Фз о захоронении. Федеральный закон о погребении и похоронном деле

Федеральный закон от 12.01.1996 г. No 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» является первым нормативно-правовым актом такого уровня в отечественном праве, начиная с советских времен. ФЗ упорядочивает отношения, охватывающие похоронную процедуру, устанавливает государственные гарантии в этой сфере, порядок создания и обслуживания мест захоронения, определяет основы похоронной деятельности. ФЗ является основополагающим актом, определяющим законодательство в этой сфере.

До принятия ФЗ правоотношения в этой сфере регулировались многочисленными ведомственными документами и инструкциями, многие из которых являлись устаревшими и несоответствующими современным экономическим реалиям, противоречащими действующему законодательству. За период действия Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» «оброс» многочисленными подзаконными актами, сформировавшими самостоятельный правовой институт. ФЗ дает определения ключевым понятиям и терминам, упорядочивает процедуру погребения, распределяет полномочия между госорганами и муниципалитетами, предусматривает минимальные гарантии, устанавливает базовые санитарно-экологические правила.

Закон рассматривает погребение в качестве отдельного вида деятельности, подлежащего особому регулированию на государственном уровне.

В ходе практической реализации и организации деятельности на новой основе выявлялись отдельные противоречия и неурегулированности, которые систематически устранялись. На сегодняшний день действует редакция ФЗ с изменениями и допполнениями по состоянию на 01.01.2017 г.

Структура ФЗ

Структура рассматриваемого ФЗ традиционна для отечественного законодательства и включает в себя следующие элементы:

  • указание на госорган, принявший закон;
  • полное наименование;
  • порядковая нумерация и дата принятия;
  • нормативно-правовая часть;
  • указание на последствия, возникающие при нарушении установленных ФЗ норм;
  • указание на отмененные законы (нормативно-правовые акты), действовавшие ранее и регулировавшие схожие правоотношения;
  • указание на публикацию ФЗ и порядок его вступления в силу;
  • подпись должностного лица.

В рассматриваемом ФЗ отсутствует преамбула, которая не считается обязательным элементом. Отчасти информация, обычно приводящаяся в ней, содержится в ст. 1 ФЗ.


Закон состоит из 5 глав, включающих 33 пункта. Главы содержат схожие по тематике правовые нормы, определяющие и регулирующие однотипную группу правоотношений. Главы сгруппированы следующим образом:

  1. Гл. I. Общие положения. Включает в себя ст. ст. 1–6.
  2. Гл. II. Гарантии осуществления погребения. Включает ст. ст. 7–14, дополнена ст. 14.1.
  3. Гл. III. Организация места погребения. Объединяет ст. ст. 15–24.
  4. Гл. IV. Похоронное дело. Включает ст. ст. 25–30. Ст. 28, устанавливавшая обязанность получения лицензий, исключена.
  5. Гл. V. Заключительные и переходные положения. Состоит из ст. ст. 31–33.

Общие положения

Соответствующая глава содержит общие нормы, определяющие цели и задачи ФЗ, систему правовых актов в похоронной сфере, раскрывает содержание основных терминов, вводит новые понятия волеизъявления лица и исполнителя такого волеизъявления.

Задачи ФЗ

Ст. 1 определяет задачи ФЗ и выделяет 4 группы правоотношений, подлежащих урегулированию:

  1. Госгарантии, предоставляемые при погребении. Они осуществляются с соблюдением воли покойного, высказанной при его жизни, и пожеланий близких.
  2. Финансовые и иные госгарантии.
  3. Санитарно-экологические нормативы, применяемые к местам погребения и их содержанию.
  4. Основные принципы организации погребальной деятельности.

Практическое содержание правоотношений раскрывается в соответствующих главах ФЗ.

Законодательство о погребении и похоронной деятельности

ФЗ устанавливает нижеприведенную нормативно-правовую иерархию в регулируемой им сфере:

  • собственно рассматриваемый ФЗ;
  • разрабатываемые в соответствии с ним иные ФЗ;
  • нормативные документы федерального уровня;
  • законы субъектов;
  • иные региональные акты.


Отдельно оговорен приоритет норм международного права применительно к национальным.

Погребение и места захоронения

Впервые на законодательном уровне определен термин «погребение». Процедура характеризуется следующими признаками:

  • носит обрядовый характер;
  • реализуется согласно сложившимся обычаям, традиционным установлениям;
  • проводится с соблюдением санитарных и иных нормативов.

Погребение может быть произведено тремя способами:

  • захоронением в земле;
  • преданием огню с помещением урны с прахом в колумбарной стене;
  • преданием воде в предусмотренных случаях и порядке.

Традиционно погребение осуществляется путем , реже - кремацией с размещением урны в колумбарной стене.

Предание воде проводится в редких ситуациях и чаще всего связано со смертью на корабле вдали от берега, когда не имеется возможности доставить тело на землю.
Погребение проводится согласно сложившимся традициям и религиозным верованиям, но в общем случае включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный (получение необходимых документов, приобретение ритуальных принадлежностей, подготовка тела и пр.);
  • прощальные церемонии, траурная процессия, религиозные обряды;
  • собственно похороны;
  • поминовение.

ФЗ регулирует только гражданскую составляющую похоронных мероприятий, не касаясь религиозных, профессиональных и национальных аспектов.

Понятие «место захоронения» по своему содержанию более широкое, чем кладбище, и включает в себя имеющиеся на специально выделенном земельном участке:

  • места для непосредственного расположения могил;
  • крематории, колумбарии;
  • административные постройки;
  • коммунальную инфраструктуру;
  • деревья и кустарники;
  • иные постройки, сооружения и объекты (склепы, мавзолеи, памятники, конструкции санитарно-гигиенического назначения, ограждение, дороги и пр.).

Места погребения могут представлять собой объекты культурно-исторического значения.
Порядок отбора и отведения земельных участков регламентируется рядом подзаконных документов, определяющих характеристики месторасположения, рельефа местности и природных особенностей площадей, отдаленности от жилой и производственной застройки и пр.

При отборе участка учитывается и особое, сакральное значение кладбища.

Зоны захоронений должны отвечать моральным и духовным представлениям о местах окончания земного пути человека.

Изъявление воли лица об отношении к телу после смерти, исполнители волеизъявления

ФЗ вводит новое в отечественном праве понятие волеизъявления лица. Выражение воли допускается оформлять письменным документом или высказывать устно. При отсутствии изъявления воли захоронение осуществляется в соответствии с пожеланиями и решениями, принимаемыми ближайшими родственниками. Исполнение воли покойного обязательно, если иной порядок не установлен законом или особые обстоятельства препятствуют этому. Согласие или несогласие должно быть выражено по следующим вопросам:

  • допускается ли патологоанатомическое вскрытие:
  • допускается ли изъятие органов и тканей;
  • в каком месте следует произвести захоронение (дозахоронение);
  • обычаи и традиционные установления, подлежащие применению при захоронении;
  • кремация;
  • лицо, на которое возложено исполнение воли.


Обязанности возлагается на супруга (у), ближайших родственников, а при их отказе или невозможности - на любое указанное покойным лицо, готовое осуществить все требуемые мероприятия. В исключительных ситуациях захоронение производится специализированной ритуальной службой.

Российская Федерация предоставляет гарантии погребения с учетом высказанной воли и устанавливает минимальные стандарты. Практическое содержание гарантий раскрывается в гл. II ФЗ.

Исполнение воли покойного и государственные гарантии

Земельный участок под могилу выделяется бесплатно. Исходя из воли покойного, могила организуется в определенном им месте, в том числе возможно дозахоронение в старых могилах или рядом с ранее умершими близкими родственниками, когда это допускается. При невозможности захоронить в конкретном месте (нет свободных участков, запрещено исходя из норм СанПиН и пр.), местонахождение могилы определяет специализированная организация.
При пожелании покойного быть погребенным в другом городе или поселении, за пределами страны госгарантии заключаются в скорейшем оформлении всех документов, включая разрешительные на транспортировку тела, пересечение госграницы и пр. Погребение невостребованных лиц осуществляется специализированными организациями.
Помимо вышеуказанного, госгарантии включают в себя:

  • подготовку и выдачу документации, требуемой для захоронения, не позднее 24 часов с момента смерти;
  • выдачу тела покойного из морга (когда требуются патологоанатомические исследования) не позднее 48 часов с момента определения причины смерти;
  • обеспечение возможности хранения тела в морге до 1 недели без оплаты в ситуациях, когда родные или лицо, проводящее похороны, не могут по объективным причинам осуществить ритуальные мероприятия ранее, и до 2 недель, если такие лица разыскиваются;
  • исполнение воли покойного об отношении к телу, выраженного им до его смерти.

Отчасти установленные гарантии в отношении патологоанатомического вскрытия носят декларативный характер, так как решение об обязательном проведении процедуры принимается в предусмотренных законодательством об охране здоровья случаях и не зависит от воли покойного и пожеланий близких.

Гарантированный список ритуальных услуг и соцпособие

В гарантированный список бесплатных погребальных услуг входит:

  • подготовка и выдача всей предусмотренной документации;
  • представление и доставка гроба и необходимых принадлежностей;
  • транспортировка покойника на кладбище или в крематорий;
  • погребение.

Обязанности по представлению услуг несут специализированные учреждения. В зависимости от категории умершего финансирование проводится за счет федеральных, региональных бюджетов, ПФ и ФСО. Стоимость услуг утверждается муниципалитетами по согласованию с органами, осуществляющими их финансирование. Погребальные услуги помимо гарантированного списка оплачиваются лицами, осуществляющими погребальные мероприятия.
По усмотрению людей, занимающихся погребением, бесплатные услуги заменяются на денежную выплату в размере стоимости гарантированного списка, но не более зафиксированной ФЗ максимальной суммы.

Предельная сумма периодически индексируется, с 01.02.2017 г. ее размер достиг 5562 руб.

В регионах и местностях, в которых действуют территориальные коэффициенты, предельная сумма определяется с их учетом. В некоторых областях и иных субъектах установлены доплаты к ритуальному пособию. Например, в Москве его размер составил 11000 руб., Республика Башкортостан увеличила стандарт до 6396 рублей. При похоронах участников ВОВ и приравненных к ним лиц предлагается расширенный перечень погребальных услуг, включающий предоставление памятника (плиты, цветника). Размер выплаты по смерти также увеличен.


Пособие выдается при обращении по предъявлению справки о смерти. Для получения денег необходимо заявить:

  • в ПФ, если умерший пенсионер;
  • по месту работы, если покойный был официально трудоустроен (в том числе находился в отпуске по уходу за ребенком, неоплачиваемом и пр.), в случае смерти ребенка (обращается один из родителей);
  • в учреждение соцобеспечения, когда покойный официально не был трудоустроен и не находился на пенсии, при мертворождении;
  • в ТОФСС для умерших ИП.

Для получения повышенного пособия на участника ВОВ следует обратиться в военкомат не позднее 6 месяцев с даты смерти.
Установленные предельные размеры стоимости гарантированных погребальных услуг и выплачиваемого соцпособия нельзя признать достаточными. На сегодняшний день сумма в 5000 руб. не способна сколько-нибудь существенно возместить реальные расходы, вызванные смертью человека, а в случае отказа от финансового выражения и получения бесплатных услуг их качество будет минимальным. Фактически пособия хватает лишь на приобретение самого дешевого низкокачественного гроба. Примером надлежащей государственной помощи семьям умерших может служить Республика Беларусь.

Закон РБ «О погребении и похоронном деле» определил размер пособия, соответствующего средней зарплате по стране за месяц, предшествующий смерти.

В марте 2017 г. пособие в Беларуси составляло 720 бел. руб., что по курсу равноценно 22000 рос. руб.

Погребение отдельных категорий

ФЗ устанавливает некоторые особенности предоставления мер социальной защиты и процедуры захоронения отдельных категорий:

  1. Гарантии погребения служащих в армии, призванных на сборы, сотрудников МВД, противопожарных служб, ФСИН, таможни, участков войны и приравненных категорий. В отношении указанных лиц цена ритуальных услуг рассчитана в размере 18250 руб., в г. Москве и Санкт-Петербурге — 25269 рублей. Дополнительно оплачивается производство и монтаж надгробий. Финансирование проводится за счет Минобороны. Захоронение производится согласно воли покойного и изъявлений близких на воинских кладбищах или участках, в иных местах. Погребение сопровождается отданием воинских почестей.
  2. Гарантии погребения лиц, не имеющих родных и при отсутствии лиц, готовых провести погребальные мероприятия. Погребение указанных граждан производится силами специализированных учреждений с соблюдением госгарантий.
  3. Погребение умерших в местах лишения свободы в период отбывания наказания осуществляется по правилам и нормам ФЗ, тело выдается родным в течение 2 дней с момента определения причины смерти. При невостребованности тела захоронение проводится силами администрации исправучреждений.
  4. Погребение умерших после приведения в исполнение в отношении них смертной казни. При определении порядка погребальных действий в отношении указанных лиц ФЗ ссылается на нормативные документы Минюста, однако, до настоящего времени соответствующее положение не разработано. По причине отсутствия смертной казни данная норма ФЗ является неактуальной.
  5. Погребение лиц, погибших в связи с их участием в террористических актах. Места захоронения указанных лиц выбираются по усмотрению органов следствия, тела покойных родным не выдаются. По желанию родственников им могут быть выданы не изъятые личные вещи, предоставлена возможность ознакомиться с актом патологоанатомического вскрытия. Следователь уведомляет близких об органе ЗАГСа, где можно оформить свидетельство о смерти.

Организация места погребения

Данный раздел ФЗ посвящен организации мест для захоронения, их классификации и целевому распределению.
Право выступать с инициативой по созданию мест захоронения
ФЗ приводит следующие разновидности мест, создаваемых для погребения, в зависимости:

  • от уровня отнесения - государственные, муниципальные;
  • от соблюдаемых обычаев и культурных традиций - общественные, вероисповедальные, воинские;
  • от культурно-исторической значимости - историко-мемориальные.

Инициаторами создания новых мест погребения выступают:

  • Правительство РФ совместно с органами региональной власти, под чью юрисдикцию попадает объект - в отношении Федерального воинского мемориала;
  • соответствующие федеральные органы - в отношении воинских кладбищ и участков;
  • массовые религиозные организации, обладающие правом осуществлять ритуальные религиозные погребальные обряды - в отношении вероисповедальных кладбищ;
  • собрания жителей сельских поселений согласно уставу соответствующего муниципалитета - в отношении местных кладбищ.

Правом принятия решения о создании Федерального воинского мемориала обладает Президент РФ, решения применительно к другим кладбищам принимаются субъектом Федерации или муниципалитетом.

Санитарно-экологические требования к созданию и содержанию мест погребения

Определение территории для создания кладбища осуществляется с соблюдением нормативов городской (сельской) застройки исходя из геологических и рельефных характеристик, структуры грунта, местных экологических нагрузок. Место для захоронений должно соответствовать нормам СанПиН. Земельный участок выбирается с расчетом на неограниченный по длительности период эксплуатации по назначению и существования. Вновь открываемые кладбища располагаются не ближе 300 м от территориальных зон, определенных для проживания и общественного использования.

Запрещена организация кладбищ в пределах и на местностях:

  • 1 и 2 санитарных поясов источника водоснабжения или минерального источника, 1 курортной охранной зоны;
  • с открытыми закарстованными и сильнотрещиноватыми грунтами, в местах выходящих водоносных слоев;
  • вблизи используемых жителями в различных целях наземных водных объектов;
  • с подземными водами, расположенными менее 2 м от земной поверхности, болотистых, заливаемых, подпадающих под оползни и обвалы.

Площадь выделяемой под кладбище территории рассчитывается по количеству жителей соответствующего муниципального пункта и нормативов выделения участка для погребения умершего. Общий размер кладбища не должен превышать 40 га. Размер участка, выделяемого для захоронения 1 умершего, устанавливается муниципалитетом с учетом возможности дозахоронения супруга(и). Обычно размер единоличного захоронения составляет 1,2х2,0 м, с учетом предполагаемого дозахоронения — 2,0х2,2 м. Допускается создание , порядок оформления которых устанавливается федеральным и региональным законодательством.

В случае переноса могил освободившаяся территория повторно осваивается не ранее, чем через 20 лет.

Строительные и производственные работы на территории бывшего кладбища запрещены, местность может быть задействована лишь под зеленые посадки.
Обслуживание мест погребения осуществляется с соблюдением СанПиН. В случаях выявления нарушений норм и правил муниципалитет обязан приостановить или прекратить все виды погребальной деятельности на соответствующей территории до устранения всех выявленных недостатков. Аналогичные требования предъявляются и к предметам ритуального назначения. Осквернение могил и надругательство над местами захоронения образуют административные и уголовные правонарушения.

Разновидности кладбищ

Законодательно 3 разновидности кладбищ исходя из их назначения:

  • общественные;
  • вероисповедальные;
  • воинские и военные мемориальные.

Общественные кладбища относятся к юрисдикции муниципалитетов и предназначены для обслуживания конкретных населенных пунктов. Захоронения производятся согласно воле покойных или в определенном специализированными организациями порядке с соблюдением установленными ФЗ правилами. На общественных кладбищах могут организовываться обособленные военные зоны, а также выделяться участки для погребений согласно национальным и/или религиозным установлениям.

Сельские кладбища могут управляться жителями поселений.

Вероисповедальные кладбища могут относиться к юрисдикции муниципалитетов (в сельской местности управление может осуществляться жителями) и предназначаются для захоронения единоверцев, согласно религиозных канонов.


Воинские кладбища создаются для захоронения служащих в армии, призванных на военсборы, сотрудников МВД, противопожарных служб, ФСИН, таможни, участников войны и приравненных категорий, если это не находится в противоречии с волей усопших или намерений родственников. Федеральное военное мемориальное кладбище создано для захоронения лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Погребение осуществляется по инициативе федеральных органов власти. Президент РФ вправе принять решение о погребении в мемориале любого лица. Военные мемориальные кладбища создаются для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите страны.

Старые военные и ранее неизвестные захоронения

К таким захоронениям отнесены захоронения погибших во время войны или в ходе массовых политических репрессий. Перед началом работ на территориях, где потенциально могут быть обнаружены подобные некрополи (районы крупных сражений, концлагерей, бывших лагерей для содержания заключенных в ходе репрессий и пр.), проводится соответствующая проверка местности. При выявлении подобных захоронений муниципалитеты фиксируют их наличие и регистрируют в качестве соответствующего объекта. При необходимости производится перенос останков на новое место. Поиск и вскрытие подобных захоронений допускается только специально уполномоченными на это организациями и лицами.

Стены скорби и крематории

Указанные объекты размещаются на специально отведенных для этого территориях и предназначены для кремирования тел покойных с последующим помещением урны с прахом в колумбарной стене. Содержание крематориев относится к компетенции муниципалитетов, колумбариев-муниципалитетов или региональных властей.

Похоронное дело

Раздел IV ФЗ посвящен организации погребального дела, выступающего в виде самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела

Практическая реализация предусмотренных ФЗ гарантий в сфере погребальной деятельности осуществляется путем организации и государственным регулированием самостоятельного направления деятельности - похоронного дела, которое отнесено к компетенции муниципалитета, и его финансированием. Фактическая работа по захоронению и содержанию могил осуществляется специализированными организациями.

Лицензирование погребальной деятельности не осуществляется, хотя в первоначальном варианте ФЗ такое обязательство устанавливалось.

Учитывая социальную значимость рассматриваемого направления деятельности, ФЗ предусмотрел возможность проведения общественного контроля. Попечительские советы формируются при муниципалитетах или региональных властных органах, которые определяют порядок их создания и функционирования, а также компетенцию. На практике советы не получили распространения. Контроль и взаимодействие осуществляется муниципальными чиновниками, курирующими социальные и бытовые отношения.

Специализированные организации по вопросам похоронного дела

Муниципалитеты создают специализированные организации, на которые возлагаются обязанности по погребению. Организации создаются в форме МУ или МУП. Как правило, специализированные компании дополнительно осуществляют работы по содержанию мест захоронения, хотя эта деятельность может осуществляться на конкурсной основе коммерческими структурами.

Специализированные организации подотчетны муниципалитетам.

Деятельность таких учреждений носит публичный характер. Как правило, работы и услуги в сфере погребения реализуются через специальные магазины-салоны, функционирующие при специализированных организациях. В стандартный набор услуг подобной торговой точки входят:

  • услуги агента или церемониймейстера-организатора, выполняющего всю техническую работу;
  • оформление государственное свидетельство о смерти;
  • оформление документов для захоронения гроба с телом или урны с прахом;
  • продажа полного спектра похоронных принадлежностей по каталогам и со склада, включая доставку заказчику;
  • предоставление помещений для траурных церемоний в специально отведенных для этого местах;
  • предоставление автокатафалка, в том числе и для междугородних перевозок, других транспортных услуг;
  • консультации граждан и юридических лиц по всем вопросам, связанным с погребением и госгарантиями.


Деятельность по оказанию ритуальных услуг относится к обычной предпринимательской. Мероприятия, не связанные непосредственно с , проводятся и коммерческими структурами.

Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

Захоронение осуществляется при помощи :

  • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
  • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
  • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).

Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

Основные задачи Федерального закона :

  • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
  • Учитывает пожелания родственников;
  • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
  • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
  • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
  • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
  • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
  • Глава 5 содержит дополнительные положения.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

Статья 7

Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

Статья 11

В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

Сюда также относятся следующие виды расходов :

  • Транспортировка умершего в морг;
  • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
  • Предоставление венка, урны или гроба;
  • Транспортировка к месту погребения или кремации.

Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти» . Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено . В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

Статья 15

В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

  • Воинская часть;
  • Служба в органах внутренних дел;
  • Государственная противопожарная служба;
  • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Статья 20

Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов» .

Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу :

  • В органах внутренних дел;
  • В воинской части;
  • Государственной противопожарной службе;
  • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

Какие предусмотрены пособия на погребение?

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» контролирует порядок и выплату пособия на похороны. В 2017 году размер пособия на захоронение составляет 5 562 рубля. Если в соответствующих районах при расчете заработной платы дополнительно применяется коэффициент, то при выплате пособия на похороны он также учитывается.

Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей .

Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей .

Как получить пособие на погребение?

Согласно закону, пособие выплачивается одному из близких родственников. Этот человек должен взять на себя ответственность осуществить погребение. Размер пособия, как говорилось выше, 5 562 рубля. Степень родства роли не играет. Если таковые родственники отсутствуют, заняться этой процедурой могут коллеги или знакомые люди.

Для оформления пособия следует обратиться :

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.

Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

Предоставьте следующие документы для получения пособия :

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.

Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по .

Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по .

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.


Судебная практика по статье 16 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ

    Постановление от 23 августа 2018 г. по делу № А14-8926/2017

    Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (19 ААС)

    С Т А Н О В Л Е Н И Е «23» августа 2018 года Дело № А14-8926/2017 город Воронеж Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2018 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ушаковой И.В., судей Кораблевой Г.Н., ...

    Решение № 2А-569/2018 2А-569/2018~М-448/2018 М-448/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-569/2018

    Красносулинский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Выгребного типа не имеется; на территории кладбища отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твердым покрытием с подъездами к ним. Согласно ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту Закон № 8-ФЗ) предоставление земельного участка для размещения места погребения...

    Решение № 2А-3-43/2018 2А-43/2018 2А-43/2018~М-50/2018 М-50/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-3-43/2018

    Кировский районный суд (Калужская область) - Гражданские и административные

    Отсутствует вывеска с указанием наименования кладбища, а также отсутствуют урны и не оборудована площадка под мусоросборники. В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой Барятинского района 16 . 10.2017 года в Управу МР «Барятинский район» внесено представление № 7-48-2017 «Об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле», однако до настоящего времени указанные...

    Решение № 2-136/2018 2-136/2018~М-122/2018 2-3-136/2018 М-122/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-136/2018

    Сухиничский районный суд (Калужская область) - Гражданские и административные

    Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Прокуратурой при проведении проверки установлено, что органами местного самоуправления городского поселения «Город Мещовск», вопреки указаниям п.5 ст. 16 и п.3 ст.18 Федерального закона № 8-ФЗ, размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях общественных кладбищ для погребения умершего не установлен. Порядок предоставления и использования...

    Решение № 2-3227/2018 2-3227/2018~М-2702/2018 М-2702/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-3227/2018

    Центральный районный суд г. Тольятти (Самарская область) - Гражданские и административные

    Требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Пунктами 5,6 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может...

    Решение № 2А-434/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-434/2018

    Киржачский районный суд (Владимирская область) - Гражданские и административные

    Похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 вышеприведенного Закона. Частью 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что места погребения по принадлежности могут...

    Решение № 2А-585/2018 2А-585/2018~М-499/2018 М-499/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-585/2018

    Черноморский районный суд (Республика Крым) - Гражданские и административные

    Суда в законную силу устранить в отношении кладбища на территории муниципального образования Межводненское сельское поселение Республики Крым нарушения ч. ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.п. 2.1., 3.1. СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-...

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(в ред. законов г. Москвы от 13.01.1999 N 1,

от 21.02.2001 N 6, от 05.09.2001 N 41,

от 25.02.2004 N 8, от 15.06.2005 N 22,

от 06.06.2007 N 16, от 19.01.2011 N 2, от 27.06.2012 N 28,

от 24.10.2012 N 52, от 27.02.2013 N 10, от 03.04.2013 N 13)

Настоящий Закон устанавливает на территории города Москвы принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением умерших (погибших), гарантирует погребение с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации погребения, предоставление материальной и иной помощи для погребения, определяет систему организации похоронного дела и мест погребения в городе Москве.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле

Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов города Москвы и является частью законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Статья 2. Понятия, используемые в целях настоящего Закона

Специализированная служба по вопросам похоронного дела - хозяйствующий субъект, созданный на конкурсной основе Правительством Москвы (городская специализированная служба по вопросам похоронного дела) либо органами местного самоуправления (муниципальная специализированная служба по вопросам похоронного дела) в целях оказания ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших.

Захоронение - предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби.

Место захоронения - могила, ниша стены скорби, склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом.

Обряд - символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке.

Похороны - обряд погребения тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации.

Похоронные принадлежности - гробы, в том числе цинковые, урны для праха, траурные венки, гирлянды, траурные ленты (в том числе с надписями), тапочки, покрывала и другие предметы похоронного ритуала.

Ритуал - порядок проведения похоронного обряда.

Родственный участок - участок, на котором имеется могила, в которой захоронен супруг или родственник умершего.

Городское кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении Правительства Москвы, содержание и эксплуатацию которого обеспечивает Правительство Москвы за счет средств бюджета города Москвы.

Муниципальное кладбище - общественное кладбище, находящееся в ведении органов местного самоуправления, содержание и эксплуатацию которого обеспечивают органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Статья 3. Погребение

Настоящий Закон города Москвы определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти (в соответствии с обычаями и традициями, существующими на территории города Москвы), не противоречащие санитарным, экологическим и иным нормам и правилам. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) земле (захоронение в могилу на кладбище), огню (кремация в крематории с последующим захоронением урны с прахом в стенах скорби, могилах), помещения тела (останков) в склеп (саркофаг).

(в ред. Закона г. Москвы от 25.02.2004 N 8)

Статья 4. Похоронное дело

Похоронное дело в городе Москве - отрасль городского хозяйства, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения (кладбищ, крематориев, стен скорби, салонов-магазинов (бюро) ритуального обслуживания, мастерских по изготовлению надмогильных сооружений и так далее).

Статья 5. Ритуальные услуги, предоставляемые в городе Москве

1. В перечень ритуальных услуг, предоставляемых в городе Москве, входят следующие виды деятельности:

1) прием заказа и заключение договора на организацию похорон;

2) оказание услуг по захоронению и перезахоронению;

3) оказание услуг по кремации;

4) оформление прав пользования участками для создания семейных (родовых) захоронений;

5) транспортировка тел (останков) умерших (погибших);

6) изготовление и опайка цинковых гробов;

7) санитарная и косметическая обработка тел;

8) бальзамирование;

9) изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха;

10) изготовление и установка надмогильных сооружений и склепов;

11) производство иных похоронных принадлежностей;

12) оформление надписей на памятниках и мемориальных досках;

13) изготовление и крепление фотокерамических изделий на памятниках;

14) уход за местами погребения и захоронения.

2. Услуги, указанные в пунктах 1-6 части 1 настоящей статьи, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела.

3. На оказание ритуальных услуг, за исключением услуг, предусмотренных пунктом 6 части 1 настоящей статьи, может заключаться прижизненный договор.

Статья 6. Места погребения

1. Погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению.

1.1. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы.

2. Создаваемые, а также существующие государственные места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в соответствии с правовым актом органов исполнительной власти города Москвы, а муниципальные места погребения - в соответствии с муниципальным правовым актом в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясения и других стихийных бедствий.

Раздел 2. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ Статья 7. Право лица на достойное отношение к его телу после смерти

1. Каждый имеет право на достойное отношение к его телу после смерти. Город Москва как субъект Российской Федерации гарантирует исполнение законного волеизъявления лица об отношении к его телу после смерти.

2. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить:

О согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела после смерти;

О согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию.

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего).

3. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить:

О желании быть погребенным тем или иным способом, по тем или иным обычаям и традициям;

О желании быть погребенным в определенном месте и в определенное время;

О доверии конкретному лицу организовать погребение и исполнить волеизъявление.

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка, иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего).

4. Действия по достойному отношению к телу умершего (погибшего) должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего (погибшего), если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего (погибшего) невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Лицо, осуществляющее организацию погребения

В случае, если лицо при жизни не поручило (в письменной форме либо в присутствии свидетелей) осуществить его погребение какому-либо конкретному лицу либо если лицо, получившее прижизненное поручение, отказалось от исполнения данных функций, осуществить организацию погребения умершего имеют право в первую очередь: супруг, дети, родители, внуки. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их отказа от осуществления организации погребения во вторую очередь имеют право на совершение данных действий: бабушка, дедушка, полнородные и неполнородные братья и сестры умершего. В случае отсутствия родственников первой и второй очереди и законного представителя осуществить организацию погребения умершего имеет право иное лицо, личность которого удостоверена в установленном порядке.

Лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон, должно осуществить весь процесс организации погребения, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения, получение гербового свидетельства о смерти, справки о смерти, пособия на погребение, включая принятие на себя ответственности за место захоронения.

В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, она осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Статья 9. Исполнение волеизъявления о погребении

1. На территории города Москвы каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления.

2. Для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Москвы, гарантируется бесплатное предоставление участка земли на новых кладбищах либо на прирезанных участках старых кладбищ с учетом места жительства и волеизъявления. На свободном месте родственного участка гарантируется захоронение умершего (погибшего) при наличии соответствующего волеизъявления с учетом санитарных и иных требований.

3. Для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории города Москвы, гарантируется погребение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Правительства Москвы.

4. Исключена. - Закон г. Москвы от 05.09.2001 N 41.

Статья 10. Гарантии при осуществлении погребения

Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется:

Бесплатное оформление и выдача документов, необходимых для погребения, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела в морг, выдача тела умершего по требованию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

Предоставление возможности нахождения тела в морге до семи суток с момента установления причины смерти, в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего либо иные лица, могущие взять на себя обязанность осуществить погребение, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае, если поиск данных лиц затруднен, срок может быть увеличен до 14 дней.

Исполнение прижизненного волеизъявления в соответствии со статьями 7 и 9 настоящего Закона.

В случаях, установленных федеральным законодательством, выдача тел умерших (погибших) не производится и о месте их погребения не сообщается.

Статья 11. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось на возмездной основе для лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, ему выплачивается социальное пособие на погребение в соответствии с федеральным законодательством.

Правительство Москвы вправе своим решением установить дополнительную выплату к размеру социального пособия на погребение, установленному федеральным законодательством.

2. Справка о смерти для получения пособия выдается органами ЗАГС.

3. Выплата производится в день обращения на основании справки о смерти:

Органом, в котором умерший получал пенсию;

Органом социальной защиты населения по месту жительства умершего в случае, если он не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего.

4. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

Статья 12. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, гарантируется безвозмездное предоставление единого на территории города Москвы гарантированного перечня услуг по погребению, включающего:

Предоставление и доставку гроба, урны для захоронения праха и других предметов, необходимых для погребения;

Перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

Погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом).

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, определяется органами исполнительной власти города Москвы по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Порядок предоставления городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе определяется Правительством Москвы.

3. Услуги по погребению, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела. Стоимость указанных услуг возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств, предусмотренных федеральным законодательством, и средств бюджета города Москвы - в случаях если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

4. Гражданам, получившим предусмотренные п. 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное федеральным законодательством, не выплачивается.

5. Супругу, родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего пенсионера, являющегося инвалидом I или II группы, инвалидом с детства или реабилитированным лицом, предоставляется дополнительная услуга на безвозмездной основе - предоставление мемориального надгробия (включая установку и гравировку).

Расходы, связанные с предоставлением данной услуги, определяются Правительством Москвы и производятся за счет средств бюджета города Москвы.

6. Учреждения и организации, осуществляющие первичную регистрацию факта смерти и выдачу справок о смерти, обязаны обеспечить информирование лиц, взявших на себя организацию погребения, о порядке и стоимости предоставления гарантируемого перечня услуг по погребению.

Статья 13. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войн и ветеранов

Погребение умерших (погибших) военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств, ветеранов военной службы, а также ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 14. Гарантии погребения иных категорий умерших (погибших)

Законодательством города Москвы могут определяться иные категории умерших (погибших), помимо указанных в статье 13 настоящего Закона, погребение которых может осуществляться в особом порядке, установленном органами исполнительной власти города Москвы. Погребение осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Стоимость услуг по погребению в соответствии с настоящей статьей устанавливается Правительством Москвы.

Статья 15. Гарантии погребения умерших в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение

При отсутствии лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, или при невозможности осуществить им погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте, далее по после установления органами внутренних дел личности умершего погребение осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела путем предания тела (останков) земле по истечении не менее десяти суток с момента наступления смерти. С этой целью в городе Москве создается специализированное кладбище для погребения невостребованных тел (останков), а также для погребения умерших, личность которых не установлена. Стоимость услуг по погребению данной категории лиц в объеме, определяемом законодательством Российской Федерации, и порядок их оплаты устанавливаются органами исполнительной власти города Москвы.

Статья 16. Гарантии погребения умерших, личность которых не установлена

Погребение умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел в течение десяти дней с момента обнаружения тела (останков), производится специализированными службами по вопросам похоронного дела по истечении двадцати суток с момента обнаружения тела, после проведения всех необходимых мероприятий органами внутренних дел для возможной последующей идентификации личности умершего, путем предания тела (останков) земле на специально созданных кладбищах. Размер, стоимость и порядок оплаты услуг по погребению неопознанных тел (останков) устанавливаются органами исполнительной власти города Москвы.

Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в статье 15, части 1 статьи 16, включают:

Оформление документов, необходимых для погребения;

Облачение тела;

Предоставление гроба;

Перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

Погребение.

Раздел 3. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 17. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения в соответствии с настоящим Законом реализуются путем организации в городе Москве похоронного дела как самостоятельной отрасли городского хозяйства.

2. Организация похоронного дела в городе Москве осуществляется Правительством Москвы. Правовыми актами Правительства Москвы определяются порядок организации похоронного дела в городе Москве, правила содержания кладбищ и крематориев.

3. Имущество, находящееся в собственности города Москвы и используемое в целях погребения и похоронного дела, не подлежит приватизации, не может быть внесено в качестве долей в уставный капитал любого вновь создаваемого юридического лица.

Указанное имущество может передаваться в оперативное управление, хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, безвозмездное пользование, аренду юридическим лицам иных организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Экспертный совет по вопросам похоронного дела

С целью определения и реализации основных направлений развития похоронного дела, а также осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органе, ответственном за данное направление деятельности исполнительной власти, создается постоянно действующий Экспертный совет по вопросам похоронного дела (далее - Экспертный совет). Порядок формирования и полномочия Экспертного совета определяются Правительством Москвы.

(в ред. законов г. Москвы от 05.09.2001 N 41, от 25.02.2004 N 8)

(см. текст в предыдущей редакции)

Экспертный совет осуществляет полномочия Попечительского совета в соответствии с федеральным законодательством о погребении и похоронном деле.

Статья 19. Исключена. - Закон г. Москвы от 25.02.2004 N 8.

Статья 20. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Законом возлагается обязанность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, создаются и осуществляют свою деятельность в предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации организационно-правовых формах. В целях создания городских специализированных служб по вопросам похоронного дела проводится конкурс, порядок которого устанавливается Правительством Москвы.

2. Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 06.06.2007 N 16.

Порядок деятельности городских специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется Правительством Москвы с учетом особенностей города Москвы как мегаполиса, социальной значимости данной отрасли городского хозяйства и в соответствии с настоящим Законом.

3. Городские специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.

Статья 21. Источники финансирования похоронного дела

Источниками финансирования похоронного дела являются:

Средства бюджета города Москвы;

Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 21.02.2001 N 6;

Средства бюджетов муниципальных образований - на осуществление органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию муниципальных мест погребения, предоставленных им настоящим Законом;

Иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 22. Создание мест погребения

1. Предложения по созданию мест погребения в городе Москве вносятся:

1.1. Министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, служба в органах внутренних дел, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах.

1.2. Органы исполнительной власти города Москвы.

1.3. Религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов, для создания вероисповедальных кладбищ или вероисповедальных участков общественных кладбищ.

1.4. Органами местного самоуправления.

2. Решение о создании мест погребения принимается Правительством Москвы.

Статья 23. Требования к размещению и содержанию мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с генеральным планом развития города Москвы (Московского региона) при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

2. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется Правительством Москвы (в случае, если место погребения находится на территории Московской области, - по согласованию с Администрацией Московской области) на неопределенный срок в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы.

3. Размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается органами исполнительной власти города Москвы. Размер участка должен обеспечивать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

4. Порядок размещения и содержания мест погребения устанавливается Правительством Москвы.

Захоронение родственника или свойственника в одну и ту же могилу разрешается по прошествии пятнадцати лет с момента предыдущего захоронения. Уменьшение или увеличение этого срока по конкретным местам погребения допускается по решению органов исполнительной власти города Москвы.

5. Хозяйственная деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов по похоронному делу.

6. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 03.04.2013 N 13.

7. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. При нарушении обязательных требований к содержанию мест погребения Правительство Москвы обязано приостановить или прекратить действия на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений или по созданию нового места погребения (переносу существующего места погребения).

9. В случае необходимости переноса места погребения использование его территории разрешается по истечении двадцати лет. Бывшая территория места погребения может быть использована только под зеленые насаждения. Восстановление зданий и сооружений культового и мемориального назначения разрешается только на участках, ранее использовавшихся в тех же целях.

10. Осквернение и уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

11. Мемориальные объекты, в том числе надмогильные сооружения, саркофаги и склепы, являются собственностью лиц, на которых оформлено место захоронения. Установка таких объектов допускается лицами, на которых оформлено место захоронения, или их представителями при условии уведомления специализированной службы по вопросам похоронного дела. Срок нахождения таких объектов на местах захоронений не ограничивается, за исключением случаев признания объекта в установленном порядке ветхим, представляющим угрозу здоровью людей, сохранности соседних объектов или признания объекта в установленном порядке бесхозяйным.

12. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при их соответствии техническим условиям и стандартам, установленным уполномоченным органом по стандартизации и техническому регулированию, а также требованиям санитарно-гигиенической и экологической безопасности.

Статья 24. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированных служб по вопросам похоронного дела.

(в ред. законов г. Москвы от 25.02.2004 N 8, от 27.06.2012 N 28)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 3 статьи 23 настоящего Закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 13 настоящего Закона, могут создаваться воинские участки, а по представлению религиозных объединений - вероисповедальные участки для погребения умерших одной веры.

Статья 25. Крематории

1. Крематории предназначены для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации) с учетом их прижизненного волеизъявления и на основании положений настоящего Закона, с последующим предоставлением места захоронения. Московские крематории находятся в собственности города Москвы и ведении органов исполнительной власти города Москвы.

2. Порядок деятельности крематориев определяется правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 26. Семейные (родовые) захоронения

Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в городе Москве, могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений. Порядок предоставления участков земли для создания семейных (родовых) захоронений на городских кладбищах определяется Правительством Москвы. Порядок предоставления участков земли для создания семейных (родовых) захоронений на муниципальных кладбищах определяется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся муниципальные кладбища.

Статья 27. Военные, в том числе старые, стихийно возникшие и ранее неизвестные захоронения

1. Военными, в том числе старыми, стихийно возникшими и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, захоронения жертв массовых репрессий на территории города Москвы, а также бывшие кладбища при храмах и монастырях.

2. Перед проведением любых работ на территориях возможных захоронений уполномоченные органы органов исполнительной власти города Москвы обязаны провести обследование местности с целью выявления возможных неизвестных захоронений. При обнаружении таковых захоронений необходимо обозначить и зарегистрировать места захоронений, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков.

3. Запрещается поиск и вскрытие указанных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

Раздел 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникшие после его вступления в силу.

Статья 29. О приведении нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня его вступления в силу. Нормативные правовые акты города Москвы по вопросам похоронного дела, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 30. О правовых актах органов исполнительной власти города Москвы, подлежащих принятию (изданию) в соответствии с настоящим Законом

Правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, определяющие условия, порядок и сроки наделения организаций, ведущих деятельность в области похоронного дела, полномочиями городских специализированных служб по вопросам похоронного дела, подлежат принятию (изданию) в трехмесячный срок со дня вступления настоящего Закона в силу.

Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, признанные виновными в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются.



 

Возможно, будет полезно почитать: