Новый год у православных христиан. Как отмечать новый год православным

Ночь с 31 декабря на 1 января принято встречать с бокалами шампанского под бой курантов — так проходит веселая встреча Нового года почти у всех жителей Земли. Однако у православных в это время продолжается Рождественский пост. Можно ли как-то совместить светский праздник и телесное воздержание ради собственного духовного совершенствования?


Православные и Новый год. Как праздновать?

Конкретных рекомендаций на этот счет Церковь не дает — да еще и опирающихся на авторитет древних Канонов. Хотя бы потому, что ситуация празднования Нового года перед Рождеством — это сомнительное "достояние" последнего столетия всего четырех из 16 поместных православных Церквей, включая Русскую. В странах, где духовная жизнь ведется по старому, юлианскому календарю, в то время как официальным календарем является григорианский. Хотя, скажем, западноевропейские епархии РПЦ без каких-то угрызений совести живут по новому стилю, отмечая Рождество 25 декабря, а уже после него — и новогодние торжества 1 января. Как это было и в России до революции — когда и государство, и Церковь жили по одному и тому же, юлианскому летоисчислению.

Конечно, наши сограждане умудряются извлекать пользу даже из таких немыслимых хронологических кульбитов. Самый известный пример, ставший предметом бесчисленного множества острот, — это встреча "двух новых годов — Нового и Старого нового". Однако тем верующим, кто старается держаться церковных правил, не до смеха. Ведь на 1 января приходится последняя, самая строгая неделя Рождественского поста.

И поскольку перехода на "новый стиль" в Русской православной церкви не предвидится в ближайшем обозримом будущем, приходится как-то решать вопрос — как быть в праздничную ночь? Особенно в смысле блюд на столе, да и в остальном тоже. Ведь сплошной праздник по телевизору — тоже не очень сочетается с "хранением ума", частью православной аскезы.

Можно сказать сразу: полностью удовлетворительного решения на этот счет не существует. Телевизор-то можно выключить — с остальным будет труднее. То есть, конечно, можно демонстративно покушать вечером 31-го сухую корочку хлеба с водой, прочесть вечерние молитвы — и лечь спать. Предварительно отключив все телефоны, конечно. Иначе друзья и родные обязательно разбудят своими поздравлениями: "С Новым годом! С новым счастьем!"

Впрочем, можно поступить еще более "православно" — отвечать на звонки с "постным" выражением в голосе, демонстративно спрашивая: "А что, сегодня какой-то праздник? Безбожники вы все — ужо будет вам за нарушение заповедей Господних!"

"Лайт-версией" последнего варианта является хождение в новогоднюю ночь к тем же друзьям, с, опять же, сидением за столом, ломящимся от явств, с вышеупомянутым постным видом, долженствующим показать всем "безбожникам", как должен вести себя в пост настоящий "праведник".

Если серьезно, то такое поведение будет не христианским, а фарисейским. Уж сколько Господь пустил по адресу указанных нехороших персонажей критических стрел — но, поди ж ты, до сих пор полностью изжить следование фарисейским привычкам не получается.

"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:16-18).

Великие отцы палестинских и египетских пустынь, не вкушавшие мяса по несколько десятилетий, могли, например, ради смирения и любви к пригласившему их на трапезу мирянину съесть мясное блюдо даже в пост. Правда, потом, когда их уже никто не видел, имели обычай еще более строгого поста — минимум на несколько дней.

А вот, например, весьма поучительная история, рассказанная великим пастырем и миссионером современности, ныне усопшим митрополитом Антонием Сурожским, предстоятелем Русской православной церкви в Англии:

"Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так, Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни.

Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед.

И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить.

Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:

Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, но я его съел для того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви. Я помню место в книгах отца Александра Шмемана, где он говорит, что все на свете есть не что иное, как Божия любовь. И даже пища, какую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…"

Пожалуй, в этом отрывке как никогда ясно становится понятна разница между совершенно разными причинами формального нарушения постной дисциплины. Смысл заключается в мотивах такого поступка. Если тебе просто захотелось расслабиться, наевшись-напившись "от пуза", заодно "подсократив" (а то и прекратив) уже порядком надоевший Рождественский пост, — это так и называется: "чревоугодие". В нем, конечно же, можно покаяться, как и во всех других грехах, но тем не менее сам факт греховности это не отменяет.

Но если участие в праздничной встрече Нового года продиктовано лишь желанием проявить любовь к своим близким, родным, друзьям, коллегам по работе — это абсолютно другая ситуация. Конечно, если быть до конца честным перед собой, удовольствие от скоромной пищи все равно получается. Но важен другой момент — а мог бы ты отказаться от такого застолья, если бы не необходимость проявить любовь, которая никоим образом не должна выражаться в горделиво-фарисейском кичении своим "воздержанием" и осуждением "грешников", вкупе с назойливыми советами им "побыстрее покаяться".

"Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его" (Рим. 14:2-4).

Сказано это было апостолом Павлом не только в отношении пищи — но и в этом аспекте указанная фраза тоже имеет значение.

Тем более, что и поститься можно по-разному. Объесться можно и грибочками с растительным маслом, а можно и от кусочка отбивной остаться полуголодным. Все же, с мясом и мясными блюдами желательно быть поосторожнее. Разве что на ином столе нет почти ничего другого, тут уж придется есть и "Оливье", чтобы хозяев не обидеть.

Но, по большому счету, после энного тоста за столом мало кто наблюдает за тем, что ест тот или иной гость. А найти там что-то более-менее приближенное к постной диете весьма несложно — те же грибы, картошку, салаты без мяса, селедку, фрукты. Вино, кстати, так же как и "елей", даже входит в официальные предписания постной пищи, записанные в Типиконе. Главное, чтобы оно "веселило сердце человека" (Пс.103:15), а не доводило его до скотского состояния агрессии и последующего "мордой в салат".

Конечно, люди, привыкшие скрупулезно соблюдать каноны, могут поинтересоваться: "А как же быть с ними?" А никак! Не существует ни одного канона, предусматривающего санкции за нарушение Рождественского поста. Хотя бы потому, что последний в нынешнем виде (40 дней) окончательно был узаконен лишь в 1166 году в Византии, когда закончилась эпоха не только Вселенских Соборов, но, увы, и неразделенной Церкви, после случившегося чуть больше столетия назад Великого раскола.

Христианский новый год 2018 (7527 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету ».14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю - 7527 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием . Пожалуй, новолетие является самым незаметным . Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год . А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц , пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном , в г. Андрианополе при императоре Ликинии .

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца » или просто «Семина дня ». Название «летопроводца » присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день - севалка с плеч », или «Семин день - семена долой » (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони » (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом » - это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать » вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя - ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным ». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия :

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст с переводом :

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное .

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).


По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 18 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I - в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Люди, делающие первые шаги на пути религиозности, часто задаются вопросом: «Можно ли справлять православный Новый год, который является самым волшебным торжеством атеистического прошлого?» Этого праздника ждет всё население Российской Федерации, тщательно готовясь и планируя большие финансовые расходы.

Разница между умонастроениями светских и православных людей в том, что последние не принижают образ Всевышнего до символа в виде зверя или птицы, тогда как первые называют новый цикл в честь какого-то животного.

Современное мнение церкви

Этот праздник приходится на время Рождественского поста, в период которого запрещено употребление в пищу мяса и молочных продуктов. Такая умеренная аскетичность идет вразрез с устоявшимися традициями, принятыми светскими людьми.

Сегодня Новый год стал символом одержавшего победу над умеренностью «культа потребления». Уставшие от тяжелой работы и тревог граждане стремятся полноценно развлечься, не отдавая отчетов о благочестивой норме и разрешая плоти совершать непотребности.

Ортодоксальные служители религии часто презрительно относятся к празднованию Нового года. Для них он есть бесовское и богомерзкое торжество, и их можно понять, если рассматривать ситуацию критично. Однако полное отрицание и видение в праздновании только греховность не совсем правильно.

Православный Новый год вполне закономерен, если избежать потребления алкоголя и отвратительного чревоугодия. Необходимо понимать, что он не является великим праздником, который приурочен к духовному или историко-общественному событию.

Церковь называет Новый год исключительно арифметической датой, которая позволяет определить веху земного существования, подвести суммарные итоги достижений и расстройств, а также спланировать будущее.

На заметку! В 20-е годы XX века большевистская власть яростно боролась с традицией установки и украшения праздничной ёлки на Новый год. Коммунисты ассоциировали это вечнозеленое дерево с Рождеством и, соответственно, религией. Разрешение на ёлки возобновились только в 1935 году.

Исторические корни

Различные человеческие эпохи справляли праздник в разное время. Этот критерий связывают как с историко-политическими предпосылками, так и желанием приспособиться к перемещению Солнца, Луны и других светил небосклона.

В православной традиции известно три Новых года.

  • Самый первый называли церковным Новолетием, оно праздновалось 1 сентября. В этот день Мессия вошел в священную синагогу Назарета и прочел слова пророка Исайи, возвеличивающие Господа и Его Сына. А 1 сентября 313 г. Великий император Константин одержал верх над своим врагом Максентием и издал документ, дарующий всем христианам полную свободу вероисповедания. Спустя 12 лет появилась традиция празднования Нового года как раз в первый день сентября.
  • Вторая дата приходится на 1 января (ст. ст.) и была официально утверждена в Российской империи (1700 г.) особым указом Петра Великого. Он взял за основу юлианский календарь, который изобрели во времена Юлия Цезаря.
  • Сейчас же общество живет в рамках григорианского летоисчисления, которое было введено Папой Григорием XIII в конце XVI столетия. В период гражданских столкновений 1918 года большевистская партия ввела этот календарь, чтобы противодействовать Церкви и создать некую «ловушку» для верующих. Последние должны воздерживаться, когда светское общество веселится, танцует и не отказывает себе в пище. При юлианском исчислении празднование не шло вразрез с Рождественским постом, а проходило после него.

Во всех мировых религиях присутствовала дата смены эпох и времен. Это показывает подсознательное стремление человеческой души ощутить соотношение проходящего времени и вечности, которая присуща нам при отсутствии мирских страданий.

Каждой личности необходимо видеть себя в определенных пространственных и временных рамках, знать, что он часть конкретной эпохи. В этом случае ему проще учится на ошибках прошлого и правильно выстраивать собственное будущее, благочестиво и смиренно живя в настоящем.

Интересно! Первого января почитают память христианского мученика Вонифатия, который вразумляет перед Всевышним пьяниц и хулиганов.

Согласно летописям, он принял мученическую смерть, проявив безграничное милосердие по отношению к христианским братьям. С помощью Ангела Хранителя он смог перенести самые страшные пытки, пока не был предан мечу. Из его ран текла кровь, смешанная с молоком. Увиденное поразило многих, и они поверили во Христа.

Традиции празднования Нового года

Каждый обычай имеет собственную историю и несет специфический смысл.

  • В центре торжества всегда находится новогодняя ёлка - неотъемлемый атрибут праздника. Традиция украшать дома еловыми ветвями берет начало со времен Петра Великого, который стремился во всем подражать Европе.
  • Украшать вечнозеленое дерево начали в конце XIX столетия. Обычай был взят у немецкого народа. В древности на ёлки вешали яблоки, орехи и различные самодельные игрушки. Каждые такой объект символизировал что-то конкретное.
  • В Германии XVII столетия появились стеклянные шары, послужившие прообразом сегодняшних украшений. В городе Лауше в 1867 г. построили первое предприятие по изготовлению ёлочных игрушек.
  • В Скандинавии появилась традиция украшать верхушку дерева фигурой Спасителя, которую позднее заменили ангелом. В СССР на этом месте горела красная коммунистическая звезда. Однако в христианской традиции звезда ассоциировалась с моментом рождения Мессии близ города Вифлеема.
  • Мода на внешний облик украшений постоянно менялась. На смену блестящей мишуре приходили игрушки в серебристых тонах или сделанные из картона.
  • Ни один Новый год не обходится без подарков, которые заворачивают в красивые коробочки и кладут под ёлку ночью. Утром их находят дети, преисполненные радости. Легенда гласит, что дары приносит Дед Мороз, прообразом которого является преподобный Николай Угодник, со своею внучкою Снегурочкой. Последняя была придумана писателем А. Островским.

Особенности торжества

В новогоднюю ночь семьи собираются за роскошным столом, украшенным различными лакомствами. Люди стремятся выглядеть торжественно и одеться в новые яркие одеяния. В светском обществе принято встречать этот день с большим размахом, что позволит создать благоприятный задел на будущее.

  • Сейчас большое распространение получает празднование в кафе или ресторанах. Сюда приглашаются профессиональные ведущие, устраиваются интересные конкурсы и интригующие мероприятия.
  • Множество людей верит, что желания, загаданные во время боя курантов, исполняются. С 1970 года в России ввели традицию поздравления от лица главы государства.
  • В новогоднюю ночь запускают фейерверки, окрашивающие небо затейливыми рисунками. Люди ходят по городу с бенгальскими огнями и взрывают специфические хлопушки. Такая традиция была известна еще в Китае и символизировала изгнание злых духов.

Как праздновать православным

Верующие люди, практикующие молитвы и песнопения и выработавшие привычки смиренного времяпровождения, могут отмечать Новый год по традициям церкви.

  • 31 декабря человек может отслужить молебен Господу, даровавшему сил прожить этот цикл и стать ближе к благочестию.
  • 1 января - подходящий день для чтения Литургии о начале необходимой добродетели. Нужно смиренно просить Всевышнего о силах в перенесении всяческих тягостей.
  • Празднование может проходить в кругу семьи, но без нарушения поста. Общаться должно лишь на благочестивые темы, не отклоняясь в неразумное осуждение. Дарить любовь в этот праздник - высшая цель каждого православного верующего.
  • Нет нужды произносить тосты и пить алкоголь, правильнее будет прочтение отрывка из Священного Писания, склоняющее умы пришедших к благочестивым размышлениям.
  • Если из-за шума православным не удается уснуть в эту ночь, следует собраться вместе и пообщаться на религиозные темы за постным столом. Есть прекрасная возможность подвести итоги ушедшего года и спланировать подвижническую деятельность в будущем.
  • Религия поощряет золотую середину в делах, поэтому не следует относиться ко всему с особым фанатизмом или уходить в порочные крайности. Верующий, действующий от чистого сердца, способен наполнить этот нецерковный праздник духовным смыслом.
Важно! Чтобы сохранить дружбу и взаимопонимание с друзьями и родными, верующему разрешено вкусить скоромную пищу, но в небольшом количестве. Чувство меры превыше всего, так как послабление приведет к скорому падению в собственных глазах.

Новый год приходится на время Рождественского поста, поэтому православные люди должны внимательно смотреть на искушения, происходящие извне. Несмотря на непозволительное пиршество со стороны светского населения, верующий способен сделать этот день духовным, а также найти время для благодарения Господа.

Посмотрите видео об отмечании Нового года в православии

За окном серебрится зимний пейзаж. В преддверии Нового года города и сёла, улицы и дома суетливо оживились. Люди ждут подарков, веселья и фейерверков. А ещё на дворе Рождественский пост – период тихой молитвы, очищения помыслов и усиленной духовной работы над собой, период особого примирения со Христом. Весьма противоречивая ситуация: поначалу мы празднуем встречу Нового года, а уже потом Рождество Христа – того, который является Началом всех начал и от которого ведётся счёт времени.

Исторически сложилось так, что наша страна и народ претерпели многие изменения, которые далеко не всегда были к лучшему. До XV века новый год на Руси начинался не с января, как в настоящее время, а с 1-го марта. Таким образом, после принятия христианства исчисление лет было установлено согласно юлианскому календарю (старый стиль) от «сотворения мира». За основу на Руси была взята византийская традиция, но с некоторыми отклонениями. В период правления Ивана III начало года было перенесено на 1-е сентября (14 сентября по новому стилю), что уже в точности совпадало с византийским вариантом юлианского календаря. Именно этот день Православная Церковь торжественно именует началом нового индикта – церковного годового круга богослужения и новолетия.

При Петре I, известного любителя всевозможных новшеств и реформ, праздник Нового года в 1700 году был перенесён на 1-е января и выпадал на святки – дни, после Рождества Христова. Так, праздник Нового года приобрёл светскую окраску. Желая следовать западным традициям, Ленин, в 1918 году подписал декрет Совнаркома, которым в Советской России был введён новый стиль календаря – григорианский. Следовательно, после революции богоборческой властью было устроено праздновать Новый год в последнюю неделю Рождественского поста.

В одном из своих интервью на телеканале России известный миссионер протоиерей Димитрий Смирнов коснулся неоднозначной для православного человека темы празднования Нового года. Отец Димитрий рассказывает: «Если перенестись, например, на столетие назад, о таком персонаже как Дед Мороз никто не слышал, теперь же он заменил Святителя Николая, который приносил подарки. Новогодних ёлок также не существовало, потому что это было связано исключительно с Рождеством. Звезда на ёлке всегда символизировала Вифлеемскую звезду. Но древняя Церковь использовала языческие праздники, придавав им христианский смысл. В нашей жизни осталось много следов нашего же языческого прошлого. Новый год и сопутствующие ему торжества также сюда относятся. У нас есть День танкиста, так почему же не может быть Нового года?! Тем более уже 300 лет в нашем календаре существует Новый год, не смотря на то, что большевики перевели страну на григорианский календарь.

Новый год это повод всем вместе поразмышлять о минувшем времени, о свершённых добрых и злых делах. В некотором смысле, это день рождения всего народа, некий жизненный этап. Любовь к этому празднику несла в себе отблеск Рождества и об этом люди забыли. В современной Европе предновогодний ажиотаж обусловлен больше экономической стороной, нежели языческой. Ничего дурного нет в том, что Новый год у людей праздник, по этому поводу не нужно сильно сокрушаться. Каждый человек наделён свободной волей. Для меня, например, Новый год никогда не может затмить Рождества Христова, а для кого-то День строителя более серьёзный праздник, чем Рождество.

От нашей миссионерской работы тоже многое зависит. Если мы сможем организовать грамотную работу в этом направлении и донести до людей правильную мысль, тогда Рождество будет выглядеть гораздо мощнее Нового года со всеми его увеселительными мероприятиями, а новогодний праздник, в свою очередь, займёт подобающее место среди государственных празднований. Ведь дело не в самом торжестве, а в человеке. У кого чрево вместо Бога, тот всегда найдёт повод ему угодить.

Сейчас Церковь даёт возможность выбора: вместо хамства родителям – почтение, вместо воровства щедрость, вместо пьянства и обжорства в Новый год – молитва и пост. Церковь хочет привлечь сердца людей к свету и показать, что есть другая жизнь. Если Ей удастся и в этот раз явить народу лучшее, то многие придут к церковной жизни и в бытовом, и в духовном плане».

Очень символично, что в день гражданского Нового года Православная Церковь празднует память святого мученика Вонифатия Тарсийского, которому молятся об избавлении от винопития и блудной страсти. Святой сам долго страдал от этого порока.

Наступление Нового года люди празднуют с давних пор. Это время подведения итогов минувшего года и благодарения Господа за прожитое, время, когда собираются в тёплом кругу все родные и близкие. В годы Советской власти праздник Нового года приобрёл извращённый облик, он стал исключительно гражданским с шумным застольем и многообразием пищи и алкоголя.

Однако православные священники советует верующим, которые попадают в замешательство с фактом празднования Нового года во время поста, не вести борьбу со сложившимися обстоятельствами, а выходить из положения согласно церковному обычаю. Сегодня каждому предоставляется возможность беспрепятственно зайти в церковь в любой день недели. В том числе, во многих храмах 31 декабря установилась традиция служить новогодний молебен и даже ночную литургию.

На следующий день не будет зазорным собрать свою семью и близких друзей за скромной трапезой, тем более, что постное меню также можно немного разнообразить. Нужно помнить, что каждый последующий год жизни дарует нам Господь и прославлять Его за это творение.

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России...

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами – тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. – И я подтвержу: обычай зашел, – и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С введением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста – дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) – все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова – не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных.

В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.



 

Возможно, будет полезно почитать: