Стадии административных производств. Стадии административного правонарушения Стадии производства по делам об административных нарушениях

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Подготовка к рассмотрению дела;

Анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

Принятие и оформление решения (постановления) по делу;

Доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

Обжалование, опротестование постановления;

Подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

Рассмотрение жалобы (протеста);

Решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Обращение постановления к исполнению;

Реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

Окончание производства по исполнению постановления (решения).

Предыдущая

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, которым такие полномочия предоставлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

На стадии возбуждения дела должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного правонарушения, которые можно подразделить на две группы. Во-первых - это обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения. К их числу относятся следующие обстоятельства.

1. Событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения. Прежде всего, необходимо выяснить, имело ли место деяние и какова его противоправность, т. е. является ли оно административным правонарушением. Если в деянии усматриваются признаки преступления , то дело об административном правонарушении не возбуждается и материалы направляются по подведомственности.

Установление времени, места, способа совершения правонарушения способствует определению объективных признаков деяния - объекта и объективной стороны. Например, квалификация мелкого хулиганства зависит от места и способа его совершения. Выяснение названных обстоятельств необходимо по каждому делу об административном правонарушении, поскольку вне этих обстоятельств невозможно и само правонарушение.

2. Виновность лица в совершении административного правонарушения. По каждому делу устанавливается, кем совершено правонарушение и достиг ли нарушитель 16-летнего возраста. По ряду дел необходимо выяснить должностное положение лица, например, при расследовании дел о допуске к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (статья 13.32 КоАП РФ).

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Но из этого правила есть исключения. По ходатайству лица, в отношении которого ведётся производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Дела, подведомственные комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав , рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу. Также по месту жительства указанного лица рассматриваются дела об административных правонарушениях, совершенных в Антарктике .

Дела о нарушении правил дорожного движения и о нарушениях в области благоустройства территории , предусмотренных законом субъекта Российской Федерации , зафиксированные с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме, рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные таким образом.

По месту выявления правонарушения рассматриваются дела о деяниях, предусмотренных статьями 19.3; 20.2 и 20.2.2 КоАП РФ.

В целом процедура рассмотрения административных правонарушений более проста, чем процесс разрешения уголовных дел. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подробно регламентирует эту процедуру. Она начинается с представления должностного лица, разрешающего дело. Затем объявляется дело, являющееся предметом разбирательства, называется лицо, привлекаемое к ответственности, устанавливается факт явки физического лица , его представителей (по закону или по договору) и законного представителя юридического лица , всем участникам производства разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После этого оглашается протокол о правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, и исследуются доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется специальный протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (статья 29.8 КоАП РФ).

Рассмотрение дела - это оценка всех данных о правонарушении и лице, его совершившем. На основании всей совокупности доказательств необходимо выяснить, было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо, имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности. Орган, должностное лицо, рассматривающее дело, не связаны данным перечнем обстоятельств и обязаны выяснить все вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Завершающим этапом стадии рассмотрения дела является вынесение постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Чаще всего выносятся постановления о назначении административного наказания. При определении меры наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины , имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Если лицо совершило несколько нарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, то наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное правонарушение.

Следует также отметить, что на данной стадии властный субъект наделяется дополнительными правами по назначению наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ), а также в соответствии с частью 2.1 той же статьи уполномочен применять дополнительные меры принуждения к виновному субъекту, такие как, например, возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, рассматривающее дело, вправе освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом случае выносится постановление о прекращении дела. Основанием для вынесения такого постановления являются также передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если будет установлено, что в нарушении содержатся признаки преступления ; наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, а также иных обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 4части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении является важным процессуальным документом и влечёт за собой определённые юридические последствия. Поэтому в соответствии со статьёй 29.10 Кодекса постановление должно быть надлежащим образом оформлено и в нем необходимо указать следующее: должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление, их адрес; дату и место рассмотрения дела; сведения о лице, привлечённом к ответственности; обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения дела; статью нормативного акта (КоАП РФ или закона субъекта РФ), предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления, информацию о получателе штрафа , необходимую в соответствии с правилами заполнения расчётных документов на перечисление суммы административного штрафа, если таковой назначен.

Если у лица, в отношении которого рассматривается дело, были изъяты те или иные предметы, либо документы, в постановлении должен решаться вопрос об их дальнейшей судьбе, при условии, что не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации .

При вынесении судьёй постановления о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения данного наказания, а при назначении наказания в виде принудительного административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства решается вопрос о помещении такого лица в специальное учреждение до момента реального исполнения назначенного наказания.

Если одновременно с назначением административного наказания на нарушителя возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть установлен срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

Постановление, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов данного органа, присутствующих на заседании. Постановление подписывается судьёй, председательствующим на заседании коллегиального органа, должностным лицом, рассмотревшим дело.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьёй, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Одновременно разъясняется порядок его обжалования. В отдельных случаях, согласно части 1 статьи 29.11 КоАП РФ, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем на три дня со дня окончания разбирательства дела. Однако резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трёх дней. При совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3-5 статьи 29.11 КоАП РФ, копия постановления направляется и в другие заинтересованные организации.

Копия вынесенного судьёй постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трёх дней со дня вынесения указанного постановления.

В отдельных случаях по результатам рассмотрения дела вместо постановления выносится определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административное наказание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если данное дело не относится к компетенции рассмотревших его субъектов административной юрисдикции.

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях , поскольку лишь определённое, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает установленные законом меры по устранению нарушений законности.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении представляет собой одну из форм участия граждан Российской Федерации в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.

В случае пропуска указанного срока , он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. При исчислении срока обжалования не принимается в расчёт день, когда была вручена или получена копия постановления по делу о правонарушении.

Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы заканчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый, следующий за ним рабочий день.

В соответствии с законодательством жалоба подаётся в орган (должностному лицу), вынесший постановление. В течение трёх суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить её по существу.

Административное наказание способно выполнить свою социальную функцию в том случае, если оно исполнено, а виновный претерпел тем самым лишения материального или морального характера. Неисполнение назначенных наказаний вызывает у правонарушителей чувство безнаказанности, в связи с чем, они нередко становятся на путь систематического нарушения правопорядка. Поэтому государственные органы и должностные лица обязаны добиваться неуклонного исполнения вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях .

Постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение либо органом, должностным лицом, которые вынесли его, либо иным органом. Например, органы внутренних дел могут исполнять практически все административные наказания, хотя сами правомочны назначать лишь такие наказания, как предупреждение и административный штраф . В частности, должностные лица органов внутренних дел обязаны обеспечить исполнение постановлений о лишении права управления транспортным средством, об административном аресте , которые назначаются судьями .

Следует отметить, что нормы, регулирующие рассматриваемую стадию, изложены в самостоятельном разделе КоАП РФ, тогда как нормы, регламентирующие три предыдущие стадии, изложены в разделе «Производство по делам об административных правонарушениях ». Однако это не означает, что законодатель выводит исполнение постановлений за рамки названного производства. Иное противоречило бы статье 24.1 КоАП РФ, закрепляющей задачи производства по административным правонарушениям, в том числе и задачу обеспечения исполнения вынесенного постановления.

Выделение стадии исполнения постановлений в самостоятельный процессуальный раздел кодекса можно объяснить тем, что по сравнению со всеми другими стадиями она носит наиболее автономный характер, обусловленный спецификой участников исполнительного производства и их процессуальных обязанностей, а также наличием особенностей в реализации установленной системы административных наказаний.

Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Таковым оно считается:

а) после истечения срока , установленного для обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано;
б) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано;
в) немедленно после вынесения, если решение по жалобе, либо протесту не подлежит обжалованию.

Подача жалобы на постановление или его опротестование прокурором приостанавливают его исполнение. Данный порядок распространяется и на решение суда общей юрисдикции или должностного лица, принятое по жалобе или протесту прокурора.

С момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении лицо, его совершившее, официально признается правонарушителем, а постановление должно быть обращено к исполнению, т. е. в течение трёх суток должно быть направлено в орган, должностному лицу, которые обязаны обеспечить исполнение постановления.

Это положение не распространяется на постановления о применении меры наказания в виде предупреждения, а также в случаях назначения административного штрафа, налагаемого в упрощённом порядке. В то же время законодательством предусмотрена возможность отсрочки исполнения таких наказаний, как административный штраф, лишение специального права, административный арест (статья 31.5 КоАП РФ).

Основанием предоставления отсрочки служат обстоятельства, препятствующие немедленному исполнению постановления, например, болезнь правонарушителя и др. Отсрочка предоставляется на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлечённого к ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трёх месяцев. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимает судья, должностное лицо, орган, вынесшие постановление по делу. Не предоставляется отсрочка или рассрочка исполнения административного штрафа иностранным гражданам и лицам без гражданства , которым одновременно назначено наказание в виде административного выдворения.

В случае применения отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания суд, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, должны указать в нем срок, с которого начинается исполнение административного наказания.

В целях обеспечения эффективности исполнения постановлений о назначении административных наказаний статьёй 31.9 КоАП РФ установлен срок давности исполнения этих постановлений. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой или рассрочкой, предоставленной согласно статье 31.5 КоАП РФ. Течение срока давности прерывается также в случае уклонения лица, привлечённого к ответственности, от исполнения назначенного наказания. Его возобновление происходит с момента обнаружения указанного лица либо его вещей , доходов , на которые может быть обращено административное наказание.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административных наказаний в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

Исполнение постановлений о назначении административных наказаний прекращается в случае:

  • издания акта амнистии , если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность ;
  • смерти лица, привлечённого к административной ответственности, или объявления его в установленном порядке умершим;
  • отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  • истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  • отмены постановления;
  • вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Прекращение исполнения следует отличать от окончания производства по исполнению административного наказания. Законодательством предусмотрено, что производство считается оконченным, когда исполнение произведено в полном объёме либо когда исполнение не производилось в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в статье 31.10 КоАП РФ. В том и в другом случае постановление возвращается субъекту административной юрисдикции, вынесшему его, с соответствующей отметкой.

Порядок исполнения постановлений зависит от вида назначаемого наказания (глава 32 КоАП РФ). Исполнение предупреждения весьма простое, оно предполагает оглашение постановления и вручение нарушителю его копии. Правонарушителю должно быть также разъяснено значение этой меры и правовые последствия ее применения. Устное предупреждение провинившегося гражданина административным наказанием не является.

Исполнение постановления о назначении административного штрафа. Основной мерой наказания, применяемой органами административной юрисдикции, является административный штраф. Его исполнение может быть как добровольное, так и принудительное.

Правонарушитель в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки обязан уплатить административный штраф в учреждении Сбербанка Российской Федерации или в иной кредитной организации . Иностранный гражданин, которому назначено одновременно с административным штрафом наказание в виде административного выдворения, обязан уплатить административный штраф не позднее следующего дня после вступления постановления в законную силу.

Административный штраф за правонарушения, совершенные в области дорожного движения, кроме случаев, предусмотренных частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ, может быть уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления. При этом размер штрафа будет равен половине суммы наложенного административного штрафа.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Если по истечении срока, установленного для исполнения данного постановления, отсутствуют документы, свидетельствующие об уплате административного штрафа, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания административного штрафа в принудительном порядке в рамках исполнительного производства. Одновременно должен быть решён вопрос о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ.

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии её у владельца. При этом конфискованные предметы обращаются в доход государства и подлежат реализации либо уничтожению. Исполнение названных наказаний осуществляется судебными приставами-исполнителями, сотрудниками таможенных органов , а постановление о конфискации оружия и боевых припасов - территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Исполнение постановления о лишении специального права.

Исполнение постановлений о лишении права управления транспортными средствами, судами или другими видами техники производится путём изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишён права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

Исполнение постановления о лишении права охоты производится путём аннулирования охотничьего билета. Организация исполнения данного наказания возлагается на должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением соответствующих правил (органов внутренних дел, инспекции по маломерным судам, органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования животного мира).

Исполнение постановления о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему осуществляется путём аннулирования лицензии на приобретение оружия или разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия и патронов к нему. Его реализация возложена на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Отсчёт срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего права. В течение трёх рабочих дней со дня вступления постановления в законную силу лицо, лишённое специального права, должно сдать соответствующие документы (например, водительское удостоверение, разрешение на право хранения оружия) в органы, исполняющие данное наказание. В случае уклонения лица, лишённого специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, срок лишения специального права прерывается. В этом случае срок лишения специального права исчисляется с момента сдачи или изъятия удостоверения (специального разрешения) или иных документов. По истечении срока лишения специального права лицу, подвергнутому данному наказанию в установленном порядке, возвращаются изъятые у него удостоверение, специальное разрешение или иные документы. Лица, лишённые права управления транспортными средствами, до возврата удостоверения водителя либо тракториста-машиниста, обязаны сдать экзамен на знание правил дорожного движения.

Исполнение постановления об административном аресте возложено на органы внутренних дел. Порядок отбывания ареста предусмотрен Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. «О порядке отбывания административного ареста», приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста», а также приказом Минздрава России от 30 декабря 2016 г. № 1028н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту».

Постановление об административном аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения. Арестованные содержатся под стражей в специальных учреждениях органов внутренних дел, а там, где их нет, - в изоляторах временного содержания, отдельно от других категорий лиц, содержащихся под стражей.

Перед водворением в камеру арестованные подвергаются личному досмотру, а также подлежат дактилоскопированию и фотографированию. Медицинское освидетельствование проводится не позднее 2 часов с момента доставления лица, подвергнутого административному аресту, в место отбывания ареста. В специальных учреждениях арестованные содержатся в закрытых камерах под постоянной охраной.

Срок административного ареста исчисляется с момента взятия под стражу. Если гражданин был задержан до рассмотрения его дела судьёй, то время задержания , засчитывается в срок нахождения под арестом.

Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьёй на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжёлого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

За уклонение от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста и за самовольное оставление места отбывания административного ареста гражданин на основании части 2 статьи 20.25 КоАП РФ может быть подвергнут наказанию в виде административного ареста на срок до 15 суток либо привлечён к обязательным работам на срок до пятидесяти часов.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства производится пограничными органами, органами внутренних дел или Федеральной службой судебных приставов путём официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путём контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. Если передача выдворяемого лица представителю иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с указанным государством, выдворение осуществляется в месте, определяемом органами пограничной службы Российской Федерации.

О выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором Российской Федерации с указанным государством.

Исполнение постановления о дисквалификации осуществляется путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом и включения данных о нем в специальный реестр, порядок ведения которого предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 615. В реестре указываются сведения о дисквалифицированном лице. Выписки из реестра о конкретном лице, в отношении которого применена дисквалификация, представляются заинтересованным лицам в течение 5 дней со дня получения запроса.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности производится немедленно после вынесения решения путём наложения пломб, опечатывания помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применения других мер по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения данного административного наказания.

При этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ возлагается на службу судебных приставов. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых они могут быть организованы, определяются органами местного самоуправления . Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе и не могут превышать четырёх часов в день.

Исполнение постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения должно быть исполнено лицом, в отношении которого оно вынесено. Органы внутренних дел ведут учёт лиц, которым назначено данное наказание. Порядок ведения данного учёта регламентируется приказом МВД России от 14 января 2014 г. № 14 «Об организационных мерах по ведению списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения».

Внесение сведений в список лиц, которым назначено данное наказание, осуществляется в течение трёх рабочих дней с момента получении копии соответствующего постановления, вступившего в законную силу. Доступ к сведениям, содержащимся в указанном списке, осуществляется посредством официального сайта органов внутренних дел в инфомационно-телекоммуникаци-онной системе «Интернет».

По истечении срока административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных мероприятий в дни их проведения орган внутренних дел в течение трёх дней удаляет из списка сведения о лицах, подвергнутых данному наказанию.

Окончание исполнения постановления о назначении наказания означает и окончание производства по делу об административном правонарушении.

С исполнением постановления о наказании для правонарушителя не прекращаются все неблагоприятные последствия, связанные с совершением административного правонарушения. Законодательством установлен годичный срок, являющийся своеобразным испытанием, в течение которого правонарушитель должен доказать своё исправление. Если гражданин в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (а не со дня вынесения постановления о нем) не совершит нового административного правонарушения, то он считается не подвергавшимся административному наказанию (статья 4.6 КоАП РФ).


Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
возбуждение дела;
рассмотрение дела;
пересмотр постановлений и решений;
исполнение постановлений.
Каждая стадия - это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.
В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, составляется протокол. На второй происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление. На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе. На четвертой - принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие рассматривают и выносят по нему постановление, третьи принимают решение по жалобе, четвертые исполняют постановление.
В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.
Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:
Возбуждение дела: возбуждение дела; административное расследование; процессуальное оформление результатов расследования; направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.
Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению, анализ и оценка обстоятельств дела, принятие постановления, объявление постановления.
Пересмотр постановления: подача жалобы или опротестование постановления; рассмотрение жалобы или пересмотр постановления; вынесение решения; оглашение решения.
Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению; приведение постановления в исполнение; разрешение вопросов, связанных с исполнением; окончание производства по исполнению постановления.
Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований. Материальное основание - наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения. Процессуальное основание - повод - это полученная в установленном порядке компетентным органом (лидирующим субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.
Вопросы и задания для самопроверки:
Укажите задачи производства по делам об административных правонарушениях.
Дайте характеристику участникам производства.
Какова роль доказательств и доказываний в производстве по делам об административных правонарушениях?
Какие существуют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях?
Дайте краткую характеристику стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях.

Еще по теме 10.5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях:

  1. 2.11.3. Производство по делам об административных правонарушениях
  2. § 1. Понятие и общие правила производства по делу об административном правонарушении
  3. § 4. Стадии производства по делу об административном правонарушении

Этапы производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией производства по делам об административных правонарушениях следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы, особенности.

Производство состоит из четырех частей (стадий), на каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.

Административное расследование (формальные моменты процедуры):

– возбуждение дела;

– установление фактических обстоятельств;

– процессуальное оформление результатов расследования;

– направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

Рассмотрение дела (сбор и анализ информации):

– подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

– анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

– принятие постановления;

– доведение постановления до сведения.

Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе):

– обжалование, опротестование решения;

– проверка законности постановления;

– вынесение решения;

– реализация решения.

Исполнение постановления (материалам дается ход):

– обращение постановления к исполнению;

– фактическое исполнение;

– окончание исполнения (дела).

При ускоренных производствах все стадии «сливаются» в один процесс.

Возбуждение административного дела. Поводы к возбуждению дела: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из госорганов, органов муниципального самоуправления, заявления физических и должностных лиц; сообщения в СМИ. Основание для возбуждения дела – наличие достоверных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного правонарушения. Протокол – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (предположительно); составляют его уполномоченные должностные лица.

Рассмотрение дела. Прежде всего, орган (должностное лицо) осуществляет подготовку к рассмотрению: относится ли дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы; извещены ли участвующие лица о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли материалов для рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Порядок рассмотрения дела:

а) объявление о том, кто рассматривает, какое дело, кто привлекается;

б) устанавливается личность участников, разъясняются права и обязанности;

в) оглашается протокол;

г) заслушиваются объяснения, показания, заключения, исследуются доказательства.

Разрешение дела – выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления по делу (либо о прекращении дела, либо о наложении административного взыскания). Судья вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Принятие постановления – дается окончательная оценка, определяется мера воздействия – наложение административного взыскания либо прекращение делопроизводства. Решение – это юридически властный акт; он должен быть правильно оформлен, содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания).

Обжалования и опротестования постановления. Право на обжалование имеет лицо, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевший. Опротестование осуществляется прокурором. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление. Они обязаны в 3-дневный срок направить дело со всеми материалами в соответствующий суд, вышестоящий орган. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы, протеста – 10 дней; 1 день – на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает исполнение постановления по делу. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Статья 27. 1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

автора Автор неизвестен

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТАТЬЯ 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СТАТЬЯ 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения 1. Лицо, которое управляет транспортным средством

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

Из книги КоАП для автомобилистов с комментариями. С изменениями на 2015 год автора Федорова Екатерина Николаевна

Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

Из книги автора Тема 11 Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушенияхПроизводство по делам об административных правонарушениях – это один из видов

Из книги автора

Доказательства и сроки производства по делам об административных правонарушениях Доказательства – это любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность лица и

Из книги автора

Вопрос 281. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1.КоАП)Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном

Из книги автора

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице 1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без

Существует 2 подхода по данному вопросу. Основной вопрос состоит в том, входит ли исполнение как составная част в производство, либо выделяется как составная часть производства.

Первую точку зрения представляют Бахрах, Козлов и другие, они выделяют 4 стадии:

1. возбуждение дела;

2. рассмотрение дела;

3. пересмотр вынесенного решения по делу;

4. исполнение постановления по делу.

Вторая позиция , которой придерживаются Агапов и Панова, предполагает следующие стадии:

1. возбуждение дела;

2. рассмотрение дела;

3. пересмотр вынесенного решения по делу.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Данная стадия состоит из двух этапов: предварительной проверки поступившего сообщения о правонарушении и принятия решения о возбуждении дела. На данной стадии даётся первичная правовая квалификация действий лица. В зависимости от того, насколько правильно дана классификация, будет зависеть решение по делу. Данная стадия начинается при наличии поводов и оснований возбуждения по делу.

Поводами является:

1) непосредственно обнаружение должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов, данных признаков составов правонарушений;

2) поступившие материалы из правоохранительных органов и иных органов, содержащие данные о наличии в действиях лиц признаков составов административных правонарушений;

3) сообщение и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ.

Основанием для возбуждения дела являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может возбуждаться несколькими способами:

1) с момента составления протокола об административном правонарушении – это те ситуации, когда лицо непосредственно обнаруживает правонарушение;

2) когда лицо вправе вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и отправить данное постановление в подведомственность (ст.28.2 КоАП);

3) вынесение решение об административном правонарушении и проведение административного расследования.

Возбуждение:

1) составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

2) составление первого протокола о применении мер процессуального обеспечения по производству по делу мер административном правонарушении (ст.27.1. КоАП РФ). Например, административное задержание.

3) оформление предупреждения на месте или постановление-квитанция о штрафе.

2. Административное расследование. Данная стадия может совпадать со стадией возбуждения дела.

Дана стадия состоит из этапов:

1) принятие решения о проведении административного расследования;

2) Установление обстоятельств по делу;

3) Процессуальное оформление результатов расследования;

5) Факультативными этапами могут быть: приостановление, дополнительное расследование и повторное рассмотрение материалов.

Ст.28.7 КоАП - основание для проведения административного расследования. Срок составляет 1 месяц и может быть продлен также не более, чем на 1 месяц. по окончанию административного расследования составляется протокол, который фиксирует итоги, либо постановление о прекращении производства по делу в тех случаях, когда будет установлено отсутствие признаков состава правонарушения или иные признаки.

Протокол – это всегда документ, который содержит правовою квалификацию деяния. Требования к составлению протокола содержатся в ст.28.2 Эти же требования предъявляются и при вынесении прокурором соответствующего постановления

3. Рассмотрение дела. Состоит из нескольких этапов:

1) подготовка материалов к рассмотрению;

2) анализ собранных материалов и обстоятельств дела;

3) установление причин и условий совершения правонарушения;

4) вынесение постановления.

Даётся квалификация виновного. На данной стадии происходит окончательное рассмотрение дела. Постановление не может быть вынесено с момента установления правонарушения. Факт вынесения постановления носит правопрекращающий характер.

На данной стадии фактически то лицо, которое уполномочено, выясняет все обстоятельства: устанавливается факт наличия правонарушения; устанавливается лицо, совершившее данное противоправное деяние; устанавливается виновность данного лица; определяются обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность; устанавливается характер и размер материального ущерба, причиненного деянием; выявляются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные юридически значимые обстоятельства. Установление обстоятельств производится путём доказательств – т.е. любых фактических данных.

К числу доказательств по делу относятся: протоколы по делу об административном правонарушении; объяснения лица, по которому ведется производство по делу; показания потерпевшего; показания свидетелей; заключение эксперта; показания специальных технических средств; вещественные доказательства; и иные документы (письменные доказательства).

Доказательства должны отвечать двум требованиям: требованию относимости и требованию допустимости. Относимость – доказательства должны иметь отношения к тем обстоятельствам, которые непосредственно возникают по делу. Те обстоятельства, которое не имеют отношения к делу, не могут признаваться доказательствами по делу. Допустимость – это доказательства, которые получены с соблюдением требований законодательства и должен быть известен источник данных доказательств.

Дело должно быть рассмотрено по общему правилу в 15-тидневный срок, если рассмотрение дела в указанный срок является возможным, то лицо, рассматривающее дело, вправе продлить срок, но не более, чем на 1 мес.

Существует ряд категорий дел, который имеет более короткие сроки (напр., административное приостановление деятельности – 5 суток; когда в отношении лица применено административное задержание и правонарушение, которое предусматривает административный арест, то срок рассмотрения сокращается до 1 суток.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения, вместе с тем по ходатайству лица, которое обвиняется в совершении правонарушения, рассмотрение дела может быть перенесено по месту жительства.

Важнейшей гарантией деля является непосредственное исследование всех доказательств по делу лицом, уполномоченным на вынесение соответствующего решения. Принцип непосредственности означает, что орган или суд самостоятельно выявляет все обстоятельства по делу.

КоАП РФ предусматривает открытое разбирательство дел об административных правонарушениях. Вместе тем, может быть и закрытое заседание.

КоАП РФ не предусматривает обязательное участие в разбирательстве дела лица, привлекаемого к ответственности. В любом случае это лицо должно быть извещено и времени и месте разбирательства. Имеется ряд ситуаций, когда без участия правонарушителя не может рассмотрено дела, тогда явка лица является обязательной.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два основных решения:

1. о назначении административного наказания;

2. о прекращении производства по делу.

В тех случаях, когда выясняется, что дело принято с нарушением требований подведомственности, либо когда лицо, осуществляющее рассмотрение дело, придёт к выводу, что необходимо применять ту меру наказания, которое оно не вправе применять, в таких случаях происходит передача дела по подведомственности: в мировой (к физ. лицам) или арбитражный суд (к юр. лицам).

По результатам рассмотрения дела о назначении административного наказания выносится Постановление, в котором указывается лицо, которое вынесло данное постановление, и лицо, которому вынесено данное постановление, а также нормы, в которых предусмотрено данное наказание.

4. Пересмотр вынесенного Постановления по делу.

Данная стадия является факультативной (лицо может обжаловать Постановление, а может и не обжаловать).

Обжалование происходит в течение 10 дней с момента вручения гражданину копии Постановления. Постановление обжалуется либо в вышестоящий орган, либо в суд. В том случае, если срок на подачу жалобы пропущен гражданином по уважительным причинам, то этот срок может быть восстановлен тем лицом, которое рассматривало данное дело.

По результатам рассмотрения заявления о пересмотре возможно несколько варрантов решения:

1. Оставление жалобы без удовлетворения а Постановлении без изменения

2. об изменении Постановления (только в том случае, если не превышает первоначальное решение);

3. об отмене Постановления; прекращение производства по делу.

4. об отмене Постановления; возвращении дела на повторное рассмотрение.

5. принято решение о приостановление и направлении дела по подведомственности.

То решение, которое вынесено по жалобе или протесту, окончательным не является и оно может быть обжаловано в вышестоящий суд. Решение о назначении административного наказания может быть оспорено в порядке надзора (круг лиц, имеющих право на принесение протеста, установлен процессуальным законодательством).



 

Возможно, будет полезно почитать: