимо посылать вдоль всей линии горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума мотора самолета.
Рис. 1 Специальное сигнальное зеркало
Ночью для сигнализации могут быть использованы свет ручного электрического фонарика, факел, костер.
Костер, разведенный на плоту, является одним из сигналов бедствия.
Хорошие средства сигнализации - ярко окрашенные предметы и специальный красящий порошок (флюоресцин, уранин), которые разбрасываются на снегу, земле, воде, на льду при приближении самолета (вертолета).
В отдельных случаях могут использоваться звуковые сигналы (крик, выстрел, стук), сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Одним из последних достижений в разработке целеуказания является небольшой резиновый воздушный шар с нейлоновой оболочкой, покрытый четырьмя светящимися красками, под которым ночью вспыхивает лампочка; свет от нее хорошо виден на расстоянии 4-5 км. Перед запуском шар наполняется гелием из небольшой капсулы и удерживается на высоте 90 м нейлоновым тросом. Масса комплекта составляет 1,5 кг.
С целью облегчения поиска целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов «Земля - Воздух» (рис.2). Ее знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед, вытоптаны на снегу.
Рис. 2 Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля - Воздух»
1 - Нужен врач - серьезные телесные повреждения;
2 - Нужны медикаменты;
3 - Неспособны двигаться;
4 - Нужны пища и вода;
5 - Требуются оружие и боеприпасы,
6 - Требуются карта и компас:
7 - Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией;
8 - Укажите направление следования;
9 - Я двигаюсь в этом направлении;
10 - Попытаемся взлететь;
11 - Судно серьезно повреждено;
12 - Здесь можно безопасно совершить посадку;
13 - Требуются топливо и масло;
14 - Все в порядке;
15 - Нет или отрицательно;
16 - Да или положительно;
17 - Не понял;
18 - Требуется механик;
19 - Операции закончены;
20 - Ничего не обнаружено, продолжаем поиски;
21 - Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении;
22 - Мы нашли всех людей;
23 - Мы нашли только несколько человек:
24 - Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу;
25 - Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении.
1.5 Определение погодных условий
Наряду с умением подавать сигналы, спасатели должны уметь работать и жить в полевых условиях, учитывая метеорологические (погодные) факторы. Контроль за состоянием и предсказанием погоды осуществляют специальные метеослужбы. Информация о погоде передается по средствам связи, в специальных сводках, наносится на карты с помощью условных знаков.
При отсутствии сведений о погоде спасатели должны уметь ее определять и предсказывать по местным признакам. Для получения достоверной информации целесообразно делать прогноз погоды одновременно по нескольким из них.
Признаки устойчивой хорошей погоды :
1. Ночью тихо, днем ветер усиливается, а к вечеру затихает;
2. Направление ветра у земли совпадает с направлением движения облаков;
3. При заходе Солнца заря желтая, золотистая или розовая с зеленоватым отливом на отдаленном пространстве;
4. Ночью в низинах скапливается туман;
5. После захода Солнца на траве появляется роса, с восходом она исчезает.
6. В горах дымка покрывает вершины;
7. Ночью безоблачно, утром появляются облака, увеличиваются к полудню и исчезают к вечеру;
8. Муравьи не закрывают ходы в муравейнике;
9. Днем жарко, вечером прохладно.
Признаки приближения ненастья :
1. Ветер усиливается, становится более ровным, с одинаковой силой дует как днем, так и ночью, резко меняет направление;
2. Облачность усиливается. Кучевые облака к вечеру не исчезают, а прибавляются;
3. Вечерняя и утренняя зори красные;
4. Вечером кажется теплее, чем днем. В горах утром понижается температура;
5. Ночью нет росы или она очень слабая;
6. У земли туман появляется после захода Солнца, к восходу - рассеивается;
7. Днем небо мутнеет, становится белесоватым;
8. Венцы вокруг Луны уменьшаются;
9. Сильно мерцают звезды;
10. Куры и воробьи купаются в пыли;
11. Дым начинает стелиться по земле.
Признаки устойчивого ненастья :
1. Мелкий непрерывный дождь ;
2. У земли туман, роса;
3. И ночью, и днем умеренно тепло;
4. В воздухе сырость днем и ночью, даже при отсутствии дождя;
5. Малые, вплотную прилегающие к Луне венцы;
6. Звезды при мерцании отливают красным или синеватым светом;
7. Муравьи закрывают ходы;
8. Пчелы не покидают улья;
9. Вороны истошно кричат;
10. Мелкие птицы забиваются в середину кроны деревьев.
Признаки перемены погоды к лучшему
1. Дождь прекращается или идет с перерывами, к вечеру появляется стелющийся туман, выпадает роса;
2. Разница между дневной и ночной температурами увеличивается;
3. Резко холодает;
4. Воздух становится суше;
5. Небо в просветах ясное;
6. Венцы вокруг Луны увеличиваются;
7. Мерцание звезд уменьшается;
8. Вечерняя заря желтая;
9. Дым из труб и от костра поднимается вертикально;
10. Пчелы в ульях шумят. Стрижи и ласточки поднимаются выше;
11. Комары толкутся роем;
12. Угли в костре быстро покрываются золой;
Признаки устойчивой малооблачной погоды
1. Преобладание северного или северо-восточного ветра;
2. Скорость ветра небольшая;
3. Ночью стелющийся туман;
4. Обильный иней на травяном сушье или ветках деревьев;
5. Радужные столбы по бокам Солнца или красноватый столб через солнечный диск.
6. Закат с желтоватым отливом;
Признаки перемены на пасмурную, снежную погоду
1. Изменение направления ветра на юго-восток, затем на юго-запад;
2. Изменение ветра с юга на север и его усиление - к метели;
3. Увеличение облачности;
4. Начинается слабый снег;
5. Мороз ослабевает;
6. Появляются синие пятна над лесом;
7. Темные леса отражаются в низких плотных облаках.
Признаки устойчивой пасмурной, снежной погоды без больших морозов
1. Слабый мороз или, при юго-западном ветре, оттепель;
2. К оттепели синие пятна над лесом усиливаются;
3. Устойчивый юго-восточный или северо-восточный ветер;
5. Слабый непрерывный снег;
Признаки перемены на морозную погоду без осадков
1. Ветер с юго-западного переходит на западный или северо-западный, мороз усиливается;
2. Уменьшается облачность;
3. На травяном сушье и деревьях появляется иней;
4. Синие пятна над лесом ослабевают и вскоре совсем исчезают.
1.6 Организация бивуака
Погода предъявляет определенные требования к организации бивуака, временного жилья, быту и отдыху при многодневных поисково-спасательных работах. С учетом этого спасатели организуют бивуак. Он должен находиться на лавинобезопасных и камнепадобезопасных участках, вблизи от источника питьевой воды, иметь запас валежника или дров. Нельзя устраивать бивуак в высохших руслах горных рек, у отмели, в густом кустарнике, хвойных зарослях, вблизи сухих, дуплистых, гнилых деревьев, в зарослях цветущего рододендрона. После удаления с площадки камней, веток, мусора и ее выравнивания спасатели могут приступить к установке палатки. (Рис. 3)
Палатки отличаются конструктивными особенностями, вместимостью, материалом. Несмотря на это, все они предназначены для защиты человека от холода, дождя, ветра, сырости, насекомых.
Порядок установки палатки следующий:
1. развернуть палатку;
2. растянуть и закрепить дно;
3. установить стойки и натянуть оттяжки;
4. застегнуть выход и натянуть оттяжки крыши;
5. устранить складки на крыше путем натяжения (ослабления) оттяжек;
6. вырыть канаву вокруг палатки шириной и глубиной 8-10 см для отвода воды в случае дождя.
Под днище палатки можно уложить сухие листья, траву, папоротник, камыш, мох. При установке палатки на снегу (льду) на пол следует положить пустые рюкзаки, веревки, штормовки, одеяла, поролон.
Колышки забиваются под углом 45° к земле на глубину 20-25 см. Для закрепления палатки могут быть использованы деревья, камни, уступы. Заднюю стенку палатки необходимо расположить в сторону преобладающих ветров.
При отсутствии палатки можно переночевать под куском брезента, полиэтилена или оборудовать шалаш из подручных материалов (ветки, бревна, лапник, листья, камыш). Он устанавливается на ровном и сухом месте, на поляне или опушке леса.
Рис. 3 Варианты установки палаток
В условиях многоснежной зимы спасатели должны уметь устраивать укрытия в снегу. Самое простое из них - яма, вырытая вокруг дерева, размеры которой зависят от количества людей. Сверху яму необходимо закрыть ветками, плотной тканью, засыпать снегом для лучшей теплоизоляции. Можно построить снежную пещеру, снежную землянку, снежную траншею. При входе в снежное убежище следует очистить одежду от снега и грязи, взять с собой лопату или нож, которые могут быть использованы для проделывания вентиляционных отверстий и прохода в случае обрушения снега.
1.7 Использование костра как средство спасения
Для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды, сигнализации спасатели используют костры следующих типов: «шалаш», «колодец» («сруб»), «таежный», «нодья», «камин», «полинезийский», «звездный», «пирамида».
«Шалаш» удобен для быстрого приготовления чая и освещения лагеря. Этот костер очень «прожорлив», горит жарко.
«Колодец» («сруб») разжигают, если нужно приготовить пищу в большой посуде, просушить мокрую одежду.
В «колодце» топливо сгорает медленнее, чем в «шалаше»; образуется много углей, которые и создают высокую температуру.
На «таежном» можно приготовить пищу одновременно в нескольких котелках. На одно толстое полено (толщиной примерно 20 см) кладут несколько более тонких сухих поленьев, которые сближаются концами под углом 30°. обязательно с подветренной стороны. Топливо горит долго. Около такого костра можно расположиться на ночлег.
«Нодья» хорош для приготовления пиши, обогрева во время ночлега, сушки одежды и обуви. Близко друг к другу кладут два сухих бревна длиной до 3м, в зазоре между ними зажигают легковоспламеняющееся топливо (тонкие сухие веточки, бересту), после чего кладут сверху третье сухое бревно такой же длины и толщиной 20-25 см. Чтобы бревна не раскатывались, с двух сторон от них вбивают в землю рогульки. Они одновременно будут служить подставками для палки, на которую подвешивают котелки. Разгорается «нодья» медленно, зато горит ровным пламенем, несколько часов. Любой костер необходимо разводить только после тщательной подготовки площадки: сбора сухой травы и валежника, устройства углубления в земле, ограждения камнями места, где он будет разведен. Топливом для костра служат сухой древостой, трава, камыш, кустарник. Замечено, что много искр дают горящие ель, сосна, кедр, каштан, лиственница. Спокойно горят дуб, клен, вяз, бук.
Для быстрого разжигания костра нужна растопка (береста, мелкие сухие ветки и дрова, кусок резины, бумага, сухое топливо). Она плотно укладывается «шалашом» или «колодцем». Чтобы растопка лучше загоралась, в нее ставят кусочек свечи или кладут сухой спирт. Вокруг растопки укладывают более толстые сухие ветки, затем толстые дрова.
В сырую погоду или во время дождя костер необходимо прикрывать брезентом, рюкзаком, плотной тканью. Разжечь костер можно с помощью спичек, зажигалки, солнечного света и увеличительного стекла, трением, кремнем, выстрелом. В последнем случае необходимо:
1. вскрыть патрон и оставить в нем только порох;
2. сверху пороха уложить сухую вату;
3. выстрелить в землю, соблюдая при этом меры безопасности;
4. тлеющая вата обеспечит разжигание костра.
Для устройства костра в зимнее время необходимо расчистить снег до земли или соорудить на снегу настил из толстых бревен, иначе растаявший снег погасит огонь.
Чтобы костер не стал причиной пожара, его нельзя разводить под низко расположенными ветками деревьев, вблизи легковоспламеняющихся предметов, с подветренной, относительно бивуака, стороны, на торфяниках, вблизи камышовых и тростниковых зарослей, сухой травы, мха, в еловом и сосновом мелколесье. В этих местах огонь распространяется с большой скоростью и трудно поддается тушению.
С целью предотвращения распространения огня костер нужно окружить канавой или камнями. Безопасное расстояние от костра до палатки 10м. Для просушивания у костра одежды, обуви, снаряжения их следует развешивать на жердях или веревках, расположенных с подветренной стороны на достаточном удалении от огня. Обязательным правилом является тушение костра (водой, землей, снегом) при оставлении бивуака.
1.8 Добывание пищи и воды
Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т.е. использовать все, что дает природа.
На территории нашей страны произрастает свыше 2000 растений, частично или полностью пригодных в пищу.
При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2% растений могут вызвать тяжелые, и даже смертельные отравления. Для предупреждения отравления необходимо различать такие ядовитые растения, как вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый (цикута), белена горькая и др. Пищевые отравления вызывают ядовитые вещества, содержащиеся в некоторых грибах: бледной поганке, мухоморе, ложном опенке, ложной лисичке и др.
От употребления незнакомых растений, ягод, грибов лучше воздержаться. При вынужденном использовании их в пищу рекомендуется съесть за один раз не более 1 - 2 г пищевой массы, при возможности запивая большим количеством воды (растительный яд, содержащийся в такой пропорции, не нанесет организму серьезного вреда). Подождать 1 -2 часа. Если нет признаков отравления (тошноты, рвоты, боли в животе, головокружения, расстройств кишечника), можно съесть дополнительно 10 - 15 г. Через сутки можно есть без ограничений.
Косвенным признаком съедобности растения могут служить: плоды, поклеванные птицами; множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьях; птичий помет на ветках, стволах; растения, обглоданные животными; плоды, обнаруженные в гнездах и норах. Незнакомые плоды, луковицы, клубни и т.п. желательно проварить. Варка уничтожает многие органические яды.
В условиях автономного существования рыбалка, пожалуй, наиболее доступный способ обеспечить себя питанием. Рыба обладает большей энергетической ценностью, чем растительные плоды, и менее трудоемко, чем охота.
Рыболовную снасть можно изготовить из подручных материалов: леску - из распущенных шнурков ботинок, нити, вытащенной из одежды, расплетенной веревки, крючки - из булавок, сережек, заколок от значков, «невидимок», а блесны - из металлических и перламутровых пуговиц, монет и т.п.
Мясо рыбы допустимо есть сырым, но лучше нарезать его на узкие полоски, высушить их на солнце, так оно станет вкуснее и дольше сохраниться. Во избежание отравления рыбой надо соблюдать определенные правила. Нельзя есть рыб, покрытых колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыб, не покрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов. Нельзя есть несвежую рыбу - с жабрами, покрытыми слизью, с провалившимися глазами, дряблой кожей, с неприятным запахом, с грязной и легко отделяющейся чешуей, с мясом, легко отстающим от костей и особенно от позвоночника. Незнакомую и сомнительную рыбу лучше не есть. Не следует также употреблять рыбью икру, молоки, печень, т.к. они часто бывают ядовитыми.
Охота - наиболее предпочтительный, в зимнее время единственный способ обеспечить себя питанием. Но в отличие от рыбалки охота требует от человека достаточного умения, навыков, больших трудозатрат.
Мелких животных и птицу добывать сравнительно не трудно. Для этого можно использовать ловушки, силки, петли и другие приспособления.
Добытое мясо зверька, птицы поджаривают на примитивном вертеле. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая. После приготовления обуглившаяся шкурка удаляется, и тушка очищается от внутренности. Мясо более крупной дичи целесообразно после потрошения и очистки обжечь на сильном огне, а затем дожаривать на углях.
Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи.
Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, ее следует очистить от примесей и обеззаразить. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 - 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком. Можно выкопать неглубокую ямку в полуметре от края водоема, и она через некоторое время наполнится чистой, прозрачной водой.
Самый надежный способ обеззараживания воды - кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни.
1.9 Профилактика и лечение заболеваний
В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения, ушибы, ожоги, отравления, заболевания и т.п., знания приемов самопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать на свои силы.
Для защиты от комаров, мошки необходимо смазывать открытые участки тела тонким слоем глины. Для отпугивания насекомых широко используют дымокуренные костры. Чтобы выгнать перед сном насекомых из шалаша, на толстый кусок коры накладывают горящие угли, а сверху прикрывают влажным мхом. Дымокурницу вносят в укрытие, держат там, пока оно не заполнится дымом, а затем хорошо проветривают и плотно закрывают вход. На ночь дымокурницу оставляют у входа с подветренной стороны, чтобы дым, отпугивая насекомых, не проникал в убежище.
Во время переходов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не наступить на змею. При неожиданной встрече со змеей необходимо остановиться, дать ей уползти и не преследовать ее. Если же змея проявляет агрессивность, немедленно нанести сильный удар по голове, а затем добить ее. При укусе ядовитой змеи необходимо тщательно отсосать яд (если во рту и на губах нет трещин) и выплюнуть его. Промыть рану и наложить повязку.
В лечении заболеваний следует широко использовать некоторые растения.
Кора ясеня оказывает противовоспалительное действие. Для этого следует снять кору с не очень молодой, но и не очень старой ветки и приложить сочной стороной к ранке. Хорошо помогают свежие толченые листья крапивы. Они способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление ткани. Для этих же целей рану можно присыпать зеленовато-коричневой пыльцой зрелого гриба дождевика, туго зажимая порез вывернутой наизнанку бархатистой кожицей того же гриба.
Пух кипрея, камыш, льняную и конопляную паклю можно использовать как вату.
Жгучий красноватый сок медуницы может заменить йод. А белый мох используется в качестве перевязочного средства с дезинфицирующим действием. Свежий сок подорожника и полыни останавливает кровотечение и обеззараживает раны, обладает болеутоляющим и заживляющим действием. Незаменимо это средство и при сильных ушибах, растяжении связок, а так же при укусах ос и шмелей. Листья подорожника и полыни измельчают и прикладывают к ране.
Список используемой литературы
1. Аварии и катастрофы. М., Издательство Ассоциации строительных ВУЗов, 1998.
2. Военная топография. М., Воениздат, 1980.
3. Выживание. Мн., «Лазурак », 1996.
4. Катастрофы и человек. М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
5. Первая помощь при травмах и других жизнеугрожающих ситуациях. СПб., ООО «Издательство ДНК», 2001.
6. Поисково-спасательные работы. М., МЧС России, 2000.
7. Самоспасение без снаряжения. М., «Русский журнал», 2000.
8. Учебное пособие «Основы военной топографии» Светлая Роща, ИППК МЧС Республики Беларусь, 2001.
9. http://www.geoenv.ru/science/osipov_paper/osipov_paper-rus.htm.
10. http://www.ecosafe.nw.ru/Danger/mainDang.htm.
11. www.bgd-ru.ru.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные понятия выживания. Что такое экстремальные условия, экстремальная ситуация. Цели, задачи спасателей по вопросам выживания. Роль неблагоприятных факторов, обстоятельства, обеспечивающие выживание. Оценка обстановки, принятие обоснованного решения.
реферат , добавлен 18.02.2010
Экстремальные ситуации и направления их анализа. Туризм школа выживания в экстремальных ситуациях автономного существования: ориентирование, бивуак, разведение костра, питание, принципы оказания первой медицинской помощи, способы подачи сигнала бедствия.
реферат , добавлен 02.06.2014
Повышение квалификации и переподготовка спасателей, организаторов и специалистов по аварийно-спасательному делу Российской Федерации и зарубежных стран. Психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях. Основные задачи обучения спасателей.
презентация , добавлен 11.05.2012
Определение и характеристики экстремальной ситуации. Классификация факторов риска и выживания. Рассмотрение особенностей радиационных аварии и их источников. Описание мер, предпринимаемых при нападении и грабеже. Основные правила поведения при захвате.
контрольная работа , добавлен 17.06.2015
Основные пути преодоления экстремальных ситуаций. Способы добычи пищи и воды, разведения костров и оборудование жилища. Факторы, которые осложняют борьбу за выживание. Задачи, возникающие перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования.
курсовая работа , добавлен 08.06.2016
Разновидность и характеристика землетрясений, их параметры. Основные типы сейсмических волн. Процесс и способы выживания при землетрясениях. Поведение в зоне бедствия, ликвидация последствий землетрясения. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
реферат , добавлен 23.07.2009
Неотложные задачи выживания в условиях автономного существования. Построение временного укрытия, поиск еды и питья. Установление связи и подготовка средств сигнализации. Защита от воздействия факторов окружающей природной среды. Первая медицинская помощь.
реферат , добавлен 10.03.2017
Технология ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей. Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему. Требования правил техники безопасности.
реферат , добавлен 19.03.2015
Характеристика условий и особенности существования человека в искусственно созданном им мире (город, село). Сущность автономного существования человека в природе. Рекомендации по выживанию в условиях автономного существования, голода, холода, жары, жажды.
курсовая работа , добавлен 28.11.2010
Виды аварийных ситуаций на море. Судовые и индивидуальные, коллективные и вспомогательные спасательные средства. Выживание на море. Борьба с пожаром на судне. Оказание первой медицинской помощи. Конструкция и использование спасательных кругов и жилетов.
Японская промышленность после Второй мировой войны полностью отказалась от очистки сточных вод . В результате содержание ртути в прибрежных водах составило до 20 мг на килограмм. Рыба здесь практически не могла уже плавать, но зато ее было легко ловить. Только после гибели нескольких сотен рыбаков правительство наложило запрет на рыбную ловлю. Похожая картина наблюдалась в Швеции. Кошки, которых кормили мясом щуки, выловленной в Балтийском море, умирали через 2-3 месяца. Правительство страны рекомендовало населению уменьшить рыбный рацион. Много людей гибнет в состоянии алкогольного опьянения. Так, из 8 тыс. погибших и 50 тыс. травмированных на производстве ежегодно в России более 30% были пьяны. По международной статистике, из 300 человек, укушенных змеями, умирают 20 человек. А ведь змеи могут быть агрессивны только в том случае, если человек сам нападает на них или разрушает их гнезда. Мировая история ЧС показывает, насколько разнообразными они могут быть по причинам возникновения и механизмам протекания и как ужасны - по своим последствиям. Нарушая глобальные законы природы, человечество обречено находиться с ней в конфронтации. Поэтому количество ЧС, по прогнозам ученых, будет, к сожалению, увеличиваться. А значит, никогда не отпадет нужда в специалистах, способных оказать помощь людям, попавшим в беду. Работа спасателей в условиях ЧС предъявляет повышенные требования к уровню их профессиональной подготовки. |
||
Глава 2
Требования к уровню профессиональной подготовки
Квалификационные характеристики спасателей
Первоначальное (базовое обучение спасателей)
Непрерывное обучение (учебная программа)
Тематический план теоретических занятий
Тематический план практических занятий
Полигонно-тренажерный метод - введение
Общая физическая подготовка (ОФП) - введение
Годовой план-график по ОФП
Примерный комплекс занятий (недельный)
Критерии оценки теоретических знаний
Критерии оценки практических умений и навыков
Оценки - перемещение на тренажере
"Полоса препятствий"
Оценки - ручной рычажный механизм
Оценки - технические навыки
Оценка - уровень физ. подготовки -
общая работоспособность, быстрота движений, гибкость (подвижность) суставов, сила мышц, кистей,
вестибулярная устойчивость, сила мышц рук и спины
Оценка - уровень физ. подготовки - гибкость позвоночника,
глазомер, частота сердечных сокращений
Оценка - психологическая подготовка - мимика, пантомимика,
вегетативно-сосудистые реакции, изменение голоса и речи,
напряженность
Критерии оценки специальной подготовки - вскрытие
индивидуального перевязочного пакета, наложение повязок,
применение шприц-тюбика, надевание противогаза
Положение об аттестации
Протокол аттестации
Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей МЧС России
умения | |
В Законе РФ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" регламентированы вопросы обязательного профессионального обучения спасателей (ст. 1, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 27, 28). Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей. Спасатель должен уметь: Подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации; Спасатель должен знать: Причины, последствия и характер протекания ЧС антропогенного и природного характера; Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими
, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами
: |
|
Квалификационные характеристики спасателей
спасатель международного класса | |
Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий. Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ. Спасатель международного класса Должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; Спасатель первого класса Должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; Спасатель второго класса должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Спасатель третьего класса должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя. Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное. |
|
Первоначальное (базовое) обучение спасателей
Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.
Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов следующих учебных программ:
- "Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации
" (М., 1992);
- "Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях
" (М., 1992);
- "Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации
" (М., 1992).
Непрерывное
обучение
(учебная программа подготовки спасателей
учебная программа | |
Непрерывное обучение является основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России и осуществляется на основе представленной ниже учебной программы. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ 1. Настоящая программа предназначена
для систематического проведения занятий по повышению профессионального уровня спасателей ПСС МЧС России. 8. После завершения обучения по данной программе спасатель должен знать:
После завершения обучения по данной программе спасатель должен уметь:
|
|
Тематический план
теоретических занятий
по подготовке спасателей
Регион ответственности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация и проведение поисково-спасательных работ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструменты, машины, механизмы, приспособления, приборы, средства, применяемые при проведении поисково-спасательных работ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Картография, топография, ориентирование на местности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление и связь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техника безопасности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реабилитационные мероприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Делопроизводство при организации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примеры чрезвычайных ситуаций в регионе ответственности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности организации и проведения ПСР: Тема № 6 Инструменты, машины, механизмы,
Технические средства и оборудование, применяемые при проведении ПСР, организация их хранения, проверка и подготовка к работе. Инструменты: механизированные, немеханизированные, электрические, пневматические, пиротехнические, гидравлические, специальные. Механизмы: грузоподъемные, транспортные, блокировочные. Приспособления всех видов и модификаций. Приборы: наблюдения, поиска, по определению физических характеристик, разведки. Средства: передвижения (транспортировки), защиты, управления, связи и оповещения, поиска пострадавших, оказания первой медицинской помощи, эвакуации, жизнеобеспечения, обеззараживания, наблюдения, сигнализации. Оборудование: используемое в ЧС в зависимости от их характера и масштабов. Тема № 7 Картография, топография, ориентирование на местности Карты: назначение, масштаб, условные обозначения. Ориентирование на местности: по географическим особенностям, природным признакам, солнцу, звездам, ветру. Ориентирование в замкнутых пространствах, под водой, в условиях задымленности. Тема № 8 Основы выживания Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека. Управление и связь при проведении поисково-спасательных работ Значение управления и связи при подготовке и проведении ПСР. Средства управления и связи: Телефоны, телефаксы, пейджеры. Типы раций, технические характеристики, условия применения. Управление сигналами, знаками. Шифры. Коды. Кодировка. Дешифровка. Тема № 10 Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ Нормативно-техническая и правовая база охраны труда . Статистика травматизма спасателей МЧС России. Травмоопасные и вредные факторы деятельности спасателей. Средства защиты: коллективные, индивидуальные. Тема № 11 Реабилитационные мероприятия Методики восстановления.
Тема № 12 Делопроизводство
Законы, указы, постановления, приказы, подзаконные акты, указания, директивы, распоряжения, инструкции, рекомендации. Журналы учета ПСР. Тема № 13 Примеры чрезвычайных ситуаций
Ознакомление со статистическими данными о ЧС за последние годы. Тема № 14 Проведение деловых игр
Характеристика региона ответственности. Решение проблемных задач по действиям спасателей при проведении ПСР в различных ЧС. Разбор действий и ошибок спасателей и ПСФ. Тематический план практических занятий по подготовке спасателей Наряду с обучением по представленной ниже программой, спасатели могут быть направлены в специализированные учебные заведения - на курсы, семинары, в учебные центры и учебные комбинаты для получения смежных профессий.
Тема № 1 Организация взаимодействия между
Изучение и практическое формирование навыков применения условных знаков, сигналов, приемов получения информации и оповещения в различных ЧС. Отработка приемов передачи информации сигнальными флажками, руками. Подача сигналов с использованием звуковой и световой сигнализации. Подготовка к работе и эксплуатации средств радиосвязи, телефонной связи. Организация связи между спасателями с применением переносных раций, радиотелефонов. Тема № 2 Действия личного состава формирования при получении сигнала о ЧС Порядок приведения личного состава в готовность. Тема № 3 Выдвижение в район проведения поисково-спасательных работ Формирование навыков работы спасателей при перемещении и преодолении препятствий в различных ситуациях. Тема № 4 Организация временного лагеря Формирование навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности. Тема № 5 Оборудование, применяемое при проведении
Формирование навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, устройств, механизмов, технических средств, приборов, применяемых при проведении ПСР. Тема № 6 Поиск пострадавших
Тема № 7 Такелажные работы.
Формирование навыков выбора места для установки грузоподъемного средства: Определение способов и средств строповки (обвязки) грузов. Выбор безопасного места нахождения спасателей и траектории перемещения грузов при проведении такелажных работ. Формирование навыков подачи сигналов руками, сигнальными флажками, голосом. Тема № 8 Газоэлектросварочные работы.
Подготовка источников энергии к работе (сварочные трансформаторы, генераторы). Формирование навыков резки и сварки металлических изделий. Противопожарные мероприятия. Выполнение работ в различных пространственных положениях, стесненных условиях, замкнутых пространствах. Средства защиты. Тема № 9 Пиротехнические работы.
Материалы, используемые для выполнения пиротехнических работ. Формирование навыков определения места, количества и способа закрепления (установки) заряда. Определение оптимального способа детонации заряда. Выбор безопасного места укрытия с учетом поля осколочного разлета. Отработка приемов выполнения пиротехнических работ. Выполнение последующих работ (обработка и очистка поверхностей) Тема № 10 Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Отработка приемов ликвидации последствий аварий, катастроф на транспорте Отработка приемов тушения пожаров, проникновения в транспортное средство, поиска пострадавших, их освобождения, транспортировки, оказания помощи. Перекачка горюче-смазочных и отравляющих веществ из аварийных цистерн. Формирование навыков работы в условиях действия отравляющих веществ, дыма, в ночное время, при воздействии неблагоприятных погодных условий. Выполнение ПСР в различных условиях Тема № 11 Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Профилактические мероприятия: Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме. Тема № 12 Пожары и взрывы техногенного происхождения.
Определение причины, характера и силы пожара. Формирование навыков поиска пострадавших, их транспортировки, оказания помощи. Тема № 13 Радиационное заражение. Формироваание
Формирование навыков проведения разведки очага радиационного заражения. Определение уровня радиации и времени безопасного пребывания в очаге радиационного заражения. Формирование навыков применения средств защиты. Проведение поиска пострадавших, оказание им помощи, транспортировка. Проведение дезактивационных мероприятий. Тема № 14 Химическое заражение. Формироваание
Определение и локализация источника химического заражения. Проведение химической разведки. Определение состава и концентрации СДЯВ. Использование средств защиты. Поиск пострадавших, оказание им помощи, транспортировка. Проведение дегазационных мероприятий. Тема № 15 Аварии и катастрофы на магистральных
Определение места источника аварии. Формирование навыков локализации или ликвидации источника ЧС. Отработка приемов перекрытия доступа продуктов в трубопроводы (установка запорной арматуры, заглушек, фланцев). Проведение послеаварийных работ. Тема № 16 Эпидемиологическая опасность.
Средства защиты. Тема № 17 Ориетирование на местности.
Определение сторон горизонта. Тема № 18 Организация и проведение
Определение у спасателей уровней физической работоспособности и мощности. Определение индивидуально допустимых физических нагрузок для спасателей. Определение времени отдыха и уровня калорийности питания спасателей, необходимых для их быстрого восстановления после рабочих нагрузок. Определение реабилитационных и лечебных мероприятий для спасателей, выполняющих работы в условиях воздействия на них различных поражающих факторов ЧС. Проведение активных методов отдыха. Тема № 19 Аутогенная тренировка Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование навыков быстрого восстановления работоспособности, снятия усталости и боли. Тема № 20 Изменяющиеся условия чрезвычайных ситуаций.
Работа в разное время суток. Приемы выживания. Формирование
Определение последовательности действий. Тема № 22 Огневая подготовка Практические занятия по огневой подготовке. Тема № 23 Формирование практических навыков
Освоение приемов и методов воздействия на большие группы людей. Особенности работы с дружелюбно и враждебно настроенными группами людей, людьми, охваченными паникой, массовым психозом. Взаимодействие с большими группами людей при проведении эвакуации. Тема № 24 Безопасные навыки работы. Формирование
Формирование навыков оценки ситуации по внешним признакам и показаниям приборов. Формирование навыков установки временных устройств и приспособлений для локализации очага ЧС. Тема № 25 Транспортное обеспечение
Формирование навыков работы с транспортными средствами. Тема № 26 Адаптация спасателей к работе
Адаптация к работе на высоте, под водой, под землей, в условиях высокогорья, при воздействии нескольких экстремальных факторов. Тема № 27 Потенциальные опасности
Полигонно-тренажерный метод (введение) Преимущество полигонно-тренажерного метода по сравнению с традиционными методами заключается в использовании специальных технических средств обучения - тренажеров, которые обеспечивают возможность максимального приближения учебного процесса к реальным условиям, моделирования практически любых ЧС, их многократного повторения. Номенклатура тренажеров, необходимых для организации и проведения практического обучения спасателей, разработана на основе изучения условий их труда и характера деятельности. Применение тренажеров позволяет не только сформировать у спасателей необходимые для их работы умения и навыки, но и повысить мастерство в ходе соревнований и тренировок. Оптимальные результаты обучения достигаются при использовании не отдельных тренажеров, а специализированного полигонно-тренажерного комплекса. Развитие общей физической работоспособности и специальных физических качеств у спасателей Специфические особенности трудовой деятельности спасателей при ликвидации последствий ЧС предъявляют повышенные требования к уровню их физической подготовки. Для развития и поддержания высокой степени общей физической работоспособности (ОФР) и физических качеств (сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость) целесообразно использовать специальную методику, которая обеспечивает возможность проведения занятий даже при отсутствии спортивного зала и спортивного инвентаря . Занятия по развитию ОФР ифизических качеств проводятся в ПСФ по 2 ч ежедневно. Поставленные задачи решаются с помощью следующих основных упражнений: Пояснительная записка Занятия по общефизической подготовке (ОФП) первого месяца обучения направлены на изучение упражнений, их правильное выполнение, адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам скоростного и скоростно-силового характера. Годовой план занятий предусматривает постепенное (от недели к неделе, от месяца к месяцу) увеличение объема и интенсивности рекомендуемых упражнений. В предлагаемом плане увеличение дозировки выглядит следующим образом: Годовой план-график
занятий по общефизической подготовке
Критерии оценки теоретических знаний Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня усвоения спасателями необходимых для данной профессии знаний, а также возможностью их эффективного использования на практике. Эта оценка складывается из текущих оценок, полученных на теоретических занятиях, и оценок, выставленных на зачетах и экзаменах. В основу оценки теоретических знаний спасателей положена традиционная пятибалльная система. Критерии оценки практических умений и навыков (на тренажере "Вышка")
(на тренажере "Полоса препятствий")
Критерии оценки практических умений и навыков (динамическая работа ручными рычажными механизмами) Критерии оценки практических умений и навыков (технические навыки) Сборка фланцевого соединения
|