Троицкая неделя что нельзя делать. Можно ли купаться на Троицу? Приметы Троицкой недели

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34673) раз

Вся неделя после Троицы в церковном календаре отмечена красным цветом — праздничная Троицкая седмица 2018 начинается с 28 мая. В народе эти дни называются Русальная неделя. С этими днями связаны удивительные традиции и приметы.

Русальная неделя — символическая календарная граница между весной и летом, а кроме этого — завершение того периода, когда мифологически душам умерших можно было находиться среди живых.

Русальная неделя, согласно украинским традициям — время «заложных», «нечистых» усопших, как правило юных девушек, которые умерли не своей смертью и появлялись с того света на этом на короткое время. Вы, конечно, догадались, что речь идет о русалках.

Русальная неделя, Русалчин Великдень, Навская Троица – период времени, когда русалки появляются среди живых, а затем возвращаются, откуда пришли. Существуют обряды проводов, изгнания русалок – на Аграфену Купальницу, Февронию Русальницу, например.

В Украине так проводили обряд изгнания русалок: одну из девушек наряжали в русалку, надевали на нее белую сорочку и венок на голову, выводили за село и приговаривали: «Идите, русалочки, идите, и нашу рожь не ломите».

Русальная Неделя празднуется прямо перед Купалой или летним солнцеворотом. По-другому Русальную неделю называют Гряной неделей, Проводами русалок, Зелёной Неделей, Зелёными Святками.

Купальские дни — это особые праздники. Кроме того, что это встреча и провожание русалок, это ещё и поминание умерших. Причём не просто умерших, а заложных покойников, то есть умерших не своей смертью.

По своей сути русалки — это и есть духи людей, которые умерли не своей смертью. До Русалий они живут в своих домах, и не покидают водоёмов, а вот прямо перед Купалой начинают выходить к людям и могут принести немало бед.

В связи с этим связано немало поверий, обрядов и даже предписаний, что нужно делать на русалии, а что категорически запрещается.

Так как русалки — это тоже умершие родственники и родичи, хоть их и пытались выпроводить, но всегда относились с большим уважением, почитанием

Дни поминовения усопших — довольно распространённые и очень частые события у язычников, которые отмечаются на протяжении года и русалии являются одними из самих ярких праздников подобного рода, которые в древности отмечались с особым размахом.

Считается, что на время этой недели землю или мир живых посещают нечистые духи, так называемые «заложные» покойники, существа из иного мира, встреча с которыми ничего хорошего не предвещает.

В этот день они находились в непосредственной близи от людей, и их можно было встретить на берегу реки, в поле, где они резвятся или качаются на ветвях деревьев, на перекрёстках дорогах и кладбищах.

Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки, навки, русалки-навки) — это девушки, умершие не своей смертью или умершие до брака и малолетние дети.

От того, что они не знают покоя в ином мире, они могут утащить с собой живых, утопив их в водоёме или защекотав до смерти, поймав в поле (время разгула русалок — это ещё и время цветения ржи) или лесу.

По завершению Гряной Недели и совершении людьми всех подобающих ритуалов, русалки уходят в свой мир — в Навь, и люди могут вздохнуть свободно, так как от туда причинить вред живым они не могут до следующей русальной недели.

Эта неделя насыщена событиями, различными обрядами, ритуалами, праздниками, танцами, хороводами, застольями и так далее.

Первый день седмицы после Троицы зовется Духов день. Сей праздник учрежден и одобрен Церковью во имя возвеличения Святого Духа – третьего лица из триединства Пресвятой Троицы.

Среда, пятница и суббота посвящались хороводам и гуляниям, первенство в которых отводилось девушкам. После песен и плясок – хороший стол. Ведь по окончании Троицкой недели наступает долгий Петров пост, не менее жесткий, нежели Пост Великий.

Особенными днями на Троицкой седмице являлись суббота и воскресенье.

Суббота считалась «отданием» праздника Пятидесятницы-Троицы. А воскресенье было праздником Всех Святых и безвестных угодников Божиих, покуда неведомых Церкви, и Заговеньем на Петров пост, начинающийся следующим днем.

Особым почитанием на этой неделе пользуется берёза. Вокруг неё водили хороводы, устраивали массовые гуляния, завивали ветви, оплетали разноцветными лентами, вешали разные вещи, брали ветки берёзы, что бы украсить ими своё жилище.

Считалось, что именно на берёзах — священных деревьях сидят духи на русальной неделе, поэтому здесь же вывешивали различную одежду, возлагали подношения и многое другое. Мёд, хлеб, яйца и другие угощения оставляли как в лесу, около или на берёзах, так и на перекрёстках дорог.

Замечателен и такой традиционный обряд с берёзой, как кумление. Для этого одни девушки, либо девушки и парни, находили две молодые березки, пригибали их к земле и связывали верхушками.

Из веток заплетали косы, завивали венки, под самим деревом раскладывалось угощение, которое елось и самими людьми, причём среди угощений обязательно должна быть яичница.

Некоторые из ветвей связанных друг с другом берёзок заплетали в виде круга (венка) и пары поочерёдно целовались через такой венок, обменивались через него же различными вещами (кумились), после чего называли друг друга кумой (совр. исследователи называют такой обычай — посестримство).

Ещё одной характерной традицией было ряжение в коня. Конь также исполняет роль русалки, так как по древним поверьям, водяные кони, которые служат водяному, являются умершими не своей смертью мужчинами.

Для того, что бы изобразить коня, двое мужчин кладут на плечи жерди, а поверх материю или ткань, которая украшена вышивкой, колокольчиками и т.д.

Тот, что находится спереди, держит маску коня, которая делается из сена, соломы, тряпок, так же есть упоминания о том, что вместо такой маски использовался реальный череп коня. Коня этого сопровождал специальный погонщик, который также рядился в одежды, надевал маску (водяной).

Однако в разных областях и губерниях, а ранее племенах, обряд этот в небольших мелочах различался. Всю эту троицу — русалок и водяного — прогоняла толпа празднично одетых людей, которые были вооружены палками, кнутами, ухватами и так далее.

Ритуалы проходили ближе к вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало им особое чувство реалистичности происходящего и даже трепета перед властителями ночных кошмаров силами Нави.

Кроме того, все эти обряды должны проходить весело. Кроме песен, постоянно слышались шутки, прибаутки, весёлые истории. В общем, всё было направлено на то, что бы люди, весело, со смехом и без страха выпроводили русалок восвояси.

Для этого в роли главных исполнителей ритуалов выбирались самые смешливые парни и девушки, которые могли подзадорить людей, рассмешить.

Троицкая седмица: что нельзя делать

На Русальную Неделю существовал запрет на все женские дела, как то:

  • рукоделия, стирка, уборка, полевые работы и т.д.

Недобрые духи наверняка попытаются помешать такой хозяйке, и чем всё это обернётся страшно себе представить.

«Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным» (Зеленин Д.К. 1916. С. 186).

Троицкую седмицу люди часто путают с неким весенним вариантом Масленицы. Считается, что у праздника языческие корни, его называют «Зеленые святки» и ждут, что сразу после Троицкой седмицы начнется жаркое лето, а весна уступит свои права.

Такой подход не имеет ничего общего с истинным церковным смыслом Троицкой недели.

Многие украшают свой дом ветками березы в знак прообраза грядущей жизни в Царствие Небесном. Это вполне допускается, если украшающие не вкладывают в это действие магический смысл и не поддаются суевериям. Ведь такой обычай имеет только символическое значение.

В Троицкую седмицу лучше всего помолиться перед иконой Святой Троицы. Воздать Господу благодарение за Его дары. Молитвенно подготовиться к посту и помнить о том, что суть поста или его отсутствия (как во время сплошной седмицы) не в употреблении праздной или непраздной пищи.

А в единении с Господом, в той самой духовной жизни, о важном значении слова «духовный» в его церковном понимании. Бог дал нам все средства для спасения, но только от нас зависит, сможем ли мы достойно принять этот дар.

Троицкая неделя: приметы

Главный цвет Троицы — зеленый, а все ритуальные традиционные гуляния проходят с использованием полевых трав и цветов, дома украшают скошенной травой, зелеными ветвями деревьев, в каждом регионе это свое традиционное дерево: береза, ясень, клен, орех.

  • Выбрасывать зелень нельзя, а принято сжигать, заваривать и добавлять в воду для купания. Троицкие травы, освященные в церкви наделяли особыми магическими свойствами.
  • Незамужние девушки плели венки, украшали ими голову, а затем пускали в воду и следили, как поведет себя венок. В какую сторону поплывет, там и жениха искать, плохо дело, если венок утонет — к слезам.
  • Гадали на суженого с помощью березовых веточек – под подушку девушки клали березовые веточки, чтобы суженого во сне увидеть.
  • Во все праздники Троицы, начиная с поминальной субботы, нельзя было ходить в лес и к водоемам, особенно девушкам, считалось, что русалки, которые гуляют по земле в это время, защекочут и утащат за собой.
  • Однако девушки тайком бегали в лес, плели красивые венки из цветов и «дарили» русалкам, в замен просили послать им хорошего жениха. А для защиты от нечисти носили с собой любисток, полынь или чеснок.
  • На протяжении всей Русальной недели нельзя было заниматься тяжелым трудом, особенно в огороде, сеять, проводить любые работы с землей, а также стирать.

Троицкая седмица: свадьба

Свадьба на Троицу – хорошая примета. Это сулит будущим супругам долгую и счастливую семейную жизнь, благополучие, жизнь в достатке, любви и согласии.

Путь Церкви - это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели).

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) - в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня.

Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных.

Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Что же касается практики причащения Святых Христовых Таин в Троицкую сплошную седмицу, то они регулируются документом «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года. Там написано следующее: «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: “От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

Примерно то же можно сказать и о других сплошных седмицах, включая Троицкую.

Будем же радоваться и веселиться, и праздновать день рождения Матери Церкви, и возвеличивать-славословить нашего Утешителя. Будем же с Божьей помощью копить силы на Петров пост, который в этом году начинается с 12 июня и продолжается ровно месяц до 12 июля. Этот пост нестрогий. Можно вкушать рыбу, кроме сред и пятниц. Но главное, конечно, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, посещать богослужения, усилить молитвенное правило, творить добрые дела. Ведь пост - это шажочек, с помощью которого мы приближаемся к Богу.

Троицкая седмица начинается сразу после Троицы, которая традиционно отмечается в воскресенье. Первый день недели называется Духов, причем он считается одним из самых значимых. В дальнейшем верующие должны учитывать традиции и приметы, основанные на народной мудрости, и по-особенному проводить Троицкую седмицу.

Троицкая Седмица – это недельный период после Троицы. Данная неделя начинается с Духова дня, который отмечается сразу после Троицы. При этом верующие должны соблюдать традиции и учитывать приметы на протяжении всей недели, ведь именно в этот период сохраняется особенная энергетика. Ориентируясь на знания и опыт народа, можно понять, как лучше всего провести целую неделю после Троицы.

Что можно и нельзя делать на Троицкую Седмицу

Троицкая Седмица – это особый период, который связан с определенными запретами.

  1. Важно отметить, что в среду, пятницу и субботу традиционно проводили хороводы и народные гуляния с активным участием девушек. Именно после недели наступал Петров пост, который отличается жесткими пищевыми ограничениями. Люди знали, что на Троицкую неделю нельзя грустить. Лучше всего восхвалять природу и радоваться бытию, законам жизненного цикла.
  2. Особенным почитанием пользуется береза. Именно вокруг этого дерева традиционно организовывали хороводы. К тому же березу могли украшать разноцветными лентами. Даже брали березовые ветки для украшения жилья и храмов. Нужно отметить, что на Троицкую неделю нельзя было издеваться не только над березой, но и над другими деревьями, растениями. Очень важно восхвалять природу и показывать уважение, почтение перед природными силами.
  3. На протяжении всей недели запрещены практически все дела, связанные с домашним трудом. Считается, что любая работа по дому должна быть отложена. В противном случае могут начаться неприятности в жизни хозяйке.

Обратите внимание! Многие люди сравнивают Троицкую седмицу с определенным весенним вариантом Масленицы. К тому же именно в этот период весна должна уступить свои права жаркому лету. Праздник связан с языческими корнями, что и оказало влияние на определенные запреты и существующие приметы, привело к сравнению с Масленицей.

Самые важные приметы на Троицкую неделю

Люди издавна знают, что приметы играют очень важную роль на Троицкую неделю. К тому же приметы основаны на мудрости и опыте народа.


  1. Главный цвет – зеленый. При этом на протяжении недели люди восхваляют природу. Неудивительно, что в народных гуляниях активно используют полевые травы и цветы. К тому же дома украшают травой и зелеными ветками деревьев. Нужно отметить, что обычно для защиты домов от злых сил и привлечения позитивной энергии используют ветви освященных деревьев.
  2. Выбрасывать зелень нельзя. Лечебные троицкие растения нужно использовать в народной медицине. Травы, которые были собраны на Троицу и освящены в церкви, считаются очень полезными.
  3. Юные барышни плели венки и пускали их в воду. Считается, что венок должен поплыть, как можно дальше для того, чтобы жизнь была счастливой. Если венок утонет, можно ждать слез и печали.
  4. На протяжении всей недели нельзя было ходить в лес и к естественным водоемам. Считалось, что Троицкая неделя – это период, когда русалки и мавки могут проявить свои негативные силы.

Зелёные святки будут продолжаться ещё неделю после троицы, празднуемой в 2018 году 27 мая. По-другому эта неделя так и зовётся – Троицкая или русальная.

Троицкая неделя несёт в себе основную идею, заложенную во всём троицко-купальско-петровском периоде. Она содержит обряды, посвящённые поминовению прародителей и увеличению земного плодородия.

Троицкой неделей заканчивается довольно длительная пора, во время которой по преданиям души предков пребывают на земле и находятся среди ныне живущих людей. На Троицкой субботе поминают всех умерших христиан, прошедших обряд крещения, провожая их души на тот свет.

После этого на землю с того света приходят «заложные» или «нечистые» покойники – те, кто умер неестественной смертью. Троицкая неделя – это время поминовения таких покойников.

В народном фольклоре, сгинувшие от неразделённой любви, утонувшие девушки и самоубийцы, превращаются в русалок. Эти персонажи фигурируют в многочисленных обрядах. У славян русалки не похожи на полурыб. Их внешность более близка к людям или нимфам. Человеку они не друзья. Во время Зелёных святок они выходят из водоёмов, бродя по речным и озёрным берегам, лесным чащам. Отсюда и пошло название Русальная неделя.

Русалки могут серьёзно вредить людям – портят урожай, сводят с ума, утаскивают на дно или щекочут до смерти. Однако если человек понравится, они могут помогать ему – показывают где зарыты сокровища или приворожить любимого.

Троицкая неделя в 2018: чего нельзя делать в Русальную неделю

Только отчаявшиеся и потерявшие всё люди могли искать встреч с русалками, ведь они относятся к нечистой силе. Набожные люди во время Русальной недели избегали мест обитания этих духов.

Не ходили на реки и водоёмы и тем более не купались там, чтобы водяные не утащили на дно.

Чащи лесов также таили опасность, поэтому туда ходили лишь по крайней необходимости и то не в одиночку, а с компанией смельчаков.

Для невест, беременных женщин и кормящий матерей выход за ворота был строго запрещён. Считалось что духи могут позавидовать женщине и нанести вред ей или ребёнку. Так же не ходили на кладбища и перекрёстки дорог.

Самым опасным временем в дни Троицкой недели считается полночь и полдень.

Для безопасности и возможной выгоды люди старались задобрить русалок. С этой целью устраивались народные гулянья с песнями. Кстати церковью такие действия не одобряются.

Кроме того во время Троицкой недели запрещено заниматься рукодельем, стиркой, проводить уборку и работать на земле.

Троицкая неделя в 2018: о чём можно было просить духов

Однако многие верили, что лесные девы в некотором роде имеют женскую солидарность. Например, когда женщину обижал мужчина, она могла пожаловаться русалке и обидчика ждала страшная кара, после которой он сходил с ума или умирал.

Девушки просили у русалок помощи в сердечных делах. Но в этом вопросе содействие русалок было небескорыстным. Услуги лесных дев оплачивались по-разному – в одних случаях достаточно было красивого платочка или бус, а в других в качестве платы могла потребоваться жизнь ребёнка.

Во время Русальной недели для защиты домашнего хозяйства, посевов и скота русалкам делались подношения в виде свежевыпеченного каравая.

На севере Руси с русалками «кумились» — становились кумовьями. Для обряда выбиралась молодая берёзка, на ветки которой завязывали ленты, а потом вокруг водили хоровод. Считалось, что после этого водяные девы не станут вредить новым «родственникам». Из веток берёзы для развлечения русалок сооружались качели. Когда праздники подходили к концу сооружение разбирали и организовывали русалкам проводы, во время которых танцевали, пели и устраивали игры.



 

Возможно, будет полезно почитать: