Система управления охраной труда в организации. Системы управления охраной труда Методика проведения суот

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ).

2.2. Основные принципы и задачи СУОТ

2.3. Общая структура управления охраной труда

2.4. Порядок разработки и внедрения СУОТ

2.5. Требования стандарта OHSAS 18001 (ДСТУ-П OHSAS 18001). Особенности и сфера применения.

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (суот).

Система управления охраной труда (СУОТ) - это совокупность органов управления предприятиями, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда.

Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, задач и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации.

Главная цель управления охраной труда является создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах - руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными.

Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

CУОТ должна состоять из следующих элементов приведенных на рис. 2.1, которые должны содержать следующую информацию:

1. Официально определены принципы и цели (политики) работодателя по вопросам охраны труда в том числе определение нормативно-правовых актов по охране труда, действующих на предприятии

2. Указывать работодателя в системе управления охраной труда

3. Схема взаимосвязей и распределение обязанностей между руководством высшего звена их обязанности и ответственность

4. Установлены функций для структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах

5. Ресурсы для возможности реализации задач СУОТ

6. Утвержденные формы документации, действующей в системе управления

7. Порядок привлечения работников к СУОТ

8. Систему профессионального отбора, обучения и инструктажей по вопросам охраны труда

9. Порядок обмена информацией между всеми уровнями управления и рабочими

10. Механизм идентификации вредных и опасных производственных факторов в том числе с помощью общественно-административного контроля

11. Систему учета, анализа и оценки рисков возникновения несчастных случав

12. Систему и порядок планирования (меры должны быть конкретными и поддаваться контролю)

13. Процедуры и мероприятия по корректировке системы и возможности ее усовершенствования

Рис. 2.1. Основные элементы СУОТ

14. Порядок предупреждения аварийных ситуаций, и подготовку персонала

15. Процедуры оценки на соответствие требованиям безопасности материально-технического обеспечения

16. Требования к подрядным организации

17. Мониторинг выполнения и оценки результативности действия системы на уровне высшего руководства

18. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

19. Систему проверок (аудита) по определению ли элементы системы управления адекватными и эффективными и порядок подготовки аудиторов

К основным функциям управления охраной труда относятся:

    прогнозирование и планирование работ, их финансирование;

    организация и координация работ;

    учет показателей анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

    контроль за функционированием СУОТ;

    стимулирование работ по совершенствованию охраны труда.

Функционирование системы обеспечивается руководителем предприятия и реализуется через комплекс организационных мероприятий.

Выполнение управленческих решений по вопросам охраны труда и обеспечения функционирования СУОТ в структурных подразделениях осуществляется руководителями этих подразделений .

Организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех структурных подразделений предприятия в рамках СУОТ осуществляет служба охраны труда .

В управлении охраной труда, кроме штатных должностных лиц и структурных подразделений принимают участие профсоюзный комитет (цеховые комитеты) с его комиссией по охране труда и общественных инспекторов по охране труда или другие уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда, задачи и функции которых должны быть определены соответствующими положениями.

В целом организационная структура управления охраной труда базируется на координирующей роли службы охраны труда, в соответствии с действующим на предприятии положения, наделена необходимыми полномочиями и участвует в осуществлении всех функций, связанных с обеспечением безопасности труда.

Преимущественное право разрабатывать и представлять руководству предприятия на рассмотрение и утверждение организационно-распорядительные документы по вопросам охраны труда имеет служба охраны труда.

Если возникает необходимость разработки таких документов структурными подразделениями (отделами и т.п.) они подлежат обязательному согласованию со службой охраны труда.

Большое значение в создании безопасных и безвредных условий труда имеет стандартизация. Она позволяет применять действенные меры по повышению технического уровня и упорядочения разработки нормативно-технической документации по безопасности труда.

В нашей стране создана система стандартов безопасности труда, представляет собой комплекс большого количества взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение труда. Эта система устанавливает общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию и процессов, требования к средствам защиты работающих, методы оценки безопасности труда.

СУОТ предприятия устанавливает единый порядок деятельности руководителей структурных подразделений и других должностных лиц по вопросам охраны труда: целевые задачи и функции подразделений, обязанности должностных лиц, порядок планирования профилактической работы, систему контроля за состоянием охраны труда и соблюдением работающими требований правил, норм и инструкций по охране труда, а также основные положения экологического регулирования и мотивации работы по охране труда на предприятии.

Основные задачи управления охраной труда можно выразить кратко - обеспечение соблюдения требований НПАОП безопасности условий труда и безопасности технологических процессов и производственного оборудования, а также внедрение национальной концепции развития в сфере управления охраной труда.

Система охраны труда на предприятии – залог безопасной работы

Система охраны труда на предприятии начинается с создания руководителем организации службы охраны труда. Данная служба подчиняется руководителю и одному из его заместителей, которому это будет поручено. Обычно такая служба является самостоятельным структурным подразделением организации. Состоит она из штата специалистов по безопасности на производстве и охране труда. Во главе стоит руководитель службы. Данное подразделение осуществляет свою непосредственную работу при полном взаимодействии с другими подразделениями предприятия, уполномоченными лицами от профессиональных союзов, службой по охране труда вышестоящей организации, комиссией (комитетом) по охране труда. А также происходит тесное сотрудничество с органами федеральной исполнительной власти, органами государственного контроля и надзора за исполнением всех требований охраны труда и органами общественного контроля. В своей деятельности работники данной службы охраны труда в обязательном порядке руководствуются законами, нормативно-правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами.

Контроль над деятельностью службы ведёт руководитель предприятия, орган исполнительной власти, одноимённая служба вышестоящей организации, органы контроля и надзора за соблюдением всех требований охраны труда. Ответственность за действия службы несёт именно руководитель предприятия. Работники службы несут ответственность за правомочное исполнение своих обязанностей в соответствии с определённым положением и должностными инструкциями.

У системы охраны труда на предприятии (система менеджмента охраны труда) существуют определённые задачи:

своевременная организация работы, направленной на обеспечение выполнения требований охраны труда всеми работниками;

контроль над тем, что бы все работники соблюдали законы и другие нормативно-правовые акты об охране труда, различные соглашения по охране труда и прочие локальные акты организации;

обязательная организация профилактических мер по предупреждению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, а так же других заболеваний, обусловленных производственными факторами и принятие мер по улучшению условий труда;

консультирование и информирование руководителя и работников организации по вопросам, касающимся охраны труда;

изучение и продвижение передового опыта по охране труда и пропаганда вопросов охраны труда.

Структуру самой службы и численность её работников определяет непосредственно руководитель предприятия. Это зависит от характера условий труда, численности работников, степени опасности производства и многих других факторов. Если на предприятии работают более 100 человек, то обязательно создаётся служба по охране труда, либо вводится вакансия специалиста по охране труда. В организации, где численность менее 100 человек, решение о создании службы или вводе должности принимается руководителем предприятия. В этом случае обязанности по охране труда могут быть возложены на иное лицо, прошедшее специальное обучение и проверку знаний. В случае отсутствия в организации такой службы, руководитель вправе заключить договор с организациями или специалистами, которые способны оказывать услуги в сфере охраны труда. На такую должность назначаются лица, имеющие квалификацию инженера в области охраны труда либо специалисты, которые имеют высшее профессиональное (техническое) образование. Все перечисленные лица обязаны пройти специальное обучение по охране труда.

Система охраны труда на предприятии, как как элемент общей системы менеджмента, проводит в обязательном порядке мероприятия, направленные на предотвращение производственного травматизма. Например, выполнение любых ремонтных и монтажных работ должно непременно сопровождаться соблюдением всех требований работы. Все действия по проведению тех или иных работ должны согласовываться с действующими нормами, стандартами и правилами. К монтажу конструкций и оборудования нельзя допускать рабочих, моложе 18 лет. Все рабочие обязаны пройти вводный инструктаж по технике безопасности и получить соответствующее удостоверение на допуск к выполнению данных работ. Так же каждый работник должен быть обеспечен всеми средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения данного вида работы.

Виды инструктажа.

Существуют различные виды инструктажа.

Вводный инструктаж (при поступлении на работу). Проводится в отделах охраны труда, пожарной охраны и газоспасательной службы (если она имеется). По инструкциям, утвержденным главным инженером, фиксируется в журнале вводного инструктажа. Перечень вопросов вводного инструктажа определяется действующим положением предприятия.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте. Данные инструктажа, номер инструкции, подписи инструктируемого и инструктирующего фиксируются в личной карте инструктажа и проверки знаний. Первичный инструктаж не дает право на самостоятельную работу.

Вновь принимаемые рабочие после первичного инструктажа проходят теоретическое и производственное обучение по рабочему месту и технике безопасности по утвержденным программам со сдачей экзаменов квалификационной комиссии. Сроки обучения в зависимости от квалификации рабочего устанавливаются начальником цеха или для вновь поступающих рабочих - нормативами проверки знаний комиссией выдаются удостоверения, разрешающие работать самостоятельно.

Для пожаро- и взрывоопасных, вредных и особо вредных химических производств, а также для рабочих, обслуживающих паровые котлы, подъемные сооружения и механизмы, аппараты, работающие под давлением, газовое хозяйство установлена периодичность проверки знаний правил техники безопасности один раз в год. Для ИТР - 1 раз в 2 года. Для остальных производств: для рабочих - 1 раз в 2 года. Для ИТР - 1 раз в 3 года.

Под управлением охраной труда понимается подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Управление охраной труда на предприятии является составной частью его общей системы управления. На предприятиях, имеющих автоматизированные системы управления производством, управление охраной труда входит в них в качестве одной из основных подсистем.
В подготовке и реализации управленческих решений по охране труда участвуют практически все службы и подразделения предприятия, деятельность которых в этой области определена соответствующими положениями о Системе управления охраной труда (СУОТ).
Структура СУОТ на предприятии представлена ниже и включает следующие основные элементы.

Орган управления СУОТ. Его возглавляет директор (главный инженер), осуществляющий общее руководство работой по охране труда на предприятии с помощью управленческих решений (приказов, распоряжений, планов организационно-технических мероприятий и т. п.), методов управления и воздействия, обеспечивающих целенаправленную деятельность структурных подразделений и служб в области охраны труда.

В цехах (участках, службах) функции органа управлении выполняют руководители подразделений, организующие и систематически проводящие работу по охране труда в возглавляемых звеньях. Все они в своей деятельности руководствуются законодательной (нормативно-правовой) документацией и текущей информацией о состоянии охраны труда. Работа проводится на основе анализа текущей информации, исходя из которого обосновываются и оперативно разрабатываются управленческие решения, направленные на приведение фактических показателей условий труда в соответствие с нормативными.
Организационно-методический орган. Он возглавляется отделом охраны труда (техники безопасности), который наряду с организационно-методическим руководством работой по управлению охраной труда подготавливает управленческие решения для органа управления СУОТ, контролирует их реализацию. Эта работа отделом проводится совместно с комиссией охраны труда профкома и медико-санитарной частью предприятия исходя из систематического анализа текущей информации о состоянии охраны труда и функционирования СУОТ,
Информационный орган. Его функции должен выполнять ИВЦ предприятия. Он собирает, обобщает, обрабатывает, анализирует и выдает информацию, дифференцированную применительно к структуре СУОТ предприятия. Информация содержит сведения о состоянии условий труда в цехах, на участках и рабочих местах, на предприятии в целом; эффективности СУОТ и отдельных методов управления; динамике травматизма и заболеваемости, их причинах; об изменениях нормативной базы по безопасности труда применительно к конкретным условиям предприятия и др.
Объект управления в СУОТ. Объектом управления является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в бригадах, на участках, в цехах и на предприятии в целом.

Перед разработкой системы управления охраной труда любой конкретной организации (компании, фирмы или проекта) целесообразно: оценить возможность интеграции системы управления охраной труда в общую систему управления организации в виде отдельной подсистемы; определить перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию; определить политику организации в области охраны труда; определить цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты; разработать программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач; подготовить аудиторов системы управления и разработать процедуру проведения внутренних аудитов системы управления.

В Руководстве (Положении) по системе управления охраной труда могут быть предусмотрены различные разделы. Обычно это: политика; планирование; внедрение и функционирование; проверочные и корректирующие действия; а также анализ функционирования системы со стороны высшего руководства для того, чтобы обеспечить ее соответствие принятой политике и ее последовательное совершенствование; адаптация к изменяющимся обстоятельствам.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления в отдельных организациях имеются существенные различия в моделях управления, в методах и средствах их реализации, в степени детализации и конкретизации, в построении информационных и управленческих связей, в формах документооборота, учета, анализа и контроля, методах планирования, аудита и тд. При этом основной целью управления охраной труда остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей на уровне организации для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.

При управлении охраной труда на уровне организации для любой модели управления необходимо изначально предусмотреть, чтобы с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда гармонично сочетались принципы организации и функционирования всего производственного процесса (процесса оказания услуг и т.д.).

В числе наиболее важных организационных принципов СУОТ можно выделить:

Использование имеющихся уровней управления в качестве основы функционирования системы управления охраной труда;

Разграничение ответственности и функций субъектов управления охраной труда на всех уровнях управления;

Осуществление прямой и обратной связи всех звеньев системы на всех уровнях управления;

Взаимодействие руководства и служб организации с органами государственного надзора и общественного контроля, с органами исполнительной власти, профсоюзами, подрядчиками (сервисными организациями) и другими заинтересованными сторонами для выработки и реализации политики в области охраны труда и координации деятельности по улучшению условий и охраны труда работников;

Обеспечение общественного (или паритетного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и (или) иные уполномоченные работниками представительные органы;

Координация деятельности в области охраны труда и социально-экономической политики организации;

Координация деятельности в области социальной защиты работников, социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обеспечения расследования каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

Использование механизмов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

Учет и контроль требований безопасности труда при проектировании, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия (организации);

Внедрение и совершенствование рыночных механизмов для улучшения условий и охраны труда на предприятии (проведение экономической политики, стимулирующей заинтересованность работников в улучшении условий и охраны труда);

Единая скоординированная система профессионального отбора и обучения кадров на основе непрерывного обучения в области охраны труда;

Пропаганда значимости охраны труда как фактора сохранения жизни и здоровья работников;

Организация обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами в соответствии с действующим законодательством;

Внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Целесообразно, чтобы в СУОТ наряду с уже перечисленными разделами был введен раздел "Мотивация работников на знание и соблюдение норм охраны труда", либо аналогичный документ был введен в действие на более низком уровне, чем Руководство (Положение о СУОТ).

Такой раздел необходим в СУОТ потому, что руководители среднего и даже высшего уровня управления иногда допускают пренебрежение опасностями, т. е. сознательно не соблюдают правила охраны труда. Деятельность системы в этом направлении должна сводиться к таким воздействиям на работников, чтобы они все стремились знать и соблюдать правила, отказывались от потенциально опасных действий. Причем желательно, чтобы такое влияние на поведение работника было максимально длительным и устойчивым. Поэтому материальными и моральными стимулами - премиями, конкурсными баллами и другими поощрениями в рамках предусмотренных смотров (конкурсов, опросов, лотерей) должны инициироваться долгосрочные мотивы уважения, признания и выгоды знания и соблюдения правил охраны труда.

Успешное решение вопросов охраны труда означает вертикальную (линейную) ответственность, требующую самого активного участия высшего и линейного руководства в вертикальном контроле на всех уровнях, распределении ресурсов и оптимизации принятой организационной структуры. Для этого организация должна определить функции, ответственность, полномочия и взаимосвязь сотрудников, участвующих в обеспечении СУ ОТ, в том числе:

Компетенцию, обеспечение ресурсами, кадрами для реализации СУОТ;

Получение и предоставление информации по вопросам охраны труда;

Определение действий и возможностей для совершенствования деятельности в области охраны труда.

В целом организационная структура и распределение функциональных обязанностей отражают линейную ответственность руководителей всех уровней за эффективное применение и поддержку СУОТ на их конкретных участках работы. Эта структура также отражает взаимоотношение между:

Различными звеньями управления и участками производства;

Участками производства и службами обеспечения (вспомогательным производством), независимо от того, принадлежат ли эти службы отдельному производству или всей организации;

Штатными работниками и привлеченными;

Партнерами по совместной деятельности.

Исключительно важно, чтобы высшее руководство организации воспитывало в сотрудниках чувство активного содействия СУОТ путем поощрения их участия во всех предусмотренных системой процедурах и приверженности этим процедурам, укрепления в них веры и мотивации, а также повышения индивидуальной ответственности. Прежде всего это заключается в демонстрации самого высшего руководства приверженности охране труда посредством личного участия в действиях, которые могут наблюдать работники. На практике этого можно достичь с помощью многих действий, оговариваемых в СУОТ, например, при использовании средств индивидуальной защиты, при руководстве проверками или при участии в расследовании несчастных случаев.

Демонстрация приверженности задачам СУОТ на разных административных уровнях включает в себя и многие другие аспекты:

Предоставление необходимых ресурсов, таких, как время и средства на решение проблемы охраны труда;

Личный пример в повседневной работе;

Придание вопросам охраны труда первостепенного значения в повестке дня любого заседания, начиная с заседаний Правления (Совета директоров) и ниже;

Активное участие в решении вопросов охраны труда и анализе работы СУОТ как на месте, так и на отдаленных производственных участках;

Внимание вопросам охраны труда при принятии любых деловых решений;

Признание и поощрение заслуг подразделений при достижении установленных целей;

Поощрение личных достижений и инициатив сотрудников, предлагающих меры по улучшению работы СУОТ;

Участие во внутренних и внешних проверках.

Все разделы Руководства (Положения о СУОТ) взаимосвязаны. Организация, определяя перечень мероприятий по охране труда, определяет и источники финансирования ("Бюджет охраны труда"), и критерии улучшения количественных параметров - обобщенных показателей травматизма и профессиональной заболеваемости, например, по отношению к установленным целям, остальным организациям или средним показателям в отрасли (подотрасли) с учетом планируемых скидок по страховым тарифам и т.д. В частности, это может быть снижение частоты травм (профзаболеваний) на тысячу работников и тяжести травм. Важность таких количественных параметров заключается в том, что они дают руководителям, специалистам, проверяющим и рядовым работникам представление о масштабах планируемых мероприятий и целевых конечных результатах.

Таким образом, в рамках Политики и стратегических целей в области охраны труда организация будет иметь планы (программы), соответствующие достижению этих целей и следовать принятым показателям (критериям) деятельности в данной области. Тогда и перспективные, и годовые планы всех уровней будут включать в себя следующие элементы:

Четкое определение целей;

Определение ответственности руководителей за достижение целей;

Средства достижения поставленных целей;

Требования к наличию ресурсов;

Сроки выполнения;

Конкретные программы (мероприятия) мотивации и стимулирования персонала для достижения цели (результата).

Кроме того, возможно включение документированных процедур по признанию (поощрению) коллективных успехов работников в области охраны труда и механизмов оценки эффективности мероприятий по охране труда (например, анализ "затраты/прибыль" или минимизации потерь).

Среди наиболее важных элементов "внешнего" механизма экономической заинтересованности организации в улучшении условий и охраны труда можно выделить надбавки/скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также механизм частичного финансирования за счет страховых взносов некоторых предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Многие признанные органы по сертификации (BVQI, DNV, TUV и др.), аккредитованные в различных международных и национальных системах аккредитации, проводят добровольную сертификацию систем управления охраной труда. Тем самым подтверждая, что действующая в той или иной организации система управления охраной труда соответствует определенному стандарту (спецификации). В России крупные организации сертифицируют свои системы управления охраной труда (охраной труда и промышленной безопасностью) на соответствие спецификации OHSAS 18001.

Сертификация систем управления охраной труда на соответствие ГОСТ 12.0.006-2002 в России возможна в рамках зарегистрированной добровольной системы сертификации.

В определенной мере при проведении сертификационных аудитов таких систем управления охраной труда могут быть использованы принципы, программы и положения, касающиеся проведения внешних и внутренних аудитов и компетентности аудиторов, изложенные в международном стандарте ISO 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента".


Система управления охраной труда (СУОТ) представляет собой часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда , связанными с деятельностью организации. СУ ОТ включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации.

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют нормы ТК РФ, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией, стандарты ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования».

Новый подход к управлению охраной труда в организации

Рыночные отношения обусловливают необходимость формирования нового подхода к управлению охраной труда, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Сегодня некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций, позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.

В конце 1990-х гг. в западных странах резко изменился подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям .

Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествует 10-30 тяжелых травм, около 100-300 легких травм (с потерей трудоспособности на один день и более), 1-3 тыс. микротравм и 10-30 тыс. опасностей, возникающих на производстве.

Пирамида происшествий

Гипотетически каждый из выделенного количества опасных факторов (10-30 тыс.) при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, их необходимо идентифицировать. Процесс идентификации происходит в несколько этапов. На первом этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски. Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области охраны труда организации, составления программ мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Новизна такого подхода заключается в том, что именно на основе анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем охраны труда, определяются задачи и сроки их выполнения .

Изменению подверглась и оценка работы руководителей высшего и среднего звена, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание так называемые неписаные правила обеспечения охраны труда.

Высшее руководство организации отвечает за политику в области охраны труда, проявляет лидерство в решении проблем охраны труда и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области охраны труда и, таким образом, формирует культуру охраны труда в своей организации.


Пирамида ответственности

С документами СУОТ (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Эти локальные нормативные акты вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

Роль руководителей среднего уровня - обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области охраны труда, а также требований охраны труда, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание за невыполнение поручений, несоблюдение указанный требований и т.п. должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т.д.) в решении вопросов охраны труда, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах охраны труда.

Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков и т.п. в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, другие происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства и удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых во многом и зависит обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению охраной труда в организации (ГОСТ Р 12.0.007-2009).

Принципы управления охраной труда в организации на современном этапе

Наиболее важными элементами современного подхода в области охраны труда являются разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране груда на основе новых принципов управления охраной труда в организации.

Многолетний опыт работы по совершенствованию охраны труда, разработке и внедрению систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией в ведущих организациях страны позволил сформулировать 18 принципов управления безопасностью и охраной труда 1 При формировании 18 принципов управления охраной труда в условиях экономического и финансового кризиса использовался опыт известных ученых в сфере мирового менеджмента: Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Т. Тагути, Э. Шухарта и др., а также научная и практическая работа Открытого института охраны труда, промышленной безопасности и экологии Академии труда и социальных отношений с ведущими организациями, которые добились положительных результатов в области управления охраной труда. . Использование этих принципов при минимальных затратах (что важно в нынешних кризисных условиях) сможет оказать большое влияние на повышение безопасности производства и снижение затрат от непроизводительных потерь, к которым относятся прямые и косвенные потери от несчастных случаев и аварий на производстве.

Порядок изложения (нумерацию) принципов не следует увязывать с их важностью для успеха: все они одинаково важны, а порядок их реализации может варьироваться в соответствии с особенностями организации и состоянием трудоохранной, промышленной и экологической безопасности в ней.

Принцип 1. Создавайте новую культуру охраны труда. Ключевую роль в создании новой культуры управления в области охраны труда играют системы управления охраной труда на уровне организаций и формирование у руководителей этих организаций приверженности делу охраны труда.

Внедрение СУ ОТ организации, которая легко интегрируется в другие системы управления, например управление качеством, охраной окружающей среды, создает условия, при которых охрана труда становится для руководителей приоритетной задачей развития коллектива. СУОТ становится для организации проектом высшего уровня: за создание системы отвечает первый руководитель организации, за ее функционирование - как правило, технический директор или главный инженер организации. Кроме того, документы системы (руководство по СУОТ, стандарты предприятия, инструкции по охране труда) подписывают руководители организации, тем самым они берут на себя ответственность за их реализацию и успешное функционирование. Охрана труда становится частью корпоративной культуры организации.

Одним из важных инструментов создания позитивной культуры охраны труда является политика в области охраны труда, направленная на достижение безопасности за конкретный период деятельности, разработанная с участием персонала организации, документально оформленная и подписанная первым руководителем организации. В результате культура охраны труда становится позитивной, дающей уверенность работникам организации, что безопасность является одной из ключевых ценностей организации.

Принцип 2. Введите в практику обязательное непрерывное обучение кадров в области охраны труда. Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию. Наиболее важным итогом обучения по охране труда должно стать усвоение обучающимися принципов, заключающихся в усилении личной ответственности за собственное здоровье и безопасность. Обучение и повышение квалификации в области охраны труда должны обеспечить процесс внедрения передовых знаний среди работников, повысить их компетенцию в предпринимаемых ими действиях. Таким образом, важнейшим фактором обучения руководителей и персонала должны стать компетентность и осведомленность, а чтобы добиться этого, руководители должны проявлять качества лидеров и демонстрировать приверженность идеям безопасности. Отсюда возникает первостепенная необходимость обучать руководителей принципам приверженности безопасности: только овладев этими принципами, они будут заинтересованы в постоянном освоении их работниками новых знаний в области охраны труда

Учитывая необходимость в массовом обучении новым методам работы в области охраны груда, нужно создавать условия для открытого образования работников на основе дистанционных методов обучения (интернет- технологии, видеоконференции и др.), а также использовать индивидуальное обучение на основе информационных технологий.

Принцип 3. Обучайте лидерству и приверженности руководителей вопросам охраны труда. Согласно данному принципу безопасность поддается управлению, является объектом постоянного и всеобщего внимания; безопасность - успех бизнеса организации, она прибыльна. В общем виде цель приверженности безопасности сформулирована в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью ООО «Северсталь-ресурс»: «Безопасность - везде. Безопасность - всегда. Безопасность - во всем».

Безопасность груда необходимо рассматривать как важную область деятельности, сопоставимую с другими производственными задачами. Высшее руководство должно однозначно считать и подтверждать своими действиями, что безопасность имеет такое же значение, как цена, производительность, качество и человеческое отношения. Все менеджеры и руководители организации должны демонстрировать наглядную и активную приверженность принципам безопасности, поощрять инициативы, связанные с улучшением безопасности, и руководить этим процессом, а также содействовать участию сотрудников в улучшении результатов деятельности по охране труда.

За внедрение политики в области охраны труда и элементов СУОТ в организации отвечает первый руководитель компании, а также руководители структурных подразделений (бизнес-единиц компании). Линейные руководители всех уровней ответственны за результаты деятельности в области безопасности на подведомственных им участках. Руководители и специалисты служб охраны труда обеспечивают линейных руководителей рекомендациями по выполнению обязательств по охране труда, проводят необходимые экспертизы и т.п. При необходимости они должны иметь полномочия для прямого доступа к высшему руководству организаций.

Права, отчетность и ответственность должны быть четко определены в зависимости от делегируемых полномочий для каждой должности в каждой организации. Права и ответственность в области охраны труда, делегированные отдельным сотрудникам, должны быть документально оформлены. Руководство должно обеспечить понимание сотрудниками их прав и ответственности.

Принцип 4. Разработайте программу морального и материального поощрения работников. Новые трудовые отношения в области безопасности невозможно создать без отказа от приоритета наказаний за любые ошибки персонала, в том числе не приведшие к травмам и аварийным ситуациям. Страх неизбежности наказания снижает эффективность работы коллектива, производительность труда, создает ненормальный психологический и социальный климат на производственных участках и рабочих местах.

Самым важным в управлении безопасностью является мотивация работников. В реализации этого принципа надо исходить из того, что люди мотивируют себя сами, но для этого руководству организации надо создать такой климат, в котором награда за безопасное поведение отвечает желаниям и потребностям всех работников организации.

Способов и методов материальной и моральной мотивации сотрудников существует много, но главный вывод мотивирования работников в области охраны труда заключается в том, что достижение высоких показателей в сфере безопасности помогут предприятию повысить производительность труда за счет повышения эффективности производства, проявления доброй воли, благодаря высокому моральному настрою в коллективе.

Принцип 5. Разрушайте барьеры между подразделениями и людьми, работающими в них. Отсутствие административных барьеров между подразделениями характеризует высокую культуру трудовых отношений в коллективе и достигается за счет объединения усилий подразделений, занимающихся исследованиями, проектированием, эксплуатацией, производством, ремонтом, подрядными работами. Это позволяет коллегиально решать проблемы обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла предприятия. На каждом этапе проекта должна быть сформирована команда (целевая группа), которая будет претворять в жизнь программу совершенствования управления безопасностью.

Принцип 6. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом и его результатами. Устраните ситуации, которые «обкрадывают» рабочих, специалистов и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом. Работников, не имеющих нарушений правил безопасности, необходимо поощрять в противовес распространенной в наших организациях практики предавать огласке только случаи нарушений или травм.

Кроме того, в организации важно создать социальный климат доверия, партнерства и взаимного уважения как по вертикали, так и по горизонтали

Принцип 7. Переходите от контроля за обеспечением безопасности к управлению безопасностью. Для этого на уровне организации должен быть сделан акцент на приоритетности организационной культуры, повышении ответственности, приверженности руководителей компании определенным целям, мотивации людей на безопасный и высокопроизводительный труд. На уровне надзорных и контролирующих органов это связано с переходом от надзора за объектами к надзору за функционированием систем управления безопасностью в организациях, эффективность которых подтверждается аудитом этих систем. В свою очередь, СУОТ должны строиться на достижениях современного менеджмента и международных стандартов в области управления безопасностью.

Новый подход к формированию СУ ОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает общедоступность данных о состоянии условий и охраны труда, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью груда работников организации, а также персонала других организаций (поставщики и подрядчики), потребителей продукции (работ, услуг).

Принцип 8. Определите роли, ответственность и полномочия каждого работника в области обеспечения безопасности. Эффективное внедрение системы управления охраной труда может быть достигнуто только при активном участии всех работников организации. Распределение ответственности и полномочий среди должностных лиц должны быть равнозначным, что позволит создать эффективное взаимодействие между руководителями и персоналом возглавляемых ими подразделений. При этом надо учитывать, что каждый уровень управления организации выполняет свою роль, имеет свои специфические виды ответственности и полномочий.

Принцип 9. Управляйте изменениями. Понятие «изменения» включает, но не ограничивается изменениями в производственном процессе и используемом оборудовании; в сооружениях; в составе используемых веществ и введении новых материалов, осуществлении экспериментальных работ; в проектах, реализуемых в действующих цехах; в структуре управления.

Процедура управления изменениями в первую очередь предусматривает распределение ответственности за ее осуществление. Для этого создается комиссия по рассмотрению изменений, в состав которой входят специалисты в области безопасности (трудоохранной, промышленной, пожарной, экологической и др.), менеджер по качеству и инженер по охране труда, начальник цеха, инженер по промышленной гигиене и т.д. При этом начальник службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности организации последним подписывает комплект необходимой документации.

Принцип 10. Доведите до всех работников организации политику руководства в области охраны труда. Политика организации в области охраны труда должна соответствовать характеру и масштабу рисков, увязываться с целями организации и включать в себя обязательства, принятые и подписанные высшим руководителем организации по обеспечению постоянного улучшения условий и охраны труда. Политика должна активно пропагандироваться в качестве основного документа и постоянно совершенствоваться.

Без такой политики поведенческие аспекты безопасности не будут в достаточной степени приняты во внимание, и безопасность отодвинется в сторону, когда другие производственные проблемы, например в условиях кризиса, станут более неотложными. Важно, чтобы политика получила эффективное распространение и была доведена до сведения каждого работника, была им понятна и выполнялась.

Принцип 11. Введите в практику регулярное проведение поведенческого аудита безопасности. В организации, в которой правильно реализуется процесс мотивации, руководство и каждый работник привержены принципам безопасности и активно участвуют в работе по ее обеспечению.

В российской практике давно зарекомендовал себя такой метод привлечения работников к контролю за обеспечением безопасности на производстве, как многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Он и сегодня широко практикуется в организациях. Однако этот метод, применяемый на протяжении многих лет практически без изменений, достаточно формализован и перестал активно влиять на приверженность специалистов вопросам охраны труда и результативность этой деятельности. Кроме того, большое количество нарушений на рабочих местах и участках происходит по организационным причинам: из-за ошибочных действий персонала или несовершенства с позиций безопасности действующих инструкций, стандартов предприятий и т.п. На практике на эти проблемы обращают внимание лишь тогда, когда происходят несчастные случаи, в частности опрашивается персонал: почему он так работал, соответствует ли его работа регламентируемым процедурам и методам, не содержат ли ошибок сами процедуры, соответствуют ли они действующим правилам и нормам и т.п.

Устранить эти недостатки можно с помощью поведенческого аудита безопасности. Цели, которые преследует поведенческий аудит, направлены на определение, обнаружение и исключение отклонений, вызванных неправильным, несоответствующим и (или) опасным поведением персонала, и содействие закреплению правильного поведения. Поведенческий аудит безопасности не исключает другие виды контроля, применяемые в организациях.

Принцип 12. Введите приоритет, по которому закупки оборудования, средств индивидуальной защиты определяются их функциональными свойствами, а не ценой. Главное - не деньги, а безопасность и безвредность. Поставляемая организации продукция, включая технические устройства и услуги, должна иметь сертификат соответствия ГОСТ РилиТУ. Средства индивидуальной защиты дополнительно должны иметь гигиенический сертификат.

Требования о соответствии приобретаемой продукции требованиям нормативной документации по охране труда (в том числе нормативам по радиационной безопасности) содержатся в договорах на поставку, заключаемых службами снабжения организации.

При поиске новых поставщиков/подрядчиков и закупке новых видов товаров и услуг рекомендуется рассылать опросный лист, включающий сведения о состоянии охраны труда поставщика При окончательном выборе поставщика учитывается полученная информация о выполнении им требований охраны труда, связанных с его продукцией или услугами.

Принцип 13. Улучшайте каждую процедуру обеспечения безопасности. Чтобы улучшать процедуры обеспечения безопасности, их надо сначала создать. Принять решение о документировании процедуры необходимо для того, чтобы быть уверенным, что процедура будет выполняться всеми работниками одинаково безопасно. Кроме того, задокументированная процедура позволяет контролировать, правильно ли она исполняется персоналом.

Исходя из требований российских и международных стандартов по управлению охраной груда (OHSAS 18001, ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 и др.), в организации должны быть разработаны процедуры, включающие идентификацию опасностей, оценку рисков, идентификацию законодательных и иных нормативных правовых требований, создание осведомленности, обучения и информирования, управление документацией и др., включая управление аварийными ситуациями и внутренний аудит в области охраны труда.

Принцип 14. Постоянно ставьте цели и добивайтесь их. Цели организации в области охраны труда - это прогнозируемые и планируемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии с политикой, направленной напоследовательное улучшение условий и охраны труда Они разрабатываются на основании информации о функционировании СУОТ, результатах оценки риска и выявленных несоответствий. Цели определяют то, что нужно выполнять, а задачи определяют уровень выполнения в установленный период времени. Цели в области охраны труда в организации направлены на выполнение ее политики в области охраны труда и постоянное совершенствование СУОТ.

Использование системного подхода в постановке целей и задач и планировании мероприятий в совокупности с системой учета затрат на охрану труда позволяет вести единый учет средств, расходуемых на безопасность, контролировать и анализировать достижение целей и задач и выполнение запланированных мероприятий.

Принцип 15. Определите методы оценки результативности работы в области охраны труда. Система измерения результативности деятельности по охране труда в организации включает оценку состояния охраны здоровья и безопасности труда; эффективности функционирования и результативности СУОТ; качества и полноты ответственности работников в области охраны труда. Она позволяет объективно оценивать выполнение конкретными работниками обязанностей по охране труда, устанавливать отклонения достигнутых показателей от требуемых или запланированных величин, дает возможность сопоставлять работу различных подразделений и отдельных работников по охране труда. Кроме того, измерение результативности дает информацию для планирования дальнейшей работы по охране труда, материального и морального стимулирования персонала, совершенствования форм и методов работы по обеспечению безопасности труда, корректировки регламентирующих документов и т.д.

Показатели, характеризующие работу организации по охране труда, могут быть самыми разнообразными: содержание рабочих мест в соответствии с требованиями безопасности и гигиены труда; своевременное выполнение запланированных мероприятий по охране труда; своевременное выполнение мероприятий по актам расследования аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; своевременное выполнение предписаний государственных органов надзора и контроля, служб охраны труда, других служб организации; снижение аварийности и заболеваемости на производстве.

Принцип 16. Организуйте регулярное проведение дней безопасности труда. В соответствии с мониторингом условий и охраны труда в организации на регулярной основе проводятся дни охраны труда, цель которых - привлечь внимание органов власти, работодателей и всех работников организации к проблемам предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В этот день все структурные подразделения и их работники, общественные организации уделяют вопросам охраны труда особое и приоритетное значение. Заслушиваются информация руководства организации, а также отчеты руководителей подразделений о состоянии работы по охране труда за прошедший месяц и выполнение решений, принятых ранее, и др.

Начиная с 2003 г. по инициативе МОТ проводится Всемирный день охраны труда, который приходится на 28 апреля. Таким способом МОТ продвигает идею активного предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, приоритета предупреждающих мероприятий по обеспечению безопасности груда и сохранению здоровья на работе.

Принцип 17. Откажитесь от «пустых» лозунгов, призывов по охране труда, наполните их «живым» смыслом. Достижения в области обеспечения безопасности должны быть последовательными, исходить из достигнутого уровня безопасности с ориентацией на четко запланированные мероприятия. С этой целью в организации желательно сформулировать миссию и видение руководителей организации и всех ее работников в области охраны груда (см. ниже). Такая направленность деятельности позволяет ориентировать весь коллектив на перспективу достижения поэтапной полной безопасности за счет реализации конкретных мероприятий.

Принцип 18. Переходите на интегрированное управление охраной труда, промышленной и экологической безопасностью. В условиях экономического и финансового кризиса, когда значительно меньше финансовых средств выделяется на предупредительные мероприятия в области охраны труда и других направлений обеспечения безопасности, целесообразно переходить на разработку и внедрение интегрированных систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией, чтобы не снижать уровень безопасности производства Во-первых, это позволяет перейти к комплексному решению проблемы снижения потерь в организации, а значит, способствовать эффективности и экономичности производства за счет предупреждения проявления несчастных случаев, аварий, загрязнения окружающей среды. Во-вторых, значительно снижаются затраты на разработку отдельных систем управления по указанным направлениям, сокращается количество разрабатываемых документов по системам, видов аудита и затрат на их проведение и т.п. В-третьих, упрощает понимание специалистами и персоналом документов, регламентирующих процедуры обеспечения безопасности и безвредности производства.

Миссия и видение организации в области охраны труда

При разработке корпоративной политики в области охраны труда некоторые организации определяют свои миссию и видение в рамках данной политики. В этом случае под видением понимается устойчивое представление о том, что изменит и сделает будущее в области охраны труда более ценным, а под миссией - стратегическая позиция, занятая организацией с целью реализации видения.

В качестве примера приведем «Заявление о Миссии и Видении в области охраны труда» ОАО «Северсталь- ресурс».

Миссия компании «Северсталь-ресурс» в области охраны труда: «Безопасность для всех. Безопасность во всем. Безопасность превыше всего. Любую деятельность в компании “Северсталь-ресурс” мы будем выполнять безопасно».

Видение компании «Северсталь-ресурс» в области охраны труда предусматривает за период два года сократить травматизм на 20% и создать систему управления охраной труда, согласно с которой:

Элементы системы управления охраной труда установлены в соответствии с мировыми стандартами;

Создана соответствующая корпоративная организационная структура для управления охраной труда;

Новые процессы управления охраной труда установлены во всех производственных процессах и организационных структурах компании «Северсталь-ресурс» и предприятий, входящих в состав компании « Северсталь-ресурс»;

Проведена оценка рисков, осуществляется постоянная работа по уменьшению влияния рисков;

Общая (единая) система учета происшествий распространена на все подразделения компании «Северсталь-ресурс» и на все предприятия;

У рабочих и линейных руководителей существует мотивация работать безопасно;

Все работники компании «Северсталь-ресурс» и предприятий, входящих в состав компании «Северсталь-ресурс», обеспечены оптимальными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и приборами контроля.

В соответствии с программой по реализации Видения планируется достигнуть следующих показателей:

За период три года сократить уровень травматизма на 40%;

За период четыре года сократить уровень травматизма на 60%;

За период пять лет обладать системой управления охраной груда мирового уровня с целью исключения смертельного травматизма.

Постоянные улучшения в области охраны труда необходимы для того, чтобы:

Стать признанным лидером отрасли в сфере управления безопасностью;

Быть предпочтительным работодателем;

Обеспечить лояльность персонала;

Увеличить производительность;

Сократить затраты, связанные с травматизмом;

Увеличить социальную ответственность бизнеса.

В конечном итоге все это гарантирует устойчивое развитие организации на перспективу.

Требования к системе управления охраной труда

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование СУОТ в соответствии с установленными требованиями. При создании системы управления охраной труда необходимо:

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • формулировать политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • потенциал интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Политика организации в области охраны труда

Руководство организации обязано: а) определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда; б) обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, поддержку ее на всех уровнях управления и реализацию; б) периодический пересмотр (анализ) и корректировку политики с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

Политика организации в области охраны труда должна:

  • определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;
  • обеспечивать соответствие трудоохранной деятельности характеру и масштабу рисков, а также увязку с хозяйственными целями организации;
  • содержать обязательство руководства организации (работодателя) по обеспечению соответствия условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда);
  • включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, существующих производственных рисках, полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;
  • предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;
  • быть доступной заинтересованным сторонам.

Цели в области охраны труда

Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и безопасности труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования в области охраны труда; риски, связанные с производством; технологические операции; производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда по возможности должны иметь количественное выражение.

Идентификация опасностей на рабочих местах

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать опознавание и управление рисками, регулярную оценку потребности в соответствующих действиях.

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать: а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника; б) потенциальные причины возникновения заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой; в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.

Идентификация опасностей производственных процессов должна включать анализ организации и управления выполнением работ, проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования, монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений), характеристик приобретаемых товаров и услуг.

Оценка риска

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости их исключения или снижения. При этом необходимо рассматривать как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонения в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями. Оценке подвергают текущую и будущую деятельность. Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда. Все идентифицированные риски подлежат управлению с учетом приоритетов применяемых мер, таких как:

  • исключение опасной работы (процедуры);
  • замена опасной работы (процедуры);
  • инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;
  • административные методы ограничения воздействия опасностей;
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

Для выполнения работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

Планирование мероприятий и функционирования

системы управления охраной труда

Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда , которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. При определении целей в области охраны труда необходимо устанавливать приоритеты, выявлять и учитывать те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на условия и охрану труда. Данная информация должна постоянно обновляться. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать: а) требования законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда; б) важные факторы охраны труда, технологические финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации; в) ресурсные возможности; г) политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; д) мнение заинтересованных сторон.

Руководство организации должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда , уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

  • подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
  • определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • разъяснению работникам степени соответствия их рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения соответствующего уровня безопасности труда;
  • совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;
  • выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения организацией современного технического уровня обеспечения охраны труда;
  • выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно, через запланированные интервалы пересматривать. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения в структуре оказываемых услуг или условий функционирования. Кроме того, программа должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда
  • для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Структура работ по обеспечению безопасных

условий и охраны труда, распределение полномочий

и ответственности

В соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на руководителя организации (работодателя). В целях реализации мероприятий по охране труда в организации назначается специальный представитель руководства , как правило, главный инженер организации. Независимо от других возложенных на него обязанностей он должен нести ответственность и обладать полномочиями:

  • для организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в соответствии с требованиями законодательства;
  • обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;
  • инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
  • выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;
  • выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда;
  • организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проверки выполнения принятых решений;
  • управления устранением несоответствий;
  • регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, иными заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня; лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

Руководство организации должно определять требования к кадрам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества в области охраны труда между руководством организации и работниками (персоналом) в соответствии с действующим законодательством создаются службы охраны труда или назначаются работники, на которых (наряду с основной работой) возлагается выполнение обязанностей по охране труда; создаются комитеты (комиссии) по охране труда ; выбираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда .

Обучение, квалификация и компетентность персонала

Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по охране труда. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых ими работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность , необходимые для безопасного выполнения рабочих заданий.

На уровне организации необходимо устанавливать методы , подтверждающие наличие у работника соответствующих знаний, касающихся; а) обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством; б) фактических или потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда; в) понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда и системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях; г) возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.

В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.

Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

  1. ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда; провести вводный инструктаж;
  2. контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;
  3. вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

Руководители подразделений, работ и иные должностные лица, на которых возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, должны проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.

Подготовленность к аварийным ситуациям

Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.

В наличии должны иметься планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий. При необходимости должны анализироваться и корректироваться планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий. Организация должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

Прочие вопросы внедрения и функционирования СУОТ

Создаваемая в организации система управления охраной труда должна обеспечивать, во-первых, передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации; во-вторых, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документальное оформление; в-третьих, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры СУОТ в их взаимодействии. При этом документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда. Важно, чтобы документация была хотя и минимального, но достаточного объема для ее результативного использования.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Она должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида; в свою очередь, эти методы должны своевременно корректироваться.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и данных согласно ГОСТ Р 12.0.007-2009, с тем чтобы:

документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

  • копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования СУОТ;
  • отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо иным способом, исключающим их непреднамеренное использование;
  • архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с правилами соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений, при этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области безопасности труда. Она должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

а) установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

б) выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

в) установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

г) разработки и использования методов проектирования и оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая при этом исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.



 

Возможно, будет полезно почитать: