Исследовательская работа пожарная и экологическая безопасность. Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях

Проект

по основам пожарной безопасности на тему:

«Пожарная безопасность.

Служба спасения 01»

Подготовила:учитель начальных классов

Калашникова Ольга Викторовна

2014 г.

Актуальность проекта

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Школе и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта :

    Образовательные

    • Познакомить с историей возникновения огня.

      Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

      Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

    Развивающие

    • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

      Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

      Развивать творческие способности дошкольников

    Воспитательные

    • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

      Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

      Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

    Практические

    • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

      Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

      Показать ученикам других классов знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Принципы реализации проекта:

    Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.

    Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.

    Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

    Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Субъекты проекта:

    Учителя

    Дети 7-10 лет.

    Родители.

Ожидаемый результат:

      Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.

      Профилактика панического страха перед огнём.

      Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.

      Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

      Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта : 2 недели.

Реализация проекта

Работа с родителями (день первый)

Выставка литературы по теме.

Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»

Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»

Анкета для родителей по теме.

«Что такое огонь?» (день второй)

Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».

«Полезный огонь» (день третий)

Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»

Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»

Познавательное занятие «Огонь – друг».

«Опасный огонь» (день четвёртый)

Дидактическая игра «Причины пожаров».

Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.

Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, леп ка).

«Правила пожарной безопасности в школе (день пятый)

    Экскурсия по школе : знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

    Игры-соревнования.

    Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа »

«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)

Практическое занятие «Чтобы не было беды».

Просмотр видеофильма

Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».

«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)

Познавательное занятие «Чудо-дерево».

Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».

Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»

«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)

    Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

    Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

    Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

«Огонь в литературе» (день девятый)

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Итоговый день (день десятый)

Открытое мероприятие в школе.

План занятия:

I. Вводная часть

1.Организационный момент

II. Основная часть

1. Огонь – давний друг человека

2.Причины пожаров

4. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»

5.Разбор ситуаций. Тестирование.

6.Закрепление учебного материала

III. Итог занятия

1. Частушки

2.Рефлексия

Цели:

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

Предупредить баловство детей с огнём.

Задачи:

Научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;

Формировать чувство самосохранения;

Пропагандировать труд пожарных;

Познакомить детей с историей противопожарной службы в России и на Кубани;

Побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Оборудование:

ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;

Выставка книг по теме урока.

Пособия:

Презентация

Памятки учащимся

Ход занятия

I. Вводная часть

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам!

Владимир Маяковский

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему, но я хотела бы, чтобы вы сами сформулировали тему нашего занятия, прослушав звуковую подсказку.

Бежит-сверкает,мерцает,переливается,

А заденешь-жжёт,кусается? Огонь.

Сегодня мы поговорим об огне, а точнее тему нашего занятия вы сформулируете позже.

II . Основная часть

1.Огонь-давний друг человека.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь.

А как ещё в древние времена люди добывали огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. Люди научились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям? Какую пользу приносит огонь?

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. - А только ли пользу приносит огонь? Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. Вспомните, ребята, на одном из занятий внеурочной деятельности вы загадывали загадки об огне и о пожаре, также вы для своих проектов находили песни и стихи, пословицы о пожарной безопасности. Так вот я хотела бы, чтобы вы попробовали сформулировать тему нашего занятия одной из пословиц.Итак, возьмите ваши проекты, найдите пословицы, прочитайте их друг другу и выберите самую подходящую к нашему занятию. Я согласна с вами, что эту пословицу можно взять темой нашего занятия. Но, а я для вас нашла ещё несколько пословиц, прочитайте и объясните, как вы их понимаете.

2.Причины пожаров.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар, и сегодня на занятии мы с вами поговорим о правилах пожарной безопасности.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неумелое обращение с огнём в быту.

Неисправность и неправильное использование электрических приборов. Игры со спичками и зажигалками. Пожар может возникнуть по природным причинам - гроза, молния и пр. Запуск фейерверков. 3.Правила пожарной безопасности.

Давайте составим правила пожарной безопасности:

Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым.

Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих.

При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся.

Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

4.Игра-физминутка. Произносим хором, где речь идёт о вас: «Это я, это, я, это все мои друзья!», а если речь пойдёт не о вас, то вы должны повести себя следующим образом. Вспомните, мы беседовали о том, как вести себя,если не удалось потушить огонь, что вы должны делать. (убежать)

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает? Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички? Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву…

Итак, мы спаслись, но пожар не потушили.

Кто нам приходит на помощь?

Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.

На одном из занятий мы свами рисовали пожарные машины, а сейчас я вам предложу собрать такую машину из….

А вот из чего вы будете собирать машину, вы узнаете, когда отгадаете загадку

Она о домик тесный свой
Лишь почесалась головой
И сразу-словно не жила-
Сгорела, бедная, дотла.

Спичка.

Каким бы одним словом заменили слово пожар. Пожар –это (беда, опасность, горе,несчастье)

Итак, пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, а значит это ЧС (чрезвычайная ситуация).


А что главное в ЧС? (не паниковать и правильно, грамотно действовать)
Вызовите пожарную службу.
Дети вызывают по телефону пожарную службу.
- Почему телефон пожарной службы – 01?

    Он простой, его легко запомнить.

    Номер короткий, на пожаре дорога каждая минута.

Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

5. Разбор ситуаций. Тестирование.

- Ну а теперь я предлагаю вам решить несколько ситуаций. Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный.

Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить

А) Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

Б) Фамилию, адрес, объект возгорания.

Г)Где лежат семейные ценности и сбережения

Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…

А)Надо покинуть помещение.

Б)Надо спрятаться в другую комнату.

Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…

А)Надо спрятаться под кровать.

Б)Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).

В)Надо убегать из дома.

Ситуация 4. Если в помещении много дыма…

А)Необходимо быстро убегать.

Б)Необходимо двигаться ползком

В) Открою окно и дверь.

Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….

01 02 03

Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…

А)Постараюсь затушить, забросав пламя землей

Б) Сообщу об этом взрослым.

В)Пройду мимо.

Ответы: 1)2 2)1 3)2 4)2 5) 3 6)1

6.Закрепление изученного материала.

А теперь проверьте свои знания и выполните самостоятельную работу.

Соединив начало фраз с их окончанием, вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

    Огонь нельзя оставлять Если увидишь пламя - Вызывай пожарных От огня Из горящего помещения

    Опасней всего при пожаре


Давайте прочитаем памятку, которая у нас получилась.

ПАМЯТКА

    Огонь нельзя оставлять без присмотра.

    Если увидишь пламя – зови на помощь взрослых.

    Вызывай пожарных по телефону 01.

    От огня нельзя прятаться.

    Из горящего помещения надо быстро уйти.

    Опасней всего при пожаре дым.

III . Итог занятия 1.Специально для нашего занятия, ребята приготовили частушки о безопасности. Надеюсь, что они будут также полезны для вас, как и всё наше занятие.

Частушки про пожарных.

1. Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
вам сейчас покажем.
2. То, что спички не игрушка
Знает каждый,
Знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
3. Когда из дома ты выходишь
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
4. Разводить костер у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
5. Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.
6. Собрались мы здесь сегодня,
Чтобы ловкость показать.
Научиться быть пожарным
И пожар не создавать

2.Рефлексия урока.

На столе у вас магниты. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации, вы должны прикрепить свой магнит на зелёный круг, если сомневаетесь - на жёлтый, если не уверены – на красный.

Ну что я вижу, что в основном все магниты на зелёном круге, что говорит о том, что вы сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации.

Желаю вам во всем удачи

И я прошу вас об одном

« Быть осторожными с огнем!»


Елена Мозговая

Актуальность проекта.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Прогнозируемые результаты:

Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного, и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;

Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;

Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Первый этап проекта «Подготовительный»

Изучение методической литературы по проблеме пожарной безопасности

Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

Подборка рассказов, стихов и загадок о пожаре.

1. С. Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

2. Т. Юрмин "Кто плохой? ";

3. В. Ровицкий "Друзья в твоём доме";

4. И. Демьянов "Коробок – чёрный бок";

5. К. Паустовский "Барсучий нос";

6. Е. Хоринская "Спичка-невеличка";

7. С. Михалков "Дядя Стёпа";

8. Л. Толстой "Пожарные собаки".

9. Т. Фетисов "Куда спешат красные машины".

10. А. Шевченко "Как ловили уголька"

11. Драматизация сказки: «Кошкин дом»

Уходя тушите свет!

Знай, любые провода

Повреждённые – беда!

Ведь они опасны слишком

Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя тушите свет

И приборы тоже.

Мы – пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжёлый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.

Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!

А вот смотри- пожарный щит,

Что при пожаре защитит!

На нём багор, топор, лопата,

Огнетушитель и ведро,

Есть даже свой железный лом,

И ящик красненький с песком!

Работа с родителями.

Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы».

Памятка для родителей «О мерах пожарной безопасности». Оказание помощи в создании развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры) .

Газета для родителей «Огонь – опасная игра».

Участие в создании игры «Служба спасения».

Папка – передвижка «Советы доктора Градусника»

«О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара». «Чтобы не было беды». «Ребёнок один дома»

Третий этап «Презентация»

1. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Неделя пожарной безопасности»

2. Объявление детско-родительского конкурса поделок «Неопалимая Купина»

3. Анкета для родителей по теме.

4. Проведение эстафеты «Пожарные - люди отважные»

5. Учебная тревога - игра «Эвакуация»

6. НОД по познавательному развитию по пожарной безопасности

для детей старшей группы «Огонь да вода»

Понедельник

«Спички детям не игрушка».

Беседа с воспитанниками по теме «Спички не тронь – в спичках огонь!»;

Викторина по теме: «Юный пожарный»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о пожарах и о тех, кто с ними борется. Как называются такие люди? Правильно пожарные.

Огонь – наш друг и враг. Без огня мы не смогли бы жить, но если не соблюдать правила пожарной безопасности, то огонь становится очень опасен и может натворить много бед.

А сейчас послушайте пословицы и поговорки и объясните их.

1. Спички не тронь – в спичках огонь!

2. Человек без огня не живёт ни дня.

3. Огонь – друг и враг человека.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки и решила их вам загадать.

1. Что за лестница такая

Из машины вырастает,

Поднимаясь выше дома,

Всем пожарным так знакома.

(лестница на пожарной машине)

2. Я мчусь с сиреной на пожар

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар

Мы быстры, словно стрелы.

(пожарная машина)

3. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костёр.

(спички)

4. Выпал на пол уголёк

Деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А скорей залей (водой)

5. Крепко помните, друзья,

Что с огнём шутить (нельзя)

А сейчас мы проведём викторину «Юный пожарный».

Вы будете отвечать на вопросы и за каждый правильный ответ получите фишку. Если ответ будет неверный, то можете фишку потерять.

Тот, кто больше всех, наберёт фишек, станет Юным пожарным и ему будет вручена медаль.

А теперь начинаем!

1. Представители какой профессии борются с огнём?

2. Какой номер телефона предназначен для вызова пожарной команды? Почему?

3. Почему пожарная машина красная?

4. Какая форма одежды у пожарных?

5. В каких литературных произведениях упоминается о пожаре?

6. Чем опасны пожары?

7. Опасен ли пожар ещё чем-нибудь кроме огня? (2 балла)

8. Чем можно потушить начинающийся пожар?

9. Что может стать причиной пожара?

10. Как надо вызывать пожарных? (2балла)

11. Чем пользуются пожарные, чтобы потушить пожар?

Выбирается ребёнок, набравший наибольшее количество фишек, ему вручается медаль «Юный пожарный», всем детям вручаются поощрительные призы.

Пожарный

Если вдруг беда случится

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно,

Он погасит – это точно!

Подвижная игра «Земля, вода, огонь воздух»

Закрепить знания об окружающем мире.

Совершенствовать навыки ловли мяча.

Ход игры:

Участники становятся в круг, в середине - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий называет слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен в ответ быстро назвать какое – либо домашнее или дикое животное; на слово «вода!» - играющий называет какую-нибудь рыбу; на слово «воздух!» - птицу.

При слове «огонь!» все должны несколько раз повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ребенок, сделавший ошибку, делает шаг назад и продолжает участвовать в игре.

Дидактическая игра «Лабиринты»;

Сюжетно-ролевая игра «Отважные пожарные»;

Чтения и обсуждения литературных произведений:

- С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Вторник

«Огонь наш друг и враг»

НОД «Огонь да вода».

Цели: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование : грамзапись, картинки с изображением чрезвычайных ситуаций, свечки, средства пожаротушения (стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком.)

Ход занятия:

Воспитатель: отгадайте, пожалуйста, загадки.

Дремлют в домике девчонки

Красные шапчонки (спички)

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает (огонь)

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (пожар)

Воспитатель: Я сейчас прочитаю вам сказку, которая называется «Хитрый Огонь и Вода».

Хитрый Огонь и Вода

Жил да был Огонь - неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую-нибудь проделку - сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает новые проказы.

И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь - ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не закрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном доме, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой, Вода расплескалась и затушила пламя.

Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел - люди прикрыли свой очаг заслонкой.

Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения - на праздниках, которые проходили ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали вокруг него танцевать. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было, ни реки, ни озера. И Огонь был рад - радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул - даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.

После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.

Когда огонь без контроля – доброе действие огня превращается во зло. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот мы сейчас и проведем несколько экспериментов с огнем.

Экспериментальная лаборатория.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем, его свойствами.

Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. Пожары происходят, и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель зажигает свечи.

Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.) Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Песка, земли, воды, снега.) А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня.

Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: горящую свечу посыпаем песком.

Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится песка).

Эксперимент третий:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалом: водой.

Эксперимент четвёртый:

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена.

Все мы силы приложили

И пожар мы потушили

Было трудно, тяжело

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

Физкультминутка.

“Пламя костра”

под музыку «звуки костра» на коврике.

Огонь только родился, он ещё слабый и неуверенный. (дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.)

Огонь набирает силу, растёт. (Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.)

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец. (Произвольные движения руками.)

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Но тут с неба полил сильный дождь, и язычки стали плясать, то на одной ноге, то на другой, всё ниже и ниже приседая к земле. (Прыжки поочерёдно на одной ножке.)

И огонь превратился в пепел и разлёгся по земле. (Дети ложатся на коврик.)

Воспитатель: Понравилось вам быть огоньками?

Воспитатель: Но бывает и так, что детей подстерегают опасности, и они могут случиться с каждым ребенком. Как их избежать:

Игра «Доскажи словечко»

Упал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его. (водой).

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из. (розетки).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички. (отобрать).

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить,

О пожаре. (сообщить).

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с. (огнем).

Если хочешь ты гулять,

Вскачь не надо убегать,

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил. (проверь).

Воспитатель: Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, но когда люди забывают об осторожности в обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Чтобы сделать жизнь безопасной во все времена люди передавали советы своим детям.

Пословицы.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Кто огня не бережется, то скоро обожжется.

Спички не игрушка – огонь не забава.

Берегись бед, пока их нет.

От малой искры, да большой пожар.

Воспитатель: Люди, какой профессии тушат огонь. Ответы детей.

Воспитатель: Людей, которые тушат пожар, называют пожарными. Дети, какими качествами должен обладать пожарный? (Смелыми, храбрыми, сильными, находчивыми, сообразительными).

Воспитатель: Каких людей не возьмут в пожарные? (Ленивых, трусливых, слабых).

Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным (Заниматься спортом, быть добрым, много знать приемов по спасению людей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

не играй со спичками

выключай электроприборы

не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами

Беседа инспектора пожарной части с детьми.

Показ кукольного театра «Кошкин дом».

Дидактическая игра «Азбука безопасности».

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».

Цель: - закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о

том, как пожарные тушат огонь;

Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных.

Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.

Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это - номер 01. Теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом.

После чтения следует задавать детям вопросы.

От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)

Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)

На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма - ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это - смелый человек.)

Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Файл:

fileё119.doc.docx

1
Пожарная профилактика и формирование
общественного сознания и гражданской позиции
подрастающего поколения через реализацию учебно –
социального проекта «Скажем пожарам – НЕТ!»
Автор:
Вотяков Артем, 10 класс,
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск,
Иркутская область
Руководитель:
Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ,
руководитель ДЮП «Искорка»,
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск,
Иркутская область

Ангарск – 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1. Причины возникновения пожаров
2. Пожарная профилактика в школе
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение
2
стр.3
стр.6
стр.6
стр.8
стр.11
стр.12
стр.14

3
ВВЕДЕНИЕ
"Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер: 01. Еще гражданин должен помнить,
что несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и
электроприборов, неосторожное обращение и шалость с огнём приводят к пожарам.
В современном обществе пожары ­ самый распространенный вид чрезвычайных ситуаций. К
сожалению, количество пожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы
их разрушительных последствий постоянно растут. В целом, пожарная обстановка остается
довольно сложной и напряженной.
Пожары возникают везде: на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на
транспорте, в жилых домах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.
По данным Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ за
год в России происходит около 300 000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяч
человек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшого города), лесные
пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. В огне пожаров в течение
нескольких минут все, что накоплено годами упорного труда, превращается в пепел и дым,
материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей. .
Особенно опасны пожары в местах массового пребывания, большого скопления людей:
учебных заведениях, клубах, больницах, гостиницах, общежитиях, на стадионах, вокзалах и т.п.
Примером тому служат трагические события в г. Перми (Ночной клуб «Хромая лошадь»), пожар
в ночном клубе «Берлога» в городе Ангарске и т.д.
Важно подчеркнуть, что не допускать возникновения пожаров, а также встречать любой
пожар во всеоружии ­ обязанность и долг не только пожарных, но и каждого российского
гражданина.
Решение проблемы пожарной безопасности в Российской Федерации во многом зависит от
повышения уровня противопожарных знаний у населения. Поэтому одной из важнейших задач
государства следует считать организацию обучения всего населения, и в первую очередь детей и
молодежи, пожарной безопасности. У будущих инженеров, предпринимателей, рабочих и

4
служащих с детских и юношеских лет должен закладываться прочный фундамент
противопожарного поведения, как на производстве, так и в быту. .
Главное внимание во всей этой работе акцентируется на изучении Правил пожарной

безопасности в плане защиты от огня жизни и здоровья детей, на привлечение к предупреждению
и тушению пожаров, обучении действиям в условиях пожара и других чрезвычайных ситуациях.
Важной задачей является привлечение ребят к участию в дружинах юных пожарных и пожарно­
спасательном спорте; привитие им интереса к профессии пожарного, спасателя, к обучению
навыкам осторожного обращения с огнем и пожароопасными предметами, умению использовать
средства пожаротушения. .
Актуальность проблемы исследования представлена следующим противоречием: в
Российской Федерации, в Иркутской области, в городе Ангарске проводится большая работа по
пожарной профилактике с детьми дошкольного возраста, школьниками, населением, но
количество возникающих пожаров не уменьшается.
Следовательно, проблема исследования представляется в виде поиска средств, методов и
технологий, направленных на пожарную профилактику с подрастающим населением.

Цель работы: обосновать роль пожарной профилактики в формировании общественного
сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи:
1. Изучить причины возникновения пожаров;
2. Познакомиться с формами профилактической работы по предупреждению
пожароопасности;
3. Охарактеризовать роль пожарной профилактики как один из аспектов воспитания;
4. Разработать социальный проект «Скажем пожарам: нет!»
Методы исследования:



теоретические: анализ и обобщение литературы;
диагностические: анкетирование учащихся и педагогов;
практические: беседа, анкетирование, статистическая
обработка данных.
Объект исследования: пожарная профилактика.

5
Предмет исследования: процесс формирования сознания и гражданской позиции
подрастающего поколения в области пожарной безопасности.
Гипотеза: работа по формированию сознания и гражданской позиции подрастающего
поколения в области пожарной безопасности, привития у учащихся навыков осознанного
пожароопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, закрепления
знаний, умений, навыков будет эффективнее, если пожарная профилактика будет системной,
к пропагандистской и агитационно­массовой работе будут привлекаться учащиеся школы.
Методологической основой работы является труд Попок Б.Л. «Чтобы не было пожара», в
котором автором предлагаются различные формы проведения профилактической работы по
предупреждению пожаров с детьми, подростками и взрослыми людьми.

6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ
Пожар... Как часто в последнее время слышится это страшное слово. А ведь возникновение
возгорания ­ это нередко результат всего лишь несоблюдения правил безопасности, основ
эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём. .
Первое, о чем спрашивают после пожара ­ о его причинах.
Мы решили изучить причины пожаров, поэтому обратились к главному государственному
инспектору г. Ангарска по пожарному надзору Кунцевич Наталье Александровне и к начальнику
Ангарского гарнизона пожарной охраны Игорю Гайратовичу Жмурову и получили следующую
информацию: три человека погибли, 19 травмированы на пожарах, которые произошли на
территории Ангарского муниципального образования в период с 1 января по 30 августа 2010
года. Всего зарегистрировано 145 пожаров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года количество пожаров увеличилось на 15 случаев. Основная доля возгораний приходится на
жилой сектор – 86 случаев, в многоквартирных домах произошло 29 пожаров, в частном жилом
секторе – 17, в садоводствах – 29.
3 июля 2010г. в г. Ангарске на территории ОАО "Дельтаком" произошло возгорание
подземных резервуаров с нефтепродуктами объемом 500 куб. м. Один из работников, мужчина
1968 года рождения, получил обширные ожоги тела, после чего был госпитализирован.

7
В ночь с 14 на 15 декабря 2010 года на территории Ангарского муниципального
образования произошло 4 пожара: в квартире в 8 м/не, предположительная причина – короткое
замыкание электропроводки; пожар в тепловом коллекторе на перекрёстке улиц Декабристов и
Космонавтов, сгорело 30 кв. м. токсичного утеплителя труб, что привело к смерти двоих людей
без определённого места жительства, которые спасались от холода в коллекторе; сгорел склад
на рыбобазе, при пожаре пострадало 300 кв. метров, жертв нет. В деревне Зуй горел жилой дом с
мансардой, пожаром охватило 100 кв. метров.
На 17 декабря 2010 года в Ангарске и Ангарском районе:
 Произошел 191 пожар: травмировано 26 человек, погибло – 21 человек:
 Материальный ущерб – 80 миллионов рублей:
 Поджогов – 42 случая .
Причинами происшедших пожаров стали:







нарушение правил пожарной безопасности при эвакуации электрооборудования – 4
пожара;
нарушение правил эксплуатации печного отопления ­3
неосторожное обращение с огнем – 2
нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования – 1
поджог – 1
детская шалость с огнем – 1
нарушение требований охраны труда – 1.
Игорь Гайратович обратил внимание на то, что причинами возникновения пожаров
являются также:




разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках для уничтожения
тары, старой мебели, строительного мусора, опавших листьев, тополиного пуха и других
отходов;
отогревание в зимнее время замерзших труб, двигателей автомобилей паяльной лампой
или факелом;
подогрев в квартире или на открытом воздухе пожароопасных мастик или других
веществ бытовой химии, таких как нитрокраски, лаки, клей и др.;
виновниками пожаров являются дети в возрасте 5­8 лет.
Игорь Гайратович подчеркнул, что с данной категорией детей должна проводиться
большая профилактическая работа, как родителями, так и педагогами.

8
Как и любую болезнь, пожар легче предупредить, чем заниматься его ликвидацией,
требующей во многих случаях приложения поистине героических усилий, часто с риском для
жизни. Поэтому профилактика ­ главное направление борьбы с пожарами. .
По мнению инспектора, к пожарной профилактике следует привлекать не только
педагогов, но и ребят. Он рассказал нам, что в детстве был участником дружины юных
пожарных. Ребята вели агитационную работу: раздавали памятки жителям по пожарной
безопасности, развешивали листовки о защите лесов от пожаров, проводили беседы с учащимися
начальной школы, участвовали в различных конкурсах по противопожарной безопасности.
Игорь Гайратович высказал свои пожелания о том, что необходимо развивать и поддерживать
детское общественное движение ДЮП в Ангарске и Ангарском районе, привлекать к работе с
детьми профессионалов высокого уровня, мастеров своего дела из педагогического состава и
МЧС.
принести реальную пользу в
Профессионально подготовленные ребята могут
предупреждении пожара, если поделятся знаниями с другими, что в итоге может спасти многие
жизни.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде

среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Именно в детском
возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека.
2. ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ШКОЛЕ
Школьная программа дает учащимся широкий круг знаний. Среди множества наук есть
одна особо важная – наука выживать. Она помогает нам обезопасить себя, а в случае попадания в
чрезвычайную ситуацию спасти свою жизнь и жизни окружающих людей. Таким навыкам ребят
учат на уроках ОБЖ. Важность этой дисциплины и ее роль в современном образовании высока,
так как на этих уроках дети приобретают знания в области безопасной жизнедеятельности,
умения адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, у них формируется чувство долга
перед обществом, способность принять обоснованные решения в сложных ситуациях в
интересах других. Школьникам предоставляется широкая возможность учиться самим и учить
других правилам безопасности.
С целью привития учащимся навыков осознанного пожароопасного поведения, правильных
действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций обучение проводится
как в учебное, так и во внеурочное время и рассматривается как обязательная сторона
всестороннего воспитания учащихся.

9
Основными формами проведения занятий являются беседы, лекции, агитбригады,
викторины, конкурсы, а также коллективные творческие дела в сочетании с практическими
занятиями и уроками. В течение учебного года мы выходим на экскурсии в пожарную часть
№2, 15, в Центр тушения крупных пожаров, на базе школы проводятся дни ГО, организуются
просмотры видеофильмов на противопожарную тематику, проходят уроки ОБЖ по темам:
«Детская шалость с огнем», «Порядок действий учащихся в случае возникновения пожара в
школе и дома», «Что делать при пожаре».

Организуются практические занятия по эвакуации детей и взрослых при возникновении
пожаров и чрезвычайных ситуаций. На них отрабатываются элементы эвакуации.
Осуществляется профилактическая работа по правилам поведения детей, преподавателей и
техперсонала при ЧС. Главное внимание во всей этой работе акцентируется на изучении Правил
пожарной безопасности в плане защиты от огня их жизни и здоровья детей, на привлечение к
предупреждению и тушению пожаров, обучении действиям в условиях пожара и других
чрезвычайных ситуациях.
Классные руководители вручают учащимся памятки по правилам пожарной безопасности,
организуют инструктажи перед каникулами, дают рекомендации родителям по обучению детей
мерам пожарной безопасности, к работе привлекаются работники пожарной охраны: проводят
беседы и лекции на противопожарную тему.
Со слов Веры Викторовны Якущенко, заместителя директора по безопасности
жизнедеятельности в нашей школе в работе с детьми отчётливо просматриваются направления
пожарной грамотности: первое ­ обучение всех школьников мерам пожарной безопасности,
второе ­ организация работы Дружины юных пожарных «Искорка». Учащиеся школы активно
включаются в профилактическую деятельность: ставят спектакли,
агитсказки на
противопожарную тематику для младших школьников и в детских садах, выпускают
тематические газеты, проводят классные часы, участвуют в конкурсах поделок, рисунков,
буклетов, памяток на противопожарную тематику, оформляют классные и школьные уголки
пожарной безопасности, участвуют в муниципальных акциях «Безопасный Новый год»,
«Счастливое Рождество», участвуют в муниципальных, областных, региональных, всероссийских
смотрах – конкурсах ДЮП, посещают муниципальный ресурсный центр по профилактике
пожароопасности, организуют защиту социальных проектов по пожарной профилактике. В
данный момент идет реализация учебно ­ социального проекта «Скажем пожарам: НЕТ!»
Вера Викторовна считает, что пропаганда пожарно­технических знаний среди детей и
подростков, проведение мероприятий по пожарной безопасности, активная практическая

10
работа, формирование сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области
формирование у учащихся навыков осознанного пожароопасного
пожарной безопасности,
поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных
ситуаций, закрепление знаний, умений, навыков будет эффективнее, если к пропагандистской
и агитационно­массовой работе будут привлечены учащиеся, и на базе школы будет
продолжать действовать дружина юных пожарных. Работа дружины юных пожарных (ДЮП)
«Искорка» способствует
воспитанию у подрастающего поколения гражданственности,
мужества, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и физической
закалки.
В целях изучения общественного мнения о необходимости продолжения деятельности
детской организации Дружины юных пожарных «Искорка» мы провели опрос учащихся и
педагогов. (Приложение 1). И получили следующие результаты:





98% опрошенных считают, что в образовательном учреждении необходимо продолжать
деятельность Дружины юных пожарных;
68% учащихся считают, что в детскую общественную организацию должны войти
учащиеся 8­9 классов, прошедшие отбор по физической подготовке;
74% ребят думают о том, что занятия
по спецподготовке должны проводить
сотрудники государственной противопожарной службы;
90% учеников предлагают, чтобы дружина юных пожарных имела свою форму;
87% опрошенных рекомендуют учебу для дружины юных пожарных проводить в
профильных лагерных сменах. (Приложение I­VII).
Изучив мнение ребят и педагогов, мы решили разработать социальный проект «Скажи
пожарам: Нет!» по развитию детского общественного движения Дружины юных пожарных в
школе. Проект предназначен для вовлечения детей в разъяснительную, пропагандистскую и
агитационно­массовую работу по пожарной безопасности. (Приложение VIII).
Прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у детей
лишь в ходе многократной и систематической разъяснительной работы. Цель проекта: создание
учебно ­ наглядной материальной базы для эффективного проведения теоретических и
практических занятий с детьми в своей школе и с детьми из других детских учреждений по
правилам пожарной безопасности.
Новизна проекта заключается в том, что практический эффект от применения учебно­
методических возможностей детского пожарного подразделения и наглядно оформленной
учебной базы извлекается из "игры в игре", т.е. дети старшего возраста играют в пожарных и
инструкторов, расширяя при этом свой тематический кругозор, а дети младшего возраста с

удовольствием играют в игры, предложенные старшими по противопожарной тематике, получая
при этом конкретные и полезные знания. Ребята из дружины юных пожарных чувствуют свою
значимость, проявляют при этом инициативность, стремятся быть нужными и полезными,
демонстрируя творческую активность.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процент пожаров, возникающих от так называемых детских шалостей с огнем, стабильно
высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню,
порождаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со
спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они
выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. Нередки
случаи, кода детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и хорошо,
если те подоспевают вовремя. Причем причины бед весьма просты – взрослые оставляют в
доступных детям местах спички, зажигалки или электроприборы, не говоря уж о том, что
последние порой забывают выключить. .
Нужно лишь соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности для того,
чтобы избежать неприятностей. Задача школы – разъяснять, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т. д. Важно, чтобы учащиеся старших

12
классов стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди младших
школьников.
В результате изучения литературы и общественного мнения было принято решение

продолжать профилактическую работу с детьми в традиционной форме, организовать активную
и продуктивную работу школьной дружины юных пожарных.
Мы считаем, что Дружина юных пожарных (ДЮП) ­ объединение школьников, которое
своей деятельностью дополнит основную работу педагогов в данном направлении. Проведение
среди детей и подростков разъяснительной работы будет направлено на предупреждение
пожаров от детской шалости с огнём, воспитание гражданственности, находчивости, а также
физической закалки и профессиональной ориентации.
Следовательно, моя гипотеза о том, что работа по формированию сознания и гражданской
позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности будет эффективнее, если
пожарная профилактика будет системной, к пропагандистской и агитационно­массовой работе
будут привлекаться учащиеся школы подтвердилась.
Работа может быть использована в качестве дополнительного материала руководителями
дружин юных пожарных, заместителями директора по воспитательной работе и всеми теми, кто
работает с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аханченок, А.Г. Юный пожарный. – М.: Сельхозиздат, 1987. – 72 с. с ил.
2. Буду точно я пожарным! – Барнаул: Комитет администрации Алтайского края по
образованию, 1998. – 112 с. с ил.
3. Величко В., Тимошенко С., Панков Ю. Современный пожарно – прикладной спорт. – М.:
Стройиздат, 1983г.
4. Виже Р. Тридцать советов по пожарной безопасности.­ М.: Стройиздат, 1982г.
5. Емельянчик В., Капитонова М. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач. –
С­П.: Каро, 2002г.
6. Кабакова, Т. Спасибо, дети­пожарные! Рады стараться, Ваше императорское величество. //
Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. ­ № 5. – с. 28­31
7. Методические разработки, рекомендации, положения по работе с ЮДПД на 1981­1985 гг. –
Белгород: Областной совет ВДПО, 1981. – 32 с.

13
8. Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных. Владимир: Областной
совет ВДПО, 1995. – 18 с.
9. Методические рекомендации по совершенствованию противопожарной пропаганды среди
обучающихся. – М.: МГО ВДПО, 2009. – 28 с.
10. Назаров, Ю.А. На вахте – пожарные добровольцы. – М.: Стройиздат, 2007. – 142 с.
11. Попок Б.Л. Чтобы не было пожара. М.: Просвещение, 2005.с.43.ил.
12. Постановление Правительства Москвы от 10.08.1999 № 722
«О ходе реализации
постановлений Правительства Москвы, распоряжений Мэра и Премьера Правительства Москвы
по вопросам усиления пожарной безопасности». Приложение 5 «Положение о дружинах юных
пожарных» //Сборник документов по работе с Дружинами юных пожарных. М.: МГО ВДПО,
2003. – 32 с. – С.6­12
13. Рогачков, Н.Б. Несгораемый город: Исторические очерки из жизни столицы и ее огнеборцев
(1147­1917 г.г.). – М.: ПожКнига, 2006. – 536 с.: с ил. – История пожарной охраны
14. Савельев, П.С. Пожарные добровольцы России. – М.: Алев, 2007 – 48 с.
15. Смирнов, В.И. Дружины юных пожарных. – М.: Россельхозиздат, 1986. – 64 с. с ил.
16. Скрипник, Л.Ю. Исторические аспекты развития отечественного образования в области
пожарной безопасности [Текст] / Е.И.Торохова, Л.Ю.Скрипник // Военно­исторический журнал.
– 2009 ­ № 9. С. 74­76
17. Спички не тронь, в спичках огонь: Об опыте Нейского районного совета ВДПО Костромской
области по работе с дружинами юных пожарных. – Кострома: Костромской областной совет
ВДПО, 2000. – 74 с. с ил.
18. Энциклопедия для детей «Личная безопасность». М. Аванта +, 2001.,437с.ил.
19. Газета «Время» № 142 от 19 декабря 2010 года
20. Положение о дружинах юных пожарных, утвержденное ЦС ВДПО, согласованное с
Министерством образования РФ от 11.03.2002г.
21. Устав Всероссийского добровольного пожарного общества
22. Сайты:
http://www.fireman.ru/sos/pb/1­1.htm
http://www.samospas.ru/fire/child/
http://www.spas­extreme.ru/el.php?EID=5321
www.rbc.ru
http://www.wspetrol.ru/node/2092

14
Приложения
Анкета
Приложение I
1. Считаете ли Вы необходимым продолжение работы в ОУ ДЮП «Искорка»?
А) Да Б) Нет
2. Обучающиеся из каких классов, по Вашему мнению, должны состоять в ДЮП?
А) 1­4 Б) 5­7 В) 8­9 Г) 10­11
3. Должны ли кандидаты в ДЮП проходить отбор по физической подготовке?
А) Да Б) Нет
4. Кто должен проводить занятия по спецподготовке в ДЮП?

Научно – исследовательская работа

На тему:

«Пожары и причины

их возникновения»

Власенко Олег,

Бахтигалиев Фархат

учащиеся 2 «А» класса

гимназии № 231

г. Знаменска Астраханской области

Руководитель: Мотченко Марина

Владимировна

учитель начальных классов.

г. Знаменск

Ведение

1. Теоретическая часть:

1.1. Понятие пожара.

1.2. Причины возникновения бытовых пожаров.

1.3. Требования пожарной безопасности к содержанию городских квартир.

1.4. Требования пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках).

1.5. Профилактика возникновения бытовых пожаров.

1.6. Действия в случае пожара.

1.7. Действия после пожара.

Статистика причин пожаров в РФ за 2014 год (по данным МЧС).

Практическая часть:

2.1. Критерии пожарной безопасности к содержанию городских квартир.

2.2. Критерии пожарной безопасности к содержанию жилья в сельской местности (дачных посёлках).

Заключение.

Список литературы.

Введение

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто. В 1493 г. даже московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам.

Принятие в XV–XVI вв. законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности. Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии.

Актуальность работы связана с тем, что увеличивается количество пожаров в жилых помещениях. Бытовые пожары стали нашими неизменными «спутниками» жизни.

Сейчас в России развитию противопожарного нормирования придается большое значение. В настоящее время обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений различного назначения базируется на развернутой системе противопожарных норм строительного проектирования.

Но н и для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Так, по сообщению МЧС, на территории Астраханской области произошло 284 пожара, в которых погибло 24 человека,14 – получили ожоги различной степень тяжести.



 

Возможно, будет полезно почитать: