Приказ о создании единой комиссии. Положение о единой комиссии по осуществлению закупок (образец заполнения) Типовое положение о комиссии по закупкам по 44 фз

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Иркутская область
Жигаловский район
Администрация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
666414 с. Лукиново ул. Набережная, 14 тел.23 - 3 - 32 [email protected]

Об утверждении положения
о Единой комиссии по осуществлению
закупок согласно 44-ФЗ

В соответствие с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьей 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»:
1. Утвердить положение о Единой комиссии по осуществлению закупок согласно 44-ФЗ.
2. Данное постановление подлежит опубликованию в газете «Лукиновские вести».

Глава Лукиновского
сельского поселения В.В.Замащиков

УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Лукиновского сельского поселения
от 13 мая 2014 года № 12/а

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ ЕДИНОЙ КОМИССИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели создания, функции, состав и порядок деятельности Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (далее по тексту - Единая комиссия).
2. Единая комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок и настоящим Положением.

II. Цели и задачи Единой комиссии

3. Единая комиссия создается в целях организации и осуществления закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для осуществления Заказчиком возложенных на него функций по закупке товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности.
4. Исходя из целей деятельности Единой комиссии, определенных в пункте 3 настоящего Положения, в задачи Единой комиссии входят:
4.1. Обеспечение объективности и беспристрастности при осуществлении закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
4.2. Соблюдение принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
4.3. Устранение возможностей злоупотребления и коррупции при осуществлении закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
III. Порядок формирования Единой комиссии

5. Единая Комиссия является коллегиальным органом Заказчика, действующим на постоянной основе.
Решение о создании комиссии принимается Заказчиком до начала проведения закупки. Число членов Единой комиссии должно быть не менее чем пять человек.
Состав Единой комиссии формируется из числа должностных лиц Заказчика.
Единая комиссия состоит из председателя и членов Единой комиссии. В отсутствие председателя Единой комиссии его функции выполняет один из членов Единой комиссии, на которого такие обязанности будут возложены приказом (распоряжением) Заказчика.
Единая комиссия формируется, преимущественно из числа лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Членами Единой комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.
В случае выявления в составе Единой комиссии указанных лиц Заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.
Замена члена Единой комиссии допускается только по решению Заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
Единая комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены Единой комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем Единой комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами Единой комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Решение Единой комиссии, принятое в нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, и признано недействительным по решению органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (далее - контрольный орган в сфере закупок).

IV. Функции Единой комиссии

6. Для выполнения поставленных задач по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов запросов котировок, запросов предложений Единая комиссия осуществляют следующие функции:
- вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытие доступа к находящимся в единой информационной системе, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие;
- отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса;
- ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
- рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, определение победителя электронного аукциона;
- ведение протоколов рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в аукционе;
- вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, ведение протокола проведения запроса предложений, итогового протокола запроса предложений, определение победителя запроса предложений;
- рассмотрение и оценка котировочных заявок, определение победителя запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
- другие функции, связанные с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ.

V. Права и обязанности Единой комиссии, ее членов

7. Единая комиссия обязана:
7.1. Проверять соответствие участников закупки предъявляемым к ним требованиям, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ, конкурсной документацией или документацией об аукционе, извещением о проведении запроса котировок цен, извещением и документацией о проведении запроса предложений.
7.2. Не допускать участника закупки к участию в конкурсе, аукционе, запросе предложений в случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, не рассматривать и отклонять котировочные заявки в случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ.
7.3. Исполнять предписания контрольных органов в сфере закупок об устранении выявленных ими нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
7.4. Не проводить переговоры с участниками закупки, кроме случаев обмена информацией, прямо предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.
7.5. Вносить представленные участниками закупок изменения положений поданных ими документов и заявок на участие в закупочных процедурах в соответствующие протоколы.
7.6. Учитывать преимущества заявок на участие в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов.
7.7. Определять победителя проводимой закупки, подписывать соответствующие протоколы по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) и передавать их заказчику в срок, предусмотренный Федеральным законом № 44-ФЗ.
8. Единая комиссия вправе:
8.1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, отстранить участника от участия в осуществлении закупки на любых этапах её проведения.
8.2. Обратиться к Заказчику с требованием незамедлительно запросить у соответствующих органов и организаций сведения в отношении участника закупки о соответствии участника закупки предъявляемым к нему требованиям, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ.
8.3. Вносить предложения по вопросам осуществления закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, требующих решения со стороны Заказчика.
9. Члены Единой комиссии обязаны:
9.1. Действовать в рамках своих полномочий, установленных законодательством об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и настоящим Положением.
9.2. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и настоящего Положения.
9.3. Лично присутствовать на заседаниях Единой комиссии. Отсутствие на заседаниях Единой комиссии допускается только по уважительным причинам.
9.4. Не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур осуществления закупки, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

10. Члены Единой комиссии вправе:
10.1. Знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений.
10.2. Выступать на заседаниях Единой комиссии.
10.3. Проверять правильность содержания и оформления протоколов при осуществлении закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
10.4. Письменно изложить особое мнение, которое прикладывается к протоколам, оформленным при осуществлении закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

11. Членам Единой комиссия запрещено:
11.1. Принимать решение путем проведения заочного голосования.
11.2. Делегировать свои полномочия иным лицам.

12. Председатель Единой комиссии:
12.1. Осуществляет общее руководство работой Единой комиссии и обеспечивает выполнение настоящего Положения.
12.2. Объявляет заседание Единой комиссии правомочным.
12.3. Открывает и ведет заседание Единой комиссии.
12.4. Объявляет состав Единой комиссии.
12.5. Назначает членов Единой комиссии, которые будут осуществлять вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.
12.6. Оглашает сведения, подлежащие объявлению на процедуре вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.
12.7. Определяет порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов, на заседании Единой комиссии.
12.8. В случае необходимости выносит на обсуждение Единой комиссии вопрос о привлечении к работе Единой комиссии экспертов.
12.9. Объявляет победителей конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений.
12.10. Осуществляет иные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

13. Уполномоченный председателем член Единой комиссии:
13.1. Осуществляет подготовку заседаний Единой комиссии, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов Единой комиссии по всем вопросам, относящимся к их компетенции, в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе Единой комиссии, о времени и месте проведения заседаний не менее чем за 2 (два) рабочих дня до их начала и обеспечение членов Единой комиссии необходимыми материалами.
13.2. В ходе заседания Единой комиссии оформляет протоколы, относящиеся к определению поставщика (подрядчика, исполнителя).
13.3. Ведет работу, относящуюся в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ, к компетенции Единой комиссии, связанную с осуществлением закупки в единой информационной системе, в том числе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, а также на сайтах операторов электронных площадок.

VI. Порядок проведения заседаний Единой комиссии

Уполномоченный председателем член Единой комиссии не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до дня проведения заседаний Единой комиссии уведомляют членов Единой комиссии о времени и месте проведения заседаний Единой комиссии.
Заседания Единой комиссии открываются и закрываются председателем Единой комиссии.
Последовательность действий Единой комиссии по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) определяется положениями Федерального закона № 44-ФЗ и настоящим Положением.
Комиссии могут привлекать к своей деятельности экспертов - лиц, обладающих специальными знаниями по предмету закупки, что должно подтверждаться соответствующими документами об образовании и (или) опыте работы эксперта.
Эксперты представляют в Единую Комиссию свои экспертные заключения по вопросам, поставленным перед ними Единой комиссией. Экспертное заключение оформляется письменно и прикладывается к соответствующему протоколу, оформленному по итогам заседания Единой комиссии при осуществления закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

VII . Ответственность членов Единой комиссии

Члены Единой комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

2.1. Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Акимов Николай Александрович, кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что проведение закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется заказчиками посредством специально создаваемых комиссиях. Основные положения о комиссиях по осуществлению закупок закреплены в статье 39. Именно о порядке их формирования, функционирования, а также о членстве в такой комиссии и пойдет речь в данном выпускной работе.
Первое, что необходимо сделать заказчику, начавшему работать по правилам контрактной системы – это назначить комиссию по закупкам . Несмотря на значительный потенциал, заложенный в новом законе №44-фз о контрактной системе, некоторые определения сформулированы не четко, что вызывает на практике определенные сложности.
В частности, это касается положения п. 5 ст. 39, согласно которой заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Что может означать термин «преимущественно»? На этот счет существует несколько мнений: одни эксперты считают, что «преимущественно» – это не менее 50% состава комиссии; другие специалисты высказывают мнение, что «преимущественно» означает большинство. Третьи, объясняя это, указывают, что нужно включить в комиссию сначала обученных, а потом уже остальных. Остроты ситуации добавляет вопрос о том, что обвинение комиссии в неподготовленности может стать основанием для признания решения такой комиссии недействительным. В ближайшее время требования к профессиональной подготовке членов комиссии должны быть уточнены в новых нормативно-правовых документах.
Комиссии в своей деятельности руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом о размещении заказов, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
Комиссии по закупкам могут охватывать различный объем работы, в зависимости от указанной в Положении о Комиссии по закупкам направленности, а так же изложенного в 44-ФЗ, статье 39 пункте 3.
Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков. Так же не мало важно учитывать, что в состав комиссий не могут включаться физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки, состоящие в родстве в связи с чем, может быть оказано давление на необъективное решение комиссии по закупкам. Так же член комиссии не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известные им в ходе размещения заказа.
Комиссии создаются в целях определения поставщиков, подведения итогов и определения победителей закупок, так же на право заключения договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения заложенных нужд заказчика. Решения членов комиссии должно быть максимально объективно при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок на участие в закупках, поданных на бумажном носителе, либо поданных в форме электронных документов и подписанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так же должно обеспечивать эффективность и экономность использования средств Заказчика. Одна из основных задач, которая стоит перед комиссией, это соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий и недискриминации при размещении заказов путем проведения закупок. Устранение возможностей злоупотребления и коррупции при размещении заказов путем проведения закупок.
Комиссии должны иметь в своем составе не менее 50 процентов специалистов, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сфере размещения заказов и включенных в Реестр членов конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказов.
Профессионализм и грамотность в вопросах осуществления закупок в рамках 44-ФЗ значительно уменьшает риски ошибок и нарушений при осуществлении реализации поставленных перед комиссией задач. Члены комиссий в своей работе должны руководствоваться не только Законами РФ, Конституцией РФ, но и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке). В свою очередь, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссия по осуществлению закупок – это коллегиальный орган, создаваемый заказчиком с целью определения поставщика, подрядчика, исполнителя при проведении закупки конкурентными способами, предусмотренными Законом 44-ФЗ «О контрактной системе» . Следовательно, создание комиссии является обязательным условием при осуществлении любых закупок за государственные средства, исключением является лишь проведение закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя (часть 1 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» ).
Часть 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» возлагает на заказчика обязанность по созданию соответствующей комиссии непосредственно до начала реализации запланированной закупки. Иными словами, до дня официальной публикации извещения о проведении такой закупки должен быть сформирован количественный и персональный состав комиссии, назначен председатель, определен порядок ее деятельности. Кроме того, заказчику, прежде чем принимать решение о создании комиссии, следует определиться с ее видом.
Рассмотри, какие возможны виды комиссий по осуществлению закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик в зависимости от условий проводимой закупки вправе создавать различные виды комиссий: единые, конкурсные, аукционные, котировочные, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Более того, комиссия может быть создана как для осуществления конкретной закупки, так и для проведения нескольких закупок одним из предусмотренных законом способов. Также допускается создание комиссии, в полномочия которой войдет проведение всех закупок, независимо от конкретных способов определения контрагентов.
Таким образом, определение вида комиссии сводится к выбору из следующих видов:

  • конкурсная – создается для осуществления закупок путем открытого или закрытого конкурса, двухэтапного конкурса, а также конкурса с ограниченным участием;
  • аукционная - создается для осуществления закупок путем аукциона: электронного или закрытого;
  • котировочная - создается для осуществления закупок путем запроса котировок;
  • комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - создается для осуществления закупок соответственно путем запроса предложений;
  • единая - создается для осуществления закупок всеми предусмотренными законом способами.

Отметим, что создание единой комиссии станет рациональным решением в случаях проведения закупок товаров, работ, услуг, не отличающихся специфическими характеристиками. В таком случае в состав комиссии нет необходимости включать специалистов в соответствующих областях. Она может провести все закупки заказчика независимо от способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, а также объектов таких закупок. Если же предметом закупки являются товары, работы, услуги специфического характера, требующие наличие определенных знаний в той или иной сфере, то целесообразно создавать комиссию для проведения конкретной закупки. В таком случае в ее состав можно включить экспертов в соответствующих областях, которые смогут объективно оценивать предложения участников.
Важным моментом при создании комиссии является определение ее количественного и персонального состава. В данном аспекте частями 3, 5, 6 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» установлены отдельные требования и определенные ограничения.

Так, конкурсная, аукционная и единая комиссии должны состоять минимум из пяти человек, тогда как минимальный состав котировочной комиссии, а также комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений составляет три человека. Необходимо так же обратить внимание, что законодательством установлен лишь минимально возможный порог количественного состава, поэтому комиссия любого вида может состоять из неограниченного числа участников. Однако следует учитывать, что слишком большое количество участников может негативно сказаться на организации работы и полноценном функционировании комиссии. Дело в том, что в соответствии с заседании комиссии является правомочным, если присутствует не менее половины ее состава. При этом делегирование полномочий члена комиссии законом запрещено.
Что касается компетентности лиц, включающихся в состав комиссии, то, как уже было указанно ранее, законодательство предполагает, что они должны иметь соответствующую профессиональную переподготовку, либо пройти курсы повышения квалификации в области закупок, либо быть специалистами и обладать необходимыми знаниями при закупке специфических товаров, работ услуг. В отношении лиц – экспертов в конкретной области, стоит отметить, что законом не уставлено предельное число таких членов при формировании состава комиссии. Поэтому для максимально объективного проведения закупок, предметом которых выступают специфические товары, работы и услуги, рационально, чтобы число обладающих необходимыми знаниями экспертов в составе комиссии составляло половину и более от общего количества ее членов.
Кроме того, в Законе 44-ФЗ «О контрактной системе» определен целый перечень лиц, которых запрещено включать в состав комиссии. Так, членами комиссии не могут быть:

  • эксперты, принимающие участие в оценке конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе и иных этапах закупки;
  • лица, у которых имеется личная заинтересованность в результатах определения контрагента (например, подавшие заявки на участие в закупке, или состоящие в штате организаций, подавших такие заявки);
  • лица, состоящие в брачных отношениях или имеющие близкие родственные связи с руководителем участника закупки, в частности родители, дети, внуки, бабушки, дедушки, полнородные (неполнородные) братья и сестры, усыновители и усыновленные;
  • должностные лица, в полномочия которых входит осуществление контроля в области государственных закупок.

Если же указанные выше лица все-таки были включены в состав комиссии, то в случае выявления данного факта заказчику следует незамедлительно принять меры относительно замены таких лиц на тех, которые будут соответствовать требованиям действующего законодательства.
Отдельного внимания заслуживают ситуации, при которых заказчики объявляют конкурсы на создание и исполнение произведений литературы, искусства, на финансирование проката или показа национальных фильмов. Так, часть 4 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» обязывает заказчиков включать в состав комиссии представителей творческих профессий, являющихся специалистами в соответствующей области искусства или литературы. При этом таких лиц должно быть не менее половины от общего количественного состава комиссии.
Также следует рассмотреть случаи формирования комиссии при осуществлении совместных закупок. Анализируя нормы частей 2 и 3 статьи 25 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» , можно прийти к выводу, что обязанность по формированию и утверждению состава комиссии в подобных ситуациях возложена на организатора совместных закупок. При этом в состав создаваемой комиссии включаются представители всех сторон соглашения о проведении совместной закупки. Количественный состав представителей конкретного заказчика определяется пропорционально объему закупки такого заказчика в общем объеме совместных закупок. Вместе с тем отдельным соглашением стороны совместных закупок вправе самостоятельно установить иной порядок формирования состава комиссии.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик должен принять решение о создании комиссии. Процессуальной формой такого решения, как правило, выступает соответствующий приказ, изданный в письменной форме. Конкретных требований к его принятию и обязательных реквизитов действующим законодательством не предусмотрено, т.е. такой документ составляется в произвольной форме. Однако логичным шагом станет отражение в приказе о создании комиссии следующих сведений:

  • вид создаваемой комиссии (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);
  • фамилии, имена, отчества, а также должности председателя комиссии и всех ее членов.

В большинстве случаев ответственным за составление приказа о создании комиссии целесообразно назначать соответствующего работника контрактной службы (контрактного управляющего), а утверждать подготовленный документ логично руководителем (иным уполномоченным лицом) государственного или муниципального органа – заказчика закупки. При этом приказ о создании комиссии должен быть издан не позднее дня публикации извещения о проведении закупки, в целях реализации которой и создается данная комиссия.
Кроме того, в приказе можно прописать порядок функционирования комиссии . Однако более рациональным вариантом станет определение порядка работы уже созданной комиссии в отдельном установочном документе – положении о комиссии по осуществлению закупок (образцы Приказов о создании единой комиссии по осуществлению закупок, о создании конкурсной комиссии, о создании аукционной комиссии, о создании котировочной комиссии в приложениях №1, 2, 3, 4).
Наряду с принятием решения о создании комиссии о закупке, часть 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» возлагает на заказчика обязанность определить порядок ее работы. Как упомянуто выше, на практике во исполнение данного требования целесообразно разработать отдельный локальный документ - положение о комиссии по осуществлению закупок. В нем в частности следует прописать правила, уставленные частью 8 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» , определяющие условия правомочности собраний, направления уведомлений членам комиссии о заседаниях и прочие.
Итак, при разработке положений рекомендуется прописывать следующие аспекты функционирования комиссии:

  • порядок надлежащего уведомления членов комиссии о предстоящем заседании – обязанность уведомлять о заседаниях комиссии лежит на ее председателе, однако следует четко установить способ такого уведомления (почта, телефонограмма, устное сообщение и т.п.), прописать обязательность фиксации в уведомлении места, даты и времени проведения заседаний;
  • запрет заочных заседаний и голосований – правомочными являются лишь те решения комиссии, которые приняты путем голосования и исключительно в рамках проведения очного заседания в достаточном количественном составе;
  • условие, предусматривающее правомочность принятия решений комиссией в случае присутствия на заседании минимум половины ее участников;
  • правило, запрещающее делегирование или передачу иным способом полномочий члена комиссии иным лицам;
  • регламент проведения комиссией своих заседаний;
  • полномочия, права и обязанности председателя комиссии;
  • права и обязанности членов комиссии;
  • права и обязанности секретаря комиссии при его наличии;
  • ответственность всех участников комиссии;
  • условия, при которых возможна ротация членов комиссии, сроки и порядок ее проведения.

По аналогии с подготовкой приказа о создании комиссии обязанности за составление положения целесообразно возложить на соответствующего работника контрактной службы (контрактного управляющего). Утвердить подготовленное положение о комиссии рекомендуется руководителем заказчика или другим лицом, имеющим соответствующие полномочия. Так же как и приказ о создании комиссии положение должно быть утверждено не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении закупки, в рамках которой и разрабатывается положение о комиссии. В случае производственной необходимости можно осуществить замену члена комиссии по осуществлению закупок. Часть 7 статьи 39 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» прямо устанавливает, что замена члена комиссии возможна исключительно на основании решения заказчика, которым такая комиссия была создана. Основаниями для проведения замены одного члена комиссии на другого служат различные обстоятельства. Так, помимо упомянутого выше выявление факта несоответствия лица, установленным законом требованиям к членству в комиссии, для замены достаточно инициативы самого заказчика. Также необходимость осуществления замены становится вынужденной при увольнении члена комиссии из государственного (муниципального) органа, являющегося заказчиком закупки, при длительной болезни или продолжительном отпуске, в иных случаях. Для замены необходимо найти человека из числа сотрудников заказчика либо лиц, привлеченных в качестве специалистов.
Что касается сроков проведения замены члена комиссии, то она должна быть произведена незамедлительно при выявлении его несоответствия установленным критериям. Следовательно, наилучшим вариантом станет, если замена будет произведена именно в день выявления обстоятельств, которые препятствуют работе члена комиссии в ее составе. А в случаях замены по иным основаниям целесообразно произвести замену в максимально короткий срок после наступления обстоятельств, явившихся основанием для такой замены.
При этом действующим законодательством не предусмотрено обязательное формирование каких-либо документов, подтверждающих факт замены члена комиссии. Однако с точки зрения документального оформления и в целях подстраховки целесообразно издать соответствующий письменный приказ в произвольной форме, в котором отразить фамилии, имена, отчества и должности лиц, исключающихся из членов комиссии и включающихся в состав комиссии.
Аналогично разработке иных документов в сфере деятельности комиссии поручить составление такого приказа логично работнику контрактной службы (контрактному управляющему).
Осуществление закупок путем проведения конкурсов и аукционов осуществляется на основании данных, содержащихся в соответствующей подсистеме ЕАИСТ. На учет в Департаменте города Москвы по конкурентной политике для дальнейшего размещения на официальном сайте принимаются исключительно обязательства по контрактам, обеспеченным доведенными до заказчика лимитами бюджетного финансирования, при условии получения подтверждения наличия остатка лимита бюджетных обязательств от Департамента финансов города Москвы с помощью автоматизированной системы управления государственными финансами (АСУ ГФ). Использование средств электронного обмена данными для передачи указанных сведений и внесение сведений в ЕАИСТ осуществляются в порядке и сроки, которые установлены регламентом об электронном обмене данными, утвержденным Департаментом города Москвы по конкурентной политике и Департаментом финансов города Москвы.
Комиссия по закупкам создается в целях обозначенных в регламентирующих документах. Могут быть следующего характера:

  • определения победителя и второго участника открытого конкурса и открытого аукциона/аукциона в электронной форме;
  • определения победителя и второго участника при закупке способом запроса котировок;
  • определения единственного поставщика при закупке товаров, работ и услуг способом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

И сходя из целей деятельности Комиссии, определенных нормативными документами, определяются задачи Комиссии в которые входит:

  • обеспечение объективности при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок на участие в торгах, поданных на бумажном носителе или в форме электронных документов;
  • обеспечение объективности при рассмотрении и оценке котировочных заявок, поданных на бумажном носителе или в форме электронного документа;
  • обеспечение эффективности и экономии использования средств заказчика;
  • соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкуренции,равных условий при размещении закупок;
  • устранение возможностей злоупотребления и коррупции при размещении закупок.

В рамках возложенных задач комиссия выполняет следующие функции:

  • вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, заявкам на участие в конкурсе;
  • отбор участников конкурса в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации;
  • рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
  • определение победителя и второго участника конкурса;
  • ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
  • рассмотрение заявок (подведение итогов) на участие в аукционе, в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, аукционной документацией;
  • отбор участников аукциона в соответствии с требованиями, установленными в аукционной документации;
  • ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • проведение процедуры открытого аукциона, кроме аукциона электронной форме;
  • ведение протокола итогов открытого аукциона;
  • рассмотрение и оценка котировочных заявок;
  • определение победителя и второго участника при закупке способом запроса котировок;
  • ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
  • отбор поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Наряду с основными функциями по решению Заказчика на членов Комиссии может быть возложена функция обеспечения/контроля своевременного проведения Заказчиком следующих мероприятий:

  • разработка, утверждение Заказчиком и выдача участникам закупки закупочной документации, текстов запросов котировок;
  • размещение информации (извещение о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, запроса котировок; закупочная документация; извещение о внесении изменений и дополнений в закупочную документацию, извещение о проведении запроса котировок; разъяснения закупочной документации, прочая информация) на сайте Заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Закупки» www.zakupki.gov.ru;
  • разъяснение положений закупочной документации, внесение в них изменений;
  • прием и регистрация заявок на участие в открытом конкурсе и открытом аукционе;
  • прием и регистрация котировочных заявок;
  • уведомление участников процедуры закупки о признании участниками конкурса, аукциона или о не допуске к участию в конкурсе, аукционе;
  • ведение аудиозаписи процедуры аукциона;
  • подписание всех протоколов процедуры закупки Заказчиком;
  • ведение протокола аукциона;
  • подписание Протокола аукциона Заказчиком;
  • ответы на запросы участников закупки о разъяснении результатов закупки;
  • хранение закупочной документации, изменений, внесенных в закупочную документацию, разъяснений документации, заявок на участие в закупке, протоколов и актов, составленных в ходе проведения закупки на бумажных носителях, аудиозаписи аукциона в течение трех лет с момента окончания процедуры закупки.

Хранение информации в электронном виде о проведенных закупках, плана закупок, отчета о проведенных закупках на сайте Заказчика осуществляется в течение года или в течение срока действия договора, если срок действия договора более одного года.
Права и обязанности Комиссии по закупкам , ее отдельных членов. Комиссия по закупкам обязана:

  • проверять соответствие участников закупки предъявляемым к ним требованиям, установленным законодательством РФ, положением о закупках, закупочной документацией;
  • не допускать участника закупки к участию в процедуре закупки в случаях, установленных законодательством РФ, Положением о закупках, закупочной документацией;
  • оказывать содействие Заказчику, уполномоченному органу или специализированной организации при осуществлении контроля путем плановых и внеплановых проверок за соблюдением комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • не проводить переговоров с участниками процедуры закупки до проведения закупки или во время процедуры закупки, кроме случаев, установленных законодательством РФ и Положением о закупках;
  • вносить представленные участниками закупки разъяснения положений поданных ими документов и заявок на участие в процедуре закупки в протокол вскрытия конвертов;
  • осуществлять проведение процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством РФ, Положением о закупках, закупочной документацией;

Комиссия вправе отклонить заявку на участие в процедуре закупки, если: заявка поступила позже установленного срока; заявка не соответствует требованиям к участникам закупки, установленным в документации о проведении закупки, а также требованиям законодательства РФ, ценовое предложение заявки превышает максимальную цену контракта, установлен факт предоставления участником закупки недостоверных сведений.
Комиссия имеет право признать процедуру закупки несостоявшейся, если: отсутствуют заявки на участие в закупке; все заявки, представленные участниками, не соответствуют установленным требованиям; представлена одна заявка на участие в конкурсе, аукционе; представлена одна котировочная заявка, в том числе после продления срока; после рассмотрения заявок на соответствие установленным требованиям, осталась одна заявка; при проведении открытого аукциона/ аукциона в электронной форме произведено снижение цены закупки до 0 и более; ни один из участников открытого аукциона/ аукциона в электронной форме не сделал ценовых предложений.
Комиссия для выполнения возложенных на нее функций имеет право:

  • рассматривать на заседании вопросы, отнесенные к компетенции комиссии, и принимать решения при наличии на заседании не менее чем пятидесяти процентов общего числа её членов;
  • разрабатывать положение работы комиссии;
  • привлекать к работе экспертов, консультантов, создавать в целях изучения и анализа качества поставляемой продукции экспертные советы;
  • запрашивать и получать в установленном законодательством РФ и Положением о закупках порядке информацию, необходимую для работы комиссии от государственных органов власти, Заказчика и участников закупки;
  • потребовать от участников размещения закупки предоставления разъяснений положений поданных ими заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, в том числе и заявок, поданных в электронной форме, при регистрации указанных заявок и в процессе проведения процедуры закупки.

Члены Комиссии обязаны: знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательства РФ, Положения о закупках товаров, работ и услуг Заказчика, иных локальных нормативных актов Заказчика, связанных с закупкой товаров, работ и услуг; лично присутствовать на заседаниях Комиссии, отсутствие на заседании Комиссии допускается только по уважительной причине; соблюдать правила рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; соблюдать правила рассмотрения заявок на участие в аукционе и отбора участников аукциона; соблюдать правила рассмотрения и оценки котировочных заявок; не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур закупки, кроме случаев предусмотренных законодательством РФ.
Члены Комиссии вправе: знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку на участие в процедуре закупки; выступать по вопросам повестки дня на заседаниях Комиссии; проверять правильность содержания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления, письменно излагать свое особое мнение, которое прикладывается к протоколу вскрытия конвертов, протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколу аукциона, протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок, в зависимости от того, по какому вопросу оно излагается.
Члены Комиссии: проводят работу по разработке закупочной документации Заказчика, согласовывают закупочную документацию Заказчика; присутствуют на заседаниях Комиссии и принимают решения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии; осуществляют рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, рассмотрение и оценку котировочных заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о закупках, закупочной документации; подписывают протокол вскрытия конвертов, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе и протокол аукциона, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, протокол заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); рассматривают разъяснения положений документов и заявок на участие в закупке; принимают участие в определении победителя конкурса или запроса котировок, в том числе путем обсуждения и голосования; осуществляют иные действия в соответствии с законодательством РФ, Положением о закупках.
Общее руководство работой Комиссии осуществляет Председатель Комиссии, либо лицо, его замещающее.
Регламент работы Комиссии: работа Комиссии осуществляется на заседаниях, заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов от общего числа ее членов. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости. О месте, дате и времени проведения заседания комиссии члены комиссии, а также лица, приглашенные на заседание, уведомляются заранее. Работой комиссии руководит председатель комиссии, в его отсутствие – заместитель председателя комиссии. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. Форма голосования открытая. Заочное голосование, а также делегирование членами комиссии своих полномочий другим лицам, не допускается.
Ответственность комиссии по закупкам. Комиссия несет ответственность за своевременное и качественное исполнение своих обязанностей. Члены комиссии не имеют права: вести какие-либо переговоры с участниками закупки допускать повреждения конвертов с конкурсными заявками до момента их вскрытия, предъявлять к участникам закупки дополнительные требования, помимо установленных законодательством РФ и Положением о закупках выдавать участникам закупки закупочную документацию ранее опубликования извещения о проведении закупки. Члены Комиссии и привлеченные эксперты не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшие им известными в ходе размещения закупки. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, а также при нарушении законодательства Российской Федерации, Комиссия несет дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок формирования комиссий по осуществлению закупок в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков по закупкам первого уровня Департамент города Москвы по конкурентной политике формирует Межведомственную городскую комиссию по осуществлению закупок в соответствии со структурным составом.
Порядок работы Межведомственной городской комиссии по осуществлению закупок утверждается Департаментом города Москвы по конкурентной политике при осуществлении закупок второго уровня заказчики создают комиссии по осуществлению закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и правовыми актами города Москвы, устанавливающими требования к составам, видам и количеству комиссий по осуществлению закупок, а также утверждают положение о комиссии по осуществлению закупок на основании типового положения о комиссиях по осуществлению закупок второго уровня, утвержденного Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
Комиссии по осуществлению закупок первого и второго уровней должны иметь в своем составе не менее 50 процентов специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения Реестра государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы, связанные с подготовкой и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, и (или) являющихся членами конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказа города Москвы, определяется Правительством Москвы.
Порядок оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы, связанные с подготовкой и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, и (или) являющихся членами конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказа города Москвы, а также порядок их стимулирования по итогам такой оценки определяются Правительством Москвы.

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. ФЗ от 28.12.2013 г. №396-ФЗ).
2. Письмо Министерства экономического развития РФ от 8.11.2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений ФЗ от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Письмо Министерства экономического развития РФ от 23.09.2013 г. № Д28и-1070 «О разъяснении положений ФЗ от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4. Письмо Министерства экономического развития РФ от 31.12.2013 г. № Д28и-2420 «О разъяснении положений ФЗ от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 г. №67-ПП «О системе закупок города Москвы».
6. Постановление Правительства Москвы от 29.05.2012 г. №244-ПП «О мерах по реализации Постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 г. №67-ПП».
7. Приказ Департамента города Москвы по конкурентной политике от 28.04.2012 г. №70-01-49/12 «Об утверждении Положения о комиссиях по размещению заказа города Москвы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Департамента города Москвы по конкурентной политике и Положения о Межведомственной городской конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа города Москвы».

Заказчики должны создавать комиссии для определения поставщиков. Они бывают аукционные, конкурсные, котировочные и другие, но также выделяют универсальные, получившие название единые комиссии. Функции её участников и все касающиеся этого органа правила заказчик прописывает в положении.

Что такое единая комиссия

Как следует из названия конкурсной, аукционной, котировочной, они создаются для определения поставщиков в ходе конкретных процедур. Единые же выполняют функции по проведению всех видов закупок. Как правило, их формируют для небольших закупок со стандартными требованиями и условиями. Для специфических торгов такой вид не подойдет.

До того как созданный орган начнет работу, заказчик должен определить ее состав, избрать председателя, издать приказ и принять положение о комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Требования

В ее составе должно быть минимум 5 человек. Кстати, столько же человек должно быть в конкурсной и аукционной. А вот для остальных видов это число меньше - 3 человека. Преимущественно она должна состоять из специалистов в сфере закупок. У людей должно быть специальное образование и/или профессиональные знания о предмете контракта.

Для отдельных закупок требования к членам комиссии повышаются. К примеру, если заказчик закупает услуги по созданию произведения литературы, искусства и т.д., не менее половины участников должны быть представителями творческих профессий и разбираться в той сфере, к которой относится закупка.

Нельзя включать в состав привлеченных экспертов, лиц, которые заинтересованы в том или ином исходе закупки, участников закупки, их родственников, должностных лиц контролирующих органов.

Образец 2019 года

Как такового типового образца положения о единой комиссии по закупкам по 44-ФЗ нет. Каждый заказчики на местах издают приказы о создании, приложениями к которым служат положения об их работе.

Часто документ состоит из следующих частей:

  • общие положения (для каких процедур создается, какими законами руководствуется);
  • цели и задачи органа;
  • функции;
  • порядок создания;
  • порядок работы;
  • правила проведения заседаний;
  • ответственность.

В качестве образца разберем приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 23.07.2018 года № 586. Оно содержит следующие разделы:

  • общие положения (даются основные понятия и термины);
  • правовое регулирование (ссылки на кодексы и законы, которыми должны руководствоваться члены комиссии);
  • цели создания и принципы работы;
  • функции применительно к каждой процедуре выбора поставщика (порядок и сроки оценки заявок, критерии недопуска участников, порядок создания протокола и т.д.);
  • порядок создания и работы (ссылка на документ о создании, количество членов органа, ограничения, права участников созданного органа, порядок их ротации).

Все формулировки взяты из Закона 44-ФЗ. Но группировать их в положениях можно по-разному.

С введением новых электронных процедур пересмотрите комиссии по закупкам. Убедитесь, что положение о комиссии не устарело, с помощью обновленных шаблонов. Определиться с составом комиссии и числом участников поможет мастер, а ответы на спорные вопросы найдете в таблице.
Комиссию по закупкам создайте до начала процедуры. Сформируйте отдельный состав комиссии для каждой закупки, например для конкурсов или аукционов, либо одну комиссию для всех процедур. Чтобы организовать работу и не допустить ошибок, следуйте шагам из рекомендации.

Порядок работы единой комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ

Отдельно рассмотрим порядок работы на примере того же положения. В частности, указывается состав комиссии: председатель, зампредседателя, секретарь и остальные члены.

Замена члена на другого возможна лишь по решению заказчика. Выполнять свои прямые обязанности могут только если присутствует не менее половины из общего числа.

У членов комиссии есть следующие права:

  • знакомиться с бумагами и информацией в заявках;
  • выступать на заседаниях;
  • проверять верность протоколов.

Не реже чем один раз в два года осуществляется ротация: замена не менее чем половины ее состава.

Также в разделе о правилах работы нужно указать алгоритм уведомления о грядущих заседаниях и функции председателя, его зама, секретаря и членов комиссии. Как быть с комиссией, если закупка совместная? Этот момент упомянут в ст. 25 Закона 44-ФЗ. В этом случае состав определяет организатор процедуры.

Практика

Должны ли члены закупочной комиссии иметь спецзнания о предмете закупки? Рассмотрим пример из практики - Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2018 по делу № А71-5996/2018.

Администрация г. Глазова проводила закупку работ по повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов городских сетей уличного освещения. На аукцион пришли 2 заявки. Одному из участников отказали из-за несоответствия информации требованиям документации. В итоге заказчик заключил контракт с единственным участником аукциона. Полагая, что торги проведены с нарушением требований законодательства о контрактной системе, участник, чью заявку отклонили, подал в суд.

Участник сообщил, что в состав не включено лицо со спецзнаниями по объекту закупки. Он сослался на ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ, в которой говорится о профессиональных знаниях членов комиссии. Однако суд подчеркнул: 44-ФЗ не содержит требования о том, что члены закупочной комиссии, имеющие квалификацию в области госзакупок, дополнительно должны обладать какими-либо спецпознаниями (в частности, допобразованием в сфере, относящейся к объекту закупки). Об этом же говорится в Постановлении от 08.09.2015 № Ф06-25947/2015 Арбитражного суда Поволжского округа.

Суд проверил, есть ли у членов конкурсной комиссии свидетельства о профессиональной переподготовке и выяснил, что все они прошли повышение квалификации в этой области. В удовлетворении иска отказали.

Вложенные файлы

  • Положение о Единой комиссии.docx
  • Приказ о создании единой комиссии.docx

1.1. Настоящее положение о единой комиссии по осуществлению закупок (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и определяет понятие, цели создания, функции, состав и порядок работы единой комиссии по осуществлению закупок (далее по тексту - Комиссия).

1.2. Комиссия создается для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд [наименование государственного/муниципального заказчика] (далее - Заказчик).

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Основные цели и задачи комиссии

2.1. По настоящему Положению, Комиссия создается в целях:

2.1.1. Подведения итогов и определения победителей конкурсов на право заключения [государственных/муниципальных] контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2.1.2. Определения участников, подведения итогов аукционов на заключение [государственных/муниципальных] контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2.1.3. Определения победителя и подведения итогов при осуществлении закупки путем запроса предложений на поставки товаров, выполнение работ услуг для нужд Заказчика.

2.1.4. Подведения итогов и определения победителей при размещении [государственных/муниципальных] заказов путем проведения запроса котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2.2. Исходя из целей деятельности Комиссии, в ее задачи входит:

2.2.1. Обеспечение объективности при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок на участие в закупках, поданных на бумажном носителе либо поданных в форме электронных документов и подписанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.2.2. Обеспечение объективности при рассмотрении и оценке заявок на участие в запросе котировок, поданных на бумажном носителе либо поданных в форме электронных документов.

2.2.3. Создание равных конкурентных условий для всех участников.

2.2.4. Соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий и недискриминации при осуществлении закупок.

2.2.5. Обеспечение эффективности и экономности использования бюджетных средств и (или) средств внебюджетных источников финансирования.

2.2.6. Устранение возможностей злоупотребления и коррупции при осуществлении закупок.

2.2.7. Соблюдение конфиденциальности информации, содержащейся в заявках.

3. Функции комиссии

3.1. Основными функциями Комиссии являются:

3.1.2. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

3.1.3. Отбор участников конкурса.

3.1.4. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

3.1.5. Определение победителя конкурса.

3.1.6. Ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, ведение протокола открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

3.1.7. Рассмотрение заявок на участие в аукционе, отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

3.1.8. Вскрытие поступивших конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений.

3.1.9. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений.

3.1.10. Определение победителя по итогам проведения запроса предложений.

3.1.11. Ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, протокола проведения запроса предложений, итогового протокола.

3.1.12. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок.

3.1.13. Подведение итогов и определение победителя в проведении запроса котировок.

3.1.14. Ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

3.1.15. Другие функции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

4. Порядок формирования комиссии

4.1. Комиссия является коллегиальным органом Заказчика, основанным на [временной/постоянной] основе. Персональный состав Комиссии утверждается Заказчиком до начала проведения закупки.

4.2. В состав Комиссии входят не менее пяти человек - председатель Комиссии, заместитель (заместители) председателя Комиссии, члены Комиссии, секретарь Комиссии.

4.3. Состав комиссии формируется преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

4.4. Членами Комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4.5. Замена члена Комиссии допускается только по решению Заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

4.6. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

5. Порядок проведения заседаний комиссии

5.1. Секретарь Комиссии или другой уполномоченный председателем член Комиссии не позднее чем за [значение] рабочий день до дня проведения заседания Комиссии уведомляет членов Комиссии о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии.

5.2. Заказчик обязан организовать материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии, в том числе предоставить удобное для работы помещение, оргтехнику, канцелярские принадлежности и т. п.

5.3. Заседания Комиссии открываются и закрываются председателем Комиссии, в отсутствие председателя - заместителем председателя.

5.4. Председатель Комиссии:

5.4.1. Ведет заседание Комиссии, в том числе:

Открывает заседание;

Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия кворума;

Объявляет о завершении заседания Комиссии.

5.4.2. Осуществляет иные действия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

5.5. Члены Комиссии:

5.5.1. Принимают решения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

5.5.2. Подписывают протоколы Комиссии.

5.5.3. Осуществляют иные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

5.6. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии при наличии кворума.

5.9. В случае поступления по одному вопросу более одного предложения о решении голосование проводится по каждому из поступивших предложений. Решения Комиссии принимаются по каждому вопросу отдельно.

6. Ответственность членов комиссии

6.1. Члены Комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. Член Комиссии, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может быть заменен по решению Заказчика.

6.3. В случае, если члену Комиссии станет известно о нарушении другим членом Комиссии законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, он должен письменно сообщить об этом председателю Комиссии и (или) Заказчику в течение одного дня с момента, когда он узнал о таком нарушении.

6.4. Члены Комиссии не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известными им в ходе осуществления закупки путем проведения конкурса.



 

Возможно, будет полезно почитать: