Религиозные ритуалы, обычаи и обряды разных стран. Что такое религиозный обряд

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Вы узнаете

Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли.

Какими бывают обряды.

Что такое таинства в христианской религии.

Основные понятия

Обряды Ритуалы Таинства

Древние люди жили тем, что они добывали на охоте. Но охота не всегда бывала удачной. И люди рисовали изображения животных, на которых охотились, а потом поражали эти изображения копьями или стрелами?? Поражали или молились. Они верили в то, что выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу.

Захоронения, которые делали древние люди, тоже обычно делались ими по определенным правилам. Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни, оружие, иногда цветы.

Так уже в древности сложились религиозные ритуалы (или обряды). Ритуалы – это поведение человека, его различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.

В древних племенах существовали особые люди, которые знали лучше других, какие обряды и как нужно выполнять. Это были колдуны или маги. Это знание они передавали другим таким же людям. Это были самые уважаемые люди в племени, они выполняли роль посредника между миром людей и миром духов.

Это интересно (или подпись к картинке): В нашей стране на территории Сибири жили племена, у которых эту роль выполняли шаманы. Считалось, что шамана (или шаманку) выбирали сами духи. Согласно шаманским мифам, духи уводили своего избранника в другой мир, где его пересотворяли: расчленяли на части, варили в котле, перебирали кости и т.п. Лишь после долгой и мучительной процедуры он превращался в особого человека – умеющего «ходить между мирами». Шаманы обеспечивали хорошую погоду, исцеляли людей. Они делали это при помощи специальных обрядов, которые назывались камлания. Эти обряды обязательно выполнялись с помощью музыкального инструмента - бубна.

В древнем мире обряды становились все более и более сложными. Древние египтяне, греки, римляне, индусы, персы и люди других народов верили в то, что боги могут сердиться на людей, или наоборот быть ими довольны. Они стремились умилостивить своих богов, или попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли быть совместными, или каждый человек молился сам по себе. Совместные молитвы совершались в храмах или о дворах храмов?, где были алтари, на которые люди клали свои подношения. Молитвами и подношениями в храмах ведали жрецы.

Но в домах у людей тоже были свои маленькие алтари, где стояли маленькие статуи богов. На эти алтари люди тоже приносили подношения и дома молились своим богам.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Обряды могут быть коллективными (совместными) или индивидуальными (т.е. каждый верующий выполняет их в одиночку). Они могут быть ежедневными, еженедельными, календарными (праздничными) или такими, которые человек выполняет лишь единожды в своей жизни. Они связаны с основными событиями жизни человека, такими как рождение, вступление в брак или смерть.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (или мечети, синагоге).

У иудеев с древности существовали специальные часы для совершения молитв: третий (девятый по полуночи у христиан), шестой (12-й у христиан) и девятый (3-й по полудни) часы дня. Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою.

Во время молитв в синагоге каждый год прочитывают Тору от начала до конца, поэтому текст для удобства поделен на 54 отрывка (по числу недель в году). Во время службы раввин толкует текст недельного фрагмента. Это является еженедельным обрядом.

Очень важным обрядом жизненного цикла считается тот, который должен означать вступление мальчика в иудейскую общину. --- посвящение Богу и вступление в общину- разные обряды.

В иудейской религии очень важно употребление в пищу в течение всего года особой пищи, которая называется кошерной. Кроме того, есть дни, когда употребление пищи вообще запрещено. Эти дни называются постом.

В христианских церквах священнодействия называются таинствами. Практически все они связаны с главным из них – Евхаристией. Евхаристия или благодарение – центральное таинство Православной Церкви установленное Самим Христом перед Его распятием. В этом таинстве, по вере Церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы претворяются в Тело и Кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения. Освященные в ходе Евхаристии хлеб и вино называются Святыми Дарами. Таинство Евхаристии совершается в христианской церкви ежедневно. Практически каждый день на протяжении веков в церкви совершаются одни и те же службы. Это вечерня (церковный день начинается с вечера), утреня и литургия.

Таинства жизненного цикла: Крещение – таинство вхождения в христианскую общину, известное с новозаветных времен. В христианской церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми. Брак – это таинство благословения супружеской жизни. Называется также венчанием, так как одно из главных священных действий, совершаемых во время брака, – это возложение венцов на головы будущих супругов. Почему о посте толкьо в связи с исламом?

У мусульман молитва (которую в России называют намаз) считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность. Мусульманин обязан молиться пять раз в день в определенное время суток – утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к этому священнодействию, совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.

Еще одним столпом ислама считается пост в течение месяца рамадан. У нас в стране этот пост называют ураза. В течение целого месяца мусульмане в дневное время суток не едят, не пьют, не вдыхают ароматы и дым, а также отказываются от всяких удовольствий, чтобы думать только о Боге и богоугодных делах.

Чрезвычайно важно для мусульман (5-й столп мусульманской веры) паломничество в Мекку (хадж). Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. В определенное время в священной для всех мусульман Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.

В буддизме верующие произносят ежедневно молитвы (мантры). Но чтение молитв в буддизме можно и заменить поворотами специальных цилиндром, в которые заложены молитвенные тексты. Считается, что молитва прочитана столько раз, сколько текстов было в барабане.

Мусульмане на основании предписаний Корана основывают свою религиозную практику на пяти основаниях, которые называются пятью столпами ислама. Первое и основное – это свидетельствование о единстве и единственности Бога и пророческой миссии Мухаммеда. Это свидетельство мусульмане произносят в самых разных случаях. Главное – произносить его с убеждением и верой.

Третье – это Физические запреты с наступлением темноты снимаются, но верующие обязаны продолжать соблюдать духовную часть поста, отдаляясь от греховного и думая о благом. Пост заканчивается праздником Ураза-байрам, во время которого принято поздравлять друг друга, помогать бедным, выделяя специальную милостыню, вспоминать усопших.

Важным обычаем в исламе (еще одним столпом) является специальная милостыня в пользу бедных (она называется закят). - в милосердие.

Вопросы и задания

Как возникли обряды, ритуалы?

Какую роль в жизни людей играли обряды и ритуалы?

Расскажите об обрядах иудаизма, ислама, буддизма (на выбор).

Паломничества и святыни

Вы узнаете

Что такое паломничества.

Что такое реликвии и мощи.

О главных святынях мировых религий.

Основные понятия

Паломничество Реликвия Мощи Хадж Кааба

Во всех мировых религиях важной частью их верований и обрядов является паломничество. Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно ценным и священным для верующих данной религии.

В христианской религии паломничество возникло на самом раннем этапе его истории. Нет Главным объектом паломничества было место захоронения Иисуса Христа – Гроб Господень в Иерусалиме. Над этим местом был сооружен храм, который носит название Храм Гроба Господня. Но понятие святыни распространялось также и на другие места, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места. Все вместе эти места носят название Святой Земли. - важно

Святынями для христиан являются и другие места в мире. Обычно это те места, где хранится какая-нибудь реликвия - свято хранимая, почитаемая верующими вещь . Главными реликвиями были предметы, связанные с жизнью Иисуса – части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Позднее, когда многие христиане умирали мученической смертью, потому что римские императоры преследовали их за их веру, их тела – мощи – стали предметом поклонения. Обычай поклоняться мощам стал для христиан традиционным. Христиане поклоняются мощам людей, которые были известным своей праведной жизнью и поэтому признаны церковью святыми . Они поклоняются также иконам, которые являются образом Бога и святых.

Для мусульман чрезвычайно важно (5-й столп мусульманской веры) паломничество в Мекку (хадж). В Мекке находится главная святыня мусульман - храм Кааба. Мусульмане верят, что Кааба – это точная копия храма, в котором до изгнания из райского сада молились праотец Адам и праматерь Хавва (Ева).

Храм Кааба – почти кубическое здание, которое накрыто черным покрывалом с расшитыми на нем изречениями из Корана. Внутри храма не проводится никаких служб, здесь только горят лампады. Каабу называют «Домом Аллаха», сюда направляют свои взоры все мусульмане во время молитвы. Кроме того, Кааба является начальным и конечным пунктом посещения во время паломничества – хаджа. Паломники семь раз обходят вокруг этого храма, имитируя движение ангелов вокруг Всевышнего. После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом.

«Лучезарная Медина» - второй по святости город. Здесь похоронен Пророк Мухаммед, здесь же располагается Мечеть Пророка, которую многие паломники считают необходимым посетить после выполнения всех обрядов хаджа.

Третья по значимости святыня ислама находится в городе Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений, который включает величественный храм, который называется Купол Скалы (Куббат ас-Сахра) и «Отдаленнейшую» мечеть (ал-Масджид ал-Акса).

Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. В определенное время в священной для всех мусульман Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.

Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены на восемь частей и помещены в специальные ступы. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны??, накопить "заслуги" на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места. Четырьмя наиболее священными местами в буддизме являются те, где произошли основные события жизни Будды: Лумбини в Непале, где он родился; Бодхгая в индийском штате Бихар, где к нему пришло озарение; Сарнатх, в 8 км севернее Бенареса, где он произнес первую проповедь; и, наконец, Кусинара в индийском штате Уттар-Прадеш, где он умер. Но в целом в буддизме паломничества играют меньшую роль, чем в других мировых религиях.

Вопросы и задания

1) Что такое паломничество?

2) Для чего верующие люди совершают паломничества?

3) Опишите поведение паломников какой-либо религии (по выбору).

Уроки 25 – 29

Праздники и календари религий мира

Вы узнаете

О главных праздниках иудеев.

Что такое церковный год, подвижные и неподвижные праздники.

Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Какие праздники есть у буддистов.

Основные понятия

Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим Рождество Пасха Вознесение Троица Крещение Курбан-байрам Ураза-байрам

Кроме повседневных обрядов и паломничеств в каждой религии есть обряды, связанные с тем днями, которые отмечаются верующими данной религии в память каких-то самых важных для них событий или в память о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды.

Главные праздники иудеев связаны с памятью о том, как они бежали из Египта. Из них главный – праздник Песах (Пасха). В течение праздника, который продолжается семь дней, запрещено есть квасной хлеб. Вместо него едят мацý - хлебцы, приготовленные без дрожжей. Эта традиция связана с тем, что евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Заканчивается праздник застольем, проводимом в соответствии со строгим ритуалом. Все блюда на столе имеют символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тертых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов.

Евреи имеют свои названия месяцев. Праздник Песах начинается 15 нисана, что соответствует марту-апрелю. Евреи ведут свое летоисчисление от Сотворения мира Богом, с рассказа о котором начинается Библия. 2000-му году соответствует 5760-й год еврейского календаря. Еврейский год начинается осенью.

Через пятьдесят дней после Песаха наступает Шавуот (Пятидесятница) - праздник, отмечаемый в память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай. В этот день по традиции синагоги украшаются цветами и зелеными ветвями. Так как праздник связан с Дарованием Торы, то обучение детей еврейским традициям обычно начинается именно в Шавуот. Во время праздника принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. По традиции к праздничному столу подаются блюдо из молока и меда и творожные ватрушки

Во время сорокалетнего странствования по Синайской пустыне, евреи жили в шалашах, поэтому на следующий праздник - Суккот (праздник кущей) они должны построить шалаш - суккý и, по возможности, прожить в нем некоторое время.

Это интересно

Ханука празднуется в память чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против сирийского царя Антиоха (II в. до н.э.), властвовавшего в Палестине. Восставшим удалось захватить Иерусалим, и они решили освятить Храм, оскверненный сирийским царем. Для проведения многодневного очистительного ритуала было необходимо особое оливковое масло, но в храме удалось найти только один сосуд, которого хватило бы на один день. Но, согласно преданию, свершилось чудо - заправленный маслом светильник горел восемь дней. Поэтому праздник, посвященный этому событию, отмечается в течение восьми дней. В первый его день зажигают одну свечу, во второй - две и т.д. до восьми свечей.

Веселый праздник Пурим связан с воспоминанием о чудесном избавлении евреев от истребления, задуманного злодеем Аманом. Об этой истории рассказывается в библейской книге Эсфири. Эта книга читается в синагоге во время празднования Пурима, а при упоминании имени Амана все присутствующие начинают шуметь, трещать специальными трещетками. На праздничный стол в этот день подают особое треугольное печенье, которое называют «ушами Амана», кроме того, принято устраивать веселые инсценировки книги Эсфири с участием детей.

Главные праздники христиан связаны с событиями жизни Иисуса Христа – это Рождество (день рождения Иисуса) и Пасха (день его воскресения). К этим двум праздникам верующие готовятся, соблюдая многодневные посты.

Следование одного за другим христианских праздников в течение года называется церковным годом. Церковный год состоит из двух типов праздников: неподвижных, которые связаны с определенной датой, и подвижных, связанных с Пасхой, которая каждый год приходится на другое число. Дата празднования Пасхи с древности вычисляется по лунному календарю. Она приходится на воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием, попадая в промежуток между 22 марта и 25 апреля по старому стилю??. Календарь празднования Пасхи, по которому вычисляется ее дата на много лет вперед, называется пасхалией.

Неделя перед Пасхой называется Страстной седмицей. В эти дни вспоминаются последние дни Христа, проведенные Им в Иерусалиме, Его проповедь, тайная вечеря (ужин) с учениками, на которой было установлено таинство Евхаристии (великий четверг), предательство и распятие (великая пятница). Богослужение Пасхи всегда совершается ночью. Оно открывается торжественным крестным ходом вокруг храма, затем следуют утреня и литургия. Вся последующая неделя называется пасхальной или светлой.

Это интересно

По традиции Русской Церкви в течение пасхальной недели каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола. На Пасху верующие обычно красят яйца. Главным блюдом являются Пасха – блюдо, приготовленное из творога и помещенное в специальную форму, и куличи.

Воспоминание о пасхальных событий продолжа­ется до праздника Вознесения, которое отмеча­ется в четверг на сороковой день после Пасхи. По православному толкованию, в этот день Христос взошел на небо и сел по правую сто­рону Бога Отца. Своим ученикам Он ве­лел не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, то есть Дух Святой.

Это совершилось в день Пя­тидесятницы (через пятьдесят дней после Пасхи). Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пла­мени, получили дары чудотворения и исцеления и стали проповедовать Евангелие. Этот день считается днем рождения христианской Церкви. На Руси этот праздник стали назы­вать Троицей.

25 декабря (7 января) празднуется Рождество Христово, а 6(19) января - Крещение (Богоявление). Это важнейшие из неподвижных праздников. В древности Рождество и Крещение праздновались вместе. Они до сих пор сохранили много общего в богослужении и соединены между собой особым временем – Святками («святыми днями»). Древнее общее название этих двух празднеств – Бо­гоявление (или Просвещение), ибо, отмечая рождение Христа и Его крещение, хри­стиане празднуют пришествие в мир Бога.

Кроме этих двух христиане празднуют и много других праздников, связанных с жизнью Иисуса, его матери Девы Марии и его учеников. Церковь празднует также каждый день память святых. – протестанты?

Наиболее почитаемый праздник мусульман – это курбан-байрам. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.

Праздник разговенья, ураза-байрам, в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он не менее торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В ураза-байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадка. Мусульмане надевают лучшую одежду, ходят в гости с подарками, стараются веселиться, готовят традиционные блюда, которыми обмениваются с соседями. Дома в эти дни принято украшать гирляндами и лентами. Накануне праздника раздают милостыню.

Строго говоря, в исламе религиозными считаются только эти два праздника. Но мусульмане празднуют и другие памятные для них дни, например, мавлид  день рождения пророка Мухаммада. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, торжественными процессиями.

Праздники буддистов часто изменяются в зависимости от страны, в которой его празднуют.

Самым важным праздником из всех буддийских праздников считается день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды (Вишакха Пуджа, Дончод-хурал). Он отмечается в мае-июне в течение 7 дней. В дни этого праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение всех семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно – поминовение Будды. С особой тщательностью в дни праздника соблюдается заперт на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред маленьким живым существам. Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. В последний день поминают всех умерших: пускают по рекам зажженные лампы, чтобы они освещали усопшим дорогу в рай, по которой прошел Будда.

Это интересно

Сагаалган – буддийский Новый год – наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем (не ранее 21 января и не позднее 19 февраля). В течение 15 дней этого праздника совершается Великий Молебен, посвященный 15 чудесам, которые совершил Будда с целью посрамить тех, кто усомнился в его учении. Согласно буддийской традиции Будда перед уходом в Нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний «цикл животных».

Вопросы и задания

Назовите известные вам праздники иудаизма.

Назовите известные вам праздники православия.

Назовите известные вам праздники ислама.

Назовите известные вам праздники буддизма.
Урок 30

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов.

Обряд – это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельности социальной группы. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы, представления, идеи, ценности они воплощают в символической форме. Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий.

Ритуал - «совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт» или «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия - обычай, однако отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках определяется по-разному:

    понятия считаются тождественными;

    ритуал считается частным случаем обряда;

    ритуал является совокупностью обрядов.

5. Знак, символ, умилостивительные действия, молитвы, типы молитв.

В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер. В философской литературе существует традиция рассматривать символ как особую разновидность знаков – «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру , включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Основное функциональное свойство этих социальных форм также аналогично. Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Вместе с тем у знака и символа имеются существенные различия. Знаки – это искусственные образования. Их материальная форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. Она играет важную роль в раскрытии содержания , так как сама по себе информирует о содержании, оказывает влияние на воспринимающего. И этот факт значительно меняет функциональное свойство символов. Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержательный характер. Это образное обозначение, в известной мере воспроизводящее символизируемое содержание. Следовательно, на уровне символа происходит качественно новый процесс, который уже нельзя характеризовать просто как обозначение, а следует назвать символизацией. Символизацию можно определить как способность сознания посредством определенных чувственно воспринимаемых объектов образно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности . С этих позиций, по нашему мнению, и обряд можно рассматривать как разновидность символа.

Эволюция религиозных обрядов шла по линии их спиритуализации, одухотворения. Вершиной такого пути является молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Этнографы утверждают, что молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важнейшим компонентом культа многих религий. Различают два типа молитвы . Психологической основой первого типа является своеобразная «сделка с Богом» , выпрашивание у него тех или иных благ, и соответственно, обещание выполнить все божественные предписания. Целью молитвы второго типа является само «общение с Богом», сближение и растворение верующего в Боге. Молитвы бывают коллективные и индивидуальные . Совершение молитв происходит во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах и т. д. Они совершаются организованно. В процессе этих молитв участники богослужения испытывают воздействие друг на друга как психологическое, так и контролирующее. Участие в коллективной молитве может происходить по различным мотивам, в том числе и не по религиозным. Человек может присоединиться к такой молитве в процессе богослужения, как говорится, «за компанию», чтобы не показаться «белой вороной» или просто потому, что пришел в храм, в молитвенный дом, на какое-то торжественное мероприятие, типа освящения вновь построенного здания, сооружения. Индивидуальная, уединенная молитва, как правило, происходит только на основе религиозной мотивации. Поэтому многие социологи считают ее важным признаком подлинной религиозности.

; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить .

История толкования термина [ | ]

Фиксируемое словарями толкование термина обря́д существенно менялось с течением времени.

Обряд - это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

- Забылин М. Русский народ, - М. , 1880, С. 532

В Российской империи [ | ]

В СССР [ | ]

В современной России [ | ]

Классификация обрядов [ | ]

Первая группа включает в себя «обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки , дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т. п.» Ежегодная повторяемость хозяйственных работ в крестьянском хозяйстве дает иное наименование этой группы - календарные обряды (см. напр. Русский месяцеслов).

Обряды и мифы [ | ]

Связь обряда с мифом давно отмечена исследователями. Обряд можно назвать инсценировкой мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Такая связь «миф - обряд» особенно отчётливо проявляется в так называемых культовых мифах. Но о том, что первично, а что вторично - существуют различные точки зрения. Представители мифологической и эволюционистской школ признавали примат мифа (или верования) над обрядом. Но в 1880-х гг. появилась и скоро стала преобладающей обратная точка зрения .

Краткий очерк истории обрядности [ | ]

В древней Церкви [ | ]

«В начале II века особый развитый чин церковного брака еще не существовал, христиане женились так, как было принято в обществе того времени». Тертуллиан упоминал об участии христиан в обручении и бракосочетании по римской античной церемонии. «К IV веку совершение литургии в связи с заключением брака стало распространенной практикой». Церковные чины бракосочетания начали складываться в это же время. «Основу этих чинов составляют собственно христианские элементы, в первую очередь Евхаристия и священническое благословение, но употребляются также обряды, унаследованные от ветхозаветных и античных времен», к числу которых относятся «вручение невесте брачных даров, соединение правых рук жениха и невесты, ношение невестой особых одежд или покрывала, надевание на жениха и невесту венков, брачный пир, шествие новобрачных в их дом, пение гимнов во время шествия и по прибытии в дом». О надевании венков сообщал ещё Тертуллиан, который не одобрял этот обряд как заимствованный у язычников .

В Российской империи [ | ]

Церковные и народные обряды [ | ]

Термин «двоеверие» обозначает наличие в религиозном мировоззрении элементов других верований. Ситуация двоеверия характерна не только для России. Аналогичное явление (со своими особенностями) характерно для разных времён, мест, этнических общностей и религиозных групп. «В истории русской литературы представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие двоеверие, но без употребления самого термина» .

В XX веке в русской научной литературе появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «двоеверие».

Однако в богословии, религиеведении, исторической науке не сложилось четкого определения понятия двоеверия; характерно отсутствие слова «двоеверие» в большинстве словарей русского языка.

«Положительную оценку феномена двоеверия … давал академик Б. А. Рыбаков» .

…элементы язычества начали приходить в соединение с христианскими верованиями только тогда, когда они перестали осознаваться в народе как противостоящие христианству. Язычество как система верований, притом враждебная христианству, должно было исчезнуть прежде, чем могло появиться двоеверие… Языческий обряд не только в XII веке, но и гораздо позже продолжает жить в народе независимо от самого язычества: он приобретает игровую, развлекательную, эстетическую функции; обрядовая песнь становится фактом эстетического сознания в большей степени, чем религиозного.

- «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. - Л., 1967. стр. 78-79

В народной религии происходит «нехристианская» интерпретация ритуалов, священных текстов и персонажей библейской истории. Таким образом, это динамическая форма религии, в которой в синкретическом единстве сосуществует христианское вероучение и элементы дохристианских языческих верований , соединяются архетипические мифопоэтические идеи и христианские каноны .

Церковная политика в отношении явления [ | ]

Церковь реагировала на описанное выше явление (как бы оно ни называлось) различным образом и, с одной стороны, боролась с наличием пережитков язычества:

Однако «существовала и другая стратегия поведения, когда священники не только не боролись с не имеющими отношения к православию обычаями, но и участвовали в них», причем, по некоторым данным, «случаи такого рода происходили повсеместно» .

В СССР [ | ]

В советское время ключевое разграничение проводилось иным образом: обряды делились на религиозные и так называемые гражданские , причем последние должны были заменить собой первые :

И действительно, в рамках борьбы с религией предпринимались попытки «сконструировать» и внедрить новые обряды :

Октябри́ны, призванные заменить собой таинство крещения , имеют и другое название - звезди́ны . Впрочем, попытка не удалась: «Так же как или, они не могли получить широкого распространения» . Поэта Окуджаву «октябрили» («октябринели») в цехе Трехгорной мануфактуры , однако «Булат Шалвович никогда не встречал октябриненного, как он, человека» .

О том, какое значение придавалось задаче борьбы с многовековыми традициями, говорят имена тех, кто создавал советскую обрядность :

У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатых годах В. И. Ленин , Н. К. Крупская , А. В. Луначарский , Ем. Ярославский , П. А. Красиков , И. И. Скворцов-Степанов .

Решения принимались на самом высоком уровне - уровне ЦК партии: «В 1923 году Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне» , - и в нём говорилось следующее:

Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме... отвлечения от культа путём организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах... замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то - религиозных праздников - гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств - торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурнопросветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.

- Брудный, В.И. , Обряды вчера и сегодня. М., 1968, с. 67.

Борьба с прежними обрядами за счет внедрения новых была важным направлением атеистической работы не только в 1920-х годах, но и гораздо позже. Например, в третьем издании Большой советской энциклопедии отмечается , что распространение «атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения» (борьба с религией) осуществляется, в частности, путём

В современной России [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Обряд // Ожегов, С. И., Н. Ю. Шведова , Толковый словарь русского языка.
  2. Обряд // Волков, Ю., И. Мостовая , глоссарий к книге «Социология: Учебник для вузов», 1998 г.
  3. Обряд / Чистов К. В. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Обряд Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
  5. Обряд // Гуревич П. , Словарь по культурологии, 1996 г.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  10. Обряды гражданские // Атеистический словарь /Под общ. ред. М. П. Новикова . - М.: Политиздат , 1986. - С. 315-316
  11. Обряд // Интернет-портал «Азбука веры»
  12. , с. 235.
  13. , с. 236.
  14. БРАК // Православная энциклопедия, Т. 6, С. 146-181.
  15. , с. 462.
  16. Колыванов Г. Е. , ДВОЕВЕРИЕ // Православная энциклопедия, т. 14, - М. 2007 - стр. 242-244.
  17. , с. 211.
  18. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 161
  19. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 162
  20. Глава пятая. Социалистический образ жизни и преодоление христианских таинств
  21. Советские обряды
  22. Хазан, Любовь , Булат ОКУДЖАВА: «Ты сидишь на нарах посреди Москвы. Голова кружится от слепой тоски. На окне - намордник, воля - за стеной, ниточка порвалась меж тобой и мной» // «Бульвар Гордона», № 18 (470) 2014, 08 мая 2014 г.
  23. Атеистическое воспитание // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.

Религиозные обряды у древних людей были очень разными и зависели от условий и образа жизни. Стараясь понять и использовать природу, люди населяли её ду́хами и божествами и надеялись с помощью обрядов установить с этими существами связь для решения насущных проблем.

Обряды сопровождали все важные события в жизни человека – рождение, переход во взрослость, вступление в брак, . Многие обряды были магическими – люди верили, что слова, предметы и явления сверхъестественно связаны между собой. Поэтому они рассчитывали, воздействуя в ходе обряда на один предмет, изменить в нужную сторону другой.

Когда возникли религиозные обряды?

Свыше 40 тысяч лет назад. Об этом говорят захоронения того времени. Останки животных лежат беспорядочно, а люди явно погребены с соблюдением каких-то ритуалов. На их останках обнаруживают следы краски, украшения, рядом аккуратно уложены оружие, посуда, фигурки людей, в детских могилах – игрушки.

Из этого ясно, что древние люди считали, что умершие будут жить в ином мире.

Каким богам в древности приносили человеческие жертвы?

Чаще всего это были самые главные божества. У постоянно воевавших скифов к их числу относился бог войны Арес. Только ему воздвигались особые святилища. Те имели вид огромных курганов из хвороста, а самого Ареса символизировал железный меч, воткнутый на вершине. Ему жертвовали скот и пленных.


Обряд был впечатляющим. Из каждой сотни пленённых мужчин отбирали одного, омывали ему голову вином и закалывали так, чтобы кровь стекала в сосуд. Ёмкость опрокидывали над мечом. А у бездыханных жертв ещё и отрубали правую руку, швыряли её в небо, и только тогда ритуал завершался.

Был ли в древности обряд типа современных поминок?

Был, хотя и не всегда проходил в большой печали. У славян известен ритуал тризны. Покойника омывали, одевали, украшали, близкие и знакомые сидели возле него ночь, причитая и распевая песни. С утра для выноса тела разбирали стену («чтобы покойник не мог вернуться»).

На месте захоронения разворачивалось пиршество, молодецкие песни, пляски, военные игрища – чтобы отогнать злые силы. Пили медовую брагу, ритуальной едой была каша-кутья, кисель, блины. Отгуляв, сжигали покойника на высоком деревянном помосте. Затем из золы выбирали кости, складывали в посудину и устанавливали на столбе у дороги. Учёные считают это отголосками более древнего обряда, когда хоронили на дереве или в его стволе.

Нередко тело перевозили к месту погребения на санях – в любое время года! Сани – транспорт древний, основательный, без тряски. Бывало, тело предавали земле, насыпав над могилой курган.

Для чего в пещерах, на скалах древние люди изображали животных?

Вряд ли только «для красоты». Иначе, зачем бы художники забирались для этого в тёмные, далёкие и труднодоступные закоулки? Скорей всего, рисунки были необходимы для охотничьего обряда.


Картины обычно изображают крупных животных (бизонов, оленей, кабанов), поражённых стрелами, копьями, топорами. Камень сохранил следы от ударов острым оружием во время обряда. Метко поразив нарисованного зверя, охотник рассчитывал сделать то же самое на охоте.

Сейчас у нас свадьбы гуляют два-три дня: застолье, тамада, танцы, игры. А как это бывало в древности?

К примеру, у ацтеков, жителей Мексики, обряд женитьбы был похож на сериал. Перескажем его бегло, опуская детали (сваха, прорицатели, смена костюмов и т.п.).

Основной ритуал начинался в доме невесты – с полудня до вечера её поздравляли, напутствовали, вручали подарки. На ночь поющая колонна родственников и подруг невесты отправлялась с факелами в дом жениха. Её саму, украшенную яркими перьями и цветами, кто-то из пожилых женщин нёс (!) на спине. Встретившись у порога, молодые окуривали друг друга благовониями.

Новобрачных сажали у очага, тёща дарила плащ и другую одёжку зятю, свекровь – блузку невестке. Сваха связывала плащ с блузкой – этот момент и был «регистрацией брака». Потом молодые были обязаны съесть блюдо особых пирогов, кормя друг друга кусочками. Затем шли песни, танцы, угощение, выпивка.

Пару отправляли в отдельную комнату, где они жили четыре дня, …вознося молитвы у алтаря и не позволяя себе ничего «такого». Лишь на четвёртую ночь им стелили постель на двоих, и клали в неё перья и камешек нефрита – символы будущего потомства.

На пятый день с утра приходил жрец, который окроплял молодожёнов освящённой водой, родственники тоже четырежды брызгали на них водой, потом разбавленным алкогольным напитком пульке. Снова сходились гости, снова подарки, все ели, пили, пели, танцевали.

Многие века лучшие головы пытались найти обоснованную версию повода генерации паранормального умозаключения человека и понять религию как модель общественного мнения. Возникнув на начальной стадии прогресса человечества и зрея веками на основе неправильного воссоздания в разуме истинных явлений в природе и обществе, религиозные верования и обряды искажали восприятие мироздания и потустороннего существования, туманили умы. Укрепляясь в воспоминании поколений, верование стало частью культурного резерва общественности. В процессе совершенствования возникали религии не только людей, из которых вышел Провидец. Новые вероучения заполнили души населения разных государств: христианство, ислам и буддизм стали мировыми верованиями.

Определение термина

Религиозный обряд - священнодействие, осуществляемое по сложившемуся чину священником, является проявлением внутренней сути традиции во внешнем выражении. Церемония посылает благословение на все жизненные и духовные моменты человеческого бытия, имеет освещающее, укрепляющее и обновляющее влияние на душу и тело, направлена на достижение цели для свершения или упреждения событий, природных катаклизмов.

Подвиды

Религиозные обряды можно разделить на три вида:

  1. Богослужебные - это таинство, которое является составным элементом церковной литургии: освещение хлеба и воды, вынос святой плащаницы, причастие и др.
  2. Символические - действо, выражающее разные общие религиозные концепции, открывающие путь к общению с Богом. Например, крестное знамение, являясь символом крестных мучений Христа, одновременно служит средством защиты от инфернальных сил тайнодействия.
  3. Совершение религиозных обрядов на людские потребы - одобрение на учение, поездку, поминовение усопших, освещение помещений, вещей.

Что такое ритуалы?

Религиозные обряды и ритуалы зарождались в древности, некоторые сохранились до наших времен. Отличие ритуала от обряда состоит в том, что одна и та же треба производится периодически для свершения соединения с Богом. Цель проведения ритуалов заключалась в помощи при разных событиях человечества. Так, у первобытных племен существовал порядок на удачу. Перед охотой они поражали копьями нарисованных животных. Примерно тогда же появился ритуал погребения усопших, которое предполагало последовательность действий, обеспечивающих связь с загробным миром. Со временем ритуалы модернизировались, у всех религий сформировались действа единичного, ежедневного, некоторые календарного характера.

В любой вере таинство разделяется по степени ценности и важности, при этом простые предметы обретают сверхъестественные функции. Обычный хлеб после пресуществления становится Телом Христовым и носителем благодати. Наряду действуют ритуалы, которые не предусматривают такой миссии, они носят показную установку. Например, баптисты воспринимают крещение как иллюстрацию смерти Христа для спасения людей, где участник возрожден благодаря публичному покаянию.

Какие бывают ритуалы?

Ритуалы подразделяют по функциональному признаку:

  • результативные - проникновение в реальность божественной силы;
  • иллюстративные - демонстрация имевших место эпизодов или абстрактных догматических фактов;
  • обязательные - делятся на одновременные и неодновременные.

Как обряды и ритуалы связаны с религией?

Древние люди пытались разобраться в причинно-следственной связи природных явлений, задавались вопросами о том, почему идет дождь и восходит солнце. Они одушевляли окружающую действительность, считали, что миром управляют добрые и злые духи, поклоняясь им как богам.

Существует много толкований термина «язычество», науковеды считают, что это религия, другие трактуют как образ жизни определенной народности, третьи интерпретируют как фольклорный элемент. Верование было широко распространено, но особенно культивировалось на Руси и на территории Скандинавии. В Древнем славянском мире управление осуществлялось богами. Следует отметить, что они не были разобщены. Боги составляли структурированную систему в иерархической лестнице, где каждый выполнял свои функции, они подчинялись верховному Творцу. В христианстве термин применяют при противопоставлении вере многим богам единобожию.

Что произошло с приходом христианства?

В I веке н. э. зародилось христианство. Религиоведы признают факт, что более 2000 лет назад в Назарете родился мальчик, впоследствии ставший проповедником. Последователи Иисуса признают версию непорочного зачатия девы Марии от Святого духа и чтят его как Мессию. Суть религии заключается в почитании одному Божеству.

Возникновение христианства имело идеологическую основу, идейным источником стал иудаизм. Произошло переосмысление учения иудаизма о монотеизме, мессианстве. Ветхозаветная традиция не утратила своей значимости, получила новую трактовку. Для христиан Библия служит непререкаемым авторитетом. Иисус был основателем кодекса моральных правил, ставших основой мировоззрений нового поколения.



 

Возможно, будет полезно почитать: