Iii. порядок проведения сертификации работ по охране труда в организациях

Сертификация организации работ по охране труда представляет собой механизм определения соответствия проводимых в организации работ по охране труда требованиям действующего законодательства и является итоговым актом выполнения всей системы мер охраны труда, осуществляемых работодателями и направленной на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В этой связи естественным выглядит то, что Трудовой кодекс РФ в обязательном порядке требуют от работодателя проведения сертификации организации работ по охране труда на ее соответствие государственным требованиям охраны труда.

По своей сути сертификация работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда. Именно так! Подтверждает качество намерений (работ), но не результат самой охраны труда. Парадоксально для многих, но сертификат соответствия вручается не столько тем, у кого нет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сколько тем, кто правильно выполняет все требования охраны труда.

Это связано с тем, что при сегодняшнем уровне техники и технологий принципиально невозможно обеспечить абсолютную безопасность, а отдельные исключения только подтверждают это печальное, но реальное правило. Проведение сертификации организации работ по охране труда должно стимулировать проведение таких работ и тем самым способствовать снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до социально приемлемого уровня.

Итак, сертификация организации работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда в той или иной организации, у того или иного работодателя. Если подтверждает, то хорошо. А если нет? Ведь это значит, что сложившаяся ситуация является грубым нарушением законодательства, подлежит ответственности, в принципе, вплоть до уголовной. Но самое страшное для нарушителя (если он вообще хоть чего-то или кого-то боится) это публичность. Ведь Сертификат соответствия либо есть, либо его нет! Это не келейное штрафование государственным инспектором – неприятно, конечно, но почти никто не знает и никто не узнает. А потому многие работодатели далеко не рады всеобщей сертификации организации работ по охране труда, и в чем-то внутренне ей сопротивляются.

А ведь сертификация – прекрасный формализованный единообразный способ проверки соответствия выполнения работодателем работ по охране труда государственным требованиям.

Организация работ по сертификации достаточно детально прописана в рамках действующего законодательства. Вместе с тем, не вступая в противоречие требованиям законодательства, отдельные аспекты сертификации работ по охране труда в организациях приходится формулировать впервые.

Нам хотелось бы подчеркнуть два момента. Первый момент связан с перенесением многолетнего опыта проведения сертификации систем управления на сертификацию работ по охране труда. Чтобы не отказывать предприятию в сертификации, но и не «смотреть сквозь пальцы» на недостатки и недоработки, следует наибольшее внимание уделить предсертификационной подготовке учреждения к сертификации. Смысл ее в том, что пока учреждение не готово к сертификации, непосредственно процесс сертификации не начинается. Процесс сертификации начнется только при условии готовности учреждения к нему, точнее готовности к положительному решению – выдаче Сертификата соответствия.

Второй момент связан с системным (комплексным) характером оценок при сертификации. Подчеркнем, что требуемым уровнем системности обладают только выполненные по современным требованиям ряда стандартов системы управления охраной труда (СУОТ) или выполненные по требованиям Трудового кодекса РФ системы организации работ по охране труда (СОРОТ). К сожалению, пока в действующей нормативной документации по сертификации работ по охране труда в организациях однозначно не сказано ни о СУОТ, ни о СОРОТ, хотя практический опыт в сфере охраны труда показывает, что обеспечение безопасных условий труда наиболее эффективно в их рамках.

По нашему мнению, практика обязательной сертификации по системе ССОТ (в будущем скорее всего СОРОТ) неизбежно должна слиться с добровольной сертификацией СУОТ. В этом мы видим перспективу и той и другой, ибо тогда обе эти системы будут работать на благо учреждения и его устойчивого развития.

Система сертификации работ по охране труда в организациях была установлена постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28.
Для введения в действие Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) были утверждены:

  • Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Правила сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно правовых форм, в том числе:

  • деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда;
  • деятельность службы охраны труда;
  • работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

ССОТ обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке.

В работе комиссий органов по сертификации участвуют эксперты, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в этой области.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации, и на них возлагаются следующие основные функции:

  1. формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;
  2. проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;
  3. оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности), далее – сертификат безопасности;
    инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;
  4. приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;
  5. представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
  6. ведение банка данных организаций – обладателей сертификатов безопасности;
  7. ведение реестра независимых организаций и экспертов по сертификации, привлекаемых для целей сертификации работ по охране труда в организациях;
  8. подготовка и представление в ЦО ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.

Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке:

  1. осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов для целей сертификации работ по охране труда в организациях по программам, разработанным органом по сертификации;
  2. выдают протоколы измерений (оценок) для целей сертификации работ по охране труда в организациях.

Заявители реализуют свои функции и права в соответствии с Правилами сертификации работ по охране труда.
При этом заявители:

Сертификация (лат certum - «верно» + facere - «делать») - одна из форм подтверждения соответствия какого-либо объекта заданным требованиям.

Объектами сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) являются работы по охране труда, а именно:

  • 1. Деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
  • 2. Деятельность службы охраны труда;
  • 3. Работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • 4. Организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Цель сертификации работ по охране труда в организациях: содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда.

В программу проведения сертификации работ по охране труда включают экспертные оценки по нормативно-правовым документам в области охраны и безопасности труда.

Органы по проведению сертификации работ по охране труда должны иметь Аттестат аккредитации, выдаваемый Центральным органом системы сертификации работ по охране труда в организациях.

При положительных результатах работ по сертификации предприятию выдается Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 209 ТК РФ).

За сертифицированными работами проводится инспекционный контроль - контроль соблюдения требований нормативных документов в период действия сертификата соответствия работ по охране труда (сертификата безопасности), устранения имеющихся недостатков и распространения положительного опыта работы.

Инспекционный контроль в организациях организует орган по сертификации (ОС), проводивший сертификацию работ по охране труда на основе плана инспекционного контроля установленного органом по сертификации, а также анализа поступающей в ОС информации об изменениях в сертифицированных им работах по охране труда. В результате такого контроля действие Сертификата может быть продлено, приостановлено или отменено (с разработкой корректирующих мероприятий).

Плановый инспекционный контроль организации-держателя сертификата проводится органом по сертификации не реже одного раза в год в пределах срока действия сертификата безопасности по договору на возмездной основе.

Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля органами по сертификации могут служить:

  • - поступившая в орган по сертификации информация о несоответствии выполняемых держателем сертификата работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, подтвержденным при сертификации работ по охране труда;
  • - претензий к организациям - держателям сертификатов о несоответствии работ по охране труда требованиям ССОТ.

В системе управления охраной труда есть много процедур требующих выполнения. Раньше в РФ существовала обязательная сертификация работ по организации охраны труда. Данное требование даже прописывалось в Трудовом кодексе. В 2010 данная система сертификации была отменена.
Давайте разберемся, существует ли сейчас сертификация в области охраны труда.
Главным законом регламентирующем понятия и порядок сертификации в Российской Федерации является Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Сертификация предназначена для подтверждения соответствия объектов требованиям тех.регламентов, документации по стандартизации, условиям договора. Объектами сертификации могут быть продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги.
Сертификация бывает обязательной и добровольной. Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Единый перечень такой продукции представлен в Постановлении Правительства от 1 декабря 2009 г. N 982 . Сертификаты продукции необходимы для отсеивания недоброкачественных и даже опасных для жизни и здоровья человека товаров.
Добровольная сертификация исходя из названия является свободным выбором той или иной компании. Предназначена она для улучшения имиджа продукции, услуг, персонала.
Работу по сертификации осуществляют органы сертификации. Для тех, кто будет заниматься обязательной сертификации, требуется получение аттестата аккредитации, добровольной сертификацией – по желанию. Для регистрации системы добровольной сертификации юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявку с приложением требуемых документов в Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию - Росстандарт. Также регистрацию в системе добровольной сертификации необходимо оплатить. Для системы сертификации может быть назначен свой уникальный знак соответствия.
Главным отличием обязательной сертификации от добровольной является то, что в первом случае применяется подтверждение соответствия требованиям Технических регламентов таможенного союза, России, ГОСТ Р. Тогда как в добровольной могут быть выбраны любые значимые параметры. Впрочем, добровольная сертификация по ГОСТ Р тоже популярна.
Все действующие системы добровольной сертификации входят в единый реестр. Всего в реестре 1353 позиции. Реестр расположен на сайте Росстандарта . Нашим читателям мы предлагаем ознакомиться с этим реестром в более наглядном виде, который был специально подготовлен для данной публикации. (реестр в .pdf , в .xlsx файлах - качайте, в таком виде реестр Вы больше нигде не найдете!)

Ознакомившись с реестром, можно заметить что в нём присутствуют и сертификация в сфере охраны труда . Вот перечень из реестра основных и наиболее "известных" систем сертификации по охране труда:

1. Система добровольной сертификации соответствия организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками "Профессиональная безопасность"
Рег. номер: РОСС RU.М982.04ФЖП0.
Знак соответствия:
Организация: Межрегиональная Ассоциация содействия обеспечению безопасных условий труда "ЭТАЛОН", г. Москва (ОГРН 1047796296536)
Организация работ по охране труда и управлению профессиональными рисками, системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы управления охраной труда, персонал, эксперты.

2. Система добровольной сертификации работ по охране труда в организациях на территории Российской Федерации
Рег. номер: РОСС RU.З476.04ИЮ00.
Знак соответствия:
Организация: ООО "СП Дебют" (ОГРН 1025005334023), г. Сергиев Посад
Область распространения системы:
Работы по охране труда

3. Система добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (СДСОТ)
Рег. номер: РОСС RU.И493.04ЕЛ00.
Знак соответствия:
Организация: СНО «Национальная ассоциация центров охраны труда» (ОГРН 1057746566558), г. Москва.

Область распространения системы:
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, выполняющие работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и производственного контроля, система управления охраной труда в организации, работники служб охраны труда, специалисты по охране труда в организациях, предприятиях и отдельных физических лиц, выполняющих работы в области охраны труда, работники служб охраны труда, специалисты по охране труда, образовательные программы, учебные планы, издания повышения квалификации специалистов для подготовки специалистов высшего и среднего образования в области охраны труда, промышленной безопасности, менеджмента, методов профилактики стресса, технической учебы, машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

4. Система добровольной сертификации в области охраны труда
Рег. номер: РОСС RU.В516.04ЛГ00.
Знак соответствия:
Организация: ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Росздрава (ОГРН 1027739708358), г. Москва
Область распространения системы:
Организации, оказывающие услуги по обучению и проверке знаний требований охраны труда, по обучению и проверке знаний специалистов измерительных лабораторий и экспертных комиссий, персонала организаций (предприятий) по аттестации рабочих мест по условиям труда и других заинтересованных лиц, независимо от форм собственности и организационных форм, принимающих участие в решении задач охраны труда, организации, выполняющие работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и производственного контроля, система работ по охране труда в организации, персонал (работники) служб по охране труда, специалисты по охране труда, образовательные программы, учебные планы, издания повышения
квалификации специалистов для подготовки специалистов высшего и среднего образования в области охраны труда, промышленной безопасности, менеджмента, методов профилактики стресса, технической учебы, машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

5. Система добровольной сертификации организаций, продукции, технологических процессов и работ в области охраны труда
Рег. номер: РОСС RU.З1011.04ЖЗН0.
Знак соответствия:
Организация: ЧОУ "Санкт-Петербургский институт промышленной безопасности и охраны труда" (ОГРН 1127800005497), г. Санкт-Петербург.
Область распространения системы:
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда,выполняющие работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и производственного контроля, системы управления охраной труда в организациях, работники служб охраны труда, специалисты по охране труда и иных работников, образовательные программы, учебные планы, издания повышения квалификации специалистов (в том числе рабочих профессий) для подготовки специалистов высшего и среднего образования в области охраны труда, промышленной безопасности, менеджмента, методов профилактики стресса, технической учебы, машины, механизмы и другой производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

6.Система добровольной сертификации организации работ и услуг в сфере охраны труда в организациях (СДС-ОТ)
Рег. номер: РОСС RU.О1311.04ВЮ03.
Знак соответствия:
Организация: ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства" (ОГРН 1027810244087), Санкт-Петербург
Область распространения системы:
Системы управления охраной труда в организациях, системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента.

На официальных сайтах представленных организаций расположена информация по сертификации. Где-то в достаточной степени, а где-то её и вовсе нет.

1) По системе сертификации на сайте «ЭТАЛОН» имеется только положение о системе .

2) Официального сайта ООО «СП «Дебют», которой принадлежит Система добровольной сертификации работ по охране труда в организациях на территории Российской Федерации, мы не смогли найти вообще.

3) На сайте у СНО «Национальная ассоциация центров охраны труда» есть реестр правил и стандартов , есть реестр сертифицированных специалистов в СДСОТ, реестр испытательных лабораторий, аккредитованных в СДСОТ от 2015 года и есть график проведения инспекционного контроля сдсот на 2014 год!

4) На сайте ФГБУ "ВНИИ ТРУДА" МИНТРУДА РОССИИ, бывшее название ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» представлена информация только по обязательной сертификации средств индивидуальной защиты и ни слова про Систему добровольной сертификации в области охраны труда.


5) Интересный факт - под ОГРН 1127800005497 на сайте налоговой числится ЧОУДПО "ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ", которое в 2015 году прекратило своё существование. А в реестре добровольных систем сертификаций под этим же ОГРН указана компания ЧОУ "СанктПетербургский институт промышленной безопасности и охраны труда", которая в 2013 году зарегистрировала систему добровольной сертификации организаций, продукции, технологических процессов и работ в области охраны труда. Существует сейчас система не на бумаге? Сложно сказать.


6) На сайте ЧОУ ДПО "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства" представлен только Перечень организаций - держателей Сертификатов соответствия организации работ по охране труда. В перечне 80 организаций и у всех срок действия сертификата истек.
Подведем итоги:
В настоящий момент в России, на наш взгляд, нет какой-либо действительно популярной и престижной добровольной системы сертификации по охране труда. Большинство из них скорее мертвы, чем находятся в активной фазе своего развития. Степень доступности исчерпывающей информации по этим системам минимальна.

Аналогичная судьба была и у обязательной системы сертификации организации работ по охране труда, действовавшей в период с 2002 года по 2010 год. В память об этом славном периоде, когда государственная политика свелась к реализации персональной мечты отдельных лиц сертифицировать все организации страны (или создать огромный спрос на контролируемые услуги), портал сайт положил в основу "ССОТ- сообщество специалистов по ОТ".

Также стоит отметить, что за весь период постсоветской России действительно неотъемлемым атрибутом крупной успешной компании, особенно поставляющей свою продукцию на внешние рынки, стала сертификация на соответствие международному стандарту по охране труда OHSAS 18000 . О том, во что в последние годы превратилась такая сертификация мы расскажем в нашей следующей публикации.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирует, что обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

– создание и функционирование системы управления охраной труда;

– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (смотрите статьи 24 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Ознакомьтесь с положениями постановления Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 229.2 ТК РФ);

– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законом сроки;

– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

– ознакомление работников с требованиями охраны труда;

– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Сертификация работ по охране труда в организациях ранее проводилась в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (утратило силу, как мы указали ранее).

Свою деятельность орган по сертификации ранее осуществлял в соответствии с Положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (утратило силу).

Данные документы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда Российской Федерации и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" (далее – Приказ № 779н).

При этом установлено, что аттестаты аккредитации, выданные испытательным лабораториям до вступления в силу Приказа № 779н, действуют до окончания их срока действия.

Анализируя данные изменения законодательства, следует сказать, что после издания Приказа № 779н в нашей стране осталась только добровольная система сертификации работ по охране труда.

Конечно, как представляется большинству населения, такие изменения приведут к тому, что работодатели просто не будут прибегать к этой сертификации. Однако это ошибочное мнение, ведь исходя из целей такой сертификации можно говорить, что работодателям "выгодно" обладать достаточной информацией о качестве и законности своих действий по созданию безопасных условий труда во избежание ответственности в данной области.

Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые включают в себя:

– деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

– деятельность службы охраны труда;

– работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

– организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:

– степени вредности и опасности;

– степени травмобезопасности;

– обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Сертификация работ по охране труда в организациях включает, как правило, следующие этапы:

1) подача заявки на проведение сертификации по охране труда в организациях;

2) проведение проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации;

3) анализ результатов проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

4) выдача сертификата безопасности (при условии положительного решения).

Можно ли получить сертификат, не проводя специальную оценку условий труда ?
К сожалению, нет. Мы не сможем принять положительное решение о проведении сертификации по заявке организации, к которой не будут приложены сведения о ещё действующих результатах аттестации рабочих мест (проведенной до 1 января 2014 года) или специальной оценки условий труда . Поэтому порядок проведения этих работ четкий: сначала специальная оценка условий труда , а за тем уже сертификация.

Каков на практике алгоритм действий при проведении сертификации?
Шаг 1. После заключения соответствующего договора (то есть фактически после принятия положительного решения по Вашей заявке) мы (орган по сертификации), исходя из первоначальных сведений о Вашей организации, формируем перечень вопросов к Вам (заявителю) и документов Вашей организации, которые нам понадобятся при проведении сертификации, и передаем его Вам.

Шаг 2. Вы готовите ответы на заданные вопросы и копии запрошенных документов и передаете все в орган по сертификации.

Шаг 3. После анализа полученной от Вас информации мы составляем план корректирующих мероприятий (из опыта: нужны почти всегда, поскольку нарушения и недоработки обнаруживаются почти в каждой организации) и передаем его Вам вместе с подробными комментариями и советами наших специалистов, образцами документов и прочими наработками, материалами методической поддержки. На этом этапе наша задача максимально облегчить Вам работу по приведению работ по охране труда в Вашей организации в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Шаг 4. По результатам корректирующих мероприятий Вы представляете нам сведения в виде копий своих новых и/или обновленных документов.

Шаг 5. Орган по сертификации составляет акт проверок и оценок соответствия организации работ по охране труда, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и назначает график инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда.

Если в организации охрана труда поставлена на высоком уровне, то шаги 3 и 4 могут оказаться не нужны.

Можно ли провести сертификацию дистанционно - без выезда комиссии органа по сертифкации на объекты заявителя?
Да, это возможно. К примеру, если относительно небольшие объекты заявителя расположены в отдаленных регионах и командировочные расходы делают сертификацию излишне обременительной и затратной для заявителя, то комиссия может ограничиться камеральным рассмотрением документации по охране труда заявителя и общением с его представителями по телефону и электронной почте.

Нужны ли при сертификации выборочные контрольные измерения уровней вредных производственных факторов?
Нет, не нужны. В связи с тем, что в силу Приказа Минздравсоцразвития №205н от 1 апреля 2010 года в настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится только аккредитованными аттестующими организациями, подтверждение результатов аттестации при сертификации не требуется.

Сколько времени может продлиться сертификация? И какова мера участия в этой работе самого заявителя?
Обычно сертификация длится от 1-го до 3-х месяцев. Скоростью проведения сертификации можно управлять: во-первых, мы можем варьировать темп проверок и оценок в зависимости от Ваших потребностей (жесткие сроки в предписании и т.п.) без ущерба качеству и полноте выполняемых работ, а во-вторых, темп работ часто зависит от Вас - от оперативности предоставления Вами необходимых сведений, выполнения рекомендуемых нами в процессе работы корректирующих мероприятий и т. д.

Что касается затрат времени на отдельные этапы/шаги сертификации, то они примерно таковы:

Шаг 1 - всего 1 - 3 дня с момента заключения договора;
Шаг 2 - подготовка Вами всех необходимых сведений может быть как очень быстрой и беспроблемной (2-3 дня) так и долгой и болезненной (в нашей практике были организации, у которых на представление запрошенных сведений ушли месяцы и это при нашей готовности оказать любую методическую помощь в этом вопросе!!!). Причем это зависит часто не от состояния системы охраны труда в организации, а исключительно от эффективности работника, которому поручено эти данные собирать и "политической воли" руководства организации.

Шаг 3 - анализируем полученные от Вас сведения и готовим план корректирующих мероприятий вместе с необходимыми Вам для их выполнения образцами и методическими материалами мы обычно от недели до месяца.

Шаг 4 - в отношение выполнения Вами корректирующих мероприятий справедливо всё, что сказано по шагу 2. Обычно эта работа укладывается в интервал от недели до месяца.

Шаги 5 - оформление материалов сертификации (в том числе и сертификата соответствия) обычно занимает около недели.

Что делать, если плохо организована охрана труда? К примеру, не проводится обучение и/или инструктаж по охране труда, работники не направляются на медосмотры, не должным образом обеспечиваются СИЗ и т.п.?
Чтож, либо мы общими усилиями подтянем в процессе сертификации отстающие работы по охране труда (по большому счёту с Вашей стороны для этого необходимы только воля и решимость) и сертификат соответствия будет справедливо выдан Вашей организации (но не забывайте про инспекционный контроль - Вам нужно будет и дальше организованную работу по охране труда вести), либо теоретически может быть принято решение об отказе в выдаче сертификата, но это крайний случай - при полном игнорировании заявителем корректирующих мероприятий.

Нужно ли информировать ГИТ или ещё какие-то государственные контролирующие структуры о проведении сертификации?
Если Вы проводите сертификацию по предписанию, то конечно, следует поставить в известность о результатах сертификации ведомство, выдавшее предписание. В других случаях такой необходимости нет, так как орган по сертификации регистрирует сертификат соответствия в реестре системы сертификации и периодически отчитывается о своей работе перед государством.



 

Возможно, будет полезно почитать: