Разбор несклоняемых существительных как часть речи. Имя существительное
Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.
Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.
Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.
Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:
- характеристика как части речи;
- постоянные и непостоянные признаки;
- взаимосвязь с другими членами предложения.
Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.
Поэтому перед анализом следует:
- Выделить контекст, в котором употребляется слово;
- Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
- Отдельно разобрать каждый признак.
И лишь потом можно переходить к плану.
Последовательность разбора существительных
План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:
- Выявляем начальную форму;
- Определяем постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- неодушевлённое или одушевлённое;
- склонение и род.
- множественное или единственное число;
- падеж.
Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:
«В автобусе ехала приятная на вид дама».
- Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
- Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
- Выявляем начальную форму: «автобус»;
- Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
- Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
- Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.
Анализ должен проводиться в строгой последовательности.
Основные правила, которым необходимо следовать
Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.
Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.
Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.
Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.
Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?
Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.
Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:
- Его позиция в предложении;
- Его внутренняя структура.
Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.
II.Морфологические признаки
Начальная форма (в И.п., в ед.ч.).
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая роль.
Разбирай имя существительное так:
Река протекает с севера на юг.
I. С севера –сущ.
II.1. Н. ф. –север,
2.а)нариц.;
б)неодуш.;
г) 2-е скл.
3. а) в Р.п.;
б) в ед.ч..
III. Протекает (откуда?) с севера .
35. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).
I. Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки
Начальная форма (в И.п., в ед.ч., в м.р.).
Постоянные признаки: (пока не знаешь)
3. Непостоянные признаки:
в) род (в ед.ч.)
III. Синтаксическая роль.
Разбирай имя прилагательное так:
На тонких ветках берёзки сверкал иней.
I.Тонких –прилаг.
II.1. Н. ф. – тонкий,
3. а) в П.п.;
б) во мн.ч..
III. На ветках (каких?) тонких .
36. Схема разбора глагола (морфологический разбор).
I. Часть речи.
II.Морфологические признаки
Начальная форма (неопределённая форма).
Постоянные признаки:
б) спряжение.
3. Непостоянные признаки:
в) лицо (если есть),
г) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Разбирай глагол так:
Сгущаются сумерки.
I. Сгущаются – глаг.
II.1. Н. ф. – сгущаться,
2.а) несов. вид,
3. а) во мн.ч..;
б) в наст.вр.,
в) в 3-м лице.
III. Сумерки (что делают?) сгущаются .
37. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. прил. сущ. гл. прил.
Делай так : С высоких гор побежали звонкие
Запомни:
Часть речи |
Обозначает |
Отвечает на вопросы |
|
Имя существительное |
Самостоятельные части речи |
Конкретные предметы (дверь, окно), Живые существа (человек, птица, зверь), Явления природы (слякоть, снег, ветер), События (праздник, поход), Процесс действия (бег, рост), Абстрактные понятия (доброта, дружба) |
кто? что? |
Имя прилагательное |
признак предмета |
какой? какая? какое? какие? чей? |
|
Глагол |
действие предмета |
что делает? что сделает? |
|
Наречие |
признак действия, другого признака |
когда? почему? |
|
Местоимение |
какой? сколько? |
||
Числительное |
количество, порядок при счете |
сколько? какой? какая? какое? какие? |
|
Союз |
Служебные части речи |
связывает слова и предложения | |
Предлог |
связь с другими словами | ||
Частица |
дополнитель-ный смысл в предложении | ||
Междодометие |
выражает различные чувства |
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | собственное или нарицательное; | ||
2 | одушевлённое или неодушевлённое; | ||
3 | род; | ||
4 | склонение; | ||
5 | число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | число (если слово изменяется по числам); | ||
2 | падеж. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(В) поезде
- в чём?
- Н. ф. - поезд
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
(шедшем) (из) Петербурга
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
- Н. ф. - Петербург
.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(шедшем) (в) Москву
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
- Н. ф. - Москва
.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(ехал) в отделении
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. - отделение
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(в отделении) (для) курящих
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
- Н. ф. - курящий
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе. - В предложении выполняет роль несогласованного определения.
(ехал) поручик
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. - поручик
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
- В предложении выполняет роль приложения.
(ехал) Климов
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. - Климов
.
А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа. - В предложении выполняет роль подлежащего.
Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»
- 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
- 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
Порядок разбора слова как части речи
Разбор имени существительного
- Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Род. Склонение.
- Падеж. Число.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Охотник увидел белку.
1. Белку - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма - белка . 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку .
Образец записи
Белку - сущ., кого?, н. ф. - белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор имени прилагательного
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Род (в ед. ч.), падеж, число.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая - имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма - душистый . 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая .
Образец записи
Душистая (черёмуха) - прил., какая?, н. ф. - душистый , ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
Разбор глагола
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма (неопределённая форма).
- Спряжение.
- Время. Лицо и число - для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят - глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма - лететь . 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят - гл., что делают?, н. ф. - лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Разбор местоимения
- Часть речи. На что указывает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Лицо, число, падеж.
- Роль в предложении.
Устный разбор
Я рисую море.
1. Я - местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма - я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.
Образец записи
Я - мест., н. ф. - я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.
Разбор предложения по частям речи
Образец письменного разбора:
Памятка 2
Звуко-буквенный разбор слова
- Произнеси слово.
- Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
- Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
- если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
- если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
- Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.
Устный разбор слова шляпа
В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.
Произношу каждый звук и называю его признаки:
[ш] - согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;
[л"] - согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;
[а́] - гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;
[п] - согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;
[а] - гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».
В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.
Письменный разбор слова «ёлка»
В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й"о́].
Памятка 3
Как подготовиться к изложению
- Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
- Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
- Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
- Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
- Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
- Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
- Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Памятка 4
Как подготовиться к составлению повествовательного текста
- Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
- Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
- Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
- О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
- Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
- Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
- Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).
Памятка 5
Как подготовиться к составлению описательного текста
- Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
- Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
- Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
- Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.
Памятка 6
Как подготовиться к составлению текста-рассуждения
- Определите тему высказывания. Сформулируйте главную мысль рассуждения.
- Подумайте, какие факты вы будете приводить для подтверждения главной мысли.
- Подведите итог рассуждению.
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)
3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)
Пример: На поляну выбежал заяц.
(На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,
ед.ч., П.п., обстоят.
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Назови часть речи.
2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).
3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,
род (не по нач. форме)
5. Укажи, каким членом предложения является.
Пример: За высоким забором стоял дом.
(За) высоким (забором) – прил., высокий,
качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.
Обращение.
Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Например:
Колобок , спой свою песенку еще разок.
Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.
Мы , Муренка , с дедом в лес пойдем!
В добрый путь вам , господа.
Обращение не является членом предложения .
Слова с удвоенными согласными.
ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.
КК – хоккей, аккуратный, аккорд.
ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.
ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.
ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма
НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.
СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.
РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.
ББ – суббота.
Правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов Пишете ь в конце
существительных женского рода 3-го склонения : дочь , тишь , ночь
наречий : прочь , наотмашь Исключения : уж , замуж , невтерпеж
глаголов в неопределённой форме: жечь , стричь
глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте
глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь , смотришь
Не пишете ь
в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка , дочка , денщик , нянчить
у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ
у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ
прилагательных в краткой форме: могуч
Многозначные слова - этослова , которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота
Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка - 1) на ёлке; 2) – на лбу
Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать
Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой
Буква и после ц в корне слова. Буква ы на конце существительных
В корне слова после ц пишется буква и: цифра, циркуль, цирк, панцирь.
Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные (цыганский, цып-цып, цыплячий и др.);
В окончаниях существительных после ц пишется буква ы: молодцы, леденцы
Сложные слова
Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.
В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е . П осле твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е , например: землетрясение, пешеход, птицелов.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;