Юридическое лицо как субъект мчп. Международные юридические лица: понятие, виды Международные юридические лица понятие виды

2. Юридические лица в МЧП

Юридические лица как субъекты МЧП подразделяются на две ба­зовые категории:

1) национальные юридические лица:

Отечественные юридические лица;

Иностранные юридические лица;

2) международные юридические лица.

Под национальностью юридического лица понимается его принадлежность к определенному государству. Определение национальности юридического лица необходимо, во-первых, для выяснения вопроса, является ли оно отечественным или иностранным субъектом права; во-вторых, для установления его личного статута, отвечающего на вопросы о статусе данного образования- является ли оно юридическим лицом, каков порядок его возникновения и прекращения, объем правоспособности, организационная структура и пр.

Законодательство Украины устанавливает различные критерии для определения иностранного юридического лица в отдельных сферах правового регулирования.

В качестве общего критерия определения национальности юридичес­ких лиц в отечественном праве применяется критерий места учрежде­ния. ГК Украины закрепляет, что правоспособность иностранных предприятий и организаций при заключении сделок по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям определяется по закону страны, где уч­реждены предприятие или организация. Таким образом, личным зако­ном юридических лиц является закон страны, в которой они были уч­реждены.

Сегодня вопрос о признании иностранных юридических лиц мо­жет решаться как во внутреннем праве, так и в международных дого­ворах. Общепризнанным принци­пом МЧП является, автоматическое и безусловное признание иностран­ных юридических лиц. Юридическое лицо, получившее статус субъекта права по законам одного государства, признается в качестве иност­ранного субъекта права на территории иного государства.

Иностранные юридические лица подтверждают свой статус выпиской из торгового, банковского или судебного реестра того государства, в котором было создано юридическое лицо и правопорядок которого наделяет его гражданской правосубъектностью, а также учредительными документами, заверенными в установленном порядке. Если иное не установлено международным договором; данные документы должны быть легализованы и переведены на язык той страны, где предполагается их использование.

Правовой статус иностранного юридического лица определяется:

1) личным законом (статусом) юридического лица (законом стра­ны его государственной принадлежности);

2) законом государства, на территории которого осуществляется деятельность юридического лица.

Международными юридическими лицами являются:

1) юридические лица, созданные непосредственно международным договором или на основании национального закона, принятого в соответствии с международным договором, учредителями которых выступают государства или иные суверенные субъекты прав;

2) юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятель­ность в соответствии с нормами международных договоров, учредителями которых выступают субъекты частного права (европейская компания, европейское объединение с общей экономической целью и др.). Такие юридические лица не имеют национальности, их личным статутом является международный правопорядок.

Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц на территории Украины определяется внутренним законодательством и международными договорами Украины и зависит от правовых характеристик самого юридического лица (международное или иностран­ное юридическое лицо, юридическое лицо публичного или частного права, коммерческая или некоммерческая организация и пр.) и вида осуществляемой им деятельности (хозяйственная, в том числе пред­принимательская, инвестиционная, благотворительная, религиозная и др.).

В отношении иностранных юридических лиц могут действовать следующие виды режимов:

Национальный (всегда имеются существенные исключения);

Наибольшего благоприятствования;

Недискриминации;

Специальный.

Правовое регулирование деятельности иностранных юридических лиц осуществляется:

В отношении хозяйственной деятельности - Хозяйственный кодекс, «О внешнеэкономической деятельности», «О режи­ме иностранного инвестирования», «О соглашениях о разделе продук­ции», «О концессиях» и др.;

В отношении иной деятельности - законами «Об объединениях граждан», «О благотворительности и благотворительной деятельнос­ти», «О свободе совести и религиозных организациях» и иными зако­нодательными актами - в зависимости от правового статуса самого юридического Лица и содержания его деятельности.

Особую группу составляют нормы налогового права Украины, определяющие порядок налогообложения иностранных юридических лиц (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», двусторонние конвенции и соглашения об избежании двойного нало­гообложения).

Представительства иностранных юридических лиц в Украине могут быть подразделены на четыре основные группы, различающиеся по процедуре регистрации и правовому статусу:

1. Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности - это учреждение или лицо, представляющее интересы иност­ранного субъекта хозяйственной, деятельности в Украине и имеющее на это должным образом оформленные соответствующие полномочия. Предста­вительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не яв­ляется юридическим лицом и не занимается самостоятельной коммер­ческой деятельностью, во всех случаях оно действует от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

2. Постоянное представительство нерезидента в Украине - постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. К постоянным пред­ставительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая сква­жина, карьер или иное место разведки или добычи полезных ископае­мых. Термин «представительство» в данном случае используется для обозначения постоянного присутствия иностранного юридического лица в национальной экономике, осуществление им на территории Украины хозяйственной деятельности, доходы от которой облагают­ся налогами по законодательству Украины.

3. Филиалы, отделения, представительства и иные структурные ячейки общественных (неправительственных) организаций иностран­ных государств в Украине .

4. Представительства международных межправительственных организаций . Открываются и действуют на территории Украины на основании международных соглашений Украины с соответствующими международными организациями. Обладают иммунитетами и приви­легиями, присущими данным международным организациям как суве­ренным субъектам международного публичного права.

В МЧП выделяются два типа международных организаций:

1. международные межгосударственные (межправительственные) организации (ММО) - создаются на основании международного договора, участниками которого и, соответственно, членами данных организаций выступают государства или другие суверенные субъекты международного публичного права;

Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития /МБРР/, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов /"Еврохемик"/. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования /"Еврофирма"/, Банк международных расчетов /БМР/.

В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ - Международному банку экономического сотрудничества длбэс/ и Международному инвестиционному банку /МИБ/.

В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компании и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся "Дженерал моторз" /США/, "Фольксваген" /ФРГ/, "Филипс" /Нидерланды/.

Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.

Не являются международными юридическими лицами и так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами" в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.

Международные юридические лица - это коллективное образование, созданное государствами, принадлежащее к группе финансово-промышленных развитых стран (7 или большая 8ка+РФ) на основе международного договора, с целью кредитования и финансирования стран, ставших на путь рыночных реформ при наличии определенных условий.

Виды международных юридических лиц:

  • 1. Межд. валютный фонд,
  • 2. Всемирный банк,
  • 3. Европейский банк реконструкции и развития.

есть и другие наверно...

Их особенность в том, что в основе из деятельности лежит международный договор, который одновременно является и уставом, создаваемой правосубъектной организацией.

Специфическая цель - кредитовать и финансировать, но только тем странам, которые встали на путь капитализма. То есть можно говорить, что они преследуют некие политические цели, так как социалистическим странам они не помогают.

Все их кредиты целевые, а финансируют при определенных условии и выполнения ряда обязательств, а именно:

  • 1) не допускать внеплановой эмиссии национальной валюты(очень жесткое требование);
  • 2) недопущения резкого изменения курса национальной валюты по отношению к другим валютам(плавное изменение - возможно)
  • 3) недопущение голопирования цен в стране, то есть повышения во много раз.

Обязательства(гос-ва, получившего транш(кредит):

  • 1) обязательство выполнить цель по кредиту (н-р, построить мусоросжигающий завод)
  • 2) уплачивать процент по кредиту (процент определяется в зависимости от состояния страны, возможен и беспроцентный кредит)
  • 3) согласиться на контрольный механизм.

Юридические лица - носители имущественных прав и обязанностей, вы­ступающие от своего имени и существующие независимо от лиц, входящих в их состав.

Международными юридическими лицами современная западная док­трина признает те юридические лица, которые созданы либо непосред­ственно в силу международного договора, либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международ­ным договором.

Особенность правового статуса международных юридиче­ских лиц заключается в том, что он определяется как внутренним правом отдельных государств, так и международными нормативными соглашениями. Имеется в виду, что юридические лица как субъекты МЧП принадлежат другому государству и их деятельность регулируется иностранным правом.

В международном праве выделяются следующие виды юридических лиц: международные предприятия, транснациональные компании (ТНК), транс­национальные корпорации, коммунитарные предприятия, финансово-про-

мышленные группы СНГ, транснациональные объединения СНГ. Специ­фическим видом транснациональных компаний являются оффшорные компании, создаваемые в специальных офшорных зонах. Кроме того, рас­пространенной формой экспорта капитала является организация смешан­ных обществ (на паях с местным капиталом или с фирмами различных государств). Под смешанными обществами понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юри­дическим лицам или гражданам различных государств.

Любое международное юридическое лицо обладает правосубъектно­стью, которая подразделяется на обилую правоспособность и специаль­ную. При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физиче­ское, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосыл­кой которых являются естественные свойства человека. Легализация общей правоспособности юридического лица, облегчающая движение капиталов в поисках наиболее выгодных с точки зрения получения прибыли сфер приложения, является основной тенденцией современной стадии мирово­го хозяйствования.

При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели. Чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, к какому государству это образование относится. При этом личным статутом (зако­ном) определяется внутренняя организация международного юридическо­го лица, формы, сферы его деятельности, правоспособность, обязательный вклад учредителей и других участников, начальный капитал и его форма, права и обязанности учредителей и членов и т. д. Национальность и личный статут взаимосвязаны между собой - национальность юридического лица определяет его личный статут. При осуществлении деятельности между­народных юридических лиц особое значение имеет вопрос об определении правосубъектности иностранного юридического лица. Правосубъектность

обычно признается на основании двусторонних договоров. В торговых до­говорах предусматривается взаимное предоставление определенного режи­ма юридическим лицам договаривающихся государств, а также взаимное признание правосубъектности юридических лиц, и именно в этих целях в них устанавливаются критерии определения национальности.

Классическая доктрина международного частного права определяет личный закон образования в зависимости от его государственной принад­лежности, национальности.

Термин национальность в МЧП применяется к юридическим лицам условно. Под национальностью юридического лица понимается его принадлежность к определенному государству. Доктриной международного частного права подавляющего большинства стран призна­но, что юридические лица подчиняются национальным законам, то есть законам государств, к которым они принадлежат. В МЧП выделяют док­трины, способствующие определению личного закона юридического лица, используя следующие основные критерии.

1. Критерий инкорпорации. Используется в странах англосаксонской системы права, России, странах Восточной Европы и др. В данном случае личный статут определяется правом того государства, где соз­дано юридическое лицо и зарегистрированы (инкорпорированы) его учредительные документы. При этом факторы, имеющие отношение к месту осуществления хозяйственной деятельности и управлению юридическим лицом, во внимание не принимаются.

2. Критерий местонахождения юридических лиц. Его в основном при­держиваются государства Западной Европы континентальной системы права. Данный критерий означает, что определение национальности юридического лица ставится в прямую зависимость от его местонахо­ждения, под которым понимается то место, где находится его правле­ние.

3. Критерий основного места деятельности юридического лица. Этот критерий был воспринят законодательством Италии и получил приме­нение в практике развивающихся стран. Определяющим для установ­ления национальности является место осуществления юридическим лицом своей основной деятельности. Под этим местом понимается страна, где постоянно находится администрация, официально ведутся дела предприятия, административные документы и т. д.

4. В некоторых случаях в законодательстве и судебной практике пере­численные выше критерии не применяются, поскольку часто идет ссылка на тот факт, что они исходят из формальной точки зрения. Тогда для установления принадлежности юридического лица исполь­зуется «теория контроля», которую некоторые авторы называют кри­терием контроля. Она впервые была сформулирована в английской судебной практике во время Первой мировой войны. В современной

международной практике принцип (критерий) контроля применяется с оговорками в Вашингтонской конвенции 1965 г. о порядке разреше­ния инвестиционных споров между государственными и иностран­ными лицами, а также в отдельных двусторонних соглашениях о за­щите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки сделать определение национальности юридических лиц единообразным.

Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством это­го государства. Правовое положение иностранных юридических лиц может определяться и торговыми договорами; в которых устанавливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан на принци­пе наибольшего благоприятствования или на принципе национального режима.

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к определенному государству , право этого государства компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правоспособностью юридического лица. Такое право получило название «личный закон » или «личный статут» юридического лица.

Для определения национальности в международном частном праве было разработано несколько доктрин:

1) доктрина оседлости – в ее основу положен критерий местонахождения (применяется в континентальных странах Западной Европы). Юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление или административный центр;

2) доктрина инкорпорации – применяется в России, Великобритании, США . Согласно данной доктрине юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано;

3) доктрина центра эксплуатации – в основу данной доктрины положен критерий места деятельности (центр эксплуатации). Применяется в Индии. Смысл заключается в том, что юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная деятельность;

4) теория контроля . Бывают ситуации (вооруженные конфликты), которые вызывают потребность появления «враждебных иностранцев », с которыми запрещается ведение общих дел. Вопрос о «враждебных иностранцах» или теории контроля впервые возник в английской судебной практике, в известном деле Дайнвера 1916 г.

Критерии, обоснованные доктриной, с целью определения принадлежности юридического лица к определенному государству превратились в коллизионные привязки, все они решают только один коллизионный вопрос: право какого государства подлежит применению для определения правового положения юридического лица.

Согласно ч. 3 Гражданского кодекса РФ на основе личного закона определяются:

  • правовой статус организации в качестве юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • вопросы создания, реорганизации, ликвидации юридического лица ;
  • вопросы правопреемства;
  • содержание правоспособности юридического лица;
  • порядок приобретения юридическим лицом ряда прав и обязанностей;
  • отношения внутри юридического лица, включая отношения его участников;
  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам .

В соответствии с п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено это юридическое лицо.

Гражданский кодекс выбирает тот критерий, который связывает юридическое лицо с местом его учреждения.

Если юридическое лицо, учрежденное российскими лицами со 100 %-ным российским капиталом , зарегистрировано в оффшорной зоне, например на Кипре, то возникает вопрос, по какому праву будет определяться его правоспособность, в данном случае – право страны, где учреждено юридическое лицо, будет всегда его личным законом независимо от его принадлежности.

Правила, касающиеся положения иностранных юридических лиц, содержатся в разных международных договорах , например о поощрении и защите капитала, правовой помощи, избежании двойного налогообложения.

Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несет обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.

При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека.

При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:

Разрешительный;

Явочно-нормативный;

Явочный.

При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.

При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.

Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранного юридического лица, а также иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, определяется их личным законом, которым считается право страны, где учреждено юридическое лицо (или организация).

На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

Статус организации в качестве юридического лица;

Организационно-правовая форма юридического лица;

Требования к наименованию юридического лица;

Вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

Порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

Внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

Способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

По российскому законодательству юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении (ст. 1202 ГK РФ).

Иностранные фирмы, банки и организации могут открывать представительства с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности Министерством внешней торговли, Центральным банком, Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой РФ, а также другими министерствами и ведомствами. В разрешении указываются: цель открытия представительства; условия, на которых фирме разрешается это сделать; срок, на который выдается разрешение; количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан - служащих фирм.

Представительство выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Представительства открываются, как правило, на срок не свыше трех лет, который может быть продлен.

Субъекты разных государств могут использовать различные формы совместной деятельности. Это могут быть договорные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта деятельности. Используется и создание юридических лиц этими субъектами (смешанные общества, совместные предприятия и др.).

Общее для этих форм - объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, совместное управление с целью достижения определенного результата, совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Во внешнеэкономической сфере консорциумы создаются на договорной основе для реализации крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций. Консорциумы в нашем законодательстве как правовая форма не урегулированы. На практике, а также в силу постановлений Правительства РФ об отдельных консорциумах, применяются два вида консорциумов: консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера, и консорциумы, создаваемые для внешнеторговой деятельности на длительный период времени.

В международной практике известны два вида консорциумов, создаваемых для отношений с иностранными партнерами временного характера: закрытые и открытые. В первом случае контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми партнерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.

Примером консорциума, создаваемого для внешнеторговой деятельности на длительный период времени, является так называемый советский внешнеэкономический консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений.

Предыдущая


 

Возможно, будет полезно почитать: