Значение мандалы: цвета, фигуры и символы. Мандала

Понятие мандалы было внесено в западную психологию швейцарским психологом К. Юнгом. Он открыл её, занимаясь собственным психоанализом. Юнг обратил внимание на то, что схематика круга в его рисунках изменялась в соответствии с его внутренним состоянием, т. е. по сути являлась его отображением.

Для Юнга мандала представляет собой важную составную часть процесса индивидуализации личности. При этом мандала помогает активизировать бессознательное и в результате укрепления внутреннего порядка найти новые ориентиры во внешнем мире. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует самопознанию, оздоровлению организма и росту человека как личности. Привлечение бессознательного может усилить противостояние человека внешним жизненным обстоятельствам. Особенно большое значение имеет это отступление в собственный центр в период общественных перемен.

Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, мы очерчиваем границу, защищающую физическое и психологическое пространство, с которым мы идентифицируем свою личность.

Создавал мандалу, мы создаем символ собственной личности, который помогает нам понять, что мы из себя представляем в данный момент.

Круг, который мы очерчиваем, отражает все противоречия, свойственные нашей личности. Такое проявление и восприятие конфликтов позволяет освободиться от напряжения и достичь целостности.

Красный цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона во круг большинства традиционных малдал означает сжигание всего темного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

Оранжевый цвет является смягченной формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

Жёлтый цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

Зелёный цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им.

В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т. е. мужское и женское начала.

Одной из разновидностей голубого цвета является бирюзовый , получивший свое название от бирюзы - драгоценного камня , который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

Голубой цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

Тёмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чёрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

Синий цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.

Фиолетовый цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром.

Чёрный цвет, т. е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются, - живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "темной" стороны в самосознание.

В противоположность чёрному цвету белый цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой - о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

Серый цвет - это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги". Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.

Мандалы — это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. Это не только красивые украшения для интерьеров, но и настоящие обереги, приносящие удачу и гармонию в дом. А использование мандал как практического инструмента для самопомощи в трудных ситуаций даёт поистине удивительный эффект. Каждая мандала несёт своё предназначение, каждый цвет, вплетённый в мандалу, имеет силу.

Значение цветов в мандале

Красный (основная чакра) — даёт силу, смелость, тепло, способность действовать. Она добавляет уверенности в себе и активизирует сексуальную энергию.

Розовый (сердечная чакра) — излучает отзывчивость, тепло и ласку. Универсальный цвет любви.

Оранжевый (сакральный центр) — цвет, отражающий жизненную силу, созидание, движение и освобождение.

Жёлтый (солнечное сплетение) — выражает оптимизм, радость, творящее мышление и раскрытие. Лёгкая, лучистая энергия. Цвет творящей визуализации и всевозможного обучения. Против переутомления и плохого самочувствия. Цвет занимающихся духовным трудом.

Золотой — цвет, излучающий мудрость и радость жизни.

Зелёный (сердечная чакра) — излучает естественность, гармонию чувств и возможность развития. Универсальный оздоравливающий цвет, действует уравновешивающе как на организм, так и на чувства. Цвет равновесия.

Синий — успокаивающий, духовный, благоговейный и серьёзный цвет. Тёмно-синий тон излучает силу воли и выносливость. Светло-синий — облегчающий цвет, излучает благоговение и покой и оздоравливает нервную систему. Цвет служения, неприхотливости, материнства. Бирюзовый излучает дружелюбие, отзывчивость и свободную от религиозных ограничений духовность.

Фиолетовый (лобовая чакра) — излучает вдохновение, глубину, изменение и трансформацию. Очищает энергетическое поле, физическое тело и кровь. Используется для удаления препятствий.

Белый (коронная чакра) — исцеляющий и очищающий цвет. Его колебания скрывают в себе все цвета радуги. Защитный цвет, помогающий мыслям и чувствам оставаться чистыми от негатива.

Коричневый — цвет близости земле, практичности и защищённости.

Ещё: красный цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона вокруг большинства традиционных мандал означает сжигание всего тёмного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

Оранжевый цвет является смягчённой формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

Жёлтый цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса жёлтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале жёлтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

Зелёный цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им.

В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начала.

Одной из разновидностей голубого цвета является бирюзовый, получивший своё название от бирюзы — драгоценного камня, который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

Голубой цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

Тёмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чёрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

Синий цвет ассоциируется с цветом тёмного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.

Фиолетовый цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром.

Чёрный цвет, т.е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание, и в которую они со временем возвращаются, — живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "тёмной" стороны в самосознание.

В противоположность чёрному цвету белый цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой — о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

Серый цвет — это нейтральный цвет, состоящий из чёрного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги". Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.

Мандала - сакральное схематическое изображение, используемое в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Слово «мандала » на санскрите означает «платформа мироздания ». Фигуры, из которых составляется мандала, считаются священными почти во всех религиях. Считается, что мандала - это модель Вселенной, включающая землю, воздух, огонь, небо (эфир). Медитируя на мандале, человек работает как бы со всеми существующими стихиями сразу.

Применение мандалы очень разнообразно. С её помощью можно:

  • снимать головные боли
    уменьшать воздействие метеорологических факторов
    тренировать память
    нейтрализовать геопатогенные зоны
    очищать любые среды, пространства, предметы, организмы
    медитировать

Уже само наличие мандалы в пределах вашей квартиры, офиса, помещения, запускает её благотворное действие. Какой должен быть рисунок подскажет интуиция и собственные ощущения, главное, помнить, что рисунок должен быть симметричным и заключенным в круг.

Значение символов мандалы:

Круг – символ женской энергии Инь. Снабжает рисунок такими качествами: гармонией, целостностью, единением, искренностью и чувственностью.
Спираль – символ движения, который указывает, что все меняется. Человек может получать, терять и снова обретать что-то.
Ракушки – символ закрытости и хранения тайн.
Стрелы и другие изображения с острыми углами – это символ мужского начала энергии Ян. Обладают такие элементы агрессивной и активной энергией. Еще их можно использовать как знак защиты и нападения.
Глаза и овалы – это символ «всевидящего ока». Рекомендуется использовать его для создания мандалы гармони и любви, поскольку овалы дарят заботу, опеку и безопасность.
Квадрат , ромб и многоугольник – символ прочного фундамента.

Это только основные символы, которые используются в создании магических рисунков. Мандала должна быть не только правильно нарисована, но и разукрашена.

Значение цвета мандалы:

красный, оранжевый, желтый – активная энергия движения, любви и внутреннего потенциала;
синий, фиолетовый, голубой – спокойствие и уравновешенность;
зеленый, бирюзовый – побуждает к действию и приводит к упадку сил (зависит все от оттенка);
черный, коричневый – используются для ограничений или разделений;
белый – универсальный цвет, имеющий огромное количество значений.

Кстати, знаменитый швейцарский психолог и философ Карл Юнг рисовал мандалы почти каждый день, в этом он видел глубокий психотерапевтический эффект, качественный материал для анализа и использовал рисование мандалы в качестве метода комплексной терапии.

Нарисовав свою первую мандалу в 1916 году, Юнг ежедневно зарисовывал новые и новые, отмечая, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь здесь и сейчас, а это значит, что рисунки можно использовать для того, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Процесс «индивидуализации», то есть уникальности и индивидуальности, по мнению Юнга, является естественным процессом, мотив мандалы - движение к центру личности, к центру души, с которой все связано, и которая сама по себе является источником энергии.

Цветная мандала и музыка для релаксации

Видео: Celtic Reiki Живая Мандала — Медитация

То, что Вы сейчас прочтёте, очень похоже на психологический рисуночный тест. Однако интереснее!

Для начала разделим цвета, которые Вы выбрали для создания своей мандалы, на три основные группы. Эти группы объединены по принципу интенсивности цвета.

Первая группа - интенсивно-тёмные оттенки цветов.

Это - психологическое содержание уровня бессознательного, которое пока не меняется.

Вторая группа - средние по интенсивности оттенки цветов.

Психологическое содержание на уровне сознания, которое тоже пока не меняется.

Третья группа - светлые оттенки.

Светлые оттенки несут амбивалентное психологическое содержание. То есть, светлые цвета могут отражать как содержание сознания, так и бессознательного. Однако в одном определённом аспекте - в аспекте психологической трансформации. То есть, это то содержание психики, в котором уже началось «движение соков», которое начало меняться. Это всегда свидетельствует о начале исцеления.

А теперь давайте конкретизируем значения отдельных цветов.

Начнём с чёрного цвета мандалы.

Базовая архетипическая ассоциация с чёрным цветом - это ассоциация с Тьмой, которая таит в себе угрозу и опасность для жизни человека. Ночь - это время Природы Враждебной, это не время людей. Ночь - время диких зверей, нежити и человеческого отребья - грабителей, убийц, маргиналов, отверженных.

Когда наступает Ночь - ворота и ставни запираются, собака спускается с цепи, а в окнах зажигается свет, чтобы хоть как-то противостоять Тьме. До изобретения электрической иллюминации, чёрный цвет - цвет ночи и опасности однозначно толковался человечеством как негативный. Именно поэтому же человечеством всегда воспевались звёзды - звёздная ночь не такая тёмная. К тому же звёзды (в отличие от луны - солнца воров) не вызывают ни смутной тревоги, они, наоборот, вселяют надежду, выступая не только в качестве «фонарей», но и в качестве точной карты путешественника. Несмотря на то, что мы уже довольно давно живём в мире, подсвеченном электричеством 24 часа в сутки, мы ещё не изжили страх тьмы на бессознательном уровне.

Именно поэтому чёрный цвет толкуется в психологии, которая имеет дело только с древними архетипами, как «отсутствие света », и потому как утрата веры и опоры. Обилие чёрного цвета в рисунке расценивается как главный признак депрессии.

Рассмотрим красный цвет мандалы.

Красный цвет необходим для выживания, он символизирует здоровую кровь, струящуюся по здоровым жилам, агрессию, напор и сексуальность. Однако если красный цвет - в избытке, то это свидетельствует об агрессии, готовой вылиться в разрушительные действия.

Отсутствие красного цвета в рисунке вообще - упадок жизненных сил, пассивность, неумение настоять на своём.

Если в рисунке красный цвет смешан с чёрным (грязный цвет) это свидетельствует о заболевании - в первую очередь заболевании крови.

О болезни также свидетельствует розовый цвет в мандале. Это - первый признак физического недомогания. Исключение: «критические дни» у женщин, когда ими почти всегда выбирается розовый цвет для заполнения пространства мандалы.

Розовый с чёрным - признак явных саморазрушительных тенденций у человека, склонности к суициду, девиантному поведению. Чёрный и розовый - символика движения «эмо», всегда говорят о сильном психологическом неблагополучии, если только это не сиюминутная дань моде.

Жёлтый цвет мандалы не имеет вообще никаких негативных аспектов. Его выбор - всегда признак полного благополучия.

Оранжевый же цвет всегда означает сверхамбициозность и некритически завышенную самооценку (в избытке), а у женщин - проблемные отношения с мужчинами.

Светло-голубой цвет в мандале . Небесный (лазоревый) цвет как и жёлтый не имеет вообще никаких негативных аспектов. Он символизирует Чистые Воды как источник жизни. В христианской символике голубой цвет - символ Девы Марии.

Если этот цвет темнеет, превращаясь в тёмно-синий - перед нами не проработанный конфликт с матерью.

Однако же, тёмно-синий цвет иногда выдаёт способности к эмпатии и очень хорошо развитую интуицию, вплоть до мистических озарений.

Поэтому если Вы интерпретируете чужой рисунок всегда «исключите» такую широко распространённую вещь как конфликт с матерью, а уже потом делайте выводы об интуиции.

Зелёный цвет мандалы очень сложный.

Густой тёмно-зелёный цвет - говорит о том, что человек ориентирован на оказание поддержки другим людям и всему окружающему миру (мать Тереза). Если такой цвет преобладает - перед нами человек склонный к гиперопеке, не дающий ступить шагу своим близким и отдающий свою жизнь для решения чужих повседневных дел и проблем.

Светло-зелёный цвет или бледно-зелёный говорит о прекращении роста и ослабленном энергетическом потенциале.

Вообще же зелёный цвет - цвет зрелости. Он показывает то, что человек готов стать или стал родителем и испытывает от этого только положительные эмоции.

Тёмно-фиолетовый цвет, когда он расположен в самой сердцевине мандалы, укажет нам на очень сильную связь с матерью, вплоть до неспособности жить своей жизнью, патологическую эмоциональную зависимость.

Серый цвет мандалы . Обилие серого цвета в рисунке мандалы - это самый тревожный симптом. Для того, чтобы было понятно, в каком состоянии находится человек, выполняющий рисунок с преобладанием серого - так рисуют героиновые наркоманы. Вообще же это признак утраты вкуса к жизни, усталости и прогрессирующей апатии.

Сиреневый (лавандовый) цвет часто возникает на рисунках людей, страдающих удушьем, приступами астмы, испытавших асфиксию, удушение - в общем все проблемы с дыханием имеющие психосоматическую природу.

Ну и наконец, несколько слов о динамике изменения цветов в серии мандал.

Возьмём такие типичные случаи (обычно приводящие к неврозу) как:

  • конфликт с матерью - у женщин, и
  • конфликт с отцом - у мужчин.

В начале сессий по созданию серии мандал такие женщины будут выбирать тёмно-синий цвет.

По мере проработки и вынесения наружу своих чувств, ведущих к исцелению, после того, как конфликт с матерью будет исчерпан, женщины начнут использовать в рисунке мандалы небесно-голубой цвет. Это будет означать готовность к позитивному общению с лицами женского пола.

Мужчины при глубоко (или не глубоко) спрятанном конфликте с отцом будут использовать грязно-жёлтый. По мере проработки конфликта, цвет будет изменяться в сторону ярко-жёлтого.

Итак, Вы познакомились с интерпретацией некоторых основных цветов, использующихся в диагностике как физического, так и психологического состояния при создании арт-терапевтической мандалы.

Эта приоткрытая тайна, эти знания нисколько не помешают Вам создавать свою мандалу - спонтанно как если бы Вы ничего сейчас не прочли. Ибо главное условие арт-терапии: отключаться от всех приобретённых знаний и ассоциаций в момент создания терапевтического рисунка. И как бы это ни показалось странным, у всех людей очень легко происходит это самое «отключение» от знаний и опыта в момент, когда они творят красками рисунок-медитацию. В этот момент забывается всё - работает только рука.

И последнее для этой статьи. Не беспокойтесь о том, что Вы не знаете значений абсолютно всех цветов и цветовых сочетаний. Это никак не помешает Вашему исцелению - оно произойдёт само - если Вы будете создавать серию датируемых Вами мандал. От рисунка к рисунку будет меняться и цветовая палитра и фигуры, заштриховывающие мандалу и, главное, само Ваше состояние.

Здесь нужно поступать так, как написано в старой басне: когда Вам кидают верёвку, чтобы вытащить Вас из глубокой ямы, хватайтесь за неё, не рассуждая - из чего, да каким плетением, да на какой мануфактуре сплетена эта «верёвка - вервие простое»...

Вот такой вот простой тест...

Теперь предлагаем выполнить упражнение с психологическими картами ( )

Есть такой исторический анекдот. Один знаменитый математик как-то читал публичную открытую лекцию в университете (для всех желающих, то есть) по теме: «применение некоторых математических моделей в раскрое и пошиве платья». И вот на эту сухую научную лекцию помимо математиков почему-то пришли модные расфранчённые дамочки - они вероятно подумали, что там будет что-то про моду и стиль. Математик понял, что эта публика пришла сюда явно по ошибке! И вот чтобы выкрутиться из ситуации, он начал свою лекцию такой фразой:

– Представим себе гипотетически, что тело человека представляет собой шар, идеальную сферу...

Тут же все дамочки встали и вышли вон, потому что с их точки зрения это была чушь.

Тогда математик улыбнулся и стал продолжать лекцию для тех, кто остался – для бородатых мужчин-математиков, которым первая фраза никакой чушью не показалась.

***
Мы сейчас с вами сделаем примерно то же самое. Мы представим себе гипотетически, что:

    любые идеи

    и любая трудовая деятельность

тоже имеют гипотетическую форму шара, идеальной сферы, модели, раскрашенной в разнообразные яркие и не очень яркие цвета! Как вам это – чушью не кажется?

***
В общем, мы будем работать:

    и с «ключом значений цветов», который вы имеете выше в статье.

Наша задача узнать, как воспринимает ваш клиент (или вы сами) разнообразные виды трудовой деятельности, что он на них проецирует помимо их основного содержания.

Мы с вами увидим, почему клиент избегает тех или иных сфер деятельности, не замечает их в упор, терпит в них неудачи, боится их или отзывается о них негативно.

Возможно здесь имеет место явная депрессия или конфликт с матерью, отцом, избыточная агрессивность или избыточный альтруизм, жертвенность там, где они недопустимы.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Попросите клиента перемешать колоду и вытащить из неё СПОНТАННО 3 карты "1000 Идей ", повертеть их на столе и определиться с «верхом», с которым он и будет работать, пренебрегая низом карты.

Вот Бессознательное уже на первом этапе показало – эти три темы сейчас больше всего важны для клиента, хотя сам он это может быть станет отрицать...

ВТОРАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ: А ТЕПЕРЬ РАСКРАСЬ ЭТОТ БИЗНЕС В СВОИ ЦВЕТА!

Предложите клиенту такую игру:

    «Представьте, что вам предложили стать руководителем этой фирмы, владельцем этого дела».

    Или: «Представьте, что вы – архитектор и дизайнер, которого попросили построить и создать интерьер для данной организации, магазина, центра, товара, вывески, униформы служащих...»

Опишите, в какие цвета там всё будет окрашено. Или дайте подробное цветовое описание хотя бы одной детали, которая вам ближе, понятнее, интереснее.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ УПРОСТИТЬ РАБОТУ

Тогда попросите клиента посмотреть на три карты и мотивированно выбрать только одну (или две) карты "1000 Идей ", с которыми он готов сейчас так поработать. Если же у вас есть и время и обоюдное желание – проработайте всё же все три карты!

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС КЛИЕНТУ

Перед тем, как окрашивать бизнес-центры и логотипы, клиент должен рассказать вам: а нравится ли ему такой вид деятельности вообще или же нет. И если нет, то почему. И если да, то тоже почему. Какие чувства вызывают у него такие бизнес- и управленческие идеи и такой труд на благо общества: страх, агрессию, скуку, восторг, интерес... Хотел ли бы он сам этим заниматься, хотя бы гипотетически? При каких условиях? Где? С кем? Что мешает?

Что бы он исправил в данном товаре, виде офиса, одежде сотрудников, логотипе?

Пусть рассказ клиента строится по схеме:

    ОБЫЧНО ЭТО БЫВАЕТ ТАКИМ

    НО ОНО ПО-МОЕМУ ДОЛЖНО БЫТЬ ВОТ ТАКИМ...

НУ А ТЕПЕРЬ «СЛУШАЕМ КЛИЕНТА». И ВОТ ВАМ ПРИМЕР...

Клиентка вытащила спонтанно 3 карты:

    «Будьте социально ответственны»,

    «Не бойтесь рисковать»,

    «Создавайте бренд».

И по каждой карте клиентка выбрала себе следующие объекты для раскрашивания, размышления, исправления, примерки на себя:

    «Будьте социально ответственны» – «Товары для людей с ограниченными возможностями»,

    «Не бойтесь рисковать» – «Добавьте элемент состязательности»,

    «Создавайте бренд» – «Тематические гостиницы»

Клиентка сказала, что ей здесь нравится всё, кроме «Состязательности в фирмах» и это она намеревается исправлять.

В целом, понятно, что сама судьба (3 спонтанные карты) ведёт клиентку к такому служению и делу, которое доставляет людям – удобство, гостеприимство, комфорт, исцеляющую атмосферу и радость. Это и гостеприимные гостиницы, и товары для инвалидов... Вот что (или примерно что) должна делать и сама клиентка!

Но что же её «не устраивает» в состязательности?.. Давайте послушаем – как она описывает В ЦВЕТЕ состязательность в реале и в её идеале. И будем заглядывать в «ключ цветов мандалы», чтобы понимать, что творится в душе клиентки, когда она думает и рассуждает о том или ином предмете.

«Состязательность» в Реале

"Серые и грязно-жёлтые, а также нелепо розовые гипсокартонные стены офисов, куча бланков, на которых чёрным шрифтом что-то мелко напечатано, календари на стенах с огромными чёрными цифрами и «ярко-красными числами» – выходные. Грязно-зелёный цветок где-то на грязно-жёлтом шкафу, который никто не поливает. Здесь борются «за премию к окладу» и пытаются «вылезти из кожи вон» лишь бы тебя не уволили. Здесь равнодушны к чужим слезам. Здесь состязаются, но как-то серо... Такая «среда типичной состязательности» между сотрудниками ведёт только в ожесточению, депрессии, выгоранию" – считает клиентка.

«Состязательность» в Идеале

Клиентка не возражает, чтобы «состязательность» осталась, но хочет, чтобы она выглядела как в детском саду или в начальной школе – безболезненно, не скучно, не унизительно, весело, с юмором, ярко, творчески, не по-взрослому, а откровенно по-детски, наивно...

Что-то вроде «звёздочек» или разрешения красивой обложки на тетрадке отличника. Клиентка описывает яркие чистые цвета и занятные идеи, как можно забавно, интересно, празднично поощрять хороший труд сотрудника (помимо выплаты ему ещё и премии, разумеется).

Если раньше «состязательность» (то есть работа и жизнь в социуме) ассоциировалась у клиентки с мрачными и больными красками, то теперь она уже в ходе рассказа исцелила саму себя и своё отношение к любой работе вообще.

Теперь слово «работа» не окрашено у неё в серые цвета героинового наркомана. А что мешает саму себя поощрять теми способами, которые мы только что с ней навыдумывали?

Или хотя бы вспоминать о них с улыбкой, когда у тебя получился какой-то результат, когда ты завершил трудное дело.

***
Прорабатывайте проблемную область жизни (зашифрованную в карте "1000 идей") до тех пор, пока цвета в описании клиента перестанут быть тревожными. Фантазируйте, планируйте «бизнесы», сочиняйте интерьеры, униформу, товары ещё и ещё. Ваша задача – сделать картинку мира клиента, состоящей из здоровых цветов.

По результатам такой работы клиент если и не откроет сам такой бизнес (что очень вероятно), то, по крайней мере, перестанет испытывать страх, панику, агрессию, растерянность, уныние или стресс, появляясь в таких местах в качестве клиента или покупателя.

Теперь вы согласны, что мир – это мандала, окрашенная в волшебные цвета счастья?



 

Возможно, будет полезно почитать: