Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование

Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. Практически каждый водитель встречался с подобными ситуациями в роли участника, либо же был свидетелем таких событий.

После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник ДТП не хочет возмещать причиненный ущерб? Или как поступить водителю, если на месте виновник установлен не был или Вы были ? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы. Сама по себе автотехническая экспертиза позволяет установить и стоимость ущерба. Об этом и не только мы расскажем в нашей статье.

Автотехническая экспертиза – это оценка общего технического состояния автомобиля, а также установление стоимости ущерба , который был нанесен транспортному средству. Помимо прочего, эксперт дает оценку тому, как именно могли быть получены те или иные повреждения. Автотехническая экспертиза может быть проведена в отношении не только легковых автомобилей , но и мотоциклов, общественного транспорта и даже сельскохозяйственной спецтехники.

Однако не всегда объектом автотехнической экспертизы является только транспортное средство. Для того чтобы иметь полную картину происшествия, может потребоваться осмотр самого места ДТП , а также изучение всех имеющихся видеозаписей, фотографий и прочих материалов с места происшествия. По факту сложно отнести к автотехнической экспертизе лишь одну операцию, ведь она может включать в себя множество процедур для установления необходимых фактов.

Существует несколько видов автотехнической экспертизы, каждый из которых помогает выявить конкретные детали происшествия. Так, к примеру, экспертиза может быть:

  • По выяснению обстоятельств ДТП. Применяется для того, чтобы восстановить механизм самой аварии, где находились ТС участников, какая была скорость при столкновении, было ли соблюдение ПДД. В ней могут фигурировать и такие, казалось бы, мелочи, как время, необходимое для остановки машины. То есть картина восстанавливается максимально подробно;
  • Оценка технического состояния ТС. Устанавливает неисправность ТС, чем она могла быть вызвана, была ли поломка до или после ДТП и могла ли послужить причиной аварии. То есть если у Вас была некая неисправность, которую Вы просто не могли выявить до аварии, и именно она стала причиной ДТП – экспертиза выявит это;
  • Транспортно-Трасологическая . Подобная экспертиза применяется для выяснения конкретного места ДТП, а также его особенностей , восстанавливает траекторию движения автомобилей по дорожному полотну, был ли автомобиль неподвижен или нет. Ещё она помогает в установлении конкретных повреждений в результате именно этой аварии;
  • Инженерно-психофизическая. В первую очередь данная экспертиза касается самих водителей, ведь устанавливается, могли ли они успеть среагировать, как ими была оценена ситуация и когда именно каждый из участников отреагировал на происходящее.

Проведение автотехнической экспертизы поможет не только восстановить все факторы ДТП, но и доказать конкретную вину каждого из участников или ее отсутствие.

Как назначить

Для того чтобы в рамках расследования была проведена экспертиза, Вам потребуется следовать установленным правилам . Для соблюдения процессуального порядка Вам необходимо подать ходатайство о проведении экспертизы . В таком случае она не только будет иметь юридическую силу, но и будет полностью законной.

Четко прописанной формы составления ходатайства не существует, однако настоятельно рекомендуется соблюдать стандартные правила написания заявлений. Согласно им, ходатайство должно состоять из таких частей, как :

  • Вводная часть. В ней содержится информация о получателе ходатайства, реквизиты, как его, так и Ваши. Должны быть указаны полные данные о каждой стороне ;
  • Информационная часть. Она является самой важной во всех заявлениях, поскольку должна содержать все необходимые аргументы, основания и факты. Именно к написанию этой части следует относиться особенно ответственно, ведь, верно заполненная, она является практически гарантией исполнения необходимых требований. В случае с ходатайством о необходимости экспертизы Вам также потребуется указать, какой именно ее вид может потребоваться ;
  • Резолютивная часть. В ней указываются требования, а также вопросы, которые потребуется разрешить эксперту. Помимо самого прошения, часть состоит из списка дополнительных документов, которые будут фигурировать в роли доказательной базы. Именно они будут подтверждать правдивость Ваших слов.

Помните, что проведение автотехнической экспертизы не является бесплатной процедурой . По этой причине потребуется указать, кто именно будет возмещать ее стоимость после судебного процесса.

Подачей ходатайства может заниматься как Ваш адвокат , так и сам судья лично. А время для подачи длится вплоть до окончания судебного процесса. Помните, что Вы всегда можете подать его в досудебном порядке, сэкономив время и трудозатраты в судебном разбирательстве.

Сроки проведения

После того как ходатайство будет одобрено, эксперт назначает время проведения необходимых процедур. Законом не обозначено, каким именно должен быть срок проведения самой экспертизы , однако она сама по себе занимает не так много времени.

Так, к примеру, для полной оценки, проверки и осмотра транспортного средства эксперту понадобится не более четырех дней . Только необходимо учитывать, что ввиду популярности и важности подобной автотехнической экспертизы срок может быть значительно увеличен.

На длительность проведения автотехнической экспертизы влияют:

  • Состояние автомобиля и производились ли малозначительные ремонтные работы. Конечно же, полноценный ремонт полностью отметает возможность выяснить требуемую информацию;
  • Необходимость проведения более сложных процедур для установления каких-либо фактов. Периодически возникает необходимость более детальных исследований для прояснения вопроса;
  • Давность происшествия ;
  • , который занимается Вашим делом. Загруженность эксперта — один из самых главных факторов, которые могут затянуть процесс.

Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. Практически каждый водитель встречался с подобными ситуациями в роли участника, либо же был свидетелем таких событий.

После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник не хочет возмещать причиненный ущерб? Или как поступить водителю, если на месте виновник установлен не был или Вы были ? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы. Сама по себе автотехническая экспертиза позволяет установить и стоимость ущерба. Об этом и не только мы расскажем в нашей статье.

Автотехническая экспертиза – это оценка общего технического состояния автомобиля, а также , который был нанесен транспортному средству. Помимо прочего, эксперт дает оценку тому, как именно могли быть получены те или иные повреждения. Автотехническая экспертиза может быть в отношении не только легковых автомобилей , но и мотоциклов, общественного транспорта и даже сельскохозяйственной спецтехники.

Однако не всегда объектом автотехнической экспертизы является только транспортное средство. Для того чтобы иметь полную картину происшествия, может потребоваться осмотр самого места ДТП , а также изучение всех имеющихся видеозаписей, фотографий и прочих материалов с места происшествия. По факту сложно отнести к автотехнической экспертизе лишь одну операцию, ведь она может включать в себя множество процедур для установления необходимых фактов.

Существует несколько видов автотехнической экспертизы, каждый из которых помогает выявить конкретные детали происшествия. Так, к примеру, экспертиза может быть:

  • По выяснению обстоятельств ДТП. Применяется для того, чтобы восстановить механизм самой аварии, где находились ТС участников, какая была скорость при столкновении, было ли соблюдение ПДД. В ней могут фигурировать и такие, казалось бы, мелочи, как время, необходимое для остановки машины. То есть картина восстанавливается максимально подробно;
  • Оценка технического состояния ТС. Устанавливает неисправность ТС, чем она могла быть вызвана, была ли поломка до или после ДТП и могла ли послужить причиной аварии. То есть если у Вас была некая неисправность, которую Вы просто не могли выявить до аварии, и именно она стала причиной ДТП – экспертиза выявит это;
  • . Подобная экспертиза применяется для выяснения конкретного места ДТП, а также , восстанавливает траекторию движения автомобилей по дорожному полотну, был ли автомобиль неподвижен или нет. Ещё она помогает в установлении конкретных повреждений в результате именно этой аварии;
  • Инженерно-психофизическая. В первую очередь данная экспертиза касается самих водителей, ведь устанавливается, могли ли они успеть среагировать, как ими была оценена ситуация и когда именно каждый из участников отреагировал на происходящее.

Проведение автотехнической экспертизы поможет не только восстановить все факторы ДТП, но и доказать конкретную вину каждого из участников или ее отсутствие.

Как назначить

Для того чтобы в рамках расследования была проведена экспертиза, Вам потребуется следовать установленным правилам . Для соблюдения процессуального порядка Вам необходимо . В таком случае она не только будет иметь юридическую силу, но и будет полностью законной.

Четко прописанной формы составления ходатайства не существует, однако настоятельно рекомендуется соблюдать стандартные правила написания заявлений. Согласно им, ходатайство должно состоять из таких частей, как :

  • Вводная часть. В ней содержится информация о получателе ходатайства, реквизиты, как его, так и Ваши. Должны быть указаны полные данные о каждой стороне ;
  • Информационная часть. Она является самой важной во всех заявлениях, поскольку должна содержать все необходимые аргументы, основания и факты. Именно к написанию этой части следует относиться особенно ответственно, ведь, верно заполненная, она является практически гарантией исполнения необходимых требований. В случае с ходатайством о необходимости экспертизы Вам также потребуется указать, какой именно ее вид может потребоваться ;
  • Резолютивная часть. В ней указываются требования, а также вопросы, которые потребуется разрешить эксперту. Помимо самого прошения, часть состоит из списка дополнительных документов, которые будут фигурировать в роли доказательной базы. Именно они будут подтверждать правдивость Ваших слов.

Помните, что проведение автотехнической экспертизы не является бесплатной процедурой . По этой причине потребуется указать, кто именно ее стоимость после судебного процесса.

Подачей ходатайства может заниматься как , так и сам судья лично. А время для подачи длится вплоть до окончания судебного процесса. Помните, что Вы всегда можете подать его в досудебном порядке, сэкономив время и трудозатраты в судебном разбирательстве.

Сроки проведения

После того как ходатайство будет одобрено, эксперт назначает время проведения необходимых процедур. Законом не обозначено, каким именно должен быть срок проведения самой экспертизы , однако она сама по себе занимает не так много времени.

Так, к примеру, для полной оценки, проверки и осмотра транспортного средства эксперту понадобится не более четырех дней . Только необходимо учитывать, что ввиду популярности и важности подобной автотехнической экспертизы срок может быть значительно увеличен.

На длительность проведения автотехнической экспертизы влияют:

  • Состояние автомобиля и производились ли малозначительные ремонтные работы. Конечно же, полноценный ремонт полностью отметает возможность выяснить требуемую информацию;
  • Необходимость проведения более сложных процедур для установления каких-либо фактов. Периодически возникает необходимость более детальных исследований для прояснения вопроса;
  • Давность происшествия ;
  • , который занимается Вашим делом. Загруженность эксперта — один из самых главных факторов, которые могут затянуть процесс.

Обновлено: 26.06.2018 2987

Когда и как проводится независимая автоэкспертиза, оценка повреждений после ДТП: инструкция по самостоятельной организации автотехнической экспертизы + вопросы

Всем привет, Илья Кулик на связи. Последствием практически каждого ДТП является повреждение имущества, в первую очередь, автотранспорта. Для получения компенсации за ущерб важно правильно оценить его размер. Для этого и проводится независимая автоэкспертиза после ДТП.

Её исполнение должна быть выполнено строго в соответствии с установленными правилами, иначе потерпевшему не получить компенсацию за понесённые убытки. Но если потребуется оценить ущерб не спешите искать оценщика. Заказом экспертизы должна заниматься страховая компания. Почему так – узнаете из статьи.

Правила назначения и проведения автоэкспертизы после ДТП для получения устанавливают ст. 12 и 12.1 Закона об ОСАГО, а также Правила обязательного страхования. По могут быть свои отличия, определяемые конкретной страховой компанией, но принципы такие же.

Когда в ДТП повреждено имущество, для определения обстоятельств возникновения повреждений и установления размера ущерба в течение 5 дней предоставить свой автомобиль для осмотра и/или технической автоэкспертизы. Если автомобиль передвигается своим ходом, обычно осмотр проводится сразу, когда потерпевший приезжает подавать документы.

Если имущество невозможно отвезти страховщику, например, потому что ТС получило серьёзные повреждения, из-за которых не может передвигаться или пострадало недвижимое имущество, то об этом необходимо указать при написании заявления о выплате. В этом случае эксперт обязан выехать к месту нахождения имущества и провести экспертизу там. Срок тот же – 5 дней.

Если повреждённое имущество находится в удалённых, труднодоступных местах, то договором страхования могут быть установлены дополнительные сроки, для проведения осмотра, обычно не больше 10 дней.

Осмотр авто виновника

Если же осмотр имущества пострадавшего не позволил достоверно определить факт наступления , то страховщик может в течение 10 дней после подачи потерпевшим заявления о выплате потребовать для осмотра и автомобиль виновника.

Итог исследования

После проведения экспертизы страховщик обязан дать потерпевшему по его письменному заявлению ознакомиться с результатами. На документе об итогах исследования ставятся подписи страховщика, потерпевшего, эксперта. Платит за экспертизу всегда её заказчик, за исключением случаев, когда между потерпевшим и СК есть отдельные договорённости на этот счёт.

Задержка с осмотром со стороны потерпевшего

Если в указанный срок пострадавшая сторона не предоставила своё имущество для оценки, срок может быть перенесён по договорённости между СК и потерпевшим. Но при этом страховщик вправе и продлить срок для принятия решения о возмещении, на время, не превышающее срок задержки по вине потерпевшего. Максимальный срока задержки – 20 дней. Об этом страховщик должен в письменном виде сообщить потерпевшему.

Если же потерпевший «продинамит» и вторую назначенную дату, то страховщик имеет право даже без рассмотрения вернуть заявление о выплате вместе с документами. Если потерпевший после этого повторно подаст документы, то все сроки (предоставления на осмотр, выплаты и т. д.) будут отсчитываться заново.

Причём потерпевший не вправе самостоятельно заказывать автоэкспертизу, если он не предоставляет своё имущество страховщику. Но даже если проведёт «свою» экспертизу, то её результаты не будут приниматься для страховой выплаты.

Отсюда можно сделать важный вывод: контактируйте с СК и не забывайте о своей обязанности предоставить повреждённое имущество для осмотра. Если не можете выполнить его сразу – договаривайтесь со страховщиком. Здесь уже он будет обязан пойти вам навстречу.

Почему нельзя ремонтировать машину до экспертизы

Если повреждённое имущество будет до осмотра (экспертизы) отремонтировано или утилизировано, причём это помешает определить размер ущерба и факт наступления страхового случая, то выплате возмещения частично, а иногда и полностью, может быть отказано. Помните, что если ремонт не мешает оценить ущерб и установить наступление страхового случая, то в компенсации отказать СК не вправе.

Например, если потерпевший самостоятельно заменил до осмотра фару, СК не может отказать в ремонте сломанного бампера и помятого крыла, потому что замена фары не влияет на другие повреждённые детали. Но, скорее всего, со страховщиком возникнет спор по этому поводу, поэтому лучше ничего не ремонтировать.

Когда и почему проводят экспертизу и кто должен её организовывать

Очень часто «экспертизой от СК» называют осмотр, который проводится сотрудником страховой компании, необязательно имеющим квалификацию эксперта. Естественно, не всегда результат такой оценки соответствует реальности. Но это не автоэкспертиза!

Проводиться исследование может как частным техником-экспертом, так и специализированной экспертной организацией. Лицо, проводящее экспертизу, должно иметь советующую аттестацию, что подтверждается тем, что оно включено в государственный реестр техников-экспертов.

Эксперты-техники отвечают за правильность результатов, и обязаны компенсировать убытки, причинённый из-за их неверного заключения. Поэтому у специалиста, даже проводящего исследование по заказу СК, есть серьёзный стимул говорить только соответствующую действительности информацию.

Примечание. Когда потерпевший в споре со страховой доходит до суда, проходит уже судебная автоэкспертиза, но по тем же правилам, что и обычная.

Виды исследований

Автотехнические экспертизы очень разнообразны. Их обычно разделяют на:

  • экспертизу обстоятельств происшествия;
  • экспертизу техсостояния автотранспортных средств;
  • исследование дорожных услови й;
  • трасологическую ;
  • автотовароведческую .

Для принятия решения по ОСАГО, как правило, проводят автотовароведческую, которая и определяет размер ущерба. Изредка к ней добавляется трасологическая – по следам выясняются обстоятельства происшествия. Остальные типы экспертиз используются обычно при , ведении следствия или в суде.

Первичная, повторная и дополнительная экспертизы – в чём разница?

Вначале проводится первичная экспертиза. Если одна из сторон не согласна с её результатом, назначается повторная автоэкспертиза. Проводится она обязательно уже другой организацией (другим экспертом), но цели исследования одни и те же.

А вот если возникают дополнительные вопросы, то назначается дополнительное исследование. Оно может быть проведено и после первичной, и после повторной экспертиз.

При повторной экспертизе вторая сторона должна быть заранее письменно предупреждена организатором о её проведении. А эксперту обязательно предоставляются сведения о предыдущем исследовании.

Если инициатор нового исследования согласен с содержанием имеющегося акта осмотра (но не согласен с выводами), то осмотр ТС «вживую» необязателен, исследование может быть выполнено на основании имеющихся документов, но это обязательно должно быть указано в отчёте. Это позволяет проводить экспертизу, даже когда авто уже отремонтировано.

Для чего нужна экспертиза

Экспертная оценка при ДТП проводится для выяснения:

  • обстоятельств нанесения вреда ТС;
  • повреждений ТС и причин их возникновения;
  • технологии и методов ремонта;
  • стоимости восстановления ТС.

Объекты исследования

Объекты независимой техэкспертизы это в первую очередь транспортное средство потерпевшего (его остатки) и других участников происшествия, а также любые объекты, имеющие отношение к ДТП и необходимые для определения обстоятельств и причин возникшего ущерба.

Основания для проведения

При проведении экспертизы обязательно нужны такие документы:

  • регистрационные документы на ТС;
  • бумаги о ДТП , переданные страховщику потерпевшим, в том числе ;
  • направление на экспертизу (если между лицом, проводящим исследование, и страховщиком существует договор, например, у Ингосстраха существует сеть экспертов-партнёров, которые не только проводят оценку, но и могут принимать заявление о выплате);
  • другие документы , относящиеся к происшествию.

Между лицом, заказывающим экспертизу и её исполнителем всегда должен быть оформлен договор.

Права и обязанности эксперта

Проводящий экспертное исследование имеет право запрашивать и, соответственно, получать от СК и потерпевшего дополнительные сведения, а также привлекать к расследованию других экспертов.

При этом он обязан заранее сообщать сторонам, заинтересованным в проведении исследования, о невозможности своего участия в нём в случае возникновения соответствующих обстоятельств, сохранять документы и исследуемые объекты, не разглашать конфиденциальную информацию, а также результаты исследования.

Кто имеет право быть экспертом – реестр независимых экспертов по результатам ДТП

Каждый эксперт-техник для того, чтобы его исследования имели законную силу, должен пройти аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК), которая проверяет его знания и умения.

При успешном прохождении испытания выдаются соответствующие документы, а сам эксперт вносится в Госреестр техников-экспертов. Скачать официальный список экспертов-техников, внесённых в реестр, можно на сайте Министерства Юстиции .

РСА проводит свою дополнительную добровольную аккредитацию экспертов, посмотреть списки прошедших её можно по этой ссылке .

Наличие эксперта в Госреестре означает его право на осуществление профессиональной деятельности, а аккредитация РСА показывает, что Комиссия РСА гарантирует, что конкретный специалист обладает достаточными навыками и знаниями для проведения независимой экспертизы для выплаты по .

Проверять наличие действующей аттестации у эксперта очень важно, ведь без неё его заключение просто будет признано недействительным СК, судом, другими официальными организациями.

Кто не может проводить оценочную экспертизу

Экспертная организация или частный эксперт-техник не имеют права проводить экспертизу, если они являются учредителем, собственником, учредителем, клиентом или сотрудником страховщика, или когда страховщик является тем же по отношению к компании, занимающейся экспертизой.

А также исследование невозможно, если даже хотя бы один из экспертов организации, не говоря уже о непосредственном исполнителе процедуры расследования, приходится близким родственником потерпевшему.

Сколько стоит

Стоимость автоэкспертизы в общем случае зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы ;
  • срочностью проведения;
  • размером повреждения ;
  • объёмом исследования ;
  • вариантом оформления ;
  • заказом дополнительных расчётов ;
  • типом ТС (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра .

В среднем на экспертное исследование по оценке ущерба придётся потратить от 3 до 10 тыс. руб.

Результат исследования

Итогом экспертизы всегда является письменное экспертное заключение. В нём должно содержаться:

  • полные сведения об исполнителе , как юр. лице или ИП;
  • номер заключения и дату его написания;
  • реквизиты и название документа , являющегося основание для проведения экспертизы;
  • сведения о потерпевшем ;
  • список и описание обследованных объектов , особенно полно указывается информация о ТС, указываются источники сведений (документы, личный осмотр);
  • дата ДТП ;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию , в первую очередь, данные страхового полиса и сведения о страховщике;
  • вопросы, поставленные эксперту ;
  • перечень средств и инструментов , использовавшихся для исследования;
  • описание проделанных действий ;
  • ограничение применения полученных результатов;
  • прямые выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы , сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы (пишутся всегда в конце).

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы.

Оформление экспертного заключения

Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель. В последнем случае также ставится печать компании.

Заключение сшивается (причём должно быть указано количество листов), и вручается заказчику экспертизы лично или направляется по почте. Документация по экспертизе хранится о проводившего её лица три года.

Как самому организовать экспертизу

Если потерпевший не согласен с результатом экспертного исследования, проведённой по заказу СК, он может организовать исследование самостоятельно. Иногда автоэкспертиза требуется для определения суммы взыскания . Сейчас я расскажу, как правильно её провести.

Шаг первый – выбираем исполнителя

Очень важно доверить экспертизу квалифицированному специалисту. В первую очередь, конечно, надо обратить внимание, чтобы эксперт, который будет проводить исследования состоял в Госреестре, желательно был аккредитован РСА.

Неплохо будет изучить отзывы об оценщике. Проще всего найти их в интернете на различных специализированных сайтах и тематических форумах. Не гонитесь за слишком низкой ценой, или обещанием насчитать максимальный ущерб. Главное, чтобы экспертиза была выполнена точно в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Но переплачивать тоже ни к чему. Экспертные компании обычно выкладывают на своих сайтах информацию о ценах, изучите их. У некоторых фирм даже можно рассчитать стоимость исследования онлайн.

Проверяйте, чтобы эксперт (экспертная компания) не подпадал под ограничения, связанные с возможностью заинтересованности, то есть не был сотрудником СК и т. п.

Шаг второй – заключаем договор

Между заказчиком и экспертом (организацией) обязательно заключается договор об услуге. После этого проходит оплата. Обычно компании предоставляют возможность оплатить различными способами. Платёжные документы необходимо сохранить.

Стороны договариваются о месте и времени проведении. Надо стараться, чтобы осмотр проводился в сервисе, где имеется необходимое оборудование, достаточное освещение и т. п.

Шаг третий – оповещаем оппонента

Если экспертиза повторная, то её заказчик должен уведомить страховщика (потерпевшего, если организует СК), о месте и времени её проведения. Обычно это делается телеграммой или заказным письмом с уведомлением.

Шаг четвёртый – прохождение экспертизы

От потерпевшего требуется предоставить повреждённое имущество. Автомобиль должен быть чистым, чем меньше в нём будет посторонних предметов, тем лучше. Если есть вероятность возникновения дополнительных повреждений, или разрушения следов аварии (например, краски, оставшейся от второго авто) в результате мойки, от неё лучше воздержаться.

Для экспертизы нужны все документы, относящиеся к аварии, а также бумаги на автомобиль, исследование начинается с их изучения. Далее проходит собственно осмотр. Обязательно фиксируются VIN-номер и гос. знаки, записывается пробег.

Вначале изучаются видимые повреждения. При необходимости проводится частичная разборка, снимаются детали для обеспечения доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фотофиксацией.

Полезный совет. Если при осмотре обнаружатся внешние повреждения, не указанные в документах о ДТП, найдите автоинспектора, оформлявшего аварию, и попросите дописать эти повреждения. Иначе доказать получение их именно в расследуемом ДТП будет непросто.

Расчёты сейчас, как правило, проводятся с использованием соответствующего программного обеспечения. ТО есть эксперт вводит исходные данные, программа выдаёт результат, в том числе износ, стоимость ремонта, УТС и т. д.

Шаг пятый – получаем результат

По результатам исследования составляется экспертное заключение, которое вручается заказчику. Без него исследование не может называться независимой автоэкспертизой, а является осмотром, оценкой, чем угодно, только не экспертизой. Уделите внимание этому, потому что в некоторых экспертных организациях для получения отчёта в виде заключения необходимо доплачивать.

Это заключение уже можно использовать как обоснования требования той или иной суммы возмещения: со страховой компании, с причинителя вреда как в досудебном порядке, так и в суде.

  • не ремонтируйте авто до проведения осмотра ;
  • требуйте от страховщика направления на экспертизу , если несогласны с результатом осмотра;
  • выбирайте эксперта, состоящего в Госсреестре , а ещё лучше, прошедшего добровольную аккредитацию в РСА;
  • проверяйте правомерность проводимого по назначению СК исследования , помните о ситуациях, когда эксперт не вправе проводить осмотр;
  • не забудьте уведомить СК о повторной экспертизе.

Заключение

Главный вывод, который нужно сделать – осмотр, проводимый страховщиком это не экспертиза. Но если потерпевший не согласен с итогом осмотра, то страховщик обязан заказать независимая экспертиза, которая проводится только квалифицированным экспертом-техником. Самостоятельно организовывать экспертное исследование потерпевшему нужно далеко не всегда.

Не всё понятно по статье? Спрашивайте в комментариях. Там же можете рассказать о своём опыте в прохождении автоэкспертиз.

А сейчас предлагаю посмотреть видео на эту тему. Независимая экспертиза после ДТП. Секреты прохождения!

Примечание. Поправки к видео:

  • сейчас у СК 20 дней на принятие решения о выплате (когда клиент самостоятельно организует ремонт – 30 дней);
  • потерпевший не может по своему желанию выбирать в какую страховую обращаться.

В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.

Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания , если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте .

Справка. Требования к экспертам-техникам определяет Приказ Минтранса России от 22.09.2016 № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» .

Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.

  • определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
  • страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
  • сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
  • необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).

Где и как можно ее сделать?

Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании , которая специализируется только на повреждениях после ДТП.

Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.

Выбирать фирму, которая сотрудничает со страховой компанией не стоит, результат может быть составлен с учетом интересов страховщиков.

Критерии выбора независимой фирмы:

  1. Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
  2. Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
  3. Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
  4. Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.

Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в .

Кто проводит?

Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие , соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.

Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277 .

Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40 .

Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать .

Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ :

  1. Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
  2. Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.

Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.

Во время проведения очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С каждым годом темпы городского прироста машин по-прежнему остаются высокими. Обычное дело, если семья имеет больше одной машины. Автомобильные пробки в пиковое время, когда люди едут на работу и по выходным загород, возникают регулярно. Поэтому дорожные происшествия на трассах возникают очень часто.

Обращение к независимым специалистам происходит не только из-за проблем связанных с компенсацией страховых случаев, а также в случаях, когда лицо, признанное виновным в ДТП, возражает против суммы причиненного им морального ущерба. Она используется для поиска скрытых повреждений в автомобиле и для установления всех необходимых работ по восстановления транспортного средства.

Все оценки экспертов являются якобы независимыми, но результаты в денежном выражении существенно различаются друг от друга. В каком случае возникает особо заметное различие? Когда организации, которые делают экспертную оценку автомобиля по направлению страховой компании, с которой у нее есть договор, по сравнению со случаями, когда пострадавшая сторона подает запрос на оценку транспортного средства в своих интересах без ее участия. В этих ситуациях заключения оценочных автоэкспертов будут не похожи друг на друга.

До того, как была введена единая методика, по которой рассчитывается сумма материального ущерба специалисты от страховых фирм по-своему вели ее расчет. Специалисты независимых компаний, в свою очередь завышали сумму причитающейся компенсации. В результате эта стоимость очень сильно колебалась по причине больше получить с одной стороны и поменьше заплатить с другой. После того, как в Российской страховой ассоциации был установлен общий расчет, то отношения «страхователь-клиент» приобрели более обозримое очертание.

Но на сегодняшний день остаются очень распространенными споры владельцев автомобилей со страховыми компаниями. Чтобы избавить себя от лишних проблем, всякий автолюбитель может заказать оценку своего автомобиля у независимого эксперта при дорожно-транспортном происшествии.

В чем суть независимой экспертизы после ДТП

Данный метод основан на осмотре ТС после ДТП специалистом, который не имеет отношения ни к страховой организации, ни к автовладельцу. Эту функцию выполняют специальные фирмы, по независимой оценке, автомобилей. Важную роль играет самостоятельный выбор оценочного эксперта, чтобы избежать влияния на него стороны страховой компании. Поэтому на предложения страховщика ориентироваться не стоит.

Исходя из ФЗ «Об обязательном страховании» самостоятельная техническая, оценка проходит для выявления обстоятельств причинения ущерба ТС и выявления методов оценки стоимости его восстановления».

Зависимая и независимая экспертиза в чем отличие

Ремонтные работы не покрываются страховыми выплатами из-за того, что организации ведущие страховую деятельность работают в сговоре с экспертами и те в свою очередь занижают по максимуму затраты по ремонту. Отсюда следует, что тщательность выбора специалиста, по самостоятельной оценке, зависит уровень честности разбора данного происшествия.

В отличии от страховых компаний, которые рассчитывают цену на ремонт автомобиля на станциях техобслуживания, которые являются посредниками и указывают стоимость деталей по явно заниженной цене, независимая экспертиза, в свою очередь:

  1. Учитывает цену оригинальных деталей при расчете стоимости ремонта.
  2. Сравнивает разные станции техобслуживания при определении затрат на ремонт.
  3. Берет самую высокую цену по рынку, из которой будет вычтена денежная стоимость амортизации, в том случае если автомобилю больше пяти лет.
  4. Берется в расчет стоимость автомобиля без повреждений.
  5. При условии, что ТС не подлежит ремонту, экспертом будет произведен расчет уцелевших частей ТС, учитывая, что оно изношено на 60%, имеет возраст 15 лет для зарубежных и 7 лет для отечественных автомобилей соответственно.

В каких случаях нужно проводить экспертизу

Оценка производится в большинстве случаев при ДТП, а также при происшествиях, связанных с транспортными средствами:

  1. Когда совершаются хулиганские действия, бьют окна, царапают лакокрасочное покрытие и причиняют прочий вред автомобилю, при поимке хулигана экспертное заключение будет являться основным документом, чтобы потребовать компенсацию за причиненный ущерб.
  2. Если при использовании ТС выявлены неисправности, о которых не предупредили при покупке автомобиля, то будет установлено техническое несоответствие.

Здесь нужно обратить внимание на такие критерии, как:

  1. Реальный материальный ущерб.
  2. Повреждения скрытого характера.
  3. Расчет реальной стоимости ТС с учетом ДТП.
  4. Корректный расчет реальной стоимости ТС.

После ДТП сразу же следует обратиться к независимым экспертам. Таким образом Вы получите экономию своих моральных и материальных ресурсов.

Ситуации, в которых должен присутствовать виновник аварии.

Присутствие виновника происходит в случае, когда:

  • Владелец ТС вознамерился сделать независимую оценку транспортного средства, потому что не был произведен осмотр автомобиля специалистами, которых пригласила страховая фирма. В этом случае необходима оценка экспертов компании страховщика. Перед тем, как ее произвести, нужно уведомить страховую фирму, послав ей заказное отправление почтой за 5 рабочих дней до ее начала.
  • Если происходит участие юридических лиц. Постановление выносится арбитражным судом. В соответствии со статьей 5 ГК РФ устанавливается деловой оборот. Поэтому следует обязательное уведомление при помощи телеграммы.
  • Нужно получить выплату по ОСАГО при повторном осмотре транспортного средства. Положение о нормах проведения независимой оценки ТС предусматривает обязательную отправку уведомления о его проведении.

Как выбрать фирму для независимой оценки

  1. Есть ли у нее положительные отзывы от клиентов.
  2. Сколько она времени присутствует на рынке.
  3. Застраховала ли она свою ответственность.
  4. У нее в штате должен быть сотрудник, который числится в реестре экспертов-техников Минюста РФ.

Можно также поинтересоваться, сколько он работает в данной отрасли, имеет ли он профессиональную аттестацию комиссии Министерства транспорта. Форумы владельцев автомобилей располагают достаточной информацией о рейтингах, отзывы на те или иные оценочные компании.

Заключение договора о проведении независимой экспертизы

Оценку можно провести, только когда будет заключен соответствующий договор, где сторонами являются фирма оценщик и владелец ТС. Оплатой проверки занимается сторона, заинтересованная в проведении проверки. На основании ст.432 ГК РФ вступление договора в законную силу происходит в случае, когда ключевые пункты договора достигли согласия сторон. Ключевыми являются критерии, названые таковыми в законодательстве или нормативных актах.

Чтобы оформить независимую оценку, нужны следующие копии документов:

  • Свидетельство о постановке на учет.
  • Полис автострахования.
  • Паспорт заказчика.

Так же прилагается набор документов, для направления страхователю:

  • Уведомление о ДТП.
  • Документ административного правонарушения.
  • Подтверждение осмотра оценщика от страхователя.

На что нацелена экспертиза и ее задачи

Основная цель независимой оценки - определение истинной стоимости ремонтных работ и защита прав владельца ТС. Главной задачей является решение спорных ситуаций, возникающих между страховым агентом и собственником автомобиля.

При том, что денежную сумму, необходимую для компенсации выплачивают участнику, который не виновен в ДТП, услуги оценочного специалиста помогут грамотно разобрать ДТП с учетом сторонних факторов.

Перечень требований, которые нужно предъявлять к экспертам

Эксперт - специалист, который имеет высокую квалификацию и знания в этой области. ФЗ №40 ч4 ст. 12.1, что Правительство РФ передает полномочия федеральному органу исполнительной власти устанавливать перечень требований к техническим специалистам и к их соответствию должности, оснований для прекращения своей деятельности, а также контроль государственного реестра экспертов-техников. Специалист, по независимой оценке, должен обладать соответствующей компетентностью в вопросах требуемой аналитики иметь опыт соответствующей работы, который служит для его квалификации.

По каким правилам проходит экспертиза

Эксперт-техник проводит процедуру оценки ТС. Если потерпевший не согласен с результатами независимой экспертизы автомобиля, то на том же основании производится повторный осмотр автомобиля. Во время проверки может запрашиваться дополнительная информация у потерпевшей стороны о ДТП и привлекаться другие эксперты.

Объектом экспертизы служит:

  • ТС либо его оставшаяся его часть.
  • Иные ТС которые принимали участие в ДТП.
  • Изучение иных объектов, которые совершили участие в ДТП, чтобы выявить причины повреждения ТС.

Основанием служит:

  • Документы ТС.
  • Документация с места происшествия, полученная от страховой компании.
  • Действующее соглашение межу оценщиком и потерпевшей стороной.

Эксперт обязан:

  • Предупредить клиента о возникших обстоятельствах, которые могут препятствовать осмотру.
  • Не допустить утерю документов.
  • Гарантировать конфиденциальность данных, полученных в ходе проверки.

Этапы действий эксперта

С момента подписания документа на оказание услуг экспертом выполняются следующие действия:

  1. Назначает место и время осмотра.
  2. Осматривает ТС.
  3. Делает снимки поврежденных мест с такого положения, которое обеспечивает видимость номера ТС.
  4. На фирменном бланке составляет акт оценки.
  5. Делает расчет стоимости поврежденных деталей.
  6. Занимается составлением отчета.
  7. Отдает оформленный документ с фотографиями.

Как правило, изготовление документа, подтверждающего акт проверки, длится меньше трех дней. После его получения пишется жалоба в досудебном порядке в страховую фирму. К нему прикрепляется копия результата осмотра независимого оценщика. В 5-дневный срок фирма-страхователь, либо соглашается с выплатой компенсации, либо предоставляет отказ в письменной форме. Во втором варианте такой поступок может подлежать обжалованию. Для удовлетворения претензии нужно составить иск и приложить к нему результат независимой проверки и отказа фирмы-страховщика в письменной форме.

Методика оценки ущерба

Важно помнить, что до начала проведения независимой оценки автомобиля, должны соблюдаться определенные правила. С момента ДТП, до момента, как его начнет осматривать независимый специалист, техническое состояние должно оставаться прежним. Смотровые работы проводятся на улице при естественном освещении или в специально отведенных для этого местах. Специалист должен иметь документы, подтверждающие квалификацию для выполнения такого вида работ. Страховая фирма обязана принять результаты независимой оценки в любом случае, так как у нее нет запрета на ее проведение.

Чтобы оценить техническое состояние транспортного средства, проводится процедура автотехнического осмотра. По итогам этого мероприятия можно в полной мере восстановить ДТП, чтобы уточнить все разногласия по денежным выплатам.

В первую очередь проверяются все узлы и агрегаты, чтобы удостовериться, что причиной ДТП не стала их поломка, также происходит грамотная дефектовка кузовных повреждений. Для выбора подходящего ремонта определенной детали используются специальные компьютерные программы (базы данных автомобильных комплектующих).

Автомобиль устанавливают на определенный стенд для определения развал-схождения и дефектуют его ходовую часть. Ведутся работы по определению целостности формы кузова сравнивают все зазоры в соответствии с компьютерными данными, а также сверяются с приборами, которые показывают наличие сколов и царапин, путем измерения толщины лакокрасочного покрытия. Затем, применяя соответствующие инструменты, специалисты приступают к измерению материального ущерба, которое понесло ТС во время ДТП и оформляют соответствующее заключение.

Заключение, которое является конечным этапом, должно включать в себя информацию о страховой компании, транспортном средстве, полученном ущербе, о стоимости ремонтных работ. Оно представляет из себя ответы на поставленные вопросы. Его заверяет своей подписью специалист, который делает осмотр или руководитель, если это компания по независимой оценке. С этим заключением автовладелец обращается в свою страховую компанию. На его основании может быть подано обращение в суд, если произойдет такое стечение обстоятельств. Если назначено повторное проведение, то оплату производит ее инициатор. Эксперт уведомляется о том, что был проведен первичный анализ, а потерпевшая сторона получает документ, где указано место и время повторной проверки.

Следует учитывать, что выплата компенсации по ОСАГО и КАСКО может кардинальным образом различаться. В законе об обязательном страховании автогражданской ответственности о том, что выплата компенсации производится по ценам того региона где автомобиль эксплуатируется. В случае с комплексным страхованием у страховщика есть возможность произвести ремонт транспортного средства на СТО по своему выбору.

Какими правами обладает автовладелец на момент экспертизы

Если собственник ТС попадает в аварию по чужой вине, он должен знать, какие права он имеет и чего может добиться, если прибегнет к независимой оценке своего автомобиля:

  • Если страховая компания выплатила сумму компенсации в неполном объеме, можно потребовать выплату оставшейся части от реальной суммы ущерба.
  • Вернуть деньги за независимую оценку автомобиля.
  • Возместить затраты на юридические услуги.
  • Получить дополнительные выплаты за счет претензий, предъявленных страхователю.

Закон, защищающий права потребителей, также имеет свое влияние на страховую деятельность, и судебный орган вправе вынести постановление о взыскании штрафной суммы в размере половины стоимости, которую составляют погашенные исковые требования, а также причиненного морального ущерба по причине противоправных действий.

Сколько стоит независимая экспертиза

Когда оценку заказывает страховая компания, то оплата производиться за ее счет. В противном случае счет за услуги оплачивает потерпевшая сторона. Следует учесть, что можно потребовать вернуть эти деньги у страховой фирмы.

Стоимость оценки может изменяться. На нее влияют такие факторы, как:

  • Регион предоставления услуги.
  • Грамотность эксперта.
  • Степень ущерба ТС.
  • Страна изготовителя (американские автомобиле, дорогие в оценке)

Экспертиза, которая предоставляет своим компаниям, от которых она работает кассовые чеки для сдачи отчета и в налоговую инспекцию, будет продавать свои услуги по более высоким ценам. В судебной практике известны ситуации, когда случались отказы в выплате стоимости проведенной оценки транспортного средства из-за того, что не были приложены кассовые документы. Если к результату проверки прикладываются фотографии в цветном формате, в этом случае также повышается ее стоимость. На это стоит обратить внимание, так как цветные фото являются не маловажным аргументом для судебного разбирательства.

Выводы

По вопросам, связанным с выколачиванием денег со своей страховой компании независимые оценочные эксперты с успехом помогают своим клиентам.

К положительным сторонам их деятельности можно отнести определение истинной величины морального ущерба, работу по инструкциям и нормативам законодательства, а не по распоряжениям страховой фирмы, прямую заинтересованность в компенсации истинной суммы материального ущерба

К недостаткам можно причислить судебные проволочки, которые возникают из-за возникших разногласий между СК и потерпевшей стороной, дополнительных затрат при обращении к специалисту, по независимой оценке, если владелец проигрывает дело в суде, он сам оплачивает судебные издержки и работу независимых экспертов. Так что выбор решения обращаться или нет к независимым экспертам в конечном итоге остается за владельцем автомобиля.



 

Возможно, будет полезно почитать: