Какие из нижеперечисленных категории земель предусмотрены законодательством. На какой земле можно строить? Категории земель и виды разрешённого использования

Понятие целевого назначения земель подразумевает под собой распределение участков по различным категориям с установкой индивидуального правового режима для каждой из них. Это необходимо для продуктивного использования земельных ресурсов, для сохранения благоприятной экологической обстановки как для людей, так и для представителей флоры и фауны.

Полномочиями в сфере перераспределения участков и выделения их в какую-либо категорию обладают соответствующие исполнительные органы и их региональные управления. В некоторых отраслях применяются нормы международного права, стоящие выше федеральных нормативов.

Правовое регулирование по целевому назначению применяется для:

  • определения категории земель;
  • их перевода из одной категории в другую;
  • выдачи разрешительной документации;
  • ограничения конкретной деятельностью в области землепользования.

Состав земель в РФ

Перевод земель из одной категории в другую производится теми службами, в компетенции которых находится рассматриваемая территория. Например, выделение участка под заповедник осуществляется на заседании парламента, а передача определенной территории под землепользование в районном поселении решается местным муниципалитетом. Отличие в управлении зависит от категории участка и формы его использования.

Согласно ЗК РФ определены следующие категории земель и вид разрешенного использования :

  • Земли сельхозназначения. Применяются для ведения сельскохозяйственной деятельности и передаются на длительную аренду заинтересованным лицам.
  • Территории запаса. Они находятся в ведении федеральных и региональных властей и не могут быть предоставлены в пользование до момента их отнесения к какому-либо другому виду.
  • Земли населенных пунктов . Территория, предназначенная для заселения людей, а также необходимая для функционирования и развития инфраструктуры. Сюда включаются жилые постройки, объекты инфраструктуры, производства, места для обучения, досуга и других нужд.
  • Земли водного фонда. Эти территории преимущественно покрыты водами, за исключением территорий, зарезервированных для дальнейшего их затопления с целью образования искусственных водоемов.
  • Земли лесного фонда . Территории, покрытые лесами и предназначенные для ведения лесного хозяйства.
  • Территории специального назначения. Участки, используемые для различных промышленных, военных или иных целей.
  • Земли особого назначения и охраны. Определенные земли, выделенные под охрану природы или культурных памятников. К таким территориям причислены, в частности, лечебно-оздоровительные объекты.
  • Фонд распределения земель . Комплекс участков, который находится в ведении государственного органа, перераспределяющего его между физическими и юридическими лицами для различной сельскохозяйственной деятельности.

Использование земель в РФ

Для совершения определенных действий по землепользованию из числа разрешенных законодательными актами, получать разрешение не нужно. Если превышены оговоренные полномочия – необходимо перевести территорию в другую категорию, где конкретные мероприятия по землепользованию будут оговорены отдельно. Например, в природоохранной зоне нельзя построить промышленный объект, до момента выделения определенной территории для этих нужд.

В зависимости от принадлежности земли, полномочия на регулирование земельных вопросов распределяются следующим образом:

  • – Правительство РФ.
  • – орган исполнительной власти субъекта РФ.
  • - орган местного самоуправления.

Правовое деление земель, на которых проживает малочисленный этнос, может быть произведено с учетом мнения этой группы.

Перевод земельных участков из одной категории в другую

Перевод земельных участков из одной категории в другую производится в отношении территорий населенных пунктов. Иные участки могут поменять свой статус только при принятии соответствующего закона федерального или регионального значения. Исключением являются земли из специального фонда , распределяемые для развития сельских хозяйств.

Перевод территорий осуществляется путем образования и отмены соответствующих границ, отделяющих иные территории от указанной. Такая процедура осуществляется заинтересованным лицом при подаче ходатайства в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Согласно ходатайству в течение 2-3 месяцев выдается акт на участок, где указывается конкретная категория территории. На основании выданной документации и в течение 5 дней с момента принятия решения, государственное ведомство самостоятельно отправляет правоустанавливающие бумаги в РосРеестр для присвоения кадастрового номера . С момента регистрации перевод земель считается осуществленным.

Заключение

Категории земель России устанавливаются ЗК РФ. Порядок образования, перераспределения, выделения таких территорий производится согласно основному закону или отдельным нормативам, регулирующим отдельную категорию. В настоящее время установлены следующие категории земель:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения;
  • особо охраняемые;
  • земли запаса;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по категориям земель в РФ

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Анатолий. Как мне можно выделить земельный участок на территории пустыря, находящегося в черте населенного пункта?

Ответ: Здравствуйте, Анатолий. Согласно образование земельного участка в черте населенного пункта осуществляется на основании норм ФЗ № 190 от 29.12.04 г . Вам необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления и оформить ходатайство по предоставленному образцу.

Земельный фонд страны по своему целевому назначению подразделяет­ся на категории земель.

1. Земли сельскохозяйственного назначения (24%)

К ним относятся земли, предо­ставленные для нужд с\х целей. Предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в срочное пользование, в собственность и по­жизненно наследуемое владение и на правах аренды. В его состав включаются все с\х угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь) и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйствен­ными дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями и сооружения­ми, лесами, болотами, замкнутыми водоемами, необходимыми для функ­ционирования сельского хозяйства.

2. Земли населенных пунктов (1%)

Это земли, предоставленные для размеще­ния и развития городов, поселков и сел. поселений. Земли городов, поселков и сел. поселений отделяются от земельных категорий чер­той, которая служит внешней границей поселений. Предоставляют в государственной (федеральной, субъектов РФ) и муниципаль­ной, коллективной (кооперативы, общества и т. д.) и частной (граждан, фермерских хозяйств).

3. Земли промышленноти, транспорта, связи, радиовещания и т.д. (1%)

Землями промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения признаются земли отведенные в установленном порядке пред­приятиям, организациям и учреждениям для выполнения соответствую­щих задач.

4. Земли особо охраняемых территорий (2%)

5. Земли лесного фонда (64%)

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесом, а также земли, не покрытые лесом, - вырубки, гари, прогалины и т. д.) и не лесные, но используемые для ведения лесного хозяйства земли (болота, дороги и т. д.).

6. Земли водного фонда (2%)

7. Земли запаса (7%)

К ним относятся федеральные земли, не предоставленные муниципальным образованиям, гражданам и юр. лицам в соб­ственность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведен­ные из хозяйственного оборота в результате консервации. Земли запаса могут предоставляться во временное пользование для с\х использования.

Экзаменационный билет №16

Кредитная (инвестиционная) стоимость земель.

Инвестиционная стоимость земли рассчитывается как стоимость для конкретного лица или группы лиц использования данной землей в инвестиционных целях. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения оцениваемой земли по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении инвестиционной стоимости в отличие от определения рыночной стоимости учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен. Она рассчитывается при обосновании инвестиционных проектов. В отличие от рыночной стоимости, которая является результатом сделки между продавцом и покупателем, имеющими типичную мотивацию, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.

Выделяют целый ряд существенных причин, вызывающих различие в величине рыночной и инвестиционной стоимостей одного и того же объекта оценки, такие как:

Различия в оценках величины будущих потоков доходов;

Различия в определении уровня риска и факторов риска, присущих объекту оценки, и требуемой ставки доходности;

Различия в степени прогнозируемости и уровне финансовых издержек и налоговом статусе (налоговые льготы, ставки, база для налогообложения);

Синергический эффект от сочетания с другими осуществляемыми операциями, инвестициями или вложениями в акции других компаний.

Основными целями расчета инвестиционнои стоимости при оценке недвижимости являются:

Инвестиционная стоимость, играющая ключевую роль при управлении недвижимостью. Эффективное управление объектом недвижимости, принятие инвестиционных решений в отношении привлечения заемного капитала и других важнейших аспектов управления невозможны без оценки инвестиционной стоимости;

Оценка эффективности альтернативных инвестиционных проектов. Одна из важнейших функций инвестиционной стоимости оценка инвестиционных проектов и выбор наиболее эффективных направлений инвестиций. Эта функция используется при анализе проектов застройки свободных земельных участков. При этом с помощью оценки инвестиционной стоимости отбрасываются неэффективные или менее эффективные проекты;

Оценка эффективности действующего объекта недвижимости.

Инвестиционная стоимость играет важную роль в анализе состояния действующего объекта. Выводы о бесперспективности дальнейшего расширения недвижимости, сделанные на основе анализа общедоступной рыночной информации, могут быть существенным образом скорректированы в лучшую сторону, если оценка инвестиционной стоимости показывает повышение отдачи от эксплуатации недвижимости в будущем. Для расчета инвестиционной стоимости могут применяться традиционные методы, но они используют не рыночные данные. Например, инвестор может применять ставку дохода, которая не является рыночной и специфична только для этого инвестора. При использований метода дисконтированных денежных потоков для определения стоимости оценщик приходит к расчетной величине инвестиционной стоимости, а не рыночной стоимости. Таким образом, инвестиционная стоимость может быть выше или ниже рыночной стоимости в зависимости от требований инвестора, обоснованных в ею инвестиционном проекте.

Экзаменационный билет №18

Статусы кадастровых сведений об объекте недвижимости в АИС ГКН

Временный (ожидающий регистрации в юстиции, срок до 2-х лет)

Внесенный (статус участка до временного,и по этому участку не было принято решения о постановке на ГКУ)

Ранее учтенный (участок, поставленный на учет в период с 92-07 гг)

Учтенный (участок полностью прошедший регистрацию в юстиции)

Аннулированный (статус, преолбретаемый временным по истечении 2-х лет или по заявлению о снятии с учета)

Архивный (ранее учтенный участок снятый с учета по решению суда или при выявлении технической ошибки в бд)

Экзаменационный билет №19

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарий к статье 7 Земельного Кодекса РФ

1. Земли в Российской Федерации (российский земельный фонд) внутренне неоднородны, состоят из различных видов земель, имеющих определенное экономическое, хозяйственное назначение (целевое назначение). Целевое назначение земель является основным признаком классификации единого земельного фонда РФ. Не случайно в качестве основного принципа земельного законодательства в подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК названо деление земель по целевому назначению на категории. Категория земель объединяет земли, земельные угодья по юридически значимому признаку. Таким признаком законодатель называет целевое назначение земель.

В комментируемой статье проведено разграничение земель на 7 категорий по целевому назначению (исключение составляют земли запаса, так как они целевого назначения не имеют). Наибольший удельный вес в составе земель Российской Федерации составляют земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.

Отношения по использованию, охране каждой категории земель регулируются специальными нормами ЗК, содержащимися в статьях глав XIV - XVIII (см. комментарий к ним), а также иными нормативными актами (ВК, ЛК, ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель и др.). Каждая категория земель предназначена для определенных целей, и использование земель должно осуществляться с учетом того предназначения, которое законодатель определил в правовых нормах для данной категории. Например, земли лесного и водного фондов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения не предназначены для строительства жилых домов, соответственно, для использования их под строительство таких объектов требуется изменение категории земель (также см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2006 N А43-8597/2005-12-286; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2007 N Ф04-6372/2007(38165-А70-3)).

Целевое назначение земель отражается в специальной документации (кадастровой, землеустроительной, градостроительной и др.) и периодически может изменяться (например, в результате перевода земель из одной категории в другую).

2. Общее положение о необходимости использования земель по целевому назначению находит подкрепление в иных нормах ЗК (ст. ст. 40, 42, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46 и др.), а также реализуется через установление ограничений по изменению целевого назначения соответствующей категории земель. Принцип деления земель по целевому назначению на категории дополнен принципом дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Правовой режим земель РФ - особый порядок правового регулирования поведения участников земельных отношений, выражающийся в сочетании юридических средств, направленных на: 1) обеспечение рационального использования и охраны земель РФ в интересах всего общества исходя из положений о земле как о природном объекте, важнейшей составной части природы, природном ресурсе и 2) создание условий для приобретения, осуществления и защиты прав физических, юридических лиц и публичных образований на земельные участки как объекты недвижимости. Как закреплено в комментируемой статье, правовой режим земель определяется категорией и разрешенным использованием земель в соответствии с зонированием территорий.

Впервые термин "разрешенное использование" упоминается в приложении N 4 к письму Роскомзема от 28.12.1994 N 1-16/2096 (см.: Частная собственность: Сб. нормативных документов с комментариями / Сост. К.К. Рожкова. М., 1996. С. 242). Отдельные виды разрешенного использования земель (земельных участков) названы в классификаторах и справочниках, входящих в Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Роснедвижимости от 27.12.2006 N П/0425, Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.

Исходя из общих земельно-правовых норм (подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК) разрешенное использование устанавливается в отношении тех категорий земель, где производится зонирование. Земельное законодательство прямо предусматривает зонирование для земель населенных пунктов (см. ст. 85 ЗК), земель специального назначения (см. п. 2 ст. 87 ЗК). ГрК оперирует понятием градостроительного зонирования, под которым понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Анализ градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что разрешенное использование могут иметь земельные участки, включенные в состав различных территориальных зон, независимо от категории земель, к которой они относятся, если эти земельные участки находятся на территории поселений, городских округов или планируется их застройка.

Таким образом, разрешенное использование имеют земельные участки различных категорий. Данный вывод подтверждают и положения подп. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 42 ЗК, поскольку любые лица, использующие земельные участки, обязаны их использовать в соответствии с разрешенным использованием. Также в соответствии с разрешенным использованием такие лица вправе проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы.

Установление вида разрешенного использования земельного участка предполагает определение конкретной цели использования данного земельного участка с учетом возможных ограничений, в том числе закрепление тех видов деятельности, которые могут осуществляться на земельном участке его правообладателем, видов объектов, которые могут размещаться на земельном участке. Как было указано по одному из дел, "вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке" (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 N Ф08-823/08). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (см. комментарий к п. 3 ст. 85).

3. Согласно комментируемой статье в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей особый правовой режим использования земель может устанавливаться независимо от их категории различными по юридической силе актами: федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данное положение подтверждает п. "м" ч. 1 ст. 72 Конституции, в соответствии с которым вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К специальным федеральным законам можно отнести ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"; ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122); ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и др. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов определены в ст. ст. 5 - 7 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ".

Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны. Коренные малочисленные народы РФ - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"). Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации определен Постановлением Правительства от 24.03.2000 N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; 2000. N 41. Ст. 4081).

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации был установлен распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. II). Ст. 4081): к ним отнесены алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, манси, нанайцы и др. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения. На территориях традиционного природопользования могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений. Правовой режим земельных участков определяется в соответствии с положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными в зависимости от типа природной территории Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Жизненная среда обитания, экономический уклад жизни коренных малочисленных народов наиболее тесно связаны с природно-климатическими условиями мест их проживания. В последние годы происходит нарушение экологического баланса территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе землепользования), должно занимать особое место в государственной политике.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют, в частности, право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

5) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, предоставлено право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Однако реализация этого права затруднительна, поскольку норм, устанавливающих механизм его приобретения, в федеральном земельном законодательстве не содержится.

В силу прямого указания ст. 13 ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Важным положением является и норма об осуществлении такого использования природных ресурсов в соответствии не только с законодательством Российской Федерации, но и с обычаями малочисленных народов.

Отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей, содержатся в ЗК (см. п. 3 ст. 31, п. 5 ст. 97 и комментарий к ним).

В земельных правоотношениях термин «земля» используется для обозначения обособленного участка поверхности, то есть земельного участка.

Главным принципом их использования является соблюдение целевого назначения такого участка.

Все участки подразделяются на семь категорий, каждая из которых имеет особые параметры , свойственные только ей, код, назначение и разрешенные виды использования.

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс .

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Собственник не может самовольно их изменить . Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.

Количество видов и их описание

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса . Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Сельскохозяйственного назначения

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота . Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

Водного фонда

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами . Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут :

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет .

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник , оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом :

  1. Так, имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти , и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена , а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет .

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется . Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется .

Полезное видео

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют из данного видео:

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель - охрану ценного природного ресурса , количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий . Самым легким из них будет штраф. Самым суровым - лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства .

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Вконтакте

В понятиях и "вид разрешенного использования" нередко существует путаница. Неспециалисту разницу между данными терминами уяснить нелегко. И всё же у них есть характерные отличия. И разницу эту представлять себе полезно во избежание юридических проблем тем, кому предстоит столкнуться с изменением правового статуса участка земли.

Давайте разбираться

Понятия на самом деле являются взаимно дополняющими. Но термин "категория" в целом - более общего характера, а другой - "вид" - существует для уточнения вариантов возможного использования участка в пределах той или иной категории.

Например, если к категориям земель относятся участки сельхозназначения, они могут обладать основным и парой дополнительных видов применения. Для понятия "категория" данное объединение терминов не допускается. То есть, к примеру, один и тот же участок никак не может одновременно относиться к лесному фонду и предназначаться для промышленного строительства или возведения жилого дома.

Какими они бывают

Действующее законодательство выделяет строго определенные категории назначения земель. Состоят они из:

Земель поселений;

Сельскохозяйственных;

Спецназначения (используемых под транспортные нужды, коммуникации и задачи промышленности);

Заказников, заповедников и прочих охраняемых зон, обладающих статусом историко-культурных либо представляющих научный интерес;

Водных и лесных фондов;

Резерва.

Любой из участков на территории страны может быть отнесён исключительно к одной какой-нибудь данной категории земель. Земли, разрешенное использование которых требуется изменить в интересах регионального развития, находятся в ведении законодательных органов субъектов РФ, которые наделены правом принятия подобного решения.

Деление по видам

По каким же критериям происходит разделение территорий сёл и городов? Принципы его основаны на зонах, связанных с размещением жилых, промышленных и прочих объектов. Например, если конкретная часть города десятилетиями служит местом работы крупномасштабного предприятия промышленности, строить близко к нему детский сад либо многоквартирный жилой дом никто не позволит. Это связано с необходимостью соблюдения законодательно утвержденных норм, касающихся расстояний между промышленной зоной и жилыми кварталами.

Земельным кодексом РФ (положениями статьи 85) разграничиваются 8 зон различного назначения, которые могут существовать в пределах границ любого населенного пункта. Речь идет о жилых кварталах, землях, предназначенных под учреждения общественного развития (офисы, школы, поликлиники и тому подобное), курортно-рекреационных территориях (санаториях и парках), сельскохозяйственных, промышленных, предназначенных для развития инфраструктуры транспорта, а также объектов Министерства обороны РФ, зонах специального назначения и иного.

Дополнительные моменты

Каждая из территориальных зон юридически обладает правом к использованию в качестве нескольких строго определенных дополнительных видов. В частности, градостроительный регламент позволяет в пределах жилых кварталов строить частные дома жилой застройки (многоэтажные, среднеэтажные и смешанного вида). Данное положение предусмотрено пунктом 5 той же статьи номер 85 ЗК РФ.

Подобные нюансы и требования существуют для любой другой зоны каждого поселения. Изменять характер использования никому самовольно не разрешается. В случае выявления нарушений допустившему их грозят немалые штрафы, а незаконная постройка обязана быть снесена. Всё чаще и чаще в последнее время местные власти, используя тяжелую технику, ликвидируют так называемые малые архитектурные формы, к которым относится всё разнообразие существующих павильонов и киосков.

Как изменить вид разрешенного использования

Если вы не располагаете информацией, к какой категории использования земель (или виду) относится тот или иной участок, это не должно стать проблемой. Все необходимые данные можно получить, ознакомившись с кадастровой документацией либо запросив выписку на сайте Росреестра. Как правило, все землевладельцы в курсе, к какой категории земли относится принадлежащий им участок, что за объект возможно на нем построить, а что - под категорическим запретом. Более серьёзной проблемой для большинства из них становится преодоление процедуры изменения разрешенного вида использования.

Так как по закону строительство, противоречащее кадастровому паспорту, не допускается, единственный выход для собственника - подача ходатайства с просьбой присвоения участку одного из дополнительных видов использования. Такой вариант вполне распространён и является законной возможностью изменить статус участка. Прибегают к нему тогда, когда требуется открыть магазин либо какой-то ещё объект, имеющий социальное назначение.

Не так все просто

Думать, что, подав ходатайство, заявитель автоматически добьется перевода земель одной категории в другую или смены вида разрешенного использования, не следует. Это не делается лишь по желанию владельца. Собственник (либо арендатор) должен выдвинуть серьезное обоснование целесообразности подобного ходатайства. Ему предстоит доказать, что изменения, которых он добивается, сыграют положительную роль в общественном развитии населенного пункта. Распределение земель по категориям и смена их предназначения - вопрос весьма серьезный, и заявителю следует быть готовым к ожесточенной дискуссии на данную тему на заседании местного совета (его земельной комиссии) или же на депутатской сессии.

Ходатайство составляется, как правило, в свободной форме исходя из стандартных правил подачи заявлений и обращений в любое из государственных учреждений. Вместе с ним заявителю потребуется предъявить и копию правоустанавливающего документа, относящегося к земельному участку. То есть договора приватизации, дарения либо купли-продажи, свидетельства о праве на наследование. Поданное им ходатайство обязаны рассмотреть в срок не более двух месяцев. Если дело завершилось отказом в удовлетворении просьбы, можно попытаться решить его по суду. Но только тогда, когда отрицательное решение выглядит неправомочным по достаточно веским основаниям.

Что подразумевает категория сельскохозяйственных земель

Какие имеются варианты их применения? Как и другие виды категорий использования земель, сельскохозяйственные участки бывают определённых разновидностей, которых может быть несколько. Ознакомившись с положениями пункта 11 85-й статьи ЗК РФ, мы увидим, что земли сельскохозяйственного назначения разрешается "употреблять" в одном из следующих вариантов:

1. Как пастбища и сенокосы.

2. Как сады.

3. Как участки аграрного производства (в том числе животноводства).

4. Как дачные участки.

5. Как приусадебные фермерские участки.

6. Как земли промышленных объектов, к которым относятся линии электропередач, трубопроводы высокого давления, дороги.

7. Как залежные земли.

Как сберечь сельские угодья

Территории данной категории могут быть подвержены изменению по виду их применения. Но и здесь имеется множество серьёзных нюансов и ограничений, благодаря которым прекратить или поменять один из видов аграрного производства, основываясь лишь на желании владельца, невозможно.

В частности, запрещено менять категорию участка в случае превышения его кадастровой стоимости средней по региону на 50% и выше. На практике применяется данная норма к землям садов и территориям, на которых выращивают многолетние ценные культуры. Служит она для предотвращения уменьшения площадей данных участков и других ценных объектов аграрного назначения.

Категория населенных пунктов"

Если вас заинтересовала идея приобрести недорого участок с ветхим домиком, находящийся в непосредственной близости от оживленной дороги или транспортной остановки, прежде всего уточните код классификатора, по которому возможно дальнейшее использование этой земли. Подобная информация точно так же берется из кадастрового паспорта объекта в результате получения выписки из Росреестра.

Если код упомянутого участка относится к перечню от 2.0 до 2.7 классификатора, это значит следующее - всё, что сможет построить покупатель на данной земле - малоэтажный жилой домик. Разумеется, никто не помешает ему разбить рядом с жилищем приусадебное подсобное хозяйство, небольшую теплицу или поставить личный гараж. Но в коммерческих целях эту землю использовать нельзя.

Для данных целей нужен участок с кодами "бизнес-класса" (4.0-4.9). Принадлежность к данному интервалу позволяет располагать на участке капитальные строения стационарного характера. Например, магазин либо торгово-развлекательный комплекс (код 4.2), офисное здание (код 4.1), страховую контору или банк (код 4.5), рынок (код 4.3), ресторан, кафе или столовую (код 4.6), гостиницу (код 4.7), развлекательное заведение (код 4.8), автосервис либо автопарк (код 4.9).

О покупке земли в городе

Если же нужный вам код в кадастровом паспорте не найден, это еще не значит, что покупка не состоится. В случае размещения выбранного вами участка в общественной, промышленной либо зоне, предназначенной под транспортную инфраструктуру, вполне реальна возможность добавления дополнительно условно-разрешенного варианта использования к основному.

Насколько успешным будет решение данного вопроса, напрямую зависит от позиции местной администрации (в частности, ее земельного управления). Если планируемое вами к возведению здание однозначно работает в сторону развития города и создания дополнительных рабочих мест, в интересах местных властей пойти вам навстречу.

...и все прочее

83-я статья Земельного кодекса РФ участки, относящиеся к категории земли населенных пунктов, предназначает для развития и застройки сел, городов и других муниципальных образований. Согласно пункту номер 3 84-й статьи Кодекса в случае включения в границы населенного пункта частного участка статус его сохраняется. То есть владелец его продолжает пользоваться правом собственности.

Помимо перечисленных выше зон территории городов, еще существует и дополнительная категория - земли, подпадающие под обозначение "иных территориальных зон". Сюда можно отнести все те участки, назначение которых - общее использование. То есть проезды, скверы, улицы, площади и т. п. Чаще всего подразумевается вхождение их в состав одной из основных зон. Такие участки нельзя приватизировать либо передать в частную собственность каким-то другим способом.

О нецелевом использовании земли

Что подразумевается под данным термином? Нецелевым использованием земельного участка считается эксплуатация его не в соответствии с назначением, определённым для данной земельной категории. Это действие подпадает под определение нарушения и влечет за собой административную ответственность согласно статье 8.8 КоАП РФ.

Размер санкций может быть весьма значительным. Гражданину (физическому лицу) предстоит выплатить штраф, размер которого зависит от кадастровой стоимости участка и равен 0,5-1% от нее. При этом минимальный размер штрафа не может быть ниже 10000 руб. Кстати говоря, если вы надумали построить, скажем, магазин на участке, который для того не предназначен, вас ждёт не только необходимость уплаты штрафа, но и работы по сносу незаконной постройки.

Любая информация о том, к какому виду разрешенного использования относится тот или иной участок, занесена в Государственный кадастр недвижимости. Именно поэтому рекомендуется любые операции с землей предварять ознакомлением с паспортом участка.

Что можно в населенном пункте

Из тех девяти категорий жилых зон, указание на которые содержит 85-я статья ЗК РФ, физическим лицам есть смысл интересоваться лишь двумя - жилыми и сельскохозяйственными. Так как остальные не могут никаким образом оказаться в собственности отдельного гражданина. Согласно пункту 5 85-й статьи ЗК, использование земельных участков в жилой зоне может быть следующим:

1. Для индивидуальной жилой застройки.

2. Для малой, средней и многоэтажной жилой застройки.

3. Для строительства помещений культурного либо бытового предназначения.

Согласно пункту номер 11 той же статьи, находящиеся в пределах сельскохозяйственных земель участки можно использовать в целях строительства помещений и зданий, предназначение которых - сельскохозяйственное производство. Другой возможный вариант их использования - под пашни и многолетние насаждения. Если вы планируете участок под индивидуальное жилищное строительство, проверьте наличие кода в кадастровом паспорте, относящегося к жилой застройке (2.0 - 2.7).

Но помните, что сюда не может быть отнесено здание, предназначение которого - проживание с одновременным лечением (санаторий) или поддержание нужд непрерывного производства (служебное жилье для работающих вахтовым способом).

Частному застройщику

Если вы планируете ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), а также разведение огорода, обратитесь к тому же разделу номер 2 классификатора. Уже упомянутые коды обозначают, что землю можно использовать под возведение малоэтажного здания без раздела на квартиры (не более 3 этажей), строительство наземных сооружений и сараев, под садовое строительство (требования к таким домикам аналогичны пункту 1), личное подсобное хозяйство на приусадебном участке, сооружение временных, передвижных и прочих помещений, годящихся к проживанию, то есть кемпингов, вагончиков и т. п. При этом подразумевается возможность подключения их к системам инженерных сетей.

Как мы видим, понятие индивидуального жилищного строительства включает в себя, помимо возведения собственно дома, организацию личного подсобного хозяйства.

Если вы бизнесмен

Тому, кто планирует предпринимательскую деятельность, следует поискать земельный участок, снабженный кодом классификатора 4.0-4.9. Именно такая земля предполагает возведение на ней капитальных сооружений, назначение которых - отдых, торговля, автосервис и тому подобное. Допустим, заполучив в собственность участок с кодом 4.4, вы сможете построить на нём магазин, причём площадью - не свыше 5000 квадратных метров.

О других видах использования земли

По 37-й статье Градостроительного кодекса видами разрешенного использования участков любой территориальной зоны могут быть:

1. Основной (речь идёт об изначальном предназначении).

2. Условно-разрешенный (подразумевается возможное предназначение).

3. Вспомогательный.

Рассмотрим чуть подробнее каждый из них. Основной вид подразумевает соответствие непосредственному предназначению участка согласно локализации и территориальной зоне. Чтобы использовать землю согласно основному виду, не нужно никаких дополнительных разрешений и согласований с администрацией. То есть собственник самостоятельно планирует, как ему распорядиться участком в пределах классификатора и категории земли.

Что касается условно-разрешенных видов его использования, то их перечень регламентируется градостроительным законодательством того региона, к которому участок относится. Но во всех случаях, чтобы выбрать любой из данных видов, собственник обязан это согласовать с властями и заручиться необходимым разрешением.

Как это выглядит на практике? Допустим, основное предназначение участка - ИЖС. При этом условно-разрешенный вид его использования - возведение торгового объекта. Для получения разрешения на застройку собственник обязан отнести заявление в региональную комиссию, решающую вопросы землепользования. Ответ будет получен в результате публичных слушаний.

Что касается вспомогательных видов использования, то они допустимы лишь в виде дополнений к первым двум разновидностям и могут быть реализованы только совместно с ними. Поясним для наглядности: если на участке позволено строительство магазина, вспомогательным видом может стать организация, например, автопарковки (наземной или подземной).



 

Возможно, будет полезно почитать: