Административное задержание лица совершившего административное правонарушение. Административное задержание: основания, порядок применения

Проведение задержания личности необходимо в следующих случаях:

  • пресечение совершения правонарушения;
  • составление административного протокола, в том случае, если он не мог быть составлен на месте совершения преступного деяния;
  • для своевременного рассмотрения дела;
  • для исполнения принятого по делу постановления, как принудительной меры обеспечения производства.

Важно! Задержание недопустимо если в качестве наказания за совершенное правонарушение предусмотрено предупреждение, либо наложение штрафа, а также в случаях если есть реальная возможность на месте установить личность правонарушителя, обстоятельства дела и составить административный протокол.

Срок административного задержания

Административное задержание может осуществляться на период от 3 до 48 часов в исключительных случаях.

Максимальный срок задержания применяется:

  • при нарушении государственной границы РФ и порядка пребывания на территории страны;
  • при совершении правонарушения на континентальном шельфе, во внутренних, территориальных водах, в особой экономической зоне;
  • если в отношении задержанного ведется административное дело, за которое предусмотрено наказание в виде ареста.

Порядок задержания

  1. представитель власти, осуществляющий задержание обязан представиться, сообщить свою должность, причины и цель задержания;
  2. разъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей;
  3. составление протокола административного задержания;
  4. уведомление родственников или близких лиц задержанного о произошедшем в кратчайшие сроки, не позднее 3 часов с момента задержания.

Кто не может быть подвергнут административному задержанию:

  • иностранные граждане, у которых есть дипломатический иммунитет;
  • судьи;
  • прокурор и следователи следственного комитета РФ;
  • военнослужащие.

После совершения задержания составляется протокол. В нем обязательно должна быть отражена следующая информация:

  • место;
  • время;
  • обстоятельства;
  • причины совершения задержания.

Задержанный имеет право ознакомиться с протоколом, вносить в него коррективы, в том числе указании в нем сведений о некорректности в поведении лиц, производящих задержание, а также о своем внешнем виде, если он изменился в результате задержания.

Важно! Перед тем, как подписать протокол, следует убедиться в отсутствии пустых строк в бланке. Если после заполнения такие остались, представитель власти должен их зачеркнуть. Следует помнить, что задержанный имеет право не подписывать протокол, о чем должна быть соответствующая отметка.

Права задержанного

  • на телефонный звонок, за исключением случаев, если задержанный сбежал из психиатрического лечебного учреждения, из под стражи, уклоняется от отбытия наказания, а также находится в розыске;
  • на соблюдение презумпции невиновности и на молчание;
  • на подачу ходатайств и обжалование действий, сотрудников, которые произвели задержание в вышестоящие органы, прокуратуру и суд;
  • на услуги переводчика;
  • на ознакомление с протоколом и иными составленными документами по административному правонарушению, а также на получение копии протокола об административном задержании.

Кто может совершать задержание:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • старшие должностные лица вневедомственной охраны;
  • военнослужащие внутренних войск МВД РФ;
  • должностные лица автоинспекции и таможни;
  • сотрудники госнаркоконтроля;
  • должностные лица уголовно-исполнительной инспекции;
  • лица, осуществляющие операцию по предотвращению террористического акта.

Важно! Если несовершеннолетний подвергся административному задержанию, то об этом обязательно извещаются его законные представители. Лица, не достигшие 18 лет должны содержаться отдельно от взрослых задержанных.

Действующее законодательство охватывает все стороны жизни человека, оговаривает нормы поведения и ответственность за их нарушение. Количество существующих законов, подзаконных и нормативных актов столь велико, что даже опытному специалисту бывает нелегко сориентироваться в них. Обычные же граждане в лучшем случае просто не будут знать, что предпринять в той или иной ситуации. В худшем случае возможно принятие неправильных решений, способных только усугубить ситуацию и существенно усложнить выход из затруднительного положения.

Традиционным способом получения помощи от специалистов в таких случаях является юридическая консультация. Юрист, как никто другой, разбирается в действующем законодательстве, его нюансах и актуальных изменениях. Кроме того, именно юрист способен разъяснить обычному человеку смысл той или иной статьи закона, области её применения и последствия этого. Развитие информационных технологий явилось причиной появления такой разновидности получения юридической помощи, как бесплатные онлайн консультации юриста по телефону. На сайте сайт любой человек может получить полноценную юридическую консультацию. Для этого достаточно позвонить по указанному номеру телефона. Преимущества этого способа консультирования очевидны: Доступность. В любое время дня и ночи, в любой день недели специалисты готовы ответить на все вопросы. Для получения консультации не нужно специально посещать офисы юридических компаний, терять время на ожидание. Мобильность. Чаще всего человеку необходима оперативная консультация по юридическим вопросам. В такой ситуации традиционная консультация невозможна, поскольку повлечёт за собой потери времени. Онлайн консультация по телефону лишена этого недостатка, поскольку доступна не только в любое время, но из любого места. Для этого достаточно выйти в сеть Интернет с любого устройства, поддерживающего эту возможность. Высокое качество консультаций. Квалификация юристов позволяет им оперативно отвечать на большинство поставленных вопросов. В тех случаях, когда рассматриваются ситуации повышенной сложности, специалисту может понадобиться дополнительное время для ознакомления с нюансами дела и соответствующими статьями законодательства. Отсутствие регистрации на сайте. Если по каким-то причинам человек не хочет представляться настоящим именем, он может выбрать для общения любое понравившееся ему имя или псевдоним. Настоящее имя и фамилия могут понадобиться при составлении официальных заявлений, исков и так далее.. Кроме непосредственных ответов на заданные вопросы юристы подскажут правильную линию поведения в той или иной ситуации. Специалисты ответят на вопросы в таких областях права, как: Семейное законодательство. Рассматриваются любые вопросы заключения и расторжения брака, раздела имущества, составления брачного контракта, исковых заявлений и так далее. Налоговое законодательство. Юрист ответит на любые вопросы, связанные с налогообложением, уплатой налогов и сборов, льготами по налогообложению. При необходимости он же поможет составить нужные документы (например, заполнить налоговую декларацию). Трудовое законодательство. Специалист ответит на любые вопросы, связанные с толкованием и применением статей Трудового Кодекса и других нормативных и законодательных актов (приём на работу, увольнение, предоставление отпуска и других). Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Одна из самых сложных отраслей права, поэтому консультации по этим вопросам проводят самые опытные юристы. Кроме консультирования они помогут составить исковые заявления в надзорные, апелляционные и кассационные инстанции. Страховое и транспортное законодательство. В последнее время – это одна из самых востребованных для консультаций отраслей права. Опытные юристы ответят на любые вопросы, касающиеся использования автотранспорта, его страхования и ответственности за нарушения соответствующих статей законодательства. Жилищное законодательство. Рассмотрению подлежат все вопросы, связанные с приобретением, продажей, обменом, дарением недвижимости, а также любые спорные вопросы, связанные с этим. Кроме этого, бесплатная юридическая онлайн консультация может проводиться по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, земельным законодательством и любым другим отраслям юриспруденции. В некоторых случаях на первое место по важности выходит оперативность получения грамотной юридической консультации. В таких ситуациях трудно переоценить значение тех услуг по круглосуточному онлайн консультированию юристами, которые предоставляет сайт сайт.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Цель и основание. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих.

Субъекты. В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание. Его, в зависимости от выявленных правонарушений, вправе производить: должностные лица органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

3) до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Документы. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице (фамилия, имя, отчество, адрес, а при необ-

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях: органов внутренних дел (милиции), внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военной автомобильной инспекции, пограничных органов и пограничных войск, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также в иных специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Еще по теме Административное задержание: основание, цель, субъекты, место, сроки, документы.:

  1. 79.Административное задержание, доставление, привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонару­шениях.
  2. Сроки давности привлечения к административной ответствен­ности и исполнения постановления о назначении административного наказания.
  3. Учебная программа по дисциплине «Предпринимательское право» Цель и задачи курса. Его место в учебном процессе
  4. 71.Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Виды и элементы со­става административного правонарушения.

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:


1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;


2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;


3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;


4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;


5) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;


6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;


7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;


8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;


9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;


10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);


11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.


2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.


3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.


4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.


4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.


4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.


5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.




Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ


1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание - неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ - депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.



 

Возможно, будет полезно почитать: