Роль сми в укреплении законности. Средства массовой информации в правовом воспитании населения

Социальная информация в современных условиях превращается в мощный фактор воспитания населения и, в частности, правового. С помощью средств массовой информации, к которым относятся периодические печатные и сетевые издания, теле-, радиоканалы, теле-, радио-, видеопрограммы, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным названием , реализуются следующие функции юридико-педагогического и психологического характера:

  • а) формирование системы знаний о правах и обязанностях российского гражданина;
  • б) развитие стремления неукоснительно соблюдать принятые в обществе нормы поведения;
  • в) формирование общественного мнения в отношении деятельности правоохранительных органов, их успехах (неудачах) в борьбе с правонарушениями и преступностью, воплощении в жизнь режима законности, правопорядка и т.д.;
  • г) поднятие настроения, веры, снятие нервно-психических нагрузок у населения оповещением правового характера.

Возрастание роли СМИ в воздействии на правопорядок и законность в обществе, в борьбе за создание цивилизованного, демократического, правового общества связано с тем, что они:

  • ? оказывают большое влияние на мировоззрение людей;
  • ? являются не только оперативным «органом» информирования, но одновременно охватывают многомиллионную аудиторию;
  • ? оказывают порой убеждающее влияние на разрешение социально-экономических, политических, национальных и других проблем;
  • ? в наибольшей степени формируют общественное мнение о деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, их авторитете, криминогенной и антикриминогенной обстановке в стране.

Средства массовой информации оказывают активное воспитательное воздействие на разные сферы личности - рациональную, эмоциональную, волевую, формируют систему не только правовых знаний, но и правовых ориентаций, убеждений и чувств. При этом печатное слово в большей степени оказывает влияние на рационально-логическую сферу сознания; телевизионный образ располагает более выраженным эмоционально-психологическим воздействием; радиоинформация предполагает ориентацию на образно-смысловое восприятие сообщений.

Наиболее значимое информационно-правовое влияние на людей, как показывают многочисленные исследования, в настоящее время оказывают Интернет и телевидение.

Воспитательные возможности средств массовой информации возрастают, если соблюдаются требования:

  • ? объективности (информация о фактах, а не личное мнение пропагандиста);
  • ? всесторонности (информация о всех аспектах события, а не только, например, о негативе или мнении отдельно опрошенного журналистом гражданина);
  • ? конкретности рассмотрения всех фактов действительности в единстве с условиями и факторами, влияющими на них;
  • ? оперативности (исключающей появление слухов и домыслов у населения) и другое.

Исследователями даже выведена деятельностная формула (алгоритм) информационного воздействия: цель - тезис - факты - разъяснение фактов - аргументы - результат.

Таким образом, СМИ - особый род социальной деятельности, основным предназначением которого является распространение политической, экономической, правовой и другой информации с целью формирования у граждан взглядов, представлений и эмоционального состояния, оказывающих влияние на людей. Приоритетная ориентация на эту цель, взвешенность подачи информации в русле ее достижения - важные условия законности в стране.

Роль средств массовой информации в правовом воспитании населения заключается в формировании правосознания, нравственно-правовых убеждений, системы правоотношений, потребностей и привычек неукоснительного выполнения требований законов. Они непосредственно и каждодневно вносят вклад в обучение, образование и развитие людей, позволяющих им более глубоко усвоить систему правовых знаний, навыков и умений правомерного поведения, ориентироваться в различных ситуациях повседневной жизни, оценивать их и принимать решения, основанные на требованиях законов и правовых норм. Правовому воспитанию населения способствуют, например, такие просветительские телевизионные передачи (новости), как «Человек и закон», «Петровка-38», «Криминал», «Дежурная часть», «Дорожный патруль», которые можно смотреть в режиме постоянного круглосуточного доступа.

Среди печатных изданий, довольно объективно освещающих деятельность правоохранительных органов и влияющих на формирование здорового общественного мнения населения, можно выделить такие как «Человек и закон», «Преступление и наказание», «Полиция России», «Российская юстиция», «Адвокатская практика». Однако нередко инициативу в освещении различных вопросов жизнедеятельности правоохранительных и правоприменительных органов проявляют недостаточно компетентные представители СМИ. На страницах печати, в передачах телевидения и радио, посвященных проблематике противодействия преступности, имеют место тенденциозность, необъективность освещения, недоброжелательность, нагнетание негативных настроений и другое. Эти явления требуют рассмотрения в рамках настоящего параграфа деятельности некоторых СМИ с позиции их асоциальной продукции.

Известно, что нормативная функция СМИ проявляется в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, реальными условиями жизни и обычно соответствовал имеющимся у людей возможностям для их реализации, либо ненамного их превышал. Теперь кино, телевидение и Интернет передают самые различные нормы и стандарты жизни, о которых можно судить и по рекламе. Однако это ведет как к позитивным, так и к негативным последствиям. Влияние асоциальной продукции на юных зрителей очень сильно, поскольку у нее практически нет конкуренции со стороны воспитательных государственных структур. Пресса уже не раз сообщала о фактах, когда увлечение фильмами агрессивного жанра толкало молодых людей на совершение насильственных преступлений, в том числе и сексуального характера.

Следует отметить, что информация о криминальной ситуации в обществе, подаваемая современными российскими масс-медиа, часто не формирует должное правовое поведение граждан, а скорее деформирует его. Этому способствует чрезмерное обращение (застревание) СМИ на криминальной хронике, эмоциональное насыщение событий с элементами мифологизации, даже героизации преступности на фоне изобилующей критики органов правоохраны, отсутствия положительной информации об их деятельности, а также примеров законопослушного должного поведения российских граждан. В какой- то степени такое положение дел с освещением проблем преступности, с одной стороны, обусловливается сложной криминальной обстановкой и эпохой социальных изменений в стране, а с другой - демонстрирует явную устремленность многих издателей и представителей СМИ играть на притягательности криминальной информации для массовой аудитории в целях увеличения популярности и тиражей того или иного источника .

Из анализа телевизионной продукции, в отличие от сухих статистических отчетов, становится понятнее, что дискредитирует правоохранительные органы, чем привлекательны криминальные структуры в качестве своеобразных «органов правопорядка».

В конце 80-х гг. прошлого столетия, после того, как советское партийное руководство взяло курс на экономические и политические преобразования в стране, отношение к сотруднику правоохранительных органов сильно изменилось. Образ продажного стража порядка сначала замелькал на страницах перестроечной прессы, а затем основательно прижился в литературе и кино. Вскоре «некиношность» таких персонажей подтвердила и власть, объявив войну «оборотням в погонах».

В современной телевизионной продукции, в особенности детективного жанра, главными героями зачастую становятся представители преступного мира. Их романтизация и идеализация негативным образом влияют на правосознание населения и, в частности, на объективность восприятия служителей закона. Объясняется это отчасти тем, что произведения детективного жанра направлены в основном на массового читателя, а потому жизненность происходящего, а также факты юридического характера приносятся в жертву зрелищности сюжета и кассовости сборов.

На рубеже XX-XXI вв. на телеэкраны вышли телесериалы «Каменская», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», где служба сотрудников милиции воплотила идею «добро должно быть с кулаками». Нельзя утверждать, что новый герой очаровал всех умом и добродетелью, но честность и физическая выучка как главные его черты стали импонировать значительной части отечественных телезрителей.

Изменившаяся политическая и социокультурная ситуация в стране в последние десятилетия привела к переменам и в имидже руководителя правоохранительного органа : от «силовика», опирающего на неограниченную власть - к образу добросовестного стража закона, справедливого и порядочного человека, интеллигента в своей профессии.

В связи со всем этим возникает принципиальный вопрос: нуждается ли процесс общения людей с различными источниками информации в каком-либо направляющем воздействии? Необходимо ли учитывать распространенность тех или иных СМИ и предпочтения в потреблении информации различными возрастными и социально-профессиональными группами населения? Конечно, придавать этому значение крайне важно, поскольку с возрастанием объема потребляемой информации нужда в осмысленном юридико-психологическом подходе к ней становится все более очевидной. Здесь широкое поле деятельности и для образовательных организаций, и для правоохранительных органов.

Психологический анализ влияния СМИ на правовое воспитание населения свидетельствует о том, что его эффективность зависит от взаимодействия правоохранительных структур с государственными, независимыми и иными СМИ. Конструктивное опережающее взаимодействие со СМИ осуществляется с целью содействия правовому воспитанию населения, правовой пропаганде, своевременного представления объективной информации о правоохранительных и правоприменительных органах, их противодействии преступности, о трудностях и проблемах в их деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Что изучает правовая психология?
  • 2. Дайте определение правовой социализации личности.
  • 3. Назовите пути и стадии правовой социализации личности.
  • 4. Назовите основные механизмы правовой социализации личности.
  • 5. Каковы причины дефектов в правовой социализации личности?
  • 6. Какова структура и классификация правосознания?
  • 7. Назовите условия эффективного функционирования правовых норм.
  • 8. Каковы механизмы девиантного поведения подростков?
  • 9. Каковы наиболее важные особенности девиантного поведения среди молодежи?
  • 10. Дайте характеристику индивидуально-профилактической работе с личностью, в том числе и с несовершеннолетними?
  • 11. Раскройте содержание правового воспитания личности в обществе.
  • 12. Что такое правовая культура личности? Каковы условия эффективности функционирования правовой культуры личности и общества?
  • 13. Какие функции юридико-воспитательного характера осуществляют средства массовой информации?
  • 14. Какие требования предъявляются к СМИ юридической психологией?
  • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации» (ст. 2) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300,13 февр.
  • Энциклопедия юридической психологии / под. общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.,2003. С. 79.

Выходные данные сборника:

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Усманова Елена Фанильевна

канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права

Мордовского гуманитарного института, РФ, г. Саранск

THE ROLE OF MEDIA IN THE PROCESS OF SHAPING LEGAL CULTURE AND CIVIL SOCIETY

Elena Usmanova

PhD in Law, Assistant Professor

Mordovian humanitarian Institute, Russia, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье отмечается, что средства массовой информации осуществляют функцию формирования и моделирования политической гражданской культуры, выступают реальным участником сложного процесса активизации гражданской позиции населения и формирования правового государства.

ABSTRACT

The article notes that the media perform the function of the political formation and modeling civic culture, are the real party to the complex process of activating civic population and the formation of the rule of law.

Ключевые слова: средства массовой информации; гражданское общество; общественное мнение, правовое государство.

Keywords: the media; civil society; public opinion, the rule of law.

Средства массовой коммуникации выполняют значительную роль в становлении правового государства и гражданского общества, а помимо этого в укреплении единства, взаимопонимания народов, живущих в Российской Федерации. Значение средств массовой информации обретает ключевое значение, которое определяется, главным образом, пониманием того, что общая информационная среда - первоочередное условие гармонизации интересов социума. Ответственное отношение к образованию информационного пространства, от его деятельности неизбежно зависит политическая стабильность общества или региона, а также безопасность страны.

Средства массовой информации в свете формирования гражданского общества в современных условиях становятся наиболее важным средством обеспечения массового общения в современной России. В этой связи актуальной является задача расширения информационной среды, выполняющей задачи укрепления базовых основ организации гражданского общества, роста интеграционных процессов в политическом, социально-экономическом а также культурном развитии государства. Так или иначе, следует понимать, что средства массовой информации по многим функциям обеспечивают политическую устойчивость и безопасность общества.

Исследования воздействие средств массовой информации на общественное развитие регионов имеют глубокие исторические корни. Со времен античности и до наших дней роль информации и коммуникации в жизнедеятельности общества вызывает интерес у ученых, политиков, рядовых граждан. Средства массовой информации представляют собой характерные организации, созданные для публичной, открытой передачи при помощи специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Это достаточно самостоятельная система, «характеризующаяся множеством составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации» .

Общественное мнение - главная цель средств массовой информации. Собственно общественное мнение является основой для образования различных обществ, гражданского в том числе. Непосредственно в общественном мнении проявляется социальная активность значительной части населения, непосредственно не задействованной в законодательном и политическом процессах. Общественное мнение выражается в массовом осуждении или одобрении обусловленных действий, поступков. Чем в обществе выше процент населения, обладающего собственными взглядами, активной жизненной позицией, а также гражданственностью, тем значительнее и результативнее общественное мнение.

Массовые коммуникации, следует подчеркнуть, являются неотделимой составной частью политики и, следовательно, инструментом создания гражданского общества. Получаемые и передаваемые средствами массовой информации сведения включают не только объективное, фотографическое освещение определенных фактов, но и их оценку комментирование. На основании получаемой информации у людей формируется мне­ние о деятельности политических институтов, о культурной, экономической и иной жизни общества. Функция средств массовой информации в процессе развития гражданского общества проявляется, необходимо заметить, лишь в тех условиях, когда она дополняется их образовательной составляющей. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, которые позволяют адекватно оценивать и систематизировать сведения, получаемые из средств массовой коммуникации и прочих источников, верно ориентироваться в противоречивом и сложном потоке информации.

При формировании правовой культуры общества главнейшая политико-социализационная задача средств массовой информации - повсеместное внедрение сформированных на уважении закона и человеческих прав ценностей, обучение людей мирно разрешать конфликтные ситуации, не наделяя сомнением общественный консенсус по главным вопросам государственного устройства, уважение к скорректированным законом ценностям конкретного региона.

Деятельность любых средств массовой информации, так или иначе, связана с общественно-политической жизнью региона. В настоящее время в большинстве регионов России выявляется проблема преобладания (демократизации) или отсутствия предпосылок, необходимых для строительства гражданского общества. Региональная власть в формировании гражданского общества в России играет значительную роль. Преимущественно в результате деятельности институтов гражданского общества формируется диалог власти и общества, инфраструктура, обеспечивающая успешную повседневную деятельность общественных структур, и именно в регионах существует возможность проблемно ориентированной реализации гражданских инициатив. Институты гражданского общества, созданные на региональном уровне, позволяют гражданам совместно ставить цели и достигать их, отстаивать свои принципы, объединяя собственные силы с другими общественными структурами и носителями власти.

Основная цель средств массовой информации при этом - достижение консолидированной демократии, утверждения обществом демократических ценностей. Средства массовой информации реализовывают здесь не только функцию формирования, но также и моделирования политической гражданской культуры, выступают реальным участником сложного процесса нейтрализации подданничества и учреждения новых ориентаций, обеспечивающих партнерство в обществе и политическую ответственность.

В Российской Федерации «гражданское общество в значительной степени отражает гибридный тип политического режима, сочетающий авторитарные и демократические компоненты» . Разумеется, что развитие дискурсивных практик предполагает расширение сферы общественно-политических средств массовой коммуникации в структуре средств массовой информации.

Таким образом, средства массовой информации выполняют огромную роль в процессе становления правового государства и формирования правовой культуры, и лишь только в результате их компетентной работы каждый участник общества сможет обрести навыки сотрудничества, общения, формирования совместной деятельности, овладевает способностью ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. В свою очередь это послужит совершенствованию российского общества, повышению уровня правовой культуры.

Список литературы:

  1. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание. М.: ИНФА-М, 2000. - С. 67.
  2. Портнягина М.А. Средства массовой информации как фактор формирования гражданской культуры в России: проблемы и перспективы // Медиаскоп. - 2011. - № 1. - С. 26.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учет данных целей позволит избежать случайного подбора фактов, избрать объектом воздействия такую сферу общественной жизни, которая больше других нуждается в регулировании. На практике, к сожалению, это; положение не всегда соблюдается и профессиональными журналистами, и сотрудниками правоохранительных органов, выступающими в печати, по радио и телевидению. Так, отдельным журналистам свойственно желание увлечь аудиторию необычностью сюжета, авторы-юристы, наоборот, зачастую бесстрастию излагают материал, не учитывая интересов слушателей.

Следует отметить, что специфика управления в рассматриваемой области в значительной степени определяется особенностями объекта. Задача состоит в том; чтобы внести такие изменения в сознание слушателей, читателей и зрителей, которые соответствовали бы поставленным профилактическим целям. В определенном смысле применение правоохранительными органами средств массовой информации сводится к проблеме овладения искусством управления сознанием аудиторий Успешное управляющее воздействие на аудиторию возможно лишь тогда, когда известны ее потребности, интересы, запросы, социально-демографические характеристики, социально-психологические свойства и уровень имеющихся у нее правовых знаний. При этом важно выявить как индивидуально-психологические, так и социально-психологические особенности общественных групп, к которым принадлежит реципиент (потребитель информации).

Известно, что средства массовой информации являются только одним из многих каналов распространений правовой информации. Следует учитывать, что правой опыт человека складывается также под воздействием непосредственного восприятия фактов и явлений действительности, правовых знаний, полученных в процессе обучения и воспитания, межличностных контактов, устной правовой пропаганды и др. В совокупности они формируют систему взглядов и установок, являющихся рычагами социально-психологического механизма сознания человека, которые либо включают его в процессе активного восприятия и усвоения информации, либо препятствуют этому. Соответственно сложившимся взглядам реципиент фильтрует и трансформирует воспринятое, отбирает нужное и одновременно исключает то, что противоречит его установкам и имеющемуся опыту.

Следовательно, для того чтобы управлять правовоспитательным воздействием средств массовой информации на сознание аудитории, необходимо, прежде всего, таким образом, ее ориентировать, чтобы она могла активно усваивать нравственную и правовую информацию, то есть речь, по существу, уже идет об управлении процессом приобретения социального опыта. Семья, школа, трудовой коллектив, литература, искусство и вся система идейно-политического воспитания должны вносить свой вклад в развитие положительного отношения человека к правовым ценностям, систематически прививать ему интерес к информации правовоспитательного характера. Это позволит подключить индивида к системе сложных социальных связей в обществе, повлиять на сокращение сферы стихийного в непосредственном его кружении, воздвигнуть надежный барьер на пути проникновения в его сознание негативных взглядов и представлений.

В зависимости от характера социального опыта лица уровня полученных им правовых знаний степень его матирования на воздействие средств массовой информации различна: от незначительного интереса к передаче до готовности действовать в заданном информатором направлении. Высшей ступенью усвоения и реализации правовой информации является тот качественный скачок, которым характеризуется переход от убеждений к побуждениям, к поступкам, к правоосознанной деятельности по соблюдению и укреплению правопорядка.

Характер реагирования аудитории па переданную правовую информацию позволяет говорить о степени достижения целей управления, а также об эффективности воспитательного воздействия средств массовой информации. При этом под эффективностью понимаете величина и характер изменений в общественном, групповом и индивидуальном.правовом сознании, обусловленных воздействием средств массовой информации, степень устранения криминогенных факторов, которые были предметом критического освещения. Для установления эффективности такого процесса необходимо выявить конкретный вклад массовых информационных средств в дело укрепления правопорядка и профилактики правонарушений. Это позволит проследить связь между системой правовых и нравственных ценности заложенных в преподносимом материале, и степень восприятия этих ценностей.

Выяснение результатов воздействия массовой информации по вопросам профилактики правонарушений на аудиторию связано с определенными трудностями. Дело в том, что сознание человека отражает все многообразие его связей с внешним миром. Полученные сведения как бы накладываются на сложную ткань прежних знаний и, видоизменяясь под влиянием сложившегося социального опыта, возникших чувств и эмоций, образуют вместе с ними единое целое. Степень эффективности средств массовой информации нельзя объяснить каким-то одним фактором, как.невозможно ее оценить с помощью одного универсального критерия или количественного.показателя. Кстати, с позиций теории такие показатели весьма уязвимы. Все это, безусловно, не исключает поиска путей и способов оценки тех изменений, которые наступают в сознании индивида под влиянием правовоспитательного воздействия средств массовой информации. В частности, весьма важно определить, была ли воспринята переданная информация (число читателей, зрителей и слушателей), в какой степени она был усвоена, получила ли одобрение аудитории, способствовала ли активизации общественного мнения, были ли устранены те криминогенные факторы, о которых сообщалось информатором.

Объективные данные об эффективности переданной информации, о степени удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий аудитории можно получить при проведении социологических исследований в форме опросов, анкетирования, наблюдений и т. п. На основе этих данных могут быть внесены необходимые коррективы и информационный процесс. Как показывает практика, результаты будут наиболее достоверными, если исследование осуществляется сразу же после передачи аудитории информации либо в связи с изучением конкретного вопроса.

Особенно полезно изучать общественное мнение в связи с освещением новой актуальной проблемы, опубликованием серии передач и статей по правовой тематике, применением новых форм и способов подачи аудитории информации, связанной с профилактикой правонарушений. Так, например, в последние годы советские кинопублицисты открыли новое средство воспитатель-ного воздействия на аудиторию - документальный детектив. По сравнению с игровым, он обладает некоторыми несомненными преимуществами, заключающимися, прежде всего, в жизненной реальности отображаемых явлений и особой силе психологического воздействия на зрителей. В своё время, например, телезрители увидели па своих экранах работу кинодокументалистов «Детектив без детектива» (сценарист И. Менджерицкий, режис-сер Г. Пчелякова). Фильм рассказывал о буднях столичной милиции, о повседневной работе ее сотрудников, стоящих на страже правопорядка. Главное действующее лицо - следователь по особо важным делам, расследующий дело о крупном мошенничестве, совершенном группой матерых аферистов.

Такова самая общая схема дан-ного вида социального управления. Сущность его состо-ит в том, что из всего многообразия факторов и явлений социальной действительности субъект должен отобрать наиболее важные в условиях конкретного региона и в соответствии с целевой установкой оказать влияние на сознание аудитории, стимулировать правосознание, со-циально активное ее поведение и в результате устранить либо нейтрализовать отрицательные факторы общест-венной среды, порождающие правонарушения.

3.3. Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через де я тельность СМИ.

Эффективность деятельности правоохранительной си-стемы вообще и органов внутренних дел в частности, их служб, подразделений и отдельных сотрудников в значи-тельной мере зависит от позиций, занимаемых граждана-ми в правоохранительной сфере, от преобладающих в ней оценок общественного мщения, типичных проявлений общественного настроения, уровня правосознания правовой культуры. Органы внутренних дел, взаимодействуя с населением, добиваются его целесообразного преобра-зования или, напротив, сохранения его состояния в уста-новленных параметрах.

Название предлагаемого параграфа определяет не столько его содержание, сколько направленность моего за-мысла. В нём высказаны некоторые соображения по по-строению теории взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем Савин М.Т. Массовая информация в российском промышленном городе. М., 1999г. , причем выделены вопросы, касающиеся места и роли органов внутренних дел в правовом информировании населения.

Важным способом воздействия на социально-психоло-гическую атмосферу общества посредством формирования и направленного изменения общественного и индивидуального правосознания является правовое воспитание. Термин этот широко употребляется в специальной (правовой, социологической, управленческой) литературе, в профессиональном и обыденном языке. Причем разные авторы вкладывают в него различное содержание. Так, некоторые из них различают правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком смысле правовое воспитание личности есть многогранный процесс воздействия на ее правосознание и правовую культуру, включающий в себя «влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности системы законодательства и юридической практики, нравственной атмосферы, традиций общества, а также общего образования и специального обучения». Правовое воспитание в широком смысле включает в себя и такие факторы, воздействие которых на правосознание и правовую культуру может и не осознаваться одной или даже обеими сторонами (субъектом и объектом) правовоспитательного процесса.

В узком смысле правовое воспитание - это специаль-ное, организованное и целенаправленное воздействие на правосознание. Оно, как правило, многофункционально или, во всяком случае, имеет значительно меньшее коли-чество функций, чем правовое воспитание в широком смысле. Правовое воспитание в узком смысле является, на мой взгляд, составной частью правового воспитания в широком смысле (как совокупности процессов). При этом правовое воспитание в широком смысле замкнуто на результат процесса: вне зависимости от преследовав-шихся целей достигнуты сдвиги в правосознании или правовой культуре объекта. При правовом воспитании в узком смысле - цель воздействия на правосознание и пра-вовую культуру формулируется уже при проектировании процесса.

Как известно, период преимущественно эмпири-ческого подхода к разработке проблем правового воспи-тания и тесно связанных с ними вопросов взаимодейст-вия правоохранительной и массово-коммуникативной си-стем несколько затянулся. Преобладание эмпирических представлений о задачах правового воспитания приводит подчас к забвению того факта, что воспитание юридиче-ски осведомленного и законопослушного члена общест-ва - это только первая, низшая ступень правового воспи-тания. В процессе регулятивно-воспитательного воздей-ствия можно условно выделить три уровня: «Первичный, начальный уровень - это эффект знания. На этом уровне происходит первое знакомство с проблемой, приобрете-ние новых знаний. Второй уровень - эффект убеждения... На этом этапе происходит активный процесс превраще-ния знаний в убеждения. И третий, высший уровень -- это эффект действия, поступка, поведения...». Следовательно, высшая ступень в процессе правового воспитания - это формирование в законопослушном гражданине деятельного начала, готовности и умения принять личное участие в охране законности, общественного порядка, когда в этом возникает необходимость.

Среди методов правового воспитания (в узком смысле) важное место занимают те, которые связаны с правовым информированием населения. К ним относятся: правовое просвещение, правовое обучение, правовая агитация и правовая агитация. Основанием данной классификации служит цель информирования и обусловленный её объём сообщаемой информации.

Правовое просвещение - сообщение лицу элементарных сведений и общих представлений в области правоведения и правоприменительной деятельности.

Правовое обучение - сообщение обучаемому совокупности таких знаний, усвоение которых подготавливает его к исполнению определённых функций в правовой сфере, привитие ему умений и навыков.

Правовая пропаганда - сообщение реципиенту информации, способной создать у него запланированную пропагандистом установку на восприятие фактов, имеющих правовое значение, дать знания, помогающие ему выделить такие факты из многообразия общественной жизни.

Рассмотрим подробнее вопрос о правовой пропаганде - виде правового информирования, тесно связанного с участием населения в борьбе с преступностью, охране общественного порядка.

С управленческих позиций правовая пропаганда - это передача управляющей информации (оказание управля-ющих воздействий) системе «население» или одному (нескольким) составляющим ее компонентам. В качест-ве управляющей системы в зависимости от поставленных задач может выступать либо конкретный коммуникатор, либо система органов, осуществляющих правовую про-паганду. Первый подход целесообразен при решении частных задач оптимизации борьбы с преступностью, второй--более общих. Именно во втором случае явно обнаруживаются те негативные последствия, которые влечет за собой отсутствие полноценных системных свя-зей между субъектами правовой пропаганды Бойков А.Д. Научная разработка теории и методики правового воспитания. М., 1994г. .

Научное управление деятельностью органов, осу-ществляющих правовое воспитание, возможно при соб-людении следующих условий:

1) определения и доведения до исполнителей цели правовой пропаганды;

2) распределения функций между многочисленными органами, ведущими правовую пропаганду;

3) координации деятельности между органами в ре-гионах;

4) разработки методических указаний по организа-ции и проведению правовой пропаганды.

В условиях развивающейся демократии, характе-ризующейся совпадением (тенденциями к совпадению) общественных и правильно понятых личных интересов, имеются реальные возможности для создания в общест-ве социально-психологической атмосферы, обеспечивающей повседневное сотрудничество между органами внутренних дел, специфической функциональной системой, созданной для защиты общественных интересов, и насе-лением. Однако эти возможности обращаются в действи-тельность лишь в результате целеустремленной и согла-сованной деятельности общества и государства.

Заключение.

Используемые в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие выводы.

Правопорядок, как социальное явление, представляет собой довольно сложную конструкцию, которая подразумевает наличие состояния безопасности и защищенности во всех сферах жизнедеятельности человека. Сюда можно отнести и его личную безопасность, и защищенность его рабочего места, и спокойное проведение им досуга, и безопасность общества в целом, а также нормальное функционирование всех ветвей власти, как гарантов, обеспечивающих его права и свободы.

Именно для организации того, что перечислено выше и существует такое структурное подразделение органов исполнительной власти, как ОВД. ОВД в своей деятельности призвано осуществлять ряд функций (основных направлений деятельности): обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, охрана собственности физических и юридических лиц, обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших. Как мы можем видеть, основные функции ОВД совпадают с основными потребностями каждого человека и общества в целом в защищённости. Следовательно, напрашивается вывод о том, что основная цель существования и деятельности ОВД заключается в обеспечении правопорядка.

Как известно, СМИ уже на протяжении нескольких лет признано считать «четвёртой ветвью власти». Это, конечно же, не официальное название, однако оно ярко иллюстрирует важность СМИ в жизни общества и государства наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью. Роль СМИ в функционировании государства просто огромна: ведь для того, чтобы осуществлять руководство такой страной, как Россия, занимающей столь большую площадь по территории, органам власти необходимо «связать» друг с другом каждого человека, как бы удалён он не был от политического центра. Именно для этой цели служат СМИ. Ведь как показывает историческая практика организации директивного государственного управления, что «благое намерение» оградить общество от влияния внешней информационной пропаганды, замкнуть его информационную сферу на себя, подчинить средства массовой информации обслуживанию строгой и догматичной идеологии, стремление обеспечить жёстко планомерное управление народным хозяйством - в силу каких-то латентных и во многом непонятных пока причин необратимо способствует снижению стабильности, устойчивости государственного управления.

Что касается правового регулирования деятельности СМИ, то у меня по этому поводу имеются следующие замечания. В 2001 году исполнилось 10 лет со дня принятия Закона РФ о средствах массовой информации. Думается, он сыграл свою роль в демократизации правовых основ деятельности СМИ. Ныне же остро ощущается потребность в серьёзном совершенствовании правового регулирования их деятельности, в разработке нового закона. Работа в этом направлении ведётся. Один из недостатков существующего Закона состоит в том, что в нём не прописана экономико-правовая база СМИ, в результате чего они стали добычей частного капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями. Значит, при подготовке нового закона необходимо самое тесное взаимодействие юристов, экономистов и журналистов, которые учтут отрицательный опыт минувшего десятилетия.

Рассматривая непосредственный процесс взаимодействия ОВД со СМИ в сфере обеспечения правопорядка, следует отметить следующее. Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации могут включать оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях). По наиболее важным вопросам деятельности ОВД проводятся пресс-конференции, брифинги, приёмы, встречи представителей прессы с руководством органов внутренних дел, руководителями служб и подразделений органов; для наиболее объективного информирования представителей СМИ готовятся пресс-релизы.

Следовательно, необходимым условием успешного выполнения задач и функций, возложенных на ОВД в сфере обеспечения правоохраны, является поддержание ими связи со СМИ.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1997г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. М., «Юрайт - М», 2002г.

3. Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996г. М., «Проспект», 2002г.

4. Закон РФ от 27.12.1991г. «О средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1992. №9. Ст.1132.

5. Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124.

6. Федеральный закон РФ от 11.08.1994г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».// СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3456.

7. Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230.

8. Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128.

9. Федеральный закон РФ от 5.06.1996г. «Об участии в международном информационном обмене».// СЗ РФ. 1996. №25. Ст.2135.

10. Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. - М., «Щит - М». 1999г.

11. Лаврова Л.Е. Средства массовой информации и органы внутренних дел.- М., «Феникс». 1997г.

12. Лукашук И.И. СМИ, государство и право. М., «Стольный град». 2001г.

13. Орлов А.В. СМИ постсоветской России. С-П., «Аякс». 1995г.

14. Райков И.В. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы.// Открытые стстемы.1996г. № 6.

15. Рихтер А.Г. Правовые основы свободы печати. М., «Дрофа». 2001г.

16. Яшин А.В. Информация нуждается в защите.// Инженерная газета. 1997г. № 24.

Подобные документы

    Основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка (история и современность). Анализ концептуальных подходов к регламентации полномочий полиции в области обеспечения правопорядка (конституционно-правовые аспекты).

    дипломная работа , добавлен 23.01.2016

    Анализ законности и правопорядка как особого элемента правовой системы общества, который определяет цель и фиксирует достигнутый результат правового регулирования. Исследование условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2012

    История становления и развития контрольно-надзорной деятельности государства в сфере массовой информации. Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной РФ. Основные задачи и полномочия Роскомнадзора.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2017

    Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной России. Основные задачи и полномочия Роскомнадзора. Пути совершенствования контрольно-надзорной деятельности его территориальных органов в сфере СМИ.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2017

    Сущность и основные черты административной деятельности органов внутренних дел. Изучение ее задач, форм и методов работы с гражданами, участвующими в обеспечении правопорядка. Характеристика принципов административной деятельности органов внутренних дел.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Анализ нормативных актов в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка. Государственный контроль за торговыми предприятиями и их финансовой деятельностью. Ответственность за нарушения в сфере потребительского рынка.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2009

    Милиция является основным субъектом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в деятельности формирований, занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции. Меры пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции.

    реферат , добавлен 21.07.2008

    Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. Юридические основы правоохранительной деятельности в РФ. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в России. Органы внутренних дел, их полномочия, принципы деятельности.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Сущность и соотношение прав человека и полномочий полиций. Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка. Характеристика основных источников и стандартов по правам человека в правоприменительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2010

    Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Защита интересов личности, общества и государства от административных правонарушений против порядка налогообложения. Обеспечение установленного правопорядка в сфере налогообложения.

Список литературы:
  1. Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. № 1. С. 22-24.
  2. Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. 172 с.
  3. Коробов В. Б., Благоразумный А. А. Концептуальные основы организации взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: материалы "круглого стола" 27.01.2006 г. в Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 133-142.
  4. Михайлов А. Тесное взаимодействие со СМИ - главный залог удачи // Профессионал. 2003. № 6. С. 3-5.
  5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ (СЗРФ). 2011. № 7. Ст. 900.
  6. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.01.1995 г. № 7-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/103529/ (дата обращения: 11.05.2015).
  7. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от 24.11.2014) РФ. URL: http://www.consultant.ru/popular/smi/ (дата обращения: 12.05.2015).
  8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СЗРФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
  9. Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы [Электронный ресурс]: Приказ МВД РФ от 01.01.2009 г. № 1. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257023/ (дата обращения: 12.05.2015).
  10. Ольшевская А. В., Курбатова О. В. Рассмотрение органами внутренних дел обращений граждан и сообщений в СМИ // Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 47-49.
  11. Осипова Е. С. Взаимодействие СМИ и ОВД в предупреждении и профилактике преступлений // Правовая культура. 2010. № 2. С. 178-184.
  12. Римский А. Л. Полиция и общество: создание новых партнерских взаимоотношений // Полиция - новый институт современной государственной правоохранительной системы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Омск, 15-16 сентября 2011 г.). Омск: Омская академия МВД России, 2012. С. 82-83.
  13. Торжественный прием в МВД России представителей ведущих СМИ // Профессионал. 2012. № 1. С. 18-19.
  14. Черкасов Р. В. СМИ и общественное мнение о милиции // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 85-88.
  15. Шашков В. П. Актуальные аспекты деятельности СМИ и правоохранительных органов в России // Вестник Калининградского юридического института МВД России: научно-теоретический журнал. 2007. № 2 (14). С. 195-200.


 

Возможно, будет полезно почитать: