Разъяснения минстроя и жкх перерасчеты. Разъяснения минстроя в помощь ук

За второй квартал 2015 года вышло сразу несколько важных разъяснений Минстроя РФ по вопросам, заданным им управляющими компаниями. Далеко не все УК знакомы с ответами ведомства. Поэтому важно донести эти разъяснительные письма до сведения управляющих компаний с тем, чтобы им было всё понятно в работе.

Договор ресурсоснабжения как лицензионное требование

Этому вопросу мы хотели бы уделить особое внимание, поскольку он напрямую затрагивает сферу лицензирования предпринимательской деятельности управляющих компаний и лицензионных требований к ним. Хотя подробно эту тему мы уже освещали в одной из прошлой статей.

С другой стороны, собственники помещений в МКД обязаны проводить годовое общее собрание в течение II квартала года, следующего за отчётным, если иное не установлено ОСС (ч.1 ст.45 ЖК РФ). Минстрой здесь видит первичной обязанность собственников по проведению ОСС. Поэтому они и должны нести соответствующие расходы. Но также ведомство допускает возможность распространения действия порядка финансирования ОСС (п.3.5 ч.2 ст.44 ЖК РФ) и на проведение ежегодных собраний с предоставлением полномочий по созыву и организации УК.

Эксплуатация общедомовых приборов учёта

Но с другой стороны, работы, являющиеся обязательными по закону, управляющая компания должна выполнять независимо от того, указаны они в договоре управления или нет. Согласно пп. "г" п.11 Правил содержания общего имущества , уборка и содержание земельного участка являются обязательными работами по содержанию общего имущества в МКД. В п.п. 24, 25 Минимального перечня работ и услуг также перечислены обязательные мероприятия по содержанию придомовой территории.

Судебная практика

Для содержания придомовой территории и включения стоимости данных работ в оплату услуг по управлению МКД нужно знать границы земельного участка, на котором расположен дом. Земельный участок с расположенным на нём МКД относится к составу общего имущества. Границы придомовой территории с элементами озеленения и благоустройства определяются на основании данных государственного кадастрового учёта (пп. "е" п.2 Правил содержания общего имущества).

Однако не всегда удаётся установить границы земельного участка, входящего в состав общего имущества дома. Из-за этого зачастую возникают разногласия между собственниками помещений в МКД и УК. Минстрой считает, что содержать придомовую территорию УК должна только, если это прямо прописано в договоре управления МКД . А суды настаивают, что бремя содержания земельного участка ложится на собственников помещений в МКД, даже если он под домом не сформирован.

Как правило, управляющие компании содержали придомовую территорию МКД, по факту не входящую в состав общего имущества дома. Ежемесячно УК взимали за это плату с собственников помещений в МКД. Бывали судебные разбирательства, когда владельцы помещений в доме пытались взыскать с УК денежные средства, уплаченные за уборку на основании того, что собственники не должны содержать придомовую территорию, которая юридически не входит в состав общего имущества.

Но суды не удовлетворяли иски собственников, ссылаясь на то, что управляющая компания действительно убирала придомовую территорию, а плата за эти работы была прописана в договоре управления. Яркое тому доказательство - Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу №33-3428/2013 от 01.10.2013 года . Суд определил, что собственники помещений в МКД , земельный участок под которым не сформирован, фактически владеют и пользуются им в равной степени с теми владельцами помещений в доме, земельный участок под которым сформирован.

Судьи считают, что сам факт того, что многоквартирный дом расположен на земельном участке уже предполагает, что собственники помещений в данном МКД пользуются придомовой территорией. Следовательно, они должны содержать участок в надлежащем состоянии. На этом основана позиция судей, которая представлена в Апелляционных определениях Санкт-Петербургского городского суда от 09.10.2014 года по делу №33-14903/2014 и Верховного Суда Республики Карелия от 03.04.2015 года по делу №33-1328/2015 .

Следуя этой логике, можно сделать вывод, что работы и услуги по содержанию в надлежащем состоянии придомовой территории, даже если земельный участок, на котором расположен МКД, не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт, являются обязательными независимо от того, прописаны они в договоре управления или нет. Поэтому контролирующие органы вправе требовать от управляющих компаний надлежащего содержания придомовой территории в любом случае.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 469) скорректированы сроки наступления обязанности поставщиков информации, в частности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, ресурсоснабжающих организаций, (далее - поставщики информации) по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), а также сроки наступления для указанных лиц административной ответственности за неразмещение или размещение в неполном объеме информации в ГИС ЖКХ.

Так, обязанность поставщиков информации по размещению информации в ГИС ЖКХ в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, перенесена на 1 июля 2017 года, а срок наступления административной ответственности для поставщиков информации за неразмещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, перенесен на 1 января 2018 года.

Таким образом, с 1 июля 2017 года в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, для поставщиков информации наступила обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ.

Органы государственного жилищного надзора в силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений. За неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выданных органами государственного жилищного надзора предписаний установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В этой связи органы государственного жилищного надзора по факту неисполнения поставщиками информации возложенной на них с 1 июля 2017 года обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ вправе выдавать предписания, а в случае их неисполнения привлекать к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что поскольку действия по неразмещению или размещению не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ образуют для поставщиков информации предусмотренный статьей 13.19.2 КоАП РФ состав административного правонарушения, административная ответственность по которому наступает в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, с 1 января 2018 года, то срок исполнения предписаний, выданных органами государственного жилищного надзора за не размещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года, не может быть установлен ранее 1 января 2018 года. Установление более раннего срока исполнения указанных предписаний необоснованно и противоречит законодательству о ГИС ЖКХ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. К таким мероприятиям относится предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ установлен порядок выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

При наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Таким образом, в случае первоначального выявления признаков нарушения поставщиком информации порядка размещения информации в системе, органам государственного жилищного надзора рекомендуется объявлять предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного жилищного надзора.

По вопросу выдачи органами государственного жилищного надзора предписаний управляющим организациям за неисполнение с 1 июля 2017 года обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ сообщаем, что с введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении управляющих организаций осуществляется лицензионный контроль. В соответствии со статьей 193 ЖК РФ и ФЗ N 469 к числу лицензионных требований в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, относится:

До 31 декабря 2017 года соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ;

С 1 января 2018 года соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.

В этой связи выдача управляющим организациям в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года предписаний о неисполнении обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ и в случае неисполнения данных предписаний - привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 КоАП РФ, не является лицензионным контролем, а потому осуществляться не может.

С целью обеспечения соблюдения поставщиками информации законодательства о ГИС ЖКХ прошу учесть настоящие разъяснения при реализации контрольно-надзорных полномочий.

Обзор документа

С 1 июля 2017 г. в регионах (за исключением городов федерального значения) для поставщиков информации наступила обязанность размещать сведения в ГИС ЖКХ.

В связи с этим разъяснено, что срок исполнения предписаний, выданных органами государственного жилищного надзора в период с 1 июля 2017 г. по 1 января 2018 г., не может быть установлен ранее 1 января 2018 г.

Однако может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Также отмечено, что выдача управляющим компаниям в период с 1 июля 2017 г. по 1 января 2018 г. предписаний и в случае их неисполнения - привлечение к административной ответственности не является лицензионным контролем, а потому осуществляться не может.

«Вопросы жилищно-коммунального хозяйства были и будут в числе наиболее злободневных, так как наша отрасль - единственная, с которой каждый из 145 миллионов россиян сталкивается ежедневно. Информирование потребителей об их правах и обязанностях, а также обо всех изменениях в ЖКХ - наша важнейшая задача, - прокомментировал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис. - Министерство регулярно публикует информационные материалы, в том числе, подготовленные по результатам анализа поступающих в Минстрой России вопросов граждан. Уверен, что именно максимально открытая позиция поможет нам создать по-настоящему комфортное и понятное ЖКХ».

В разъяснениях, опубликованных на сайте Минстроя России, даны ответы на вопросы собственников об изменениях в определении оплаты за отопление, в том числе, по договору ресурсоснабжения, и изменениях платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в многоквартирном доме. Также дается разъяснение новых оснований заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, которые не являются исполнителями коммунальных услуг.

Другой важной темой, волнующей граждан и нашедшей отражение в документе, стали основания применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, а также определение объемов сточных вод в договорах водоотведения, заключаемых между осуществляющей водоотведение организацией и исполнителями коммунальных услуг. Минстрой России обратил особое внимание потребителей, что в случае недопуска сотрудника ресурсоснабжающей компании для проверки состояния прибора потребления тепловой энергии два и более раз, расчет будет произведен с использованием повышающего коэффициента.

Кроме того, опубликованные разъяснения касаются начала применения нового порядка определения платы за коммунальные услуги и порядка расчетов за коммунальные ресурсы, перехода к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.

Минстрой разъясняет

Минстрой России подготовил разъяснение изменений в законодательные акты по вопросам предоставления коммунальных услуг.

«Вопросы жилищно-коммунального хозяйства были и будут в числе наиболее злободневных, так как наша отрасль – единственная, с которой каждый из 145 миллионов россиян сталкивается ежедневно. Информирование потребителей об их правах и обязанностях, а также обо всех изменениях в ЖКХ – наша важнейшая задача, – прокомментировал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис . – Министерство регулярно публикует информационные материалы, в том числе, подготовленные по результатам анализа поступающих в Минстрой России вопросов граждан. Уверен, что именно максимально открытая позиция поможет нам создать по-настоящему комфортное и понятное ЖКХ».

В разъяснениях (документ называется «Приложение к Письму заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 №28483-АЧ/04. Информация об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"» , – ред.) даны ответы на вопросы собственников об изменениях в определении оплаты за отопление, в том числе, по договору ресурсоснабжения, и изменениях платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в многоквартирном доме. Также дается разъяснение новых оснований заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, которые не являются исполнителями коммунальных услуг.

Другой важной темой, волнующей граждан и нашедшей отражение в документе, стали основания применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, а также определение объемов сточных вод в договорах водоотведения, заключаемых между осуществляющей водоотведение организацией и исполнителями коммунальных услуг. Минстрой России обратил особое внимание потребителей, что в случае недопуска сотрудника ресурсоснабжающей компании для проверки состояния прибора потребления тепловой энергии два и более раз, расчет будет произведен с использованием повышающего коэффициента.

Кроме того, разъяснения касаются начала применения нового порядка определения платы за коммунальные услуги и порядка расчетов за коммунальные ресурсы, перехода к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.

В конце 2016-начале 2017 года Минстрой России дал разъяснения по ряду вопросов жилищной сферы, издав соответствующие письма.

Письмо Минстроя России от 17.11.2016 N 38396-ОД/04

Подтверждая свою позицию, ранее высказанную в письме , Минстрой разъяснил, что собственники помещений, не имеющие свидетельства о регистрации права собственности, для целей участия в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и оформления своего решения предоставляют выписку из ЕГРП.

Минстрой отмечает, что 15 июля 2016 года вступила в силу норма, согласно которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из ЕГРП. Выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных, прекращена. Одновременно с этим Жилищным кодексом РФ установлено, что в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, указываются в том числе сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме. Таким документом, в случае отсутствия свидетельства о регистрации права, является выписка из ЕГРП.

Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45049-АТ/04

Минстрой указывает, что для расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника в многоквартирном доме используется площадь помещения, которым владеет собственник, а не площадь помещений общего пользования.

Минстрой разъясняет, что согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.

Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается не менее чем на 1 год, годовая сумма делится на 12 месяцев, в результате получается ежемесячная сумма, которая делится на площадь помещений в собственности. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещений в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Размер платы за содержание общего имущества, предъявляемый к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет.

Указанная позиция доказана в размещенной на сайте АКАТО статье «», входящей в цикл «Мифы ЖКХ».

Письмо Минстроя России от 30.12.2016 N 45051-АТ/04

Минстрой указывает, что ЖК РФ содержит прямое указание о направлении копии решения о смене управляющей организации в действующую управляющую организацию.

Минстрой разъясняет, что согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. При этом согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в МКД подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД.

На основании Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в случае принятия общим собранием решения о смене способа управления МКД, истечения срока договора управления МКД или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии такого решения.

Организация, ранее управлявшая МКД и получившая такое уведомление, передает техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также иные необходимые документы и сведения организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ЖК РФ.

Письмо Минстроя России от 09.01.2017 N 44-ОД/04

Минстроем России разъяснены вопросы, касающиеся выполнения мероприятий по повышению энергетической эффективности и энергосбережению в МКД.

Сообщается, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электроэнергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Управляющая организация — исполнитель коммунальных услуг имеет право использовать средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и на другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ, если иное прямо не предусмотрено договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Необходимо отметить, что в своем письме Минстрой ссылается на пп. «у(1)» п. 31 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, который утратил силу с 01.01.2017 (т.е. на момент изготовления письма Минстроя уже не действовал) в соответствии с .

Письмо Минстроя России от 13.01.2017 N 570-АЧ/04 «Об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Минстрой России информирует об изменении сроков внесения сведений в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.

Сообщается о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в частности:

Обязанность лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, сведений в ГИС ЖКХ, по размещению информации в ГИС ЖКХ переносится с 1 июля 2016 года на 1 июля 2017 года, а в городах федерального значения — на 1 июля 2019 года;

Переносится срок наступления административной ответственности для поставщиков информации в ГИС ЖКХ за неразмещение или размещение не в полном объеме информации — с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, а в городах федерального значения — на 1 июля 2019 года;

Переносится срок, с начала течения которого платежный документ считается не представленным потребителю жилищно-коммунальных услуг, в случае если информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем, не размещена в ГИС ЖКХ или размещенная информация не соответствует платежному документу на бумажном носителе — с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, а в городах федерального значения — на 1 января 2020 года.



 

Возможно, будет полезно почитать: