Правила признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий? Семья проживает в маленькой квартире, поэтому не соблюдаются нормы площади на одного человека

Правоотношения, возникающие в жилищной сфере, регламентирует Жилищный кодекс , а также нормативные акты, принятые в соответствии с ним. Действующий в настоящее время ЖК пришел на смену Кодексу от 1983 г. Многие его статьи претерпели существенные изменения.

Одной из таких откорректированных норм является статья, устанавливающая основания для признания отдельных категорий лиц нуждающимися в жилом помещении. В ранее действовавшем Жилищном кодексе их предусматривала ст. 29. В современном Кодексе основания закреплены Рассмотрим ее особенности.

ЖК РФ: основания признания нуждающимся в жилом помещении

Лицами, нуждающимися в жилплощадях, предоставляемых по договорам соцнайма, считаются граждане, не являющиеся нанимателями помещений по договорам соцнайма, соглашений о найме объектов жилфонда социального использования, родственниками (близкими) субъекта, заключившего один из указанных договоров. Кроме того, ими признаются лица:

  • Являющиеся нанимателями по приведенным выше соглашениям или членами семьи лица, заключившего один из них, если на одного человека приходится площадь, меньше учетной нормы.
  • Живущие в помещении, не соответствующем установленным требованиям.
  • Являющиеся нанимателями (их родственниками) по указанным выше договорам, собственниками помещений, живущими в квартире, занятой двумя и более семьями, если в составе семьи присутствует человек, страдающий заболеванием в тяжелой, хронической форме, при котором проживание с ним на одной жилплощади невозможно, а иного объекта для проживания у лиц нет. Перечень соответствующих патологий устанавливается исполнительной структурой власти уполномоченной правительством.

Как устанавливается во 2-й части нормы, если гражданин располагает несколькими помещениями на праве собственности или в соответствии с договором соцнайма или найма объектов жилфонда социального назначения, оценка уровня обеспеченности осуществляется в соответствии с общей площадью всех этих помещений.

Ст. 51 ЖК РФ с комментариями

Положения рассматриваемой нормы применяются при оценке уровня обеспеченности как малоимущих, так и иных категорий граждан, указанных в федеральных законах.

Следует отметить, что в сравнении с ранее действовавшей нормой, определявшей основания для признания граждан нуждающимися в жилплощадях, перечень ст. 51 ЖК РФ несколько сокращен. В частности, в нем отсутствует случай проживания двух и более семей в смежных неизолированных комнатах при отсутствии между ними родственных отношений. Вместе с тем основания, закрепленные в действующей ст. 51 ЖК РФ , обладают универсальным характером. По мнению экспертов, они охватывают и случаи, предусмотренные в ранее действовавшем Кодексе.

Служебные помещения

Согласно 13-й статье Вводного закона, лица, занимающие служебное жилье, а также комнаты в общежитиях, предоставленные им до введения в действие современного Кодекса, состоят или вправе состоять, согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ , на учете как нуждающиеся в жилплощадях. Соответственно, их выселение без предоставления других помещений не допускается, если соответствующее правило было закреплено ранее действовавшим законом.

Учетная норма

О ней говорится в п. 2 ст. 51 ЖК РФ . Правила определения общей площади помещения раскрываются в 5-м пункте 15-й статьи Кодекса. Термин "учетная норма" определен в ст. 50. Под ней понимают минимальный размер площади, в соответствии с которым определяется общая площадь объекта, предоставляемого по договору соцнайма.

Норму предоставления устанавливает уполномоченный орган территориальной власти. Величина зависит от уровня обеспеченности жильем, достигнутого в соответствующем муниципалитете, а также иных существенных факторов.

Учетная норма - минимальный размер жилплощади, в соответствии с которым определяется степень обеспеченности для постановки на учет лиц в качестве нуждающихся.

Федеральные законы, президентские указы, нормативные акты регионального уровня, регламентирующие правила предоставления жилплощадей гражданам, могут предусматривать иные учетные нормы. Однако величина не может быть больше нормы предоставления.

Соответствие требованиям

Требования к жилплощадям присутствуют в разд. II положения, закрепляющего правила признания объекта непригодным для проживания, аварийным и, следовательно, подлежащем сносу/реконструкции. Это положение утверждено правительственным постановлением № 47 от 2006 г.

Соответственно, в целях применения положений ст. 51 ЖК РФ , значение будет иметь факт несоответствия помещения установленным нормам. Факт нахождения объекта в собственности или в пользовании по договору соцнайма во внимание не принимается. Несоответствие помещения требованиям, установленным в положении, должно быть подтверждено документально.

Проживание с лицами, страдающими опасными патологиями

В целях реализации положения, закрепленного п. 4 ст. 51 ЖК РФ , был утвержден Перечень форм заболеваний, наличие которых у граждан делает совместное проживание с ними невозможным.

К ним относят:

  • туберкулез (активные формы с выделением микобактерий);
  • злокачественные образования, сопровождающиеся выделениями;
  • затяжные и хронические психические патологии с часто обостряющимися либо стойкими проявлениями;
  • эпилепсию с частыми припадками;
  • гангрену конечностей, гангрену/некроз/абсцесс легких;
  • гангренозную пиодермию;
  • кишечный/уретральный свищ;
  • множественные кожные поражения с обильным отделяемым.

Указанный перечень является закрытым. При тяжелых формах иных хронических заболеваний положения 4 пункта ст. 51 ЖК РФ применению не подлежат.

2 часть 51-й статьи

В ч. 2 устанавливается, что если лицу/членам семьи принадлежит несколько помещений на праве собственности или по договору соцнайма/найма объекта жилфонда социального назначения, при оценке степени обеспеченности их площади суммируются.

По мнению экспертов, идею, заложенную во второй части ст. 51, можно признать правильной. Однако ряд пробелов не позволяет дать однозначно положительную оценку положениям.

Дело в том, что в норме не раскрываются подробности, касающиеся членов семьи. В частности, не совсем ясно, кого из лиц можно считать таковыми. Относятся ли к членам семьи только родственники, проживающие совместно с гражданином, или любые лица, состоящие с ним в близком родстве.

Представляется, что оценку обеспеченности в каждом конкретном случае будут давать чиновники на местном уровне по собственному усмотрению с учетом нормативных предписаний. Юристы, однако, предлагают применять закон по аналогии, которая разрешена в силу ст. 7 ЖК, и руководствоваться ч.1 69 статьи ЖК.

Договор соцнайма

О нем говорится в 60-й статье ЖК. Согласно норме, по договору соцнайма один участник - собственник объекта, относящегося к государственному/муниципальному жилфонду или лицо, управомоченное им, принимает обязанность предоставить другому лицу - нанимателю (гражданину) во владение и пользование помещения для проживания на условиях, определенных ЖК.

Данное соглашение заключается без установления периода его действия.

Изменение условий и оснований, предоставляющих право получить жилплощадь по договору соцнайма, не считается основанием для его расторжения.

Обязанности и права наймодателя

Они закреплены в 65-й статье ЖК. Согласно норме, наймодатель вправе требовать от нанимателя своевременного внесения оплаты за коммунальные услуги и жилплощадь. При этом лицо обязано:

  • предоставить нанимателю помещение, свободное от других лиц;
  • участвовать в ремонте и надлежащем содержании в котором располагается переданное второй стороне помещение;
  • проводить капремонт;
  • обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг, необходимых для удовлетворения его бытовых нужд, надлежащего качества.

Этот перечень является открытым. Прочие обязанности устанавливаются иными нормами ЖК, а также договором соцнайма.

В России действует много государственных социальных программ по поддержке различных слоев населения.

В их число входит и ряд программ, которые призваны обеспечить жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В разных регионах нашей страны порядок получения данного статуса имеет свои особенности.

Но в целом он регулируется отечественным законодательством, в главной степени Жилищным Кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), а также различными федеральными и региональными законами, президентскими указами и правительственными постановлениями.

Законодательный аспект вопроса

Граждане, проживающие в условиях, не соответствующих нормам, могут получить поддержку от государства двумя способами: в виде денежного пособия или собственно нового жилья, удовлетворяющего нормативам жилищного обеспечения.

И в том, и в другом случае вначале надо приобрести статус этого самого нуждающегося, чтобы обеспечить себе место на получение государственной помощи.

Согласно ЖК РФ при обеспечении жилищной площадью используется несколько видов норм :

  1. Норма предоставления – минимальная величина, которая используется для определения площади жилого помещения, передаваемого государством нуждающемуся гражданину в пользование. Документально оформленный процесс предоставления площади называется договором .
  2. Учетная норма – минимальная величина жилплощади, которая применяется для расчета степени обеспеченности граждан жилой площадью при постановке их на учет как нуждающихся в жилье.

Обе величины устанавливают органы местного самоуправления , руководствуясь различными факторами, в частности состоянием и структурой жилого фонда субъекта РФ, возможностями по его увеличению. Поэтому эти нормы в разных регионах страны различаются и иногда в значительной степени. Даже в пределах одного региона эти цифры могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от ряда факторов, в том числе и от вида занимаемой жилплощади – собственная квартира, частный дом или комната в коммунальной квартире.

Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв. при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м. Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.

Чтобы претендовать на получение от государства лучших условий для проживания, гражданин должен проживать на площади, по размеру меньшей, чем это положено по закону. Кроме того, ряду граждан предоставляется возможность получить жилье в первую очередь или без очереди. В их число входят люди, пользующиеся различными социальными льготами.

Кто может претендовать на данную господдержку

По факту улучшения условий проживания государство может предоставлять денежную помощь на приобретение жилья или собственно жилье. В качестве жилья может рассматриваться отдельная квартира, дополнительная комната или квадратные метры.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и встать на учет, вступив таким образом в очередь на получение или жилья, могут не все.

Согласно ЖК РФ эти граждане должны соответствовать одному из следующих критериев :

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно на основании как одного критерия, так и их совокупности.

Кроме того, чтобы иметь возможность получить данный статус, нужно иметь местную прописку и проживать в течение определенного времени по месту прописки. Срок при этом устанавливается муниципалитетами самостоятельно.

При наличии соответствующих льгот некоторым гражданам жилье предоставляется в первую очередь . К ним относятся:

  • , лишившиеся обоих родителей;
  • пострадавшие от последствий аварии на АЭС в Чернобыле и их ликвидации;
  • больные туберкулезом в открытой форме;
  • государственные служащие, получившие должность прокурора.

Законодательством предусмотрено предоставление социального жилья вне очереди сразу после постановки на учет. Такую привилегию получают следующие лица:

  • специальные категории (например, судьи);
  • лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, не являющиеся членами семьи, но проживающей с ними на одной площади;
  • лица, помещенные на длительное стационарное лечение, впоследствии отказавшиеся от врачебной помощи и желающие иметь собственное жилье, но не имеющие возможности вернуть недвижимость, в которой жили до попадания в стационар.

Этот перечень можно пополнить рядом категорий лиц, установленных в качестве льготных, государственным законодательством и местными органами самоуправления.

Также рядом федеральных законов установлены категории граждан, которые имеют право на получение к имеющейся или получаемой от государства жилплощади определенное количество квадратных метров дополнительно. В их число входят:

  1. Люди с инвалидностью;
  2. Люди со званием Героя Социалистического труда, Героя труда РФ, Героя СССР, имеющие орден Трудовой Славы третьей степени;
  3. Сотрудники Следственного Комитета РФ, федеральные судьи и судьи Конституционного Суда РФ;
  4. Сотрудники полиции и военнослужащие в звании полковника, генерала;
  5. Ученые, имеющие степень и др.

Определенные привилегии при получении социального жилья также имеют , семьи, семьи , погибших при исполнении и семьи с .

Порядок признания статуса

Чтобы встать на учет и получить место в очереди на получение социального жилья, прежде всего необходимо собрать комплект документов.

Состав этих документов не установлен законодательством, в каждом субъекте РФ муниципалитет самостоятельно принимает решение по этому вопросу. Некоторые данные орган, в котором осуществляется постановка на учет, запрашивает самостоятельно путем межведомственных запросов из соответствующих организаций.

Собранный комплект можно предоставить в местные органы администрации в соответствии с пропиской или в многофункциональный центр . В некоторых случаях, установленных законодательством, становиться на учет можно и не по месту регистрации. При подаче бумаг гражданин заполняет специальное заявление с просьбой о принятии на учет. Заявитель получает на руки расписку, где приведен перечень принятых от него и через межведомственные запросы документов с указанием подтвержденной даты предоставления.

Рассмотрение заявления длится не более 30 дней , отсчитанных от даты предоставления документов. Если заявление подается через многофункциональный центр, 30 дней отсчитываются с момента предоставления пакета документов в этот центр.

После принятия решения в течение трех дней заявитель уведомляется об этом в письменной форме. В положительном ответе заявителю сообщается присвоенный ему порядковый номер в очереди соискателей на улучшение жилья, в отрицательном – указываются обоснованные причины отказа. При несогласии с принятым решением заявитель может обратиться в суд для обжалования.

Порядок учета граждан, желающих получить улучшенное жилье, законодательно определяется каждым субъектом страны в отдельности.

Пакет документов

При желании встать в очередь на получение улучшенной жилой площади, нужно собрать достаточно объемный пакет документов :

При проживании в жилище, полученном от работодателя, или в общежитии, дополнительно нужно подготовить:

  • трудовую книжку;
  • акт о признании жилья несоответствующим условиям проживания;
  • ходатайство работодателя о предоставлении улучшенных жилищных условий.

Для ускорения процесса оформления лучше заранее уточнить состав требуемых документов.

Многие российские граждане нуждаются в улучшении условий проживания и немногие имеют возможность самостоятельно реализовать эту потребность. Государство готово помочь им в этом. Пусть придется потратить много времени и сил, но желаемого результата добиться вполне реально.

О работе службы, отвечающей за учет граждан с неудовлетворительными условиями проживания, смотрите в следующем видеосюжете:

Социальная политика органов власти на территории Российской Федерации направлена на то, чтобы все без исключения граждане чувствовали себя обеспеченными и защищенными со стороны государства. Одним из ключевых направлений соцполитики считается предоставление гражданам, признанным малоимущими или нуждающимися, жилья при заключении договора соцнайма. Данный вопрос урегулирован ЖК Российской Федерации, а именно, 7 главой выделенного источника права.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования

Гарантии обеспечения достойных условий для жизни стали доступными для каждой семьи на территории Российской Федерации. Подобная возможность обуславливается содержанием муниципального и государственного недвижимого имущества в Жилищном фонде, которым в дальнейшем наделяются физлица на условиях социального найма.

Согласно современному законодательству, только некоторые категории физлиц Российской Федерации могут претендовать на выдел недвижимости при соблюдении условий, зафиксированных в НПА. К таковым категориям относятся физлица, а в частности:

  • семьи, признанные малоимущими;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые наделяются правом постановки на учет Жилищного фонда согласно договорам, заключенным на мировом уровне;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ, а также военнослужащие, которые получили инвалидность при несении своего профессионального долга;
  • инвалиды I и II групп, в частности, нетрудоспособные лица, участвовавшие в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС;
  • работники государственных органов (Прокуратуры Российской Федерации, судебных инстанций).

Главное из условий выдела жилья по договору социального найма и проставление на учет Жилищного фонда нуждающихся граждан - официальное объявление их малоимущими.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (или улучшении условий проживания) регламентированы ст. 51 ЖК РФ. Кроме того, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения могут быть также дополнительно установлены ФЗ или региональными законами Российской Федерации. Это связано с тем, что Жилищный кодекс не дает исчерпывающего ответа на вопрос, какие граждане нуждаются в улучшении условий проживания, а какие нет. Обусловливается это тем, что в различных субъектах государства существенным образом разнятся доходы, минимальный прожиточный минимум и другие экономические показатели.

На сегодняшний день первоочередной когортой граждан, нуждающихся в улучшении условий для проживания, считаются физлица, не имеющие права на владение жильем по договору, подразумевающему социальный найм, или на правах собственности. Кроме того, признаются таковыми и все члены семьи, которая считается нуждающейся.

К данной категории можно отнести малоимущие семьи, которые арендуют жилые помещения у частных собственников или юрлиц. Так же используют для проживания имущество государственного или муниципального характера на условиях коммерческого найма или же договора поднайма.

Предоставление такой нуждающейся семье в улучшении условий проживания собственности происходит после постановки всех субъектов на жилищный учет и заключения с органами государственного или муниципального уровня договора социального найма. При этом собственность для проживания нуждающейся семьи может быть предоставлена как бесплатно, так и за небольшую плату.

Кроме того, нуждающиеся семьи в улучшении условий проживания по договорам социального найма имеют право в дальнейшем осуществить процедуру приватизации собственности государственного или муниципального характера, если будет соблюден законодательный порядок ее использования. Для этого потребуются документы, подтверждающие перечисленные выше основания. Кроме того, необходимо предоставление информации жилищного учета о том, когда была проведена постановка семьи в общую очередь граждан, признанных малоимущими. Постановка на жилищный учет Жилищного фонда при наличии подобного основания происходит в соответствии со ст. 51 п.1 ЖК Российской федерации.

Граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы

Другая категория граждан, которая также может претендовать на получение государственного или муниципального жилья на территории Российской Федерации, признается нуждающейся в улучшении условий проживания на основании того, что они обеспечены жилплощадью, размеры которой составляют менее указанной в жилищном законодательстве Российской Федерации нормы.

Постановка на учет в данном случае может быть произведена только тех граждан, которые обладают имуществом для проживания на основании договора социального найма, а также членов их семьи. Иные лица, не подходящие под данную статью, принимаются на учет жилищного фонда без учета нормы квадратуры на каждого субъекта.

Чтобы поставить на жилищный учет семьи, признанные малоимущими, специальная комиссия осуществляет расчет обеспеченности на каждого члена. При этом предоставление информации жилищного учета идет по всем объектам недвижимого имущества, которые используются для проживания гражданами на основе социального найма в Российской Федерации.

Показательным образцом того, что семьи нуждаются в улучшении условий для проживания, является пример из юридической практики. Семья, складывающаяся из 5 человек, по договору социального найма проживала в квартире государственного характера, площадь которой равнялась 35 кв. метрам. Один из представителей семьи также являлся нанимателем муниципального жилья, площадь которого составляла 25 м. Законодательный порядок в данном случае обязывает учитывать жилплощадь обоих объектов недвижимости. Иными словами, на 5 членов семьи приходится 60 метров площади. Учетная норма в рамках данного муниципального образования равняется 13 кв. метрам.

Путем простых подсчетов можно прийти к выводу, что на каждого члена семьи приходится по 12 метров, что не дотягивает до нормы. Иными словами, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет собственности государственного типа. В такой ситуации они ставятся на учет жилищного фонда.

Если учетная норма жилплощади соблюдается, и на то есть подтверждающие документы, то происходит снятие с жилищного учета субъекта правоотношений.

Не соответствие жилого помещения установленным требованиям

В улучшении условий нуждаются и те граждане, признанные малоимущими, которые проживают в квартире, не отвечающей нормативным требованиям. Законодательный порядок устанавливает, что любая квартира государственного или муниципального уровня должна отвечать требованиям, которые гарантируют комфортное проживание субъектов. Этот перечень закрепляется ст. 15 ЖК РФ. Жилое помещение будет признано таковым, если:

оно отвечает требованиям благоустройства (на территории жилплощади должен быть водопровод, электрические и газовые коммуникации, система центрального или индивидуального отопления и др.);

в квартире совместного проживания обеспечивается весь объем санитарно-технических требований (в данном случае речь идет о звуконепроницаемости стен и окон, светопроницаемости, проветриваемости и естественной вентиляции воздуха, противопожарной безопасности);

техническое состояние объекта не создает риска для здоровья и жизни членов семьи, признанных малоимущими.

Если жилплощадь (государственного или муниципального уровня) объявлена не соответствующей требованиям, то граждане, признанные малоимущими, считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Но для этого необходимы документы, которые подтверждают наличие нарушений. Получить подобные документы (заключения) можно в специализированных органах санитарно-эпидемиологической службе, в органах здравоохранения или пожарной инспекции. Далее необходимо осуществить предоставление информации жилищного учета о признании имущества непригодным для жизни.

Невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний
Важной детерминантой выдела жилья по договору социального найма выступает невозможность совместного проживания в доме с другими лицами. Детерминируют подобную процедуру документы, подтверждающие наличие у других жителей тяжелых форм определенных заболеваний в хронической форме.

Список подобных заболеваний утверждается Постановлением Правительства РФ под № 3781. Невозможность совместного проживания в квартире будет признана правомочной, если у одного из жильцов дома обнаружены опасные заболевания и на то существуют подтверждающие документы, а именно:

  • активная форма туберкулеза;
  • гангрена нижних или верхних конечностей;
  • злокачественные опухоли, которые сопровождаются различного рода выделениями;
  • эпилепсия, припадки которой происходят с частой периодичностью;
  • другие тяжелые заболевания.

Следует понимать о том, что невозможность совместного проживания в квартире не зависит от учетной нормы, типа имущества (коммунальная или отдельная). В данном случае важны лишь обстоятельства, которые являются препятствием для совместного пребывания граждан.
В подобной ситуации невозможность совместного проживания в квартире гарантирует субъектам предоставление новой жилплощади по договору социального найма. Для этого в уполномоченный орган необходимо подать документы для постановки на учет.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

признание нуждающимся в жилом помещении социального найма

Проживаю в жилом помещении по временному договору социального найма (на период работы) с 2012 года, здесь же и зарегистрирован. В прошлом году суд постановил считать договор не действительным, а так же о моем принудительном выселении. Своего жилья в собственности не имею. Есть ли у меня право встать на учет? Спасибо за ответ.

Виталий 09.04.2019 23:09

Добрый день! Согласно ст. 51 ЖК РФ г ражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещенийтребованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.Переченьсоответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Коленская Светлана Александровна 10.04.2019 12:21

Задать дополнительный вопрос

Ознакомьтесь с данной статьей.

Королев Илья Владимирович 11.04.2019 14:28

Задать дополнительный вопрос

Граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности

Имеет ли право дочь 33 лет на постановку на жилищный учет Жилищного фонда как малоимущая, в соответствии со ст. 51 п.1 ЖК Российской федерации? Жилья она в собственности не имеет, иной собственности, облагаемой налогом не имеет, никогда не работала, на работу не брали, считает себя неспособной работать, в центре занятости на учёте не состояла, живет на часть средств матери-пенсионерки (пенсия 14000 руб. =пенсия 6900 + соц. доплата Москвы). Проживает в комнате 8 метров со старшей сестрой, в приватизированной квартире, собственником которой является мать.

Елена 04.10.2017 21:54

Здравствуйте Елена! Если она не отказывалась от приватизации в пользу матери, то имеет т.к. официально не имеет своего жилья. При отказе от постановки на учет, как нуждающегося, можете обжаловать его в судебном порядке. При необходимости можем оказать судебную защиту, для этого можете обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Федорова Любовь Петровна 09.10.2017 15:19

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Пользование жильем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социспользования
  • Выселение из жилья, предоставленного по договору найма социального использования
  • Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
  • Наймодатель по договорам найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое
  • Условия, при которых обмен жильем между нанимателями по договорам социального найма не допускается
  • Учет законных интересов граждан при предоставлении жилья по договорам соцнайма
  • Предоставление жилья по договорам найма жилых помещений социального использования
  • Права и обязанности сторон договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Срок договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Учет наймодателем заявлений о предоставлении жилья по договорам найма жилищного фонда социального использования
  • Выселение нанимателя и членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилья
  • Право нанимателя на заключение договора найма жилья жилищного фонда социального использования на новый срок
  • Предоставление другого благоустроенного жилья по договору соцнайма в связи с выселением
  • Наниматель по договору найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Выселение гражданина из помещения с предоставлением другого жилья по соглашению о найме социального типа
  • Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору соцнайма
  • Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам найма социального использования
  • Выселение нанимателя и его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилья по договору соцнайма
  • Предмет договора найма жилья жилищного фонда социального использования
  • Сохранение договора найма жилья жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилье или изменении наймодателя

В первом полугодии 2015 г. на территории ΡΦ введено около 130 тыс. домов общей жилой площадью более 44,4 млн м², что на 51% больше аналогичного периода 2014 г. Рост 14‑го года по сравнению с 13‑м составлял 30,2%.

Налицо значительное увеличение год от года темпов жилищного строительства. Действуют как федеральные, так и региональные программы «Жилище», «Жилье для Российской семьи», «Молодежи - доступное жилье», уделяется постоянное внимание улучшению жилищных условий военнослужащих и др.

При этом изношенность действующего жилого фонда по разным оценкам достигает 70~80%.

И проживающие в нем граждане являются потенциальными претендентами на улучшение жизненных и жилищных условий. Помимо того, несмотря на многократные попытки еще со времен СССР расселения бараков и приравненных к ним жилых помещений, эта проблема до сих пор не решена полностью. Благодаря госпрограммам переселения соотечественников, поддержки молодых семей, выплаты материнского капитала, эти категории граждан также создают определенную напряженность в группе нуждающегося в жилье населения.

Существуют ли решения этой проблемы? Одним из них в последние годы стала программа и ее господдержка. Но воспользоваться ими могут отнюдь не все. Ипотека в большей степени, направлена на ту часть молодого населения, кто имеет стабильный доход и способен достаточно длительное время выплачивать проценты по кредитам. А как же быть остальным, не имеющим возможности приобретения коммерческого жилья? Статья 40‑я Конституции ΡΦ устанавливает право каждого гражданина на жилище, а ее пункт 3‑й предусматривает для некоторых категорий населения бесплатное его предоставление.

Граждане, признаваемые нуждающимися в жилье: льготные и другие категории

Статья 49‑я Жилищного кодекса ΡΦ (ЖкРФ) предусматривает как форму бесплатного предоставления в пользование гражданам жилых помещений из федерального или региональных фондов договор социального найма. Там же определяются подпадающие под ее условия категории населения.

На федеральном уровне

  1. Малоимущие и признанные ЖкРФ имеющими основания на заключение договора соцнайма.
  2. Иные, определенные в других законах и Указах Президента ΡΦ, например:
    • Инвалиды и участники ВОВ, а также члены их семей в случае смерти оных.
    • Дети‑сироты либо оставшиеся без родительского попечения, при выпуске их из детских домов, образовательных учреждений или прекращении других видов опеки, по окончании службы в ВС и т. п.
    • Занимавшие свою служебную квартиру или комнату в общежитии до принятия ЖкРФ (01.03.05) при окончании договора на проживание в них.
    • Пострадавшие от стихийных бедствий.
    • Проживающие в признанных ветхими или аварийными домах и др.
Указанные группы граждан во многих случаях имеют привилегию внеочередного предоставления жилплощади, если это определено в соответствующих законодательных актах.

Установленные на региональном уровне местными законодательными актами

Например, включающие в себя во многих субъектах ΡΦ:

  • Инвалидов и ветеранов боевых действий, а в случае их смерти - членов их семейств.
  • Ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
  • Инвалидов и семьи детей‑инвалидов.
  • Многодетные семьи, одинокие матери и др.

Нуждающиеся в соцжилье граждане: основания для признания

Статья 51‑я ЖкРФ определяет имеющими основания на заключение договора соцнайма субъектами права:

  • Не являющимися на данный момент нанимателями социального или собственниками коммерческого жилья либо членами их семей.
  • Являющиеся таковыми при условии несоответствия жилого помещения учетным нормам жилплощади на одного проживающего.
  • Проживающие в несоответствующих установленным санитарным либо другим нормам и требованиям помещениях.
  • Либо если один из членов проживающих на общей жилплощади нескольких семей страдает предусмотренном в специальном перечне тяжелым хроническим заболеванием.

Помимо федеральных и региональных законов, регулирующих предоставление жилых помещений, существуют еще и ведомственные постановления и инструкции, например, в аппарате МВД, Минздрава и др.

Признание граждан нуждающимися в соцжилье: необходимые условия

Первым и главным условием постановки на учет для предоставления соцжилья служит отсутствие возможности самостоятельного его приобретения и признанные гражданина и его семью малоимущими.

Малоимущие - граждане, имеющие приходящийся на каждого члена семьи доход ниже прожиточного минимума.

Этот факт должен быть признан в установленном местной администрацией порядке , учитывая душевой доход каждого из членов семьи и оценки ее общего, подлежащего налогообложению имущества.

Другими условиями закон определяет:

  • Гражданство ΡΦ.
  • Занимаемая жилплощадь меньше установленных местной властью учетных норм предоставления.
    Например, во многих субъектах ΡΦ - это 9, а для Москвы или Питера - 10 м² на человека.

Процедура получения жилья

Случаи отказа

Отказ возможен в следующих случаях:

  • Не были предоставлены требуемые документы, подтверждающие право на соцжилье либо в предъявленных указаны заведомо ложные сведения.
  • При нанесении гражданином занимаемому помещению намеренного, ухудшающего условия проживания вреда с целью признания нуждающимся в жилье.

Если во время ожидания очереди на соцжилье, имущественное положения гражданина и его семейства изменилось в сторону улучшения либо он выехал для проживания в другой регион, а также при получении им бюджетных средств на приобретение жилплощади, он утрачивает право на заключение договора соцнайма.

Многие еще помнят времена, когда подавляющую долю жилфонда в нашей стране составляло социальное жилье. Вспоминаются также многолетние очереди на получение квартиры, многочисленные злоупотребления в этой сфере и жесткая их критика. Тем не менее для многих групп населения социальное жилье и ныне остается единственным доступным способом улучшения жилищных условий. А социальный жилой фонд существует и сегодня, выполняя гарантированное Конституцией право на жилье.

В Российской Федерации нуждающихся в улучшении жилусловий остаётся по-прежнему много.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • не имеет необходимых квадратных метров по норме;
  • имеет жильё, не отвечающее современным требованиям комфорта.

Поэтому в стране реализуются целевые социальные программы по обеспечению нуждающихся и малоимущих жильём.

Они приняты в дополнение к нормам Жилищного Кодекса, в котором регламентируются вопросы предоставления социального жилья.

Кто относится?

При этом тех, кто не получил жильё вовремя службы или нуждается в улучшении условий, не имеют права уволить без его согласия.

  • военнослужащие, вышедшие в запас по возрасту, отслужившие более десяти лет;
  • члены семей погибших военнослужащих;
  • уволенные из МВД, МЧС и других специализированных подразделений;
  • другие военнослужащие, которым по закону положено обеспечение жильём за счёт государственного бюджета.

Порядок оформления

Постановка на учёт нуждающихся в улучшении качества жилья производится в определённом порядке, который необходимо соблюдать, чтобы не получить отказа.

Ведётся такой учёт в органах местного самоуправления.

Перечень документов

В первую очередь понадобится пакет документов:

  • лицевой финансовый счёт (выписка) по квартире, которую занимает семья;
  • личные паспорта всех проживающих в квартире, в подлиннике и копиях;
  • свидетельство о бракосочетании в подлиннике и ксерокопия;
  • подлинники и копия свидетельств о рождении детей;
  • правоустанавливающие бумаги на владение или наём жилья;
  • подлинник и выписка из домовой книги;
  • техпаспорт на квартиру;
  • подтверждение наличия или неимения транспорта (Справка с ценой из ГИБДД);
  • документы из БТИ и типе дома, стоимости, площади, о праве собственности на всех проживающих;
  • документы о недвижимости, находящейся в собственности у семьи с указанием кадастровой стоимости;
  • справки о получаемых поступлениях всех проживающих в виде различных доходов.

Образец заявления



 

Возможно, будет полезно почитать: