Штатное расписание для бюджетных учреждений бухгалтерия. Штатное расписание школы

«Штатные нормативы используются для медицинского персонала, при этом применяется расчетный способ формирования нормативов по труду».

В. М. Шипова , д-р мед. наук, член ученого совета ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН

Утверждение штатного расписания

Проще всего проблема полномочий по утверждению штатных расписаний решается в отношении автономных учреждений в силу прямого предписания федерального закона. Статья 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает: «Руководитель автономного учреждения … утверждает штатное расписание автономного учреждения». Других вариантов нет.

Однако руководители бюджетных и казенных учреждений также обладают подобными правами. Действующие нормативные правовые акты не предусматривают различий прав руководителей учреждений по утверждению штатных расписаний в зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений.

Право на утверждение штатного расписания государственного (муниципального) учреждения (далее также - учреждение) принадлежит руководителю этого учреждения. Это, в частности, определяется приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее - Постановление № 329) утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (далее - Типовая форма трудового договора). Подпункт е) пункта 8 Типовой формы трудового договора, утвержденной данным постановлением, устанавливает, что к полномочиям руководителя относится «утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах учреждения (при их наличии)».

Итак, право на утверждение штатного расписания руководителем учреждения закреплено не только министерским приказом, но и Правительственным документом. Более того, обязанность следования типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения закреплена ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). Она устанавливает: «Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Пункт 33 д) Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11) предусматривает, что утверждение штатного расписания осуществляется руководителем учреждения.

Важно! Таким образом, ограничение прав руководителя государственного (муниципального) учреждения на самостоятельное утверждение штатного расписания учреждения фактически означает нарушение требований Трудового кодекса

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, здравоохранение относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Еще и поэтому не только министерства и ведомства, федерального уровня, но и региональные и муниципальные власти не вправе игнорировать положение Постановления № 329.

Соответственно и требования о соблюдении соотношения должностей врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения противоречат вышеуказанных документам.

Согласование штатного расписания не требуется

Правомерны ли требования вышестоящих органов по согласованию с ними штатных расписаний? Действующими федеральными нормативными документами не предусмотрено согласование штатных расписаний с вышестоящими органами.

Тем не менее на практике во многих случаях вышестоящие органы требуют предоставлять им штатное расписание на согласование. Но, во-первых, подобное требование нарушает полномочия руководителя, устанавливаемые Постановлением № 329 и другими нормативными правовыми актами.

Во-вторых, никаких негативных правовых последствий для учреждения в случае если вышестоящий орган не согласовал штатное расписание не наступает. То есть если даже вышестоящий орган не согласовал штатное расписание (например, настаивая на его пересмотре), штатное расписание действует в полном объеме.

Другое дело, что на руководителей учреждений может оказываться негласное давление со стороны вышестоящих органов, что, конечно же, выходит за замки правового поля.

В ряде случаев органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований пытаются соблюсти внешнюю видимость законности и включают требования о согласовании штатного расписания в уставы государственных (муниципальных) учреждений.

Казалось бы, правовая основа для этого есть. Пункт 7 Типовой формы трудового договора устанавливает: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения , коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».

Однако, как уже отмечалось, право руководителей учреждения на утверждение штатного расписания прямо прописано в Постановлении № 329.

Поэтому в уставах не должно содержаться положений, ограничивающих права руководителей учреждений по сравнению с предусмотренными в Постановлении № 329 и других документах.

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.1995
№ 2510/ 3499-95-19 и Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.12.1995 № ОК-6/10860 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» посвящено уставам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и содержит Примерный устав государственного (муниципального) учреждения здравоохранения.

Письмо Минздравмедпрома России от 25.06.1996 № 2510/ 2926-96-27, Госкомимущества России от 11.07.1996 № ОК-6/5435 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» содержит Примерный устав федерального государственного учреждения системы здравоохранения.

Примерные уставы, приведенные в обоих письмах, содержат фразы о том, что руководитель учреждения утверждает его штатное расписание.

Обращаем внимание на то, что сам по себе статус «вышестоящих» органов (органов управления здравоохранением) не дает им оснований предъявлять какие-либо требования к подведомственным учреждениям (например, о согласовании штатных расписаний с ними) - они могут это делать только в рамках полномочий, которыми их наделили в соответствии с положениями об этих органах. Не случайно в настоящее время в нормативных документах говорится не о вышестоящем органе, а об «органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя».

Еще раз приведем пункт 7 Типовой формы трудового договора с акцентом на ограничения полномочий руководителя учреждения: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».

То есть, положения о соответствующих органах власти, ограничивающие права руководителей учреждений (в т. ч. и в вопросах утверждения штатных расписаний) могут содержать подобные пункты только если это прямо предусмотрено законодательством, причем федеральным!

ФФОМС о штатных расписаниях

Должны ли учреждения здравоохранения согласовывать штатные расписания с территориальными фондами обязательного медицинского страхования? В некоторых регионах штатные расписания требуют согласовывать не только с вышестоящими органами, но и с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - как минимум штатное расписание в части ОМС.

Никаких правовых оснований для этого нет. Территориальные фонды ОМС не обладают соответствующими полномочиями.

Очевидно, эти неправомерные требования не осталось незамеченными со стороны Федерального фонда ОМС (далее - ФФОМС). По этому поводу недавно вышло специальное письмо ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний». В нем, в частности, говорится: «Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи».

Как видим, позиция ФФОМС изложена предельно четко. Поэтому ни территориальные фонды ОМС, ни страховые медицинские организации, ни другие контролирующие органы не вправе вмешиваться в вопросы формирования штатных расписаний, осуществлять их контроль и т. д. И уж тем более, никакого согласования штатного расписания с территориальным фондом ОМС быть не должно.

Штатные нормативы

Часть 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что «порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя…4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений».

Сами порядки оказания медицинской помощи являются обязательными для исполнения. Закономерен вопрос о том, являются ли обязательными и содержащиеся в них рекомендуемые штатные нормативы?

Как следует из самого текста закона, штатные нормативы носят рекомендуемый характер. Мы должны строго руководствоваться нормами закона: порядки оказания медицинской помощи обязательны для исполнения, следовательно, в обязательном порядке следует рассматривать рекомендуемые штатные нормативы именно как рекомендуемые. Эту позицию, в частности, не раз озвучивал Росздравнадзор, отвечающий за соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Тем не менее остается еще один важный аспект - лицензирование. Для получения лицензии учреждение должно подтвердить, что оно обладает возможностями для оказания заявленных видов, профилей медицинской помощи. Например, при оказании хирургической помощи в штатном расписании должны присутствовать должности врачей анестезиологов-реаниматологов. Обеспечение круглосуточного наблюдения за пациентами не может быть обеспечено, если в штатном расписании имеется менее 4,0 ставки соответствующих должностей и т. д. Подобные отклонения в штатном расписании могут служить основанием для того, чтобы лицензия не была выдана.

Таким образом, никто не вправе требовать введения должностей строго в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, содержащимися в порядках оказания медицинской помощи. Но если имеющихся должностей недостаточно для организации оказания медицинской помощи, учреждение может не получить лицензию.

Штатное расписание - как результат нормирования труда

Еще со времен Советского Союза у нас в стране все штатные нормативы носят рекомендательный характер.

Согласно приказу Минздрава СССР от 10.03.1988 № 90 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения» в целях рационального использования кадров медицинских работников в учреждениях здравоохранения, придания большей самостоятельности руководителям этих учреждений в вопросах расстановки кадров руководителям учреждений здравоохранения разрешается «Руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом допускается замена должностей в любом порядке. Произведенные изменения вносятся в штатные расписания без согласования с вышестоящим органом здравоохранения».

Пункт 2 Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений» предусматривает: «Предоставить право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.».

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» (далее - Распоряжение № 2190-р) говорится: «Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)».

Распоряжение Правительства Российской Федерации по статусу выше любых приказов любых министерств, в частности тех приказов, которыми утверждаются порядки оказания медицинской помощи. Это еще одно подтверждение того, что рекомендуемые штатные нормативы, содержащиеся в порядках оказания медицинской помощи, носят лишь рекомендательный характер и от них можно отклоняться.

Важно! Действующая нормативная база дает учреждениям чрезвычайно большие полномочия в вопросах нормирования. Но этими полномочиями нужно грамотно пользоваться - не достаточно просто продекларировать, что учреждение формирует штатное расписание на основе нормирования - нужно составление штатного расписания официально (через закрепление в положении о нормировании труда в учреждении) включить в систему нормирования труда

Поэтому в положении о нормировании труда, утверждаемом приказом по учреждению, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях», целесообразно со ссылкой на вышеприведенное Распоряжение № 2190-р закрепить, что штатное расписание учреждения рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами (включая порядки оказания медицинской помощи, содержащие рекомендуемые штатные нормативы), методическими рекомендациями и т. д. в рамках штатного нормирования (определения норм численности), являющегося составной частью нормирования труда в учреждении.

При этом формирование штатного расписания выступает в качестве результата штатного нормирования - составной частью расчета численности персонала, необходимого для выполнения определенного объема работ. В данном случае нормой труда выступают нормы численности.

Важный момент заключается в том, что в рамках нормирования труда штатное расписание может формироваться в соответствии с совершенно иными принципами, чем предлагается в порядках оказания медицинской помощи. Например, в соответствии с объемом оказанных услуг (количество посещений, исследований, пролеченных пациентов и т. д.).

По итогам нормирования штатная численность работников, утверждаемая руководителем учреждения в рамках штатного расписания, может отличаться от той, которая предусмотрена соответствующими штатными нормативами.

Штатные должности, вводимые за счет приносящей доходы деятельности

Каковы дополнительные полномочия учреждений при формировании штатных расписаний за счет приносящей доходы деятельности? Что касается штатных должностей, вводимых за счет приносящей доходы деятельности (платных медицинских и иных услуг), то в эти вопросы «со стороны» вообще никто не вправе вмешиваться. Абзац второй п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность… Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

Важно! Соответственно бюджетное учреждение вправе вводить за счет доходов от приносящей доходы деятельности любые штатные должности в любом количестве

В связи с этим обращаем внимание на письмо Минздрава России от 25.10.2012 № 16–5/10/2–3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб». В письме говорится о целесообразности учитывать и такой фактор, как «наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности. Например, дополнительные должности прочего персонала способствуют улучшению качества обслуживания пациентов при оказании платных медицинских услуг. Кроме того, распространена практика, когда ряд должностей прочего персонала, обслуживающего учреждение в целом, содержится за счет доходов от платных услуг. В условиях ограниченности бюджетного финансирования и средств обязательного медицинского страхования это можно рассматривать как положительный фактор».

Единое штатное расписание

Должны ли в учреждении утверждаться отдельные штатные расписания по источникам финансирования (бюджет, ОМС, приносящая доходы деятельность)? В пункте 35 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11) записано: «При применении систем оплаты труда работников учреждений следует обращать внимание на: … в) формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения».

В письме ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний» говорится: «Отдельного установления штатного расписания в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрено и не требуется».

Таким образом, составление отдельного штатного расписания по различным источникам финансирования не требуется. Либо в штатном расписании для каждой штатной должности указывается количество ставок соответственно, за счет бюджета, ОМС и приносящей доходы деятельности (при их отсутствии в графе ставится прочерк), либо в составе общего штатного расписания выделяются подразделения, финансируемые за счет соответствующего источника.

Превышение числа штатных должностей

Является ли нецелевым (неэффективным и т. д.) использованием средств превышение числа штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказами и т. д.? В условиях ухудшающейся экономической ситуации и необходимости повышения заработной платы медицинских работников в соответствии с «майскими» Указами Президента, активизировались проверки целевого (эффективного, рационального и т. д.) использования как бюджетных средств, так и средств ОМС. Особенно много претензий учреждения получают по поводу превышения штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (далее - Приказ № 230).

Однако данный приказ вовсе не ограничивает учреждения в введении дополнительных должностей, сверх предусмотренных самим этим приказом. Приказ № 230 устанавливает: «Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности».

Как видим, введение дополнительных должностей прочего персонала сверх Приказа № 230 допустимо. Требуется лишь соответствующее обоснование. Это формальная сторона. По сути же, как было показано выше, Постановление № 329, определяющее права руководителей учреждений по утверждению штатного расписания, выше по статусу, чем данный приказ и соблюдение положений данного приказа не является обязательным.

Следует учесть и то, что приказ двенадцатилетней давности не учитывает роста потребности в должностях «прочего» персонала как в силу требований законодательства (например, «контрактная служба» в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), так и других факторов (например, технологический прогресс требует увеличения числа сотрудников службы информатизации) и т. д.

Вообще, в рамках современного статуса бюджетных и автономных учреждений, они самостоятельно распоряжаются средствами в соответствии со штатным расписанием и планом финансово-хозяйственной деятельности. Контроль за формированием штатных расписаний федеральными нормативными документами не предусмотрен также в отношении штатных расписаний казенных учреждений.

Итак, федеральные нормативные акты четко устанавливают право руководителей государственных (муниципальных) учреждений всех типов самостоятельно устанавливать штатные расписания. Не предполагают согласования штатного расписания с кем бы то ни было. Это исключительно право самого учреждения и касается любых органов власти любого уровня.

Важно! Превышение любых штатных нормативов само по себе не является финансовым или иным нарушением. Региональные и муниципальные власти не вправе устанавливать иное

Заключение

В заключение отметим, что более четкое закрепление прав руководителей учреждений в вопросах формирования штатных расписаний, имевшее место в последние годы - это один из элементов реализация реформы бюджетной сферы в соответствии с Федеральным закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть закона проста: учреждения получили больше прав и больше ответственности.

Логичным продолжением этого стал эффективный контракт, предоставляющий руководителям права больше персональных прав и устанавливающий большую персональную ответственность. Кстати, Постановление № 329 (как и соответствующая часть статьи 275 Трудового кодекса РФ) появились как раз в рамках мероприятий по введению эффективного контракта.

Поэтому для успешной реализации реформы бюджетной сферы, «майских» указов Президента и эффективного контракта необходимо неукоснительное соблюдение прав руководителей любых типов государственных (муниципальных) учреждений на самостоятельное утверждение штатного расписания.

Работа каждого предприятия базируется на основании законодательных актов различного уровня подчинения. Большую роль в жизни любой организации играют локальные документы, приняты и изданы для самого предприятия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К документам локального характера относится и штатное расписание. Ниже раскрыты особенности и особенности оформления этого важного документа.

Что это за документ?

Штатное расписание – нормативный акт локального характера. Базируется на основании Устава предприятия.

Для унификации Постановлением Службы Государственной статистики была утверждена форма Т-3.

На предприятиях используется для оформления штатной численности сотрудников, их состава и структуры.

Включает в себя:

  • Наименование отделов, присвоение им кода.
  • Название должностей, специальностей, профессий, разряда, класса квалификации.
  • Количество сотрудников, оклад, надбавки.

Штатное расписание призвано:

  • Сформировать организационную структуру предприятия.
  • Сформировать численность подразделений и штатных единиц.
  • Сформировать систему оплаты труда сотрудников.
  • Установить надбавки и их размер.
  • Облегчить подбор персонала на вакансии.

Что говорит закон?

Нормативная база

  • Трудовой кодекс. Ст. 15 и 57 содержат упоминания о штатном расписании. Это связано с тем, что обязанности, права и оплата труда работника исходят из штатного расписания.
  • Инструкция по . Указано, что все записи заносятся в трудовую книжку на основании штатного расписания.

Нормативного акта, в котором указана обязанность по ведению штатного расписания, нет. Несмотря на подобную «дыру в законе», все контрольные службы запрашивают данный документ.

С его помощью проверяется и собирается информация о сотрудниках, вознаграждении о проделанной работе и т. д. Поэтому его отсутствие – это нарушение закона о труде и влечет за собой наложение штрафа.

Вывод: штатное расписание должно быть на каждом предприятии.

Ответственные лица. Кто подписывает?

Права подписи в штатном расписании имеет руководитель предприятия, начальники отдела кадров и бухгалтерии. Это значит, что ответственность за составление, оформление, внесение изменений несут сотрудники данных служб.

Подпись ставится в конце документа. В случае если штатное расписание состоит из не одной страницы, подписи ставятся на последней странице в специальных строках для подписи.

При первичной разработке штатного расписания графа для подписей может вноситься на каждую страницу документа.

Когда и как вносить изменения?

Нужно каждый год вносить изменения или нет решает каждый руководитель отдельно. Это плановый документ и желательно обновлять его ежегодно.

Ежегодное обновление позволит координировать количественный и качественный состав работников.

При необходимости введения или снятия должностей, упразднения или добавления отделов утверждать новый документ можно реже или чаще.

Внесение изменений возможно несколькими способами:

  • Изменение в целом. Ему присваивается новый регистрационный номер и ратифицируется приказом (распоряжением).
  • Выборочное изменение. Следует зарегистрировать в приказе или распоряжении. Данный способ возможен, если корректировки не существенны.

Внесенные изменения в штатное расписание влияют на уже работающий персонал, соответственно корректировки следует вносить в трудовые документы тех сотрудников, которых они касаются.

Это может быть изменение должности, отдела, дополнительные обязанности, изменение , .

При изменении должности, сотрудник должен быть в письменной форме проинформирован за два месяца.

Таким образом, внесение изменений состоит из этапов:

  • Согласие сотрудника на внесение корректировок в расписание которые его касаются.
  • Написание и принятие приказа (распоряжения) о внесении корректировок.
  • Написание и принятие приложения к с работником, которого касаются изменения.
  • Запись полученных изменений в трудовую книжку.

Как составить штатное расписание правильно?

Порядок, этапы и правила заполнения

При написании штатного расписания следует ссылаться организационную структуру предприятия.

Это связано с тем, что при составлении расписания необходимо указать подразделения, которые входят в состав предприятия. Далее заполняется стандартизированная форма.

Этапы внесения данных в стандартизированную форму:

  • Указать название предприятия согласно учредительным документам. При наличии сокращенного названия его также необходимо указать – в скобках или строкой ниже.
  • Указать код ОКПО.
  • Указать порядковый номер, согласно Журналу регистрации документооборота. При многократном внесении корректировок следует ввести отдельную нумерацию (например, с буквенным значением).
  • В специальную графу вносится дата составления документа. Может не всегда совпадать со временем вступления его в силу. В связи с этим в унифицированной форме есть графа, в которой указывается дата, с которой оно вступает в силу.
  • В графу «Штат в количестве … единиц» вносится число должностных единиц.
  • Заполняются графы.

Разделы, графы и их особенности

Раздел 1 «Наименование структурного подразделения»

Вносятся отделы, представительства, филиалы.

Данные вносятся сверху вниз.

В первой строке указывается руководство предприятия. Далее следуют финансовый отдел, бухгалтерия, кадры, отдел по экономическим вопросам.

После заполнения граф отделами первого уровня подчинения необходимо внести данные о производстве.

Указываются все цеха и участки. После этого уровня заносятся данные об обслуживающих подразделениях (склад, например).

Раздел 2 «Код структурного подразделения»

С помощью данного раздела четко прослеживается иерархическая структура предприятия.

С целью облегчения заполнения данной графы следует воспользоваться отраслевыми классификаторами.

Любому структурному подразделению назначается определенный код в целях облегчения ведения документооборота.

Присвоение начинается с крупных к мелким. Например, департамент – 01, отделы в департаменте – 01.01, 01.02 и т. д., в отделе группа 01.01.01 и т. д.

Графа 3 «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации работника»

Заполняется раздел на основе Классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Для организаций, которые финансируются из федерального бюджета, использование классификатора является неотъемлемой частью процесса документооборота.

Вносятся данные в данную графу в соответствии с особенностями деятельности каждого предприятия.

Раздел 4 «Количество штатных единиц»

Содержит данные о количестве рабочих единиц. Штатные единицы бюджетной организации утверждаются вышестоящими организациями.

На предприятии не бюджетных форм собственности штатные единицы определяются его потребностями и экономической целесообразностью. Если на предприятии есть штатные единицы работающие на 0,5 или 0,25 ставки, то при заполнении данного раздела указываются доли.

Свободные рабочие места вписываются в количестве вакантных единиц штата.

Пример штатного расписания со ставкой 0,5:

Раздел 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.»

В данном разделе содержатся данные о заработной плате по должностям.

С помощью тарифной ставки осуществляется вознаграждение работников за выполненные обязанности согласно трудовому договору. Данный способ оплаты активно используется на государственных предприятиях и организациях. При тарификации окладов необходимо ссылаться на Единую тарифную сетку.

Оклад – фиксированное вознаграждение за выполнение обязанностей, которые непосредственно указаны в трудовом договоре.

Формирование оклада осуществляется за определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие).

Установление оклада работников бюджетных организаций основывается на Единой тарифной сетке. Предприятия частных форм собственности исходят из финансовых возможностей, но не ниже минимального размера оплаты труда, куда не входят премии, надбавки, выплаты за особые условия труда и т. п.

Данные указываются в рублях.

Раздел 6-8 «Надбавки и доплаты»

Содержит данные о стимулирующих выплатах, компенсациях (премии, ), установленные законодательством РФ («северные», за ученную степень) и введенных по усмотрению организации (связанные с условиями труда).

Для предприятий и организаций, которые финансируются из государственного бюджета, размер надбавок устанавливается Правительством РФ, для частных – руководством предприятия.

Надбавки устанавливаются в виде процента от оклада. Доплаты – фиксированная выплата.

Раздел 9 «Итого»

Суммируются графы 5 — 8. Указываются все расходы в течение месяца.

Раздел 10 «Примечание»

В графу вносятся изменения, уточнения по штатному расписанию.

Когда составляется и утверждается?

Составляется штатное расписание при открытии нового предприятия, филиала, дочерней компании и т. д. и при внесении существенных изменений.

В связи с тем, что заработная плата выплачивается ежемесячно, наиболее корректно дату вступления в действие назначить на первое число месяца.

Утверждается штатное расписание на основании приказа или распоряжения за подписью руководителя предприятия или уполномоченного лица.

Также в штатном расписании в графу «Утверждено» следует внести соответствующие реквизиты. Далее данные заносятся в Журнал регистрации, после чего номер вносится в приказ. Далее после процедуры утверждения штатное расписание отправляется на хранение.

Образец заполнения 2019:

Важные нюансы

Округление штатных единиц

При введении штатной численности в штатном расписании могут присутствовать целые единицы и дробные.

Существует два варианта округления штатных единиц:

  • Округление осуществляется по каждому подразделению.
  • Округляются штатные единицы по нескольким подразделениям.

При этом:

  • Ставки менее 0,13=0, т. е. откидываются.
  • Ставки 0,13–0,37 приравниваются к 0,25 штатной должности.
  • Ставки 0,38-0,62 округляются до 0,5 ставки.
  • Штатные ставки 0,63-0,87 приравниваются к 0,75 ставки.
  • Свыше 0,87 — полная ставка.

Составление штатного расписания для индивидуальных предпринимателей

Согласно законодательству индивидуальный предприниматель может нанять работников. С момента принятия работников он становится работодателем и должен вести штатное расписание. Исключение составляют случаи, когда подробно обязанности, форма деятельности работника расписаны в трудовом договоре.

Штатное расписание помогает избавиться от трудностей непредсказуемых ситуаций при работе со штатом.

При составлении штатного расписания для индивидуальных предпринимателей стоит придерживаться тех же принципов и правил, что и для крупных компаний.

Но как минимум стоит заполнить Графы 1-5.

Разработка штатного расписания в бюджетном учреждении

Штатное расписание — неотъмлемая часть работы любой бюджетной организации. Составляется также согласно стандартизированной форме Т-3 согласно всем вышеперечисленным принципам и особенностям.

Однако для бюджетных учреждения в обязательном порядке является использование:

  • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

При составлении и введении штатного расписания на государственных предприятиях необходимо ссылаться на отраслевые нормативно-правовые акты.

Ознакомление сотрудников

В нормативно-правовых актах, касающихся трудовых вопросов, указано: работодатель обязан ознакомить работников с внутренним трудовым распорядком, а также прочими нормативными актами локального характера, которые непосредственно влияют на его трудовую деятельность.

Ознакомление осуществляется под роспись. Соответственно, если штатное расписание — нормативный акт локального характера, то ознакомление с ним должно осуществляться так же.

Из вышесказанного следует сделать вывод о необходимости ведения штатного расписания на любом предприятии. Для упрощения работы со штатом принята стандартизированная форма Т-3. Ее использование упростит работу и взаимодействие с контролирующими органами.

О штатном расписании упоминается в ст. 15, 57 ТК РФ, и этого уже достаточно для того, чтобы уделить ему особое внимание. Для бюджетных учреждений такой документ необходим, поскольку в соответствии с ним составляется смета доходов и расходов, а также начисляется заработная плата. Кем утверждается данный документ? В какой форме он составляется? Об этом вы узнаете из предложенной статьи.

Одним из документов для начисления оплаты труда является штатное расписание. Наличие или отсутствие данного документа, а также его содержание зависят от работодателя. Если трудовыми договорами установлены должности и специальности, то учреждение обязано составить штатное расписание. При проверках трудовые и налоговые инспекции просят представить такой документ одним из первых.
Отсутствие штатного расписания может трактоваться как нарушение законодательства о труде и охране труда. Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции в виде административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 500 до 5 000 руб.;
— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Работодатель вправе вводить новую штатную единицу, сокращать ранее имеющуюся, вносить изменения окладов, тарифных ставок или сдельных расценок в существующее штатное расписание в любом количестве без ограничения. Единственное условие: такие изменения и дополнения должны быть внесены на основании локального нормативного акта (приказа или распоряжения). Кроме того, необходимо указать дату введения штатного расписания. Для учета количества штатных расписаний бухгалтерия или отдел кадров обязаны вести специальный регистр, форму которого учреждение разрабатывает самостоятельно.

Квалификационная характеристика

Если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с ограничениями, то наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 57 ТК РФ).
Постановлением Минтруда РФ N 9*(1) установлен Порядок применения единого квалификационного справочника. Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов:
1) «Должностные обязанности» — содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему определенную должность;
2) «Должен знать» — содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;
3) «Требования к квалификации» — определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик устанавливает аттестационная комиссия организации.

Оформление штатного расписания

Форма штатного расписания (N Т-3) утверждена Постановлением Госкомстата РФ N 1*(2). В пункте 2 данного постановления говорится о ее применении всеми организациями независимо от формы собственности, следовательно, и бюджетными учреждениями.
При необходимости учреждение на основании Постановления Госкомстата РФ N 20*(3) может вносить в форму штатного расписания дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты формы Т-3 должны оставаться без изменений, так как удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения подлежат оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом учреждения.
Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы (см. образец заполнения формы штатного расписания на стр. 91).
При заполнении формы штатного расписания наименование организации указывается строго по свидетельству о регистрации. Если в регистрационном свидетельстве зафиксировано полное и краткое название организации, то в штатном расписании можно указать любое из них. Обязательно отражается код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
Номер штатного расписания может содержать буквенный индекс для удобства регистрации. Даты составления, утверждения и вступления в силу штатного расписания могут как совпадать, так и не совпадать. Документ может быть утвержден не в день составления, а позже. Дата вступления документа в законную силу может быть более поздней по сравнению с датой его составления.
При заполнении формы штатного расписания могут возникнуть вопросы о порядке отражения данных в некоторых графах (Указания по применению унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены Постановлением Госкомстата РФ N 1):
— при заполнении графы 4 в случае наличия неполной штатной единицы она указывается в соответствующих долях, например 0,2, 0,5, 2,75 (имеет смысл отразить не только существующие на настоящий момент штатные единицы, но и вакантные должности, поскольку принимать новых сотрудников можно только на открытые позиции, которые предусмотрены штатным расписанием);
— в графе 5 указывается в рублях месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации;
— в графах 6-8 отражаются стимулирующие и компенсационные выплаты.
В части 4 ст. 133 ТК РФ перечислены доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. В настоящее время надбавки к заработной плате используются в качестве стимула для повышения эффективности труда работников. В частности, применяются надбавки за высокие производственные показатели, высокое профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за выслугу лет.
Надбавки и доплаты могут выплачиваться в твердой сумме (в этом случае при изменении оклада их размер может быть как сохранен, так и изменен) либо в процентах (тогда их размер автоматически изменяется после изменения оклада). Премии, доплаты и надбавки, используемые в учреждении, должны быть зафиксированы в локальном нормативном акте — коллективном договоре, положении о персонале, положении о зарплате труда и премировании. В штатном расписании обязательно указывается, за что выплачивается та или иная надбавка, премия, доплата. Количество граф в этом разделе может быть увеличено, но, как отмечалось выше, не уменьшено в зависимости от количества применяемых в организации надбавок и доплат.
Если работодатель не имеет возможности отразить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, допускается в соответствующих графах указывать проценты или коэффициенты;
— графа 10 заполняется в случае, если сотрудникам полагаются «северные» надбавки или надбавки за ученую степень (в графе дается ссылка на Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» или на Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») либо если в компании работают сотрудники-сдельщики.
Обратите внимание: если произошло сокращение штата или численности работающих, то новое штатное расписание может быть введено в действие не ранее чем через два месяца после его составления, так как о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работники должны быть предупреждены работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

Утверждение штатного расписания

Штатное расписание до утверждения должно быть подписано руководителем кадровой службы и главным бухгалтером. В бюджетных учреждениях штатное расписание утверждается вышестоящим органом.

Практика применения штатного расписания

Прямых ссылок на необходимость составления штатного расписания учреждением в нормативно-правовых актах нет, но в отдельных письмах, постановлениях, а также в арбитражной практике можно встретить разъяснения по поводу применения штатного расписания, в том числе при налогообложении. Рассмотрим, в частности, пояснения при исчислении налога на прибыль, ЕСН.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Налоговым кодексом не предусмотрена прямая связь между обоснованностью расходов на оплату труда и наличием у налогоплательщика штатного расписания, но в отдельных разъяснениях арбитражной практики и Минфина данная зависимость обосновывается. Рассмотрим такой случай.
На практике налогоплательщик часто приглашает сотрудников сторонних организаций для выполнения определенных функций. При этом в штате имеется специалист, на которого возложены аналогичные обязанности. В такой ситуации уменьшить прибыль на данные расходы можно, если выполняемые функции не дублируют обязанности штатного специалиста (письма Минфина РФ от 08.10.2003 N 04-02-05/3/78, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/167). Такого же мнения придерживаются и судебные органы (постановления ФАС ЗСО от 07.09.2005 N Ф04-5839/2005(14601-А46-26), ФАС ВВО от 19.01.2004 N А11-4426/2003-К2-Е-1961). В другом случае налогоплательщики смогли документально доказать, что не происходит дублирования функций штатных работников (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2005 N А40-9344/05-80-41).
В ходе выездных проверок ФСС также обращает внимание на наличие штатного расписания (п. 89 Методических указаний N 24*(4), п. 57 Методических указаний N 134*(5)).

Образец заполнения унифицированной формы штатного расписания

Унифицированная форма N Т-3

————¬
¦ Код ¦
+————+
Форма по ОКУД¦ 0301017 ¦
+————+
по ОКПО¦ 12345678 ¦
Спортивная школа «Старт» L————
—————————————————
наименование организации

Штатное расписание ————-T————¬
¦ Номер ¦ Дата ¦
¦ документа ¦составления ¦
+————+————+
¦ 5-штр ¦ 16.12.2006 ¦Утверждено
L————+————-
Приказом организации от «16» декабря 2006 г. N 35
на период 2007 г. с «01» января 2007 г. — ——— — —
——— — ——— — Штат в количестве 20 единиц
——
———————T—————T————T————T——————T————-T————¬
¦ Структурное ¦ Должность ¦ Количество ¦ Тарифная ¦ Надбавки, руб. ¦ Всего, руб. ¦ Примечание ¦
¦ подразделение ¦(специальность,¦ штатных ¦ ставка ¦ ¦ (гр. 5 + ¦ ¦
+————-T——+ профессия), ¦ единиц ¦ (оклад) и +——T——T——+гр. 6 + гр. 7¦ ¦
¦наименование ¦ код ¦ разряд, класс ¦ ¦ пр., руб. ¦ ¦ ¦ ¦ + гр. 8) х ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (категория) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гр.4) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦Администрация¦ ¦Директор спор-¦ 1 ¦ 10 000 ¦2 000¦ — ¦ — ¦ 12 000 ¦ ¦

+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Заместитель ди-¦ 1 ¦ 8 000 ¦1 200¦ — ¦ — ¦ 9 200 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ректора спор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тивной школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ Тренерский ¦ ¦Инструктор-ме- ¦ 4 ¦ 6 500 ¦ 650¦ — ¦ — ¦ 28 600 ¦ ¦
¦ состав ¦ ¦тодист спортив-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ной школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Тренер-препода-¦ 6 ¦ 6 000 ¦ 600¦ — ¦ — ¦ 39 600 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ватель по спор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Тренер-врач ¦ 1 ¦ 5 300 ¦ 265¦ — ¦ — ¦ 5 565 ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Тренер ¦ 5 ¦ 5 000 ¦ 250¦ — ¦ — ¦ 26 250 ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦Бухгалтерия ¦ ¦Главный бухгал-¦ 1 ¦ 9 000 ¦1 350¦ — ¦ — ¦ 10 350 ¦ ¦
¦ ¦ ¦тер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————+
¦ ¦ ¦Бухгалтер ¦ 1 ¦ 6 000 ¦ 300¦ — ¦ — ¦ 6 300 ¦ ¦
L————-+——+—————+————+————+——+——+——+————-+————-
Итого ¦ 20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 137 865 ¦
L————+————+——+——+——+—————

Руководитель кадровой службы Директор Пахомов Е.А Пахомов
———— —————- ———————-
должность личная подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер Сусекина Н.В. Сусекина
—————- ———————
личная подпись расшифровка подписи

Е. Ромашова,
эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и
налогообложение»

————————————————————————-
*(1) Постановление Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 «Об утверждении Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
*(2) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
*(3) Постановление Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации».
*(4) Постановление ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам».
*(5) Постановление ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам».

Нет, штатное расписание утверждает руководитель организации приказом (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5.01.2004 г. № 1).

Обоснование

Как составить штатное расписание

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).*

Кто обязан составлять

Кто обязан составлять штатное расписание

В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления данного документа:

штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;

штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).

Государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают штатное расписание (ч. 2 ст. 13 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 № 583, п. 2 Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 211, п. 19 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016, протокол № 11, решение Верховного суда РФ от 14 апреля 2004 г. № ГКПИ2004-170, определение Верховного суда РФ от 18 мая 2004 г. № КАС04-198).

Утвержденное штатное расписание может служить основанием для расчета нормативных затрат на оплату труда при выделении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (выделении бюджетного финансирования). Кроме того, утвержденное штатное расписание позволит обосновать получателям бюджетных средств целевое расходование средств, выделенных на зарплату.*

Форма штатного расписания

В какой форме составить штатное расписание

Организации госсектора могут по собственному выбору:

использовать унифицированную форму штатного расписания (№ Т-3), утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;

 применять самостоятельно разработанную форму.

Подробнее об этом см. Вправе ли организации госсектора применять самостоятельно разработанные формы кадровых документов.

Штатное расписание – документ обезличенный. В нем указывают не конкретных сотрудников, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудников же назначают на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.

Совет : чтобы обезопасить себя от претензий проверяющих, не устанавливайте в штатном расписании разную зарплату для должностей с одинаковыми по сложности трудовыми функциями.

Одинаковое наименование должностей подразумевает и одинаковые должностные обязанности. При этом нужно соблюсти принцип равной оплаты за труд равной ценности (ст. 22 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ). В трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников можно закрепить различный уровень работ, разные права и обязанности, разный уровень ответственности. Однако лучше по-разному назовите должности, используя слова «старший», «младший», «ведущий» и т. п.

Утверждение

Кто утверждает штатное расписание

Когда расписание составлено, его должен подписать главный бухгалтер и руководитель кадровой службы (или сотрудник, ответственный за кадровый учет). Если штат большой и расписание занимает несколько листов, то главный бухгалтер по своему усмотрению может подписаться как один раз (в конце документа), так и на каждом его листе. После этого штатное расписание должен утвердить руководитель организации приказом. Об этом сказано в разделе 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.*

Срок действия

Какой срок действия штатного расписания

Какого-либо срока действия штатного расписания не установлено. После того как штатное расписание утверждено, в него по мере необходимости вносят изменения. Каждый год утверждать (пересматривать) штатное расписание организация не обязана, однако вправе это делать по своему усмотрению.

Изменение расписания

Когда вносить изменения в штатное расписание

Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (п. 1 письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, сокращение численности или штата сотрудников (ст. 180 ТК РФ), организационные или технологические изменения (ст. 74 ТК РФ) и т. д.

Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение существенных условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатноерасписание нужно оформить перевод на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). То есть нужно издать приказ о переводе по форме № Т-5 либо по самостоятельно разработанной форме.

Далее заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору и внесите запись о переводе в его трудовую книжку (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Если наименование должности или зарплата изменяются по инициативе администрации по организационным или технологическим причинам, процедура будет немного другой. Необходимо за два месяца уведомить сотрудника о предстоящих изменениях. Если сотрудник не согласится работать в изменившихся условиях, направьте ему письменное предложение другой работы, соответствующей его квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы – предложите вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если сотрудник откажется от всех предложений или у вас нет подходящей работы, оформите увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Такой порядок предусмотрен в статье 74 Трудового кодекса РФ.

В завершение процедуры оформите приказ о внесении изменений в штатное расписание. К этому приказу приложите штатное расписание с внесенными изменениями. С приказом под подпись ознакомьте сотрудников, которых коснулись изменения.

Штатное расписание – это локальный корпоративный документ , определяющий и оформляющий штатную структуру организации, который часто не принимается во внимание начинающими предпринимателями, потому что Российское законодательство якобы лояльно относится к данному документу и к вопросу о его составлении.

Однако это не более чем миф. В данной статье мы рассмотрим все законодательные вопросы, связанные со штатным расписанием в РФ, рассмотрим виды и подвиды данного типа документов, примеры заполнения, а также узнаем самое основное: как правильно составить штатное расписание?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Подвиды штатного расписания

Для ООО

Штатное расписание для организаций заполняется по унифицированной форме №Т-3 в не зависимости производственное это предприятие, проектная организация или магазин:

Графа 1: «структурные подразделения». К таковым принадлежат отделения, филиалы и т.д.

Обычно этот раздел заполняется с подразделений, выполняющих единое управление, затем возможно идёт бухгалтерия, отдел связи с общественностью, финансовый отдел и т.д. потом производство и т.д.

Иногда название отделения способно повлиять на обеспечение сотруднику установленных льгот (к примеру, при возможности грязных отравлений при производстве) – тогда его необходимо взять из конкретных отраслевых групп.

Графа 2 «код подразделения» необходима для классификации подразделений в группу, с использованием которой возможно устанавливать их местоположение в структуре организации. В маленьких компаниях такой код не требуется.

Графа 3 «должность (профессия, специальность) , ряд, вид (группа) квалификации сотрудника». Чтобы правильно назвать должность в штатном расписании необходимо использовать Классификационный справочник профессий.

Если в качестве какого-то вида трудов, должностей, или профессий есть какие-то лимитирования, либо учтены какие-то привилегии или компенсации, то их название обязано точно отвечать вышеуказанным классификаторам.

Название должности необходимо вписывать целиком, сокращения вроде дир. или зам. не допускаются.

Графа 4 «Кол-во штатных единиц». Указывается число единиц, предустановленных в компании по надлежащей должности.

Во время заполнения формы могут возникнуть проблемы касательно четвёртой графы, где необходимо указать число штатных единиц.

Тогда, в случае, если в предприятии содержатся неполные ставки, в соответствующей графе кол-во конкретных единиц должны быть указано в долях через запятую, например 0,5 (основано на конкретных Предписаниях по использованию и заполнению форм первичных учетных документов, одобренные Распоряжением Госкомстата РФ от Пятого Января 2004 года №1).

Графа 5 «Тарифная ставка и др.». Наполнение данной графы находится в зависимости от концепции оплаты трудовой деятельности, существующей в компании. Передаётся принятый объем зарплаты либо тарифной ставки.

Графы 6-8 «Надбавки». Надбавки, доплаты и другие побудительные начисления формируются функционирующим законодательством (к примеру: за трудовую деятельность в чрезвычайно низких температурных условиях на крайнем севере), либо лично нанимателем по какой-либо причине.

Объемы надбавок могут определяться в варианте единой суммы, или в качестве процентного прибавления к собственной заработной плате.

Графа 9 “итого” – раздел должен быть заполнен в результате сложения 5 и 8 разделов, однако только лишь в случае если все сведения в них занесены в рублях. В случае, когда зарплата определена в руб., а надбавка в проц., в девятой графе устанавливается пропуск.

Пример штатного расписания для производственного предприятия.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Для бюджетной организации

Бюджетные организации способны реализовывать собственную деятельность, прибегая к нескольким финансовым источникам, к примеру, государственное субсидирование и денежные средства от работы по контрактам .

Таким образом, плата за трудовую деятельность работников по отдельным специальностям может проводиться, фактически, из обоих финансовых источников, либо же только из одного. В практическом применении обширное использование приобрело формирование 2-ух, а в единичных вариантах и 3-х штатных расписаний.

Бюджетные организации принадлежат к категории государственных учреждений. Концепция оплаты работы подобных учреждений формируется с учетом предписаний, установленных Федеральной комиссией , регулирующей общественные и трудовые взаимоотношения профсоюзных организаций и работодателей.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Таким образом, в п. 19 “рекомендаций” описано, что штатное расписание ратифицируется управлением организации и содержит в себе все должности и специальности сотрудников данной организации. Подобные условия прописаны в п.10 положения, одобренного распоряжением Федерального правительства от Пятого августа 2008 года N583.

Так как ныне функционирующим законодательством не учитывается деление расписания на доли в зависимости от вариантов источников оплаты труда, организации следует формировать единое расписание для всех сотрудников.

Для индивидуального предпринимателя

В ТК РФ имеются чёткие указания того, что работодатель (не имеет значения: индивидуальный это предприниматель, частная ли организация, или бюджетная), подписавший договор с работником, должен оформить штатное расписание. И конкретных предписаний на это для индивидуальных предпринимателей нет , в отличие от бюджетных учреждений и ООО.

Поэтому многие бухгалтеры советуют всё равно оформлять данный документ в любом случае, а другие - оформлять его только при кол-ве сотрудников 3-4+.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Некоторые специалисты в законодательной сфере полагают, что использование непосредственно данной формы должно быть обязательным для работодателей, в то время как попытки оформить расписание в произвольной форме приведут к проблемам с учётом как внутри организации, так и с внешними контролирующими органами.

Образец штатного расписания магазина не по форме Т-3.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Вопрос о безальтернативности форме №Т-3 “Штатное расписание” появился на свет в основе статьи девятой Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ. Согласно данной статье основная учетная документация учитывается только в случае, если она оформляется согласно конфигурации унифицированных форм.

Лишь отдельные варианты и разделы документации, которые не предусмотрены в данном разделе, могут оформляться в свободной форме, однако непременно обязаны включать все без исключения реквизиты, отмеченные в статье 9 Закона “О бухучете”.

Федеральным постановлением от Восьмого июля 1997 года №835, создание и подтверждение альбомов унифицированных форм основных учётных документов накладывалось на Госкомстат Российской Федерации (сейчас – Фед. Служба гос. Статистики).

Отсюда можно сделать заключение, что в случае если данный комитет принял ту или иную форму или конфигурацию, то она становится стандартной в обязательном порядке.

Однако тут упускается важная информация – ведь Госкомстату были переданы полномочия формировать унифицированные формы первичной документации. Но что же представляет собой такая документация?

Первичным документом расценивается только такой документ, при помощи которого оформляется та или иная хозяйственная процедура компании, находящая отклик в бухгалтерском учёте.

Однако штатное расписание не является документом, оформляющим какие-то подобные действия. Штатное расписание не используется как инструмент для бухгалтерских операций. То есть, работодатель имеет право оформлять штатное расписание в произвольной форме, а обязательную унифицированную форму использовать лишь как рекомендованный образец.

При заполнении бланка в произвольной форме лицо не нарушает никаких законов и не подвергается штрафам или санкциям.

Кто составляет штатное расписание?

Уже после принятия организацией решения о потребности формирования документа (в случае если он ранее не был составлен), появляется новая проблема – на кого именно накладывается обязанность в создании этого акта профессионального учёта?

В законодательстве не существует каких-то прямых установок, однако в соответствии с квалификационным справочником должностей управляющих, специалистов и иных служащих, подтверждённых Распоряжением Минтруда Российской федерации от 21 Августа 1998 года № 37 , оформление данной категории документов считается частью обязанностей экономиста по труду.

Также руководством может быть составлен , перекладывающий обязательство по оформлению на какого-то определенного работника организации, или же данное обязательство может быть зафиксированным в рабочем соглашении либо служебных указаниях сотрудникам. Другими словами, это зависит от политики самой компании.

В некрупных организациях составлением расписания заняты в основном работники кадровой или бухгалтерской сферы, в более редких случаях – работники юридических сфер. В больших организациях этим заняты планово-финансовые отделения, либо отделения организации труда и зарплаты.

Если же это не организация, а индивидуальный предприниматель, то в таком случае такую работу на себя может взять кадровый специалист, бухгалтер, либо же непосредственно сам предприниматель.

Структура штатного расписания и срок действия

В текущем федеральном законодательстве нет прямых указаний на тот счёт, как часто нужно составлять и когда утверждается штатное расписание на следующий год . Однако с учётом того, что штатное расписание является плановым документом, следует полагать, что его следует составлять ежегодно, при завершении отчётного периода вместе с другой учётной документацией.

Однако штатное расписание также может быть оформлено единожды и оставаться действительным документом в дальнейшем.

Штатное расписание оформляется на определенную дату, ратифицируется как правило через каждый год на 1 января и включается в рабочий процесс указом высшего руководства компании; в дальнейшем документ может редактироваться и правиться.

Переоформлять и заново утверждать документ на грядущий год не нужно, если он был отредактирован слишком несущественно (в данной ситуации следует лишь оформить список изменений), либо в этом году вообще никаких изменений в расписании не производилось.

Данный документ включает в себя список структурных подразделений организации, данные о личном штатном составе предприятия, об общей численности штатных единиц, а также данные о финансовом учете, об окладах и прибавках к зарплате сотрудников организации.

С чего начать – порядок оформления

Для составления и утверждения штатного расписания будет следующим:


Правила и инструкция заполнения

Для этого применяется стандартная форма №Т-3 альбома унифицированных форм первичных учётных документов в трудовой сфере, одобренных Распоряжением Госкомстата Российской Федерации от Пятого Января 2004 года №1.

Необходимо иметь в виду, что подобные стандартные формы невозможно сократить (все без исключения конфигурации сохраняются в изначальном виде), однако их можно в некотором смысле редактировать, дополняя их.

В случае, если тот или иной пункт формы для вас или для вашей компании не представляет ценности, то какая-то конкретная графа или столбец в форме могут быть проигнорированы при заполнении.

Последовательность распределения и дальнейшего положения внутренних подразделений и должностей обусловливается решением руководства компании. В любое подразделение обязаны быть включены штатные должности согласно их статусу: от старшего к младшему.

Данные о количестве штатных единиц, включённые в расписание, обязаны отвечать показателям расчета численности по фонду заработной платы, предустановленной в итоговой смете, которую предварительно нужно рассчитать.

Названия локальных подразделений и должностей записываются в именительном падеже, после тщательных проверок списков должностей служащих и рабочих специальностей, прописанных в специальных справочно-информационных материалах.

Особый интерес при заполнении представляют наименования сотрудников, занимающихся серьёзной трудовой деятельностью, работающих на производствах с вредоносными, небезопасными для жизни и другими специфическими и тяжёлыми критериями условий для работы.

То есть речь идёт о льготной пенсионной группе, поэтому при заполнении этих должностей для них стоит подходить особенно тщательно.

Штатное расписание обязательно должно быть прошито, промаркировано, закреплено печатью компании и подписано высшим руководством. Его должен подписать главбух и главы внутренних подразделений организации.

В случае, если личный состав организаций слишком крупный и документ захватывает множество листов, то бухгалтер по собственному усмотрению имеет право подписать каждый отдельный листок либо расписаться лишь раз, на последнем листе документа.

Уже после всех этих процедур документ подписывается высшим руководством предприятия, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, и уже вступает в силу.

Нюансы составления штатного расписания узнайте в ролике:



 

Возможно, будет полезно почитать: