Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей.

К познавательным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Охарактеризуем проявление познавательных процессов, свойственное младшему школьному возрасту.

✏ Восприятие. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип,

ориентированы на фактический материал. То есть такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть. Индивидуальные особенности, присущие личности, тоже влияют на восприятия. Одни дети ориентированы на точность восприятия, он не обращается к догадкам, не пытается домыслить прочитанное или услышанное. Другой же индивидуальный тип, наоборот, стремится домыслить информацию, наполнить ее своим предвзятым индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым вос-приятием. Но это восприятие сводится к узнаванию фор-мы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, то есть то, что выделяется на фоне других предметов.

✏ Мышление . В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников. Для понимания данного познавательного процесса надо разобраться в особенностях развития мыслительных операций у младших школьников. Они включают такие компоненты, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию.

✎ Анализ — это мысленное расчленение предмета на отдельные части и выделение в нем свойств, качеств или черт. У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов (палочек, моделей предметов, кубиков и пр.) или находить части предметов, наблюдая за ними наглядно. Это может быть как макет предмета, так и естественные условия, в которых пребывает предмет.

✎ Синтез — это умение логически выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Анализ и синтез тесно связаны между собой. Чем более глубоко владеет анализом ребенок, тем полнее синтез. Если мы покажем ребенку сюжетную картинку и не скажем ее названия, то описание этой картинки будет выглядеть как простое перечисление нарисованных предметов. Сообщение названия картинки повышает качество анализа, помогает ребенку понять смысл всей картины в целом.

✎ Сравнение. Это сопоставление предметов или явлений с целью нахождения у них общего или различного. Младшие школьники сравнивают по ярким признакам, по тому, что бросается в глаза. Это может быть круглая форма предмета или яркая его окраска. Одним детям удается, сравнивая предметы, выделить наибольшее количество признаков, другим наименьшее.

✎ Обобщение. Младшие школьники выделяют, прежде всего, брос-кие, яркие признаки предметов. Большинство обобщений касается конкретных признаков. Если дать детям ряд предметов, входящих в разные группы, и предложить объединить их по общим признакам, мы увидим, что младшему школьнику трудно самостоятельно обобщать. Без помощи взрослого он, выполняя задание, мо-жет объединить разные по смыслу слова в одну группу. Обобщения закрепляются в понятиях. Понятия — это совокупность существенных свойств и признаков пред-мета или явления.

✎ Конкретизация. Этот компонент мышления тесно увязан с обобщением. Ребенку на протяжении жизни необходимо научиться усваивать понятия, правила, законы. Это можно сделать на основе рассмотрения отдельных предметов или их частей, знаков, схем, а главное, совершения с ними ряда операций. Если ребенок знает лишь часть общих свойств, то его конкретизация будет тоже частична.

✏ Воображение. Это способность человека создавать новые образы, опираясь на уже имеющиеся у него в опыте. Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и пол-ному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. Для младшего школьного возраста характерно вначале то, что воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов. Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей. Непроизвольность воображения сродни с неуправляемостью. Если какое-то литературное произведение или красочный рассказ будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было в произведении. Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями, образ. Оно нуждается в развитии и взрослым предстоит развивать воображение младшего школьника от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, до обобщенного, яркого образа.

✏ Внимание. Внимание само по себе не является познавательным процессом. Оно присуще всем вышеперечисленным процессам: восприятию, мышлению, памяти. Внимание — это сосредоточение, на каком либо процессе или явлении. Оно сопровождает все психические процессы и является необходимым условием выполнения практически любой деятельности.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. У младшего школьника преобла-дающий вид внимания — непроизвольное. Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание могут быть различны. Но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим внима-нием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекают блестящие вещи. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. К примеру, если ребенок болел и пропустил новый материал, придя в школу, он не будет понимать объяснения учителя, так как они построены на усвоении предыдущего материала. Ребенок будет отвлекаться, заниматься другими делами. Для него объяснения учителя выступают в виде неясного и непонятного для него. Произвольное внимание. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеем дело с произвольным вниманием. В процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка раз-вивается произвольное внимание. Работа по развитию произвольного внимания идет от целей, которые ставят перед ребенком взрослые, к целям, которые младший школьник ставит уже самостоятельно. Рассматривая произвольное внимание, мы не можем не рассмотреть его свойства. К ним относят сосредоточенность внимания, его объем, устойчивость, переключение и распреде-ление. Сосредоточенность внимания — это способность удерживать внимание на одном каком-либо объекте.

Именно в младшем школьном возрасте это свойство может быть выражено очень ярко, поскольку ребенку свойственно погружаться в свой собственный мир, не замечая на какое-то время мира реального. Объем вни-мания — это количество предметов, явлений, которые охватываются одновременно. У младшего школьника объем колеблется от 2 до 4 предметов. Это меньше, чем у взрослого человека, но вполне достаточно для ребенка.

Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается, «перескакивает» с од-ного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобла-дают над процессами торможения. Ребенок не может долгое время уделять внимание одному предмету, он быстро устает. Распределение внимания — это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито. С возрастом распределение развивается, появляется опыт автоматических умений, когда одно хорошо знакомое явление или деятельность требует практически автоматического умения, и внимание ребенка переключается на другой предмет или явление. Ну и, наконец, такое свойство, как переключение внимания. Это способность ребенка переходить от одного действия к другому. На успешность переключения влияет характеристика предыдущей деятельности и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети легко переходят от одного вида деятельности к другому, другие тяжело, им трудно перестроиться. Переключение внимания требует усилий со стороны ребенка, поэтому в младшем школьном возрасте, когда волевой потенциал еще недостаточно развит, это трудно. Но с возрастом, с приобретением нового опыта развивается и переключение.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

«Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

П. Хаббарт – американский писатель

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.

На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. На уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.

2. Общее представление о познавательных процессах.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения , в наибольшей степени реализовать способности , возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся . Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность , в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками . Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность интерес мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности (индивидуально- психологическими особенности личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду)– одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

3. Познавательные процессы.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

С помощью своего воображения ребёнок творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперёд, представлять то, что ещё предстоит сделать.

Обратите внимание на изображение (рис. 1) полуотвернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник?

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, различением, анализом. Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач наблюдения и предварительную разработку плана его осуществления.

Невозможно наблюдать, если не знать, что и с какой целью надо наблюдать.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.

Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание - это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности , но и в отношениях с другими людьми . Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении отличает внимательного к людям человека и свидетельствует о достаточно высоком уровне развития личности.

В учебный материал можно включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах

2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами

3. Отыскание чисел по таблицам Шульте

4. Быстрее нарисуй

5. Найди, кто спрятался

6. Найди сходство и различие

7. Прочитай рассыпанные слова

Одним из таких приемов является словарный диктант с комментированием (Левитина С. С., 1980). Этот хорошо известный педагогам методический прием становится способом измерения внимания, если в него внесены следующие изменения:

1) учитель читает каждое слово только один раз;

2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

3) учитель должен внимательно следить за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом диктанта, несмотря на то, что комментированное письмо - известный учащимся с первого класса вид работы, целесообразно показать на нескольких примерах, что надо делать.

Например, для комментированного письма выбрано слово «пересадили». Учитель читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Комментированное письмо является достаточно сложной деятельностью.

Анализируя структуру комментированного письма, психолог С. Н. Калинникова выделила семь основных стадий этой деятельности , соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

1) первичное восприятие произносимого слова;

2) самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;

3) прослушивание комментариев;

4) представление орфографии слова в соответствии с комментированием;

5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием;

6) написание слова в соответствии с его орфографией;

7) проверка написанного слова в соответствии с комментированием.

Анализ количественных данных (числа детей, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве сосредоточения, устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллективного внимания учащихся.

Методический прием, предложенный психологом С. Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от учащихся каких-либо специальных знаний и умений. Выполняемая ими деятельность при этом аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Примеры текстов, предлагаемых детям с целью обнаружения ошибок:

а) «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». Работа проводится следующим образом.

Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите и исправьте их». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

Корректурные задания . В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков - слабая концентрация.

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Память в жизни людей играет ещё более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною -

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Немного лиц мне память сохранила,

Немного слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно...

А. С. Пушкин

Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации . Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается, например, последовательность действий);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т. д.

В процессах запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.

Важно научить приемам запоминания

Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания,

зрительной и оперативной памяти, умения применять прием смыслового запоминания.


Ребятам 1 секунду показывается картинка с яркими предметами и убирается.

Затем задается вопрос: «Как можно запомнить то, что увидел?».

Ученики дают разные ответы. Учитель подводит ребят к такому: «Для этого необходимо:

дать установку на запоминание увиденного,

охватить все количество предметов, стараясь их сосчитать,

разбить эти предметы на смысловые группы, придумав название каждой из групп (обобщающее слово),

представить расположения каждой группы предметов в виде каких-либо фигур,

прикинуть, чтобы общее количество предметов во всех группах после подсчета совпало с количеством всех предметов».

Техника выполнения задания:

в тетради заранее готовится таблица (5х3), куда впоследствии будут вписываться названия предметов в порядке их расположения на картинке

второй раз показывается картинка с яркими предметами (20 секунд). Эти предметы называются и опосредованно запоминаются (распределяются по смысловым группам),

затем картинка убирается дается команда занести в таблицу названия предметов по придуманным группам в том же расположении, что и на картинке,

работа выполняется самостоятельно, затем ученики меняются тетрадями и карандашами исправляют друг у друга ошибки,

после этого показывается картинка, и хозяин тетради ручкой исправляет свои ошибки. Далее учителем подводятся итоги и даются рекомендации.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

1. Запомни двузначные числа.

2. Запомни математические термины.

3. Цепочка слов.

4. Рисуем по памяти узоры.

5. Запомни и воспроизведи рисунки

6. Зрительные диктанты

7. Слуховые диктанты

или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

Видеть, слышать и обидеть,

Гнать, терпеть и ненавидеть,

И вертеть, смотреть, держать,

И зависеть, и дышать,

Ишь, -ит, -ат, -ят писать.

ноль- король

К. Д. Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы

8. Комбинаторные задачи

АналиЗ, синтез. сравнение, классификация.

Пример из РУССКОГО

Развивающий курс для младших школьников

«Развитие познавательных способностей»

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.

1. В соответствии с целью определены конкретные задачи курса:

2. Развитие познавательных способностей младшего школьника.

3. Развитие его творческих способностей.

4. Расширение кругозора учащихся.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Формирование стремления ребёнка к личностному росту.

Особенности занятий по РПС принципиально отличаются от школьных уроков тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера.

Основное время на занятиях отведено самостоятельному выполнению детьми логически-поисковых заданий, благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: действовать самостоятельно, принимать решения.

И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу курса большинство учащихся должны справляться с большим числом заданий.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка правильности выполнения задания. Главная цель данной проверки показать учащимся, как задание выполнить правильно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счёт слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей, чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Детям предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребёнок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Ребёнка можно вначале заинтересовать заданиями, с которыми он легко справляется. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему. При этом очень важно не отказываться от задания совсем. По усмотрению взрослого, некоторые задания могут не ограничиваться во времени. Пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится быстрее.

На этих занятиях отметки не ставятся, но каждый ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание самостоятельно выполнять предлагаемые задания.

Курс РПС включает следующие задания:

Задания на развитие внимания

Задания, развивающие слуховую и зрительную память

Задания на развитие и совершенствование воображения

Задания, направленные на развитие мышления

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относится ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания, его объёма и устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию умения целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь решения задач. Например, «Поиск одинаковых предметов», «Что изменилось», «Какого предмета не хватает», «Найди отличия», и другие.

Задания, развивающие память

К занятиям данной группы относятся упражнения, направленные на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. При выполнении заданий, школьники учатся пользоваться своей памятью, применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память. Закладывается основа для рационального использования сил и времени. Например, игры «Запоминаем картинки», «Рисование по памяти графических узоров», «Заполнение по памяти таблиц», воспроизведение рассказов, развитию слуховой памяти способствует заучивание песенок, скороговорок, потешек, стихотворений и т.д.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Курс развития воображения построен в основном на материале, включающим задания геометрического характера;

Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и фигур, не изображающих ничего конкретного

Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого

Вычерчивание фигур, не отрывая карандаша от бумаги и не п роводя одну и ту же линию дважды

Выбор пары идентичных фигур

Выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного предмета

Деление фигуры на несколько заданных частей и восстановление заданной фигуры из её частей

И другие

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (это слова записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображён с помощью числа).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью предлагается использовать упражнения, которые позволяют учащимся на доступном им уровне строить правильные суждения, проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простейшие виды синтеза и анализа, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Детям предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (пошаговое выполнение действий). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решить все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации, находить необычные способы достижения требуемого результата.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления, в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности таких, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала

Принцип системности: задания располагаются в определённом порядке

Принцип «от простого – к сложному» задания постепенно усложняются

Постепенное увеличение объёма материала

Наращивание темпа выполнения заданий

Смена разных видов деятельности

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение «зоны ближайшего развития ребёнка» и последовательный перевод её в «зону актуального развития».

Систематическое использование заданий на развитие познавательных способностей младших школьников повышает уровень развития интеллекта учащихся, развивает память, внимание, мышление, восприятие, расширяет кругозор.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, необходимо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Развитие познавательных способностей младших школьников

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни предполагают гуманизацию образовательного процесса, обращение к личности ребенка, направленность на развитие его лучших качеств. В связи с этим обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей. Труд ученика должен стать для него источником умственного удовлетворения и душевной радости. А основными мотивами у учащихся должны стать мотивы собственного роста и самосовершенствования. Ведь еще В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к бесконечному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.»

Идеи о возможности и целесообразности развивающего обучения нашли воплощение в технологии развивающего обучения по системе Л.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, а также в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Работая по системе Л.В. Занкова, я на собственном опыте убедилась, что развивающее обучение соответствует природе ребенка, его общительности, стремлению к самоутверждению через общение. Мне импонирует доброжелательный стиль общения учителя и ученика на уроке, доверительная атмосфера снимает внутреннее напряжение. Мне нравится выступать на уроке в роли помощника и приучать детей в процессе обучения помогать друг другу. Таким образом, стиль общения учителя и ученика по системе Л.В. Занкова является важным фактором в развитии познавательной активности учащихся. Этому эффективно способствует также и многообразие упражнений, направленных на организацию продуктивной деятельности детей. Упражнения на классификацию, сравнение, выделение лишнего направлены на развитие умственных способностей детей. Большой познавательный интерес вызывают эти упражнения на уроках русского языка. При изучении нового материала я использую упражнения, которые дают возможность наблюдать те или иные языковые явления, а затем выявлять закономерность, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Активизации познавательной деятельности, по моему мнению, способствуют также упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей. Особенно эффективно мне удается организовать творческую работу на уроках литературного чтения, окружающего мира, гражданского образования. Эта работа организуется в следующей последовательности: создание творческой атмосферы на уроке, доброжелательное отношение к фантазии детей; воспитание у детей чувства любви, сострадания; обучение сравнивать и наблюдать, выражать чувства словами, рисунками, эпитетами; подбирать слова, фразы, образы; обучение детей сочинять загадки, стихи; на уроках литературного чтения и окружающего мира, писать сочинения, составлять и разгадывать кроссворды.

Выполнение творческих заданий предполагает формирование умения работать с дополнительной литературой, что в свою очередь прививает любовь к чтению. Также организацией творчества на уроке я решаю ряд воспитательных задач: формирование гражданской идентичности, развитие потребности в познании культурно-исторических ценностей, воспитание любви и сострадания к окружающему миру, привлечение к сохранению и преумножению духовно-нравственных ценностей.

Полюбилась и мне, и моим ребятам проектная деятельность , которая также способствует развитию креативного мышления, фантазии, воображения, формирует интерес к окружающему миру, литературе, искусству. Эта деятельность привлекает детей, многие из них открывают в себе необыкновенные способности к сочинительству, рисованию.

Очень оживляет учебную деятельность, а, значит, и способствует развитию познавательных способностей использование нетрадиционных форм проведения уроков. Я считаю, что целесообразно проводить их во время обобщения изученного материала. Каким бы ни был нетрадиционный урок: урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина, урок-конференция, урок-исследование - ведущим приемом здесь является ситуация игры и поиска . Эти уроки отвечают возрастным возможностям детей, действуют на них вдохновляюще.

Игровая деятельность на уроке создает обстановку, когда учащиеся хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Поэтому именно на нетрадиционных уроках я пытаюсь формировать учебную самостоятельность, развивать умение самоконтроля и самооценки . Уже в первом классе при организации самостоятельной работы настраиваю детей не спешить выполнять учебное задание, стараюсь приучать сначала планировать ход его выполнения, спрогнозировать результат. Примером организации такой работы может служить самостоятельная работа вариативного характера, работа в баллах, когда среди нескольких предложенных заданий у ученика есть возможность самостоятельно выбрать посильные задания, что в свою очередь стимулирует учащихся к выбору задания высокого уровня сложности.

На уроках русского языка для создания положительной мотивации, я успешно использую способ, разработанный талантливым педагогом и ученым К.А. Москаленко. Он предложил необычные методические приемы и решения: слияние процессов обучения с выявлением знаний, комментированные упражнения, которые органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками.

Я ввожу комментирование постепенно с терпением и тактом на уроках обучения грамоте. Положительные эмоции, которые получают дети от безошибочного письма, способствуют личностному развитию. По мере продвижения от первого класса к четвертому классу, комментированное письмо переходит в доказательное комментирование- рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий.

Развитию познавательных интересов способствует также организация разноуровневой формы обучения - дифференцированное обучение . Я использую его на своих уроках при организации как фронтальных, так и самостоятельных работ. При организации фронтальной работы на уроке математики, например, над текстовой задачей, я использую индивидуальные карточки- задания в трех вариантах. Карточки содержат системы заданий, связанных с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, я осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении задач. Иногда выбираю другой вариант: руковожу работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно. Использую дифференцированные задания и при организации самостоятельной работы.

Применяя разнообразные методы и приемы, направленные на развитие познавательных способностей детей, я стараюсь планировать свою работу с учетом сохранения и укрепления их здоровья. Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий , в основу которых положены идеи о взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения. Прежде всего, это организация подвижных игр с дидактической направленностью. И в заключение хочется отметить: планируя свою работу, я всегда помню девиз «Учение с увлечением, воспитание любовью и радостью» . Ведь именно урок сотрудничества , на котором все получается, рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дорогам знаний. Систематическая работа по развитию познавательных способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться .

Шишкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Таремское


Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Как же развивать познавательные способности дошкольников?

Развитие познавательных способностей дошкольников по возрастам

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

С 1 года до 3 лет

Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т.д.

Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.

С 3 до 4 лет

К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

С 4 до 5 лет

После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.

В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:

* установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями – в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,

* знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,

* начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать),

* начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Особенности занятий для развития познавательных способностей дошкольников

Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет Вам в развитии познавательных способностей дошкольника.

Подбирая развивающие игры для ребенка, помните, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?

Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать родители. То же самое касается и новых игр – как катать машинку за веревочку, как строить домик из кубиков – все это ребенок должен узнать из совместной игры со взрослым. В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания.

Не требуйте, чтобы малыш запомнил что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Но помните, что в занятиях с детьми постарше, наоборот, необходимо постоянно вносить в игру какой-то новый элемент – при этом, не изменяя сути игры.

Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, учитывайте уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку. Например, если дошкольник уже видел на улице машины, его можно начать учить возить машинку на веревочке. А вот если ребенок еще не знаком с какими-то понятиями – необходимо либо предварительно познакомить малыша с ними, либо отложить игры, где они упоминаются, на потом.

Проводя с ребенком развивающие занятия, ни в коем случае не предъявляйте к нему завышенных требований. Конечно, занять позицию маленького ребенка может быть непросто – но на то Вы и родитель, чтобы выполнять непростые задачи ради блага малыша. Посудите сами: если ребенок будет понимать, что задача ему не по силам, о каком интересе к развивающей игре здесь может идти речь?

Играя с ребенком в развивающую игру, помните, что несмотря на игровые моменты, это все-таки учебное занятие. Поэтому длительность его нужно четко регулировать. Как только Вы увидите, что ребенок устал, сверните игру и займите его чем-нибудь другим. В среднем, одна развивающая игра должна длиться около 15-20 минут. Кcтати, наиболее эффективные игры включают в себя смену видов деятельности. Такие игры помогают дольше удерживать детское внимание и стимулируют повышенный интерес у ребенка.

И, конечно же, не забывайте хвалить ребенка и стимулировать использование полученных в ходе занятий знаний в повседневной жизни. Развитие познавательных способностей школьников будет эффективно только в том случае, если полученные знания будут применяться ими на практике.

Примеры занятий для развития познавательных способностей дошкольников

В зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка, можно привести следующие примеры занятий для развития познавательных способностей дошкольников.

С 1 года до 3 лет

Паззлы и мозаика,

Игры на развитие мелкой моторики (лепка, игры с водой, с песком, лабиринты),

Ролевые игры (дочки-матери, продавец-покупатель, игры с игрушечным телефоном или наборами посуды, врача, парикмахера и т.д.).

С 3 до 4 лет

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей у дошкольника будет обеспечиваться с помощью такого рода игр:

Специальные наборы и математические игры на сравнение форм, размеров, простой счет,

Первые занятия чтением (набор «Веселая азбука»),

Занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы),

Рисование, лепка, создание поделок (игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления),

Конструкторы.

С 4 до 5 лет

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей у дошкольника будет происходить, если занятия для него будут подбираться с учетом его личных интересов. Не зря именно в этом возрасте педагоги рекомендуют отдавать ребенка в кружки, где осуществляются занятия по интересам.

В этом возрасте полезны для ребенка будут следующие виды игр:

Игры на выявление соотношений предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент),

Игры на сравнение форм предметов (например, сравнить куб и мяч, найти сходства и различия),

Игры на сравнение величин и длин предметов,

Игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия),

Игры на пространственное мышление (например, определить, кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева),

Игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта,

Игры на формирование умения согласовывать существительные и прилагательные,

Игры на изучение названий цветов.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей у дошкольника, в большей степени, осуществляется за счет проведения экспериментов и опытов. Ребенок в этом возрасте должен учиться делать выводы и умозаключения, а также прогнозировать те или иные результаты. Именно с целью научить ребенка таким вещам и необходимо проводить такого рода занятия.

Кроме того, в этом возрасте очень полезны игры, направленные на поиск нестандартных решений и проявление творческих способностей. В связи с формированием у ребенка базовых моральных ценностей, в этот период очень полезно показывать ему фильмы и мультфильмы, пропагандирующие те или иные ценности. То же самое относится и к тематическим книгам.

В связи с тем, что начало школьной жизни в этом возрасте уже не за горами, необходимо особое внимание уделить развитию речи ребенка. ведите с ним беседы, обязательно спрашивайте мнение ребенка относительно прочитанной книги или увиденного фильма. Одним словом, стимулируйте его к развитию речи и применению полученных навыков в повседневной жизни.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей Вашего дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

На сегодняшний день качество современного образования стало актуальным предметом обсуждения педагогической общественности. На смену цивилизации XX века приходит интеллектуально-информационная цивилизация, для которой характерно повышение функций общественного интеллекта. В связи с этим в России идет обновление содержания образования. Это дает учителю право конструировать педагогический процесс по любой модели.

Важно необходимость сочетания учебной деятельности (в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки) с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих упражнений, занятий, направленных на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка. Развитие памяти, внимания, мышления является важной задачей учителя в данный момент. Таким образом, одним из мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей. Важной в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или опережает ее, так и для слабых учеников, поскольку их отставание в развитии связанно именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Значимость внедрения в урок упражнений на развитие психических процессов детей актуально именно в начальной школе. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников, так как в этом возрасте завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Именно поэтому возможно наиболее эффективно воздействовать на интеллектуальную и личную сферу ребенка. Возможность предъявления заданий в игровой форме способствует более гладкому протеканию и сокращению адаптационного периода первоклассников. Эти причины побудили меня ввести в урок ряд упражнений по развитию памяти, мышления, внимания. Использование этих игр и упражнений в учебном процессе оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно – мотивационной сферы ребенка. Так, например: более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания, памяти помогают лучше анализировать и глубже понимать прочитанный текст, на уроках русского языка – правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Тем самым создаются предпосылки для успешного протекания процесса обучения в последующих классах.

Предпосылкой успешного решения педагогических задач является присущая младшим школьникам потребность в умственных усилиях и впечатлениях. Это требует их быстро развивающийся мозг. Высокая умственная активность в процессе обучения стимулируется новизной и определенной степенью трудности умственной работы. Как же сохранить желание детей учиться, сохранить и развивать познавательные потребности? Прежде всего, я стараюсь на уроках создать добродушные отношения, при которых дети не боятся высказать своего мнения, реализовывая свое право самостоятельно мыслить – это есть предпосылка нового мышления. Ребенок, переступая порог школы, познает разные виды деятельности, через которые будет знакомиться с новым. Одной из ведущих видов деятельности является- познавательная. Развитие познавательных способностей можно осуществлять через личностно-ориентированный подход в обучении. Задачей учителя при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении, является создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся, самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Произошедшая перестройка в методах обучения в направлении усиления развития школьника, выдвигает перед учителем задачу – изучать продвижение учащихся в развитии. Без установки на такое изучение сама работа над развитием учащихся перестает осознаваться учителем как необходимая часть процесса обучения. Так, что такое развитие? Какие стороны развития важно изучать у учащихся? Каковы способы их выявления?

Итак, может возникнуть ситуация, когда на протяжении какого – то времени преподаваемое учителем, как бы не находит никакого отражения в психике ребенка. Он остается, как бы глухим к определенным педагогическим воздействиям. Но наступает период, когда эти воздействия вдруг проявятся в изменениях знаний, умений, отношениях, которые свидетельствуют о его психическом развитии в том направлении, которых добивался учитель. Эти изменения могут быть мало заметными, но они появляются и их очень важно учителю увидеть, они – свидетельство подлинного развития ребенка, его продвижения сравнительно с исходным уровнем. Общее развитие может быть охарактеризовано данными о развитии таких сторон психики как память, внимание, мышление. Успешное развитие ребенка по этим направлениям обеспечивает надежное овладение разными видами деятельности, как познавательной, так и практической.

Обучение младших школьников через развитие познавательных способностей

Какими мы хотим видеть своих выпускников начальной школы? Безусловно, я думаю так: образованными, порядочными и воспитанными, а так же честными и добрыми. Но сегодня уже хорошо понимаем: для того, чтобы быть успешным – это должна быть “саморазвивающаяся, саморегулирующаяся личность с гибкими и осознанными знаниями, субъект своей жизни”. Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. И не сумма знаний истинное достояние ребенка, а способность к познанию и стремление к саморазвитию. Воспитание веры в себя, в достижимость разумно поставленных целей, необходимо для успешной жизнедеятельности каждого человека.

Для этого необходимо обеспечить полноценное психическое, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, уважая его как личность, учитывая образовательные интересы каждого. Эти направления должны стать главными с самого начала обучения в школе.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех других этапов системы школьного образования, и является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, от которых во многом зависит успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовать. В этот школьный период идет интенсивное формирование познавательных интересов и познавательной мотивации, развитие познавательных способностей. На учителе начальных классов лежит большая ответственность, так как при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций:

  • складывается вариативность компетентностного педагогического подхода;
  • у педагогов появилась свобода для творческого поиска;
  • все более осознается необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребенка.

В своей педагогической работе осуществляю направленность обучения на развитие ребенка, учитывая показатели здоровья и эмоционального благополучия детей.

Проблема соотношения развития и образования всегда была одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с трудов Я. А. Коменского, шел поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития. О важности стороны психического развития ребенка, осваивающего учебную деятельность, говорил Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что школа, обучая детей, неизбежно должна считаться со степенью развития познавательных способностей. В 80 – 90 х. в России продолжались активные исследования особенностей психического развития детей в условиях школьного обучения. Отмечалось, что несформированность у отдельных учащихся необходимого уровня психического развития отражается не только на успеваемости ребенка, но и на его отношении к учебе, на эмоциональном самочувствии, на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Так, специально организованная учебная деятельность по развитию познавательных способностей, влияет на все стороны умственного развития ребенка.

Учение, как деятельность, предъявляет требования к познавательным процессам, в результате которых, развивается сам обучающийся. Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведет развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть всеми основными сторонами своей психической деятельности. Однако это произойдет только в том случае, если процесс обучения будет строиться с учетом условий, определяющих его развивающую направленность.

Значимость развития познавательных способностей актуально именно в начальной школе. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников. В этом возрасте завершается физиологическое созревание основных мозговых структур, именно поэтому необходимо наиболее интенсивное развитие интеллектуальной и личной сферы ребенка.

Важной причиной, побуждающей активно внедрять развивающие упражнения в учебный процесс, является возможность проведения с их помощью диагностики интеллектуального развития детей.

Следующая причина, это возможность предъявления заданий в игровой форме, которая является ведущей в этом возрасте и способствует более гладкому протеканию адаптации к школе, прочному усвоению учебного материала.

Развитие познавательных способностей важно в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или опережает ее, так и для слабых учеников, поскольку их отставание в развитии связано именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать познавательные способности. Об этом говориться в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе. Однако система развития познавательных способностей отсутствует, как в учебниках, так и в методике преподавания.

Выстраивая систему своей работы, пришла к выводу, что обучение невозможно без продвижения в развитии психических свойств личности, без развития индивидуальных задатков каждого ученика.

Педагогический процесс – есть способ организации воспитательных отношений, заключенных в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Где бы ни протекал учебный процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.

Дополняя эту структуру, в педагогическом процессе учитываю:

  1. Познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, мышление, память).
  2. Проявления учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, эмоционального настроя.
  3. Подъемы психического и физического напряжения, работоспособности и утомляемости.

Таким образом, педагогический процесс- представляет, как взаимосвязь педагогического, методического и психологического. В последний делаю упор на познавательные процессы.

Средствами начального образования, опираюсь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность создаём в начальной школе благоприятную образовательную среду для развития познавательных способностей, способности оценивать свои мысли и действия, соотносить результаты деятельности с поставленной целью. А также, способность к рефлексии – важное качество, определяющее социальную роль ребенка, как ученика, школьника.

ЦЕЛЬ: Формирование творческого потенциала личности обучающегося в условиях развивающей направленности обучения.

На протяжении всего периода начального образования ставлю задачи:

  1. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка на основе развития познавательных способностей.
  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
  3. Развитие качеств ребенка как субъекта отношений с людьми.

В работе выделяю следующие принципы :

Принцип самооценки каждого возраста, предполагающий:

  • нацеленность на развитие у ребенка, в первую очередь, познавательных способностей;
  • опору на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования;
  • полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста;
  • формирование самооценки и поддержка уверенности в себе;

Принцип человечности:

  • утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку;
  • исключение принуждения и насилия;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества.

Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий:

  • максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка;
  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей).

Принцип социально--культурной открытости образования:

  • уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;
  • поддержка во всех видах деятельности инициатив учащихся и их родителей.

Поставленные задачи образования нельзя решить без четкого и внятного ответа на вопрос “Как учить?”

Развитие познавательных способностей может быть охарактеризовано такими психическими процессами как внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Успешное развитие ребенка по этим направлениям обеспечивает надежное овладение разными видами деятельности, как познавательной, так и практической. С их помощью человек осуществляет не только познание, но и преобразование окружающего мира. Вообще вся жизнь человека определяется этими психическими процессами, которые составляют ядро личности. Они органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из этих процессов влияет на протекание других и невозможен без них.

В результате придерживаясь своей системе работы наблюдаю, что у детей положительная учебная мотивация, логически грамотно и многословна выстроена речь, дети научились договариваться между собой, не обижая друг друга, концентрация внимания повысилась, научились творчески подходить к любому делу,умеют сочинять свои стихи. Мне хотелось на примере урока окружающего мира во 2 классе, показать как я развиваю творческие способности детей.

Тема: Строение тела человека. Правила личной гигиены. Режим дня.

Цель: Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях развивающей направленности обучения.

  • познакомить детей со строением своего тела; основными внутренними органами.
  • научить определять нахождение основных органов.
  • развивать познавательную деятельность детей.
  • повторить правила личной гигиены; режим дня детей обучаясь во 2 смене.

Организационный момент.

Повторение о профессиях людей.

  1. Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (повар)
  2. Встаем мы очень рано, ведь наша забота -
    Всех отвозить по утрам на работу. (водитель)
  3. Мы учим детишек, читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать. (учитель)
  4. Наведет стеклянный глаз,щелкнет раз- и помнит вас. (фотограф)
  5. Кто у пастели больного сидит
    И. как лечиться, всем говорит;
    Кто болен он капли предложит принять,
    Тому, кто здоров, разрешит погулять. (доктор)

Новый материал.

Сегодня товарищ “доктор” который лечит, предупреждает заболевания, познакомит нас со вторым выпуском журнала “Здоровье”. В содержании журнала следующие разделы:

  1. Части тела.
  2. Внутренние органы человека.
  3. Ритмическая гимнастика.
  4. Правила сохраняющие здоровье.
  5. Рекламный ролик.
  6. Наказы. Правила личной гигиены.
  7. Режим дня
  8. Пословицы от “Мой-до-дыр”.

Части тела человека.

Каждый из вас очень много раз смотрелся в зеркало. Назовите, из каких частей состоит ваше тело? Части тела называйте последовательно сверху вниз. (ответы детей)

Проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы назвали.

Практическая часть.

  1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.
  2. Покажите,где находится ваша шея.
  3. Пощупайте грудную клетку.
  4. Погладьте друг друга по спине.
  5. Погладьте себя по животу.
  6. Поднимите правую руку.
  7. Спрячьте левую руку за спину.
  8. Поставьте правую ногу на пятку.
  9. Топните левой ногой.

Как одним словом назвать грудь, спину, живот? (туловище)

Руки - верхние конечности, а ноги нижние конечности. Все что мы показали, эти части тела находятся снаружи. А что у нас внутри? Мы переходим ко второму разделу нашего журнала:

Внутренние органы человека.(таблица “Внутренние органы человека)

Внутренних органов очень много. Вы еще познакомитесь с ними и их работой в организме, когда станете старше, но каждому надо знать основные внутренние органы их расположение и работу. Знакомясь с внутренними органами, будем подписывать у себя на схемах.

Рассмотрим два овальных органа – легкие. Что вы о них знаете? (ответы)

Легкие правое и левое расположены внутри грудной клетки и защищены ребрами. Когда мы делаем вдох,легкие увеличиваются, а при выдохе уменьшаются. Легкие вбирают в себя кислород из вдыхаемого воздуха и избавляют наш организм то углекислого газа, который выходит при выдохе. Без легких мы не могли бы жить.

Рядом с левым легким находится - сердце. (Читают текст из приложения №1)

Сожмите кулачек - ваше сердце чуть больше кулачка.

(Прервемся на ритмическую гимнастику под музыку.)

Легкие и сердце отделяются от других внутренних органов полоской мышц-диафрагмой. Рассмотрим, где находится – печень. Печень “трудится” гораздо больше, чем любой другой орган. Она накапливает белки, жиры и углеводы, и выделяет их в кровь. Печень очищает кровь от вредных продуктов. Печень работает, как химическая лаборатория.

Под диафрагмой располагается- желудок. Что вы знаете о нем? (ответы)

Желудок связан с кишечником. Желудок напоминает мешок. Внутри его можно разместить много пищи и жидкости. У взрослого желудок с футбольный мяч, у ребенка меньше. Мышцы перетирают пищу, измельчают ее на крошечные кусочки и когда становится пища мягкой, то переходит в кишечник.

Чтобы внутренние органы были здоровыми прочитаем памятку. (прил.№2)

Следующий раздел:

Это надо знать каждому.

Чтобы органы были здоровыми, и вы выглядели ухоженными, Мой-до-дыр прислал нам рекомендации. (Приложение №3).

1. Лучше в мире пасты нет, чисти зубы “БЛЕНДАМЕД” (Бибиков Н.)

2. Чистим зубы “Блендамед”, и во рту микробов нет,

Зубы белые блестят, как у маленьких бобрят. (Яковенко П,)

3. Сейфгард” мыло есть у нас, это мыло высший класс. (Туркин П.)

4. Чтобы был ты очень чистым, мойся мылом ты душистым. (Шукурова К.)

5. Поросята Ниф и Наф, моют носик мылом “Дав”. (Горбунова И.)

6. Щетку от Колгейт купил, наш дядя Гена Крокодил,

И какой уж год подряд, зубы Гены не болят. (Шукурова Ю)

Покупка любых гигиенических средств дело индивидуальное, во многом зависит и от семейного бюджета и не важно какое оно, просто чаще мойте руки, не забывай чистить зубы. Поэтому надо знать:

Правила личной гигиены. (стихи сочинённые детьми)

1. Зубы ты не чисти щеткой, если щетка не твоя,а иначе заболеет ваша дружная семья.

Возвращаешься домой,сразу руки с мылом мой,
Чтобы всякие микробы, шли себе другой дорогой,
Будь ты чистым и опрятным,на таких смотреть приятно.
А грязнулей хочешь быть, можешь руки ты не мыть.
Только знай, таким тупицам, путь лежит прямо в больницу.

Работа по учебнику с.11

Назовите предметы личной гигиены!! (игра “Кот в мешке” (на ощупь из мешка с закрытыми глазами определи предмет)).

Назовите предметы личной гигиены, которыми может пользоваться вся семья?

Задание №2 по учебнику:

Закончи предложение.

В итоге можно выделить свод правил личной гигиены и охраны своего здоровья, и все они заключаются в режиме дня, которому вы следуете ежедневно.

Так как мы учимся во 2 смену с 13.00. часов я предлагаю вам новый режим дня (примерный приложение № 4), но вы, можете составить и свой более удобный для вас.

Задание: Составь пословицу, где дано начало, а завершение подбери.

Итог.

Что больше всего вам запомнилось в содержании журнала “Здоровья № 2”?

Урок окончен. “ Благодарю Вас за урок!!!”



 

Возможно, будет полезно почитать: