Как называется военная служба. Что такое военная служба? Годность к военной службе

исполнение военнообязанными установленных законом воинских обязанностей. Прохождение службы определяется законами об обороне, другими законодательными актами, уставами ВС.

В Российской Федерации воинская служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военной время специальных формированиях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Военная служба

в Российской Федерации вид федеральной государственной службы, представляющей профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности: Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России); Федеральная служба специального строительства (Спецстрой России); Федеральная служба безопасности (ФСБ России); Федеральная служба охраны (ФСО России); Служба внешней разведки (СВР России); Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в т.ч. в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы; Министерство Внутренних Дел (Внутренние войска); Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП). Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. В соответствии с ФЗ № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237) военнослужащим присваиваются воинские звания.

Значение слова:

Военная Служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Закон Российской Федерации от 11.02.93 N 4455-I, ст.35 - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Согласно Закону РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 6 марта 1998 г. (с изменениями и дополнениями), лица, проходящие В. с., являются военнослужащими и имеют особое правовое положение. Вопросы статуса военнослужащих регулируются также Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 6 марта 1998 г., Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 февраля 1993 г. (с изменениями и дополнениями 1995 и 1997 гг.) и др. (С. А.) - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки, в федеральных органах службы безопасности, в подразделениях пожарной охраны, в федеральных органах правительственной связи и информации, в федеральных органах государственной охраны и других войск и военных структурах РФ (пограничные войска, внутренние войска, железнодорожные войска, войска гражданской обороны). B.C. состоит в защите государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечении внешней и внутренней безопасности государства, отражении агрессии, выполнении миротворческих и иных задач в соответствии с международными обязательствами РФ. B.C. заключается в выполнении военнослужащими специфических обязанностей - несении боевого дежурства, боевой службы, в том числе участии в боевых действиях, защите неприкосновенности граждан, должностных лиц, государства, помощи правоохранительным органам в поддержании общественного порядка и общественной безопасности. Особенности B.C. по сравнению с другими видами государственной службы заключаются в следующем: а) военную службу могут проходить только граждане РФ; б) гражданин, впервые поступивший на B.C. или не проходивший B.C. и впервые призванный на военные сборы, обязан принести Военную присягу перед Государственным флагом РФ и Боевым Знаменем воинской части; в) существуют персональные воинские звания, присваиваемые военнослужащим и военнообязанным; г) воинское повиновение является беспрекословным; д) ответственность военнослужащих, совершивших правонарушение, повышенная. Началом B.C. считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части, окончанием - день истечения срока B.C. По действующему законодательству никто не вправе продлить гражданину истекший срок В.с: Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность B.C. гражданина. Зачисление на B.C. осуществляется двумя способами: а) по призыву; б) по контракту. Законодательством установлены следующие сроки B.C. : а) для проходящих B.C. по призыву - 24 месяца; б) для имеющих высшее образование и проходящих B.C. по призыву - 12 месяцев; в) для проходящих B.C. по контракту - на срок контракта. Контракт о прохождении B.C. заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на B.C. Контракт о прохождении B.C. может быть расторгнут досрочно с согласия подписавших его сторон в случае заключения военнослужащим иного вида контракта о прохождении B.C. Военнослужащие могут проходить В.с. не на воинских должностях только в следующих случаях: а) в период прохождения начальной военной подготовки до принятия Военной присяги; б) при нахождении в распоряжении командира - не более 3 месяцев; в) при нахождении в распоряжении командира в связи с организационно-штатными мероприятиями - не более 6 месяцев. Военнослужащие увольняются с B.C. и зачисляются в запас по истечении установленного срока его В.с. Для военнослужащих установлены предельные возрасты пребывания на B.C. в зависимости от имеющегося воинского звания. Военнослужащий, достигший к моменту увольнения с B.C. предельного возраста пребывания в запасе или признанный военно-врачебной комиссией не годным к B.C., увольняется в отставку. Досрочному увольнению с B.C. подлежит военнослужащий: а) признанный военно-врачебной комиссией не годным к B.C.; б) проходящий B.C. по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины включительно, или проходящий B.C. по призыву, - признанный военно-врачебной комиссией ограниченно годным к B.C.; в) которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы; г) лишенный воинского звания. Военнослужащий, проходящий B.C. по контракту, может быть уволен досрочно: а) в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) за невыполнение им условий контракта: в) за совершение проступка, порочащего военнослужащего; г) если военнослужащий перестал отвечать установленным к нему в соответствии с законом требованиям. Военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или умершим (погибшим), исключается из списков личного состава воинской части.

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Военная служба

— особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно — технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время.

Воинская обязанность и военная служба граждан.

Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.

Вернуться в начало

Статус и система чинов

В отличие от некоторых современных армий (но подобно многим армиям прошлых столетий) в русской армии лица, занимавшие большинство административных должностей по обслуживанию и обеспечению вооруженных сил, чья деятельность по своему характеру не отличалась от деятельности служащих в гражданских ведомствах, не носили офицерских чинов и считались не офицерами, а военными чиновниками. Они обычно именовались «классными чинами» (и хотя офицерские чины, как и гражданские, были распределены по общей шкале четырнадцати классов, следует иметь в виду, что термин «классные чины военного ведомства» в документах и литературе подразумевал именно военных чиновников).

Наиболее многочисленной их группой были врачи и вообще медицинский состав (ветеринары, аптекари, классные фельдшера и т. п.). Военные врачи, кстати, по своему положению стояли к офицерам ближе всего, поскольку многие из них непосредственно участвовали в военных действиях, на них распространялись некоторые положения об офицерских наградах, они находились ближе к офицерам по правам на устройство детей в военно–учебные заведения и т. д. На флоте, например, морские врачи в этом отношении входили в одну группу с офицерами корпусов морской артиллерии, штурманов и др. – сразу после строевых флотских офицеров и выше иных чиновников морского ведомства. И вообще они составляли несколько обособленную группу военных чиновников и иногда статистикой учитывались отдельно. Военные чиновники служили как в войсковых частях, занимая хозяйственные и делопроизводительские должности, так и в управлениях и департаментах Военного и Морского министерств – артиллерийском, инженерном, комиссариатском, провиантском и др., а также в военно–судебном и военно–учебном ведомствах.

Военные чиновники носили общегражданские чины, и на них в общем распространялся порядок чинопроизводства, принятый на гражданской службе, поскольку чиновная система долгое время играла большую роль, чем должностная, и правила продвижения по служебной лестнице были привязаны именно к ней. При установлении Табели о рангах, как уже говорилось, чин и должность не были четко разграничены, наименований чинов было множество, но со временем, когда они окончательно отделились от должностей (сохранив названия наиболее типичных), военные чиновники также стали в основном именоваться соответствующими гражданскими чинами. Но и были исключения. Чин I класса – канцлер для них не был предусмотрен за отсутствием столь высокой должности в штатах армии. Не было и чина XI класса – корабельного секретаря, зато в VI классе в военном ведомстве помимо чина коллежского советника существовал еще чин военного советника.

В остальном система была обычной: II класс – действительный тайный советник, III – тайный советник, IV – действительный статский советник, V – статский советник, VI – коллежский советник, VII – надворный советник, VIII – коллежский асессор, IX – титулярный советник, X – коллежский секретарь, XII – губернский секретарь, XIII – провинциальный секретарь и XIV – коллежский регистратор. В дальнейшем она осталась практически неизменной до 1917 г.

Получение первого классного чина

Вхождение в состав военных чиновников осуществлялось различными путями и имело много общего с пополнением чиновничества вообще. В принципе, стать чиновником военного или морского ведомства можно было на тех же основаниях, что и всякого другого: выслужиться из канцелярских служителей ведомства (среди которых существовала своя иерархия – копиисты, подканцеляристы, канцеляристы) или окончить учебное заведение, аттестат которого давал право на классный чин.

Однако состав чиновников военного и морского ведомств пополнялся и специфическим путем: во–первых, производством из нижних чинов армии и флота – унтер–офицеров (и это был один из главных каналов пополнения военного чиновничества), и, во–вторых, переименованием в гражданские чины офицеров, находившихся на нестроевых должностях. Это могло иметь место как в случае нахождения офицера на соответствующей должности сначала в офицерском чине, так и в случае перевода на такую должность строевого офицера. Дело в том, что ряд должностей по штату было разрешено замещать как военными чиновниками, так и офицерами (в этом случае офицеры обычно сохраняли свои военные чины как более почетные по понятиям того времени), но статус этих должностей мог меняться в сторону причисления их к чисто «чиновничьим». Некоторые же должности в военном ведомстве предназначались исключительно для «классных чинов», и для перешедшего на них офицера переименование в гражданский чин было обязательным.

Довольно широко состав военного чиновничества пополнялся за счет перехода чиновников из гражданских ведомств, что не представляло особенных затруднений, поскольку функции этих лиц были одинаковыми. Скажем, преподаватель общеобразовательных предметов мог с одинаковым успехом преподавать и в гимназии, и в кадетском корпусе, делопроизводитель или столоначальник казенной палаты или таможни мог выполнять аналогичные обязанности в провиантской комиссии и т. д. Поэтому если переименование в офицерские чины гражданских чиновников было делом крайне редким, а для не имевших их ранее – практически невозможным, то переход на службу в военное ведомство в «классных чинах» затруднений не представлял. Многие чиновники даже по нескольку раз переходили из военного в гражданское ведомство и обратно.

На должности военных чиновников назначались и выпускники университетов. В частности, еще в 1757 г., до Манифеста «О вольности дворянства», военнообязанным дворянам было разрешено вместо военной службы учиться в университете и потом поступать на службу чиновниками, в том числе и в армию.

В начале XIX в. выпускники университетов принимались на службу сразу с более высокими чинами: окончившие со званием действительного студента получали сразу чин XII класса, со званием кандидата – X; получившие степень магистра производились сразу в чин IX класса, а доктора – VIII. Выпускники духовных академий, окончившие их по 1–му разряду, имели право на чин IX класса, а выпускники духовных семинарий приравнивались к студентам университетов. Выпускники институтов, лицеев и высших училищ в зависимости от успехов также получали чины XIV–IX классов. Окончившие классические гимназии начинали службу с чином XIV класса. Выпускники остальных (средних и низших) учебных заведений поступали на службу канцелярскими служителями и производились в первый классный чин в зависимости от принадлежности к одному из разрядов по образованию (2–й разряд – со средним, 3–й – с низшим) и по происхождению. Имеющие среднее образование потомственные дворяне производились в первый классный чин через 1 год, дети личных дворян, духовенства и купцов 1 гильдии – через 2, дети не имеющих чина ученых, художников и канцеляристов – через 4, имеющие низшее образование – через 2, 4 и 6 лет соответственно (дети купцов 2 и 3 гильдий и представители податных сословий – через 12 лет). Право поступления на службу в том чине, на который давал право аттестат учебного заведения, сохранилось и при отмене в 1856 г. преимуществ по дальнейшему чинопроизводству в зависимости от образования.

Со временем требования к образовательному уровню повысились. С одной стороны, был прекращен прием лиц, не получивших образования в объеме уездного училища, а с другой – были повышены права получивших ученые степени. С конца XIX в. для поступления на службу необходимо было представить аттестат об окончании высшего или среднего учебного заведения либо свидетельство о прохождении 6 классов одного из заведений, равных гимназии. При этом лица с высшим образованием могли назначаться на должности сразу до VIII класса, а имеющие ученую степень доктора или магистра – VII класса. С 1897 г. военные чиновники принимались на службу только после окончания учебных заведений (поступая на действительную службу в войска, они сдавали экзамен на чин при военных училищах).

Политология. Словарь. → Что такое Военная служба, что означает и как правильно пишется

И только в виде исключения, как временная мера, был допущен прием по экзамену по особой программе, равной программе для испытания вольноопределяющихся 2–го разряда.

Однако основным каналом пополнения корпуса военных чиновников (как и офицеров) было производство в классный чин лиц, уже находившихся на службе, прежде всего унтер–офицеров соответствующих служб. Последние допускались к производству в классный чин только на вакансии в тех частях и учреждениях, где они состояли на службе. Командиры частей представляли списки кандидатов в Военную коллегию, а та – в Сенат, который из 2–3 кандидатур избирал наиболее достойных и одновременно с назначением на должности (он имел право назначения чиновников до VIII класса включительно) производил их в чины, положенные по штатам для этих должностей. При этом возможно было получение сразу более высоких чинов. Например, унтер–офицеры, назначаемые на должность аудитора, производились прямо в титулярные советники (IX класс). Это практиковалось еще в начале XIX в., хотя в 1790 г. был установлен порядок получения первого классного чина только после выслуги 3 лет в предшествующем нижнем чине канцелярских служителей. В 1808 г. специальным указом было категорически запрещено производить без выслуги.

При Николае I как строевые, так и нестроевые унтер–офицеры, прослужившие в этом звании 20 лет, могли по их желанию производиться в чин XIV класса (коллежского регистратора) с назначением на должность комиссионера провиантских и комиссариатских комиссий; с 1835 г. им надо было выдержать экзамен (как у командира полка, так и в самих комиссиях) и за время службы ни разу не быть замеченным ни в нетрезвом виде, ни в предосудительных поступках.

По положению 1844 г. лица, не окончившие курса в уездных или высших начальных училищах и не выдержавшие экзамена по специальной программе, могли производиться в первый классный чин только по выслуге довольно продолжительных сроков в зависимости от происхождения: даже дворяне должны были служить 4 года, а лица более низкого происхождения – до 12 и даже 16 лет.

Производство нижних воинских чинов в классный чин допускалось только на вакансии и при выслуге ими полного положенного им срока действительной службы. Они держали экзамены по общим предметам по курсу юнкерского училища (при училищах) и специальные экзамены по роду своей службы – при своих частях и учреждениях. Причем сначала сдавались именно последние, и лишь после их успешной сдачи эти лица направлялись в юнкерские училища для экзаменов по общим наукам и дисциплинарному уставу. Выдержавшие все экзамены именовались кандидатами на классную должность и производились на вакансии. Если вакансия имелась в другом месте, то кандидат мог переводиться туда для испытания и производиться по удостоению нового начальства. При увольнении в запас до производства кандидаты на классную должность могли получить первый чин при увольнении в запас, лишь прослужив кандидатами не менее 3 лет.

В 1891 г. ввиду недостатка военных чиновников для замещения в военное время классных должностей было разрешено назначать на должности до VIII класса включительно кандидатов на классную должность и нестроевых старшего разряда из писарей, знакомых с соответствующей специальностью, а также призванных из запаса строевых из вольноопределяющихся 1–го разряда и обычных призывников со средним и высшим образованием. Все эти лица именовались зауряд–военными чиновниками. Те из них, кто имел на гражданской службе классный чин, сохраняли его, а не состоявшие на службе, но имеющие по аттестату учебного заведения или ученой степени право на чин, утверждались в этом чине Высочайшим приказом, Зауряд–военные чиновники, назначенные из кандидатов в классный чин, могли по их желанию производиться в чин XIV класса, а имеющие классные чины – в следующие на общих основаниях с военными чиновниками, но сохраняя наименование «зауряд». В случае же определения их на штатные должности в военном ведомстве в мирное время приобретали все права военных чиновников и исключались из числа зауряд–чиновников. В запасе зауряд–чиновники состояли на общих основаниях, составляя едва ли не весь комплект для низших должностей (к 1895 г. военных чиновников запаса насчитывалось всего 214 человек).

С 1902 г. проходящих действительную службу нестроевых старшего разряда из писарей стали подвергать особому экзамену на право назначения в военное время на классную должность. Экзамен проходил ежегодно перед увольнением в запас, к нему допускались все указанные выше лица, хорошо аттестованные по службе. Выдержавшие экзамен при призыве на службу в военное время получали звания зауряд–военных чиновников.

Чинопроизводство

В начале XVIII в., в годы Северной войны, порядок чинопроизводства для военных чиновников был установлен такой же, как и для офицеров, – по баллотировке старших по чину сослуживцев. Однако в дальнейшем эта практика отменена и чинопроизводство их установлено на тех же основаниях, что и во всех гражданских ведомствах: по старшинству в чине (велись списки чиновников каждого класса) без определенного срока выслуги и в виде исключения – «по достоинству», т. е. за заслуги.

В 1790 г. для военных чиновников (как и всех гражданских) установлен порядок производства в следующий чин по выслуге 3 лет в предыдущем – до VIII класса (коллежский асессор) включительно. Однако в чин VIII класса недворяне могли производиться по выслуге не 3, а 12 лет (так как этот чин сам по себе давал потомственное дворянство), за исключением производства за отличие. Производство в этот чин недворян осуществлялось с Высочайшего разрешения. В 1799 г. установлены сроки выслуги и для старших чинов (до V класса включительно): дворяне производились в коллежские асессоры через 4 года, в надворные советники – через 5 лет, а далее (только в наградном порядке и с Высочайшего разрешения), в коллежские советники, – через 6 лет и в статские советники – через 4 года. За отличие сроки могли быть сокращены.

Если производством в чины до VIII класса включительно ведал Сенат, то во все более высокие чины производство осуществлялось с разрешения самого императора. Сенат осуществлял производство раз в год – всегда в определенный день декабря. Те немногие чиновники Военной коллегии, которые при производстве в VI класс получали чин не коллежского, а военного советника, пользовались правами армейского полковника и при дальнейшем повышении производились не в общегражданский чин статского советника (V класса), а военный чин генерал–майора (IV класса).

На должности военных чиновников могли назначаться и отставные офицеры, но с обязательным переименованием в гражданские чины, причем прослужившие в последнем офицерском чине менее 3 лет – в равный по классу гражданский чин. а 3 года и более – на один чин выше. В 1791 г. также установлено, что офицеры, служившие в комиссариате, Провиантском департаменте, счетной и инспекторской экспедициях (генерал–кригскомиссар, генерал–провиантмейстер, генерал–контролер и т. д.) и достигшие чина генерал–майора, при дальнейшем повышении производятся не в генерал–лейтенанты, а исключительно в гражданский чин тайного советника.

Указом 1809 г. для производства в чин VIII класса необходимо было помимо выслуги иметь университетский диплом или сдать при университете соответствующий экзамен. То же самое плюс еще общий 10–летний стаж на службе требовалось при производстве в чин V класса. Тем же указом отменено правило, согласно которому чиновники могли занимать должности лишь одним чином выше или ниже положенного по классу (еще по постановлению 1767 г. можно было производить в чины одним классом выше занимаемой должности). Однако вскоре были сделаны многочисленные изъятия и исключения из положения об образовательном цензе (в том числе и для чиновников военного ведомства).

Положением 25 июня 1834 г. указ 1809 г. окончательно отменен, и производство в чины согласовано по–прежнему с занятием соответствующей данному классу должности (с допущением получения чина лишь одним классом выше положенного по штату для этой должности). Вместе с тем для создания льготных условий прохождения службы лицам с высоким образовательным уровнем сроки выслуги в чинах были сообразованы с разрядом учебного заведения, которое окончил чиновник (высшее, среднее, низшее). Кроме того, чиновники, не имеющие высшего образования, могли производиться в чин VIII класса только в случае занятия соответствующей ему должности. При производстве за отличие сроки выслуги сокращались. В предлагаемой таблице наглядно отображено, через какое количество лет службы военные чиновники могли быть произведены в чин очередного класса.


Паронимы ВОЕННЫЙ — ВОИНСКИЙ — ВОЙСКОВОЙ

КУЛЬТУРА РЕЧИ

В.И. КРАСНЫХ,
г. Москва

Военный или воинский?

На протяжении двух последних столетий складываются весьма непростые, а в ряде случаев и противоречивые отношения между паронимами военный и воинский . Употребление этих прилагательных тесно связано со всей героической историей нашей страны, что, естественно, находит отражение как в официальных документах (различных законах, уставах, справочниках и т.п.), имеющих отношение к службе в армии и отражению военной угрозы, так и в бытовой речи, а также в языке художественной литературы, публицистики и электронных средств массовой информации. Столь широкое и постоянное употребление многочисленных словосочетаний с указанными прилагательными в различных сферах нашей жизни не могло не привести к детерминологизации многих официальных наименований и понятий из этой области человеческой деятельности и образованию параллельных, дуплетных наименований, свойственных разговорной речи. Все это, конечно, соответствующим образом сказывается и на том, как эти слова трактуются в толковых словарях современного русского языка.

Начнем с анализа прилагательного военный . Оно впервые зарегистрировано в Лексиконе российском и французском 1762 г., затем приводится в Российском Целлариусе 1771 г. и в дальнейшем – во всех толковых словарях русского языка. При этом весьма парадоксальным является тот факт, что современные толковые словари выделяют разное количество значений этого слова: от двух значений в Словаре Ушакова (1935 г.), в первом издании БАС (1950 г.), в Словаре Ожегова (23-е изд., 1990 г.) до шести значений во втором издании БАС (1991 г.). В третьем издании МАС (1995 г.) у этого слова отмечается четыре значения.

Для наглядности приведем наиболее детальную классификацию значений (и их оттенков), содержащуюся в БАС-2:

1. Относящийся к войне, связанный с ней (в. угроза, опыт, капитуляция, время) .
// Связанный с описанием событий войны, содержащий сведения о войне (в. литература, проза) .
2. Связанный с боевыми действиями, предназначенный для их ведения (в. самолет, корабль, флотилия, операция) .
3. Связанный с армией, со службой в ней (в. служба, городок, сбор, тайна) .
// Подготавливающий кадры для армии (в. училище) .
4. Состоящий на службе в армии (в.

Воинская служба

летчик).
5. Относящийся к военнослужащему; воинский (в. звание, присяга, билет) .
// Свойственный военнослужащему (в. выправка) .
// Предназначенный для военнослужащего (в. форма, шинель) .
6. Перен. О чем-л., связанном с необходимостью применения тех действий, правил и т.п., которые характерны для условий войны (в. совет, действия, хитрость) .

Недостатком такой излишне дробной классификации значений (это относится также и к МАС) является, на наш взгляд, искусственное и недостаточно корректное выделение некоторых частных значений и их оттенков, поскольку они полностью перекрываются более общими значениями, также представленными в БАС-2. Так, в частности, второе и шестое значения являются частными случаями первого значения. А четвертое и пятое значения оказываются фактически компонентами третьего значения. Таким образом, напрашивается вывод о том, что все указанные в БАС-2 значения прилагательного военный можно легко свести к двум, отмеченным еще в БАС-1: 1. Относящийся к войне, связанный с войной. 2. Относящийся к службе в армии, принятый в армии.

Однако при этом толкование второго значения нуждается, на наш взгляд, в некотором уточнении, поскольку в него не укладывается фактор экономического обслуживания нужд армии (действующий не только во время войны, но и в мирное время). В этом случае формулировка второго значения будет выглядеть следующим образом: «Относящийся к армии и обслуживанию ее нужд; связанный со службой в армии». Кроме того, нам представляется целесообразным добавить к этим двум значениям прилагательного военный еще и третье значение (не указанное ни в одном из толковых словарей): «Связанный с незаконными (антиконституционными) действиями военного командования по захвату власти».

Еще одним недостатком упомянутых словарей (применительно к слову военный ) является, с нашей точки зрения, весьма ограниченное количество иллюстративного материала: из словаря в словарь «кочуют» одни и те же словосочетания (обычно от пяти до десяти), иллюстрирующие употребление этого прилагательного. На самом же деле количество существительных, сочетающихся со словом военный , приближается к 200. Список таких существительных был нами составлен в результате анализа ряда законов, воинских уставов, военного энциклопедического словаря и других военных источников. Учитывались при этом и материалы нашей собственной картотеки (около 100 иллюстративных примеров со словом военный ). Вот как распределяются некоторые наиболее употребительные существительные из этого списка между выделенными значениями рассматриваемого прилагательного:

1. Относящийся к войне, связанный с войной: в. угроза, опасность, приготовления, провокация, конфликт, кампания, действия, операция, положение, планы, стратегия, тактика, доктрина, потенциал, искусство, инициатива, опыт, союз, миссия, договор, блокада, сотрудничество, объект, победа, поражение, капитуляция, администрация, комендант, преступление, время, тайна, хитрость, тема, мемуары, проза и т.д.

2. Относящийся к армии и обслуживанию ее нужд; связанный со службой в армии: в. командование, ведомство, совет, комиссариат, билет, округ, реформа, бюджет, расходы, промышленность, предприятие, завод, нужды, заказ, подготовка, теория, академия, училище, учения, сборы, маневры, база, полигон, казарма, госпиталь, имущество, служба, присяга, выправка, патруль, обмундирование, форма (одежды), гимнастерка, шинель, мундир, техника, самолет, корабль, трибунал, летчик, моряк, связист и т.д.

3. Связанный с незаконными (антиконституционными) действиями военного командования по захвату власти: в. режим, переворот, путч, диктатура, хунта и др.

Перейдем к рассмотрению значений прилагательного воинский . Оно впервые было зарегистрировано в Российском Целлариусе 1771 г. Почти все толковые словари выделяют (с небольшими вариациями) два значения этого слова: 1. Относящийся к военной службе, к военному делу. 2. Свойственный, подобающий воину (воинам).

В этом случае набор существительных, сочетающихся с прилагательным воинский , распределяется по значениям следующим образом. Первое значение: в. обязанность, устав, служба, дисциплина, приказ, часть, подразделение, соединение, формирование, звание, должность, учет, документы, контингент, долг, традиции, преступление, состав (железнодорожный), касса (железнодорожная), билет (железнодорожный), воспитание, приветствие, кладбище, захоронение, надгробие и др. Второе значение: в. отвага, мужество, доблесть (высок.), дух, мастерство, выправка, почести, дружба, братство (высок.) и др. Проиллюстрируем употребление паронима воинский несколькими цитатами из художественной литературы и периодики:

Выполнение плана было равносильно выполнению воинского приказа . (Г.Жженов . Саночки); Уже пятеро призывников из района выполняют воинский долг в Дагестане и Чечне. (Мир за неделю. 1999. № 12); К этому следует прибавить еще и оклад по воинскому званию и должности . (Клиент всегда прав. 2000. 1 марта); Вновь промчавшийся воинский эшелон отрезал нас от этого зрелища. (Ю.Нагибин . Ранней весной); Погибшим в бою отдали воинские почести. (Радиостанция «Эхо Москвы». 2000. 15 июля).

При выделении указанных двух значений прилагательного воинский , как и в случае с паронимом военный , возникают спорные моменты. В частности, можно спорить о том, следует ли относить понятия воинский долг, воинская дисциплина к первому значению этого слова, а понятия воинское мастерство, воинское мужество – ко второму или же наоборот. Для того чтобы избежать таких сомнений, эти два значения паронима воинский можно вполне объединить в одно обобщенное значение: «Такой, который относится к военной службе; свойственный воину (воинам)» . Именно так поступили авторы «Словаря сочетаемости слов русского языка» под ред. В.В. Морковкина. И такое решение, на наш взгляд, является вполне оправданным.

Следует отметить, что рассматриваемые прилагательные военный и воинский образуют в ряде случаев паронимические словосочетания. Например: военный билет (документ, выдаваемый при постановке на воинский учет) и воинский билет (железнодорожный); военное преступление (связанное с нарушением законов ведения войны) и воинское преступление (противоправное действие, совершаемое отдельными военнослужащими); военное мастерство (связанное с решением стратегических и оперативных задач) и воинское мастерство (характеризующее боевые действия отдельных военнослужащих или низовых воинских подразделений); воинская дисциплина (официальный термин, закрепленный в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ) и военная дисциплина (понятие более общего характера, употребляемое в разговорной речи, часто в переносном смысле). Что же касается параллельного употребления словосочетаний военная присяга и воинская присяга , то официальным термином является военная присяга , а воинская присяга – лишь разговорное обозначение того же понятия.

Таковы основные наблюдения и выводы, касающиеся толкования, сочетаемости, разграничения и употребления весьма частотных паронимов военный и воинский .

Как правильно: военная или воинская слава?

Уважаемая Татьяна Николаевна!

В данном рапорте в обязательном порядке необходимо указывать основание перевода (со ссылкой на нормы Положения о порядке прохождения военной службы) с обоснованием причин перевода и приложением подтверждающих документов.

При этом, предварительно необходимо согласовать вопрос о возможности назначения на предполагаемую воинскую должность: уточнить вакантность должности, ее тарифный разряд и штатно-должностную категорию, полное наименование должности, подчинение, а также условия прохождения военной службы и др.

А это примерный образец….

Командиру(начальнику)______

Я, майор юстиции Коваленко Сергей Владимирович, помощник командира в/ч по правовой работе — начальник юридической службы (шдк "майор", 28-й т.р., ВУС — 0000000), прошу в соответствии с п. 5 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы (невозможность проживания в месте службы члена семьи — жены) перевести меня к новому месту службы в г. Ростов-на-Дону (Ростовский военный институт ракетных войск имени Главного маршала артиллерии М.И. Неделина) на должность помощника начальника указанного института по правовой работе (шдк "подполковник", 24-й т.р., ВУС — 0000000).

Приложения:

"____" _________________ 2007 г.

Помощник командира по правовой работе

майор юстиции С. Коваленко

Статья 15 Положения. Порядок перевода к новому месту военной службы

1. Военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений Государственной противопожарной службы) в следующих случаях:

а) по служебной необходимости;

б) в порядке продвижения по службе;

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

д) по личной просьбе (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

е) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

ж) в связи с плановой заменой (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

з) в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

и) в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

к) если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными.

5. Перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по семейным обстоятельствам производится в следующих случаях:

а) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в данной местности в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

6. Если при переводе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего также проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа).

При невозможности одновременного назначения супругов-военнослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них перевод к новому месту военной службы не производится.

Буду благодарен за положительный отзыв.

Как правильно пишется военнослужащий

Формы прохождения военной службы

Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту ), так и по призыву . Служба по контракту является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты лучше чем призывники справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.

Военная служба в мире

США

Военнослужащие ВС США

Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата - 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана - 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты - 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии, регулярные ВМС - 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны - 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии - 42 года).

Срок контракта - от 3 до 6 лет.

Статус военнослужащего

Солдат президентского полка в парадной форме одежды.

Военная служба в истории

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

Воинский учет,

Подготовку к военной службе,

Прохождение военной службы,

Пребывание в запасе (резерве),

Военное обучение в мирное время.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

Конституция РФ,

Закон РФ «Об обороне»,

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

Закон РФ «О статусе военнослужащих»,

Основные положения Военной доктрины РФ,

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.

ВОИНСКИЙ УЧЁТ.

Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления)комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт утверждается решением главы местной администрации в следующем составе:

Военный комиссар района или города (без районного деления) или его заместитель-председатель комиссии,

Секретарь комиссии,

Врачи, проводящие медицинское освидетельствование граждан в связи с их постановкой на воинский учёт.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана:

Организовать медицинское освидетельствование гражданина и определить его годность к военной службе,

Принять решение о постановке гражданина на воинский учёт или об освобождении его от воинской обязанности в связи с негодностью по состоянию здоровья,

Провести профессионально-психологическое обследование гражданина

для определения возможного его использования на военной службе. Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Обязанности гражданина по воинскому учёту:

Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.

Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.

Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.

Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район(город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.



 

Возможно, будет полезно почитать: