Положение о нотариальной части.

К 150-летию российского нотариата Московская городская нотариальная палата выпустила юбилейное издание Положения о нотариальной части – документа, в 1866 году положившего начало масштабного реформирования института нотариата в России.

Положение о нотариальной части является одним из важнейших законодательных актов эпохи великих реформ второй половины ХIХ века.. Подписание документа императором Александром II состоялось 27 апреля (по новому стилю) 1866 года. С этого момента началась история нотариата как самостоятельного правового института. До этого нотариусы состояли в структуре судебного ведомства.

Новое издание Положения выдержано в историческом ключе. Первая часть книги содержит текст документа в современной орфографии и пунктуации, во второй части дан репринт, источником которого послужила публикация из Полного собрания законов Российской империи, изданного Канцелярией его Императорского Величества.

Уникальное издание будет вручаться в качестве памятного подарка нотариусам Москвы в дни празднования 150-летия. Книгу также получат региональные нотариальные палаты, партнеры МГНП по Ассоциации нотариусов европейских метрополий (ANME), государственные органы и организации, с которыми у Палаты сложились давние партнерские отношения. В просветительских целях несколько десятков экземпляров будут направлены в крупнейшие российские университеты.

Изданию присвоены международный стандартный книжный номер (ISBN) и библиотечные коды, поэтому несколько экземпляров будут переданы в фонды крупнейших российских библиотеки и станут доступны широкому кругу читателей.

Подготовленная книга является образцом книжного искусства, вобравшим в себя лучшие традиции российского книгоиздания при использовании наиболее передовых полиграфических материалов. Успех выхода в свет этого юбилейного издания был обусловлен как проведенной исследовательской работой, так и сотрудничеством с ведущими специалистами книжного и библиотечного дела – сотрудниками Российской государственной библиотеки и издательства «Пашков дом».

В 1866 году 14 апреля (Полн. Собр. Зак., N 43186) состоялось положение о нотариальной части. в сем положении намечены отчасти новые начала преобразования собственности, которым предстоит дальнейшее развитие впоследствии. Именно акты о переходе недвижимого имущества предоставляется совершать помимо крепостных дел, у вновь учреждаемых нотариусов, но сила крепостных актов сообщается им не иначе как по утверждении старшим нотариусом того округа, где находится самое имущество. Таким правилом вводится в закон новое начало - поверки акта по месту нахождения имущества. Старшему нотариусу вменяется в обязанность при самом учреждении выписи, предъявляемой к нему лично или через поверенного, а не по почте, удостоверяться, во-первых, в законности акта, во-вторых, в том, что имущество действительно принадлежит стороне отчуждающей, для чего может он, не ограничиваясь справкой с книгами и реестрами, даже требовать доказательств на принадлежность имущества. Утвержденный акт вносится в крепостную книгу и отмечается в реестре крепостных дел: сторонам выдаются копии с выписи, а подлинник оставляется в архиве у нотариуса. Тем же порядком утверждаются акты и делаются отметки об ограничениях права собственности на недвижимые имущества, именно о праве залога, об уступке прав пожизненного владения, пользования, выкупа угодий или частного участия, и о запрещении отчуждать имущество. - Независимо от сего обряда печатаются в "Сенатских ведомостях", по прежнему порядку, объявления о содержании акта и о вводе во владение.

В 1882 году (Пол. Нотар., 1781) положено, что старший нотариус, немедленно по внесении акта о переходе права собственности на имущество в реестр крепостных дел, сообщает о таковом переходе, для сведения, подлежащей земской или городской управе, по месту нахождения имущества, с точным обозначением как самого имущества, так и фамилий и званий бывшего и нового владельцев. В местностях, в коих не введено в действие положение о нотариальной части, крепостные установления прежнего устройства (Зак. Гражд., ст. 708, Прил. I: ст. 47) доставляют указанные выше сведения поименованным учреждениям, по принадлежности, немедленно после совершения каждого акта о переходе недвижимого имущества от одного лица к другому.

С преобразованием судебной части в губерниях царства польского (в 1875 году) и в Прибалтийском крае (в 1889 году), там изменен и прежний порядок совершения актов, а именно введено в действие положение о нотариальной части, с отступлениями и изменениями, которые вызваны главным образом издавна действующим в поименованных местностях ипотечным порядком укрепления прав на недвижимость и некоторыми особенностями местных гражданских законов (ср. Полож. Нотар., изд. 1892 г., Разд. V и VI).

1878 г., N 8. В тех случаях, когда собственник имения ограничен в праве распоряжения на известный срок, ограничения эти, не препятствуя оглашению перешедшего к нему права собственности, должны быть также оглашены при вводе во владение и упомянуты во вводном листе согласно акту укрепления, по которому имение дошло к нему с означенными ограничениями (ст. 1428, 1429 Уст. Гр. Суд.).

1878 г., N 8. Когда, при вводе во владение, нет возможности передать недвижимое имущество в фактическое владение его нового собственника, это обстоятельство не должно лишать собственника права просить о вводе его во владение, как об оглашении перехода к нему права собственности на имущество. Поэтому собственник, ограниченный в своих правах пожизненным владением другого лица, может требовать оглашения о переходе к нему права собственности на основании ст. 707 т. Х, ч. I и 1424 Уст. Гр. Суд. вводом его во владение, хотя бы фактическая передача имения в его владение и не могла быть совершена; но при этом, в видах ограждения прав пожизненного владельца, во вводном листе должно быть упомянуто, что имение не передано собственнику потому, что состоит в пожизненном владении другого лица.

1878 г., N 190. Проверка судом представленного ко вводу акта укрепления должна касаться единственно самого порядка или обряда его совершения и действительности самого акта. В законах не содержится никакого намека на то, чтобы суд в охранительном порядке, без спора от кого-либо, имел право войти в рассмотрение правильности самого способа приобретения недвижимого имения, на которое совершен акт, правоспособности отчуждающего или приобретающего оное, прав и пределов власти в каждом данном случае компетентных в обыкновенном порядке мест и лиц, по требованию коих совершен акт, и подобных вопросов, касающихся частных интересов и правоотношений и не имеющих ничего общего с чисто формальной стороной документа. Из сего следует, что суд не должен распространять свою поверку за пределы обряда совершения акта, а обязан ограничиться рассмотрением того, совершен ли акт теми именно установлениями, которым это по закону предоставлено, насколько, по своему содержанию и форме, акт может быть признан актом укрепления заявленных просителем прав на имение, составлен ли акт сообразно правилам, предписанным законом для удостоверения того способа приобретения, который имел место в данном случае, и представляется ли он с формальной стороны действительным, взысканы ли установленные законом пошлины и т.п. Все же вопросы права, о которых упоминается выше сего, могут быть возбуждаемы не судом, а единственно заинтересованными в том сторонами и притом в установленном для сего тяжебном, но отнюдь не охранительном порядке судопроизводства.

Примечание 1. О нотариате

В первом издании сей книги было замечено о новом нотариальном положении: "В какой мере новый закон окажется приложим к условиям нашего быта и может быть согласован с прочими частями законодательства, о том еще весьма трудно судить, хотя на первый раз нельзя не усомниться, благоразумно ли предоставить единоличному действию и единичной ответственности нотариуса обсуждение важных вопросов о праве частных лиц на отчуждение и о принадлежности им имущества - вопросы, которые и для судов наших представляли нередко затруднения, едва преодолимые, и давали повод - с одной стороны, к неразумным придиркам и нерезонному стеснению частной свободы, с другой стороны - к покрытию действий, противозаконных и вредных интересам третьих лиц".

Теперь, после почти тридцатилетнего опыта можно, кажется, заметить, что выраженное сомнение подтвердилось вполне. Новый нотариат - по крайней мере относительно совершения актов на недвижимое имущество - оказался неудачным учреждением, возбуждающим горькие жалобы и заставляющим многих сожалеть о прежнем учреждении крепостных дел. Отправления этого учреждения разделены по новому порядку между нотариусами и старшими нотариусами; но как те, так и другие поставлены своей инструкцией в неправильное отношение к делу.

Нотариусам предоставлено составление актов; но им не вменено в обязанность справляться с запретительными книгами и объявлениями, которых они и не имеют, следовательно должны составлять акты, так сказать, на удачу. По возникшему в сем затруднению Сенат в 1867 году вменил нотариусам в обязанность предлагать самим совершающим акт справляться, перед совершением оного, о запрещениях по алфавитам. Но получение подобной справки представляет затруднения, иногда непреодолимые.

Относительно обязанности старшего нотариуса по совершению актов позволяю себе сослаться на мнение опытного в сем деле судьи (Сенатора М.К. Цеймерна), изложенное в замечаниях его на проект закона об ипотечном порядке.

"Старший нотариус есть институт ипотечный, обязанный огласить совершенный у младшего нотариуса титул и тем придать ему силу вещного права", т.е. исполнить то, что в источниках нашего права именуется дачей. Вотчинная коллегия и уездные суды ограничивались одним оглашением и, не принимая на себя рассмотрения и утверждения сделки, довольствовались простым зачислением имущества за приобретателем, утверждение же предоставляли действию времени. Вследствие сего большая часть дел оставались неспорными и оканчивались без отягощения и проволочки. В противоположность этому положение 1866 года требует от старшего нотариуса, чтобы он удостоверился в принадлежности имущества отчуждающему лицу и в законности вообще сделки; для этого ему указаны справки в книгах запретительных, разрешительных и крепостных, а если в них не найдет потребных для сего сведений (а таковых в них и не может найтись), то требовать других доказательств; публикация же делается от старшего нотариуса не предварительно утверждения, а уже после оного. Очевидно, что чем точнее и добросовестнее старший нотариус будет исполнять свои обязанности, тем более он может сделаться требовательным и что, таким образом, все вотчинные дела, некогда легкие и неспорные, получают характер спорных и трудных. Когда же частная сторона успеет достигнуть конца этого утомительного процесса, т.е. утверждения акта, то начинается новый ряд проволочек, не известных в прежнее время, а именно: если не встречалось спора, то вотчинная коллегия немедленно отказывала имение за новым приобретателем, а уездные суды (на основании докладных пунктов Смоленской палаты 1778 года), не дожидаясь истечения двухгодового со времени публикации срока, распоряжались тотчас после явки акта о вводе приобретателя во владение. По нотариальному же положению приобретатель, после утверждения старшего нотариуса, должен предъявить акт окружному суду (Суд. Уст. ст. 1424); этот суд опять удостоверяется, что акт совершен по правилам, в законе предписанным, и что нет ни запрещения, ни спора, и лишь после таковой проверки составляет постановление о вводе приобретателя во владение (ст. 1425). После этого приобретатель должен начать третье дело, т.е. особо ходатайствовать у окружного суда о выдаче исполнительного листа и обратиться с этим листом к судебному приставу (ст. 1426) или мировому судье (ст. 1435), от которого получает вводный лист. О вводе во владение пристав или судья сообщает старшему нотариусу; этот делает отметку в реестре крепостных дел и сообщает в сенатскую типографию "для напечатания установленным порядком" в сенатских объявлениях (ст. 1431). Отмеченный, на сем основании, в реестре крепостных дел день ввода во владение считается началом действительной передачи и укрепления права на имущество (1432). Спрашивается, какая цель двух публикаций, чинимых в продолжение сих трех процессов, из которых одна делается после утверждения акта старшим нотариусом (Полож. о нотар., ст. 179), а другая после отметки о дне ввода (Суд. Уст. ст., 1431)? Эти публикации велено делать "установленным порядком". Идучи следом указываемым сими словами, я нахожу, что публикации установлены первоначально в 1775 году, и находились в теснейшей связи с порядком перехода недвижимых имений, по которому вотчинная инстанция, не принимая на себя ни утверждения явленной ей крепости, ниже подробного рассмотрения оной, предоставляла оспаривание самим заинтересованным сторонам в течение двухгодового срока, вследствие чего суд ограничивался только всевозможным оглашением явки, и вот цель установления публикации; нынешние публикации таковому установлению не соответствуют, ибо делаются, когда акт уже утвержден старшим нотариусом и когда уже совершился ввод во владение, день коего считается по новейшим законам началом действительной передачи имущества и укрепления прав на оное (Уст. Гражд. Суд., ст. 1432). Какая же нынешняя цель этих дорогостоящих удвоенных публикаций?

Еще важнее недоумения, представляющиеся вследствие значения данного ввода во владение. По улож. XVII, 34, момент начала вещного права есть записка купчей в ипотечной инстанции, т.е. поместном приказе, действие коей именуется производством дачи; этот обряд слагается из справки с делами приказа и из местного оглашения через посредство отказа, т.е. объявления о переходе всем окрестным владельцам и жителям и спроса их, не состоит ли имение под каким-либо спором; если по такому опубликованию не открылось никаких препятствий, то отказчик отказывал имение за приобретателем и снабжал его отказной книгой, другой экземпляр которой приобщался к делам приказа и вотчинной коллегии. С учреждением вотчинной инстанции в уездных судах справка и отказ заменены оглашением через публикацию в ведомостях с тем, чтобы по истечении двух лет, если никто не явится для спора, суд, не принимая никакого спора против купчей, приказывал земской полиции отказывать деревню за приобретателем бесспорно. Этот новый способ отказа подал с 1778 года Смоленской палате повод войти с вопросом, "можно ли покупщику до двухлетнего срока, пока действительный отказ будет, купленное имение отдавать во владение?" Для разрешения этого вопроса палата представила следующее мнение, удостоившееся Высочайшего утверждения: "Кто купит деревню и купчая записана будет в уездном суде, то хотя в силу учреждения ст. 205 и будут публикации, не явится ли кто для спора, и прежде двух лет ту деревню за покупщиком отказать не должно; но между тем временем купленную деревню, буде об ней спору не будет, надлежит во владение отдать покупщику таким образом, что от земского суда должно объявить в той деревне, что оная продана от прежнего помещика другому и чтоб крестьяне той деревни новому помещику были послушны. Ибо прежний помещик, продав деревню, более ею сам владеть не может, а буде объявится спор, то, оставя деревню за прежним владельцем, решить дело по законам". Из сих слов очевидно: 1) что ввод узаконен не взамен отказа и не для того, чтобы во вводе заключался весь результат ипотечного зачисления имения за новым приобретателем; 2) что ввод есть только мера, долженствующая облегчить для приобретателя хозяйственное распоряжение имением впредь до окончательной записки оного за ним, и 3) что значение, ныне данное вводу, разрушает прежний стройный порядок приобретения вещных прав, заменяя оный каким-то путаным лабиринтом.

Примечание 2. О вводе во владение. Правильно ли требуется ввод при нотариальном совершении актов?

В России, как известно, весьма многие лица владеют бесспорно недвижимыми имуществами, по переходу договорному, завещательному или наследственному, без всяких актов укрепления, и без ввода во владение. Владение таких лиц, начавшееся задолго до издания нотариального положения и правил охранительного производства, во многих случаях продолжается бесспорно в течение 10-летней давности, и представляется, само по себе, бесспорным фактом принадлежности имущества владеющему лицу. Этот факт принадлежности имел и имеет у нас (даже независимо от укрепления давностью) законное значение, хотя бы он и не утвержден был формальным вводом. История нашего ввода во владение свидетельствует неопровержимо, что он сам по себе не может служить единственным формальным признаком принадлежности имения и вотчинного права на оное. Когда был ввод, передача права - по нашему закону предполагается, но и там, где не было ввода, закон наш не отрицает ни события передачи, ни законной принадлежности имения владельцу. По судебному приговору в спорном деле вотчинное право может быть утверждаемо за владельцем не только без ввода, но и без крепостного акта. Нигде закон наш не выразил, что ввод служит единственным и необходимым законным признаком принадлежности имения владельцу. Следовательно несообразно ни с историей, ни с духом, ни с буквальным смыслом нашего закона - за отсутствием ввода - отрицать в лице владельца право собственности на имущество со всеми оного принадлежностями, т.е. с правом владения, пользования и распоряжения (ср. § 37 и след., 82). Это отрицание возможно лишь со стороны частного интереса, в возникшем споре против прав владельца, от лица, имеющего право на иск о том же имуществе; но когда спора нет, - нет законного повода правительству, в лице своих агентов, служащих частным лицам посредниками для совершения актов, - отказывать бесспорному владельцу в законном средстве к отчуждению вотчинных прав только на том основании, что имущество не было формальным порядком введено во владение тому лицу, которое бесспорно им владеет. В таком случае бесспорные владельцы недвижимых имений - в огромном количестве по всей России - были бы незаконно ограничены в существенной части своего права собственности, т.е. в распоряжении имуществом, и огромное количество имений оказалось бы в действительности изъятым из менового и кредитного обращения.

Как невероятно ни представляется такое ограничение самого существенного из гражданских прав, тем не менее оно допущено у нас со времени издания нотариального положения и налагает на недвижимую собственность во всей России неслыханную дотоле тяготу, и связывает обращение имуществ непривычными узами. Повсюду, где введено в действие нотариальное положение, старшие нотариусы решительно отказывают в утверждении актов о переходе недвижимых имуществ от лица бесспорных владельцев, если владельцы не могут представить формального удостоверения о вводе во владение имуществом. Замечательно, что это требование предъявляется не только к имуществам, приобретенным во владение после издания нотариального положения, но и к тем, в коих владение началось задолго до того, при действии прежних законов. Частные лица, когда могут, сообразуются с сим требованием, и стараются, с великими хлопотами и издержками, приобрести себе ввод во владение по актам, издавна совершенным, если их имеют; но если акта вовсе не было, или он потерян, или переход совершился наследственный, сам собой, по прямому действию закона о наследстве (не требующего утверждения в наследственных правах), тогда владелец решительно лишен способа передать свое имущество законным образом, посредством нотариального акта. По странному и непонятному в юридическом смысле извороту отношения - владельцу в таком случае свойственно желать, чтобы кто-нибудь сторонний оспорил его вотчинное право и потревожил спокойное его владение: тогда по крайней мере оказалась бы возможность утвердить свое вотчинное право судебным приговором. Но весьма часто спорить некому; нет другого лица, имеющего право на вотчинный иск: до такой степени право наличного владельца представляется бесспорным. Итак, чем более оно бесспорно, тем более оказывается безнадежным к осуществлению существенной части права собственности, обеспеченной законом каждому собственнику, т.е. права распоряжения. Представим себе, что в таком безнадежном положении окажется, например, известный повсюду, бесспорный и единственный наследник громадных имений, перешедших к нему от отца еще в 1860 году, и с тех пор неоспоримо всеми признаваемый за собственника, но не подумавший или не успевший, подобно большинству владельцев, своевременно ввести себя во владение. Ему неоткуда и добыть себе ввод, потому что суды, в так называемом охранительном порядке, могут уклониться от утверждения прав его, за истечением давности. Столь же, если еще не более безнадежно, положение лица, владеющего имением тридцать, сорок лет бесспорно, по передаче без акта или по акту неформальному: во вводе во владение ему откажут, потому что для ввода необходимо представить акт укрепления.

8 См., например, ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3594; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7643; ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29 декабря 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3431; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7607 и др.

9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7343.

10 См.: Законопроект № 576274-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании антимонопольного регулирования и развития конкуренции). URL: «http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaN ew%29?0penAgent&RN=576274-5&02 (дата обращения: 31.01.2013).

Е.В. Ткаченко, Р.В. Фомичева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛОЖЕНИЕМ О НОТАРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ 1866 ГОДА И ОСНОВАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ

В статье анализируются некоторые вопросы правового регулирования статуса и полномочий нотариуса в соответствии с Положением о нотариальной части 1866 г. Проводится сравнительный анализ указанных норм с законодательством, регулирующим организацию и деятельность нотариата в современной России. Актуальность темы статьи обусловливается проводимой реформой законодательства о нотариате.

Ключевые слова: нотариус, нотариальные действия, нотариальный округ, нотариальные акты, компетенция нотариуса.

E.V. Tkachenko, R.V. Fomichiova

COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL REGULATION OF THE SEPARATE QUESTIONS OF NOTARY WORK. REGULATIONS ABOUT NOTARY PART OF 1866 AND RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION BASIS ABOUT NOTARY

The article gives analysis of some questions of legal regulation of status and duties of notary in according to Notary Regulations about notary work of 1866. This article also gives comparative analysis of pointed norms with legislation that regulates organization and activity of notary in modern Russia. Actuality of article"s topic is stipulated by notary reform that is taking place. Keywords: notary, notary actions, notary district, notary acts, notary competence.

Положение о нотариальной части, изданное 14 апреля 1866 г. (далее - Положение), имеет важное значение в правовом регулировании нотариальной деятельности в России. Оно было помещено в ч. I т. XVI Свода законов Российской империи и первоначально содержало 217 статей: ст. 1-41 - об устройстве

© Ткаченко Екатерина Викторовна, 2013

© Фомичева Регина Владимировна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия).

нотариальной части; ст. 42-56 - о нотариальных архивах и старших нотариусах; ст. 57-64 - о надзоре за нотариусами и об их ответственности; ст. 65-192 - о правовом статусе и порядке действий младших и старших нотариусов; ст. 192-217 - о нотариальных издержках. Впоследствии, когда Положение было с некоторыми изменениями распространено на губернии бывшего Царства Польского (в 1875 г.) и Прибалтийские губернии (в 1889 г.), 217 статей Положения были дополнены еще 160 статьями, содержащими измененные положения о нотариальной части в губерниях Варшавского судебного округа (ст. 218-270) и Прибалтийского судебного округа (ст. 271- 377)1.

Основными в Положении являлись вопросы о месте нотариата в системе государственных органов, о принадлежности нотариусов к числу государственных служащих, их правовом статусе, полномочиях, правилах совершения нотариальных действий, о возможности и необходимости оплаты их труда со стороны государства.

Положение конкретизировало требования к кадровому составу нотариальных органов. Если для того чтобы стать писцом или надсмотрщиком крепостных дел, закон требовал от кандидата способности к изложению актов, знания законов, добропорядочного поведения и честности, а для того чтобы получить должность нотариуса или маклера по Своду законов 1857 г., кандидату достаточно было быть просто грамотным (причем данное требование выглядело довольно неопределенным, поскольку ни в законах, ни в подзаконных актах критерии грамотности не определялись), то Положение значительно расширяло и ужесточало требования, предъявляемые к кандидатам на нотариальные должности. а Так, согласно ст. 1 Положения нотариальные действия осуществлялись нота-

Риусами и старшими нотариусами. Статья 5 определяла, что нотариусами могут а. быть только российские подданные, совершеннолетние, неопороченные судом или общественным приговором и не занимающие никакой другой должности

1 ни в государственной, ни в общественной службе.

| Чтобы получить должность нотариуса, соискатель должен был пройти про-

| верку на профессионализм. В соответствии со ст. 15 Положения должность нота-

§ риуса предоставлялась желающему занять «оную не иначе, как по испытании его

| председателем Окружного суда, Старшим нотариусом и Прокурором, в умении

2 правильно излагать акты и в знании форм нотариального делопроизводства и ° необходимых для исполнении этой должности законов».

« Статья 7 Положения закрепляла, что при недостатке лиц, желающих посту-

| пить в нотариусы в тех местностях, где должность будет признана необходимой,

I она замещается временно, по назначению от Правительства в установленном

1 Положением порядке с определением в тех случаях, когда это будет признано

° нужным, соответствующего вознаграждения. Данный вопрос решался по со-¿5 глашению между министерствами юстиции, финансов и внутренних дел.

1 Правовой статус нотариуса в соответствии с Положением нельзя назвать | определенным, т. к., с одной стороны, имело место признание их «считающимися», а фактически не состоящими, на государственной службе, с присвоением им заурядного класса по должности, без права производства в чины и получения пенсии, а с другой - признание их «свободными профессионалами», осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе, что предусматривалось ст. 17-20. Должность нотариуса была подконтрольна судам. Так, в соответствии

112 со ст. 20 Положения нотариусы состояли в ведомствах окружных судов по месту

своего пребывания и исполняли возлагаемые на них Положением обязанности под наблюдением этих судов.

С точки зрения территориальной подведомственности, нотариусы были ограничены округом своего назначения. Статьями 20, 21 Положения предусматривалось, что нотариусы исполняют свои обязанности только в пределах округа того суда, в ведомстве которого он состоит. В пределах своего округа нотариусы исполняли свои обязанности в отношении всех обращающихся к ним лиц, даже если место жительства последних находилось вне этого округа.

Кроме того, в Положении содержались и некоторые другие ограничения в деятельности нотариусов, в частности, нотариус не мог быть присяжным заседателем (ст. 8), не мог вести адвокатскую деятельность (ст. 19).

Нотариусу не дозволялось вести коммерческую деятельность, быть учредителем и участником различных организаций. Положение запрещало нотариусам совершать действия от своего имени или на свое имя, а также действовать в интересах своих супругов и родственников по прямой линии - без ограничения степени родства, в интересах родственников по боковой линии - до четвертой степени, а также в интересах свояков, лиц, находившихся под опекой этого нотариуса, усыновителей и усыновленных. Действия, совершенные в интересах вышеуказанных лиц, признавались недействительными2.

Положением были установлены правила ведения нотариального делопроизводства нотариусами и старшими нотариусами. Так, ст. 26 предусматривалась обязанность нотариусов по ведению следующей документации: реестра для обозначения всех совершаемых им актов, протестов и засвидетельствований, заемных обязательств и договоров; актовых книг для внесения записей о совершаемых нотариальных актах по недвижимости и прочих нотариальных актах; книги для записи взимаемых сборов; общего алфавитного указателя нотариальных актов и засвидетельствований; ведомостей всех хранящихся документов; алфавитного указателя лиц, объявленных несостоятельными, или над которыми учреждены опека и попечительство.

На старшего нотариуса в соответствии со ст. 47 возлагалась обязанность содержать запретительные и разрешительные книги об имениях судебного округа, в котором он состоял; реестр выдаваемых им записей и копий из актовых и крепостных книг, а также копий актов, хранившихся в архиве; крепостные книги; реестры крепостных дел; книги для собираемых пошлин; журнал о всех производившихся у него делах.

Положением определялась и разграничивалась компетенция нотариусов и старших нотариусов. Круг действий нотариусов заключался в совершении разного рода актов, кроме запрещенных законом; выдаче выписей из актовых книг и копий актов; в производстве различных засвидетельствований, в частности верности копий, подлинности подписей, времени предъявления документов, нахождения лиц в живых и т. д. (ст. 65, 128). Нотариусам разрешалось принимать на хранение при свидетелях документы, письма и разные бумаги, в т. ч. в запечатанных конвертах.

На старшего нотариуса Положением возлагалось заведывание нотариальным архивом, выдача выписей из хранящихся в нем документов; утверждение актов о недвижимом имуществе, ведение крепостных книг, реестров крепостных дел и указателей; выдача свидетельств на заложенное имущество.

Кроме того, ст. 158 Положения старшим нотариусам поручалось утверждать акты, устанавливающие переход права собственности на недвижимое имущество, такие как купчая крепости, дарственные записи, акты о разделе общей собственности, мировые и другие сделки по уступке права собственности; все акты о недвижимости, которые в силу закона должны совершаться крепостным порядком.

Старший нотариус обязывался утверждать и вносить в реестр крепостных дел отметки об ограничениях права собственности на недвижимое имущество, таких как залог, запрещение, уступка права пожизненного владения, пользования, выкупа.

Анализ приведенных правовых установлений Положения о нотариальной части 1866 г., позволяет сделать однозначный вывод о глубоких исторических корнях действующих на сегодняшний день норм законодательства о нотариате.

Так, ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате3 (далее - Основы) установлены требования к лицам, претендующим на должность нотариуса Российской Федерации. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в установленном порядке гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство сохранило исторически сложившиеся условия о гражданстве, образовании и предварительном испытании претендентов.

Правовой статус нотариуса действующим законодательством определен достаточно четко. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению его территориальным органом.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в т. ч. валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (ст. 1, 2, 7, 8 Основ). Права и обязанности нотариусов определены Основами и закреплены в ст. 15,16.

Следует отметить, что Положением о нотариальной части предусматривалось различное правовое положение и полномочия нотариусов и старших нотариусов. Сохранены исторически сложившиеся и сформулированы новые ограничения в деятельности нотариуса. Так, сегодня нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и

своих родственников (родителей, детей, внуков). По-прежнему нотариус ограничен территорией нотариального округа, в который он назначен на должность (ст. 6, 13, 47 Основ).

Исторический опыт учтен законодателем и при закреплении правил нотариального делопроизводства как важнейшей составляющей нотариальной процедуры в целом. Требование о регистрации и учете совершенных нотариальных актов, ведении нотариального архива и многие другие и сейчас закреплены действующим законодательством. Сохранен контроль со стороны государства за правильностью ведения документации в нотариальной конторе (ст. 9 Основ). Наконец, сравнительный анализ норм о компетенции нотариусов, подтверждает, что некоторые виды нотариальных действий пришли к нам из прошлого.

Безусловно, компетенция современных нотариусов несравнимо шире, дополнена новыми, отвечающими потребностям времени, видами нотариальных действий, однако нотариальное удостоверение различного рода сделок, сви-детельствование подлинности подписи и копий документов, совершение запрещений отчуждения, способствовали защите права собственности и других имущественных прав наших предшественников.

1 См.: Ахмедов Ч.Н. Положение о нотариальной части 1866 года как нормативное основание функционирования нотариата во второй половине XIX - начале XX века // История государства и права. 2007. № 8. С. 10.

2 См.: Вольман И.С. Из истории российского нотариата // Нотариус. 1997. № 2 (4). С. 32.

3 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 357.

Предисловие

для всех желающих. Все нотариальные действия совершаются в присутствии обращающихся к нотариусам лиц с соблюдением предусмотренных нотариальным законодательством правил, но отдельные правила сформулированы в законе настолько лаконично, что выполнять их можно только зная традиции, сложившиеся в нотариате. А их за более чем вековую историю сложилось в российском нотариате много. Эти традиции поддерживаются нотариальным сообществом, стремящимся сохранить доверительное отношение к профессии нотариуса и уважение общества к ней.

Доверяя нотариусам выполнение публичных задач, государство предъявляет к этой профессии определенные требования. Уровень профессиональной подготовки каждого нотариуса и его нравственные качества должны соответствовать требованиям, закрепленным в действующем нотариальном законодательстве.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ВВС (СССР, РСФСР) ВСНД РФ и ВС РФ

ГПК ГПК РСФСР

Основы Собрание актов РФ СЗ СССР

СУ РФ СП (СССР, РСФСР)

СУ РСФСР ФЗ

Бюллетень Министерства юстиции РФ Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ (ранее Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ часть первая (1994 г.), часть вторая (1995 г.) и

часть третья (2001 г.) Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.

Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. Основы законодательства РФ о нотариате 1993 г. Собрание актов Президента и Правительства РФ Собрание законов СССР

Собрание законодательства РФ Семейный кодекс РФ 1995 г. Собрание узаконений РФ

Собрание постановлений Правительства (СССР, РСФСР)

Собрание узаконений РСФСР Федеральный закон

Р а з д е л I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА

§ 1. Возникновение нотариата в России и законодательное регулирование нотариальной деятельности

Профессиональные нотариусы в России появились лишь в XIX в., после принятия Положения о нотариальной части. Принятое Правительствующим Сенатом и первоначально озаглавленное как временное, Положение было утверждено императором Александром II 14 апреля 1866 г.1 С этого времени лицом, специально наделенным властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. Нотариусы состояли при соответствующих окружных судах. Там же, где не было еще введено Положение о нотариальной части и не были учреждены должности нотариусов, нотариальной деятельностью по-прежнему занимались мировые судьи, уездные суды, полиция. Если мировые судьи и уездные суды совершали всякие нотариальные акты, то нотариальная деятельность полиции ограничивалась свидетельствованием доверенностей и другими действиями, конкретно названными в гражданских законах, а также Торговом и Вексельном уставах. Полиции разрешалось свидетельствовать подписи на некоторых домашних актах; подпись, учиненную вместо безграмотного по его просьбе и желанию другим лицом на векселе, даваемом безграмотным (до 1902 г.). Разрешалось свидетельствовать и торговые доверенности (до 1903 г.), и доверенности на ведение дел в судах, а также некоторые другие акты2 .

По Положению о нотариальной части нотариусы считались на государственной службе, им присваивался VIII чин по должности (ст. 17). Комиссия по составлению Положения в свое время посчитала, что причисление нотариусов к государственной службе «вообще" полезно, ибо, доставляя им почет и важное право ограждения, нарав-

См.: Свод законов. Т. XVI. Ч. 1. 1882.

См.: ГасманА. О пределах нотариальной деятельности полиции // Нотариальный вестникъ. 1903. № д. С. 3-6.

16 Глава I. Из истории российского нотариата

На этом процедура составления нотариального акта заканчивалась. Нотариальный акт считался совершенным с момента его подписания в актовой книге нотариусом, сторонами и свидетелями. По Положению допускалась и возможность прочтения акта самими сторонами, а также зачитывание акта нотариусом сторонам в отсутствие свидетелей. Но тогда при подписании акта стороны должны были объявить свидетелям, что он им или ими прочитан, о чем свидетели удостоверяли в своей подписи. Подлинным нотариальным актом считалась запись в актовой книге. По истечении одного года со дня совершения последней записи в книге она должна была поступить в нотариальный архив, который существовал при окружном суде. Заведовали нотариальными архивами старшие нотариусы.

Старшими нотариусами назначались лишь лица, имеющие высшее юридическое образование. Старшие нотариусы были на особом положении в обществе, получали денежное содержание и по служебным правам приравнивались к членам окружного суда. От внесения залога старшие нотариусы освобождались.

Они состояли при окружном суде, заведовали нотариальным архивом и были наделены правом утверждать и те нотариальные акты, которые стороны обязаны были по закону или сами желали превратить в крепостные, а также выдавали выписи из актовых книг и копии с нотариальных актов, совершенных нотариусами округа и поступивших в нотариальный архив при окружном суде. Вместе с председателем окружного суда и прокурором старшие нотариусы участвовали в испытаниях кандидатов в нотариусы.

Служебные обязанности нотариусов были многочисленны и сложны, и за нарушения их, даже единичные, они привлекались к ответственности. Ответственность нотариусов за злоупотребления и упущения, в том числе имевшие характер проступков, регулировалась «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. По Уложению о наказаниях ответственность нотариусов наступала по тем статьям, которые касались преступлений и проступков чиновников крепостных дел. К преступным деяниям нотариусов относились деяния, учиненные как по неосмотрительности, так и по злому умыслу,

а именно:

- неисполнение обязанностей, возложенных на них законом;

- злоупотребление теми полномочиями, которые им предоставлены законом.

Так, кишиневский нотариус Виктор Лихарев, сообщал еженедельный научно-практический журнал «Нотариальный вестникъ», был предан суду за неосмотрительные и небрежные действия по службе. Они за-

18 Глава I. Из истории российского нотариата

- совершение актов задним числом;

- сокрытие, истребление или заведомая порча книги актов.

За неисполнение нотариусом возложенных на него обязанностей по его неосмотрительности, небрежности или невниманию, как правило, по судебному приговору наступало отрешение от должности с воспрещением исправления таковой в будущем, за злоупотребление предоставленными полномочиями - арест и заключение в тюрьму. Но «случаи явных злоупотреблений со стороны нотариусов, - отмечал П. Подгорецкий, - были весьма нечасты»1 .

§ 2. Развитие нотариата в дореволюционной России

Шли годы. Нотариусов в России становилось все больше. Нотариальные конторы открывались не только в крупных городах, но и маленьких уездных, а также в местечках и селениях. К концу XIX в. в столице Российской империи - Санкт-Петербурге было 25 нотариальных контор, а в 1903 г. уже 30.

Нотариусы по ст. 420 Учреждений судебных установлений стали считаться наравне с присяжными поверенными и судебными приставами должностными лицами, состоящими при суде. Но судебные органы смотрели на профессию нотариуса как на коммерческое, а не государственное дело. Надзор судов за служебной деятельностью нотариусов, отмечал А. Боборыкин в своей книге «Опыт реформы нотариата как сословия» (Киев, 1917), практически был сведен к дисциплинарным репрессиям, отчего служебное положение нотариусов сделалось «крайне шатким». Судье-ревизору в редких проверках нотариальных контор, проводимых в порядке ст. 58 Положения о нотариальной части, не хватало времени вникнуть в просматриваемые им у нотариуса акты и засвидетельствования, оценить их на соответствие законам и найти недостатки и упущения. Проводить же часто проверки судьи-ре- визоры не могли из-за чрезмерной загруженности окружных судов работой и недостатка материальных средств на разъезды судей по делам службы.

Вначале нотариусы и нотариальные архивы со старшими нотариусами во главе составляли единое учреждение, но постепенно это единство нарушилось. Нотариальные архивы сделались как бы особыми отделениями окружного суда. Все заботы и законодательное попечение сосредоточилось только на них. Вместе с тем проблемы, связанные с

Подгорецкий П. Свидетели при нотариальном акте // Нотариальный вестникъ. 1904.№ 36. С. 4-5.



 

Возможно, будет полезно почитать: