Апостол и евангелист матфей (†60). Апостол и евангелист Марк (†68)

Святой апостол и евангелист Лука происходил из Антиохии Сирийской, из знатной языческой семьи. Получив разностороннее образование, он имел познания в области медицины и навыки в основах изобразительного искусства. Услышав о Христе, он прибыл в Палестину и стал одним из учеников Господа. В числе 70-ти апостолов святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.


Явление Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, Ужин в Эммаусе, Лука и Клеопа рассказывают о встрече со Христом другим апостолам. Грачаница. Сербия. XIV век.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10).

Апостолы Лука и Павел. XIII век. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия.

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.



Перенесение мощей ап. Луки в Константинополь; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Предание сохранило сведения, что апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме. Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны Киккская, Ченстоховская, Виленская, Владимирская, Смоленская, Хахульская, Корсунская, Иерусалимская и другие. Но следует понимать, что «…иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой, — свидетельствует Леонид Александрович Успенский, — ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой».

Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Неизвестный автор “Слова об иконах к Константину Копрониму”, пользуясь фактом написания св. Лукою изображения Богоматери в тех же апологетических целях, замечает об иконе, что она послана была евангелистом к некоему Феофилу.

Следующее известие, запечатленное в житии Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание в 757 году, относится Святой ко второй половине VIII века. В тексте рассказывается, что Константинопольский архиепископ Герман, увещевая Льва Исавра отказаться от мысли о преследовании иконопочитателей, в подтверждение древности священных изображений, кроме статуи Спасителя, воздвигнутой кровоточивою женою и Эдесского Убруса, указывал также на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ для последующих поколений и из уст самой Девы Марии услышал обещание, что благодать Ее пребудет с его иконою.

Агиограф Симеон Метафраст — составитель ста тридцати двух жизнеописаний святых и историк, живший в X веке, говорит, что первый образ Божией Матери был написан воском и красками: “Всего отраднее то, - пишет он, - что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени, почитая недостаточным, если он не будет созерцать в изображениях и образах черты их лиц, что служит знаком его горячей любви. И это он сделал не для себя только, но и для всех верных любящих Христа”.

В Менологии императора Василия II Болгаробойцы, относящемся к концу Х века, говорилось о святом апостоле Луке как о прозелите, антиохийце по рождению, о враче и живописце по роду деятельности.

Феофан Керамевс, архиепископ Тавроменийский (1130-1150), в беседе на неделю Православия раскрывая на примерах ту мысль, что почитание икон искони и свыше установлено, прибавляет в заключении: “и Лука, красноречивый евангелист, воском и красками написал икону Богоматери, держащую Господа на святых Своих руках, которая доныне сохраняется в некоем городе”, то есть в Константинополе.

И наконец в XII веке, у Никифора Каллиста, в его «Церковной истории», есть упоминание и о самом апостоле Луке, который «…первый изобразил живописью образ Христа и боголепно Родившей Его, еще же и верховных апостолов, и что от него это высокое и почетное искусство распространилось по всей вселенной» и о почитаемом образе Богородицы, находящемся в монастыре Тон Одигон в Константинополе, который был прислан императрице Пульхерии по одним сведениям из Антиохии, по другим из Иерусалима. «…“Второй храм Одигитриевский, где она (императрица Пульхерия) поставила присланную из Антиохии икону Матери Слова, которую собственноручно при жизни Ее написал божественный апостол Лука. Она видела сей образ и сообщила благодать своему изображению. Икона эта сначала в месте, называемом Трибунал, творила чудеса, которые и до сих пор совершаются. Пульхерия установила, чтобы в этом храме в третий день седьмицы совершалось бдение и молитвословие, что и до ныне наблюдается.». Иператрица Пульхерия повелела совершать определённое чинопоследование возле этой иконы. Монастырь Одигитрии находился на берегу мраморного моря, недалеко от императорского Влахернского дворца (комплекс, соединяющий в себе церковь Влахернскую и дворец). Сам храм монастыря Одигитрии был небольшой, поскольку было много почитателей, много приходило молиться, икону стали переносить для поклонения во Влахернскую церковь во время великого поста на страстной седмице, поскольку было много паломников. О том, что действительно образ Одигитрии переносился во Влахернский храм свидетельствует нам русский паломник Добрыня (в крещении Антоний), который в начале 13 века приходя в Константинополь посещал Влахернскую церковь и писал, что там хранится образ написанный ев. Лукой и его переносят во Влахернский храм.

Также о написании первых икон Богоматери и Богомладенца Христа апостолом Лукой свидетельствуют и многие богослужебные тексты. Так, например, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в первой песне канона говорится: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодуховенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». А в первом икосе акафиста Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Владимирской читаем: «…но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: с сим образом благодать Моя и сила да пребудут». В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница».

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. Эти иконы были известны лишь небольшому кругу христиан. По прошествии значительного времени, оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения. Можно сказать, апостол Лука положил начало иконописанию, определил его основные принципы. А Сама Божия Матерь сообщила иконам благодатную и таинственную силу, произнеся слова: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист […]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука […] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Образы святого апостола и евангелиста Луки встречаются в числе других евангелистов с раннего времени. Самое раннее изображение Евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). С начала V века изображения крылатых животных — символов Евангелистов — помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды церкви Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400).


Мозаика конхи апсиды Церкви Санта-Пуденциана в Риме.

В тот же период появились изображения символов Евангелистов с книгами:


Триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549).

В V-VI вв. появились изображения самих Евангелистов с их символами. Один из первых примеров — мозаика капеллы церкви Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Евангелистами. На мозаиках вимы церкви Сан-Витале в Равенне (546-548) Евангелисты представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, конца VI в. Лука изображен с крылатым тельцом:


Миниатюра Евангелия св. Августина Кентерберийского, конец VI в.

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами. Чаще всего Евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. Лука обычно изображался как муж средних лет с короткими темными волосами и бородой, иногда с гуменцом (тонзурой).


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; XII в.; местонахождение: Греция. Афон

Реже встречаются фигуры стоящих Евангелистов с книгой или со свитком в руках:


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; X в.; местонахождение: Греция. Афон

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Евангелистов помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света:


Евангеист Лука. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Иконы Евангелистов могли входить в состав деисусного ряда:

Евангелист Лука. Икона из деисусного ряда монастыря Хиландар. Афон. Ок. 1360 г.

На миниатюрах апостол Лука часто изображается со своим учителем – апостолом Павлом (см. выше) или, как и другие евангелисты, с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текста. Этот античный мотив, напоминающий о поэте и музе, получил распространение в балканском искусстве в палеологовский период.


Святой апостол и евангелист Лука; XVI в.; Греция. Афон, монастырь Дионисиат.

Типичным для русского искусства стало изображение Евангелистов на створках царских врат, в деисусных чинах иконостасов, а также в композиции Страшного суда.


Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Около 1425. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Деталь фрески « Апостолы и ангелы » в композиции Страшный суд. 1408 г. Андрей Рублев. Успенский собор, Владимир, Россия .

Наиболее интересными являются изображения святого Луки, пишущего икону Божией Матери, которые начинают появляться в палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах. Так, Греческий иконописный подлинник Ерминия о св. Луке кратко говорит: “Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы”. Лука представлен в композиции сидящим, но вместо пюпитра, как у других евангелистов, перед ним представлен мольберт с иконой Богоматери, а вместо чернильницы — краски, в руке кисть. Самым древним подобным изображением является фреска церкви Рождества Богородицы монастыря Матейче в Македонии, датируемая 1355-1360 годом.

Апостол Лука пишет икону Богородицы. Икона Эль Греко. Ок. 1560-1567

С конца XV века такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях Евангелия, а также “Повести о иконном изображении, како и когда зачася” и “Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии”, рядом с текстом: “По воскресении и восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святого Духа, минувшим пятидесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала в благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие о рождьшей Того Приснодевей Марии, также и Деяния святых апостолов в книжицы. И паки той первый божественного изображения, еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание Пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно… И приносит к первообразней госпоже и всех Царице. Она же, очи свои возложивши на ту икону и… возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: “благодать Моя с тобою да будет”.

Начиная со второй половины XVI - XVII века изображения иконописца появляются в станковой и в настенной живописи.

Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

Ап. Лука. Икона. Русь. Середина XVI в. 89 х 65. ПГОИАХМЗ. Псков.

Ап. Лука. Икона. Вторая половина XVI в. ГТГ. Москва, Россия

Интересно, что изображение художников в древнерусской живописи начинается именно с Луки. На иконе из Успенского собора Московского Кремля «Митрополит Петр в житии» конца XV или начала XVI века имеется клеймо, где Петр изображен пишущим икону Богоматери Петровской, автором которой его считали. В житии Сергия и Никона Радонежских конца XVI века изображены Андрей Рублев и Даниил Черный, пишущие фрески. И хотя изображения эти немногочисленны, они крайне интересны тем, что труд иконописца представлен в них важным и высоким.


Ап. Лука с житием. Наседкина А. (выпускница Иконописной школы 2005 г.). Сергиев Посад. 2005 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

Использованные источники.

Четыре апостола, Матфей, Марк, Лука и Иоанн оставили нам Евангелие – описание жизни Господа Иисуса Христа. Из них Матфей и Иоанн принадлежали к числу двенадцати апостолов, Марк же и Лука были из числа семидесяти учеников Христа.

Видение пророком Иезекиилем славы Божией


В церкви мы видим изображение этих четырех Евангелистов на Царских вратах, у алтаря.

Часто эти апостолы изображены на иконах с какими-то таинственными изображениями. Апостол Матфей – с ангелом, апостол Марк – с головой льва, апостол Лука – с головой тельца, а апостол Иоанн – с головой орла.

Почему это так?



Святой а постол и евангелист
Иоанн Богослов


Святой апостол и евангелист
Марк



Святой апостол и евангелист
Матфей



Святой апостол и евангелист
Лука


О том, что Спаситель придет на землю, что Бог исполнит Свое oбещаниe, и о том, как Христос будет жить на земле, предсказывали многие пророки. И вот один из пророков, который жил приблизительно за 600 лет до Рождества Христова, видел одно таинственное видениe, которое раскрыло ему, как слово Божие через четырех Евангелистов распространится по всему миpy, во все концы вселенной.

Он увидел, что бурный ветер шел от севера, великое облако и огонь. И видно было в этом огне подобие четырех животных. У каждаго из них было четыре лица и четыре крыла. Эти крылья касались одно другого. А лица их были, одно – лицо человека, другое – лицо льва, третье – лицо тельца «и четвертое – лицо орла. И шли эти животныя каждое в свою сторону и вид их был, как вид горящих углей или как вид лампад. Животные так быстро двигались, что казалось, что сверкает молния. Над головами животных было подобие свода, чистаго, как изумительный кристалл, и свод этот они поддерживали своими крыльями.

(Новый Завет)

Четыре стихии: вода, земля, огонь, воздух. Четыре стороны света. Четыре темперамента. Четыре священные реки. Четыре стороны у квадрата. Квадрат - это устойчивость, незыблемость, основа. Четыре есть основа всех основ.

Четыре священные книги - Евангелие - лежат в основе христианства.

В соборе на четырех распалубках, на которых обычно покоится купол, обязательно изображали четырех евангелистов.

Ирландский художник VIII века нарисовал на заглавной странице Евангелия четыре схематические фигуры: орла, быка, ангела и льва.

При всей фантастичности изображения смысл его воспринимался прямо. В раннем христианстве ставилось равенство между книгой - Евангелием, автором - евангелистом и его божественной сущностью, выражавшейся в фигурах льва (Марк), быка (Лука), ангела (Матфей) и орла (Иоанн). Такая прямота характерна для романского мышления, тесно связанного с мифологией кельтских и германских народов. Иконография четырех евангелистов взята из Апокалипсиса - Откровения Иоанна Богослова, из главы 4, описывающей Видение Престола, стоящего на небе: «...вокруг Престола четыре животных, исполненных очей и спереди и сзади.

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

В «Откровении» нет прямых указаний на то, что четыре животных обозначают четырех евангелистов. Более того, Апокалипсис пишет реальный Иоанн, один из апостолов Христа Средневековое сознание с легкостью решает то, что рациональному сознанию представляется неразрешимой загадкой: св. Иоанн в одно и то же время - и пишущий Книгу, и «четвертое животное подобно орлу летящему».

В другой миниатюре, написанной придворным художником императора Отгона III спустя двести лет после ирландской, св. Лука предстает уже в человеческом обличье, но распростертые руки и застывшие глаза выдают оракула Господня. Нет чернильницы, пера, только на коленях сложены книги - их принес крылатый бык, чье изображение венчает сферу, которую держит святой. Бык одновременно и символ евангелиста, и носитель гласа Божьего, вдохновляющего св. Луку, и сам св. Лука в своей небесной ипостаси.

Со временем евангелисты теряют старые атрибуты. «Св. Марк» Анджело Бронзино, флорентийского художника XVI века, ничем не напоминает видение Апокалипсиса Нервное меланхоличное лицо обладает почти портретными чертами. Евангелист, хотя и сохранивший в своем облике что-то львиное, похож на поэта-маньериста, всю ночь ломавшего голову над сложным сонетом, а не на предшественников из средневековых миниатюр. «Св. Иоанн» Эль Греко также лишен спутника-орла. Хотя евангелист великого испанского художника изможденностью и бестелесностью напоминает былых аскетов, его образ утратил абстрактность. Место мистерии постепенно занимает история. В руке Иоанна кубок с выползающей из него змеей - намек на легенду о том, как святого пытались отравить: когда он взял кубок в руки, яд превратился в змею.

Образы Бронзино и Эль Греко пограничные. Первым евангелистом Нового времени стал «Св. Матфей» Караваджо. Его появлению в начале семнадцатого века сопутствовал скандал. Церковь, для которой была написана картина, отказалась от исполненного заказа. Грубый безграмотный мытарь, в чьей фигуре все говорит о земном, сплетен с кокетливым ангелом. У Караваджо св. Матфей и ангел являются двумя разными мирами, соприкоснувшимися в результате чуда. Ангел водит рукой святого Матфея. Сам евангелист здесь не способен ничего создать, он только проводник Божественного Слова, никак не зависящего от земного начала. С усилием, до боли наморщив лоб, бывший сборщик податей пытается проникнуть, скорее всего напрасно, в суть написанного.

Караваджо стоит на пороге Нового времени, которое займется установлением дат и географии страстей Господних и научным обоснованием Божественной книги. Это случится в XIX и XX веке, но уже у Караваджо св. Матфей как будто имеет час рождения и смерти, конкретный характер и конкретную жизнь. Отсюда на самом деле всего лишь шаг до Пазолини, спустя несколько столетий экранизировавшего Евангелие от Матфея в почти документальном стиле.

Но останется тоска по чуду. И снова евангелисты пойдут пастись перед Престолом Господним. В стихах А.Волохонского и А.Хвостенко «Над небом голубым есть город золотой» св. Марк снова станет «огнегривым львом», св. Лука - «волом, исполненным очей», св. Иоанн - «золотым орлом небесным» и ангелом - св. Матфей. И на бесчисленных рок-концертах толпы людей, не понимая, о чем именно поет их кумир Б.Г., но прельщенные таинственными евангельскими животными, снова будут славить их с истовостью средневековых магических заклинаний.

(Аркадий Ипполитов)

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра , Павла (общая память 29 июня) и Варнавы . Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 - 63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Святыми называют людей, которые угодили Богу своей праведной жизнью и были причислены Церковью к лику (званию) святых. Теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогая нам, живущим на земле.

Их называют по-разному – в зависимости от их земного служения.

Святой – чистый, избранник Божий.

Апостолы – ближайшие двенадцать учеников Иисуса Христа, посланные Им в разные страны мира проповедовать христианскую веру. Кроме них апостолами называются еще 70 учеников Спасителя.

В переводе с греческого слово «апостол» означает «посланник».

Четыре апостола, написавшие Евангелия – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – называются евангелистами .

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными (главными) за усердное распространение веры Христовой.

Апостол Петр был рыбаком, имел жену и двоих детей. До встречи со Спасителем его звали Симон. Провидя его крепкую веру, Иисус назвал его «Петр», что значит камень. И хотя Симон-Петр трижды отрекся от Господа накануне Его крестных страданий, его слезное раскаяние было настолько велико и искренно, что после Своего воскресения Господь простил Петра.

Апостол Петр стал первым проповедником слова Божиего, обратив в христианскую веру при этом три тысячи человек. Вскоре, исцелив хромого от рождения, он своей второй проповедью обратил к вере еще пять тысяч человек. Его духовная сила была настолько сильна, что даже его тень исцеляла болящих.

Святой апостол Петр проповедовал, в основном, среди иудеев, хотя за шесть своих странствований привел к вере и многих язычников, за что был гоним и неоднократно заключаем в темницу.

Он оставил два Соборных послания – к населявшим провинции Малой Азии, в которых предостерегал от лжеучителей и ересей.

В Риме апостолу явился Сам Господь и сообщил о его скорой кончине. И действительно, прошло совсем немного времени, когда по повелению императора Нерона святой апостол Петр был распят головой вниз, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый учитель. Произошло это в 69 году.

Святой апостол Павел (звали его тогда Савлом) родился в городе Тарсе (в Малой Азии) в знатной семье. Он получил прекрасное образование в раввинской академии в Иерусалиме и был ярым гонителем христиан не только на родине. Отправившись с этой же целью в Сирию, в Дамаск, он был чудесным образом призван к апостольскому служению. Ярчайший свет, неожиданно появившийся на пути, ослепил его. Он упал на землю и услышал голос: «Савл, почему ты гонишь меня?» На его вопрос: «Кто ты?» – голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше.

Спутники Савла слышали голос, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск ослепший Савл был научен христовой вере и на третий день крещен с именем Павел, что значит «меньший». В момент погружения в воду к нему опять вернулось зрение. С этого времени он и стал ревностным проповедником прежде гонимого им учения. Для этого апостол Павел предпринял длительные путешествия на Кипр, в Малую Азию, в Македонию, Грецию, в Иерусалим и Рим, пройдя в общей сложности более двенадцати тысяч километров (треть земного экватора!). За 30 лет своих непрестанных трудов по распространению веры Христовой апостол стойко переносил бесчисленные трудности, не раз бывал в темницах и на волосок от смерти. Он написал 14 посланий к разным народам. Ему была дана сила исцелять больных и воскрешать умерших. Во время одного из путешествий Павел встретился с Петром. Вместе они дошли до Рима, откуда Павел в 66 году отправился далее на запад, в Испанию. Вернувшись через год в Рим, он проповедовал даже во дворце императора Нерона, за что был предан суду и после девятимесячного заключения, как римский гражданин, усечен мечом.



 

Возможно, будет полезно почитать: