Ненормированный рабочий день госслужащих. Ненормированный рабочий день государственного гражданского служащего За ненормированный рабочий день предоставляются дополнительные три дня отдыха

Традиционно рабочее время воспринимается как 5-дневная неделя с 8-часовым рабочим днем. Большинство трудовых коллективов с разной формой владения действуют в таком порядке. Наряду с этим существует другой рабочий режим — ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Разберемся, какие льготы предоставляются гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день.

Такое понятие, как (НРД) ассоциируется с особыми условиями работы. Государственные служащие порой вынуждены напряженно и долго трудиться. Регламент служебных действий выходит за пределы ограниченного нормой служебного времени.

Руководитель эпизодично привлекает сотрудников к выполнению своего трудового долга за гранью нормального рабочего дня. Обычно такая мера вводится исключительно для нескольких лиц, которым в силу производственной необходимости приходится работать сверх плановых 8 часов в смену. Их рабочий день может начинаться раньше обычного распорядка и заканчиваться позже общей смены.

Работодатель на законном основании может вносить изменения во внутренний распорядок с целью привлечь отдельных работников к труду помимо существующего на предприятии рабочего графика. Одновременно вносятся изменения в контракт, оформляется вспомогательный документ к трудовому договору.

Такая ситуация продиктована необходимостью выполнить появившиеся задания разового характера. Но на практике встречаются примеры, когда локально наниматель устанавливает ненормированный день на длительный промежуток времени для некоторых сотрудников.

Закон о государственной службе не предоставляет толкования НРД, поэтому для применения берутся нормы из Трудового кодекса.

ТК РФ, регулирующий трудовые отношения между руководством и работниками, рассматривает обстоятельства пребывания на рабочем месте больше положенного времени с учетом безвредных для здоровья человека условий. Учитывается при этом запас времени для отдыха и восполнения физических сил.

Если для исполнения служебного долга нужно превышать временной норматив, то согласно ст. 101 ТК РФ - это трудовой спецрежим. Работодатель по необходимости может приказом периодически мобилизовывать сотрудников к работе независимо от официальной продолжительности рабочего дня. Кого привлечь, руководитель определяется исходя из обстоятельств, оформляя НРД местным нормативным актом.

Важно! Не допускается обязывать служащих работать в режиме НРД систематически, это противоречит законным гарантиям на отдых.

ГГС в условиях ненормированной рабочей сетки пользуется добавочным отпуском с оплатой.

Кому устанавливается НРД

Законодательно не установлен реестр штатных единиц, подпадающих под ненормированный рабочий день. Предлагаются лишь рекомендации по этой теме. Решение об определении длительности рабочего времени принимается на местном уровне.

Правительственное постановление № 884 от 11 декабря 2002 года рассматривает круг должностей, которые могут быть задействованы на рабочем месте больше положенного времени. В этом реестре указаны службы:

  1. Подразделение руководящих кадров.
  2. Техперсонал.
  3. Сотрудники административно-хозяйственного штата (АХО).
  4. Сотрудники с особым рабочим распорядком. К примеру, риэлтор по служебным обязанностям может заниматься показом недвижимости в удобное для клиента время, то есть, сверх нормированного дня.
  5. Люди творческого ремесла, которые имеют обязательство, но для которых не уточняется отрезок времени, когда оно будет отработано.

Работодатели имеют право должностного выбора для определения ненормированного дня. На частных предприятиях длительность рабочего дня устанавливается по усмотрению руководства.

В трудовом законодательстве нет четкой формулировки НРД. Поэтому его легко можно перепутать с понятиями переработки или сверхурочных работ.

Особенности для государственных служащих

Все хозяйственные отрасли в стране стабильно работают при содействии специальных координирующих и управляющих органов. Специальный закон, в котором утверждены основы госслужбы в РФ, обозначил особенности функционирования госслужбы.

Ненормированный рабочий день госслужащего предполагает выплату компенсаций

Эффективность работы зависит от уровня квалификации государственных деятелей. Деятельность работников организаций государственной структуры осуществляется на профессиональной основе и представляет собой единое целое.

В систему госслужбы РФ включены такие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительные органы. Лица, занятые на государственной гражданской службе, являются госслужащими, которые занимают определенную должность по обеспечению государственной деятельности.

Существуют различия в определениях федерального госслужащего (ФГС) и государственного гражданского служащего (ГГС). ФГС привлекает на работу Российская Федерация и денежное содержание служащие получают из федерального бюджета.

ГГС содержится на средства субъекта РФ и средства федерального бюджета. Дополнительную оплату ГГС устанавливает федеральный закон, при отмене нормы закона дополнительное вознаграждение отменяется.

Законами РФ и региональных субъектов предусмотрены меры поощрения служащих за добросовестный труд, долгую и безукоризненную службу, исполнение значимых поручений. О видах поощрений и порядке их применения говорится в федеральных законах и законодательстве субъектов РФ.

Госслужба действует в системе сложного и многогранного социального и правового образования. Фундаментальные основы удерживают прочные правовые, экономические, социальные и организационные структуры. Отсюда исходят особенности работы госслужащего, который воплощает в себе связь между государством и народонаселением страны.

Человек на государственной службе лично отвечает за порученную функцию власти. Его работа сочетает в себе несколько ветвей деятельности:

  • исполнительная функция;
  • управленческая;
  • инновационная направленность;
  • консервативная линия с обеспечением постоянства в обществе.

Принятие специфических, необычных решений в период реформ – это и есть инновационные направления. У госслужащего оплата труда оценивается по итогам эффективности служебных действий.

  1. Добавку к окладу за многолетний труд. К примеру, сотрудник получает ежемесячно 10%-ю доплату за отработанные годы (5 лет). В дальнейшем каждая пятилетка отмечается 5%-й доплатой. Максимум прибавки составляет 1/3 должностного оклада.
  2. Премиальные доплаты за сложность и важность заданий, которые определяются в каждом органе госслужбы индивидуально.
  3. Выплачивается надбавка за исполнение работы, связанной с государственной тайной, или за особые служебные условия. Размер доплаты может составлять 200% от оклада.
  4. Служащим предусмотрена материальная помощь. При оформлении очередного отпуска выдается единовременная выплата. В функциональные обязанности входит моделирование всевозможных последствий человеческих действий, результаты возможных конфликтных ситуаций, умение действовать в особых ситуациях.

Российская государственная служба находится в стадии развития с массой проблем. Ощущается нехватка квалифицированных работников, часть госслужащих погрязла в коррупции, нет заинтересованности в развитии, подъеме государства.

От эффективной работы каждого госслужащего зависит успех деятельности госаппарата.

Работник, исполняющий долг на государственной службе в РФ, пользуется социальными гарантиями в форме свободного отпускного времени в течение нескольких дней подряд с оплатой и без оплаты (ДО).

Дополнительный отпуск положен госслужащим за ненормированный рабочий день

Основанием для получения отпуска без содержания является заявление сотрудника при возникновении уважительных обстоятельств в виде:

  • лечения в санаторно-курортных условиях;
  • выполнения обязанностей по общественным требованиям;
  • особые обстоятельства в семье.

В ТК РФ закреплена установка на оплату служащим добавочного отдыха.

В 2018 году введены законодательные нормы, дающие право госслужащим на дополнительный к основному ежегодному оплачиваемому отпуску:

  1. За стаж в соответствии с ФЗ № 79 ст.46.
  2. Ненормированный рабочий график.
  3. За вредность и опасные условия работы.
  4. Работу на Крайнем Севере или в приравненных местностях.

Общая продолжительность отпуска ежегодно рассчитывается для каждого сотрудника по причине происходящих изменений в стаже.

В 2018 году для всех государственных служащих введена единая длительность основного отпуска – 30 дней. В соответствии со ст.123 ТК РФ работодатель при составлении графика отпусков обязан учитывать пожелания сотрудников.

Важно! Дополнительные дни к отпуску предоставляются, если у сотрудника в текущем году предполагается очередной отпуск.

Отдельным моментом проходит определение очередного отдыха сотрудника, приуроченного к декретному отпуску супруги.

Законом разрешено делить отпуск на части с учетом того, что должна быть не меньше 14 дней.

Государственная служба сопряжена с определенными издержками, расходами, которые необходимо компенсировать. Издержки в данном случае обозначают всевозможные запреты и требования, ограничивающие жизнь госслужащих. В РФ государство гарантирует возмещение в виде специальных льгот и предпочтений:

  • повышения заинтересованности по службе госслужащих;
  • обеспечения соцзащиты и юридической защищенности;
  • укрепления персонала;
  • доведения до минимума коррупционных фактов.
  1. Оптимизировать порядок несения службы.
  2. Устанавливать трудовые нормы, обоснованные учеными.
  3. Обеспечивать трудовые охранные мероприятия.
  4. Оптимизировать условия труда и отдыха.

Это достигается путем установления рабочей недели, равной 40 часам.

Очередной ежегодный отдых с оплатой

В первый год работы наниматели стараются предоставить отдых специалисту в строгом соответствии со статьей закона об отпусках. Во второй и дальнейшие годы труда служащий может получить отдых в любой временной отрезок в течение рабочего года согласно очередности, практикуемой у конкретного работодателя.

Длительность отпусков у государственных служащих определяется ст.46 ТК РФ.

В отпускное время входят выходные и праздники. Во время заслуженного отпуска за служащим сохраняется место на работе, его должность. Он получает денежные выплаты за отдых.

Анализируя рабочую занятость госслужащих, можно заметить, что в РФ служебное время часто дополняется понятием ненормированного дня. Продолжительность ежегодного отпуска складывается из суммы двух периодов: основного за рабочий год и дополнительного за совокупность особых рабочих факторов.

ГГС высших и главных должностей имеют отпуск продолжительностью 35 дней. Служащие других групп ГС располагают отпуском в 30 календарных дней. При расчете выплат суммируются дополнительные отпуска с оплатой.

За отработанное время начисления производятся в таком порядке:

  • при стаже до 5 лет к отпуску добавляются 1 сутки;
  • надбавка 5 суток дается за службу от 5 до 10 лет;
  • отработка в 10–15 лет дает прибавку в 7 дней;
  • 15 и более лет работы дает право на 10 дополнительных календарных дней к отпуску.

Свыше основного отпуска даются дополнительные дни за НРД, за вредность или служебную опасность.

В ТК РФ и Законе № 79-ФЗ рассматривается допустимость переноса отпуска на другое время. На это обстоятельство может повлиять решение работодателя, самого служащего или сложившиеся особые обстоятельства.

Компенсация

В силу законных постановлений сотрудник может частично заменить оплачиваемый отдых на денежное возмещение, подав письменное заявление. могут ежегодные оплачиваемые отпускные периоды. В ситуациях, когда прекращается действие служебного контракта или сотрудник увольняется, а также при освобождении его от должности, он получает финансовую выплату за количество неиспользованных отпускных дней.

В целях охраны здоровья матери и ребенка женщинам не разрешается законом (ст.126) заменять денежным восполнением время отдыха по БиР и очередной отпуск. А также не позволяется компенсировать дополнительный отдых служащим на опасных участках работы. Возмещается деньгами только часть свыше 7 дней отпуска, если это обстоятельство оговорено в отраслевых соглашениях или коллективных договорах.

В правовых документах употребляется термин «служебный год». Ситуация может сложиться таким образом, что в зачет общего отработанного срока (стаж) не включены несколько периодов, тогда служебный год будет по вынужденным причинам сдвинут на какое-то время относительно календарного.

В новых условиях не разрешается накапливать отпуска. Чтобы совершенствовать действия госорганов, структурных объединений с целью оптимизации трудового процесса, нужно развивать законодательную практику.

Работника можно привлекать к дополнительной работе, если установить ему ненормированный рабочий день. Об этом следующее видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

КонсультантПлюс: примечание.

Гражданские служащие, неиспользовавшие ежегодный отпуск до 02.08.2016, сохраняют право на денежную компенсацию или сам отпуск, исчисляемый по новым правилам ст. 46 (в ред. от 02.06.2016 N 176-ФЗ) с их нового служебного года.

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

3. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;

2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;

4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

9.1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

9.2. В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

9.3. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.

10. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

11. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

12. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

1. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

5. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

40. Отпуска на гражданской службе.

1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

3. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

4. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

5. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. По заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

10. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

11. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

12. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы

Posted On 14.04.2018

1. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.06.2016 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей)

6. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

Статья 8. Режим ненормированного служебного дня гражданских служащих

1. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

2. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп, эпизодически привлекаемых по поручению представителя нанимателя к выполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии с перечнем должностей гражданской службы с ненормированным служебным днем, установленным служебным распорядком государственного органа края и служебным контрактом.

3. Гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Что это значит - ненормированный рабочий день по ТК РФ?

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день устанавливается гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня:

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «руководители», - продолжительностью 14 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «помощники (советники)», относящиеся к высшей и главной группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к ведущей группе должностей, - продолжительностью 8 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, - продолжительностью 12 календарных дней, относящиеся к ведущей и старшей группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, - продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к старшей и младшей группам должностей, - продолжительностью 8 календарных дней.

В случае, если такой отпуск не предоставляется, исполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени компенсируется с письменного согласия гражданского служащего как сверхурочная работа по правилам, установленным трудовым законодательством.

5. Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день возникает у гражданского служащего независимо от продолжительности служебной деятельности в условиях ненормированного служебного дня.

6. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также иных оплачиваемых отпусков.

7. В случае переноса либо неиспользования гражданским служащим ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, а также увольнения гражданского служащего право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном федеральными законами для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Режим труда госслужащих

Режим труда госслужащих. Служебное время и время отдыха. Служебное время- это время в течении которого госслужащий в соответствии со служебным распорядком гос органа либо с условием служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности. ФЗ 79 устанавливает 40 часовой пятидневный рабочий день, 8 часовой рабочий день.

Однако для некоторых категорий устанавливаются не нормированный служебный день.

Ненормированный рабочий день для госслужащих

В соответствии с трудовым кодексом ст.101 не нормированные служебный день это особый режим работы в соответствии с которым госслужащий по распоряжения представителя нанимателя может эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей.

За ненормированный рабочий день госслужащим предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск который не может быть не менее 3х рабочих календарных дней.

Время отдыха- это время в течении которого служащий свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он может использовать на свое усмотрение.

Выходные, праздничные,ежегодный отпуск.

Обеденное время, перерыв для кормящих матерей. Отпуска на гражданской службе 1.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. 2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. 3. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

4. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. 5. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Вопрос 1: Заключается ли с гражданами, поступающими на государственную службу, трудовой договор?

Ответ: Статья 4 федерального закона «Об основах государственной службы РФ распространяет на государственных служащих законодательство о труде.

В п.6 ст.21 указанного закона сказано: Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок более пяти лет. Уместно напомнить, что в проекте закона «Об основах государственной службы в РСФСР, который был принят в первом чтении Верховным Советом РСФСР в июне 1993 года, трудовой договор как форма, опосредствующая трудовые отношения, был предусмотрен лишь для рабочих, младшего обслуживающего персонала, работающих в госорганах.

Поэтому признание трудового договора основной формой опосредствова-ния служебных трудовых отношений является свидетельством принципиальной ориентации законодателя на законодательство о труде с присущими ему отраслевым методом правового регулирования и специфическими правовыми средствами, в том числе и договорные формы.

Трудовой договор с государственным служащим должен заключаться в письменной форме (ч.1 ст, 18 КЗоТ РФ). Однако это требование закона игнорируется на практике. Не разработаны и рекомендации по составлению трудового договора с государственными служащими. Порой даже ставится вопрос о целесообразности применения договорной формы на государственной службе.

Известно, что договор, содержащий взаимные права и обязанности сторон, упорядочивает регулируемые общественные отношения, придает им стабильность, снижает уровень конфликтности, а письменная форма трудового договора выполняет следующие функции:

1. "материализует" содержание возникшего индивидуального служебного трудового правоотношения;

2. обеспечивает его информационную "прозрачность"

3. служит своеобразным дополнительным правовым гарантом прав государственного служащего.

Кроме того, в трудовой договор могут быть включены условия, учитывающие личные интересы государственного служащего, например, в области рабочего времени, времени отдыха, совмещения должностей, повышения квалификации.

Письменный трудовой договор представляет ценность и для администрации (работодателя), т.к. конкретизирует ответственность государственного служащего и создает условия для повышения уровня служебной дисциплины.

Законодательство о государственной службе России тесно связано на современном этапе с трудовым правом, которое находится в стадии реформирования.

Все предлагаемые проекты реформы трудового законодательства направлены на усиление роли трудового договора, обогащение его содержания. Вот почему, на наш взгляд, трудовой договор на государственной службе не только не утратил свое значение и не является своеобразным реликтом, а напротив, является правовой формой будущего.

Вопрос 2: Может ли гражданин, поступив на государственную службу, рассчитывать на «пожизненную занятость»?

Или его могут уволить, например, в случае сокращения штата государственного органа, в котором он работает?

Ответ:

Современное российское законодательство о государственной службе не гарантирует пожизненной занятости. Помимо возможности увольнения за виновные действия, государственный служащий РФ может быть уволен, например в случае длительной болезни (более 4 месяцев подряд) ? п. 5 ст. 33 КЗоТ РФ; в случае обнаружившегося несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, либо состояния здоровья, препятствующих дальнейшему продолжению выполняемой работы (п.2 ст. 33 КЗоТ РФ). Увольнение может произойти и в случае сокращения штата государственного органа. Правда, ст, 16 федерального закона «Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа» предусматривает особые гарантии, но углубленный анализ обнаруживает скорее декларативный, нежели реальный характер содержащихся в статье гарантий. Сопоставление всех трех частей указанной статьи позволяет сделать следующие выводы:

1. государственный служащий может быть уволен в связи с сокращением штата. При этом ему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3-х месяцев (без зачета выходного пособия);

2. обязанность предложить увольняемому государственному служащему другую государственную должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности в другом госоргане.

В части второй ст. 16 рассматривается, по-видимому, только эта ситуация? невозможность трудоустройства государственного служащего.

В этом случае ему гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Вопрос 3: В каких случаях с государственным служащим может быть заключен срочный трудовой договор?

Ответ:

Согласно п.

Все, что нужно знать о рабочем дне государственного служащего

6 ст. 21 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. В упомянутом законе указаны лишь два случая, когда с государственным служащим может быть заключен срочный трудовой договор, в соответствии с п, 2 ст, 2 закона «Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». Это означает, что если губернатор субъекта РФ занимает государственную должность категории «А», то к должностям, непосредственно обеспечивающим исполнение его полномочий (должностям категории «Б») относятся советники (помощники) губернатора, его пресс-секретарь, управляющий делами, заведующий секретариатом и т.д.

С этими лицами заключается трудовой договор на срок исполнения губернатором его полномочий.

Однако, данный перечень не включает таких государственных служащих как заместители губернатора, начальники отраслевых управлений, департаментов, комитетов и т.д. Они исполняют служебные обязанности на основе трудового договора, заключенного на неопределенный срок, и не могут быть уволены только на том основании, что полномочия данного губернатора прекратились и избран новый губернатор, Такие действия расцениваются как грубое нарушение законодательства о труде и государственной службе. При обращении указанных лиц в суд они будут немедленно восстановлены в своих должностях.

Второй случай заключения срочного трудового договора с государственным служащим предусмотрен ст. 25 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Речь идет о том, что после достижения государственными служащими, занимающими высшие главные и ведущие должности, предельного возраста (60 лет) только с разрешения руководителя соответствующего государственного органа допускается продление нахождения их на государственной службе. Однократное продление срока нахождения на государственной службе допускается не более чем на год. Это означает, что с государственным служащим заключается трудовой договор сроком на один год.

Кроме перечисленных случаев, срочный трудовой договор с государственным служащим может быть заключен по основаниям, предусмотренным ст. 17 КЗоТ РФ. Так, срочный трудовой договор может быть заключен в случае принятия гражданина для замещения временно отсутствующего государственного служащего, за которым сохраняется должность (выехавшего в длительную зарубежную командировку, длительно болеющего, на время отпуска по уходу за ребенком и др.).

Вопрос 4: Как регулируется рабочее (служебное) время государственных служащих? Каковы формы компенсации за работу после окончания рабочего дня?

Ответ:

Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» не содержит (не предусматривает) каких-либо особенностей в регулировании рабочего (служебного) времени у государственных служащих. Продолжительность рабочей недели составляет для госслужащих 40 часов. Для государственных служащих-женщин, работающих в государственных органах в местностях, отнесенных к Крайнему Северу или в приравненных к нему, рабочая неделя сокращена до 36 часов, так же как и для работающих женщин в этих регионах.

Продолжительность рабочего дня у госслужащих устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка государственного органа. Практически все государственные служащие работают на режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями с сокращением предпраздничного дня на 1 час. Продолжительность обычного рабочего дня составляет 8 часов.

Если у руководителя государственного органа возникает необходимость в использовании труда государственного служащего после окончания рабочего дня, он вправе сделать это лишь при наличии оснований, указанных в КЗоТ РФ и при условии соблюдения порядка привлечения к сверхурочным работам. Такая работа подлежит повышенной оплате и не может быть компенсирована предоставлением другого свободного от работы дня или в какой-либо иной форме.

Иначе обстоит дело с государственными служащими, для которых установлен режим ненормированного рабочего времени. Если они не сумели выполнить свои служебные обязанности в течение рабочего дня, они вправе остаться и продолжить работу после его окончания. Руководитель госоргана также вправе оставить госслужащего, работающего не режиме ненормированного рабочего времени, если в этом есть необходимость, наличие или отсутствие которой определяет сам руководитель.

В отличие от сверхурочного времени, в ненормированном рабочем времени отсутствует регламентация в виде максимального количества часов переработки.

Но ненормированный рабочий день не является «удлиненным» рабочим днем. Госслужащий вправе покинуть свое рабочее место после окончания рабочего дня, если руководитель госоргана не предложил ему остаться и если в этом нет необходимости с точки зрения самого госслужащего.

Формой компенсации за работу на условиях ненормированного рабочего времени является представление дополнительного отпуска.

Категории государственных служащих, для которых установлено ненормированное рабочее время и конкретная продолжительность дополнительного отпуска, определяются в локальном нормативном акте, действующем в данном государственном органе.

Подобный акт как правило прилагается, к коллективному договору или является его частью.

Если руководитель отказывает госслужащему в представлении дополнительного отпуска в качестве компенсации, ссылаясь на отсутствие такого акта или на любые другие причины, госслужащий вправе потребовать компенсации за суммарное время фактической переработки после окончания рабочего дня (дней) повышенной оплатой как за сверхурочное время.

Спор может быть разрешен в судебном порядке.

Вопрос 5: Можно ли привлечь государственного служащего к выполнению обязанностей по другой государственной должности государственной службы и на каких условиях?

Ответ:

Вопрос охватывает следующие ситуации: Первая. Государственный служащий привлекается к исполнению обязанностей по другой государственной должности с освобождением от выполнения своих основных служебных обязанностей по замещаемой государственной должности государственной службы.

Данная ситуация регулируется правилами ст. 26 КЗоТ РФ, т.к. федеральный закон об основах госслужбы такие отношения не регламентирует.

Руководитель госоргана вправе перевести временно на срок до 1 месяца госслужащего без его согласия для замещения временно отсутствующего работника, но только в случае производственной необходимости. У государственного служащего при этом сохраняется средний заработок по основной должности. При временном переводе должны учитываться квалификация и специальность госслужащего.

Другая ситуация. Государственному служащему предлагается выполнять наряду со своими служебными обязанностями обязанности по другой государственной должности.

Здесь должны применяться ст. 87 КЗоТ РФ и часть 9 ст. 21 федерального закона, которые по содержанию соответствую друг другу.

Принципиальными являются два момента:

Возложение дополнительных обязанностей на государственного служащего возможно лишь с его согласия;

Стороны (руководитель госоргана и госслужащий) должны предварительно прийти к соглашению о размере оплаты за выполнение дополнительных обязанностей.

Вопрос 6: Может ли государственный служащий быть отозван из ежегодного оплачиваемого отпуска?

Ответ:

Досрочный отзыв из отпуска допускается только с согласия государственного служащего. Отказ же государственного служащего от выполнения распоряжения руководителя государственного органа о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение служебной дисциплины.

При согласии государственного служащего выйти из отпуска досрочно в график отпусков вносится изменение, предусматривающее использование государственным служащим оставшейся части отпуска в удобное для него время.

Вопрос 7: Защищает ли закон личное достоинство государственного служащего, его служебную репутацию и профессиональную честь?

Ответ:

В числе наиболее важных и значимых прав государственного служащего Российской Федерации, перечисленных в статье 9 федерального закона, закреплено право требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. В процессе расследования государственному служащему должны быть обеспечены:

Право быть информированным о содержании сведений и их источнике;

Возможность ознакомиться со всеми материалами служебного расследования;

Право на объяснение;

Право быть информированным в письменном виде и принятых по результатам служебного расследования решения, а также о мотивах этих решений;

Право апелляции в соответствующие инстанции.

Условия и порядок проведения служебного расследования Законом не регулируются и на практике определяются руководителем государственного органа или его структурного подразделения.

Целесообразно закрепить процедуру служебного расследования в локальном нормативном акте конкретного госоргана.

Вопрос 8: Каковы границы служебного повиновения государственного служащего? Должен ли он выполнять неправомерный приказ своего руководителя?

Ответ:

Законодатель не обошел эту "вечную" проблему.

Согласно п.4 ст.10 государственный служащий обязан исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что государственный служащий несет личную ответственность за правомерность своих действий, Государственный служащий обязан исполнять все общие инструкции и указания и письменные или устные индивидуальные приказы иерархического начальства. Он может представить свои замечания руководителю до исполнения, но если приказ оставлен в силе, он обязан его выполнить под угрозой дисциплинарных санкций.

Однако, все распоряжения государственный служащий исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий.

Таким образом, получая распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государственным интересам. При этом отыскание государственно полезной цели также следует считать условием правомерности действий государственного служащего.

Государственный служащий обязан, если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного приказа (распоряжения), незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, издавшему приказ. Условие правомерности его исполнения в этом случае одно: письменное подтверждение вышестоящим по должности руководителем.

Но и в этом случае государственный служащий вправе не исполнять распоряжения, если оно влечет деяние, которое относится к административно и уголовно наказуемым. Что же касается ответственности за последствия исполнения государственным служащим неправомерного приказа, то она полностью возлагается на руководителя, письменно подтвердившего приказ до его фактического выполнения.

Вопрос 9: Какова ответственность государственного служащего за действия (бездействия), которые нарушили права и законные интересы граждан?

Ответ:

Российское законодательство развивается в направлении усиления ответственности государственных органов и должностных лиц за совершение подобных действий, расширения состава субъектов этой ответственности.

Становление правового государства в России означает укрепление конституционных прав и гарантий граждан. Федеральное законодательство, в том числе законодательство о государственной службе, развивается с учетом этой тенденции.

Важным шагом на пути обеспечения наиболее полной защиты прав и свобод граждан является федеральный закон от 14 декабря 1995 г, "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Принципиальное значение имеет расширение круга органов и лиц, действия и решения которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены все государственные служащие.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст, 5 федерального закона "Об основах государственной служб Российской Федерации".

Закон от 27 апреля 1993 г, с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 14 декабря 1995 г., предусматривает право обжалования в суд коллегиальных и единоличных действий (решений) и бездействия государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать как указанные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

На государственных служащих возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин в этом случае освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факты нарушения своих прав и свобод.

Закон от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставил суду право выносить решения об ответственности государственных служащих. Суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного служащего за действия (решения) или бездействие, приведшие к нарушению прав и свобод граждан.

В постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. К ним относятся: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется государственному органу, в котором служит государственный служащий. Руководитель государственного органа обязан применить меру дисциплинарного взыскания, установленного судом.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину действиями (решениями), признанными судом незаконными, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 12,15,18,151,152,1099-1101).

(Старцева Е. Н.)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 9)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕНОРМИРОВАННОГО СЛУЖЕБНОГО ДНЯ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Е. Н. СТАРЦЕВА

Старцева Е. Н., главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Управления Минюста РФ по Свердловской области.

Не секрет, что деятельность государственных гражданских служащих по реализации полномочий органов государственной власти нередко носит непрерывный, напряженный и ненормированный характер. Представителю нанимателя часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда необходимо привлекать государственных гражданских служащих к выполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Таким образом, для совершенствования практики является крайне актуальным правовой анализ норм, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе) служебное время — это время, в течение которого гражданский служащий должен исполнять свои должностные обязанности.

Законом о госслужбе установлено, что служебное время гражданского служащего фиксируется служебным распорядком государственного органа или графиком службы. В служебном контракте в случае необходимости может быть установлен особый режим служебного времени, если он будет отличен от режима служебного времени, указанного в служебном распорядке государственного органа.

Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю. Установление более длительной продолжительности служебного времени допускается только в случаях, предусмотренных законом.

Как правило, для гражданских служащих устанавливается единый режим служебного времени — пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями. Руководствуясь правилами Трудового кодекса РФ, общим выходным днем является воскресенье, на основе сложившейся практики выходным днем также является и суббота. Однако возможны случаи, когда в соответствии с административным регламентом государственного органа гражданским служащим устанавливаются выходные в другие дни недели.

В соответствии со ст. 45 Закона о госслужбе ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

В соответствии со ст. 56 Закона о госслужбе служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Таким образом, содержание служебного распорядка должно учитывать мнение и потребности не только представителя нанимателя, но и всех государственных гражданских служащих, выражающих свою волю через выборный орган.

В соответствии со ст. 24 Закона о госслужбе существенным условием наряду с другими условиями служебного контракта является режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от установленного служебным распорядком государственного органа). То есть если служебный распорядок содержит единые для всех гражданских служащих нормы служебного времени и времени отдыха и данные нормы распространяются на конкретного государственного гражданского служащего, то их можно не включать в служебный контракт гражданского служащего. Таким образом, при приеме на государственную гражданскую службу гражданскому служащему может быть установлен ненормированный служебный день. А также, если у представителя нанимателя возникает необходимость, он может изменить служебный распорядок и включить в него нормы о том, что в соответствии с принятым им перечнем у конкретного гражданского служащего возникает обязанность исполнять свои должностные обязанности за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Также необходимо внести изменения в служебный контракт гражданского служащего путем заключения дополнительного соглашения к служебному контракту.

В Законе о госслужбе мы не найдем понятия ненормированного служебного дня, поэтому мы вынуждены воспользоваться аналогией норм и провести параллели с Трудовым кодексом РФ. Толкование ненормированного трудового дня дает ст. 101 Трудового кодекса РФ. Под ним надо понимать особый режим работы, в соответствии с которым гражданский служащий по распоряжению представителя нанимателя может эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

Получается, что привлечение гражданских служащих сверх установленного окончания или начала служебного дня должно носить бессистемный характер, однако понятие «эпизодичность» определяется субъективно. Под ней можно понимать привлечение гражданского служащего к исполнению служебных обязанностей раз в три месяца, и раз в месяц, и раз в неделю, и каждые два, три дня. Между тем выполнение обязанностей сверх установленной нормы служебного времени должно быть обусловлено объективными причинами.

Важным является недопущение возложения на гражданских служащих обязанности систематически работать за пределами служебного дня, поскольку это приведет к фактическому увеличению продолжительности служебного времени и вступит в противоречие с установленными для них гарантиями, в частности с правом на отдых.

Специфичной чертой этого режима служебного времени является то, что в случае необходимости гражданский служащий может быть привлечен к исполнению своих должностных обязанностей как до начала служебного дня, так и после его окончания. При этом переработка сверх нормальной продолжительности служебного времени не считается сверхурочной работой, понятие которой раскрывается в ст. 99 Трудового кодекса РФ. Закон о госслужбе не содержит термина «сверхурочная работа». Согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса РФ привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в определенных случаях. Также имеются ситуации, когда привлечение к сверхурочной работе не требует согласия работника. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, что, без сомнения, отражает социальную направленность имеющегося ныне трудового законодательства. Существуют также и ограничения по продолжительности сверхурочной работы, которая не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Таким образом, на практике возможно существование противоречия между исполнением должностных обязанностей в условиях ненормированного служебного дня и при привлечении гражданского служащего к сверхурочной работе.

В соответствии с Законом о госслужбе государственным гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого должна составлять не менее трех дней. Этот отпуск предоставляется независимо от того, привлекался ли гражданский служащий к работе за пределами служебного времени. Он призван компенсировать сам факт установления такого (связанного с дополнительными неудобствами) режима служебного времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1090 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день» определяется порядок предоставления отпуска за ненормированный служебный день. Так, данными Правилами регламентированы порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.

В случае если дополнительный отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения гражданского служащего с гражданской службы право на дополнительный отпуск реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Подводя итог вышеизложенному, представляется, что для совершенствования деятельности государственных органов, их кадровых служб, для повышения правовой стабильности государственной гражданской службы необходима более детальная проработка юридических вопросов, связанных с деятельностью гражданских служащих за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

——————————————————————



 

Возможно, будет полезно почитать: