План мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

К мероприятиям по улучшению условий и охране труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, ликвидацию или снижение отрицательного воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих. Эти мероприятия могут быть одноцелевыми и многоцелевыми. Одноцелевые мероприятия направлены полностью или главным образом на улучшение условий и охрану труда. Многоцелевые мероприятия одновременно с улучшением условий труда и повышением уровня его безопасности приводят к улучшению результатов производственной деятельности предприятий. К таким мероприятиям относятся, например, автоматизация управления технологическими процессами, механизация ручных работ, внедрение новых более совершенных машин и механизмов и т.п.

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охране труда в настоящее время предложены четыре группы показателей: изменения состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические.

Изменение состояния условий труда на рабочих местах оценивается: повышением уровня безопасности труда, улучшением санитарно-гигиенических показателей, улучшением психофизиологических показателей, улучшением эстетических показателей.

Повышение уровня безопасности труда характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов, безопасности труда и строительных норм и правил.

Улучшение санитарно-гигиенических показателей характеризуется уменьшением содержания в воздухе вредных веществ, улучшением микроклимата, снижением уровней шума и вибрации, инфразвуковых и ультразвуковых колебаний, ионизирующих и электромагнитных излучений, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; улучшением освещенности.

Улучшение психофизиологических показателей характеризуется снижением повышенных физических и нервно-психических нагрузок, в том числе и монотонности труда.

Улучшение эстетических показателей характеризуется рационализацией компоновки рабочих мест и машин; благоустройством помещений и территории предприятия, цветовой отделкой оборудования и интерьеров и др.

Изменение состояния производственной среды по перечисленным факторам может оцениваться разностью их абсолютных величин до и после внедрения мероприятий, а также сопоставлением относительных показателей, характеризующих степень соответствия тех или иных факторов предельно допустимым концентрациям (ПДК), предельно допустимым уровням (ПДУ) или заданным уровням. Комплексная оценка состояния условий труда производится по приросту рабочих мест, на которых условия труда в комплексе приведены в соответствие с нормативными требованиями.

Социальные результаты осуществления мероприятий по улучшению условий и охране труда определяются как разность натуральных величин до, и после внедрения мероприятий по следующим показателям:

  • · увеличение числа работников, рабочие места которых соответствуют по условиям труда нормативным требованиям, или сокращение несоответствующих рабочих мест (как по отдельным факторам, так и в комплексе);
  • · сокращение производственного травматизма;
  • · снижение профессиональной и общей заболеваемости, вызванной неблагоприятными условиями труда;
  • · снижение текучести кадров, связанной с неудовлетворенностью условиями труда.

Для оценки социальных результатов могут применяться и другие показатели, такие, например, как степень удовлетворенности трудом, повышение престижности профессий, но только после того, как будут разработаны методы их достоверной количественной оценки. Некоторые социальные результаты могут быть выражены через экономию рабочего времени и в денежной форме. Такие показатели имеют двойственную природу, являясь социально-экономическими.

Социально-экономические результаты выражаются в виде экономии или предотвращения потерь живого и овеществленного труда в народном хозяйстве, на предприятиях и в сфере личного потребления.

При оценке социально-экономических результатов необходим хозяйственный подход, что означает возможно более полный охват всех социальных и экономических результатов в разных сферах хозяйства, а также учет факторов времени при оценке затрат и результатов мероприятий.

Экономические результаты определяются путем расчета трех основных показателей: чистого экономического эффекта, общей экономической эффективности и сравнительной экономической эффективности.

Показатель чистого экономического эффекта представляет собой разницу между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами реализованных мероприятий и затратами на их осуществление. Он рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется для: обоснования ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по улучшению условий и охране труда; выбора наиболее эффективного из двух или нескольких вариантов мероприятий, различающихся по своему воздействию на показатели производственной среды, а также по своим социальным и экономическим результатам; экономической оценки фактически осуществленных мероприятий, в частности в целях установления размеров материального поощрения работников предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций за работу в области улучшения условий и охраны труда.

Годовой экономический эффект от осуществления мероприятий по улучшению условий можно определить по формуле:

где Р - экономический результат, руб.;

С - годовые эксплуатационные расходы на мероприятия по улучшению условий труда, руб.;

К - капитальные вложения, направленные на мероприятия по улучшению условий труда, руб.;

ЕН = 0,08 - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений в мероприятия по улучшению условий труда.

Экономический результат (Р) характеризуется предотвращенным экономическим ущербом от аварий, травм и профзаболеваний, экономическим эффектом от мероприятий по улучшению гигиенических, технических и общественных условий труда.

Экономический эффект рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется: для обоснования ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по улучшению условий и охране труда; выбора наиболее эффективного из двух или нескольких вариантов мероприятий, различающихся по своему воздействию на показатели производственной среды, а также по своим социальным и экономическим результатам; экономической оценки фактически осуществленных мероприятий.

Показателем общей экономической эффективности является отношение экономических результатов к затратам. Он рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и используется для установления результатов затрат на улучшение условий и охрану труда; выявления динамики эффективности затрат; сравнительного анализа эффективности затрат на различных предприятиях, в отраслях экономики и регионах; сравнения ожидаемой (расчетной) и фактической эффективности затрат с утвержденными нормативами.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность капитальных вложений в мероприятия по улучшению условий и охране труда при необходимости определяется по формуле:

Показатель (коэффициент) эффективности капитальных вложений следует сопоставлять с нормативным (Е н = 0,08). Если Э к >Е н, то капитальные вложения можно считать эффективными. Величина, обратная коэффициенту эффективности и характеризующая срок окупаемости капитальных вложений, вычисляется по формуле:

Полученный срок окупаемости капитальных вложений следует сопоставить с нормативным (Т н = 12,5 лет), если он меньше нормативного, то капитальные вложения считаются эффективными.

К показателям экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда и повышению его безопасности относят:

  • · снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;
  • · прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;
  • · снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров вседствие улучшения условий труда;
  • · экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;
  • · снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда;
  • · определение эффективности за счет сокращения нерациональных потерь рабочего времени;
  • · определение эффективности за счет сокращения компенсирующего отдыха;
  • · определение экономии фонда заработной платы в связи с сокращением доплат к тарифной ставке по условиям труда;
  • · определение экономии фонда заработной платы в связи с отменой сокращенного рабочего дня по условиям труда.

Показатель сравнительной экономической эффективности двух мероприятий определяется в виде разницы приведенных затрат на эти мероприятия с учетом фактора времени. Он рассчитывается в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение одинакового качества производственной среды и тождественны по своим социальным и экономическим результатам. На основе этого показателя должен производиться выбор варианта мероприятий, обеспечивающего достижение требуемого состояния производственной среды с минимальными затратами.

Для экономического обоснования мероприятий по улучшению условий и охране труда необходимо:

  • · произвести выбор исходных данных об изменении состояния производственной среды, достигнутых социальных результатов, технико-экономических показателей предприятия (отрасли) по базовому и внедряемому вариантам;
  • · определить затраты на реализацию мероприятий;
  • · рассчитать социальную и социально-экономическую эффективность, мероприятий;
  • · рассчитать полный экономический эффект, т.е. экономические результаты осуществления мероприятий;
  • · вычислить показатели чистого экономического эффекта, общей и сравнительной эффективности.

Высвобождаемые денежные средства могут быть направлены на дальнейшее улучшение условий безопасности труда.

Комментарий к статье 19

1. Часть 1 ст. 226 ТК РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующая по содержанию п. 1 комментируемой статьи, не ограничивает финансирование указанных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников только рамками соответствующих целевых программ и предусматривает, что финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

2. Вопросы финансирования охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации решаются региональным законодательством.

Так, ст. 19 Закона Красноярского края от 24 июня 1999 г. "Об охране труда в Красноярском крае" предусматривает, что финансирование охраны труда в крае осуществляется из средств работодателя, краевого бюджета и внебюджетных источников.

Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с нормативными требованиями и условиями коллективного договора.

Бюджетные ассигнования на охрану труда используются для выполнения краевых целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления охраной труда.

3. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде, зачисляемые в соответствии с комментируемой статьей на текущий счет государственной инспекции труда, согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ и п. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) производится в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не может быть менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% эксплуатационных расходов.

Законодательством субъектов Российской Федерации данное правило может уточняться. Например, согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14 марта 2001 г. "Об охране труда в г. Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций в расчете на одного работника в размерах, устанавливаемых Московским трехсторонним соглашением, отраслевыми городскими соглашениями и коллективными договорами, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2004 г. направлять до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных названному Фонду страхователями за 2003 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Порядок и условия осуществления такого финансирования определяются Правительством Российской Федерации (Российская газета. 2003. 17 декабря).

5. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" с последующими дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Там же. 1998. N 48. Ст. 5849).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, а также печать с полным наименованием, открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории и т. д. (ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

6. Согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413).

7. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. (Российская газета. 2002. 19 января) стороны приняли на себя обязанность предусмотреть:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

Выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Средства на эти цели в соответствии с разделом V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации указанного Генерального соглашения должны предусматриваться в составе расходов подведомственных федеральным органам исполнительной власти бюджетных учреждений (План мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4953).

8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В статье рассмотрен Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, которые должны быть ежегодно реализованы работодателем, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н.

Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на улучшение , в том числе разработанных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценку уровней профессиональных рисков. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утверждается в соответствии со ст. 226 ТК РФ. Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности. В 2012 г. были внесены изменения в действовавший ранее перечень . Рассмотрим новую редакцию данного обязательного к применению нормативно-правового акта. На рисунке 1 представлены наиболее значимые и часто проводимые предприятиями мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Наиболее значимые мероприятия Перечня по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков :

Аттестация рабочих мест по условиям труда, оценка уровней профессиональных рисков
- Обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
- Обучение, инструктаж, проверка знаний по охране труда работников
- Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)
- Устройство новых, модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов
- Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах
- Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства и т.д.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые мероприятия, а также определим остальные мероприятия, входящие в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н.
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска и т.д.
При этом аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет.
2. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н).
Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
3. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников. Порядок утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
4. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
6. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
7. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.
Далее перечислим остальные мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, обозначенные в Типовом перечне.
8. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.
9. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
10. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
11. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
12. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.
13. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
14. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
15. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
16. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
17. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).
18. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
19. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.
20. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
21. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
22. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
23. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
24. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
25. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.
26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.
29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.
30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
Проводить все мероприятия из данного Перечня предприятиям не обязательно. Возможным и оптимальным вариантом является выбор одного или нескольких мероприятий, наиболее значимых, по мнению руководства, и их оформление соответствующим приказом на весь год.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н (в ред. от N 103н и от 16 июня 2014 г. N 375н) утвердило Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. При этом, в примечании 1 к наименованию данного перечня оговорено, что конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Из текста примечания следует, что:

1. Работодатель должен ежегодно утверждать перечень реализуемых в течение года ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

2. Типовой перечень, по нашему мнению, не следует абсолютизировать. Его следует рассматривать как указание работодателям, по каким направлениям следует проводить мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Напомним читателям, что согласно ч. 3 ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время Минтрудом РФ).

Обратимся к тексту Типового перечня.

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

Примечание. Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".



В качестве вспомогательных материалов могут быть использованы:

1.1. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.

1.2. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Сан ПиН 2.2.255-96, утвержденное постановлением Госкомсанэпидемнадзора РФ от 28 октября 1996 г.

1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Сан ПиН 2.4.6.2553-09, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 сентября 2009 г. N 58.

1.4. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Сан ПиН 2.2.9.2510-09, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 18 мая 2009 г. N 30.

2. Оценка уровней профессиональных рисков осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. N 680-ст.

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

Примечание. Обеспечение работников СИЗ осуществляется в соответствии с:

1. Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н.

2. Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандартом безопасности труда "Обеспечение смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н (в ред. от 20 февраля 2014 г N 103н).

2. Приказом Минтруда РФ от 21 июня 2003 г. N 153 (в ред. от 12 февраля 2014 г. N 96) "Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных".

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

Примечание. Данное обучение работников проводится в соответствии с:

1. Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Примечание. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

Примечание. При проведении производственного контроля следует руководствоваться санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ постановлением от 13 июля 2001 г. N 18 (в ред. Изменений и дополнений N 1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13).

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

В настоящее время требуется усиление экономического анализа всех сторон деятельности нашего общества. Всюду, где возможно, необходимо более эффективно использовать производственный и научно-технический потенциал, материальные и трудовые ресурсы.

Средства, которые наше государство выделяет на улучшение условий труда, разработку и осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, кроме социального эффекта имеют и экономические результаты, выражающиеся в увеличении периода профессиональной активности трудящихся; росте производительности труда; сокращении потерь, связанных с травматизмом, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемостью; уменьшении текучести кадров; сокращении затрат на льготы и компенсации.

Увеличение периода профессиональной активности обусловлено тем, что улучшение условий труда сберегает здоровье трудящегося человека, продлевает жизнь и соответственно удлиняет период его профессиональной активности. В настоящее время вопрос этот приобрел большую актуальность в связи с недостатком трудовых ресурсов. Поэтому большое значение имеет использование остаточной трудовой активности пенсионеров по старости и инвалидов.

Неудовлетворительные условия труда приводят к тому, что определенное число работников заканчивает трудовую деятельность ранее наступления пенсионного возраста или меняет место работы. Наиболее низок процент занятости лиц старших возрастных групп в промышленности, строительстве, на автомобильном и железнодорожном транспорте, т. е. там, где ощущается наибольший дефицит рабочей силы.

Условия труда сильно влияют на повышение производительности труда. При благоприятных условиях труда работоспособность человека повышается, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Кроме того, повышается эффективность использования рабочего времени за счет снижения потерь рабочих дней, вызванных временной нетрудоспособностью работников.

По имеющимся данным, рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда. Многочисленные исследования свидетельствуют о большом влиянии освещенности рабочих мест на производительность труда. Также увеличивает производительность труда правильная организация рабочего места, продуманное использование музыки, рациональная окраска помещений и т. п. Производственный шум, превышающий допустимые уровни, снижает производительность труда на 3...15 и даже 20% в зависимости от его уровня, вида выполняемой работы и других факторов. Чем напряженнее труд, тем сильнее отрицательное влияние шума на его производительность.

Производительность труда резко падает при высокой температуре воздуха в помещении. Имеются данные о том, что к концу рабочей смены работоспособность у рабочих основных цехов металлургических производств падает при одновременном возрастании числа травм. Для повышения работоспособности наряду с улучшением условий труда большое значение имеет установление рациональных, научно обоснованных режимов труда и отдыха.

Улучшение эффективного фонда рабочего времени может быть достигнуто сокращением временной нетрудоспособности работников, вызванной различными заболеваниями и травмами. Улучшение условий труда, внедрение мероприятий по обеспечению безопасности труда приводит к снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, к уменьшению числа общих заболеваний и их продолжительности. Уменьшение средней длительности временной нетрудоспособности только на один день дает очень масштабный эффект. К потерям рабочего времени приводят и микротравмы, не вызывающие временную нетрудоспособность. При любой микротравме теряется 1,5...2 ч рабочего времени.

Улучшение условий труда и внедрение мероприятий по обеспечению его безопасности приводит к сокращению профессиональной, производственно-обусловленной заболеваемости и производственного травматизма, увеличивает эффективный фонд рабочего времени, приводя тем самым к существенному экономическому эффекту. К показателям экономической эффективности относят:

· снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;

· прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

· снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

· экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;

· снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

Улучшение условий труда сокращает текучесть кадров. Многочисленные социологические исследования последних лет показывают, что неблагоприятные условия труда играют значительную роль в решении работников переменить место работы. Число увольняющихся по причине неудовлетворенности условиями труда колеблется в зависимости от отрасли народного хозяйства и профессии, составляя в среднем по промышленности примерно 20%, а в строительстве -- более 25 %.

Еще одним резервом экономии материальных средств, связанных с улучшением условий труда, является сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях.

В настоящее время в нашей стране широко применяется система предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Сюда входит: сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск от 6 до 36 дней, лечебно-профилактическое питание, повышенные тарифные стоки, пенсии на льготных условиях (снижение на 5 или 10 лет пенсионного возраста, уменьшение требуемого стажа работы для назначения пенсии, увеличение ее размера). Сюда же можно отнести и бесплатную выдачу работающим средств индивидуальной защиты.

На предоставление льгот и компенсаций государство расходует огромные средства, которые значительно превосходят расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда. Как правило, затраты на льготы и компенсации связаны с недостатками в разработке и внедрении мероприятий по улучшению условий труда.

Главной целью мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности является достижение социального эффекта, заключающегося в укреплении здоровья трудящегося человека, развитии его личности, повышении работоспособности, интереса к выполняемой работе и, в конечном счете, в превращении труда в первейшую жизненную потребность. В то же время осуществление мероприятий по охране труда на промышленных предприятиях приводит к определенному экономическому эффекту.

Понимание этих обстоятельств обусловило растущее в последнее время внимание к вопросу количественной оценки экономической эффективности мероприятий по охране труда. За последние годы предложено большое количество методик по определению экономической эффективности различных частных мероприятий по охране труда. Все эти методики имеют общие основы и предназначены для решения двух типов задач: определения экономического ущерба, причиняемого предприятию и обществу в целом производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, текучестью рабочей силы и др.; расчета экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Методики по определению ущерба от травматизма и заболеваемости отличаются друг от друга полнотой учета потерь. Ущерб предприятия (или отрасли экономики), на котором произошел несчастный случай, может быть оценен через следующие показатели (руб.): потери из-за простоев технологического оборудования при нетрудоспособности персонала; потери дохода предприятия из-за снижения объема выпускаемой продукции; расходы на восстановление и ремонт оборудования, транспортных средств и др.; издержки производства в результате брака; расходы по заработной плате трудящимся, принимавшим участие в спасении и оказании первой помощи пострадавшему и в ликвидации последствий несчастного случая; расходы, связанные с расследованием несчастного случая, с приглашением экспертов, технической инспекции профсоюзов и с привлечением специализированных лабораторий; потери от снижения производительности труда после возвращения пострадавшего на производство; расходы, связанные с подбором и дополнительным обучением рабочего, заменяющего пострадавшего; дополнительные оплаты сверхурочных работ, связанных с ликвидацией аварий и их последствий, а также с заменой пострадавшего; выплаты зарплаты пострадавшему за время, которое он не доработал в день несчастного случая; доплата разницы при переводе пострадавшего на временную нижеоплачиваемую работу до восстановления здоровья или ухода на пенсию; выплата выходного пособия пострадавшему при переводе его на инвалидность или семье пострадавшего в случае его смерти; регрессионный иск профсоюза по несчастному случаю; единовременные пособия пострадавшему или его семье из фонда предприятия; расходы, связанные с погребением; выплатой единовременного пособия семье погибшего, оплату проезда родных, прибывших на похороны.

Расходы профсоюзной организации и лечебных учреждений характеризуются следующими показателями (руб.): оплата пострадавшему больничного листа; стоимость амбулаторного лечения; стоимость лечения в больнице; стоимость санаторно-курортного лечения; выплата пострадавшему пенсии согласно действующему законодательству; оплата лекарств при оказании первой помощи; расходы на единовременное пособие пострадавшему или его семье, на похороны, на бесплатное протезирование и др.; дополнительные расходы (например, при посещении пострадавшего в больнице или на дому и др.). Одна из первых методик по определению экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда была разработана О.А. Афониной и А.В. Копыловым. По этой методике народнохозяйственный экономический эффект от реализации мероприятий по улучшению условий труда предлагалось определять как сумму хозрасчетного и социального эффектов, выраженных в денежной форме. Хозрасчетный эффект начисляется через показатели повышения производительности труда или показатели улучшения использования производственных фондов. Социальный эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий труда определяется как экономия денежных средств на оплату пенсий и пособий, выплат по листкам нетрудоспособности и т. п. в связи с уменьшением потерь рабочего времени по болезни, а также как условная экономия денежных средств на подготовку кадров в экономике в связи с повышением трудовой дееспособности работников. Экономический эффект при этом достигается благодаря:

· повышению производительности труда за счет увеличения работоспособности и снижения утомления из-за улучшения условий труда;

· снижению трудоемкости продукции вследствие уменьшения непроизводительных затрат труда на рабочем месте (лишние движения и усилия);

· увеличению эффективного фонда рабочего времени вследствие сокращения целодневных потерь, вызванных временной нетрудоспособностью из-за производственных травм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

· повышению эффективности использования оборудования из-за сокращения внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени.

Годовой экономический эффект определяется путем сопоставления полученной экономии с приведенными затратами на осуществление мероприятий.



 

Возможно, будет полезно почитать: