Анализ женских образов в романе "преступление и наказание". Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание

Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен­тов университета, ...живущий в крайней бедности», напи­сал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос - кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо­брать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби­мых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео­рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ­ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно - и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон - предосте­режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон - повторение преступления, он убивает человека.

Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело - спасает девочку, другой - совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет состра­дание, добро, благожелательность, при отречении от нее - отчаяние, злоба, неверие.

По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он - «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обык­новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.

Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» - для Расколь­никова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невоз­можно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди - мать, сестра, Соня.

Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обна­жены для боли - и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она - вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитро­умные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским запове­дям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жиз­нью.

На каторге Раскольникова стали одолевать муки со­мнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совер­шенное преступление должно было бы сблизить Расколь­никова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец нена­видеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смея­лись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) - к «низшему».

Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он те­перь все страдания». Раскольников почувствовал, что те­перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его - каторжане - смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши­бочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно - себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.

Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблен­ных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувствен­ном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

Целью Достоевского было проследить «психологичес­кий процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначи­лось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздей­ствий среды, а от внутреннего состояния души.

«Преступление и наказание» открывает новый, выс­ший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые вы­ступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).

В основе драматического конфликта романов Ф.М.До­стоевского - борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологи­ческим произведением.

В начале июля один бедный молодой человек (Родион Раскольников) покинул свою каморку и направился к К-ну мосту. Ему удалось избежать встречи с квартирной хозяйкой, чья кухня выходила на лестницу, а дверь была постоянно открыта. Молодой человек был кругом должен хозяйке и боялся встречи с ней.

Нельзя сказать, чтобы этот молодой человек был труслив или забит бедностью. С некоторого времени он настолько углубился в себя и уединился, что боялся любой встречи, а не только встречи с квартирной хозяйкой. Несмотря на бедность, он перестал в последнее время заниматься насущными делами. Этот страх перед встречей с хозяйкой удивил его самого. Ведь он задумал такое дело, а боится пустяков. Спускаясь, он задумался, почему люди обычно больше всего боятся только нового шага, нового собственного слова.

На улице стояла страшная жара. Нестерпимая вонь из распивочных, толкотня на улице и обилие пьяных, несмотря на будний день, довершали колорит картины. Молодой человек по обыкновению впал в какое-то задумчивое забытье и шел, не замечая ничего. Уже второй день он почти ничего не ел и потому был очень слаб. Он был очень плохо одет. Он шел недалеко, даже знал, что это всего семьсот тридцать шагов. Он шел делать пробу своему предприятию, волнение его все возрастало.

Наконец, молодой человек подошел к огромному дому, в котором было множество мелких квартир, населенных бедным рабочим людом. Пройдя незамеченным дворниками, молодой человек оказался на темной и узкой лестнице. Он встретил солдат-носильщиков, выносивших мебель из квартиры. Значит, на этаже осталась занятой только старухина квартира. Молодой человек отметил это и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, но посетитель вздрогнул, так как нервы его ослабели. Старуха открыла дверь только после того, как убедилась, что на лестнице много народу. Ее звали Алена Ивановна. Старуха жила вместе со своей сводной сестрой Лизаветой, забитой бедной девушкой, безропотно служащей старухе.

Раскольников принес старухе под заклад серебряные часы отца. Процентщица напомнила ему, что и старому закладу уже прошел срок, но часы все-таки взяла. Молодой человек внимательно наблюдал за старухой, стараясь запомнить, что и каким ключом она отпирает. Не споря о цене заклада, Раскольников взял деньги и ушел.

Чувство бесконечного отвращения, зародившееся еще по пути к старухе, стало столь сильным, что на него напала сильная тоска. Он шел, не замечая дороги. Опомнился только возле распивочной. Никогда прежде он не был в распивочной, но теперь его томила такая жажда, что пришлось войти. Здесь его внимание сразу привлек один посетитель, человек за 50 лет, плотного телосложения, среднего роста. От постоянного пьянства лицо его было отекшим. Он был одет очень плохо, а в ухватках его было что-то солидно-чиновничье. Этот посетитель сам заговорил с Раскольниковым: «Мармеладов, титулярный советник». Он рассказал историю своей семьи. Его жена, Катерина Ивановна, в первом браке имела троих детей. У него самого от первого брака осталась дочь — Соня. Первый муж Катерины Ивановны был пехотным офицером, потом пристрастился к картам, попал под суд и умер. Сам Мармеладов был чиновником, но потом лишился места и постепенно спился. Сейчас он настолько опустился, что пропил даже последние чулки жены, дочь Соня имеет желтый билет, живет отдельно от них и помогает деньгами. Даже сейчас Мармеладов пропивал последние деньги дочери.

Раскольников проводил Мармеладова до дому, потому что тот оказался гораздо слабее в ногах, чем в словах. Увидев нищету, в которой жила эта семья, голодных детей, больную и изможденную Катерину Ивановну, Раскольников положил им незаметно на окошко все оставшиеся деньги.

На другой день он встал поздно, но сон не придал ему сил. С чувством отвращения оглядел он свою убогую, грязную комнату. Он словно отстранился от всех, и даже лицо служанки, изредка наведывавшейся в его комнату, вызывало в нем желчь и конвульсии. Настасья была отчасти довольна такому настроению постояльца и почти перестала бывать и убирать у него. Сегодня Раскольникова разбудила именно она, принеся свой собственный спитой чай. Хозяйка давно перестала посылать Раскольникову еду.

«Теперь почто ничего не делаешь?» — упрекнула Настасья Раскольникова. Тот отвечал, что делает трудную работу — думает, а на уроках можно заработать только медные деньги. «А тебе бы сразу весь капитал?» — засмеялась Настасья. «Да, весь капитал», — твердо ответил он.

Тут Настасья вспомнила, что Раскольникову пришло письмо, и побежала за ним. Письмо было от матери. Она сообщала, что сестра Раскольникова — Дуня — уволилась от Свидригайлова, где служила гувернанткой. Поначалу с ней в семье хорошо обращались, но потом хозяин стал склонять ее к любовной связи, воспользовавшись тем, что Дуня взяла большой аванс (эти деньги Дуня взяла для того, чтобы отослать их брату). Дуня пыталась образумить хозяина, но однажды его жена, Марфа Петровна, услышала их разговор, все поняла превратно и обвинила в этой истории Дуню. Девушку сразу же отвезли к матери, а Марфа Петровна целый месяц рассказывала об этом в городе. Господин Свидригайлов, видимо одумавшись, сумел убедить жену в невиновности девушки, показав ее письмо к нему. В нем она напоминала ему, что он отец семейства и ему стыдно мучить беззащитную девушку. Невиновность Дуни подтвердили слуги. Пылкая Марфа Петровна раскаялась, просила у Дуни прощения и опять объезжала все дома в городе, показывая письмо Дуни и уверяя всех, что она — прекрасная девушка. Марфа Петровна даже сосватала Дуне жениха — Лужина Петра Петровича, надворного советника и своего дальнего родственника.

Несмотря на старания матери создать хорошее впечатление о Лужине, сразу было видно, что Петр Петрович скуп и довольно ограничен. «Кажется, честен», «несколько как бы тщеславен», «кажется, добрый» — эти и другие оговорки в письме матери сразу сказали Раскольникову, что сестра решила пожертвовать собой ради будущего благополучия брата. Из письма следовало, что мать и сестра скоро приедут в Петербург к Лужину, который выехал сюда раньше.

Читая письмо, Раскольников плакал. Он сразу решил, что этому браку не бывать. Но тут же он как бы очнулся. Что он может сделать? Деньги ведь нужны теперь, а не через десять лет. Он понял, что нужно на что-то решиться.

В раздумьях Раскольников метался по улицам Петербурга. Вдруг его внимание привлекла молоденькая девушка, шедшая впереди него, размахивая руками. Приглядевшись, Раскольников понял, что девушку напоили, надругались над ней и выгнали на улицу. А в стороне, шагах в пятнадцати за девушкой шел господин, который явно тоже был не прочь воспользоваться ее состоянием. Раскольников поскандалил с этим жирным щеголем, и тут появился городовой. Отведя его в строну, Раскольников объяснил городовому ситуацию и дал ему денег, чтобы тот присмотрел за девочкой. Он пошел дальше, размышляя над дальнейшей судьбой этой несчастной. Ясно, что она проживет лет восемнадцать — девятнадцать. Но это никого не волнует. Общество успокаивает себя тем, что определенный процент людей должен уходить каждый год куда-то, чтобы освежать остальных.

Раскольников вспомнил, что шел к Разумихину, своему университетскому другу. Это был добрый, общительный и веселый парень. Он был очень неглуп. Пить он мог до бесконечности, но мог и не пить. Никакие неудачи не смущали его и никакие обстоятельства никогда не могли придавить его. Теперь он вынужден был уйти из университета из-за денег, но изо всех сил старался поправить обстоятельства, чтобы продолжать учебу.

Далее в 1 части романа «Преступление и наказание» Достоевского говорится о том, что Родиону приснился страшный сон. Он, семи лет, гуляет с отцом в родном городе. На окраине городка они проходят мимо кабака, который всегда пугал его — там орали, хохотали, дрались, кругом были страшные, пьяные рожи. В кабаке как будто гулянье, толпа всякого сброда. Возле кабака стоит телега, в которую запряжена обычная маленькая саврасая крестьянская кобыла. Из кабака выходит пьяный мужик, который всех зовет садиться в телегу, хвастаясь, что его кобыла всех довезет. Народ смеется, но мужик стоит на своем. Все лезут в телегу. Кляча еле сдвигает телегу с места, а мужик нещадно бьет ее кнутом, чтобы быстрее везла. Мальчику жалко кобылу, отец хочет увести ребенка, но тот вырывается и бежит к кобылке. «Секи до смерти!» — в пьяном запале кричит мужик. Некоторые заступаются за лошадь, но мужик кричит: «Мое добро! Что хочу, то и делаю! Секи по глазам!» Мальчик бежит возле лошади и видит, как ее бьют по глазам. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Так бедную лошадь забили до смерти. Мальчик бросается с кулаками на Миколку, хозяина лошади. Отец уводит его, говоря, что это не их дело. Родион проснулся в поту. Он подумал, что не решится на то, что задумал. У него на сердце точно прорвался нарыв. Он был свободен от этих чар и наваждения. Он пошел домой. По пути услышал разговор Лизаветы, младшей сестры старухи-процентщицы, из которого стало ясно, что завтра в 7 часов Лизаветы дома не будет и, значит, старуха будет в своей квартире совершенно одна. Родион вдруг почувствовал, что он будто приговорен к смерти, что все окончательно решено.

Потом он вспоминал, как при первой же встрече со старухой он почувствовал к ней непреодолимое отвращение. Взяв у нее «два билетика» за колечко, он зашел в трактир. Рядом за столиком он услышал разговор между офицером и студентом. Студент рассказывал офицеру о жадности и скупости старухи, о тяжелой жизни кроткой и безответной Лизаветы, которая многим нравится, несмотря на убожество. Студент сначала в шутку, а потом и более серьезно стал говорить, что убить такую злобную старуху совсем не грех, тем более, что свои деньги та завещала монастырю. Этот трактирный разговор произвел на Раскольникова сильное впечатление.

Раскольников вернулся домой и лег спать. Настасья его еле разбудила утром. Он отослал прислугу. Немного поел. Услышав бой часов, словно очнулся и пришил изнутри петлю к рукаву летнего пальто. Это была петля для топора. Закончив с этим, он вытащил давно приготовленный «заклад» — деревянную дощечку, величиной с папиросочницу и тоненькую железную полоску для веса. Все это он завернул в бумагу и крепко перевязал, чтобы старуха повозилась с узлом. Тут он услышал, что уже седьмой час, и бросился к двери. Топор он предполагал взять на хозяйской кухне, но там была Настасья. Спустившись машинально вниз, он остановился в раздумье перед воротами. «Какой случай потерял!» — думал он с досадой. Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника что-то блеснуло. Он на цыпочках зашел туда и увидел топор, который сразу же приладил в приготовленную петлю.

Поднимаясь к квартире старухи, Раскольников заметил, что на втором этаже работали маляры, но его они не заметили. На третьем этаже квартира тоже, по-видимому, была пустая. На первый звонок старуха не ответила. Он позвонил еще раз погромче и понял по едва слышимому шороху, что старуха стоит перед дверью и прислушивается, как и он. Раскольников позвонил в третий раз, и старуха приоткрыла дверь.

Он пошел прямо на нее, старуха отскочила в испуге. В ответ на тревожные вопросы, он протянул ей «заклад». Та немного помедлила. Почувствовав, что теряет самообладание, Раскольников сказал старухе, что может отнести заклад и в другое место. Старуха начала развязывать веревку на «закладе» и повернулась в окну, к свету. Раскольников высвободил топор, но еще не вытащил его из-под плаща. Руки его были ужасно слабы и все больше деревенели. Узел не развязывался, и старуха с досадой пошевелилась в его сторону. Больше нельзя было терять ни минуты. Раскольников вытащил топор, поднял его обеими руками и почти машинально опустел его на голову обухом. Но как только он опустил топор, в нем родилась сила.

Старуха слабо вскрикнула и осела на пол, успев поднять руки к голове. Он еще несколько раз ударил ее. Затем Раскольников нагнулся к лицу старухи — она была мертва.

Раскольников положил топор и полез в карман старухи, из которого она прошлый раз вытаскивала ключи. Он был в полном уме, но руки еще дрожали. Потом вспоминал, что был внимателен и осторожен, стараясь не запачкаться. Вытащив ключи, пошел в спальню. Подойдя к комоду, он стал подбирать ключ. Звяканье ключей вызвало судорогу, ему захотелось все бросить и уйти. Но это длилось лишь мгновение. Вдруг ему пришла в голову мысль, что старуха может быть жива и очнулась. Он вернулся к телу, замахнулся топором, но не опустил его, потому что и так было видно, что старуха мертва. Он увидел, что натекло много крови. Разглядывая рану, Раскольников наклонился над телом и заметил на шее шнурок. Он осторожно перерезал его топором, стараясь не касаться тела. Сняв шнурок, он увидел, что на нем были два креста, кипарисный и медный, финифтяной образок и небольшой туго набитый кошелек. Раскольников сунул кошелек в карман, кресты бросил старухе на грудь. Захватив топор, опять пошел в спальню.

Раскольников торопился. Он никак не мог подобрать ключи. Потом он сообразил, что большой ключ, видимо, не от комода, а от укладки, которую старуха держит под кроватью. Так и оказалось. Открыв укладку, он увидел, что она набита вещами. Увидев красный гарнитур, Раскольников начал было вытирать об него руки. Как только он пошевелил вещи, из-под шубки выскользнули золотые часы. Оказалось, что между тряпьем были спрятаны золотые вещи, некоторые были в футлярах, некоторые завернуты в газету. Раскольников набил этими свертками все карманы. Но много набрать не успел...

В комнате, где лежала старуха, он услышал шаги. Раскольников замер. Все были тихо, и он решил, что ему померещилось. Вдруг ясно раздался негромкий вскрик. Опять наступила тишина. Он сидел, замерев, около сундука, но вдруг схватил топор и выбежал из спальни. Посреди комнаты стояла Лизавета. Увидав Раскольникова, она вся задрожала, приподняла руку и медленно стала пятиться от него, пристально глядя в глаза. Он бросился на Лизавету с топором. Несчастная и забитая Лизавета даже не подняла руки, чтобы защититься. Она рухнула.

Страх все больше охватывал Раскольникова, особенно после этого второго, незапланированного убийства. Ему хотелось скорее убежать отсюда. Если бы он сейчас мог рассуждать и понять все трудности своего положения, то он бы бросил все и пошел бы сам на себя заявить, и даже не от страха, а от отвращения к совершенному. Но им овладела какая-то рассеянность. Он обращал внимание на мелочи, забыв о главном. Пройдя в кухню, Раскольников увидел там ведро с водой и стал мыть руки и топор от крови. Затем тщательно вытер все бельем, сушившимся здесь же на веревке. Осмотрев свое платье и вытерев испачканные в крови сапоги, он в раздумье стоял посреди комнаты. Его мучила мысль, что он сходит с ума, делает что-то не то и не сможет себя защитить. «Надо бежать», — подумал он и бросился в переднюю. Здесь он с ужасом увидел, что все это время дверь была открыта. Он бросился к двери и запер ее, но тут же подумал, что нужно бежать. Открыв дверь, он стал слушать. Где-то далеко бранились два голоса. Наконец, все стихло. Он уже хотел выйти, но тут кто-то стал спускаться сверху. Он переждал. Уже ступил на лестницу, но кто-то стал подниматься снизу. Раскольников почему-то сразу понял, что это сюда. Раскольников, точно окостенел и прирос к месту. Только когда гость был уже на четвертом этаже, он быстро проскользнул в квартиру и закрыл дверь на притвор. Ему помогал инстинкт.

Гость подошел к двери, отдышался и позвонил. Незнакомец немного подождал ответа, потом позвонил еще раз и стал нетерпеливо дергать ручку двери. «Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота ненаглядная! Отворяйте!». Было видно, что этот человек свой в этом доме. В это время к двери подошел еще кто-то. «Неужели нет никого?» — весело спросил подошедший. «Здравствуйте, Кох!» Молодой человек пришел занять у старухи денег, а Кох заранее договорился со старухой о встрече. Они начали обсуждать, куда могла подеваться старуха, которая всегда жаловалась на больные ноги, и тут молодой человек заметил, что дверь закрыта на крючок, то есть изнутри. Визитеры поняли, что здесь что-то неладно. Молодой человек оставил Коха у двери, а сам побежал за дворником.

Раскольников стоял за дверью, сжимая топор. Время шло, Кох еще подергал дверь, потом, бросив свой пост, побежал быстро вниз. Шаги стихли, и Раскольников вышел из квартиры. Он уже спустился на три пролета лестницы, как раздался шум этажом ниже. Двое с криком побежали вниз во двор. И тут он услышал, что несколько человек поднимаются наверх. В полном отчаянии Раскольников пошел им навстречу. Между ними оставался только один пролет, и тут Раскольников увидел распахнутую дверь пустой квартиры, в которой шел ремонт. В квартире никого не было, видимо, отсюда недавно с криком выбежали рабочие. Раскольников шмыгнул в раскрытую дверь и притаился. Группа людей поднялась наверх, а он, немного переждав, выбежал вниз. Во дворе тоже никого не было. Он вышел из двора, понимая, что те люди, в квартире, уже, наверное, поняли, что он недалеко, но прибавить шагу не смел, да и пережитое волнение обессилило его. Пот лил с него.

Не в полной памяти Раскольников пришел домой. Только поднимаясь по лестнице, он вспомнил о топоре и вернулся, чтобы положить его обратно в дворницкую. Все прошло благополучно, там никого не было. Придя к себе, он бросился на диван и погрузился в забытье. Так завершается 1 часть романа «Преступление и наказание».

Источник (в сокращении): Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература / И.Н. Агекян, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Современный литератор, 2003

Краткие содержания других частей романа "Преступление и наказание": Ч

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» есть немало женских образов. Их целая галерея. Это Сонечка Мармеладова, убитая обстоятельствами Катерина Ивановна, Алена Ивановна и ее сестра Лизавета. В произведении этим образам отведена важная роль.

Соня Мармеладова - главная героиня

Один из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» - Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии больше не мог содержать свою семью. Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей. Мачеха не была обозленной, однако бедность действовала на нее угнетающе, и иногда она винила падчерицу в своих бедах.

И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще. Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя. Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».

Сочетание низкого пути и христианской веры

Роль женских образов в «Преступлении и наказании», особенно Сонечки, нельзя недооценить. Ведь постепенно главный герой начинает перенимать образ мыслей Сони, понимать, что она в действительности является не проституткой - заработанные зазорным путем деньги она тратит не на себя. Соня искренне верит в то, что до той поры, пока от ее заработка зависит жизнь ее семьи, господь не допустит ее болезни или сумасшествия. Парадоксальным образом Ф. М. Достоевский сумел показать, как в ней сочетается христианская вера с совершенно неприемлемым, страшным образом жизни. И вера Сони Мармеладовой является глубокой, а не являет собой, как у многих, лишь формальную религиозность.

Школьное задание на дом по литературе может звучать следующим образом: «Проанализируйте женские образы романа «Преступление и наказание». Подготавливая информацию о Соне, нужно сказать, что она является заложницей тех обстоятельств, в которые ее поставила жизнь. Выбор у нее был невелик. Она могла остаться голодной, наблюдая за тем, как мучается от голода ее семья, или же начать продавать собственное тело. Конечно, ее поступок предосудителен, однако иначе она не могла поступить. Рассмотрев Соню с другой стороны, можно увидеть героиню, которая готова пожертвовать собой ради своих близких людей.

Катерина Иванова

Катерина Ивановна - также один из важных женских образов в романе «Преступление и наказание». Она вдова, оставшаяся одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она оказалась вынуждена выйти замуж за чиновника - вдовца, у которого есть дочь Соня. Он же берет ее в жены только из чувства сострадания. Она всю жизнь пытается найти способы прокормить своих детей.

Окружающая обстановка представляется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень больно ранит человеческая подлость, которая попадается практически на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. В Катерине Ивановне хорошо развито ощущение справедливости, и именно оно толкает ее на решительные поступки.

Чем тяжела доля героини

Катерина Ивановна имеет знатное происхождение. Она из разорившейся семьи дворян. И по этой причине ей намного тяжелее, чем мужу с падчерицей. И этому причина не только повседневные трудности - у Катерины Ивановны нет такой же отдушины, как у Семена и его дочки. У Сони есть утешение - это молитва и Библия; отец ее на некоторое время может забыться в кабаке. Катерина Ивановна отличается от них страстностью своей натуры.

Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны

Ее поведение говорит о том, что любовь не могут искоренить из человеческой души никакие трудности. Когда чиновник умирает, Катерина Ивановна говорит о том, что это к лучшему: «Убытку меньше». Но в то же время она ухаживает за больным, поправляет подушки. Также любовь связывает ее и с Соней. При этом сама девушка не осуждает свою мачеху, которая когда-то толкнула ее на столь неблаговидные действия. Скорее наоборот - Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым. Позднее, когда Лужин выдвигает Соне обвинение в краже денег, Раскольников имеет возможность понаблюдать, с каким рвением защищает Катерина Ивановна Соню.

Как закончилась ее жизнь

Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало. Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.

Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество - доброта. Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет. Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.

Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица

Алена Ивановна - это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье. Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей. Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.

Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.

Лизавета Ивановна

Анализируя женские образы в романе «Преступление и наказание», следует упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старухи-процентщицы - они были от разных матерей. Лизавету старуха постоянно держала в «совершенном порабощении». Этой героине 35 лет, по своему происхождению она мещанского рода. Лизавета - нескладная девица достаточно высокого роста. Характер у нее тихий и кроткий. Круглыми сутками она работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, и по причине своего слабоумия она почти постоянно беременна (можно сделать вывод о том, что люди низкой морали используют Лизавету для своих целей). Вместе со своей сестрой героиня погибает от рук Раскольникова. Хотя она и некрасива, однако у многих вызывает симпатию ее образ.



 

Возможно, будет полезно почитать: