Новые правила осуществления закупок бюджетными учреждениями. Организация закупок бюджетными учреждениями Планирование государственных закупок бюджетным учреждением особенности

Обязано ли государственное бюджетное учреждения здравоохранения, оказывающее услуги по полюсу обязательного медицинского страхования (оплата которых осуществляется из фонда обязательного медицинского страхования), при расходовании полученных за указанные услуги денежные средства применять положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ и осуществлять закупки за счет указанных средств в соответствии с Законом 44-ФЗ? То же касается средств, полученных ГБУЗ за счет оказания платных услуг населению.

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Частью 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, при которых бюджетные учреждения при наличии правового акта, принятого таким бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вправе осуществлять в соответствующем году закупки с соблюдением требований Закона №223-Ф3.

Среди случаев определены, в том числе, случаи, когда БУ осуществляет закупку за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Таким образом, если речь идет о расходовании средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, то применяются нормы Закона № 44-ФЗ.

Если речь идет об иных платных услугах не в рамках ОМС, то возможно применение Закона № 223-ФЗ на установленных условиях.

Вправе ли учреждение, которое работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ, тратить собственные доходы по 44-ФЗ

Законодатель предоставил заказчику право выбора, по какому закону тратить собственные доходы. Вывод следует из части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтверждает Минэкономразвития России в письме от 28 декабря 2015 года № Д28и-3713.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки за счет средств. перечисленных в ч.2 ст.15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

То есть, если, бюджетное учреждение, например, в 2014 г. приняло, утвердило и разместило до 1 апреля 2014 г. положение о закупках/приняло решение об осуществлении указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупках, то такие закупки (за счет перечисленных средств) в 2014 г. должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупках. И по тому, и по другому закону указанные средства одновременно расходоваться, по мнению экспертов, в таком случае не могут.

При этом остальные закупки (за счет каких-то иных внебюджетных средств, не указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, если они предполагаются и имеются у бюджетного учреждения) могут при этом осуществляться по Закону № 44-ФЗ.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Что касается возможности осуществления закупок "единоразово" на сумму до 300 тыс. руб. без проведения торгов, т.е. у единственного поставщика", то данное право должно быть предусмотрено в Положении о закупке (то есть такие закупки возможны, если это предусматривается положением). При этом не имеет значения, что по Закону № 44-ФЗ учреждение ограничено покупками у единственного поставщика на сумму до 100 тыс руб.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Государственное бюджетное учреждение производит закупки по федеральному закону № 223 или № 44?

Сообщаю Вам следующее:

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ , и иных средств ( Закона N 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта , по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе ( Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям N 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с N 44-ФЗ или N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года , в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году ( Закона N 44-ФЗ).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с N 44-ФЗ или N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году ( Закона N 44-ФЗ).

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги . Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 02.10.2018.

Вопрос недели: По какому Федеральному закону может производить закупки Государственное бюджетное учреждение?

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правомерно ли осуществление закупки на основании Закона N 44-ФЗ, если расходуются исключительно средства от приносящей доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном N 44-ФЗ, или в соответствии с N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году ( Закона N 44-ФЗ).
С одной стороны, приведенные положения могут рассматриваться как исключающие возможность осуществления бюджетным учреждением, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет средств от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном N 44-ФЗ. С другой стороны, как видно из формулировки Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право бюджетного учреждения, разместившего в установленном порядке положение о закупке, осуществлять закупки за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с этим положением и N 223-ФЗ. В этом смысле Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании N 223-ФЗ. Ни указанные выше законы, ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих запрет на осуществление бюджетными учреждениями, применяющими N 223-ФЗ, закупок за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с требованиями N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 02.07.2015 N 04-05/3989). В связи с этим и ответственности за осуществление в подобной ситуации бюджетным учреждением закупки в соответствии с положениями N 44-ФЗ исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности законодательством не предусмотрено. Более того, из положений N 44-ФЗ следует, что закупки, финансируемые частично из бюджетных, а частично из внебюджетных средств, должны осуществляться именно в соответствии с этим законом, на что неоднократно обращали внимание представители Минэкономразвития РФ (смотрите письмо от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо от 04.03.2016 N Д28и-545, вопросы 2-4 в письме от 06.06.2016 N Д28и-1484).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выходные данные сборника:

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Пивоварова Ольга Николаевна

канд. ист. наук, доцент Кубанского Государственного университета, РФ, г. Краснодар

FEATURES PURCHASES FOR THE NEEDS BUDGETARY INSTITUTIONS IN CONTRACT SYSTEM

Olga Pivovarova

Ph.D., Associate Professor of Kuban State University, Russia Krasnodar

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются новшества законодательства, регулирующего процедуру закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд применительно к бюджетным учреждениям в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Используемый метод - сравнительно-аналитический. В результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности применения нового порядка осуществления закупок для нужд бюджетных учреждений в рамках принятой контрактной системы.

ABSTRACT

This article discusses new legislation governing the procurement of goods, works and services for public and municipal needs in relation to budgetary institutions in accordance with the requirements of existing regulations. The method used is the comparative. The study concluded that the use of the new procedure for procurement for the needs of public institutions under the federal contract system.

Ключевые слова: бюджетное учреждение; приносящая доход деятельность; контрактная система.

Keywords: budgetary institution; income-generating activities; the contract system.

Проведение эффективной бюджетной политики является приоритетным направлением финансовой деятельности публично-правового образования. В связи с этим при регулировании бюджетных отношений необходимо создавать условия и использовать механизмы, способствующие повышению эффективности в процессе управления бюджетными средствами, усилению ответственности участников бюджетного процесса при осуществлении операций по расходованию выделяемых средств из бюджетов.

Усиленное внимание к вопросам развития финансово-правовых механизмов управления государственными финансами, обусловлено усложняющимися социально-экономическими отношениями, преобразованиями в бюджетной сфере, а также негативным влиянием мирового финансового кризиса, вызвавшим острую потребность экономии бюджетных средств.

Наряду с необходимостью экономии, и даже в большей мере, необходимо отметить возросшую значимость эффективного расходования бюджетных средств, достижения тех целей, которые государственный или муниципальный заказчик ставил перед собой, осуществляя закупку. Ведь, как показала практика, зачастую, потребности заказчика не возможно удовлетворить, не осуществляя достаточно объемных затрат: допустим, речь идет о поставке и пусконаладке наисовременнейшего оборудования, об услугах «узких» специалистов, о реконструкции сложных объектов, представляющих историческую и культурную ценность. При закупке некоторых видов товаров, работ, услуг, приоритетом выступает не цена сама по себе, а именно необходимость осуществить запланированное, и, причем, при стопроцентном соблюдении всех требований к качеству.

В качестве одного из инструментов государственного воздействия на социально-экономические процессы, можно рассматривать создаваемую в стране Контрактную систему, основополагающим документом которой стал Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , явившийся следующей ступенью реформирования системы государственного заказа в Российской федерации.

Согласно ставшему традиционным подходом к данному определению за период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления их функций и полномочий (в том числе для реализации целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация,

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления органами местного самоуправления соответствующих функций и полномочий.

Резюмируя вышесказанное, автор приходит к выводу, что приобретение на средства, выделенные из бюджета любого уровня различных товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных и муниципальных нужд - это и есть государственные закупки.

Проведение закупок требует от заказчика полноты и четкости планирования, тщательной обоснованности расходов и строгой отчетности.

Универсальность и единообразие процедур осуществления закупок получателями бюджетных средств изначально устанавливались Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» .

Между тем, бюджетная система Российской Федерации продолжает реформироваться, и важным этапом бюджетной реформы, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов по обеспечению потребностей граждан в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, стал вступивший в силу Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» .

Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ внесены поправки более чем в два десятка федеральных законов. В том числе, важные изменения внесены и в Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в Бюджетный кодекс РФ.

Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ является основным правовым актом по регулированию функционирования учреждений бюджетной системы, в ходе реализации которого изменился правовой статус действующих ранее бюджетных учреждений.

Статья 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации была дополнена новыми положениями, согласно которым государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными. Порядок финансового обеспечения их деятельности регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Казенные учреждения заключают государственные контракты, тогда как бюджетные учреждения - гражданско-правовые договоры. В рамках Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ правовой статус данных документов был равнозначен, и порядок принятия бюджетных обязательств для данных видов учреждений был процедурно одинаков.

Между тем, утвержденная контрактная система в Российской Федерации впервые за весь период существования регламентированного процесса закупок для государственных и муниципальных нужд предоставила бюджетным учреждениям возможность изменить порядок принятия бюджетных обязательств, например, в части средств от иной приносящей доход деятельности.

Согласно нормам, содержащимся в пункте 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ , при наличии Положения о закупках, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Положения закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренного его учредительными документами основных видов деятельности.

Бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки для собственных нужд с применением норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . Исключение законодатель установил для средств субсидий и средств, получаемых учреждением в рамках обязательного медицинского страхования. Данная норма - беспрецедентна. Подобной практики не существовало ранее. До января 2014 года все денежные средства, которыми располагало, так или иначе, из различных источников финансирования бюджетное учреждение, оно должно было тратить только по единым определенным правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Более того, текст самого закона о закупках отдельными видами юридических лиц, не содержал до недавнего времени корреспондирующих норм, совсем не затрагивая в своей сфере регулирования бюджетные учреждения.

Согласно положениям пункта 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Из пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ следует, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» разъяснило, что бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг должны заключать гражданско-правовые договоры от имени учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу 1 января 2014 года, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов различных уровней, и иных средств в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 .

По мнению автора, основной акцент при рассмотрении нововведений, касающихся порядка расходования денежных средств бюджетным учреждением, необходимо сделать именно на том, что применение иного порядка при закупках товаров, работ, услуг для нужд бюджетного учреждения, это - право, а не обязанность. Причем, право, которое приобретается строго по итогам выполнения определенных Федеральными законами процедур его реализации.

До 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями также должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При этом считаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, например, требования к составу и порядок работы закупочной комиссии.

Если нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривают определенные процедуры закупок и четкий порядок их осуществления, а также ответственность за отклонения заказчика, в том числе, от регламентированных законом сроков, то положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ носят рамочный характер, предписывая заказчику самостоятельно сформировать Положение о закупке, в соответствии с которым он и будет осуществлять закупочную деятельность следующий календарный год после его утверждения.

Данное Положение о закупках должно содержать подробное описание порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг. Данный порядок бюджетное учреждение устанавливает с учетом, наряду с другими, требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . Это означает, что формируя данный порядок, учреждение должно устанавливать единые подходы и критерии оценки заявок, а также единые требования ко всем возможным участникам закупки, которая будет осуществляться на основании утвержденного Положения.

Основные принципы, продекларированные в законе о защите конкуренции, обязательны для применения во всех закупках, осуществляемых за счет бюджетных средств. При этом, независимо от того, закупает ли заказчик товары по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ или его закупки осуществляются на основании Положения, заказчик обязан обеспечить равноправие участников: ко всем поставщикам, подрядчикам, исполнителям, которые подают заявки на участие закупках, предъявляются одинаковые, заранее известные таким участникам требования, а также предоставляются равные права на получение информации о процедуре закупки, разъяснение заказчиком содержания документации о закупке, а также мотивировочной части протоколов рассмотрения заявок на участие.

В своем Положении о закупках бюджетное учреждение самостоятельно устанавливает не только виды способов закупки, но и условия выбора этого способа. Будет ли бюджетное учреждение проводить открытые конкурсы, и в каких случаях, будет ли использоваться при закупках товаров, работ, услуг запрос коммерческих предложений, возможны ли конкурентные переговоры, что учреждение закупит так называемыми прямыми договорами: все эти вопросы регулируются бюджетным учреждением в Положении.

Безусловно, возможность организовать закупочный процесс в учреждении с учетом особенностей как его государственного или муниципального задания, так и организационно-штатной структуры или иных специфических факторов, например, территориальной удаленности или близости от основных хозяйствующих субъектов функционирующего рынка закупаемых учреждением товаров, работ, услуг, - это очень важная составляющая процесса повышения эффективности расходов, осуществляемых бюджетным учреждением. Данной самостоятельности нет у казенных учреждений, поэтому, зачастую, закупки по объективным причинам, например, из-за предусмотренных законодательством сроков проведения процедуры закупки, осуществляются гораздо медленнее, чем того требуют нужды ежедневного функционирования учреждения.

Строго регламентирован предельный размер средств, которые заказчик может израсходовать на свои нужды без использования конкурентных способов закупки, и размер это весьма скромен - 5 % от суммы средств, выделенных на все закупки заказчика на текущий год. Для бюджетных учреждений есть возможность в Положении предусмотреть любой порядок закупки, в том числе установить случаи закупки у единственного поставщика по своему усмотрению.

Положение о закупках бюджетного учреждения утверждается учредителем в силу норм части 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ . Следует отметить, что существуют подзаконные акты, так или иначе регламентирующие действия заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ . Например, в части обязанности проводить закупки в электронной форме.

Осуществление закупок в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ предусматривают реализацию отдельного (от документов, формируемых бюджетным учреждением как заказчиком согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) документооборота: правовых актов бюджетного учреждения, документов по планированию (Планов закупок, размещаемых на Официальном сайте), ведение отчетности, в том числе по количеству и суммам заключенных договоров. Разделив в текущем году имеющиеся в распоряжении денежные средства по двум направлениям: подлежащим освоению по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подлежащим освоению по нормам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, бюджетное учреждение в течение всего текущего финансового года должно будет вести соответствующий учет и соблюдать ограничения в отношении каждого из видов средств. Например, включать в План-график, формируемый в силу требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, только средства субсидии (и средств, получаемых в рамках обязательного медицинского страхования), и иных, не подлежащие освоению, согласно утвержденному Положению о закупках, средств.

Согласно требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ разработанное, утвержденное и размещенное в установленном порядке на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг бюджетным учреждением Положение о закупках не подлежит изменению в текущем году .

В течение всего календарного года до 31 декабря бюджетное учреждение будет осуществлять закупки согласно самостоятельно установленным правилам и процедурам, а это - немалый срок, заставляющий серьезно и ответственно задуматься о том, стоит ли реализовывать данное право, предусмотренное законодателем.

Тем не менее, возможность, на взгляд автора, работать в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, установленную Федеральным законом о контрактной системе, нужно расценивать, как преференцию бюджетным учреждениям, так как у них появляется возможность самостоятельно в индивидуальном порядке с учетом особенной функционирования учреждения, а также специфики государственного или муниципального задания организовать процедурную часть закупок. Это позволит, по мнению автора, существенно оптимизировать закупочную деятельность бюджетных учреждений и будет способствовать повышению результативности и эффективности закупок.

Список литературы:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.94 г. (в ред. от 11.02.13 г.) // СПС «Консультант-Плюс» (17.02.2014).
  2. Письмо Минфина России № 02-13-10/141, Казначейства России № 42-7.4-05/2.3-41 от 21.01.2013 «О гражданско - правовых договорах бюджетных учреждений» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 29.03.2013 № Д28и-367 // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс (17.02.2014).
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ред. от 23.07.2013) // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  6. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» //СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  7. Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  8. Федеральный закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  9. Федеральный закон от № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).


 

Возможно, будет полезно почитать: