Сколько лет компании лего. История Lego

Lego (Лего) — это торговая марка линейки конструкторов для детей, производимых Lego Group (Лего Груп). Лего Груп — это частная компания, основной офис которой находится в Дании, в городе Billund. Конструкторы Лего — самый популярный и, безусловно, самый прославленный в мире продукт этой компании. Конструкторы Лего состоят из пластмассовых кубиков, различных вспомогательных элементов и минифигурок. Кирпичики Лего можно соединять между собой множеством различных способов, создавая на их основе удивительные конструкции, включающие здания, транспортные средства, и даже действующих роботов (например, Лего серии Майндстормс). Все собранное из лего можно впоследствии разобрать и использовать строительные блоки и элементы для создания других конструкций. Идея конструктора Лего посетила основателя фирмы Оле Кирка Кристиансена в сороковых годах 20 века. А в наши дни Лего стал своеобразной субкультурой, привлекающей миллионы людей по всему миру и включающей видеоигры, различные конкурсы и состязания по конструированию из наборов лего, и даже пять Лего-парков.

Ранняя история компании

Как уже упоминалось, основателем компании Лего был Оле Кирк Кристиансен, плотник по профессии. Он жил городе Биллунд, в Дании. Его небольшое тогда частное предприятие занималось изготовлением деревянных игрушек. Название Лего (Lego) впервые появилось в 1934 году и было основано на фразе на датском языке «leg godt», что означает «играть хорошо». Первые пластмассовые наборы для конструирования компания выпустила в 1947 году, но они еще не были похожи на те знаменитые кирпичики Лего, которыми играют дети во всем мире сегодня. А вот Лего в виде, знакомом нам сейчас (сцепляющиеся во всевозможных комбинациях между собой кирпичики) появился в 1949 году. В их производстве был использован патент компании Kiddicraft. Английская компания Киддкрафт, основанная в 1932 году, во многих отношениях стала идейным вдохновителем Лего. Именно ее основатель — Хиллару Харри Фишер был тем человеком, который изобрел и запатентовал идею «игрушечных строительных блоков». Именно он впервые в истории описал кубики с четырьмя и восьмью выступами на поверхности для взаимного соединения. Было это в далеком 1947 году. Такие конструкторы выпускались компанией Харри Фишера в послевоенные годы. Основатель Лего получил образцы пластмассовых кирпичиков Kiddcraft вместе с приобретенной им в Англии машиной для литья пластика под давлением в качестве демонстрации возможностей установки. После детального изучения конструкции этих игрушечных строительных блоков, он решил скопировать их. Кристиансен немного модифицировал дизайн английских кубиков и назвал кубик своего производства «Автоматически сцепляющимися кирпичиками». Правда, похоже на название Фишера? Фишер так никогда и не узнал обо всем этом и его дочь впоследствии говорила «я удивлена, что мой отец до самой своей смерти ничего не слышал о Лего». Патент же на изготовление кубиков — «самосцепляющихся строительных блоков», — по технологии Киддкрафт компания Лего приобрела лишь в 1981 году.

Первые кубики Лего производились из ацетата целлюлозы — вещества, изобретенного в 1865 году и известного как целлулоид. Целлулоид служил тогда основой производства кино — и фотопленок, а также очковых оправ. Первые пластмассовые кубики выглядели гораздо веселее своих деревянных прообразов, но были все еще недостаточно высокого качества, чтобы обеспечить хорошее зацепление и при этом невысокое усилие для разъединения блоков. В своей деятельности Кристиансен руководствовался лозунгом «даже лучшее никогда не бывает слишком хорошим». Именно поэтому Оле Кристиансен поставил качество во главу угла. И по сей день лозунг Кристиансена является флагом компании Лего. Тем не менее, первые продажи нового конструктора Лего окончились неудачами и возвратом товара из реселлерских точек обратно на фирму: покупатели еще не были готовы оценить новинку. В 1954 году к управлению компанией пришел сын Оле Кристиансена — Годфрид Кирк Кристиансен. Годфрид считал, что главным козырем Лего должно стать именно создание систем творческих детских игр. Но воплотить свою мечту в жизнь ему мешало техническое несовершенство кубиков Лего: их способность к взаимному сцеплению и удерживанию, а также нестабильность качества изготовления не удовлетворяли требованиям. Первым шагом к мечте была разработка в 1958 году нового дизайна кубика. Проблема оставалась с материалом, из которого кубики Лего производить. И проблема эта была решена не так скоро: исследования заняли еще пять лет. В результате был выбран полимер ABS (акрилнитрил-бутадиен-стирен). Новый кубик Лего Сразу же после этого был запатентован. Это произошло в 1958 году. С тех пор и по сей день все модели Лего совместимы между собой.

Дизайн и разработки

Кирпичики Лего — это универсальная система для детского конструирования. Несмотря на огромное число вариантов отдельных элементов и их первоначальное предназначение, каждый из них остается совместимым со всеми остальными. Каждый кубик Лего производится с высокой точностью и это позволяет им сцепляться надёжно и в то же время не слишком сильно. Точность производства кубиков Лего составляет не хуже 10 микрон! Эти стандарты выше многих, используемых для изготовления промышленных деталей и механизмов! Большинство начальных концепций и разработок осуществляется в головной штаб-квартире Лего в городе Billund, где трудятся около 120 дизайнеров. Меньшие дизайнерские подразделения лего имеются в Англии, Испании, Германии и Японии. Региональные бюро как правило занимаются разработками конструкторов Лего для специфических национальных рынков. Этим обеспечивается непосредственный контакт с покупателями и учет их пожеланий. Следующий этап — проектирование — базируется на анализе потребительских предпочтений и пожеланий. С сентября 2008 года команда разработчиков использует 3D — моделирование для предварительной визуализации игрушек Лего. Полученные графические изображения затем рассылаются по всем офисам разработки Лего с тем, чтобы собрать замечания и предложения, а также для оценки детского интереса. Этот процесс в компании Лего носит название «валидация». Далее, на основе собранных отзывов, происходит уточнение дизайна и параметров наборов Лего.

С 1963 года кирпичики Лего делаются из ABS. С сентября 2008 компания использует для проектирования CAD-систему, позволяющую разрабатывать и оптимизировать части конструкции. Благодаря такому подходу достигается высокая скорость разработки и отличные свойства кубиков Лего: они красивые, прочные. Для отливки кубиков Лего, пластик ABS нагревается до 232 градусов Цельсия (до тестообразной консистенции). Затем мягкий пластик под высоким давлением заливается в форму, где остывает в течение 15 секунд под давлением до 150 тонн. Отливочные машины обеспечивают точность до 2 микрометров. Произведенные кубики Лего затем проверяются людьми — инспекторами по качеству. Для этого из каждого миллиона произведенных кубиков Лего отбирается случайным образом 8 штук. Около 1 процента произведенных кубиков Лего отбраковывается и идет на переплавку. Производство конструкторов Лего базируется на многих заводах по всему миру. Помимо этого, для создания готового конструктора требуется еще и упаковка, а также инструкции по сборке моделей лего. Можно сказать, что производство Лего весьма интернационально. Масштабы же его поражают воображение: за один только год производится около 36 миллиардов кубиков. Это примерно 1140 строительных элементов Лего в секунду! Если все эти кирпичики распределить поровну между всеми жителями нашей планеты, то получится примерно по 62 кирпичика Лего на каждого человека. Еще в 2006 году Лего, изготавливавшая тогда 306 миллионов маленьких резиновых шин для своих моделей, была производителем автошин №1 в мире.

Сегодняшний день Лего

С момента своего основания, компания Лего произвела сотни различных тематических наборов конструкторов. Это и Лего Атлантис, Лего Гонки, Лего Город, Лего Дупло, Лего Звездные Войны, Лего Игры, Лего Криэйтор, Лего Ниндзяго, Лего Систем, Лего Тачки, Лего Техник, Лего Фабрика Героев, и многие другие. С новыми наборами любители Лего всегда получают и новые конструкционные элементы. Разработаны и специальные наборы для девочек, например Бельвилль. Они, кстати, полностью совместимы с любыми другими наборами Лего. Лего производит и «военизированные» наборы, например, Звездные Войны. И это полностью соответствует концепции основателя компании: войны допустимы только в играх. Спектр элементов Лего расширен и в него включены электромоторы, передачи, источники света, различные сенсоры и камеры. Все это спроектировано таким образом, что полностью совместимо с другими компонентами конструкторов лего. Электромоторы и отсеки для батарей, а также источники света и переключатели объединены в общий раздел «Power Functions» (Силовой функционал). В линейке продуктов «Техника» (Лего Техник) применяется новый тип соединения кирпичиков Лего, который, тем не менее, полностью совместим с классическим. Все модели из линейки «Техника» (Lego Technic) можно «оживить» при помощи дополнительных наборов Power Functions.

Лего Бионикл (Bionicle) — отдельное направление в Lego Group. Эти наборы предназначены для детей возраста от 7 до 16 лет. Линейка Bionicle была запущена в январе 2001 года в Европе и июне 2001 года в США. Идея Биониклов базируется на более ранней серии конструкторов Лего «Slizers», также известных как «Throwbots» и «Roboriders». Обе эти серии имели одинаковые метательные диски и собирались из классических элементов лего. Фигурки Bionicle стали больше по размеру и более гибкими в плане конструкции. В 2010 году на смену серии лего Бионикл приходит новая серия Лего Hero Factory (Фабрика Героев).

Одна из старейших веток Лего — Duplo (Дупло). Она берет свое начало с 1969 года. Первые наборы Лего Дупло представляли собой простые строительные блоки удвоенного по отношению к стандартному кубику лего размера. Предназначались они для самых маленьких любителей конструкторов Лего.

Лего Техник (Technic) стартует с 1977 года и сразу же приобретает бешеную популярность.

В 1979 году стартует серия под названием «Fabuland». Эта линейка была призвана заполнить пробел между конструкторами Дупло и «взрослыми» наборами Лего. Лего Fabuland — сказочная страна, выполненная в мультяшном стиле. Элементы этих наборов упрощены и адаптированы для маленьких детей. К примеру, крыша здания состоит из единого крупного элемента. Кубики этих наборов крупные, такие же, как у Дупло.

Один из самых крупных наборов лего — это конструктор Millenium Falcon (Сокол Тысячелетия) из серии Lego Star Wars (Звездные Войны). В этом наборе, созданном Дженсом Кронвольдом Фредриксеном в 2007 году, насчитывается 5195 деталей! Но и он уступает набору «Тадж Махал» (Taj Mahal), в составе которого 5922 детальки Лего.

В мае 2011 года экспедиция на шаттле Индевор (Endeavour) доставила тринадцать наборов лего на космическую станцию, где астронавты, собирая модели, изучали их реакцию на микрогравитацию в рамках программы Lego Bricks in Space (кубики лего в космосе). Результаты исследований свободно распространяются среди образовательных учреждений.

Персонажи из фильмов и комиксов

На протяжении многих лет Лего приобретает лицензии и производит героев фильмов, мультфильмов и комиксов. Серии Аватар, Бэтмэн, Бен 10, Тачки, Гарри Поттер, Индиана Джонс Пираты карибского моря, Принц Персии, Человек-паук, Губка Боб квадратные штаны, Звездные Войны, История игрушек… Некоторые из этих серий, например Lego Star Wars и Indiana Jones имеют фантастический успех среди детей и взрослых. Сейчас Лего стремится к уменьшению числа таких лицензированных персонажей в своих конструкторах, заменяя их собственными игровыми историями.

Роботизированные наборы

В 1998 году Лего начала выпуск линейки роботизированных наборов, названной «Mindstorms». Линейка эта успешно расширяется и дополняется в наши дни. Основой для конструкторов серии Mindstorms послужили разработки компании MIT Media Lab, а название придумал математик и компьютерный разработчик этой компании Сеймур Паперт (Seymour Papert), чья исследовательская деятельность тесно переплетается с Лего Груп. Программируемый кубик лего, лежащий в основе наборов Майндстормс, претерпел уже несколько обновлений и улучшений и в итоге был назван кубик NXT. Последний из наборов серии — Lego Mindstorms NXT 2. 0, включает сенсоры, реагирующие на прикосновение, свет, звук и ультразвуковые колебания. Несколько дополнительных можно приобрести отдельно. Например RFID — считыватель. Интеллектуальный кубик можно программировать, используя программное обеспечение под Windows или Mac. Программа загружается в кубик при помощи канала связи Bluetooth, или кабеля USB. Имеется также несколько неофициальных программ и совместимых с кубиком языков программирования. По программированию этих наборов написано уже огромное количество статей, а сообщество фанатов Lego Mindstorms насчитывает сотни тысяч человек. На базе наборов проводятся соревнования Лего-роботов. Старейшее из них — Bootball — национальное соревнование американских школьников.

Сегодня сложно найти такую семью, в которой не было хотя бы одного набора Лего, - продукция компании Лего (LEGO) известна детям всего мира. Яркие и привлекающие внимание детали этого конструктора позволяют ребенку полностью погрузиться в мир своих фантазий и воплотить их в реальность.

Сейчас конструкторы Лего можно купить на любом континенте и почти в каждой стране, а область их применения гораздо шире детских игр и включает в себя создание развивающих пособий для школьного обучения, строительство настоящих Лего-городов, запуск действующих моделей роботов, и даже участие в космических разработках. И все это доступно как самым маленьким детям (минимальный возраст, для которого создаются наборы Лего серии Duplo – 3 года), так и взрослым людям, увлекающимся конструированием (конструкторы Лего не имеют максимального возрастного ограничения).

Почему же эти простые конструкторы смогли завоевать любовь многих и многих поколений детей всего мира? Как случилось так, что именно Лего стало пользоваться такой большой популярностью в мире? Ответы на эти вопросы кроются в истории Лего, в том, как эта компания относилась к своей продукции, какие цели ставила перед собой и каким образом стремилась их достичь.

История Лего

Начало компании

А начало всему было положено в далеком 1932 году в маленькой европейской стране – Дании. Столяр и плотник Ол Кирк Кристиансен решил основать собственную фирму, которая первые 17 лет своего существования производила лестницы и гладильные доски, а кроме этого – деревянные детские игрушки, очень востребованные малышами того времени, ведь пластмассу еще не придумали. Именно игрушки для детей стали основным направлением развития компании Кирка Кристиансена, и именно поэтому название компании связано с детьми. Слово «LEGO» произошло от словосочетания «leg godt», что по-датски означает «играй с удовольствием» . Именно радость, которую его игрушки приносили детям, и стала главной целью, которую ставил перед своей компанией Кирк Кристиансен, а затем и его сын – Годтфред, ставший главным помощником своего отца на фабрике игрушек.

Развитие науки и промышленности сделало возможным использование пластмассы для производства вещей для повседневного домашнего обихода, в том числе и детских игрушек. Поэтому с 1947 года фирма Лего начинает делать не только деревянные, но и пластмассовые игрушки. Пока это была не самая качественная пластмасса – она достаточно быстро теряла свой цвет, а грани деталек быстро стирались от трения друг об друга. Но внешний вид деталей Лего был создан сразу и навсегда, и именно универсальный принцип крепления деталей друг с другом сделал компанию Лего самой популярной среди детей всего мира.

Секрет такой популярности очень прост – Кирк и Годтфред Кристиансены очень хотели доставлять детям радость - не просто делать игрушки, а делать игрушки, которые бы нравились детям. Поэтому прежде, чем запускать производство пластмассовых конструкторов, они обратились к детскому психологу – мистеру Хилари Гарри Фишер Пейджу, который жил в Англии. Мистер Фишер Пейдж, на основе своего опыта работы с детьми, создал первый пластмассовый кубик, который мог скрепляться с неограниченным количеством таких же кубиков одинаковым способом. Именно такие кубики и стали основой известного сейчас конструктора Лего.

Появление современных деталей и Леголэнда

Но поначалу пластмассовые игрушки не пользовались большой популярностью, ни у детей, ни у их родителей. Дело в том, что пластмасса была не очень качественной – пахла, теряла цвет, стиралась. Деревянные игрушки были гораздо более долговечными и безопасными. Но отец и сын Кристиансены не теряли надежды – ведь они хотели создать самую популярную игрушку в мире, способную доставить удовольствие детям всех возрастов. Поэтому конструкция Лего постоянно совершенствовалась и в 1958 году уже сами Кристиансены разработали современную детальку Лего – абсолютно идентичную тем деталям, которые продаются сейчас. То есть детали конструкторов Лего, выпущенные в 1958 году, легко соединяются с деталями, выпущенными в 2000-м или 2015 году.

К сожалению, в том же 1958 году умирает основатель фирмы Ол Кирк Кристансен, и во главе компании становится Годтфред Кристиансен. Под его руководством в Лего отказываются от производства деревянных игрушек с 1960 года, полностью отдав все свои силы развитию пластмассовых конструкторов, как материала, обладающего гораздо большими возможностями. Благодаря исследованиям в области химии, пластмасса становится все более качественной и безопасной. С 1963 года компания Лего начинает использовать современную пластмассу – так называемую ABS-пластмассу. Этот материал не теряет цвет, не пахнет и практически не стирается при использовании. Детальки 1963 года выпуска до сих пор отлично сцепляются с современными. Дальнейшая история Лего связана уже с применением этих деталей при создании разнообразных наборов и воплощении на их основе самых сумасшедших для своего времени идей.

То есть именно 1963 год – это год создания такой детали конструктора Лего, как мы её знаем в наше время. Дети Дании, Швеции, Германии, США в это время могут выбирать уже из 57 готовых наборов Лего и 25 отдельных машин. Очень популярной становятся созданная серия Лего-поездов в различных вариантах исполнения. Кстати, для машин и поездов Лего в 1966-1968 годах специально разрабатываются двигатели, которые ребенок может использовать по собственному усмотрению, и конструировать на их основе разнообразные транспортные средства. В 1969 году конструкторы Лего выпускаются уже в количестве более 700 миллионов деталей в год, включая изобретенную в том же году серию Лего для самых маленьких – LEGO DUPLO, – это то же самое Лего, но увеличенное в 8 раз.

1968 год знаменит еще одним событием в истории Лего – это год открытия грандиозного парка развлечений – Леголэнд (LEGOLAND). Этот парк занимает территорию в 59 гектар – это примерно равно площади 100 футбольных полей. И всё это пространство отведено под целый город, собранный из известных каждому деталек Лего, даже автомобили, поезда и корабли состоят из планок конструктора Лего. Подобных парков развлечений в Европе в то время не было и нет до сих пор. Сейчас в Леголэнд ежегодно приезжают миллионы семей со всего мира, чтобы на несколько часов или даже несколько дней погрузиться в захватывающий мир, созданный на протяжении всей истории Лего. В Леголэнде есть даже своя гостиница почти на 130 номеров, где можно разместиться на несколько дней.

О первом периоде истории Лего – от основания компании, появления первых деталей конструктора, разработки универсальной детали, создания разнообразных наборов, от открытия Леголэнда и возрастании популярности Лего во всем мире – был снят мультфильм Lego Story, рассказывающий об истории Лего с 1932 до 1968 года. Посмотреть этот мультик стоит не только увлекающимся Лего детям, но также и обязательно - их родителям. Это даст возможность не только узнать о развитии одной из самых успешных компаний мира, но и поближе познакомиться с миром своих детей, понять их увлечения и реализовать их фантазии и творческие возможности.

Лего-фигурки – новая эра Лего

Сейчас сложно в это поверить, но те модели и наборы, которые очень популярны сегодня у детей большинства стран мира, были придуманы разработчиками Лего еще в 70-е годы. Особую роль в разработке новых идей играл внук создателя компании Лего Кирка Кристиансена – Килд Кристиансен. Именно он придумал серию Лего Техник, детали которой соединялись новыми, непривычными любителям Лего, способами. Лего Техник предназначалась для детей школьного возраста и здорово помогала развивать технические навыки.

Еще один прорыв в Лего-идеях, который произошел в 1974 году, пока во главе компании стоял Кирд, - появление Лего-фигурок (с 1992 года фигурки Лего получили название Лего Систем). Поначалу фигурки человечков не могли двигать руками и ногами, но уже через 4 года после своего рождения – в 1978 году – такая возможность у них появилась. Именно фигурки Лего позволили детям не просто конструировать что угодно из одинаковых деталей, а создавать собственные, населенные обитателями, миры. Без мини-фигурок Лего серии самого популярного сейчас в мире конструктора вряд ли были бы таким же разнообразными. Как можно представить себе серию Star Wars без Люка Скайуокера, или Дарта Вейдера, серию Castle – без рыцарей, а серию City – без жителей города? Именно собственные герои дали компании Лего второй шанс, когда в 90-е годы дети всерьез заинтересовались компьютерными играми и утратили интерес к обычным игрушкам.

Повсеместная компьютеризация практически лишила привычные конструкторы популярности, и Лего терпела убытки вплоть до 2001 года. Но любой кризис – это всегда основа для появления чего-то нового, и история Лего – яркий тому пример. Развитие новых технологий послужило началом новой жизни компании. Помимо продолжавшегося появления новых серий, основанных на классических детальках Лего, создаются новые варианты конструкторов, например, Лего Бионикл (Bionicle), а чуть позднее – Лего Ниндзяго (Ninjago). Они очень быстро становятся популярны у детей.

Кроме этого, Лего смогла использовать свои фигурки для расширения возможностей по освоению новых технологий – компьютерных игр, мультипликации и фильмов. Если сначала компьютерные игры мешали конструкторам Лего набирать популярность у детей, то с момента создания первой Лего-игры для компьютера (Lego Island) все поменялось. Лего-игры стали очень популярны у детей и к настоящему моменту создано уже 55 игр для разных серий Лего, в разных жанрах игр и с разными сюжетами. Точно так же произошло и с мультфильмами и кинофильмами. Если в 90-е годы идея снять мультфильм с участием однотипных пластмассовых человечков была бы воспринята с удивлением, то в 2000-е годы, кода такие мультфильмы появились, они очень понравились и детям и взрослым, так как были сняты с использованием современных технологий, обладали обучающим потенциалом и были интересны. В настоящее время можно посмотреть более 25 мультипликационных фильмов с участием Лего-героев.

Лего и космос

Это кажется невероятным, но детали Лего конструктора настолько универсальны, область их применения настолько широка, что помимо создания настоящих транспортных средств, зданий и предметов обихода в Леголэнде, Лего-детали с недавних пор используются и в космосе! Речь идет о роботе Лего из серии MINDSTORMS, специально сконструированном для работы на космической станции.

История появления этого робота такова:

В 2001 году компания Лего объявила конкурс по созданию робота-Лего, который сможет функционировать в условиях невесомости и выполнять какую-либо полезную задачу на космической станции. Принять участие в этом конкурсе согласились 124 любителя конструкторов Лего из самых разных уголков Земли. Их роботы прошли жесткий отбор, и из 10-ти финалистов был выбран только один победитель – робот, названный Джиттер, созданный Конрадом и Бастианом Шварцбахами. Джиттер отправился в космос и продемонстрировал всему миру неисчерпаемые возможности, которые доступны каждому обладателю конструктора Лего. При помощи стандартных световых сенсоров и процессора, Джиттер мог ориентироваться в пространстве корабля и собирал парящие в невесомости объекты, тем самым избавляя космонавтов от хлопот по их «поимке». В качестве награды создатели Лего-робота космонавта получили возможность наблюдать за его работой в ходе двух сеансов прямой связи с космической станцией.
Эта история стала воплощением мечты создателей компании Лего – сделать такую игрушку, которая будет интересна, играть в которую всегда будет удовольствием не только для детей, но и для взрослых. Это поразительно, но собрать такого робота как Джиттер мог любой житель планеты, имея совсем небольшой набор деталей, и обладая не очень серьезными познаниями в программировании. Конструкция Джиттера не имеет нестандартных решений, и воплотить этот проект в жизнь сегодня может любой школьник. Именно этого и старались добиться организаторы конкурса – продемонстрировать всему миру, что творческие возможности человека не знают границ, что несколько кусочков пластмассы, объединенные с современными технологиями, делают возможным всё!

Лего сейчас

Сейчас компания Лего абсолютный лидер среди производителей игрушек в мире, изготавливающая самый популярный среди детей конструктор. Описать все сферы применения Лего в жизни и оценить масштабы деятельности компании, наверное, невозможно. Но дать представление об этом помогут некоторые факты и события из истории Лего последних лет:

  • - Самая дорогая Лего-деталь оценивается в 14 449 долларов США.
  • - Житель Норвегии Йон Йенссен попал в Книгу Рекордов Гиннеса за свою Лего-коллекцию серии Star Wars – она насчитывает 300 кораблей, состоящих примерно из 750 тысяч деталей.
  • - В 2013 году из 500 тысяч деталей Лего был собран полноразмерный автомобиль, способный перемещаться в пространстве со скоростью 30 километров в час, используя в качестве топлива баллоны с сжатым воздухом.
  • - В 2013 году в Нью-Йорке был выставлен на всеобщее обозрение звездолет X-Wing, собранный из 5,5 миллионов деталей Лего общим весом в 23 тонны.

Сложно оценить Лего сегодня. Что это: игра или конструирование, развлечение или серьезное занятие, хобби или коллекционирование, компания игрушек или корпорация, обслуживающая все стороны жизни? Скорее всего, верными будут все эти утверждения. История Лего насчитывает больше 80 лет, и вся она подчинена достижению цели, заложенной в названии компании – «играй с удовольствием»! И глядя, как дети и взрослые с удовольствием проводят долгие часы, отдаваясь во власть собственного воображения, создавая собственные творения, можно уверенно утверждать, - эта цель достигнута!

На сегодняшний день Lego - это самый узнаваемый бренд среди множества производителей детских игрушек. В него с удовольствием играют и взрослые, и дети. Как маленькая простая деталь стала успешной бизнес-идеей и властителем детских умов, тем самым вырастив вокруг себя, целую компанию с 80-ти летней историей взлётов и падений?

Послевоенный экономический тупик

Детали конструктора Lego
фото: pixabay

1930-е годы, после окончания Первой мировой войны, стали временем перемен и началом Великой депрессии в странах Европы, где каждая из стран тянула одеяло главенства на себя. Дания, которая хоть и не участвовала в войне, всё же понесла серьёзный экономический ущерб: началась безработица, революционные движения, экономический кризис.

Кризисные явления правительство так и не смогло преодолеть, а лишь немного успокоить к 1939 году, перед началом Второй мировой войны, в которой Дания тоже сохраняла нейтралитет, но всё также несла убытки. Положение населения было бедственным, многие оказались за чертой бедности. Люди искали любые способы заработка и наиболее успешными бизнес-идеями становились те, что были основаны на личном уникальном опыте и смекалке.

В условиях тяжелой экономической ситуации, в мастерской простого плотника и появился первый прототип конструктора Lego - будущей культовой и успешной компании.

Плотник-изобретатель


фото: pixabay

Оле Кирк Кристиансен - будущий изобретатель Lego родился и воспитывался в бедной семье и смог получить лишь начальное образование. Затем он был принят на работу плотником на фабрику. Но 1932 год стал переломным моментом в судьбе страны и в судьбе Кристиансена: в условиях Великой депрессии фабрика разорилась и закрылась, и в этом же году умерла его жена. Оле Кирк Кристиансен остался один с четырьмя детьми и без работы.

Чтобы прокормить своих сыновей он открывает собственную мастерскую по изготовлению гладильных досок и лестниц, затем он начинает выпускать деревянные детские игрушки (машинки, игрушечная мебель), которые стали приносить больший доход, чем основная продукция и Кристиансен решает сделать упор в своём бизнесе именно на производство детских игрушек. Постепенно производство расширяется и в 1934 году Кристиансен придумывает название будущего бренда «Lego» , происходящее от первых букв в словосочетании «LEg GOdt», что в переводе с датского означает «играть хорошо».

Проанализировав потребности потребителей своего времени, и посчитав возможную прибыль, он решает разнообразить ассортимент, изготавливая пластиковые игрушки. В 1940-е годы Оле Кирк посещает Великобританию, где покупает формовочную машину, для изготовления пластиковых деталей. В качестве примера с аппаратом ему дают несколько деталей, в числе которых встречаются пластиковые кирпичики, выпущенные компанией Kiddcraft.

Оценив возможности и перспективы этих маленьких деталей, Кристиансен начинает совершенствовать их дизайн и способы сцепления. Так появляется первый конструктор, который был запатентован в начале 1950-х годов.

Курица, несущая золотые яйца


Фото: Maksim

Первый конструктор был несовершенен, но он сразу же завоевал сердца маленьких потребителей. Обороты компании росли - на фабрике трудилось уже больше 50 рабочих и годовой доход стал достигать более полумиллиона крон. Для удержания успеха руководство компании совершает следующие маркетинговые ходы:

  • выпущен первый фильм об игрушках Lego;
  • создаётся игровая система, на основе простых деталей, подходящая для детей разных возрастов и помогающая им развивать фантазию.

В 1954 году во главе компании становится старший сын Оле Кирка Кристиансена - Готфрид. Он делает упор на постоянные инновации и расширение производства. Он отказался от многообразия игрушек, сделав ставку на развитие одного направления - многофункционального строительства, из деталей соединяющихся способом «шип-трубка». Он досконально проверял все этапы производства деталей, начиная от выбора сырья и заканчивая продумыванием вариантов использования «кубиков». Сотрудникам компании, отвечающим за разработку новых продуктов, он регламентировал цвета и разработанные самостоятельно принципы. Готфрид Кристенсен чётко контролировал творческий процесс и без сомнения отметал неинтересные, на его взгляд, идеи.

Произведённых частной компанией Lego Group , находящейся в Дании.
LEGO Group занимается развитием творческого мышления у детей в процессе игры и обучения. Используя за основу известные во всем мире кубики LEGO, сегодня компания предлагает игрушки, игры и обучающие материалы для детей более чем в 130 странах мира. В компании LEGO Group работает примерно 8 тысяч сотрудников, и по величине она является пятым в мире производителем игрушек.

Основная продукция компании, обычно называемая «кирпичики» Lego , включает в себя красочные, легко соединяемые пластиковые модули и сопутствующие приспособления, минифигурки (также называемые поклонниками Lego как minifigs) и другие детали конструктора. Существуют и другие части Lego , которые можно собрать и соединить разными способами. Например, игрушечные автомобили, грузовики, самолёты, поезда, здания, замки, скульптуры, морские суда, космические корабли и даже роботы.

Но, прежде всего, детали конструктора в разных его вариантах являются частями универсальной системы. Несмотря на радикальные изменения, произошедшие за эти годы, в дизайне и предназначении отдельных частей конструктора, каждый из них остаётся совместимым определённым образом с другими деталями. Кирпичики Lego , произведённые в 1963 году, по-прежнему стыкуются с элементами, сделанными в 2007 г., а наборы для маленьких детей совместимы с наборами для подростков.

Кирпичики, брусья, оси, минифигурки и другие элементы конструктора Lego изготавливаются с заданной степенью точности. После соединения детали должны надёжно крепиться друг к другу. Они не могут быть слишком лёгкими для разъединения или ненадёжными в собранном виде. Но они не могут быть и слишком трудными для разделения, поскольку не должно быть сложности в разборке одного образа и в создании другого. Для обеспечения этих условий элементы конструктора производятся с точностью в 2 мкм.

С 1963 года элементы Lego стали производиться из прочной, эластичной пластмассы, известной как акрилонитриловый бутадиеновый стирол (АБС) . При изготовлении элементов конструктора присутствует прецизионная обработка наряду с маленькими формами для литья, строгий контроль качества выпускаемой продукции, что исключает значительные отклонения в цвете или толщине элементов. Отработанные формы надёжно спрятаны, чтобы предотвратить их попадание в руки конкурентов. По словам представителей Lego Group около 18 кирпичиков из каждого миллиона не отвечают требуемым стандартам.

Производство кирпичиков Lego осуществляется во многих частях света. Литьё пластмасс под давлением выполняется на одном из двух заводов в Дании и Чешской республики. Отделка кирпичиков и упаковка производятся на заводах в Дании, США, Мексике и Чешской республики. Ежегодное производство кирпичиков Lego в среднем составляет около 20 млрд. (2 × 10 10) штук или 6000 штук в секунду.

В 2006 году Lego Group объявила о реструктурировании текущей организации производства, включая аутсорсинг по определённому производству сингапурской компании Flextronics. Lego Group планирует закрыть производственные мощности в Энфилде, штат Коннектикут, и отдать на аутсорсинг эту работу заводу компании Flextronics в Мексике. Flextronics будет также наблюдать за производством на заводе в Кладно, Чешская республика. Кроме того, чешские производственные мощности будут расширены из-за запланированного закрытия швейцарского завода в Бааре, который являлся основным производителем частей TECHNIC.

Изучим влияние ЛЕГО конструктора на развитие детей.

Объект статьи: конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО конструктором.

Гипотеза исследования заключается в том, что планомерные, целенаправленные, систематические занятия с ЛЕГО конструктором окажут положительное влияние на развитие речи, воображение и способствуют развитию творчества.

1. Изучить историю создания пластиковых игрушек ЛЕГО.

2. Познакомиться с приемами обучения в процессе конструктивной игры.

3. Определить влияние конструктора на развитие творческих способностей и детской фантазии.

Почему я выбрал конструктор ЛЕГО?

В связи с тем, что я не посещал детский сад по причине болезни, мне часто приходилось находить занятие себе самому. Основным видом деятельности в моей дошкольной жизни стало конструирование.

Конструирование - это построение моделей, сборка и приведение в порядок разнообразных отдельных элементов, частей, деталей. Конструктивная деятельность дает возможность изучать окружающий мир реальности не только поверхностно, но и изнутри, то есть суть явлений и предметов. Уже в раннем детстве у меня было множество наборов деревянного конструктора. Затем постепенно в мою жизнь вошел пластмассовый ЛЕГО конструктор и прочно утвердился в ней благодаря разнообразию строительных элементов. Меня очень заинтересовало то, что наборы ЛЕГО включают в себя не только детали для конструирования, но и фигурки человечков, животных, растений, буквы английского алфавита и цифры. Это позволяет моделировать то или иное тематическое сооружение: домик, зоопарк, замок, больницу, милицейский участок, пожарную часть; разыгрывать разнообразные истории: сказочные, бытовые или придуманные; знакомиться с понятиями больше\меньше, часть\целое, отнять\прибавить, последовательность, периодичность.

Мне очень понравилось то, что детали конструктора, сделаны таким образом, что их удобно держать в руках. Кирпичики легко скрепляются друг с другом, а также с деталями из других наборов.

Все это позволяет свободно выразить свою идею и сделать игру более интересной.

Кроме этого я всегда имею возможность получить первые представления о технике, а содержащиеся в наборах оси, болты, колеса, балки, рычаги и шестеренки позволяют собрать технику различной тематики и уровня сложности: домик, вертолет, подъемный кран и т. д.

Первые свои наборы я выбирал по желание иметь данную игрушку у себя, не обращал внимания на рекомендации по сборке. Затем процесс сборки от простых конструкций все к более сложным очень увлек меня. Я стал выбирать наборы, ориентируясь на степень сложности конструкции. И чем сложнее процесс, тем больше удовольствие я получаю от игры.

Таким образом, взаимодействуя с ЛЕГО с конструктором более четырех лет, я заимел >, который всегда рядом и интересен.

Но оказалось, что так долго взаимодействуя с конструктором я мало, что о нем знаю.

Поэтому я хочу узнать историю создания ЛЕГО и как он помогает мне в моем развитии.

Основная часть

История создания ЛЕГО конструктора

Оказывается в 1932 году в Дании Ол Кирк Кристиансен, бригадир плотников и столяр, начинает заниматься производством лестниц, гладильных досок и деревянных игрушек.

Название предприятия ЛЕГО было придумано на основе двух датских слов, что в переводе означает >.

Первый пластмассовый кирпичик был создан в 1949 году. Изготовление кирпичиков происходило из ацетата целлюлозы в духе традиционных деревянных блоков, способных складываться друг на друга и вместе крепиться. Эти кирпичики имели несколько круглых > и полое прямоугольное основание, что позволяло им крепиться друг к другу, но не настолько сильно.

Через несколько лет эти кирпичики были улучшены полыми трубками в нижней части, что добавило поддержки в основе, усилило способность > и улучшило многосторонность.

Но в 1960 году на фабрике по производству пластиковых игрушек произошел пожар. Было принято решение прекратить производство деревянной продукции и выпускать только пластиковые игрушки.

Целлюлоза заменяется акрилонитрилом, что придает кирпичикам больше прочности и более яркие краски. Появляются ЛЕГО фигуры - ЛЕГО семья. Начинается производство маленьких частей для ЛЕГО парка: грузовики, полицейские машины. В наборах появляются зубчатые колеса разных цветов и размеров. Главным аспектом производства становится техническая сторона - выпускаются комплексные наборы для детей старшего возраста. >.

Открытие ЛЕГОпарка

С 1968 года начинает работать ЛЕГОпарк. Парк ЛЕГО - это сказка, ставшая былью, повествующая о маленьком кирпичике, из которого вырос целый мир приключений.

Посещают парк дети вместе с родителями, где они могут посмотреть популярные модели и повеселиться. Парк до сих пор знаменит своей страной Миниландией, большим поездом ЛЕГО, кукольным театром, лагерем индейцев и Школой Дорожного Движения, где дети учатся безопасности на дороге. А самое главное - тысячи кирпичиков предоставлены в полное распоряжение детей и их родителей к их обоюдному удовольствию.

Открывается Дворец Титании - мечта девочек любого возраста. Затем малыши получили в подарок свой собственный мир, а капитан Роджер впервые пригласил гостей в Страну Пиратов. И, наконец, поднялась башня Королевского Замка, самого внушительного сооружения парка.

Комплекс Замка - самая крупная установка парка. За его массивными стенами скрыты годы работы архитекторов и инженеров, в результате которой современное здание выглядит как настоящий средневековый замок. А ведь это просто декорации к аттракциону! Около 1 130 000 кирпичиков ЛЕГО использовано для создания фигур, заполняющих замок, а огромные, метровой толщины камни в действительности не толще нескольких миллиметров, иллюзию создали красками художники-декораторы.

Создание разнообразных тематических серий

Когда-то на стене старого плотницкого магазина висела табличка надписью: >. Эти слова остались применимы к любой новой разработке игрушек ЛЕГО. Вся продукция основана идее, что дети способны использовать игру, чтобы развиваться и познавать мир на каждом этапе своего взросления. Для этой цели создаются кирпичики >. Появляется много новых изделий, включая большое количество тематических серий, отражающих возможности детей исполнять роли по их собственному желанию.

Популярность конструктора в современном мире

И сегодня ЛЕГО является одной из самых популярных в мире компаний по производству пластиковый игрушек и конструкторов. Железная ЛЕГОдорога с тремя локомотивами занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Не случайно именно в Дании - одной из самых сказочных стран Европы - стала возможной сказочная история маленьких разноцветных пластмассовых кубиков или кирпичиков. За последние 50 лет их дважды называли игрушкой века!

Значение игры в жизни детей

Мы, дети, появляемся на свет с врожденной любознательностью и стремлением познавать окружающий мир и людей.

Именно в детстве естественное стремление к познанию и обучению выражается особенно ярко.

Познание - это приобретение знаний и умений. Единственное, чему все дети с удовольствием посвящают время, кроме сна и еды - это игры. Играя, создаются и осваиваются собственные миры, восстанавливаются прошедшие и будущие события через >.

Игра - это состояние души, это веселый опыт познания реальности на безопасной почве.

Различного рода игры помогают детям развивать в себе те качества которые заложены в человеке от природы - ловкость, интуицию, воображение, мышление, способность общаться и умение правильно выражать свои мысли.

Благодаря играм дети учатся ориентироваться в сложной реальности, но они не руководствуются этим ради получения какой либо выгоды. Дети играют только потому, что это весело, ради собственного удовольствия.

Вся прелесть игры заключается в том, что ее не планируют, она возникает сама собой.

Но при этом очень важно, чтобы игрушки, которые используются в какой-либо игре были забавными, увлекательными и позволяли экспериментировать. Особенно быстро надоедают те игрушки, которые нельзя модифицировать. Игрушки ЛЕГО конструктора позволяют комбинировать различные модели, а это очень стимулирует умственную активность.

Обучение детей в процессе игры

Основой всех игровых концепций ЛЕГО является обучение детей в игре. Сам конструктов и программное обеспечение к нему представляет прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Обучение происходит особенно успешно, когда дети вовлечены в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет интерес. Важно, чтобы при этом дети сами строили свои знания, а старшие лишь консультировали их, решая при этом следующие задачи:

Закреплять ранее полученные знания;

Развивать умения анализировать предмет, выделяя его основные части;

Обучать передавать особенности предметов с помощью разнообразия деталей конструктора;

Способствовать развитию самостоятельности в работе и развитию фантазии;

Развивать чувства симметрии и эстетического цветового решения построек;

Способствовать развитию интереса к окружающему миру

Создание творческих конструкций

Собирая >, >, >, я изучил все простые механизмы, наглядно рассмотрел работу рычагов, блоков, ременных и зубчатых передач. Весь полученный опыт я перенес на создание собственных конструкций. >, >, >, который очень долго работал по перемещению грузов с одного >. > вращалась по траектории >, а > опускал и поднимал паруса и якорь, когда это было необходимо. Построено очень много игрушек по собственному замыслу: сотовые телефоны на любой вкус, видеокамеры со сложной оптикой, фотоаппараты для дневной и ночной съемки, сейфы с кодами и различными секретами, электрогитары с подсветками у струн, и великое множество различных видов транспорта.

Известно, что одни дети развиваются медленнее, другие быстрее, но всегда по определенной схеме:

От простого к сложному;

От близкого к далекому;

От неопределенного к осознанному;

От конкретного к абстрактному.

Мне очень нравится, что я сам могу выбирать модели, которые буду собирать. Они могут быть как простыми, так и сложными. Иными словами, я собираю конструктор в соответствии со своими возможностями и потребностями. А мои потребности зависят от уровня моего развития на данный момент.

Легоконструирование - как предмет в обучении

Ни для кого не секрет, что XXI век это век компьютерных технологий и цифрового оборудования. Компьютерная техника, интенсивно развиваясь, проникает практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

В связи с этим все большее распространение имеет такое направления, как легоконструирование.

Легоконструирование - это обучение конструированию, моделированию и автоматическому управлению с помощью компьютера. При этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук

Влияние конструктивной деятельности на развитие творчества

Творить - это значит давать форму или выражение чувствам и идеям. Для того, чтобы что-то сконструировать, необходимо прежде всего мысленно нарисовать в воображении объект, выделив основные его части, определив его место на плоскости - все эти действия развивают творческое воображение и образное мышление.

Хотя в наборах уже есть инструкции, в которых подробно описывается, как нужно собирать ту или иную модель, это ни в коем случае не означает, что не требуется никакого проявления творчества.

Во-первых, одну и туже модель можно переделывать, конструируя каждый раз новые дома или машины.

Во-вторых, подобного рода деятельность позволяет каждый раз ставить перед собой новые задачи, и таким образом испытывать свои возможности.

В наборах также имеются маленькие фигурки и совсем не обязательно называть их так как предлагается.

Если сам создаешь своего персонажа и сам придумываешь ему имя, игра становится более оживленной и интересной и открывает новые перспективы, где нет пределов детской фантазии.

Развитие фантазии при помощи дополнительных элементов

Воображение - это безграничная фантазия. Фантазировать - значит представлять в уме, как могло бы быть.

Развить фантазию и раскрыть творческий потенциал мне помогла серия >. В переводе на русский язык это слово можно перевести как >. Этот вид конструктора устроен немного по-другому. Например, собирая >, согласно инструкции можно собрать несколько типовых построек, а последующие - включая фантазию с помощью дополнительных элементов. По этому же принципу я собрал >, где из одного набора собирается несколько видов транспорта для перевозки грузов по воде и настоящий самолет. Импровизируя, собирается целая флотилия маленьких катериков. А >, >, > увлекают в захватывающий мир приключений.

Развивая мелкую моторику, улучшаем речь

Однако есть у этого конструктора еще одно полезное для организма свойство: он состоит из мелких соединяющихся друг с другом деталей и сборка модели требует тщательной работы пальцев обеих рук - то есть задействуется мелкая моторика рук, от степени развитости которой зависит не только ловкость пальцев, но и степень развития речи.

Моя проблема с речью была явно выраженной с того времени, как я только начал говорить.

Пересыпание песочка, перебирание гречки, складывание мозаики было очень полезным, но быстро наскучило. А маленькие кубики и пластинки как нельзя лучше подходили для тренировки пальчиков, тем более, что они имеют некоторые преимущества перед некоторыми традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику:

С поделками из конструктора можно играть, не рискуя испортить;

При использовании конструктора получаются красочные и привлекательные поделки;

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, нет необходимости сохранять статичную сидячую позу;

Конструктор безопасен, нет риска порезаться, попасть в глаза, руки остаются чистыми, а поделки легко убрать.

Такие игры как >, >, >, >, > - помогли мне в следующих направлениях:

Развитие речи в рамках определенных тем;

Постановка и отработка звуков в ходе игры;

Развитие представлений о цвете, форме, пространстве;

Развитие количественных представлений;

Развитие мелкой моторики;

Формирование состояния успеха;

Обучение полезным навыкам поведения.

Экспериментальная часть

Анализ соцопроса одноклассников

Для выявления интереса детей к ЛЕГО конструктору был проведен опрос одноклассников в количестве 27 человек. Было задано 7 вопросов и получены следующие результаты:

Вопросы для одноклассников:

1. Кто из Вас знает, что такое ЛЕГО конструктор? - 17 детей

2. Кому из Вас хоть один раз покупали этот конструктор? - 19 детей.

3. Кто любит играть в ЛЕГО? - 23 человека.

4. Как часто Вы играете: каждый день - 4 человека.

очень часто - 12 детей.

иногда - 8 детей.

5. Кто любит собирать конструктор по готовой инструкции? - 20 детей.

6. Кто любит конструировать по собственному замыслу? - 21 человек.

7. Кто из Вас очень обрадуется, если получит в подарок большую коробку ЛЕГО конструктора? - 25 человек.

Из этого следует, что конструирование из ЛЕГО очень востребованный вид деятельности. Дети любят играть и играют очень часто, некоторые ежедневно.

Им одинаково нравится собирать по готовой инструкции и творить по собственному замыслу.

А самое главное, что каждый ребенок хотел бы получить в подарок большую коробку ЛЕГО!

Организация выставки игрушек из ЛЕГО конструктора

На выставку игрушек были представлены:

Самолет - фотоаппарат

Бронированный автомобиль - птичка > - пароход - гоночный автомобиль

Домик для отдыха - кресло

По инструкции был собран автомобиль >. Модель была отмечена как очень интересной, легко трансформируемой и удобной в использовании

Интересным по замыслу > в нем есть все необходимое:

Бассейн -видеокамера

Лежаки для отдыха - мониторы для подводного

Экран наблюдения

> предназначен для перевозки очень ценных предметов, он оснащен современным оборудованием

Понравились модели > и > Оформление альбома с фотографиями конструктивной деятельности в разный период времени

В альбоме представлены фотографии разного периода детства. Самые первые снимки сделаны 2-3 года назад, когда в основном шел процесс сборки по готовым инструкциям. Хотя уже и в этот период были собраны достаточно сложные конструкции, такие как >, >.

Работа над домашним ЛЕГО парком и увлекательными сооружениями длилась целую неделю.

Много снимков с игрушками, собранными по замыслу

Изучили историю возникновения удивительных кирпичиков и ЛЕГО игрушек я узнал много нового и интересного.

Во-первых, я открыл для себя замечательную ЛЕГО страну, в которой очень хочу побывать. Посмотреть замки, покататься на железной дороге, подняться на самую высокую башню и сверху рассмотреть все ее строения и сооружения. Это всего лишь мечта, но мечта такая, которая может исполниться.

Во-вторых, исследуя обучающую концепцию я узнал о новом предмете - это легоконструирование. Я еще не могу принимать самостоятельных решений из-за своего возраста, но думаю, что мои родители узнают об этом предмете как можно больше и примут правильное решение для меня. Это, возможно, будет кружок, либо специальный класс, но для этого необходима консультация специалиста.

В-третьих, это моя речь. За четыре года взаимодействия с мелкими деталями я развил подвижность своих пальцев, что положительно повлияло на произношение звуков.

Если первоначально речь была нечленораздельной, требовалась постоянная помощь логопеда, то к 6-8 годам она стала понятной и более правильной.

При поступлении в гимназию я свободно читал, составлял описательные и творческие рассказы, справлялся со звуко-буквенным анализом. После обследования у школьного логопеда, выяснилось, что у меня не автоматизировалось всего лишь два звука >, остальные звуки чистые. Я продолжаю работать с этим звуком и уже достиг неплохих результатов.

Итогом всего изложенного является то, что я и дальше собираюсь общаться со своим >, он стал для меня еще интереснее. Помогут моему общению близкие люди, то есть семья. Они точно знают, что лучший подарок - коробка с ЛЕГО и чем сложнее конструкция, тем больше радости!!!



 

Возможно, будет полезно почитать: