За киберпреступления в россии скоро будут наказывать более серьезно. Законодательство о киберпреступлениях в зарубежных странах Почему так сложно расследовать киберпреступления

В кластере по информационной безопасности при Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) обсудили поправки в Уголовный кодекс (УК), повышающие ответственность за компьютерные преступления, сообщила агентству RNS Ирина Левова из Института исследований интернета. В обсуждении участвовали представители МВД, ФСБ, Microsoft , «Лаборатории Касперского», Group-IB, РАЭК и др.

Поправки, продолжала Левова, должны уточнить составы киберпреступлений: статьи УК (272, 273, 274) устарели, не учитывают новейших технологических особенностей киберпреступлений, наказания стали несоразмерны тяжести преступлений. Примеры преступлений, которые не подпадают под действующие статьи УК, приводит сотрудник компании, участвующей в разработке поправок: это и DDoS-атаки, и взлом личной почты, и воровство фотографий со смартфона.

Андрей Ярных из «Лаборатории Касперского» подтвердил, что работа над поправками в УК идет, но содержания их не раскрыл.

У РАЭК нет полномочий вносить поправки, но ассоциация может направить их депутатам или Минкомсвязи, говорит директор РАЭК Сергей Плуготаренко – и предупреждает, что работа предстоит большая.

Профилактика

Поправки в УК проблемы не решат, говорит Дмитрий Кузнецов из Positive Technologies: «Уголовный закон в США грозит киберпреступнику десятками лет заключения, но на уровень киберпреступности это не влияет». Карательные меры неэффективны, уверен он: раскрываемость крайне низка, преступления часто трансграничны, так что основное для законодателей – предупреждение киберпреступности и реакция на нее.

Работу над статьями УК о киберпреступности ведет и группа, в которой участвуют Сбербанк , МВД и Центробанк, рассказывает человек, близкий к одной из этих организаций. Предлагается передать ст. 159.6 (киберпреступления) из состава мошенничества в состав кражи (ст. 158), говорит сотрудник центрального аппарата МВД: «Это правильно по сути, поскольку хищение денежных средств с применением компьютерных технологий – разновидность кражи со взломом, причем обычно в особо крупных размерах и организованной группой».

ЦБ, МВД и финансисты действительно приняли участие в разработке законопроекта, который квалифицирует киберпреступления в финансовой сфере как кражу, говорит представитель ЦБ, сейчас наказание за киберпреступления в финансовой сфере не соответствует ущербу – похитители миллионов рублей могут отделаться условным сроком. ЦБ поддержал законопроект, в котором есть эти две новеллы: считать киберпреступление в финансовой сфере кражей; увеличить наказание за киберпреступления до 5–10 лет лишения свободы.

Гендиректор и основатель Group-IB Илья Сачков говорит, что мало ужесточать законы о киберпреступности в России, часто киберпреступления совершаются международными группами и для их поимки нужно действовать сообща с другими странами. Необходимо также обучать судей технологической тематике, продолжает Сачков, нужно увеличить оперативный состав МВД для работы с киберпреступниками и очень важно привлекать к ответственности несовершеннолетних киберпреступников – сейчас закон практически не дает такой возможности.

, модификацию либо копирование компьютерной информации, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 195-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения , -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями первой , второй или третьей

Примечания. 1. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации , причинившее крупный ущерб , -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Совет Федерации одобрил законопроект о внесении в Уголовный кодекс изменений, включающих обновление главы 28 «Преступления в сфере компьютерной информации».

Статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» ранее делилась на две части и предусматривала до 2 лет лишения свободы за индивидуальное правонарушение и до 5 ― за групповое. В новой редакции эта статья состоит из четырех частей, рассматривая отдельно случаи с отягчающими обстоятельствами: корыстная заинтересованность или причинение крупного ущерба (свыше 1 млн. руб., до 4 лет); тяжкие последствия или их угроза (до 7 лет). Потолок штрафа для ОПГ был также повышен до 500 тыс. руб.

Понятие «компьютерная информация» трактуется в примечании к статье как «сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи». Несовершенство этой формулировки вызвало нарекания даже у комментаторов из Верховного суда РФ, но корректировать ее не стали. Эксперты сетуют также, что из определения «неправомерный доступ» изъяли столь важное свидетельство вторжения, как «нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Прежняя формулировка позволяла проводить по статье 272 все дела о DDoS-атаках, а теперь тот же Павел Врублевский имеет реальный шанс выйти сухим из воды, передает securelist .

Название статьи 273 было несущественно изменено − «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ». К сожалению, из ее текста тоже изъята фраза «нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Однако в определении вредоносной программы появилось такое ее назначение, как «нейтрализация средств защиты компьютерной информации». Как и в предыдущей статье, правонарушения, повлекшие тяжкие последствия, здесь рассматриваются особо. Нижний предел максимального срока, назначаемого вирусописателям и их клиентам, повышен до 4 лет, верхний остался прежним (7 лет).

Поскольку новая редакция главы 28 упразднила устаревший термин «ЭВМ», статья 274 теперь называется «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей». Такое правонарушение, причинившее крупный ущерб, теперь наказывается более сурово ― штрафом до 500 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 2 лет. Если действия правонарушителя повлекли тяжкие последствия, ему грозит тюремный срок до 5 лет (на 1 год больше, чем ранее).

Остается надеяться, что изъяны, допущенные в обновленных статьях главы 28 УК РФ, равно как и те, которые обнаружатся в ходе их применения, не помешают вершить правосудие либо будут исправлены в рабочем порядке.

Первый законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за преступления в сфере информационных технологий, был разработан в США еще в 1977 году. На основе данного законопроекта в октябре 1984 года был принят закон о мошенничестве и злоупотреблении с использованием компьютеров (Computer Fraud and Abuse Act, CFAA) ‑ основной нормативно‑правовой акт, устанавливающий уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. В последующем он неоднократно дополнялся.

Закон о мошенничестве и злоупотреблении с использованием компьютеров устанавливает ответственность за несколько основных составов преступлений: компьютерный шпионаж; несанкционированный доступ к информации; компьютерное мошенничество; умышленное или по неосторожности повреждение защищенных компьютеров; угрозы, вымогательство, шантаж, совершаемые с использованием компьютерных технологий и другие.

Санкции за киберпреступления предусматривают денежные штрафы, тюремное заключение. Наказание зависит от многих факторов: тяжести совершенного преступления, размера экономического ущерба, причиненного деянием, криминального прошлого подсудимого и многих других.

В настоящее время конгресс США рассматривает , который предусматривает ужесточение наказания за киберпреступления и фактическое уравнивание определения их общественной опасности с реальными преступлениями.

Один из разделов закона посвящен экономическому шпионажу и предусматривает повышение штрафов за хищение интеллектуальной собственности американских компаний. В разделе обговариваются и сроки заключения для приговоренных судом по этим обвинениям, они увеличиваются с 15 до 20 лет. В случае, если злоумышленник проник в компьютерные сети инфраструктуры США ‑ телесети, энергосети, транспортные каналы связи, системы управления водоснабжением, ‑ то он может быть приговорен к 30 годам заключения без права досрочного освобождения.

Великобритания

В Великобритании с августа 1990 года действует Акт о компьютерных злоупотреблениях. Первый параграф этого Акта касается "неуполномоченного доступа к компьютерным данным". Им установлено, что лицо совершает преступление, когда оно использует компьютер для выполнения любой функции с намерением обеспечить доступ к любой программе или данным, содержащимся в любом компьютере, если этот доступ заведомо неправомочен.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Вопрос о видах ответственности во многом остается спорным. Так, одни исследователи считают, что сколько существует видов ответственности в юридической нау-ке, столько и должно применяться к правонарушителям в сфере компьютерной информации, т.е. конституци-онная, уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая, а в некоторых случаях и мате-риальная. И все потому, что компьютеризация общества распространяется во все сферы жизнедеятельности.

Другие же придерживаются трех видов ответствен-ности: 1) уголовной, 2) административной и 2) граж-данской. Наибольшую роль по юридической нагрузке играет уголовная ответственность.

УК. Глава 28 «Преступления в сфере компь-ютерной информации» содержит три статьи: «Неправо-мерный доступ к компьютерной информации» (ст. 272), «Создание, использование и распространение вредо-носных компьютерных программ» (ст. 273), «Нарушение пра-вил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей» (ст. 274).

В 2011 году внесены поправки в эту главу, незначительно корректирующие российское законодательство в этой области.

Причины отсутствия до настоящего времени в нашей стране практики возбуждения уголовных дел в отношении интернет-пиратов можно охарактеризовать на примере деятельности пиратского сайта Allofmp3.com.

В марте 2003 г. прокуратура Юго-Западного административного округа Москвы отказала в возбуждении уголовного дела в связи с распространением через Интернет на сайте Allofmp3.com музыкальных произведений. На сайте значилось, что содержащиеся на нем материалы доступны для распространения по Интернету в соответствии с лицензией РОМС.

В ходе проверки сотрудники прокуратуры установили, что владелец сайта действительно распространяет через этот сайт записи музыкальных произведений без разрешения обладателей прав. "В то же время в результате проверки прокуратурой установлено, что российский Закон об авторских правах не содержит правовой характеристики Интернета, а предусматривает имущественное право автора на распространение экземпляров своего произведения любым способом. Вместе с тем, как считает прокуратура, с юридической точки зрения распространение каких-либо экземпляров произведений в Интернете невозможно, так как при этом имеет место цифровой, а не вещественный способ передачи, в то время как действующее российское законодательство предусматривает обязательность материальной формы экземпляров произведений.

Кроме того, прокуратура заключила, что в случае распространения произведений через Интернет новая копия произведения не создается, а создаются лишь условия для использования произведения потребителями, и отказала в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления .

В настоящее время Верховным судом не принять ни одного постановления или определения по вопросам применения статей о компьютерных преступлениях. Приговоры вынесенные различными судами по однородным уголовным делам, зачастую расходятся в вопросах квалификации действий преступника и размеров наказания.

Я придерживаюсь мнения, что законодательное регулирование киберпространства в одной отдельно взятой стране вряд ли возможно. Необходимо законодательное регулирование только в рамках международного права. Тем более, что тенденция к расширению международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий отмечается в деятельности многих международных организаций. Одной из них является Совет Европы (СЕ), по мнению которого рост компьютерной преступности требует согласованного подхода государств к выработке предписаний, направленных на борьбу с ней. Этой проблеме посвящен ряд принятых СЕ рекомендаций , в которых сделана попытка определить понятие и очертить круг "преступлений, связанных с использованием компьютерных технологий". Однако рекомендательный характер этих документов не способствует разрешению возникающих на практике коллизий, для чего необходимы полноценные международно-правовые документы.

Осознание этого повлекло за собой формирование Комитетом Министров СЕ в феврале 1997 г. Комитета экспертов по преступности в киберпространстве, перед которым была поставлена задача изучить юридические проблемы, возникающие при расследовании компьютерных преступлений. По результатам изучения им был разработан проект Конвенции о киберпреступности.

Реакция правозащитных организаций на проект Конвенции оказалась вполне ожидаемой. В открытом письме правозащитных групп к СЕ утверждается, что проект "противоречит известным нормам защиты личности, неоправданно усиливает полномочия национальных правительств, подрывает развитие методов обеспечения безопасности информации, что уменьшает ответственность государств перед законом" После открытого обсуждения проект доработан с учетом требований усиления гарантий неприкосновенности частной жизни и подготовлен к обсуждению исполнительными органами СЕ. В период с 18 по 22 июня 2001 г. проект обсужден на заседании Европейского комитета по проблемам преступности, и с 23 ноября 2001 г. начато подписание Конвенции странами - членами СЕ, ее ратификация. Вступила в силу 1 июля 2004 года. К концу 2005 года ее подписали 38 государств-членов Совета, а также Канада, Япония, ЮАР и США. Конвенция стала первым документом, в котором содержится классификация киберпреступлений. В перечень преступных интернет-деяний входят, в частности, незаконный доступ в информационную среду, нелегальный перехват информационных ресурсов, вмешательство в компьютерную систему и информацию, содержащуюся на магнитных носителях. Кроме того, к этому списку относятся незаконное использование телекоммуникационного оборудования, подделка и мошенничество с применением компьютерных средств, а также преступления, связанные с "детской" порнографией и нарушениями авторских и смежных прав. В документе подробно описаны проблемы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуациях, когда преступник и жертва находятся в разных странах и подчиняются различным законодательствам. Конвенция также оговаривает общие для всех интернет-провайдеров правила хранения личной информации клиентов на случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании киберпреступлений. Россия отказалась подписывать международный закон т.к.: «Конвенция предусматривает возможность, не ставя в известность то или иное государство, правоохранительным органам другого государства иметь доступ к ресурсам, размещенным в сетях общего пользования этого государства», - Это не устраивает Россию, подчеркнул начальник юридического управления Росфинмониторинга Павел Ливадный. «Все-таки мы должны учитывать интересы нашей национальной безопасности», - сказал он.

Подход Росси к борьбе с киберпреступностью, по словам Ливадного, заключаются «в оперативном и адекватном взаимодействии правоохранительных органов стран между собой и в недопущении расследований на чужой территории, не ставя в известность правоохранительные органы соответствующего государства».

Кроме того, он отметил, что РФ продвигает подход, предусматривающий разработку глобальной конвенции по борьбе с преступлениями в информационной сфере. По его словам, Будапештская же конвенция имеет лишь региональное действие и не будет максимально эффективной.

Ливадный также сообщил, что по предложению России Комиссия ООН по противодействию преступности и уголовному правосудию в мае 2010 года учредила межправительственную группу экспертов, создание которой предусматривает появление в ближайшее время предложений по совершенствованию международной нормативно-правовой базы в этой области .


Уголовная ответственность за нарушение имущественных авторских и смежных прав в Интернете Корнева Л.А.// Российский следователь, 2008,№6

См.: Recommendation N R (89) 9 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member States for the Computer-Related Crime and Final Report of the European Committee on Crime Problems (adopted by the Committee of Ministers on 13 September 1989 at the 428th meeting of the Ministers" Deputies). Strasbourg, 1990; Recommendation N R (95) 13 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member States for the concerning problems of criminal procedural law connected with Information Technology (adopted by the Committee of Ministers on 11 September 1995 at the 543rd meeting of the Ministers" Deputies). Strasbourg, 1995.

Л.А. Корнева. Уголовная ответственность за нарушение имущественных авторских и смежных прав в интернете. "Российский следователь", 2008 №6

А.Г. Волеводз. Конвенция о киберпреступности: Новации правового регулирования. "Правовые вопросы связи", 2007 №2



 

Возможно, будет полезно почитать: