Основные должностные обязанности военнослужащих. Обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные (военно-служебные) и специальные Должностные обязанности военнослужащих

Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные. Это деление сохранилось по сей день и прописано в Федеральном законе “О статусе военнослужащих”.

Общими обязанностями являются: “Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331

Статья 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определяет случаи в которых военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющие обязанности военной службы. К таким случаям относятся:

а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождение в служебной командировке;

з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;

и) следование к месту военной службы и обратно;

к) прохождение военных сборов;

л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в статье 27 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие.

Наиболее подробно в законе “О статусе военнослужащих” указываются должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Существует также ряд запретов, обязательных для исполнения военнослужащими. Так, например, военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы.

Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Общие обязанности военнослужащих нашли закрепление в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В ней указывается на то, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами России составляют существо воинского долга, который обязывает воинов:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Общие обязанности военнослужащих сформулированы также в Военной присяге, факт приведения к которой имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к Военной присяге за военнослужащим может закрепляться оружие и военная техника, он может быть назначен на должности, может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной службе) и задач при введении режима военного и чрезвычайного положения в условиях вооруженных конфликтов.

Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140, возлагает на военнослужащих следующие обязанности (ст.ст. 13 и 16):

умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, стойко переносить трудности военной службы;

быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от непристойных поступков;

соблюдать правила воинской вежливости, оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины;

служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других.

В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими, военнослужащий должен немедленно принять меры к наведению порядка, а также доложить своему непосредственному командиру (начальнику).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения, порученных ему, согласно занимаемой должности, функций и задач. Эти обязанности, которые используются только в интересах службы, определяются воинскими уставами, соответствующими руководствами, постановлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами непосредственных начальников.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности.

Для исполнения специальных обязанностей, как это указано в ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» воины могут наделяться должностными правами (на применение оружия, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и общевоинскими уставами.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Это же положение нашло отражение и в ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Здесь говорится, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обороне» - Вооруженные силы Российской Федерации, как государственная военная организация, составляющая основу обороны России, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Привлечение Вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в установленном законом порядке.

Для обеспечения режима военного и чрезвычайного положения привлекаются Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, силы и средства, на которые возложено выполнение следующих задач:

поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное или чрезвычайное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Указанные задачи военнослужащие Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, федеральных органов безопасности, пограничной службы и военнослужащими внутренних войск.

Ст. 28 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»,на Министерство обороны, Вооруженные силы России возложены задачи:

по обеспечению защиты Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;

по обеспечению участия ВС РФ в защите Государственной границы на суше, на море, пограничных реках, озерах и иных водоемах в случаях и порядке, определенных законом;

по разрешению в пределах своей компетенции инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы;

по оказанию содействия пограничным органам и войскам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.

В соответствии с Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130 - ФЗВооруженные силы Российской Федерации, наряду с Федеральной службой безопасности, пограничными войсками, Министерством внутренних дел, Федеральной службой охраны и службой внешней разведки, к тому же, являются субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом в рамках компетенции, указанной в ст. 7, включая защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов и проведение контртеррористических операций.

Пункт 4 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит положение о том, что военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

При исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, военнослужащие в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Устава внутренней службы ВС РФ имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в качестве крайней меры лично или составом подразделения для:

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно;

защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и в порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ, который утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. В частности, начальник караула имеет право (ст. 138) применить оружие сам или составом караула в случае нападения на охраняемые объекты, часовых, смену караульных (контрольно-охранную группу) или на караульное помещение, а также для прекращения беспорядка среди арестованных (заключенных под стражу) или по арестованному (заключенному под стражу), совершающему побег.

Часовой обязан (ст. 190) применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. В крайних, не терпящих отлагательства случаях или при неисправности средств связи, часовой может (ст. 196) вызвать на пост начальника караула или разводящего выстрелом вверх.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить (ст. 12 УВС ВС РФ).

Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из-под стражи из транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин, несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий обязан доложить командиру (начальнику).

В каждом гарнизоне для поддержания порядка и контроля над соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и других общественных местах приказом начальника гарнизона организуется патрулирование, для чего из состава воинских частей гарнизона назначаются патрули.

В случае неповиновения или сопротивления военнослужащего при его задержании за грубое нарушение воинской дисциплины начальник патруля (ст. 79 УГ и КС ВС РФ) имеет право сам или составом патруля применить к нему физическую силу.

При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком и прикладом (ст. 193 УГ и КС ВС РФ).

Говоря о средствах рукопашного боя и правилах их применения, необходимо иметь в виду и то, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» на военнослужащих ВС РФ, войска, воинские формирования и органы распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Участвуя в защите Государственной границы, военнослужащие Вооруженных сил РФ в пределах полномочий, установленных законом «О Государственной границе Российской Федерации», применяют оружие, специальные средства в рамках ст. ст. 35 и 36, а также физическую силу, в том числе боевые приемы, согласно ст. ст. 12 и 14 закона «О милиции».

Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, оружия и специальных средств, как правило, влечет причинение вреда посягающему (задерживаемому) и сопряжено с высоким риском наступления тяжких последствий. Поэтому действия военнослужащих в этих случаях затрагивают сферу отношений, которые регулируются нормами уголовного законодательства, исключающими преступность деяния.

Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются сознательные действия лица, причиняющие какой-либо вред охраняемым законом ценностям и интересам, но совершенные в целях охраны более важных прав и потому не представляющие общественной опасности и не признаваемые преступлением.

Действующий УК РФ (1996 г.) предусматривает шесть указанных обстоятельств:

необходимая оборона (ст. 37 УК РФ);

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ);

крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);

физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ);

обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);

исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона .

Из всех обстоятельств, исключающих преступность деяния, необходимая оборона поставлена на первое место, и это - не случайно. С одной стороны, она является важной правовой гарантией реализации конституционного права граждан на самозащиту, с другой – выступает как активное средство борьбы с преступностью, пресечения преступлений в момент их совершения. В результате реализации права на необходимую оборону виновное лицо терпит определенный ущерб, что субъективно им воспринимается как наказание.

Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Каждый человек имеет право на защиту своих прав и законных интересов, прав и законных интересов другого лица, общества и государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего человеку от рождения права на жизнь.

Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную опасность и противоправность, а, следовательно, преступность и наказуемость действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам предотвращения и пресечения преступлений.

Осуществление акта необходимой обороны – субъективное право гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт обороны. В определенных ситуациях оборона от преступного посягательства может являться моральной обязанностью, общественным долгом гражданина.

Однако на определенной категории лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся сотрудники милиции, других подразделений органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, других охранных служб, инкассаторы и проч. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих лиц является их служебным долгом.

Условия правомерности акта необходимой обороны принято подразделять на относящиеся к посягательству и защите. Посягательство должно быть: а) общественно опасным; б) наличным; в) действительным (реальным).

Право на оборону порождает только общественно опасное посягательство на правоохраняемые интересы. Чаще всего оборона осуществляется против преступного, уголовно наказуемого посягательства. Однако не требуется, чтобы посягательство было непременно преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки.

Необходимая оборона допустима и против незаконных действий должностных лиц, посягающих путем злоупотребления служебным положением на законные права и интересы граждан. Речь идет о заведомом, явном произволе. Если же действия должностного лица по форме, внешне соответствуют законным требованиям, то насильственное сопротивление, как правило, не может быть оправдано.

Посягательство должно быть наличным, т.е. начавшимся (или близким к началу) и еще не окончившимся. Оно должно обладать способностью неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред.

Наличным признается также посягательство, которое уже начало осуществляться или непосредственная угроза осуществления которого была настолько очевидной, что было ясно: посягательство может тотчас же, немедленно осуществиться. О последнем может свидетельствовать конкретная угроза словами, жестами, демонстрация оружия и прочие устрашающие способы.

Посягательство не является наличным в тех случаях, когда оно закончилось, и опасность уже не угрожает. Момент фактического окончания общественно опасного посягательства является конечным моментом необходимой обороны.

Посягательство должно быть действительным, реальным, а не мнимым, существующим в объективной действительности, а не только в воображении защищающегося.

Признак действительности нападения позволяет провести разграничение между необходимой и мнимой обороной. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства. Юридические последствия мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке.

При решении этого вопроса возможны два основных варианта:

а) если фактическая ошибка исключает умысел и неосторожность, то устраняется и уголовная ответственность за действия, совершенные в состоянии мнимой обороны. В таких случаях лицо не только не сознает, но по обстоятельствам дела не должно и не может сознавать, что общественно опасного посягательства нет. Налицо – случай, невиновное причинение вреда.

б) если при мнимой обороне лицо, причиняющее вред мнимому посягателю, не сознавало, что в действительности посягательства нет, добросовестно заблуждаясь в оценке сложившейся обстановки, но по обстоятельствам дела должно было и могло сознавать это, ответственность за причиненный вред наступает как за неосторожное преступление.

Следует иметь в виду, что мнимая оборона и необходимая оборона предполагают определенные обязательные условия: необходимая оборона – наличие реального посягательства, мнимая оборона – совершение действий, принятых за такое посягательство.

В тех случаях, когда лицо совершенно неосновательно предположило нападение, когда ни поведение потерпевшего, ни вся обстановка по делу не давали ему никаких реальных оснований опасаться нападения, оно подлежит ответственности на общих основаниях как за умышленное преступление. В этих случаях действия лица не связаны с мнимой обороной, а вред потерпевшему причиняется вследствие чрезмерной, ничем не оправданной подозрительности виновного.

Как отмечалось выше, существуют условия, относящиеся к защите от общественно опасного посягательства:

а) допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства;

б) защита осуществляется путем причинения вреда посягающему, а не третьим (посторонним) лицам, как при крайней необходимости;

в) защита должна быть своевременной;

г) защита не должна превышать пределов необходимости.

Защита должна быть своевременной. Она должна совпадать, соответствовать по времени общественно опасному посягательству. «Преждевременная» или «запоздалая» оборона не увязывается с существом самого понятия необходимой обороны.

В тех случаях, когда обороняющийся, не осознав факта окончания посягательства, причинил посягающему какой-либо вред, следует руководствоваться указаниями Пленума Верховного Суда СССР о том, что «состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания».

Защита не должна превышать пределов необходимости.

Превышение пределов необходимой обороны (эксцесс обороны) представляет собой умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Под ними следует понимать причинение нападающему явно ненужного, чрезмерного, не вызываемого обстановкой тяжкого вреда.

Следует иметь в виду, что причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью, а также побоев в ситуации обороны во всех случаях укладывается в рамки правомерной защиты. В отличие от позиции ранее действовавшего УК РСФСР законодатель в настоящее время исключил возможность привлечения к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны при причинении здоровью вреда средней тяжести. Тем самым расширено право граждан на оборону от преступных посягательств. Вопрос об эксцессе обороны может теперь встать лишь в случаях причинения посягающему смерти или тяжкого вреда его здоровью, разумеется, когда этот вред явно не соответствует характеру и опасности посягательства.

Превышение пределов необходимой обороны имеет место, прежде всего в случаях явного (резкого, значительного) несоответствия между угрожаемым вредом и вредом, причиняемым обороной, между способами и средствами защиты, с одной стороны, и способами и средствами посягательства – с другой, между интенсивностью защиты и интенсивностью посягательства.

Новый УК прямо не устанавливает, в каких случаях обороняющийся вправе причинить любой вред нападающему. Предпринимавшаяся в этом отношении попытка конкретизировать норму о необходимой обороне указанием на то, что обороняющийся вправе причинить любой вред посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для его жизни или жизни другого лица либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, была явно неудачной. Она порождала сомнения в правомерности лишения жизни посягающего при совершении им преступлений, не сопряженных непосредственно с угрозой жизни потерпевшего (например, при угрозе причинения тяжкого вреда здоровью, изнасиловании, нарушении неприкосновенности жилища, похищении человека, посягательстве на охраняемые объекты собственности, вымогательстве и проч.). Тем самым практика ориентировалась на требование о полном соответствии обороны нападению, что абсолютно невозможно в реальной жизни и противоречит духу самой нормы о необходимой обороне. В конечном счете, вместо расширения права граждан на необходимую оборону от преступных посягательств произошло его ограничение, сужение. Именно поэтому УК восстановил прежнюю (проверенную временем) редакцию нормы о необходимой обороне. Несомненно, что вред, причиняемый посягателю лицом, действующим в состоянии необходимой обороны, может быть и более значительным по сравнению с тем вредом, наступление которого было предотвращено актом необходимой обороны.

Для правомерной обороны не требуется также пропорциональности (абсолютной соразмерности) между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства.

Невооруженное нападение при конкретных обстоятельствах может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно. Люди различаются по силе, ловкости, умению владеть оружием или обороняться без оружия. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. Помимо того, что не всегда возможно защищаться соразмерными средствами, следует иметь в виду, что у защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного посягательством, обороняющийся не всегда может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть и более эффективными.

Вывод о том, имело ли место превышение пределов необходимой обороны, можно сделать лишь в результате тщательного анализа конкретных обстоятельств дела, личности посягающего и обороняющегося. Необходимо учитывать не только соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, но и характер опасности, угрожающей оборонявшемуся, его силы и возможности по отражению посягательства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягающего и защищающегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Принципиальное значение имеет положение закона о том, что «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения» (ч. 2 ст. 37). Тем самым, сделана попытка уравнять в правах при осуществлении акта необходимой обороны частных лиц и сотрудников правоохранительных органов, к которым на практике всегда предъявлялись в этом отношении повышенные требования.

дипломная работа

§ 1. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные. Это деление сохранилось по сей день и прописано в Федеральном законе “О статусе военнослужащих”.

Общими обязанностями являются: “Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", СЗ Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331

Статья 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определяет случаи в которых военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющие обязанности военной службы. К таким случаям относятся:

а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождение в служебной командировке;

з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;

и) следование к месту военной службы и обратно;

к) прохождение военных сборов;

л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в статье 27 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие.

Наиболее подробно в законе “О статусе военнослужащих” указываются должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Существует также ряд запретов, обязательных для исполнения военнослужащими. Так, например, военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы.

§ 2. Ответственность военнослужащих за правонарушения.

По законодательству СССР ответственность военнослужащих за правонарушение делилось на дисциплинарную, материальную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность устанавливалась и определялась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 77. За нарушение воинской дисциплины и общественного порядка военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные несут ответственность в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”,Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 68.) и дисциплинарным уставом вооруженных сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года.

Материальная ответственность военнослужащих устанавливалась законом СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 79. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за причиненный ими материальный ущерб несут ответственность в порядке, устанавливаемом Президиумом Верховного Совета СССР” Там же. С. 68.), Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству и приказом Министра обороны СССР от 1966 года № 185.

Военнослужащие несли уголовную ответственность на основании закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” (“Статья 78. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за совершенные ими преступления несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством” Там же. С. 68.) и в соответствии с основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надо отметить, что ответственность военнослужащих за преступления в период СССР была боле жесткой, чем сейчас. Это видно из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года “О внесении изменений и дополнений в положение о воинских преступлениях”. Дезертирство наказывалось лишением свободы на срок от трех до пяти лет, а в военное время это же деяние наказывалось высшей мерой наказания - расстрелом. Самовольная отлучка из воинской части наказывалась лишением свободы на срок до пяти лет, а в военное время на срок не ниже пяти лет. Самовольное оставление поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием влекли за собой расстрел.

Административная ответственность: понятие и особенности

За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы...

Административно-правовой статус полицейского в России

Специальные полномочия - это права и обязанности, которые сотрудник полиции выполняет по должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации...

Гарантии местного самоуправления

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного...

Гарантии местного самоуправления

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного...

Существует так же деление коллизионных норм в зависимости от сложности правоотношений на общие и специальные. Общие коллизионные нормы указывают право, применимое к существу данного отношения (определяют его статут)...

Обязанности юрисконсульта в ООО "Автотрейдинг". Подача иска

Структура компании ООО «Автотрейдинг» - корпоративная. Компания имеет руководство в лице генерального директора...

Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам

К должностным обязанностям при прохождении практике относилось: 1. Прием и консультирование граждан. 2. Работа с клиентами на предмет заключения договора. 3. Работа с клиентами- гражданами. Составление доверенности и проекта завещания 4...

Права, обязанности государственных служащих и ограничение, связанные, с государственной службой

Как уже отмечалось нами во введении к настоящей исследовательской работе, статус государственного служащего неотделим от связанных с ним прав и обязанностей...

Роль юрисконсультов в экономике

Характеристика деятельности Администрации Паньковского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области

Специалист 1 категории по вопросам земельных отношений является муниципальным служащим. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы...

Главной обязанностью военнослужащего является защита суверенитета РФ, ее территориальных границ, отражение военной агрессии других государств.

Качества, которые должны быть присущи военнослужащему:

  • честность;
  • дисциплинированность;
  • бдительность;
  • смелость;
  • мужество;
  • самосовершенствование.

Основные воинские обязанности в мирное и военное время:

  • сохранение и неразглашение государственной тайны;
  • выполнение требований уставов, нормативно-правовых актов;
  • выполнение приказов вышестоящего начальства.

Также военный обязан с уважением относиться к сослуживцам, беречь знамена и символику государственного значения Российской Федерации.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9545 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

Постоянное самосовершенствование должно проявляться в физическом закаливании организма, регулярных занятиях спортом, а также совершенствованием навыков владения оружием. Рекомендуется воздержание от таких вредных привычек, как табакокурение, распитие спиртных напитков.

Военнообязанный должен обладать знаниями:

  • о правилах оказания первой медицинской помощи;
  • об основах международного права;
  • о , касающейся воинских обязанностей.

Военнослужащий обязан уважительно относится к своим сослуживцам и вышестоящему начальству, защищать честь военного от унизительных и оскорбительных высказываний со стороны третьих лиц. К основным обязанностям также относится укреплению добрых взаимоотношений между народами, поддержание мирных идей, предупреждение конфликтных ситуаций и т.д.

Специальные обязанности

Каждый военнообязанный в соответствии с возложенными на него целями и задачами, должен выполнять определенный круг должностных обязанностей. Так, к специальным обязанностям командира отряда относят:

  • контроль за качественной физической и боевой подготовкой подчиненных;
  • своевременное реагирование на боевые задачи, их качественное исполнение;
  • обеспечение сохранности военной техники, медицинского оборудования, бытовых приборов и других предметов, которые числятся в государственной собственности.

Обязанности военнослужащих в военное время

Должностные обязанности военнослужащих в военное время заключаются в следующем:

  • оказание сопротивления врагу;
  • всеми возможными способами избегать попадания в плен;
  • в случае попадания в плен обязательным является неразглашение государственной тайны, месторасположения военных частей и военных позиций, другие важные сведения;
  • использование любых средств для высвобождения из плена.

Информация, которую может быть известна врагу о военнослужащем РФ: ФИО, личный номер, дата рождения, а также воинское звание.

За пленным военнослужащим остается его статус военного. Вышестоящие органы должны принять любые меры и средства государственного влияния для освобождения военнослужащих из плена.

Военнослужащие выполняют общие и специальные обязанности, перечень которых предусмотрен действующими , внутренними актами и другими нормативно-правовыми документами. Также военнослужащие выполняют общегражданские конституционные обязанности, наравне с другими гражданами РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: