Полномочия мсу в сфере жкх. Теоретико-правовые основы деятельности органов местного самоуправления российской федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Раскрывая вопрос содержания полномочий органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства, необходимо учесть, что в настоящее время объем этих полномочий значительно сужен, идет их нормативная конкретизация. В качестве основных причин такого сужения можно назвать административную реформу, переход к рыночным отношениям. Конкретизация полномочий основывается главным образом на правовой детализации полномочий органов местного самоуправления, начиная с определения субъекта полномочий и заканчивая внутренним содержанием. Однако при этом, если сравнивать законодательство, регламентирующее данный вопрос до принятия Конституции РФ, следует констатировать, что Закон РСФСР "О местном самоуправлении в Российской Федерации" был в этом более понятен и доступен.

В настоящее время полномочия органов местного самоуправления предопределяются закрепляемыми Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ за конкретным типом муниципального образования перечнем вопросов местного значения (за исключением тех, которые указанным Законом закреплены за конкретным органом местного самоуправления), которые затем детализируются в отраслевом законодательстве, а органы местного самоуправления принимают в рамках предоставленных полномочий собственные муниципальные правовые акты.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований в области жилищного хозяйства относит: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в соответствующем муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством ; организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п. 6 ч. 1 ст. 14 и п. 6 ч. 1 ст. 16). ЖК полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства несколько расширены.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету только муниципального жилищного фонда. Посредством данного полномочия в муниципальном образовании реализуется такая функция собственника по отношению к муниципальной собственности, как ее учет в соответствующем реестре объектов муниципального жилищного фонда. Как правило, такой реестр ведется структурным подразделением местной администрации. К муниципальному жилищному фонду ЖК относит жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Муниципальный жилищный фонд предоставляется по договорам социального найма только малоимущим гражданам. Соответствующее структурное подразделение местной администрации принимает таких граждан на жилищный учет. По ним формируется так называемое учетное дело, в содержание которого обычно включаются следующие сведения: личные данные (фамилия, имя, отчество каждого члена семьи, зарегистрированного по месту жительства; документы о родственном отношении между ними, например свидетельство о браке, рождении; документы о наличии жилищных льгот, например справка о состоянии здоровья, дающая право на внеочередное получение жилого помещения); характеристика занимаемого жилого помещения (размер, количество комнат, этаж и т.д.); сведения об иных помещениях, права на которые есть у членов данной семьи, и т.п. Основная часть информации поступает вместе с заявлением о постановке на учет.

Жилищный кодекс, с одной стороны, наделяет органы местного самоуправления правом принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения (ч. 7 ст. 5), а с другой – предписывает, что только органы местного самоуправления могут решать некоторые вопросы в жилищной сфере. Тем самым закрепляется императивный способ регулирования соответствующих общественных отношений. Так, на органы местного самоуправления возложена обязанность определения порядка предоставления жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде и порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

Например, представительный орган муниципального образования "город Каменск-Уральский" принял "Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда", в соответствии с которым к жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда отнесены служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и маневренном фонде. Включение жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд и исключение их из указанного фонда осуществляется на основании постановления главы муниципального образования. Жилые помещения предоставляются гражданам во временное пользование на основании постановления главы муниципального образования либо решения уполномоченного лица по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно указанному порядку служебные жилые помещения могут предоставляться не только муниципальным служащим, но и участковым уполномоченным полиции, медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с ЖК только органы местного самоуправления могут принять решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые, согласовывать переустройство и перепланировку жилых помещений; признать жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Для осуществления названных полномочий органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. Эти акты носят организационный характер. Здесь следует выделить один момент – основным органом местного самоуправления, решающим те или иные вопросы в жилищной сфере, как правило, является местная администрация в лице либо ее структурного подразделения, либо должностного лица местной администрации. Проследим это на примере некоторых муниципальных образований.

Так, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" перевод жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые регламентируется Положением о порядке принятия решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Указанное положение закрепляет порядок принятия решения и условия осуществления процедуры перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург". В частности, решение органа местного самоуправления о переводе или об отказе в переводе помещения принимается по результатам рассмотрения специально созданной в органе местного самоуправления комиссией соответствующего заявления и иных представленных заявителем документов.

А в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" регламентация условий перепланировки и переоборудования жилых, нежилых и общих помещений в жилых домах, в том числе балконов и лоджий, являющихся неотъемлемой частью помещений, осуществляется на основании только постановления главы муниципального образования (Положение о порядке перепланировки и переоборудования помещений в жилых домах в городе Нижний Тагил, утвержденное постановлением главы города). И в данном случае основным субъектом, принимающим решение по перепланировке и переоборудованию жилых, нежилых и общих помещений в жилых домах от имени муниципального образования, выступает структурное подразделение местной администрации.

Аналогично решается вопрос признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, для принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав данной комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В соответствии с ЖК на органы местного самоуправления также возлагаются полномочия в жилищной сфере по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

К полномочиям в области коммунального хозяйства Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ отнес организацию в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 и п. 4 ч. 1 ст. 16).

Под организацией электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом следует понимать комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления по реализации данного вопроса местного значения. Сюда относятся и осуществление правомочий собственника но отношению к соответствующему имуществу, поскольку оно согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ может находиться в собственности у данных муниципальных образований. Как правило, указанное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями.

В организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом входят мероприятия, связанные с согласованием органами местного самоуправления размещения сетей и оборудования на территории муниципального образования, контроль за производством работ по их устройству, а также хранение первичной исполнительной документации, в которой отражаются данные по размещению электрических и газовых сетей, прокладке водоводов, канализационных коллекторов и т.п.

Для решения вопросов по водоснабжению и водоотведению органы местного самоуправления с 2013 г. наделены дополнительными полномочиями в этой сфере. В частности, они вправе заключать со специализированными организациями соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами.

В настоящее время вполне детально регламентируются полномочия органов местного самоуправления в сфере коммунального хозяйства, например, в части регулирования тарифов и надбавок. Так, согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями по утверждению инвестиционных программ по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. Кроме того, в соответствии с распределением полномочий между органами местного самоуправления в муниципальном образовании последние принимают муниципальные правовые акты по регулированию надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования на подключение (технологическое присоединение) в отношении организаций коммунального комплекса. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

  • Органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

А. В. Стукалов

Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ: вопросы теории и практики

Введение

Сегодня в целях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации необходимо создать условия для самостоятельного формирования и функционирования муниципальных образований путем как увеличения доходной части местных бюджетов, так и определения правовой компетенции органов местного самоуправления.

По нашему мнению, модернизация жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) и рациональное разграничение полномочий между органами публичной власти неразрывно связаны со становлением социального государства в Российской Федерации, повышением качества жизни отдельного гражданина.

Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Государственного совета 17 июля 2012 года был сделан акцент на бездействии органов местного самоуправления в решении острых вопросов в ЖКХ (неэффективность управляющих компаний, завышение тарифов, низкое качество оказываемых услуг, хищение бюджетных средств)1.

В настоящее время ЖКХ представляет собой сложную, комплексную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и комфорт для проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Данная отрасль, безусловно, напрямую связана с качеством жизни каждого отдельного гражданина и требует формирования эффективного правового механизма взаимодействия и научно-производственной организации с органами местного самоуправления, населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.

В условиях становления в России рыночной экономики в последние годы наряду государственными и муниципальными предприятиями важную роль стали занимать частные организации, что привело к значительному пересмотру роли органов местного самоуправления в области ЖКХ.

В целом в нашей стране отрасль ЖКХ остается непрозрачной, закрытой, коррупционной. С момента распада СССР не получилось создать конкурентный рынок коммунальных услуг: на смену монополиям местного значения приходят новые монополии, аффилированные с крупными энергетическими компаниями и финансовыми структурами, подконтрольные должностным лица различного уровня вертикали власти (названная проблема будет рассмотрена более детально ниже).

Одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на полную оплату потребителями коммунальных услуг, однако с каждым днем возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры; учащаются аварии систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях.

В настоящее время в Российской Федерации законодательно не определен круг полномочий органов местного самоуправления в области ЖКХ, не определена и правовая связь между жилищной отраслью и коммунальной. Следствием чего стало отсутствие законодательно установленного понятия «жилищно-коммунальное хозяйство».

Для решения накопившихся проблем требуются сложные, комплексные, системные решения, обеспечивающие кардинальное улучшение качества жизни населения и повышающие эффективность отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с чем считаем необходимым выработать принципиально новую концепцию развития ЖКХ и реализовать ее в федеральном законе «О деятельности органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства».

Внедрение в правовую систему названного закона послужит толчком для разработки правоприменителями и учеными из различных отраслей наук Кодекса Российской Федерации жилищно-коммунального хозяйства, по нашему мнению, его принятие – вопрос времени.

Целевого, комплексного, системного и правого анализа регулирования сферы ЖКХ в рамках конституционного и муниципального права в России до настоящего времени не проводилось. Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные правовые аспекты организации управления коммунальным хозяйством, формирования и развития исследовались в трудах известных ученых правоведов: С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, Г.В. Барабашева, С.А. Бурмистровой, В.Н. Бутылина, А.И. Васильчикова, В.И. Васильева, Л.А. Велихова, И.И. Веремеенко, Б.Н. Габричидзе, А.Д. Градовского, В.В. Григорьев, А.А. Демко, Н.А. Емельянова, А.И. Коваленко, B.C. Кронского, А.М. Курамшина, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.П. Логвинов, Г.В. Мальцева, Р.С. Мулукаева, Е.А. Незнамова, И.В. Нечай, О.П. Ольфиренко, Н.Л. Пешина, В.А. Пертцика, А.В. Пикулькина, Ю.В. Попов, А.Е. Постникова, Н.В. Постового, А.А. Сергеев, В.В. Таболина, Н.А. Тарасьян, Д.О. Тепляков, В.И. Фадеева, Е.В. Шишкиной, К.Ф. Шеремета, Ю.Л. Шульженко, Л.М. Энтина и др.

В настоящее время в связи с институциональным реформированием общества, местного самоуправления, развитием рыночных отношений необходимо также отметить научные труды, О.Е. Бессоновой, В.В. Бузырева, Т.М. Говоренковой, В.И. Коробко, В.С. Чекалина.

Иные вопросы развития отрасли ЖКХ рассматривались А.А. Алпатовым, Р.М. Джапаридзе, Е.П. Губиным, Е.Б. Лаутсом, М.Н. Кондратьевой, Ж.С. Кулижской, А.В. Пушкиным, М.Д. Фатиевым. Среди зарубежных теоретических разработок значительную роль ученые отводят трудам А. Вебера, К. Еассерта, А. Рисса, И. Редлиха и др.

В свою очередь, необходимо подчеркнуть, что правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления в сфере коммунального хозяйства как комплексной проблемы в юридической науке практически не рассматривалось. Конституционные и муниципальные аспекты, которые проанализированы в настоящей монографии, еще не получили должного научного осмысления в отечественной юридической науке и до сих пор относятся к числу малоизученных. Говоря более предметно, не исследовалась проблема отсутствия единообразия в правотворческой и правоприменительной практике решения вопросов ЖКХ как на территории отдельного региона, так и государства в целом.

В настоящей работе, поставлена цель проведения анализа существующих теоретических и практических правовых моделей осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в отрасли ЖКХ, проблем в названной сфере в условиях финансовой нестабильности, с учетом коррупционного и иных факторов.

Исходя из чего определено место и роль полномочий органов местного самоуправления в системе муниципальных полномочий, исследовано федеральное и региональное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, классифицированы полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ; определены общие и специальные полномочия органов местного самоуправления в области ЖКХ; исследованы конституционные основы полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой области и др.

Настоящая монография отличается своим комплексным характером, сочетающим многоаспектные проблемы правового регулирования государственного сектора экономики.

Исследуемые в работе вопросы муниципально-правового регулирования ЖКХ определяют теоретически важный аспект в структуре актуальных проблем современной теории конституционного и муниципального права.

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы полномочий органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства

1.1. Место и роль полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципальных полномочий

Рассматривая вопрос о месте и роли жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения, следует прежде всего остановиться на сущности категории «вопросы местного значения», выступающей, по мнению О.В. Новиченко, первичной по отношению к «полномочиям органов местного самоуправления»2.

Местное самоуправление представляет собой уровень публичного управления, самостоятельное политико-территориальное образование, поэтому при определении его компетенции следует исходить из общегосударственной компетенции. Поскольку последняя определяется с учетом границ территорий РФ и ее субъектов, то компетенция самоуправления реализуется через компетенцию муниципального образования3.

С.Е. Чаннов отмечает, что любые полномочия, закрепляемые за муниципальными образованиями, не могут выходить за круг, очерченный вопросами местного значения4.

Вместе с тем по своей сути и фактическим обстоятельствам вопросы местного значения установлены законодателем таким образом, что касаются как вопросов ведения федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем нагрузка на органы местного остается довольно высокой, а в некоторых регионах страны еще и увеличивается.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так основными полномочиями органов местного самоуправления в сфере ЖКХ являются: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - №40. - ст. 3822..

Поэтому, рассматривая вопрос о месте и роли жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения, следует, прежде всего, остановиться на сущности категории «вопросы местного значения», выступающей, по мнению О.В. Новиченко, первичной по отношению к «полномочиям органов местного самоуправления» Новиченко, О.В. О природе полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - №7. - с. 35..

Местное самоуправление представляет собой уровень публичного управления, самостоятельное политико-территориальное образование, поэтому при определении его компетенции следует исходить из общегосударственной компетенции. Поскольку последняя определяется с учетом границ территорий РФ и ее субъектов, то компетенция самоуправления реализуется через компетенцию муниципального образования Нанба, С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований // Журнал российского права. - 2008. - №6. - с. 43..

По своей сути вопросы местного значения установлены законодателем таким образом, что непосредственно касаются как вопросов ведения федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов РФ. В связи, с чем нагрузка на органы местного значения остается довольно высокой, а в некоторых регионах страны еще и увеличивается.

Необходимо отметить, что вопросы организации и управления жилищно-коммунальным хозяйством непосредственно затрагивают все уровни публичной власти и требуют законодательного реформирования в разграничении таких полномочий, определении ответственности должностных лиц и иных субъектов.

Так, А.Н. Королев, О.В. Плешакова отмечают, что в связи с тем, что большая часть муниципального имущества относится к имуществу предприятий ЖКХ и инженерной инфраструктуры по обеспечению их деятельности, важно установить четкий порядок разграничения муниципального имущества, включая имущество жилищно-коммунального комплекса между поселениями, муниципальными районами, городскими округами 2 Королев, А.Н., Плешакова О.В. Жилые помещения: новое правовое регулирование. Комментарий к основным постановлениям Правительства Российской Федерации в области жилищного законодательства. - М., 2006. - с.67..

Говоря о месте и роли жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения органами публичной власти необходимо связать рассматриваемую отрасль с конституционным правом каждого гражданина на жилище.

Согласно ч. ч. 1, 2 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Конкретизируя указанную конституционную обязанность, законодатель закрепил в Жилищном кодексе РФ (п. 3 ст. 2), что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

По мнению Н.С. Бондаря, это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. - М., 2008. - с.32..

Как известно, жилье является важнейшим элементом частной собственности, определяющим фактором имущественного статуса отдельной семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях высоких темпов инфляции, мирового финансового кризиса, жилье для многих семей осталось единственно ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.

Создание комфортных условий проживания и качество предоставляемых коммунальных услуг выявляется как потребность каждого человека в отдельности и общества в целом. Отсюда и возникает необходимость в реформировании системы ЖКХ, переход на совершенно другой уровень взаимоотношений Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством. - Ульяновск, 2009. - с.22..

Так, В.С. Мокрый отмечает, что применение норм действующего Жилищного кодекса на практике в значительной мере зависит от определения состава муниципального имущества, используемого в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также от эффективности использования муниципального жилищного фонда, инфраструктуры ЖКХ, муниципальных предприятий ЖКХ и другого имущества Мокрый, В.С. О практике применения Жилищного кодекса РФ и законопроектов, предлагаемых в его развитие, для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального комплекса // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 5. - с.14..

Таким образом, продолжающаяся в нашей стране муниципальная реформа, являющаяся связующим звеном между обществом и в целом государством, дает внятное представление о реализации конституционного права отдельного гражданина на жилище, генетически связанного с отраслью коммунального хозяйства.

Необходимо отметить, что как вопрос реформирования местного самоуправления, так и вопрос модернизации ЖКХ лежат в одной плоскости и требуют их незамедлительного совместного рассмотрения в целях обеспечения стабильности конституционного строя РФ.

Содержание деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций и их потребностей в ЖКХ выражается в обеспечении в рамках их полномочий социальных гарантий данного права Стукалов, А.В. Место и роль жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения органами публичной власти // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 12. - с. 7-8..

  • 10. Местное самоуправление в зарубежных странах.
  • 11. Понятие Местное самоуправление.
  • 13. Функции местного самоуправления.
  • 14. Понятие правовых основ местного самоуправления в рф
  • 8. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 12. Принципы местного самоуправления.
  • 9. Организация местной власти в советский период.
  • 16. Федеральные законы рф – нормативно-правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления.
  • 17. Правовые основы местного самоуправления в законодательстве субъектов рф
  • 20. Понятие территориальных основ местного самоуправления в рф.
  • 18. Понятие система муниципальных правовых актов
  • 24. Понятие и формы межмуниципального сотрудничества.
  • 19 Устав муниципального образования
  • 23. Преобразование муниципальных образований
  • 21Формы территориальной организации местного самоуправления.
  • 29. Собрание граждан и Конференция граждан (собрание делегатов)
  • 22.Установление и изменение границ муниципального образования
  • 25. Местный референдум: понятие, процедура проведения.
  • 26. Опрос граждан: понятие, порядок назначения, правовые последствия.
  • 27. Муниципальные выборы: понятие, процедура проведения.
  • 28. Сходы граждан.
  • 30. Правотворческая инициатива граждан
  • 31. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • 33. Понятие и виды органов местного самоуправления.
  • 34.Представительный орган муниципального образования
  • 35.Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
  • 39. Категории и виды муниципальных должностей.
  • 38. Понятие муниципальной службы и ее принципы.
  • 36.Глава муниципального образования
  • 37.Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • 40. Муниципальный служащий: права, обязанности, гарантии и социальные льготы.
  • 41.Порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы
  • 45. Основные полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
  • 46. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не ходящими в состав муниципальной собственности.
  • 44. Понятие и структура местных бюджетов..
  • 43. Муниципальная собственность: способы формирования и со­став.
  • 43. Муниципальная собственность.
  • 47.Порядок подготовки, обсуждения, принятия и исполнения местного бюджета. Контроль за исполнением бюджета.
  • 49.Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды
  • 48. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов.
  • 50. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства.
  • 52. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.
  • 51. Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта и связи.
  • 53. Полномочия органов местного самоуправления в области тор­гового и бытового обслуживания населения.
  • 54.Полномочия органов местного самоуправления в области образования.
  • 55. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения и социальной защиты.
  • 56.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физкультуры и спорта.
  • 58. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
  • 57.Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности, охраны общественного порядка, обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  • 59. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
  • 60. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами.
  • 61.Ответственность представительного органа и главы муниципального образования перед государством.
  • 62.Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 52. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

    Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют определенные особенности. Большинство полномочий, переданных от органов исполнительной власти, содержатся в рекомендательных нормах. Например, Указом Президента России от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. При этом органам местного самоуправления рекомендовано разработать региональные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства. В названной Концепции содержатся рекомендации органам местного самоуправления ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе, осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие) при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса; повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг; контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов; способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расходов воды, тепла, газа и других энергоресурсов.

    Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2001 г. N 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год" органам местного самоуправления рекомендовано:

    а) устанавливать стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам этих услуг) в 2002 г. в размере, предусмотренном в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425;

    б) руководствоваться федеральными стандартами и установленным стандартом уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги при расчете размера средств бюджетов муниципальных образований, направляемых на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства;

    в) устанавливать стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья по муниципальным образованиям дифференцированно, с учетом арктических районов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, в пределах утвержденного федерального стандарта для соответствующего субъекта Российской Федерации;

    г) изменение оплаты жилищно-коммунальных услуг осуществлять с учетом уровня доходов населения и мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, а также реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей;

    д) обеспечить в 2002 - 2003 годах поэтапное сближение тарифов на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, а также на уничтожение, утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов (по категориям потребителей) и сокращение дотирования предоставляемых населению услуг за счет промышленных и приравненных к ним потребителей.

    Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" органам местного самоуправления рекомендовано:

    а) принять необходимые меры по организации и проведению эксперимента на соответствующих территориях;

    б) определить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уполномоченные банки, привлекаемые в ходе эксперимента к формированию системы персонифицированных социальных счетов для осуществления адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

    в) устанавливать дифференцированные ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их количества и качества;

    г) формировать проекты соответствующих бюджетов с включением в них расходов на предоставление населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание указанных услуг;

    д) организовать контроль за проведением эксперимента.

    В действующем законодательстве, особенно в подзаконных актах, редко используются нормы, расширяющие полномочия органов местного самоуправления в этой сфере. Чаще всего используется опосредованное регулирование полномочий этих органов. Например, Постановлением Правительства России от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемой субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов), рассчитываются на основании ежегодно определяемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой федеральных стандартов.

    Подзаконные акты российского законодательства иногда конкретизируют полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства через инструктивный правовой материал, через различного рода правила, порядки, инструкции. Например, Постановлением Правительства России от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" при толковании понятийного аппарата, используемого в данном акте, конкретизируются полномочия муниципалитетов. В части первой Правил указано, что "лимит водопотребления (водоотведения)" - это установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени; а "нормативы водоотведения или нормативы сброса" - это установление органами местного самоуправления показателей объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие нормальное функционирование. "Разрешительная документация" - это разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами Госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

    Данными Правилами установлено, что для населенных пунктов, имеющих общесплавные системы канализации, по решению органов местного самоуправления разрабатываются и утверждаются в установленном порядке местные правила пользования такими системами канализации. Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить разрешение органов местного самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации водопроводно-канализационного хозяйства о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации. При этом организация водопроводно-канализационного хозяйства при наличии технической возможности и заявки с необходимыми расчетами производит присоединение к системам водоснабжения и канализации строящихся объектов и торговых организаций, работающих только в летний период, и объектов дорожного хозяйства и благоустройства, расположенных в местах, разрешенных органами местного самоуправления, по временной схеме. Учет объемов питьевой воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий, а также ее оплата осуществляются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту также органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

    Если к абоненту присоединены субабоненты, то расчет за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производится субабонентами по договорам, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления.

    Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в последующ. ред.) установлено, что органами местного самоуправления утверждаются:

    нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.

    Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

    При этом установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств.

    Постановлением Правительства России от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах их полномочий предписано в 2002 - 2003 годах принять меры по поэтапному сближению тарифов по категориям потребителей на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и довести в 2003 г. тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры; обеспечить адресную социальную помощь малообеспеченным слоям населения для оплаты коммунальных услуг.

    При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192; устанавливать тарифы на услуги на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг и с учетом Методических рекомендаций, указанных в подп. "а" п. 2 данного Постановления, а также отказаться от практики установления для отдельных категорий потребителей льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов с приведением своих нормативных актов по вопросам регулирования тарифов на указанные услуги в соответствие с указанным Постановлением.

    "

    Тема 7 Муниципальное управление в сфере ЖКХ

    1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг 1

    2. Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ.. .......... 2

    3.Деятельность органов МСУ по обеспечению функционирования ТСЖ и управляющих компаний. ....... 6

    4. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 16

    Контрольные вопросы .. ........... 19

    1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг

    В настоящее время в России формирование рыночных отношений в ЖКХ не завершено в силу системных причин:

    Дотационности этого сектора экономики,

    Недостаточно развитой системы договорных отношений,

    Неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги и др.

    Федеральные решения в отношении реформирования жилищно-коммунальной сферы носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в сфере жилищных и коммунальных услуг. Не получила пока достаточного распространения практика формирования прогрессивных форм управления многоквартирными домами.

    Возникло множество проблем функционирования сферы ЖКУ, сложность решения которых заключается в том, что по ряду важных теоретических и методологических аспектов их развития отечественные исследования только начались, а зарубежный опыт с точки зрения возможности его применения в условиях российской специфики недостаточно изучен. В свою очередь, это требует глубокого анализа экономики ЖКХ регионов и муниципальных образований, основных закономерностей развития жилищных и коммунальных услуг.

    Жилищная и коммунальная услуга как экономическая категория выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного и коллективного потребления. Это полный цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализация услуги непосредственно потребителю, включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.



    Следует отметить, что общераспространенное понятие «жилищно-коммунальная услуга» не соответствует современному содержанию. Необходимо различать жилищную и коммунальную услуги, так как жилищная услуга – это осуществление непосредственно работ на объекте по технической эксплуатации жилищного фонда, а коммунальная – это доведение до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая энергия, вода, газ и т.д.), вырабатываемых другими производителями.

    Таким образом, под жилищными и коммунальными услугами следует понимать услуги жилищно-коммунального назначения, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием муниципальными предприятиями и учреждениями или иными юридическими лицами по ценам (тарифам), установленным в порядке, определенном органами власти. А под предоставлением жилищных и коммунальных услуг – комплекс работ, выполняемых поставщиком при участии и контроле организатора (заказчика) по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей.

    Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ

    Проблемы жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) приобретают особую значимость на муниципальном уровне, поскольку именно здесь имеется возможность наиболее полно учесть потребности горожан и принять конкретные меры по решению вопросов местного значения в этой сфере. Однако социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения.

    Жилищно-коммунальное хозяйство - это крупный по своим масштабам сектор народного хозяйства, включающий всю жилищную инфраструктуру с инженерными системами, газо- и водопроводящими сетями и системами энергоснабжения, обслуживающие организации. Жилищно-коммунальное хозяйство входит в состав муниципального хозяйства МО.

    ЖКК состоит из четырех подотраслей:

    1. Жилищное хозяйство, в т.ч. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций.

    2. Ресурсоснабжение, в т.ч. теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение.

    3. Благоустройство и содержание жилищного фонда, в т.ч. дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов, ремонт.

    4. Бытовое обслуживание, в т.ч. банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание.

    Согласно ФЗ-№131 полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ составляют:

    1. Поселения (сельского, городского): проблемы жизнеобеспечения населения (тепло; газ; электричество; вода и водоснабжение; топливо; содержание и строительство дорог, мостов в границах поселения; обеспечение жильем, содержание жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; пожарная безопасность; общественное питание; торговля и бытовое обслуживание; сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; благоустройство);

    2. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района: проблемы жизнеобеспечения населения района (электро- и газоснабжение поселений; содержание и строительство дорог, мостов общего пользования; транспортные услуги между поселениями; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка на территории района; мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды; утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов; общественное питание, торговля, бытовое обслуживание);

    3. Полномочия органов местного самоуправления городского округа: проблемы жизнеобеспечения округа (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, топливо, дороги, мосты; строительство и содержание жилого фонда, жилищное строительство; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка, муниципальная милиция; меры пожарной безопасности; охрана окружающей среды; обеспечение услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания; сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов; благоустройство территории).

    Уровень обеспечения населения жилищными и коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования.

    Объектом муниципальной политики в сфере ЖКХ является обеспечение потребностей населения в услугах по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, потребностей в воде, газе, тепле, электроэнергии и др. услугах согласно действующим нормативам и стандартам.

    В настоящее время уровень содержания жилищного фонда в большинстве муниципальных образований не соответствует правилам и нормам технической эксплуатации жилых зданий. Действующая система водоснабжения не справляется с удовлетворением потребности населения в воде в соответствии с нормативами и стандартами. Система теплоснабжения технологически устарела и не соответствует требованиям экологии. Причины перечисленных проблем аналогичны другим сферам муниципального хозяйства: дефицит бюджетных средств и административный механизм управления.

    Одной из первоочередных задач нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКК является совершенствование бюджетно-налогового законодательства, в которое необходимо внесение поправок с целью обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ.

    Ожидаемого эффекта реформы ЖКХ не принесут без изменения системы регулирования субъектов естественной монополии, продукция которых напрямую влияет на стоимость жилищно-коммунальных услуг. Законодательное регулирование субъектов естественной монополии, действующих на местном уровне, должно решить ряд задач: определение форм и методов регулирования; разграничение компетенции органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления; установления механизма взаимного делегирования полномочий.

    Жилищный кодекс РФ является основным документом, регулирующим нормативно-правовое пространство в сфере ЖКХ. Модернизация отношений между субъектами жилищно-коммунального комплекса, заложенная в Жилищном кодексе, принципиально отличается от административной реформы. Ведь, кроме федеральных и региональных министерств и ведомств, поставщиков услуг, управляющих компаний, других специализированных предприятий ЖКХ, внесенные изменения напрямую касаются буквально каждого гражданина страны.

    Появление новых операторов на рынке жилищных услуг и поставки коммунальных ресурсов в отсутствии апробированных и общепризнанных схем передачи отрасли в частные руки, а также вакуум в области правовой и методической поддержки для нового слоя многочисленных управленцев жилищным фондом привели к нерегулируемой коммерциализации всей отрасли. Только после введения закона о коммерческой концессии (Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г.) появились, наконец, единые правила игры для крупных инвесторов.

    Жилищный кодекс инициировал процесс выбора собственниками жилья способа управления многоквартирным домом и определил для этого достаточно жесткие сроки. На фоне глубокого недоверия к старым формам управления повсеместно создаются новые управляющие организации. Смена формы управления, замена поставщиков услуг – нормальные явления в рыночной экономике, но в отсутствии единых стандартов по управлению жилым фондом, формальных правил и процедур оказания услуг, с учетом недостаточной квалификации новых управленцев могут привести к неконтролируемому росту организационных, технических и финансовых проблем.

    Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом. Для этого они должны нанимать управляющие компании, самостоятельные в принятии управленческих решений при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья. При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКК целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования.

    Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения.

    Другой, не менее важной проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. При том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-5%. Очевидно, что замена оборудования значительно увеличивает долю амортизации, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно – к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере.

    Перспективным направлением развития становится постепенное сокращение доли расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из текущего бюджета при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий. Одним из путей осуществления данных капиталовложений будет являться передача российским и иностранным инвесторам на основании заключаемых договоров концессии объектов инженерной инфраструктуры.

    Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ. Однако опыт функционирования частного бизнеса показывает, что средства вкладываются не в модернизацию, а в краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с текущим ремонтом. Во многом это объясняется тем, что частные компании работают в основном на правах аренды, что не способствует долгосрочным капитальным вложениям.

    Роль органов местного самоуправления в реализации положений Жилищного кодекса с правовой точки зрения конкретно описана в соответствующих статьях указанного Кодекса, в основном в ст.ст. 14, 161, 165.

    Выделяют следующие задачи органов МСУ по реформированию ЖКХ:

    1. совершенствование местной нормативной базы,
    2. установление экономически обоснованных тарифов,

    3. ограничение монополизма в системе ЖКХ,



     

    Возможно, будет полезно почитать: