Какие бывают спасы в православии и когда. С медового Спаса в народе начинались проводы лета, а также уборка урожая

И орехового Спасов переплетаются христианские и народные традиции. С одной стороны, эти праздники издревле венчали собой сбор урожая различных плодов земледелия и даров земли. С другой стороны, христианской, каждый Спас отмечается в честь Спасителя - Иисуса Христа. Можно ли проложить между этими традициями границу? Вопрос риторический. А вот узнать о том, когда медовый и празднуются, не составит труда.

Мед укрепит ваше здоровье

Медовый, ореховый. И все же на первое место надо бы поставить медовый Спас. Именно он отмечается первым, его празднование приходится на 14 августа. В это время пчелы заканчивают наполнять ульи медом, и его уже можно, освятив в церкви, есть. В народе считали, что мед, освященный в день Спаса, поможет справиться с разными болезнями, он укрепляет здоровье. Хранится этот мед долго. И важно каждое утро натощак съедать кусочек хлеба с медом. Если в семье возникла ссора, надо заварить чай, добавить в него чайную ложку освященного меда и выпить его всей семьей.

В день медового Спаса отмечается день памяти мучеников Макквеев. Поэтому второе название первого Спаса - маковый. В церкви кроме меда освящают еще и мак. А потом пекут всевозможные и медом. Кстати, с медового Спаса начинается и самый приятный пост, в этот день на стол подаются маковые пироги или блины. Называется пост Успенским в честь Успения Богородицы. Длится он до 28 августа.

Кроме того, в медовый Спас в церкви освящают еще и воду, так как в этот день в 988 году была крещена Русь водой из Днепра, и первый Спас по этой причине называется еще водным или мокрым Спасом.

С медового Спаса в народе начинались проводы лета, а также уборка урожая.

Спас яблочный, медовый, ореховый… Второй по дате Спас стоит на первом месте. Почему? Потому что он считается более значимым. Яблочный Спас приходится всегда на 19 августа и отмечается вместе с Преображением Господним - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками: Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лицо Иисуса засияло светом небесным, а одежда стала белее снега. Затем появились и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, который вскоре произойдет в Иерусалиме. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о том, что произошло, пока он не воскреснет, как было предначертано.

В этот день после церковной службы происходило освящение фруктов, в основном яблок. Поэтому в народе праздник Преображения назвали яблочным Спасом. Считается, что только после яблочного Спаса можно собирать яблоки, печь пироги и делать варенье из яблок.

Второй Спас знаменует собой начало осени, а еще проводит своего рода границу между летними и осенними сельскохозяйственными работами. Селяне до Преображения старались подготовить землю для посева, чтобы после праздника можно было сеять озимые, а также начинать копать картошку.

Ореховый или хлебный

Спас яблочный, медовый, ореховый… Последним в этом списке всегда стоит потому что он отмечается после медового и яблочного, а именно - 29 августа.

Третий по счету Спас установлен в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Согласно преданию, на куске ткани, которым после умывания отерся Христос, отпечатался его лик. С помощью этого образа получил исцеление от проказы Авгарь, который правил в сирийском городе Едессе. Нерукотворный этот образ долго хранился в Едессе, но затем был перенесен в Константинополь. Этому событию и посвящен праздник, его еще называют Спасом на холсте. Есть у него и еще два названия: хлебный и ореховый. Потому что в это время созревают орехи и заканчивается жатва хлебов. Во многих деревнях и селах проводили во время третьего Спаса дожинки и пекли пироги из зерна нового урожая.

Во всех городах России Спас медовый, яблочный, ореховый 2013 отмечался ярмарками и выставками лучших сортов меда, яблок, орехов и других разнообразных даров земли нашей. Частью русской культуры считаются народные гулянья, организуемые в эти праздники. И приготовленных народными умельцам вкусностей на этих праздниках, как правило, не счесть.

Спас яблочный, медовый, ореховый - три праздника, но одновременно и время начинающегося 14 августа и завершающегося 28 августа. Он даже получил название Спасовка, так как начинается во время медового Спаса, середина его приходится на яблочный Спас, а концовка - на ореховый Спас. Но благодаря множеству овощей и фруктов он считается у верующих легким и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

13 августа 2018, 09:58

В августе православные празднуют сразу три важных и любимых , которые символизируют окончание работ по сбору урожая и тесно связаны с христианской верой. Это — Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы

Появлением этих праздничных дат мы обязаны Вышгородскому князю Андрею Боголюбскому, который 950 лет назад основал эти светлые дни. Любой из трех Спасов — праздник особенный, ведь они названы в честь Иисуса Христа, который своей смертью даровал спасение человечеству. Символами этой жертвы и стали мед, спелые яблоки и орехи.

В христианской вере праздник Медового Спаса — это день Животворящего Креста Господня. Именно в это время много лет назад часть креста, на котором распяли Иисуса, пронесли по улицам Константинополя, спасая таким образом жителей города от страшной болезни и смерти.

Второе название праздника «Маковей» появилась из-за того, что 14 августа отмечают день памяти семи мучеников Маккавеев. В народе этот праздник из-за сходства названий связали с маком, который созревает в эту пору. Поэтому на первый Спас к традиционным медовых сладостям добавляются еще и маковые.

Яблочный Спас — это своеобразные проводы лета. Ночи становятся холоднее, наступает время собирать первый урожай яблок. Существовала традиция, по которой до Спаса нельзя было есть яблок. Только с приходом праздника ароматные фрукты несли в церковь, освящали и только потом ели.

Последний Спас называется Ореховым или Хлебным потому, что именно в это время созревали лесные орехи и заканчивались работы по сбору урожая зерновых. Поэтому на столе было много хлеба и другой выпечки. Орехи 29 августа несли в церковь, чтобы освятить, только потом употребляли их в пищу. Еще одно название этого дня — Спас на полотне, ведь именно 29 августа было принято покупать и продавать ткани для зимнего рукоделия. Также на этот день приходится большой православный праздник — Успение Пресвятой Богородицы.

Спас - традиционный праздник древних славян, который вобрал в себя некоторые языческие и религиозные составляющие. Первым, 14 августа, отмечают Медовый Спас или, как его еще называют, Маковея. Затем, 19 августа, Яблочный Спас, а в конце лета – 29 августа - Ореховый Спас. На сегодняшний день Спас стал праздником христианского народа.

Спас в 2018 году - когда и как празднуют три Спаса в Украине, когда начинается Успенский пост и каких традиций важно придерживаться в эти дни, об этом и пойдет дальше речь в нашем материале.

Медовий Спас или Маковый Спас (Маковея)

Маковей от имени семи мучеников Ветхого Завета - Маковеев. Этот первый Спас празднуют 14 августа. Его еще называют Мокрым, или Спасом на воде. В этот день принято чествовать воду, печь пряники, пироги и блинчики с медом и маком.

Кроме того, существует поверье, что 14 августа, нельзя купаться в открытых водоемах, мол, злые силы могут утянуть под воду. В этот день освящают воду в колодцах и водоемах.

Существует примета: каким будет день первого Спаса, таким будет и третий – Ореховый.

Так же в этот день начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. Это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Также празднования Медового Спаса связаны не только с религиозными событиями, но и с сельскими полевыми работами. Считается, что Первый Спас знаменует начало сбора урожая. Предки верили, что Медовый Спас – это конец лета и надо начинать приготовления к зиме. Существует поверье, что после Медового Спаса пчелы больше не несут мед. Именно в этот день пчеловоды доставали из ульев первые медовые соты и святили в церкви. Собранный в это время мед считался наиболее целебным.

Яблочный Спас

Второй Спас украинцы отмечают 19 августа. Его еще называют Средний или Большой. Но по традиции к празднованию Яблочного Спаса начинают готовиться за 2 недели. В этот период запрещается употреблять яблоки, особенно это касается женщин: считается, что в таком случае она принимает на себя грех Евы. Также не стоит отгонять и убивать насекомых. Существует примета, что если муха села на руку 2 раза, то это предвещание успеха и благополучия.

Наши предки верили, что в сам день Яблочного спаса все яблоки обретают особые чудодейственные свойства. Хозяйки святят все фрукты, готовят различные блюда с яблоками, делают заготовки на зиму. Считается, что желание, загаданное перед тем, как откусить яблоко, обязательно сбудется.

Еще одна примета в день Яблочного Спаса – если день сухой, то он сулит сухую осень, а дожди в этот день предвещают дождливую осень, ясное солнце говорит о суровой будущей зиме.

Кроме того, Яблочный Спас также совпадает с Преображением Господним. И еще в этот день начинают проводы лета.

Ореховый Спас

Последний, третий Спас празднуют 29 августа. Этот праздник также называют Холщовым Спасом и Хлебным Спасом. На это время приходится окончание жатвы, поэтому первый хлеб и пироги пекут из зерна нового урожая, затем его освящают и съедают всей семьей.

На последний Спас также припадает еще один великий религиозный праздник – Успение Пресвятой Богородицы.

С давних пор в народе считалось, что ветки ореха в этот день имеют особую силу. Например, банный веник, изготовленный из орешника, способен вылечить человека от любых болезней.

Предки верили, что после третьего Спаса наступает осень.

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа — Спасами.

14 августа празднуют Первый Спас - Медовый. По древним преданиям, в этот день пчелы перестают носить мед, а пчеловоды начинают выламывать соты.

И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас - лакомка». Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Яблочный Спас – название праздника Преображения Господня в украинской народной традиции. Когда-то наши предки ждали до Второго Спаса, и только в этот день ранним утром начинали собирать яблоки или покупали их. Потом святили их в церкви, после чего устраивали ”пир горой”. Помимо яблок, 19 августа освящают груши, сливы и виноград, а также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде. На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги, компоты, варенья и, конечно же, яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба.

Третий Спас – Ореховый, Хлебный – Перенесение Нерукотворного образа Господня. Церковь установила этот праздник в честь перенесения в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Что означает слово «Спас» в названии праздника?

Спас - сокращенная форма от слова Спаситель - Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь).

Ореховый спас, история праздника, традиции, обычаи

К 29 августа окончательно поспевали лесные орехи, которые существовали еще и до христианизации Руси. Наши предки собирали орехи и устраивали гуляния с особенными ритуалами – такими, как загадывания желаний, гадания. Они старались собрать как можно больше орехов – считалось, что от их количества зависит количество радости в семье. Православная церковь 29 августа празднует перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя — куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа (это произошло в 944 году). Сегодня эта ткань известна как Священная плащаница. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались - пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным -Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того, чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам - орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды - ее добавляли в горячий чай.

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

По народному выражению - "на воде"; второй - , "на горе"; третий - , "на полотне".

Праздник первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.

Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень . Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов , когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает" , говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса

Второй Спас в день - Спас "на горе" . Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом" . По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал:

"В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть Спасителя, - - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание , что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя , князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя , сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня . Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга" .

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено ( н.ст.).



 

Возможно, будет полезно почитать: