О закупках автономными учреждениями за счет субсидий. Закупки на бюджетные средства полученные в виде субсидий Трудности определения: что считать «капитальными вложениями в объекты государственной и муниципальной собственности»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В настоящее время автономные учреждения при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ).

Вместе с тем на основании части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям:

На финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

На иные цели, за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

При этом под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что статьей 15 Закона N 44-ФЗ не установлены нормы о применении его положений в отношении закупок автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из бюджета в соответствии со статьей 78.1 БК РФ, при осуществлении закупок за счет указанных средств автономные учреждения применяют положения Закона N 223-ФЗ.

Дополнительно отмечаем, что исчерпывающий перечень случаев проведения обязательного общественного обсуждения закупок содержится в пунктах 2 — 5 Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 835 (вступает в силу с 1 января 2017 г.).

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупках автономными учреждениями за счет субсидий

Каким нормативным документом (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ или Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ) следует руководствоваться автономному учреждению при проведении закупки по капитальному ремонту крыши здания муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения при финансировании работ за счет:
- субсидии на иные цели;
- субсидии на цели осуществления капитальных вложений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время автономные учреждения должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ только в случае осуществления закупок за счет средств, предоставленных им на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном БК РФ.
Во всех остальных случаях закупки автономными учреждениями осуществляются в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.

Обоснование вывода:
Государственные и муниципальные автономные учреждения при осуществлении закупок для собственных нужд должны руководствоваться от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) (ч.ч. 1, 2 ст. 1 этого Закона). Однако одновременно в соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) действие этого закона может частично распространяться на указанные юридические лица. В этом случае должна применяться оговорка, содержащаяся в Закона N 223-ФЗ, согласно которой этот закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением лицами, поименованными заказчиками в N 223-ФЗ, закупок в соответствии с N 44-ФЗ. Таким образом, автономные учреждения при осуществлении закупок по общему правилу руководствуются N 223-ФЗ, а N 44-ФЗ - в случаях и в объеме, указанных в Закона N 44-ФЗ (смотрите также Минэкономразвития РФ от 25.11.2013 N Д28и-2295).
Согласно Закона N 44-ФЗ автономные учреждения обязаны применять нормы этого закона при предоставлении в соответствии с РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Действующее бюджетное законодательство предусматривает только один способ предоставления автономным учреждениям средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. С этой целью им могут предоставляться субсидии, предусмотренные БК РФ. В бухгалтерском учете автономных учреждений операции со средствами субсидий на осуществление капитальных вложений отражаются с кодом вида финансового обеспечения "6" (п. 21 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Из содержания БК РФ следует, что предоставление автономным учреждениям субсидий на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и автономным учреждением. Предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность предусматривает последующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.
Кроме того, БК РФ установлены требования к условиям соглашения о предоставлении субсидии, в том числе о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В отношении субсидий, предоставляемых автономным учреждениям на иные цели, аналогичных требований не установлено.
Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ должны применяться при предоставлении автономным учреждениям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в порядке, предусмотренном БК РФ. При предоставлении иных субсидий, например, в соответствии со БК РФ (в том числе субсидии на иные цели), положения N 44-ФЗ на закупочную деятельность автономных учреждений не распространяются, и при осуществлении закупки следует руководствоваться Законом N 23-ФЗ.
В заключение отметим, что под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения Федерального закона N 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации ( Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-04/68092).
Согласно положениям Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ):
- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек ( Градостроительного кодекса);
- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов ( Градостроительного кодекса).
Следовательно, работы по капитальному ремонту крыши здания не могут быть отнесены ни к строительству, реконструкции, техническому перевооружению, ни к приобретению объектов недвижимого имущества и с малой долей вероятности могут быть профинансированы субсидией на цели осуществления капитальных вложений.

К сведению:
Минэкономразвития России предлагает распространить на автономные учреждения положения N 44-ФЗ при осуществлении ими закупок за счет бюджетных средств. Поправки могут вступить в силу с 1 января 2017 года. С текстом законопроекта (размещен 22.04.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Государство ищет все больше возможностей для оптимизации расходов. Госдума РФ приняла поправки в федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ. Теперь компании, которые получают бюджетные средства на капитальные вложения, будут проводить закупки в рамках закона «О контрактной системе». Разбираемся почему принято такое решение и какие изменения нас ждут.

Кого коснутся поправки в законах?

Изменения затронут:

  • ФГУП. Если закупки касаются защиты прав граждан, а также безопасности и обороноспособности России.
  • Юридические лица со 100 процентным участием государства. Если закупки проводятся на государственные субсидии для капитального строительства или приобретение недвижимости.
  • Государственные корпорации (госкомпании) и публично-правовые компании. Если закупки проводятся за счет субсидий для капитальных вложений в недвижимость госкорпораций, приобретения недвижимости, взносы в уставные капиталы.
  • Юридические лица для закупок за счет бюджета объектов недвижимости, взносов в уставные капиталы.

Если закупки на описанные цели проводятся за счет бюджетных средств, то на них действуют положения закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что таким образом повысится прозрачность закупок, а государственные деньги будут тратиться с умом.

Заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян считает, что основная цель поправок состоит в прекращении правовых коллизий между Законом о контрактной системе и Бюджетного кодекса: « Согласно проекту, госкомпании должны будут осуществлять закупки по 44-ФЗ в случае расходования средств, выделенных государством на осуществление капитальных вложений или внесённых в уставный капитал. На практике, в настоящее время процедуры закупок 44-ФЗ уже применяются в подобных случаях, а с принятием поправок будут устранены отдельные правовые пробелы, что упростит заказчикам применение законодательства».

Закупки, связанные с капиталовложениями хотят привести к единообразию. Будет больше отчетных документов и контроля. Тем более, что в период оптимизации или реконструкции таких закупок у предприятия может быть до 90%.

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко думает, что изменения принесут пользу: « Стремление государства поставить под контроль закупочную деятельность в данной сфере связано с большим количеством злоупотреблений в этой области. Применение Закона № 44-ФЗ к указанным видам закупок, безусловно, усложнит деятельность как заказчиков, так и «дружественных» некоторым заказчикам поставщиков, но в целом создаст условия, как и для обеспечения конкуренции, так и для более эффективного контроля за расходованием бюджетных средств».

Что изменится для заказчиков и поставщиков?

В данном законопроекте нет пунктов, которые кардинально поменяют процесс закупок. В основном речь идет о технических моментах, связанных с различиями в законах. Теперь нужно будет составлять два плана закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а по 44-ФЗ нужен будет и план-график.

Возможно предприятиям придется размешать в ЕИС два отчета о закупках у малого и среднего бизнеса, а также у социально-ориентированных предприятий в течении года. Поэтому контракты будут включаться в реестр закона «О контрактной системе» со всеми требованиями.

Большинство унитарных предприятий за счет государственных субсидий и так проводили закупки по 44-ФЗ. Для них изменения не несут принципиальной разницы. Другие же просто должны отслеживать изменения и перестраивать свой процесс закупок.

Член правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин и специалист по закупкам Кристина Заика считают, что в целом позитивные изменения могут принести и некоторые минусы: « Важно обратить внимание, что включение в предмет регулирования Закона № 44-ФЗ «капиталовложенческих» закупок предприятий позволит распространить на них норму Закона № 44-ФЗ о возможности применения правила о единственном поставщике, то есть внеконкурсной закупке. На практике это может позволить эффективно и в установленные сроки провести закупку по простой процедуре, но также создать условия для применения серых схем».

Почему происходят изменения?

Для этого нужно вспомнить, чтобы было в России в марте 2018 года, а именно выборы президента. Перед ними Владимир Путин выступал перед федеральным собранием, где поставил перед правительством задачи по улучшению экономической ситуации в стране.

Дмитрий Медведев и Правительство отреагировали на это модернизацией бюджетного кодекса. Счетной палате и Татьяне Голиковой поручили подготовить изменения. Последняя сказала, что в пояснительных документах к изменениям слово «эффективность» повторяется 10 раз. После этого Татьяна Голикова говорила про оптимизацию бюджета страны и особое внимание уделила именно государственным субсидиям. По ее мнению субсидии нужно тщательно проанализировать и возможно найти другие механизмы поддержки секторов экономики. То есть правительство всеми силами пытается добиться эффективной отдачи от любой государственной поддержки. Поэтому и внесены изменения в госзакупки. Расход денег должен быть прозрачным и стать эффективным инструментом улучшения экономики.

Логично предположить, что в закупках будет происходить и другие изменения. Некоторые эксперты считают, что деятельность субъектов закона № 223-ФЗ все больше будет переводиться под действие 44-ФЗ.

Согласно ст.3 ФЗ-44

«6) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение , действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с

частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение , осуществляющие закупки;»

Ст.15 ФЗ -44:

«1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных

частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с

частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(в ред. Федерального

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(в ред. Федерального

закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

3. Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в

пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ не может быть изменено в текущем году.»

Таким образом, казенно учреждение работает только по ФЗ - 44.

Бюджетно учреждение может работать по 223- ФЗ в случае если до начала года они разместили в сети положение. Кроме того по 223 -ФЗ используются только средства указанные выше, т.е не бюджетные.

Из бюджета планируется предоставить субсидию муниципальному унитарному предприятию на ремонт здания, находящегося у МУПа в хозяйственном ведении. Вопросы:1) можно ли прописать в Решении о бюджете субсидию на финансовое обеспечение затрат, связанных с ремонтом здания, конкретному юридическому лицу МУПу(ст78 Бюджетного Кодекса) в определенной решением сумме? Не будет ли в данном случае нарушен Закон "О конкуренции"?2) Нужно ли МУПу осуществлять ремонт здания за счет субсидии в соответствии с нормами 44-ФЗ?

Ответ

Отвечает Наталья Синицына, эксперт Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Субсидии предоставляются при условии принятия решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации, которые устанавливают случаи и порядок предоставления субсидии юридическим лицам из местного бюджета. Бюджетное законодательство РФ не препятствует возможности предоставления из местного бюджета субсидии муниципальному унитарному предприятию на ремонт имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения. При предоставлении субсидии по ст. 78 БК РФ положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не применяется. Например, Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 387 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» и другие нормативные акты. Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. По Закону № 44-ФЗ организации госсектора закупают товары, работы и услуги по контрактной системе. Закон № 44-ФЗ не регулирует предоставление субсидий МУПам, согласно ст. 78 БК РФ. Предоставление указанных субсидий регулируется Бюджетным законодательством, иными нормативными актами. Муниципальное унитарное предприятие применяет Закон 44-ФЗ только в случаях, определенном п. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Поэтому, если МУП производит ремонт имущества, переданного ему в хозяйственное ведение за счет средств субсидии, предоставленной по ст. 78 БК РФ, то Закон 44-ФЗ не применяется. Обосновании данной позиции смотрите в рекомендации: Как проводить закупки по Закону № 44-ФЗ http://www.gosfinansy.ru/#/document/11/43870/



 

Возможно, будет полезно почитать: