Федеральный закон 44 фз с изменениями. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

    Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС - единой информационной системе.

    Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков , в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

    Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

    Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

    Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

    Контроль в закупках

    Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион .

    Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

    Кто может быть участником тендера

    Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

    Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ .

    Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

    Поставщик - это лицо:

    • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
    • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
    • без судимостей (если речь идет о юридическом лице - судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
    • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
    • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
    • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
    • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
    • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

    При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

    Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

    Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

    Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП - лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

    Ну а если вы подходите под все требования заказчика - пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

    Как проводятся закупки

    Обновленный з акон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение - некоторые закрытые аукционы.

    Подробная схема торгов:

    • Заказчик составляет план-график;
    • Определяет вид тендера;
    • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее - НМЦК);
    • Размещает информацию о предстоящих торгах;
    • Размещает сам тендер;
    • Стороны подписывают соглашение;
    • Заказчик определяет поставщика;
    • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

    Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

    Планирование

    Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

    Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

    Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах .

    Из плана-графика поставщик может узнать:

    • что именно планируется закупить;
    • требования к исполнителям;
    • способ закупки;
    • НМЦК;
    • условия для участия;
    • сроки;
    • обеспечение контракта;
    • критерии оценки результата.

    Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

    Определение НМЦК

    Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

    Заказчик определяет цену:

    • путем анализа рыночных цен;
    • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
    • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
    • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
    • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

    Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

    Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры . Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

    А если за последние 12 месяцев контрактов не было - нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

    Публикация извещения о тендере

    На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС . Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

    • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
    • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

    Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

    Извещение включает в себя:

    • способ выбора исполнителя, подрядчика;
    • время, место и способ принятия заявок;
    • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
    • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
    • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
    • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
    • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
    • сведения по оборонному заказу.

    Какие бывают тендеры

    Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

    Открытый конкурс

    Когда важна не только цена закупки, но и качество:

    1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
    2. Требования одинаковые для всех участников;
    3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
    4. Победитель - поставщик, предложивший максимально выгодные условия.

    Открытый конкурс с ограниченным участием

    Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

    Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

    К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

    • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
    • опыт реализации подобных проектов;
    • достаточный уровень квалификации работников;
    • право собственности на необходимое оснащение.

    Открытый двухэтапный конкурс

    1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
    2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
    3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

    Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

    Закрытый конкурс

    Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

    Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

    Если подрядчик соответствует заявленным требованиям - он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

    Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

    Электронный аукцион

    По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона .

    Важный этап - заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

    Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

    Основные этапы:

    1. Заявка поставщика разделена на две части. анонимна, а вторая - персонализирована;
    2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
    3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
    4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
    5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки , она содержит лицензии, документы организации;
    6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части - побеждает участник, который занял второе место;
    7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

    Запрос котировок

    Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

    Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость - не больше 500 тыс. рублей.

    Запрос предложений

    Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений , поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

    Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

    Обеспечение заявки

    Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки . Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

    Если исполнитель отказывается от заключения договора - сумма переводится заказчику в качестве компенсации , а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

    Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией .

    Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен .

    Перевод суммы на спецсчет

    Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

    Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок - обеспечение сочтется не внесенным.

    Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

    • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
    • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

    Банковская гарантия

    Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

    Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

    Которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина , он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

    Заключение контракта

    Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит :

    • предмет договора - это описание объекта закупки по 44-ФЗ
    • стоимость;
    • форма договора;
    • способ оплаты и приема результата;
    • права и обязанности участников;
    • их ответственность.

    Ц ена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

    Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

    1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
    2. Увеличен или уменьшен объем закупки - до 10%;
    3. Изменились условия финансирования;
    4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

    Сроки заключения договоров

    Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

    Закон регламентирует следующие сроки:

    • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней ;
    • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней ;
    • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней ;
    • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие - от 7 дней ;
    • при открытых аукционах и конкурсах - от 10 дней .

    Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

    • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
    • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

    После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены - осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

    По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

    Разрешение спорных моментов

    По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

    Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

    Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает - обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

    Расторжение соглашения

    Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось - возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

    • по обоюдному согласию сторон;
    • в соответствии с решением суда;
    • одностороннего отказа (при наличии оснований).

    Какие сферы вне закона 44-ФЗ

    Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

    • международные финансовые организации;
    • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

    Нельзя закупать в рамках этого закона:

    • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
    • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
    • услуги избирательной комиссии.

    Выводы

    Закон 44-ФЗ - масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном - для «чайников ».

    Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас обучение по 44-ФЗ или заказать сопровождение торгов . В этом случае вам ни о чем не придется волноваться - мы проведем процедуру в полном соответствии с 44-ФЗ и гарантируем допуск вашей заявки на торги.

    15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

    Что регулирует 44-ФЗ?

    • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
    • Отбор поставщиков.
    • Заключение контрактов и их исполнение.
    • Контроль закупок.

    Что не регулирует 44-ФЗ?

    • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
    • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
    • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
    • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
    • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
    • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
    • Плату за участие в закупках.

    Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

    • Президент Российской Федерации;
    • Правительство Российской Федерации;
    • Федеральные органы исполнительной власти;
    • «Росатом»;
    • «Роскосмос»;
    • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

    44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

    Принципы контрактной системы

    Важные определения

    Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

    Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

    Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

    Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

    Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

    Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

    Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

    Единая Информационная Система (ЕИС)

    Сейчас содержит

    • Информацию о закупках, возможность их поиска,
    • Шаблоны контрактов,
    • Правила нормирования,
    • Информацию о рыночных ценах на товары,
    • Планы закупок, планы-графики,
    • Отчетность по исполненным контрактам,
    • Реестр недобросовестных поставщиков.
    • Единая регистрация и реестр участников закупок.
    • Единый каталог товаров, работ и услуг.
    • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

    Появится в 2020 году

    • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

    Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

    Организация ЭДО

    Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

    • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
    • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

    Национальный режим

    Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

    Способы проведения закупок

    В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

    Планирование

    Планы закупок*

    Планы-графики

    Это основание для планов-графиков.

    Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
    • Идентификационный код,
    • Цель,
    • Объект/ объекты,
    • Объем финансового обеспечения,
    • Сроки осуществления,
    • Обоснование,
    • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
    • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

    В описании каждой закупки есть:

    • Название, номер, требования к товарам и участникам,
    • Способ закупки,
    • НМЦ каждого контракта,
    • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
    • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
    • Месяц и год объявления закупки,
    • Информация о банковском сопровождении контракта,
    • Применение критериев оценки закупки и др.
    Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
    Планы можно менять.

    Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

    Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

    Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

    Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

    В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

    В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

    Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

    * С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

    При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

    Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

    Продолжается реформа госзаказа. 8 лет мы работали по правилам Федерального закона от 21 июля 2005 г.

    № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ № 94). Но по мнению законодателя новая ступень развития госзаказа требует новой детальной регламентации. В результате 5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ ), который призван полностью заменить ныне действующий закон о госзакупках.

    Сейчас кажется: новый закон - новые правила, все нужно начинать с нуля. Но хочется сразу всех успокоить: с принятием 44-ФЗ нам не придется забывать тот порядок, по которому мы работали все эти годы, и то, чему учились и что знали раньше. Дело в том, что некоторые процедуры перешли в 44-ФЗ почти в неизменном виде (например открытый аукцион в электронной форме), другие - с рядом изменений, но без потери общего принципа размещения закупок (например запрос котировок). Поэтому для эффективной работы нам с вами нужно только понять, что именно и насколько изменилось, и начинать подготовку к работе по новым правилам.

    В данной статье речь пойдет лишь о некоторых изменениях 44-ФЗ , которые влияют на организационные процессы проведения закупок, с которыми мы столкнемся уже в конце этого года. Мы поговорим о том, что нужно знать уже сегодня, чтобы с 01.01.2014 г. начать работать, не создавая поводов для применения штрафных санкций.

    Для начала небольшая ремарка: размещение заказа по 44-ФЗ называется «способ определения поставщика», понятие «торги» в 44-ФЗ больше не используется, совокупность всех способов определения поставщика называется «закупки».

    Итак, изменения, влияющие на организацию работы в переходный период:

    В первую очередь у заказчиков возникает вопрос: как планировать закупки на 2014 год?

    Планирование закупок по правилам закона 44-ФЗ практически полностью отличается от действующей системы.

    Планирование по закону о контрактной системе состоит из 2 этапов:

      составление планов закупок

      составление планов-графиков.

    Планы-графики формируются заказчиками на основании планов закупок.

    Не будем сильно вдаваться в подробности этих процедур, так как планирование по новым правилам будет введено только с 2016 года (с отдельными оговорками, ч. 12 ст. 112 44-ФЗ), поэтому что как минимум планирование на 2014 год нужно будет осуществлять как и на текущий 2013 год - по действующим правилам Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

    Виды способов определения поставщика по ФЗ № 44

    Во многом изменился перечень способов проведения закупок, в соответствии с 44-ФЗ можно будет размещать закупки следующими способами:

      Конкурентные способы определения поставщика:

      открытый конкурс;

      конкурс с ограниченным участием;

      двухэтапный конкурс;

      закрытый конкурс;

      закрытый конкурс с ограниченным участием;

      закрытый двухэтапный конкурс;

      аукцион в электронной форме;

      закрытый аукцион;

      запрос котировок;

      запрос предложений.

      Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) .

      Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

    С 01.01.2014 г. все закупки мы должны размещать указанными способами по правилам 44-ФЗ. Но что же делать с закупками, которые размещены в конце года и процедуры по которым в 2013 году не будут завершены? На основании ч. 1 ст. 112 44-ФЗ такие закупки нужно завершать по следующим правилам:

    1. Если прием заявок заканчивается в 2014 году, то продолжаем принимать заявки и формируем все необходимые протоколы по правилам ФЗ № 94;

      Если формирование части протоколов приходится на 2014 год, то формируем оставшиеся протоколы в 2014 году по правилам ФЗ № 94;

      Если процедура выбора поставщика завершена в 2013 году, а контракт будет заключен в 2014 году, то контракт сохраняет силу, к нему применяются нормы ФЗ № 94;

      То же самое касается долгосрочных договоров: они сохраняют юридическую силу и исполняются по тем правилам, которые в них предусмотрены.

    Комиссия по осуществлению закупок и контрактная служба

    Еще один из самых важных моментов в работе заказчиков, с которого нужно будет начать 2014 год, - это создание, во-первых, контрактной службы, во-вторых, комиссии по осуществлению закупок.

    Контрактную службу заказчики обязаны создавать, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб. При этом создание самостоятельного структурного подразделения не обязательно. Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., то заказчик вправе создать либо контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего.

    Что здесь важно: работники контрактных служб должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Однако для контрактных служащих сделано одно исключение: в соответствии с ч. 23 ст. 112 44-ФЗ до 2016 года они могут подтверждать наличие соответствующего образования документами о переподготовке, повышении квалификации и т. п., полученными по ФЗ № 94. Соответственно, контрактным служащим при наличии соответствующего образования нужно будет до 2016 года переучиться по новой программе.

    Что касается членов комиссии, то минимум 50 % из них должны быть обученными по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех заказчик обязан еще в 2013 году.

    В заключение хотелось бы добавить: чтобы к 01.01.2014 года быть во всеоружии, рекомендуем уже сейчас начать изучение нового закона и разработать шаблоны документов для проведения новых процедур (форму документации, протоколов, договоров и т. п.). Иначе эффективно провести закупки по контрактной системе в начале 2014 года будет очень сложно.

    Мищенко Галина Викторовна
    руководитель отдела консультирования и правовой поддержки
    ЮТЦ «Ориентир»

    22.05.2013 г.

    У вас остались вопросы по работе по ФЗ 44?Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

    ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ -
    ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.

    В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

    Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

    № 44-ФЗ: основные положения и понятия

    Этот закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят взамен устаревшего закона «О размещении государственных заказов». В документе сформулирована основная цель новой, контрактной системы – создание, размещение, распределение и исполнение государственного заказа в условиях единого цикла.

    1. Заказчик обязуется составлять план закупок в рамках действующего бюджета.
    2. К товарам и услугам, закупаемым через систему госторгов, предъявляется ряд строгих требований, например, по части предельно допустимой стоимости.
    3. Все закупки на суммы, превышающие 1 млрд рублей, должны проходить процедуру Общественных слушаний.

    Для размещения заказов № 44-ФЗ устанавливает четкий перечень способов:

    1. Электронные и закрытые аукционы.
    2. Конкурсы разных видов.
    3. Запрос котировок.
    4. Закупки у единственного поставщика. Заключать контракт с одним поставщиком № 44-ФЗ позволяет в ряде случаев, когда конкурсные процедуры не состоялись по объективным причинам.

    Кроме того, в документе максимально четко прописаны требования формирования начальной аукционной цены, а также обязанности участников торгов предоставлять крупное обеспечение обязательств, если они значительно снижают цену в ходе торгов. Для поставщиков, работающих со сложным и инновационным оборудованием или предоставляющих высокотехнологичные услуги, предусмотрена проверка квалификации в качестве допуска к торгам.

    Еще одно важное новшество касается преимуществ, которые предоставляются некоторым организациям при закупках. Если раньше на льготы имели право учреждения УИС, общества инвалидов и предприятия малого бизнеса, то сейчас этот список пополнили НКО, занимающиеся социальными проектами. Вместе с тем, на закупки товаров иностранного производства наложено ограничение.

    Важное изменение в № 44-ФЗ касается работы самих электронных площадок.

    Кратко о 44-ФЗ

    Теперь площадки в обязательном порядке возвращают участникам торгов и сумму обеспечения, и полученную с нее прибыль. Кроме того, с целью повысить прозрачность всей системы, создан общероссийский банк данных. В нем можно найти информацию о планируемых и реализованных закупках, списки недобросовестных поставщиков, данные аудиторских проверок.

    № 44-ФЗ вступил в силу в январе 2014 года. Отдельные положения вступили в действие позже, в течение 2014 года.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
    Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
    Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
    Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
    Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
    Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
    Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
    Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
    Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
    Статья 13. Цели осуществления закупок
    Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
    Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

    Глава 2. Планирование

    Статья 16. Планирование закупок
    Статья 17. Планы закупок
    Статья 18. Обоснование закупок
    Статья 19. Нормирование в сфере закупок
    Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок
    Статья 21. Планы-графики
    Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
    Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
    и т.д.

    Скачать Федеральный Закон N 44-ФЗ‎

    44 фз в таблицах и схемах 1-30 ст.

    Глава 1. Общие положения.

    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации.

    Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.

    Статья 26.

    Централизованные закупки.

    Статья 27.

    ФЗ 44 О госзакупках для чайников

    Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках.

    Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках.

    Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.

    Скажите, пожалуйста, кто ОБЯЗАН работать по 44-ФЗ, а кто по 223-ФЗ? какие организации?

    Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

    и почему? в Законе искал, но там все описано непонятно, хочется понять на доступном языке.

    На доступном языке можно объяснить так: по Закону №44-ФЗ проводятся закупки за счет бюджетных средств, а по Закону №223-ФЗ - за счет внебюджетных денежных средств (например, доходы заказчика от законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он может распоряжаться самостоятельно). Закупки по Закону №223-ФЗ проводят организации, в которых государство имеет долю участия более 50 %. Чтобы проводить Закупки по Закону №223-ФЗ необходимо утвердить специальное Положение о закупках, которым будут регулироваться все основные вопросы, связанные с проведением закупок. Сам по себе Закон №223-ФЗ является рамочным (общим) и содержит общие положения, не регулируя содержание действий заказчика. Если же Положение о закупках у заказчика не утверждено, то закупки за счет внебюджетных средств указанных организаций должны проводится по Закону №44-ФЗ, который более детально регулирует действия заказчика и считается менее «выгодным» для заказчика с точки зрения свободы действий при проведении закупки. Таким образом, заказчик обязан работать в соответствии с Законом №44-ФЗ, если он проводит закупки за счет бюджетных средств, либо также внебюджетных средств при условии отсутствия у него Положения о закупках.

    44-ФЗ: госзакупки по правилам

    Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
    теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия («котировка», «аукцион», «конкурс» итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса gozapedia.ru если в статье не указано иное).
    223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
    Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

      Субъекты 223-фз:
    • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
    • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
    • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
    • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

    Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
    *Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
    Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

    Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
    НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
    Это средства полученные:

    • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
    • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ.

      и юр.лиц (за исключением средств ОМС).

    В том числе любая «наличность» в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

    Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
    1)Положение о закупках — документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
    *В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
    2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
    *в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
    Если размещение указанных документов не выполнено, то вся «внебюджетка» тратится по 44-фз.

    Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
    Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

    Обязанности заказчика 223-фз , которые нельзя изменить положением о закупках:

    • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ, а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
    • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
    • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

    Возможности заказчиков 223-фз:

    • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных — у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
    • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
    • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
    • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
    • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
    • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
    • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

    223-фз не регулирует отношения, связанные с:

    • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
    • закупками в области военно-технического сотрудничества,
    • отбором аудиторской организации,
    • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
    • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
    • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
    • экспортным кредитованием и инвестициями.

    В декабре 2017 года были приняты окончательные поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.

    Мы расскажем о самых весомых нововведениях, вступающих в действие в 2018 — 2019 годах.

    С 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие виды процедур:

      открытый конкурс в электронной форме;

      конкурс с ограниченным участием в электронной форме;

      двухэтапный конкурс в электронной форме;

      запрос предложений в электронной форме;

      запрос котировок в электронной форме;

      электронный аукцион.

    С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

    По решению Правительства РФ закрытые процедуры также могут проводится в электронной форме.

    Нововведение значительно упрощает участие поставщиков из других регионов, а также исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб. Стоит отметить, что исключается возможность повреждения конвертов с заявками и предварительный незаконный просмотр заявок заказчиками (в случае неправомерных действий со стороны организатора тендера).

    Однако, это требование вводит другую необходимость: все участники должны получить ЭЦП и аккредитацию на электронных площадках.

    Список площадок, на которых будут проводиться закупки в электронной форме в рамках 44-ФЗ, установлен Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

    Квалифицированная ЭП

    С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках используется только квалифицированная электронная подпись .

    Данное нововведение отразится скорее на процессе получения электронной подписи и на работе удостоверяющих центров. Также возможно данное новшество скажется на ценах на ЭЦП.

    Регистрация в ЕИС

    Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах.

    Те поставщики, которые аккредитован на ЭТП, должны зарегистрироваться в ЕИС до 31 декабря 2019 года. Нужно только к 1 января 2019 актуализировать на ЭТП информацию и документы, предусмотренные статьей 62 Закона № 44-ФЗ.

    Если у участника ничего нет: ни аккредитации, ни спецсчета — то сначала надо зарегистрироваться в ЕИС, а потом уже информация будет передана на площадки для прохождения аккредитации. (Самостоятельно проходить аккредитацию участнику не придется, все данные будут подтягиваться из ЕИС).

    Банковская гарантия на обеспечение заявки

    С 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.

    Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках, т.к. позволит бóльшему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.

    Размер обеспечения заявки с 2018 года

    Новые правила будут применяться и для расчета обеспечения заявки на участие в электронных процедурах определения поставщика.

    В этот список вошли следующие банки:

    1. Публичное акционерное общество "Сбербанк России"
    2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)
    3. "Газпромбанк" (Акционерное общество)
    4. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"
    5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬФА-БАНК"
    6. "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" (публичное акционерное общество)
    7. Публичное акционерное общество Банк "Финансовая Корпорация Открытие"
    8. Акционерное общество "Райффайзенбанк"
    9. Публичное акционерное общество РОСБАНК
    10. Акционерное общество "Всероссийский банк развития регионов"
    11. Публичное акционерное общество "Промсвязьбанк"
    12. Акционерное общество "Акционерный Банк "РОССИЯ"
    13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "БАНК "САНКТПЕТЕРБУРГ"
    14. Публичное акционерное общество "Совкомбанк"
    15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество)
    16. Акционерный коммерческий банк "РосЕвроБанк" (акционерное общество)
    17. Акционерное общество "ОТП Банк"
    18. Акционерное общество "ЮниКредит Банк"

    ООО МКК "РусТендер"

    Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ



     

    Возможно, будет полезно почитать: