Жизненно важная необходимость — капитальный ремонт лифтов: что это такое, кто оплачивает, а также перечень работ по замене лифтового оборудования. Трос на пределе Программа по замене лифтового оборудования

Минстрой ищет решение проблемы быстрого выхода из строя лифтов. Модернизации или замены ждет четверть всех подъемников в стране. Сегодня их меняют за счет средств собственников. Программа ускоренной замены позволяет привлечь на эти цели финансирование из бюджетов городов и регионов, кредиты от производителей оборудования. Но этого явно недостаточно, чтобы сократить число поломок лифтов и смертельных случаев на них.

Параллельно с поиском денег на лифтовое хозяйство министерство ужесточает за ним контроль. Недавно замглавы минстроя Андрей Чибис направил письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему в правительстве вопросы технического регулирования и технологического надзора, в котором сообщил об удручающем положении лифтового хозяйства.

"Правительство проинформировано о сложившейся ситуации и тех шагах, которые предпринимаются на различных уровнях по ее решению. В перспективе планируется совещание на эту тему со всеми заинтересованными участниками", - сообщил Андрей Чибис "Российской газете".

Около 10 тысяч лифтов ежегодно вырабатывают свой нормативный срок службы. При этом по программе ускоренной замены лифтов в 2017-м было заменено более 13 тысяч подъемников, а в 2018-м предусмотрена замена 16 тысяч лифтов. Кроме того, накопилось уже более 100 тысяч нуждающихся в модернизации или замене механизмов.

В очереди на замену или модернизацию в городах России скопилось более 100 тысяч лифтов

"Сегодня кроме региональных программ капремонта инструментов замены лифтов не предусмотрено", - отмечает Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС.

В то же время объем финансирования требуется большой. По мнению эксперта, менять лифты могут позволить себе только города с хорошим бюджетом. Сократить количество старых лифтов без федеральных средств будет сложно, считает он.

Там, где вопрос безопасности лифтов зависит от его эксплуатации, решено усилить контроль. С первого дня осени компании, работающие в сфере обслуживания лифтов, обязаны специальным образом информировать Ростехнадзор о начале своей деятельности. В этом случае служба сможет проверить такие организации на соответствие требованиям, установленным к организациям, занимающимся эксплуатацией лифтов.

За несвоевременное и ненадлежащее выполнение предписаний Ростехнадзора по соблюдению требований безопасности в лифтах компаниям грозит штраф. Увеличиваются штрафы и за нарушение норм эксплуатации лифтов - до 5 тысяч рублей для физических лиц и до 40 тысяч для юридических. При возникновении угрозы для здоровья и жизни граждан суммы штрафов вырастают до 40 и 350 тысяч рублей соответственно.

Эксперты при Минстрое разработали коробочный продукт по замене лифтов в кредит для домов, жители которых копят деньги на капремонт на специальном счете. Как сообщил руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое Сергей Чернышов, сейчас возможность заменить подъемник в рассрочку есть только у «общего котла». Об изменениях рассказала газета «Известия».

Замена лифта в многоэтажном доме — одна из самых актуальных проблем жилого фонда. Приблизительно 25% подъемников в стране уже отработали свой срок эксплуатации — 25 лет. Их замена — вопрос безопасности для жителей.

Но позволить себе провести такие необходимые и дорогостоящие работы могут не все жители многоквартирных домов. Те собственники, которые отказались от «общего котла» и перешли на спецсчет, остались с старыми лифтами один на один.

Сергей Чернышов рассказал, что сегодня лифты меняют в основном те, кто делает взносы в в фонд капитального ремонта. Как это происходит: региональный оператор договаривается о покупке подъемника с заводом-изготовителем. Условия тут следующие — 50% цены производитель получает сразу, а половину стоимости регоператор гарантирует выплачивать по мере поступления средств от жителей.

— Производители лифтов идут на это, поскольку за региональным оператором стоит субъект и в случае чего есть с кого спросить. А вот с жителями, которые накапливают деньги сами, заводы на такие шаги не идут. Для завода нет никакой гарантии того, что деньги действительно поступят в будущем. Банки пока тоже выборочно финансируют такие проекты, — сказал Сергей Чернышев.

Новый коробочный проект от Минстроя — это по сути проработанная тропа для заключения сделок определенного типа. В данном случае — замена лифтов в рассрочку от производителя. Соглашение включает в себя все типовые документы — договоры и соглашения между участниками сделки, а также финансовую схему выплат.

Стартовой площадкой для коробочного соглашения станет Москва и Московская область. Первый дом в МО уже заключит подобный контракт. В Минстрое надеются, что такая практика станет популярной в России.

Сергей Чернышев заметил, что в Москве и Московской области до конца года в эту программу попадет 30-40 домов. Но основной объем придется на 2019 год, когда будут запущены 200–300 проектов в целом по стране. Потенциал Москвы на будущее - 600 подъемников старше 25 лет.

Национальный Лифтовый Союз

Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации М.А. Меню

Уважаемый Михаил Александрович!

Национальный Лифтовый Союз (НЛС) просит рассмотреть подготовленные лифтовым сообществом предложения но ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, и направить в субъекты Российской Федерации Рекомендации для возможного применения и использования в работе региональными операторами - Фондами капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Вопрос «О включении в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов финансирования работ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации» был положительно рассмотрен на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Членами комиссии, экспертами и представителями лифтового комплекса было принято решение разработать и согласовать с Минстроем России методические рекомендации по составу работ по замене лифтов, капитальному плановому и непредвиденному (внеплановому) ремонту лифтового оборудования, а также обратиться в Минстрой России выйти с предложением к субъектам Российской Федерации о принятии в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов подпрограмм по замене лифтов и капитальному ремонту лифтового оборудования с включением финансирования этих работ за счет средств фондов капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

В этой связи, просим рассмотреть обращение НЛС и о принятых мерах дать поручение проинформировать нас.

Президент В.А. Тишин

Приложение к исх. № 148 от 22.08.2014 г.

Национальный Лифтовый Союз

1. Общие положения

1.1 Согласно статьи 158 «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

2. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

1.2. Основные понятия, термины и определения. В настоящих Рекомендациях использованы термины и определения, установленные жилищным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о техническом регулировании, а также следующие определения:

Владелец лифта - юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в котором расположен лифт, либо право на распоряжение непосредственно лифтом и осуществляющее эксплуатацию лифта или занимающееся организацией его эксплуатации.

Замена лифта - комплекс работ по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта.

Капитальный ремонт лифта - ремонт или замена одного или нескольких основных узлов и механизмов лифтового оборудования.

Лифт - устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 градусов.

Лифтовое оборудование - отдельные элементы, узлы, механизмы и устройства, входящие в состав лифта.

Специализированная по лифтам организация - субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по монтажу (замене), техническому обслуживанию, ремонту и модернизации (реконструкции) лифтов и систем диспетчерского контроля за их работой.

Строительная часть лифта - часть здания, в состав которой входит шахта, машинное/блочное помещения, дверные проемы для входа в лифт с этажных площадок.

Эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.

2. При эксплуатации жилищного фонда учитывается

2.1. В соответствии с ч.1 ст. 166 «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

2.2. В соответствии со ст.4 «Требования к безопасности» Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - TP ТС 011/2011). утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824:

Для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

Использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством но эксплуатации изготовителя;

Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

Проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта не реже одного раза в 12 месяцев аккредитованной (уполномоченной) организацией.

По истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.

При отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего TP ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

3.1. Решение о замене лифта принимает владелец лифта на основании рекомендаций по результатам оценки соответствия лифта.

Оценка соответствия проводится в форме обследования (технического диагностирования) лифта, аккредитованной (уполномоченной) организацией. Техническое диагностирование является неотъемлемой составной частью капитального ремонта зданий.

3.2. Замена лифтов включает в себя комплекс работ (услуг) по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта, а также (при необходимости) капитальный ремонт строительной части лифта.

В состав работ (услуг) по замене лифта входят:

Обследование (техническое диагностирование) лифта;

Проектные работы;

Строительные работы;

Работы по демонтажу и монтажу (установке) лифта;

Работы по установке оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;

Пусконаладочные работы;

Работы (услуги) по оценке соответствия смонтированного лифта;

Декларирование соответствия смонтированного лифта, экспертиза (регистрация) деклараций соответствия лифта;

Работы (услуги) по утилизации демонтированною лифтового оборудования.

3.3. Непригодным для эксплуатации лифт признается как не отвечающий требованиям TP ТС 011/2011 и не подлежащий капитальному ремонту в связи с нецелесообразностью и нерентабельностью проведения такого ремонта. Основанием для признания лифта непригодным для эксплуатации служит заключение аккредитованной (уполномоченной) организации.

3.4. В состав работ по замене лифта, при необходимости, входят работы капитального характера на строительной части лифта.

3.5. Работы по замене лифта выполняются в соответствии с требованиями действующих межгосударственных и национальных стандартов,

3.6. После завершения работ по замене лифта, ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования».

3 .7. В соответствии со ст,6 «Подтверждение соответствия лифта, устройств безопасности лифта» TP ТС 011/2011: лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу TP ТС 011/2011 и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям TP ТС 011/2011 в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу TP ТС 011/2011 (до 15.02.2020 г.).

4.1. Под ремонтом (капитальным ремонтом) лифтового оборудования следует понимать комплекс работ (услуг), направленных на восстановление эксплуатационных характеристик лифта, повышения уровня безопасности и класса энергетической эффективности, а именно:

Работы (услуги) по оценке соответствия (периодическое техническое освидетельствование) лифта;

Строительные работы;

Работы по ремонту (или замене) одного или нескольких узлов и агрегатов, в том числе: лебедки главного привода или ее составных частей (редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт, электродвигателя, канатоведущего шкива, барабана трения), оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов), привода дверей кабины и его составных частей (редуктора, электродвигателя, балки привода дверей), постов управления, кабины и ее составных частей (рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, вертикального щита под порогом кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства), дверей шахты, кабины и их составных частей (створок, порогов, замков, верхних балок дверей), шкафа управления и его составных частей (электронных плат, трансформаторов), преобразователя частоты и его составных частей (силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат), натяжного устройства уравновешивающих канатов, ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости, ловителей, противовеса и его составных частей (рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков), разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине, подвесного кабеля, тяговых элементов, уравновешивающих канатов, цепей, каната ограничителя скорости, буфера, электрических устройств безопасности (УБ), а также оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;

Работы (услуги) по установке лифтового оборудования, необходимого для повышения уровня безопасности лифта (при необходимости);

Пусконаладочные работы (при необходимости);

Электроизмерительные работы (при необходимости):

Работы (услуги) по оценке соответствия (частичное техническое освидетельствование) лифта;

Работы (услуги) по утилизации замененного лифтового оборудования.

4.2 . Перечень работ по ремонту (замене) лифтового оборудования формируется на основании результатов обследования лифта, технического освидетельствования лифта или проведения технического обслуживания, которые осуществляется в соответствии с требованиями TP ТС 011/2011 и действующих межгосударственных и национальных стандартов.

4 .3 . Проведение ремонта лифтового оборудования проводится исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. Срок проведения ремонта лифтового оборудования планируется владельцем лифта совместно со специализированной по лифтам организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт лифта.

В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимается в соответствии с ГОСТ Р 55964-2014 Приложение А (Средний срок службы основного лифтового оборудования):

Средний срок службы основного лифтового оборудования

Наименование оборудования

Средний срок службы, год

Лебедка

Составные части лебедки:

Редуктор (червячная пара)

12,5

Электродвигатель

Канатоведущий шкив

Отводной блок

Тормозное устройство

12,5

Полумуфта тормозная

12,5

Шкаф управления

Составные части шкафа управления:

Электронные платы, трансформаторы, пускатели, реле, автоматические включатели

12,5

Вводное устройство

Ограничитель скорости

12,5

Натяжное устройство

12,5

Канат ограничителя скорости

Кабина

Составные части кабины:

Купе кабины

12,5

Привод дверей

Дверь кабины (балка двери кабины, порог, створка)

12,5

Противовес

Составные часта противовеса:

Верхняя балка противовеса

12,5

Элементы подвески противовеса

Дверь шахты

Составные части двери шахты: - верхняя балка двери шахты

12,5

Створка

12,5

Порог

12,5

Портал (обрамление дверного проема)

Разводка проводов (по шахте, машинному помещению и кабине лифта)

Подвесной кабель

Кнопочные посты (приказные, вызывные)

12,5

Путевые датчики

12.5

Преобразователь частоты и его составные части

12.5

Тяговые канаты

Буферное устройство

Электронные устройства, входящие в состав системы управления лифтом

12,5

4.4. В соответствие с Решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (TP ТС 011/2011) и не отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям TP ТС 011/2011 до окончания назначенного срока службы.

4.5. Работы по приведению лифтов к требованиям TP ТС 011/2011 финансируются из средств Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

4.6. Непредвиденный ремонт (работы капитального характера) выполняется в целях восстановления работоспособности лифта и обеспечения безопасной эксплуатации лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных чрезвычайных ситуаций.

5. Состав затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов

5.1. Стоимость работ по ремонту и замене лифтового оборудования, определяется исходя из сметных нормативов, установленных Государственными элементными сметными нормами (далее - ГЭСН) в составе Государственного реестра сметных нормативов, утвержденными Приказом Минстроя России от 30.01.2014 №31/пр:

ГЭСНм-2001 Часть №3 «Подъемно-транспортное оборудование»;

ГЭСНп-2001 Часть №1 «Электротехнические установки»;

ГЭСНмр-2001 Часть № 1 «Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов»;

Соответствующие общестроительные сборники ГЭСН для работ по ремонту лифтовых шахт и машинных помещений.

5.2. Для определения стоимости работ применяются утвержденные Государственные элементные сметные нормы. Федеральные единичные расценки по каждому виду операций, формирующие состав работ по ремонту и замене лифтового оборудования, а в случае если на территории субъекта Российской Федерации установлены Территориальные единичные расценки на данные виды работ, применяются последние.

5.3 . Стоимость оборудования, необходимого для проведения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, а также ремонту лифтовых шахт, принимается на уровне цен отечественных изготовителей соответствующей продукции на момент принятия решения о необходимости проведения таких работ и не может превышать размера предельной стоимости капитального ремонта в расчете на 1 кв. м. общей площади помещений в многоквартирных домах, утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5.4 . Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе установить максимальный предельный размер стоимости всех работ по ремонту и замене лифтового оборудования в зависимости от конструктивных и эксплуатационных особенностей многоквартирных домов, в которых установлено лифтовое оборудование.

5.5 . В случае если товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, или иным специализированным потребительским кооперативом или собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о проведении ремонта или замены лифтового оборудования, а также ремонта лифтовой шахты, сметная стоимость которых превышает установленный субъектом Российской Федерации предельный размер, то средства предоставляются при условии софинансирования собственниками помещений в многоквартирном доме или их объединениями разницы между установленной (или определяемой) предельной стоимостью и утвержденной сметой.

Исп. : Харламов П.Г. , Дьяченко Д.А.

тел .: +7-495-987-3334, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Не менее 30 тыс. лифтов в год ориентировочно планируется менять после 2020 года, сообщил «Известиям» замглавы Минстроя Андрей Чибис. План на 2018 год - 15 тыс. подъемников. Сейчас в правительстве прорабатывается вопрос о выделении необходимого финансирования в размере 221 млрд рублей на обновление отслужившего свой срок оборудования. В России насчитывается около 110 тыс. лифтов старше 25 лет.

Замену лифтов в России планируется ускорить в два раза по сравнению с 2018 годом, сообщил «Известиям» замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Всего в стране насчитывается около 430 тыс. лифтов, из которых 110 тыс. отработали срок службы - 25 лет. По данным Национального лифтового союза, ежегодно вырабатывают срок эксплуатации 10 тыс. подъемников.

По экспертным оценкам, объем замены лифтов на уровне не менее 30 тыс. подъемников в год ориентировочно будет достигнут после 2020 года. Надо иметь в виду, что к этому объему должны быть готовы и производители лифтов, и компании, которые их устанавливают, - сказал Андрей Чибис.

В 2015 году было отремонтировано 9,5 тыс. подъемников, в 2016 году - 12,2 тыс., в 2017 году - более 13 тыс. В этом году планируется заменить около 15 тыс. лифтов, рассказал замминистра.

Чтобы заменить все лифты с истекшим сроком работы, потребуется 221 млрд рублей. Такая оценка содержится в письме Андрея Чибиса вице-премьеру Дмитрию Козаку от 14 мая 2018 года (есть в распоряжении «Известий»). Сейчас в правительстве РФ прорабатывается этот вопрос, рассказал «Известиям» Андрей Чибис.

Для снижения износа лифтов региональным операторам капитального ремонта необходимо направлять на эти цели 20–30% средств, собираемых с собственников квартир на капремонт. С учетом среднего взноса в размере 6,78 рубля за 1 кв. м и средней стоимости лифта в 2 млн рублей жители четрыхподъездного девятиэтажного дома площадью 9 тыс. кв. м накопят на новый лифт лишь за 10 лет. И это при условии, что все деньги за капремонт будут идти только на эти цели, тогда как на практике такое представить практически невозможно, следует из письма.

С начала года во многих регионах запущена программа ускоренной замены лифтов. По сути, это оборудование в кредит, когда производитель поставляет подъемник сейчас, а средства за него получает в рассрочку, по мере накопления нужного объема средств за счет взносов от граждан. При этом ежегодные объемы таких работ в рамках программ капремонта определяют сами субъекты РФ. Единственным регионом, который с этого года перешел на плановую замену лифтов сразу после 25 лет эксплуатации, стала Москва, сообщал ранее заммэра Москвы Петр Бирюков. В 2018–2020 годах планируется заменить 6,3 тыс. столичных лифтов. Изначально это планировалось сделать в 2021 году и позднее.

Других денег, кроме как из фонда капремонта, за замену лифта сегодня заплатить нельзя, подчеркнула исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Она видит выход из ситуации в повышении взносов и софинансировании со стороны регионов. Без этого в два раза увеличить объемы замены невозможно.

У нас есть масса регионов, в которых состояние лифтов ужасающее. Например, в Карачаево-Черкесии. Но на счетах фондов денег нет, и тут никакая программа им не поможет, - сказала она.

У большей части регионов достаточно средств, чтобы увеличить объемы замены до 30 тыс. в год, считает руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое Сергей Чернышов. Это связано с тем, что ежегодно растет собираемость взносов, идет индексация платежей, а многие региональные бюджеты выделяют дополнительную поддержку на эти цели. В отдельных субъектах, таких как Мурманская область или Крым, очень большой износ лифтового оборудования, который непропорционален поставленной задаче. Комиссия при Минстрое сейчас анализирует различные возможности для исправления ситуации, сказал он «Известиям».

В Москве размер минимального взноса на капремонт составляет 17 рублей за 1 кв. м, в Санкт-Петербурге - 3 рубля, рассказала «Известиям» исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова. По данным ассоциации, в 2018 году 50 субъектов РФ приняли решение оставить размер взноса на капремонт на уровне 2017 года. Увеличили размер платы 35 субъектов, среди них Республика Саха (Якутия), Пермский край, Кемеровская область, Республика Хакасия.

ФЗ постановил, что лифт относится к общему имуществу , которым пользуются все, кто проживает в МКД – и владельцы квартир, и арендаторы, и те, кто пользуется площадью не для проживания.

Немаловажно понимать, что платить за капремонт лифтового оборудования должны даже те, кто занимает квартиры на 1-м этаже.

При нерабочем лифтовом оборудовании как узнать, какой из видов ремонта потребуется? Без знания законов трудно определить черту, отделяющую объем капитального ремонта от текущего.

Входит ли замена лифта в капитальный ремонт? Федеральный закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ разъясняет, что в отношении лифтового оборудования должен быть документ о признании этого оборудования непригодным к эксплуатации. Такая бумага должна содержать перечень неисправностей и вывод о состоянии всего комплекса лифтовой оснастки, включая собственно оборудование и шахту лифта. Только в таком случае ремонт лифта относится к капитальному ремонту.

Появлению такой бумаги должно предшествовать тщательное обследование всех систем и механизмов лифта, причем квалифицированными лицами, в присутствии представителей УК или ТСЖ, а также активной группы инициативных представителей жильцов, небезразличных к судьбе общего имущества дома и своих собственных денежек. Лучше всего заказать техническую экспертизу состояния вертикального подъемника и шахты, тогда результат экспертизы будет обоснованием для определения категорийности ремонта и объема предстоящих работ и затрат. Только так вы сможете увидеть в своем доме капитальный ремонт — замена лифта.

Лифтовое оборудование, трудящееся почти беспрерывно, подвергается постоянным нагрузкам, при этом различные узлы и детали претерпевают неравнозначное изнашивание в силу разной интенсивности работы.

Важно! Лифт в целом может потребовать капремонта в период от 4-х до 15-ти лет эксплуатации, но отдельные элементы нужно будет менять чаще, в процессе текущих ремонтов.

Чтобы все прошло гладко, лучше заключить договор на капитальный ремонт лифта.

Срок проведения и время выполнения работ

Общее собрание жильцов – собственников под протокол должно большинством голосов принять решение о необходимости проведения капитального ремонта лифтов (ч.1 ст. ЖК РФ).

Статья 189 ЖК РФ Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

1. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Не позже, чем за 6 мес . до начала года, в котором запланировано проведение капремонта региональной программой, собственникам квартир должно быть представлено предложение о проведении ремонта с предоставлением сметы, объемов, сроков одним из представителей:

  • УК или ТСЖ;
  • регионального оператора, если средства накапливаются на его счете.

На рассмотрение этого предложения владельцы квартир имеют срок в 3 месяца , в течение которых выражают письменное согласие, принятое, опять же, общим собранием. Подписывает все документы от имени собственников квартир их уполномоченный представитель. Если собственники не пришли к единому мнению или собрание не состоялось, тогда срок назначается в соответствии с разработанной региональной программой.

Продолжительность работ зависит от сложности, трудоемкости и объема работ, исполнитель составляет график их производства, увязывая технологическую последовательность операций.

Справка: если в подъезде лифтов два, то недопустимо одновременное прекращение работы сразу двух подъемников, а только последовательное.

Какие работы предусмотрены

Объем работ определяется результатом экспертизы , и может быть вынесено решение о необходимости замены или ремонта ряда узлов, механизмов, элементов, а если эти операции выполнять нерационально, то логично сразу произвести замену отработавших свой срок лифтов на новые.

Предложение об этом может сделать только аккредитованная компания на основании своих расчетов и смет, а окончательное решение – за УК и собственниками.

Обычно капитальный ремонт лифтов — перечень работ включает:

  • обследование шахты и механизмов, узлов лифта;
  • составление проекта;
  • строительные работы;
  • демонтаж и установку новых узлов или всего лифта;
  • электроработы;
  • автоматизацию, диспетчеризацию;
  • подготовку документации и проведение необходимых согласований;
  • пусконаладочные работы;
  • передачу в эксплуатацию.

Каждый случай уникален, так что единого рецепта не существует, как реанимировать подъемник быстро и недорого.

Капитальный ремонт лифтового оборудования: за чей счет производится?

Жилищный кодекс ст. дает полный и однозначный ответ, кто оплачивает капитальный ремонт лифта, а кто организовывает и контролирует ход ремонтных работ. Если жилые помещения принадлежат собственникам, то в п. 2 ч. 2. ст. 154 указано, что оплату производят именно владельцы квартир, деньги аккумулируются за счет платы за капремонт.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1. Плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2. Взнос на капитальный ремонт;

3. Плату за коммунальные услуги.

Когда жилье занимает арендатор, то средства выделяет наймодатель (п. 1 ч. 2. ст. 154).

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

п.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: ч.2. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

Выходит, что если граждане проживают в квартирах по договорам соц. найма, то деньги на капремонт лифтов вносятся муниципалитетом . Средства, вносящиеся жильцами, могут накапливаться на специальном счете, открытом ТСЖ, или на счете регионального оператора.

Если накопленных денег к моменту начала ремонта лифтов недостаточно, то можно воспользоваться кредитом . Региональный оператор имеет возможность перераспределить средства, позаимствовав собранные жильцами других домов, с последующим возвратом взятых сумм.

Как затребовать принудительно?

Капремонт общего имущества, к которому относятся и лифты, можно затребовать провести раньше тех сроков, которые утверждены региональной программой.

Это возможно, если средства накапливаются на собственном специальном счете ТСЖ. Должно быть проведено собрание владельцев квартир, большинство голосов которых отдано в пользу как можно более быстрого проведения работ.

Протокол собрания с письмом должен быть направлен региональным властям. Если средств собрано мало, то придется в срочном порядке решать, на сколько повысить ежемесячный платеж, или срочно брать кредит, чтобы работы были обеспечены материально.

Без лифта в МКД жизнь для большинства жильцов осложняется, поэтому нужно следить, чтобы оборудование поддерживалось в рабочем состоянии. Если же пришло время, то придется тряхнуть кошельком, ведь капитальный ремонт лифта — это возможность вернуть полную комфортность пользования общим имуществом дома.

Полезное видео

Если вы планируете капитальный ремонт лифта, вам будет интересен опыт других жильцов, о чем вы можете посмотреть на видео ниже:



 

Возможно, будет полезно почитать: