Кто помог иисусу нести крест. Снятие со креста и погребение Спасителя

После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою , или лобным местом , т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин , возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов.

Несение креста Спасителем

Среди народа, который шел за Христом было много и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: "дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те жены, у которых нет детей. Тогда скажут люди горам: обрушьтесь на нас, и холмам: покройте нас".

Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые должны были скоро после Его земной жизни разразиться над Иерусалимом и народом еврейским.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27 , 27-32; от Марка, гл. 15 , 16-21; от Луки, гл. 23 , 26-32; от Иоанна, гл. 19 , 16-17.

Распятие и смерть Иисуса Христа

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают".

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53 , 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: "Иисус Назорей Царь иудейский ", и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: "не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский".

Но Пилат ответил: "что я написал, то написал".

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: "разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21 , 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста".

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын".

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: "если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого".

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас".

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: "помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем !"

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ".

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: "Жено! вот, сын Твой ". Потом говорит Иоанну: "вот, Матерь твоя ". С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец-страждет, или мир разрушается". Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: "Или, Или! лима савахфани !" то есть "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: "вот, Илию зовет Он". А другие говорили: "посмотрим, придет ли Илия спасти Его".

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: "Жажду".

Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: "Совершилось ", то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода.

И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим

Сотник же, (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: "истинно, человек этот был Сын Божий ". А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода .

Прободение ребра

27 , 33-56; от Марка, гл. 15 , 22-41; от Луки, гл. 23 , 33-49; от Иоанна, гл. 19 , 18-37.

Св. Крест Христов есть Св. Жертвенник, на котором Сын Божий, - Господь наш Иисус Христос, - принес Себя в жертву за грехи мира.

Снятие со креста и погребение Спасителя

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить.

Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.

Погребение тела Христа Спасителя

Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собою для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоя.

Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницею и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.

Положение во гроб. (Плач Богоматери.)

Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: "Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не, сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого".

Пилат сказал им: "у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".

Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.

Возвращение Божией Матери и апостола Павла с погребения

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27 , 57-66; от Марка, гл. 15 , 42-47; от Луки, гл. 23 , 50-56; от Иоан., гл. 19 , 38-42.

Страдания Христовы вспоминаются Св. Православною Церковью на неделе перед Пасхою . Неделя эта называется Страстною . Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве.

Фарисеи и первосвященники иудейские
запечатывают гроб Господень

В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудою Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница , т. е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую Субботу на утрени , при погребальном звоне колоколов и при пении песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас", - плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

Воинская стража у гроба Господня

К Страстной неделе и празднику Пасхи мы приготовляем себя постом. Пост этот продолжается сорок дней и называется Святою Четыредесятницею или Великим Постом.

Кроме того святою Православною Церковью положен пост по средам и пятницам каждой недели (кроме некоторых, очень немногих, недель в году), по средам - в воспоминание предательства Иудою Иисуса Христа, а по пятницам в воспоминание страданий Иисуса Христа.

Веру в силу крестных страданий за нас Иисуса Христа мы выражаем крестным знамением во время наших молитв.

Сошествие Иисуса Христа в ад

Воскресение Иисуса Христа

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил , т. е. воскрес из мертвых . Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами ). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража, и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: "кто отвалит нам камень от двери гроба?" Камень же был очень велик.

Ангел Господень отвалил камень от двери гроба

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: "унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его". Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: "не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес , как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скоре, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых".

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: "не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес ; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам".

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг, снова пред ними явились два ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: "что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес ; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть".

Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши же, они в трепете и страхе побежали от гроба. А потом со страхом и великою радостью пошли возвестить ученикам Его. Дорогою же никому ничего не сказали, потому что боялись.

Придя к ученикам, женщины рассказали о всем, что видели и слышали. Но ученикам показались слова их пустыми, и они не поверили им.

Жены мироносицы у гроба Господня

Тем временем ко гробу Господню прибегают Петр и Иоанн. Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый, но не вошел во гроб, а наклонившись, увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибегает Петр, входит в гроб и видит одни лежащие пелены, и плат (повязку), который был на голове Иисуса Христа, лежащий не с пеленами, но свернутый на другом месте отдельно от пелен. Тогда за Петром вошел и Иоанн, увидел все, это и уверовал в воскресение Христово. Петр же дивился сам в себе происшедшему. После этого Петр и Иоанн возвратились к себе.

Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Она стояла и плакала у входа в пещеру. И когда плакала, наклонилась и взглянула в пещеру (в гроб), и увидела двух ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя.

Ангелы сказали ей: "жена! что плачешь?"

Мария Магдалина ответила им: "унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его".

Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от великой печали, от слез и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа.

Иисус Христос говорит ей: "Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?"

Мария же Магдалина, думая, что это садовник этого сада, говорит Ему: "Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его".

Тогда Иисус Христос говорит ей: "Мария !"

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

Хорошо знакомый ей голос заставил ее опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь Иисус Христос. Она воскликнула: "Учитель !" - и с неописуемой радостью бросилась к ногам Спасителя; и от радости она не представляла себе всего величия момента.

Но Иисус Христос, указывая ей на святое и великое таинство воскресения Своего, говорит ей: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам) и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему".

Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Его с вестью о том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении .

Явление воскресшего Христа мироносицам

По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Когда же они шли возвестить ученикам, вдруг, Сам Иисус Христос встретил их и сказал им: "радуйтесь !".

Они же подошли, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.

Тогда говорит им Иисус Христос: "не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня".

Так воскресший Христос явился во второй раз.

Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, вошедши к одиннадцати ученикам и всем прочим, плачущим и рыдающим, возвестили великую радость. Но они, услышав от них, что Иисус Христос жив и они видели Его, не поверили.

После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем воскресении. (Третье явление ). Только тогда многие перестали сомневаться в действительности воскресения Христова, хотя и остались еще не верующие между ними.

Но прежде

Всех, как свидетельствует от древности св. Церковь, Иисус Христос обрадовал Пресвятую Матерь Свою , возвестивши Ей через ангела о Своем воскресении.

Об этом так воспевает Св. Церковь:

Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородице, радуйся о воскресении Тобою рожденного.

Между тем воины, охранявшие гроб Господень и от страха разбежавшиеся, пришли в Иерусалим. Некоторые из них пошли к первосвященникам и им объявили о всем, что произошло при гробе Иисуса Христа. Первосвященники же, собравшись со старейшинами, сделали совещание. По своему злому упорству враги Иисуса Христа не хотели поверить Его воскресение и порешили скрыть это событие от народа. Для этого они подкупили воинов. Дав много денег, они сказали: "говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. А если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), то мы похлопочем за вас перед ним и избавим вас от неприятности". Воины взяли деньги и поступили так, как были научены. Слух этот пронесся между евреями, так что многие из них и до сего времени этому верят.

Обман же и ложь этого слуха видны каждому. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит не спали и задержали бы похитителей. Стража должна бодрствовать и стеречь. Нельзя себе представить, чтобы стража, состоявшая из нескольких лиц, могла уснуть. А если все воины уснули, то подлежали строгому наказанию. Почему же их не наказали, но оставили в покое (и даже наградили)? А напуганные ученики, от страха запиравшиеся в своих домах, могли бы разве решиться, без оружия против вооруженных римских воинов, на такое отважное дело? А к тому же, для чего им это было делать, когда они сами потеряли веру в своего Спасителя. Кроме того, могли ли они отвалить огромный камень, никого не разбудив? Все это невозможно. Наоборот, сами ученики подумали было, что кто то унес тело Спасителя, но увидев пустой гроб, они поняли что после похищения так не бывает. И, наконец, почему же начальники иудейские не искали тело Христово и не наказали учеников? Так враги Христовы старались затмить дело Божие грубым сплетением лжи и обмана, но оказались бессильными против истины.

28 , 1-15; от Марка, гл. 16 , 1-11; от Луки, гл. 24 , 1-12; от Иоанна, гл. 20 , 1-18. См. также 1-е послание св. ап. Павла к Коринфянам: гл. 15 , 3-5.

Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70-ти), Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус . Эммаус находился в верстах десяти от Иерусалима.

Дорогою они разговаривали между собою о всех событиях, которые произошли в последние дни в Иерусалиме - о страданиях и смерти Спасителя. Когда же они рассуждали о всем случившемся, Сам Иисус Христос приблизился к ним и шел рядом с ними. Но что-то словно удерживало глаза их, так что они не узнавали Его.

Иисус Христос сказал им: "о чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы так печальны?"

Один из них, Клеопа, сказал Ему в ответ: "неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о том, что произошло в нем в эти дни?"

Иисус Христос сказал им: "о чем?"

Они отвечали Ему: "о том, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. И вот уже третий день сегодня, как это произошло. Но некоторые наши женщины изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, возвратившись, рассказывали, что они видели ангелов, которые говорят, что Он жив. Тогда некоторые из нас пошли к гробу и нашли все так, как говорили женщины, но Его не видели".

Тогда Иисус Христос сказал им: "о, несмысленные, и медлительные (не чуткие) сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?" И стал Он, начиная от Моисея, изъяснять им из всех пророков сказанное о Нем во всем Писании. Ученики дивились. Все становилось для них ясным. Так в разговоре они подошли к Эммаусу. Иисус Христос показал вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: "останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру". Иисус Христос остался с ними и вошел в дом. Когда же Он возлежал с ними за столом, то взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа. Но Он стал невидим для них. Таково было четвертое явление воскресшего Христа . Клеопа же и Лука в великой радости стали говорить друг другу: "не горело ли радостью в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?" После этого они тотчас встали из-за стола и, несмотря на позднее время, пошли назад в Иерусалим к ученикам. Возвратившись в Иерусалим, они вошли в дом, где собрались все апостолы и другие, бывшие с ними, кроме апостола Фомы. Все они радостно встретили Клеопу и Луку и говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону Петру. А Клеопа и Лука рассказывали в свою очередь, о происшедшем с ними на пути в Эммаус, как Сам Господь шел с ними и беседовал, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Они узнали Иисуса Христа. Но Он стал невидим для них

16 , 12-13; от Луки, гл. 24 , 18-35.

Явление Иисуса Христа всем апостолам и другим ученикам, кроме апостола Фомы

Когда апостолы беседовали с возвратившимися из Эммауса учениками Христовыми, - Клеопою и Лукою, а двери дома, где они находились были заперты, из опасения от иудеев, вдруг Сам Иисус Христос стал посреди них и сказал им: "мир вам ".

Они смутились и испугались, думая, что видят духа.

Но Иисус Христос сказал им: "что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь, дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня".

Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. От радости они еще не верили и дивились.

Чтобы укрепить их в вере, Иисус Христос сказал им: "есть ли у вас здесь какая-нибудь пища?"

Ученики подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

Иисус Христос взял все это и ел перед ними. Потом сказал им: "вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах".

Тогда отверз Господь им ум к уразумению Писаний, т. е. дал им способность понимать Священное Писание. Заканчивая Свою беседу с учениками, Иисус Христос вторично сказал им: "мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас ". Сказав это, Спаситель дунул на них, и говорит им: "примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся (от Бога); на ком оставите (грехи непрошеными), на том останутся ".

Это было пятое явление Господа Иисуса Христа в первый день Его славного воскресения

Доставившее всем ученикам Его великую невыразимую радость. Только Фома, из числа двенадцати апостолов, называемый Близнец, не был при этом явлении. Когда ученики стали говорить ему, что они видели воскресшего Господа, то Фома сказал им: "если я не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста (пальца) моего в эти раны, и не вложу руки моей в ребра Его, то не поверю".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Марка, гл. 16 , 14; от Луки, гл. 24 , 36-45; от Иоанна, гл. 20 , 19-25.

Явление Иисуса Христа апостолу Фоме и другим апостолам

Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе в дом, и Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом, при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: "Мир вам !"

Потом, обратившись к Фоме, говорит ему: "подай перст свой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим".

Тогда апостол Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой !"

Иисус Христос сказал ему: "ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали ".

20 , 26-29.

Явление Иисуса Христа ученикам при море Тивериадском и восстановление отрекшегося Петра в апостольстве

Согласно повелению Иисуса Христа, ученики Его ушли в Галилею. Там очи занялись своими обыденными делами. Однажды Петр, Фома, Нафанаил (Варфоломей), сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и двое других из учеников Его всю ночь ловили рыбу в Тивериадском море (Генисаретском озере) и ничего не поймали. А когда уже настало утро, Иисус Христос стоял на берегу. Но ученики не узнали Его.

Вид на Тивериадское (Галилейское) море
со стороны Капернаума

Иисус Христос сказал им: "дети! Есть ли у вас какая-нибудь пища?"

Они ответили: "нет".

Тогда Иисус Христос сказал им: "закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете".

Ученики закинули сеть по правую сторону лодки и уже не могли ее вытащить из воды от множества рыбы.

Тогда Иоанн говорит Петру: "это Господь".

Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, потому что был раздетым, и бросился в море, и поплыл к берегу, к Иисусу Христу. А другие ученики приплыли в лодке, таща за собою сеть с рыбою, так как не далеко были от берега. Когда же вышли на берег, то увидели разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Иисус Христос говорит ученикам: "принесите рыбу, которую вы теперь поймали".

Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

После этого Иисус Христос говорит им: "придите, обедайте".

И никто из учеников не смел спросить Его: "кто Ты?" зная, что это Господь.

Иисус Христос взял хлеб и дал им, также и рыбу.

Во время обеда Иисус Христос показал Петру, что Он прощает его отречение и возводит его опять в звание Своего апостола. Петр своим отречением согрешил больше, чем прочие ученики, поэтому Господь спрашивает его: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, чем они (прочие ученики)?"

Петр ответил Ему: "так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Иисус Христос говорит ему: "паси агнцев Моих".

Потом снова, во второй раз, Иисус Христос сказал Петру: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?"

Петр опять ответил: "так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Иисус Христос говорит ему: "паси овец Моих".

И, наконец, в третий раз Господь говорит Петру: "Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?"

Петр опечалился, что Господь в третий раз спросил его: "любишь ли Меня?", и сказал Ему: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Иисус Христос и на это говорит ему: "паси овец Моих".

Так Господь помог Петру троекратно загладить свое троекратное отреченье от Христа, и засвидетельствовать о своей любви к Нему. После каждого ответа его Иисус Христос возвращает ему, при прочих апостолах, звание апостольское (делает пастырем Своих овец).

После этого Иисус Христос говорит Петру: "Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои , и другой препояшет тебя, и поведет куда не хочешь". Этими словами Спаситель дал понять Петру, какою смертью он прославит Бога - примет мученическую кончину за Христа (распятие). Сказав все это, Иисус Христос говорит ему: "иди за Мною".

Петр, обернувшись, увидел, идущего за ним Иоанна. Указывая на него, Петр спросил: "Господи! а он что?"

Иисус Христос сказал ему: "если Я хочу, чтобы он был до тех пор, пока Я приду, то тебе что до этого? Ты иди за Мною".

Тогда пронесся слух между учениками, что Иоанн не умрет, хотя Иисус Христос этого не сказал.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 21.

Явление Иисуса Христа апостолам и более чем пятистам ученикам

Затем, по повелению Иисуса Христа одиннадцать апостолов собрались на одной горе в Галилее. Туда же к ним пришли более пятисот учеников. Там Иисус Христос явился перед всеми. Увидев Его, они поклонились; а некоторые усомнились.

Иисус Христос подошел и сказал: "дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы (учению Моему), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ; поучайте их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь".

Потом отдельно Иисус Христос явился еще Иакову .

Так в продолжена сорока дней по воскресении Своем Иисус Христос являлся ученикам Своим, со многими верными доказательствами Своего воскресения, и беседовал с ними о Царствии Божием.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 28 , 16-20; от Марка, гл. 16 , 15-16; см. в 1-м послании Ап. Павла к Коринф ., гл. 15 , 6-8; см. в Деянии Свв. Апостолов гл. 1 , 3.

Христос воскресе!

Великое событие - Светлое Христово Воскресение празднуется Св. Православною Церковью, как самый величайший из всех праздников. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти к жизни и от земли к небу . Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней) и служба в храме совершается особенная, торжественнее, чем во все другие праздники и дни. В первый день Праздника утреня начинается в полночь. Перед началом утрени священнослужители, облачившись в светлые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма (совершают крестный ход), в подражание женам мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Во время крестного хода все поют: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити . Начальный возглас утрени делается перед затворенными дверями храма, причем много раз поется тропарь: Христос Воскресе ..., и с пением тропаря входят в храм. Богослужение совершается во всю неделю при открытых Царских Вратах, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым, открыты для всех врата Царствия Божия. Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами: "Христос Воскресе !" и ответными словами: "Воистину Воскресе !" Христосуемся и обмениваемся крашеными (красными) яйцами, которые служат символом новой, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя. Всю неделю звонят во все колокола. Начиная с первого дня Св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов полагать не положено.

В ближайший после пасхальной Недели вторник Св. Церковь, разделяя радесть Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение умерших, потому и день этот называется "Радоницей ". Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих ближних родных.

Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе - в воскресенье .

Тропарь праздника Пасхи.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым.

Воскресе

Воскрес, ожил; поправ - победив; сущим во гробех - находящимся во гробах, умершим людям; живот даровав - жизнь дав.

Кондак праздника Пасхи.

Песнопения праздника Пасхи.

Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!

Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

Иисус на суде у Пилата

Они ещё сильнее закричали: распни Его!
Тогда Пилат, желая сделать угодное народу,
отпустил им Варавву, а Иисуса,
бив, предал на распятие.
(Мк 15, 14–15)

Народ приветствовал Иисуса,
Когда входил Он в Иерусалим.
Теперь они кричат: убей Его!
Они не люди уже,
Они слились в коллективного дикого зверя,
Жаждущего пытки и крови.
Какое зло таится в человеке,
Какая власть тьмы,
Чтобы мишенью обряда жестокости
Избран был невинный?

Иисус – Царь.
В Иерусалим он вошёл как Царь
И вот Он ныне Царь без царства.
Таков наш Бог, которого мы изгоняем из Его творения
И который, воплотившись в нём, берёт на себя всякое изгнание.

Жестокая история, гипноз разрушения:
Убивать, чтобы забыть, что сами должны умереть.
Жестокая и сколь ироническая история!
Ведь Варавва значит «отчий сын».
А правитель Пилат, не знающий истины, кроме собственной власти,
Льстит толпе, чтобы направлять её безумие
И спасти порядок кесаря.
Чудовищная мудрость властителей,
Бросающих массам козлов отпущения.

Но вскоре всё повернется, ибо Муж скорбей,
Когда душа Его принесёт жертву умилостивления,
На подвиг души своей будет смотреть с довольством.

А через Него все изгнанники, все люди без лица
Увидят свет и насытятся.

Господи Иисусе, Царю без царства,
Открой двери наших сердец,
Чтотбы Твой сладшайший свет, яркий, как жизнь без смерти,
Сиял в мире варавв и пилатов.

Господи Иисусе,бичуемый нашими грехами,
Ты, даже не знающий, что такое зло,
И безмолвно претерпевающий заушания,
Вырви из нас нашу тёмную часть,
Головокружение отрицания,
Чтобы не нужны нам были козлы отпущения
И в каждом человеке мы узнали
Варавву, отчего сына,
Неожиданно освобожденного убийцу.

Второе стояние Креста

На Иисуса возлагают крест

Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу,
одели Его в собственные одежды Его, и повели Его, чтобы распять Его.
(Мк 15, 20)

После багряницы
Вновь белизна:
После царя – священник,
И вот жертвенник:
Крест.

Вывели Его вон,
Вон из святого града,
Вон из ревностно охраняемого святилища,
Где нет места непосвящённым.
Ибо отныне Он – это источник святости
И нет более ничего, пребывающего «снаружи»:
Ничего неосвятимого.

Они вывели Его вон,
Далеко от Храма, где закалывают ягнят:
Это Он – Агнец, несущий грех мира;
Нет более храма иного,
Как Его Тело:
Евхаристия, наше убежище.

Они вывели Его вон,
Далеко от людей и от Бога,
От того Бога, Которого якобы они знают,
«ибо проклят перед Богом всякий, повешенный на дереве».
Но вот, в Нём открывает Себя истинный Бог.

Они вывели Его вон – с крестом.

О Иисусе, изгнанный вон,
Пусть не будет это – вне наших Церквей,
Из которых мы изгоняем Тебя,
Противопоставляя их друг другу.

О Иисусе, изгнанный вон
Для того, чтобы никто более не изгонялся,
Чтобы никто не был прогнан с вечери,
Которую из века в век Ты предлагаешь нам.

О Иисусе, изгнанный из этого мира,
Вот, Ты грядёшь озарить его.

Третье стояние Креста

Иисус падает в первый раз

Земля, покрытая пылью, была прохладной. Ему казалось, что она вздрагивает и сотрясается у Него перед глазами, словно хочет подняться, разверзнуть своё чрево, поглотить Его и спрятать на недосягаемой глубине – подальше от людей, подальше от боли.

Сухая пыль издавала тысячу запахов – так пахнет пыль на дорогах мира. Она прилипла к Его ранам, освятившись от этого прикосновения.

Он лежал ничком в пыли, слабый и истощённый. Но даже Его падение отражало Его любовь к нам, а в послании, написанном кровью на пыльной земле, говорилось: «Послушай, душа человека, Я люблю тебя. Помни: Моё падение даст тебе мужество подняться, когда ты упадёшь. Я буду с тобой и поддержу тебя».

Его подняли. Крест снова впился в Его спину. Он покорно пошёл дальше рука об руку с радостью, ибо такова была Его любовь к нам!

Четвёртое стояние Креста

Иисус встречается со Своей Пречистой Матерью

Небеса были голубые. Такими же голубыми были Её глаза. А Его? Его глаза отражали славу Отца и Святого Духа. Ни один смертный не помнил цвета Его глаз: их свет сиял ослепительно.

Глаза Матери и Сына, отделённых друг от друга Крестом, который нёс Сын, встретились, и эта встреча была подобна молчаливому объятию, повторить которое на земле Им больше никогда не придётся. Мать и Сын – творение Бога и Бог – соединились в любови и радости.

Грубые слова солдат, словно плеть, стегали Его. Глумящаяся толпа сжималась всё теснее. Он шёл впереди медленной поступью, величественный и невозмутимый, ибо Он испил любовь и был готов платить любовью, умерев на Кресте.

Пятое стояние Креста

Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест

И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона,
отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
Мк 15, 21

Симон – еврейское имя, но Киринея – греческий город где-то в Африке.
Вернувшись на землю отцов, он обрабатывал ее.
Крепкий крестьянин, испачканный плодородной грязью,
Радостный, может быть, потому что цветут фруктовые деревья.
Вот он у ворот города,
Идёт, ничего не зная о происходящем.
Офицер оккупационных войск,
Видя здорового и бедного мужчину,
Задерживает его: он сможет быстро идти,
Неся крест Иисуса.

Не ученик это и не друг.
Апостолы разбежались.
Но он не отказывается, он несёт крест,
Не ему предназначенный.

Многих заставляет жизнь нести крест,
И не знают они, что это – Крест Христов.
Они несут его каждый раз, когда,
Преодолевая эгоизм,
Дают незнакомцу пищу, одежду, кров.

«Мы не знали Тебя» – говорят они Христу,
но Он отвечает: «Мне вы это сделали».

В глазах у Симона было ещё цветуще дерево,
Но под сгустком крови
Он рассмотрел, может быть, лик Лучезарный
И почувствовал, что несёт гораздо больше, чем Дерево,
Которое вскоре засохнет,
Почувствовал, что несёт
Новое Дерево Жизни.

Господи, судьба даёт нам нести крест.
Открой нам, что это Твой Крест
И что действительно это Ты несёшь наши кресты.

Господи, мы несём наши страсти как кресты,
Они не лишены любви
И не свободны от лжи.
Страстями твоими избавь нас от иллюзий
И преобрази наши страсти:
Не лишены любви –
В сострадание.

Господи, мы несём крест своей смерти,
Смерти тех, кого любим.
Открой нам, что на мучительном нашем пути
Это Ты ждёшь нас,
Ты, превращающий мой крест
В Твой крест Воскресения.

Шестое стояние Креста

Вероника отирает лицо Иисуса

К Его обожжённому болью лицу, на котором кровь смешалась с пылью, прикоснулся прохладный платок. От поцелуя полуденного солнца и кровь, и пыль стали сухими, как от огня. Ткань ласкала Его испачканное, распухшее, искажённое лицо. Однако в тот день прохладнее всякой льняной ткани и нежнее крыла ангела была любовь, коснувшаяся Его измученного лица. Мужественная, пламенная любовь, исходящая от Отца, Святого Духа и Сына, пренебрегая толпой, ядовитыми насмешками и непристойными шутками, пришла с Вероникой, которая неизвестно откуда явилась и неизвестно куда исчезла, оставив всем нам льняной платок с отпечатком Его святого лика!

Седьмое стояние Креста

Иисус падает во второй раз

Земля под Его щекой была жёсткой и причиняла такую же боль, как сердца людей, отвергающих Бога. Крест упал на Его распростёртое тело, словно вся тяжесть грехов человечества.

Пыль была горькой – горькой, как смертный грех.

На этот раз на помощь никого не звали. Его толкали, на Него кричали, Ему приказывали встать.

Он попытался встать, с трудом приподнялся и снова упал ничком. Солнце и пыль, набившиеся в Его раны, жалили тысячью саднящих болей.

Он сделал ещё одну попытку. Его пинали и осыпали ругательствами. Он сумел подняться чуть-чуть больше, а потом, совершенно обессилевший, шатаясь, поднялся во весь рост.

Крест снова вонзился в самую глубокую рану на Его святом теле, и Он пошёл дальше. В последний раз земля, грубая и твердая, ощущала шаги необыкновенной Любви, Которая уже никогда больше не коснется её поверхности.

Солнце и камни ещё глубже впились в Его раны, а грубая земля запечатлела свой поцелуй на теле Бога.

Восьмое стояние Креста

Иисус встречает иерусалимских женщин

И шло за ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём.
Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне,
но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо если с зеленеющим деревом
это делают, то с сухим что будет?
(Лк 23, 27–28.31)

Мужчины приговорили Иисуса,
Но женщины, рыдая, следуют за Ним.
Среди врагов Иисуса нет женщин.
Они бьют себя в грудь, знаменуя
Поруганное материнство.

Но Иисус говорит им: не плачьте.

Не рыдай обо Мне, Мати,
Через три дня восстану. Не надо плакать над священником,
Совершающим жертвоприношение
Вселенской святости.

Плакать надо над судьбой человека,
Над тем, что сделал человек со своей судьбой.
Лазарь умер, и уже смердит,
Уже враги осаждают город,
Силы небытия осаждают человека
И тащат его в бездну пустоты.

Иисус принимает эту судьбу, чтобы победить её.
Он воскресил Лазаря
И готовится к поединку с тем, кто разделяет
И который ни в чём не находит у него участия.
Это будет для того, чтобы пришёл день,
Когда наконец Он скажет нам:
Отру всякую слезу с очей ваших
И смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни,
Ибо прежнее прошло.

Силуанская башня всё падает и падает,
Войска вновь и вновь поджигают города.
Не потому это происходит, что Ты наказываешь нас,
Но потому, что мы становимся иссохшим деревом.

Ты, дерево зелёное, даруй нам Твою живую силу,
Чтобы мы узнали, как отереть слезы иерусалимских женщин.

Дай, чтобы стал каждый из нас Вероникой,
Утирающей пот с Твоего Лица,
Чтобы Твоё Лицо на наших иконах –
А вот, каждый человек – Твоя икона
Было для нас дверью в вечность.

Девятое стояние Креста

Иисус падает в третий раз

Земля проваливалась под Его тяжестью. Она не выдерживала Богочеловека, Который так возлюбил людей, что, безгрешный, взял на Себя бремя их грехов.

Земля вздрогнула под Его тяжестью, когда Он, измождённый и умирающий, упал не неё в третий раз!

Возопили камни. Горькими слезами заплакала пыль. Чернота плодородной почвы, упрятанной под слоем пыли и камней, с любовью укрыла Его своей прохладной мантией.

Но Его час ещё не наступил. Его оттащили и, поставив на ноги, погнали дальше, хотя это было излишне: Его торопила любовь, и только любовь вела Его на святую гору – на смерть!

Десятое стояние Креста

С Иисуса срывают одежды

Его кожа была белой, а руки и лицо бурыми, почти чёрными по сравнению с белой кожей тела.

С Него стали безжалостно срывать одежды, обнажая таким образом одну за другой тысячу ран. Однако Он стоял, величественный и спокойный, когда Его священная кровь краснела рубинами на белизне кожи.

Потом, подчёркнуто громко гремя железом, люди принесли корзину с гвоздями и молотками. Его не собирались ничем прикрывать, кроме савана мучительной боли... Так и сделали.

Злые слова тех, кого Он оплакивал, ранили Его, как тысяча огненных стрел.

Как ещё мог бы Он умереть, если бы не сорвали с Него одежды? А ведь Он облёк нашу плоть Своим Нерукотворным Духом из любви к нам! Как ещё мог бы Он умереть? Ведь само Его тело было величайшим даром любви!

Одиннадцатое стояние Креста

Иисус распят

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
(Мк 15, 24)

В тот день пригвоздили к виселице
Того, Кто в бесконечности
Удерживает в равновесии миры.
Он прикован гвоздями,
Жених Церкви.
Прободен копьём,
Сын Девы.
Кресту Твоему поклоняемся, Христе,
Да придёт Твоё Воскресение.

В этот день Иисус познает
Ужас тела, вытянутого на кресте,
Страдальческое смятение души
И презрение людей.
Отныне Он – брат всех,
Подвергаемых пытками,
Всех отчаивающихся и презренных.

В этот день Он, единый живой –
Я есмь Воскресение и Жизнь –
Родившийся от Девы, не ранив Её,
Познает ранение за пределами
Человеческих измерений.
Соблазн для тех, кто почитает рассудительность,
Но для нас – могущество Божие и премудрость Божия.

О Иисус, навеки распахнувший объятия,
Из прободённого ребра Твоего
Бьет вода Крещения и Кровь Евхаристии.
Несколько капель крови обновляет вселенную,
От измученного Тела занимается заря Духа.

Нужно Было нам, чтобы бог воплотился и умер,
Для того, чтобы мы снова могли жить.
Дерево позора становится деревом жизни,
Осью мира, собирающей все наши скорби,
Чтобы отдать их огню Духа.

Это дерево от земли достигает Небес.
Лестница Иакова, ангельская тропа,
Плод его несёт в себе всю жизнь,
Мы едим от него и, от него вкушая, не умрём.

О Крест Христов,
Только ты можешь вынести нам
Обвинительный приговор,
Только Ты открываешь нам
Безумную Божию любовь.

О Крест Христов
Единственный ответ Иову,
Бесчисленным Иовам истории,
Созерцая тебя, да иссякнет в нас всякий мятеж
И всякая ненависть пусть станет бессмысленной.

О Крест Христов
Дай нам в самые тяжкие минуты
Не проваливаться в отчаяние,
Но падать к Твоему подножию,
Чтобы Тот, Кто на тебе возвышен,
Всех нас привлёк к Себе
В Своей парадоксальной славе.

Иисус обещает Своё Царство благоразумному разбойнику

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил:
Если ты Христос, спаси себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога?
Мы осуждены справедливо, потому что достойно по делам приняли, а Он ничего худого не сделал.
И сказал Иисусу: помяни меня Господи, когда придёшь в Царствие твоё!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю.
(Лк 23, 39–43)

Вся наша судьба заключается
В судьбе этих двух разбойников.
Не чужие они, не иные: они – это мы.
У нас нет иного выбора, как разбойник
По правую руку и по левую.

Разбойник слева предлагает Иисусу
Последнее искушение:
Если Ты – Мессия, спаси Самого Себя!
Уже говорили священники и солдаты:
Пусть спасёт самого Себя, и мы уверуем в Него.

Но Иисус молчит, а другой разбойник,
Обращаясь к первому, говорит ему;
Мы, люди, убиваем и убиваемы,
Смерть вписана в глубину нашего существа.
Но в Иисусе, в котором нет зла,
Нет и рокового присутствия смерти,
Но только смерть из любви.

И разбойник, пригвождённый и неподвижный,
Сохраняет последнюю и высшую свободу:
Свободу веры.
Кричит: Иисусе, вспомни обо мне,
Когда придёшь в Твоё Царство.

Предчувствует ли он, что Царство – не в будущем,
Что оно уже настало, оно – Иисус в Его жертвоприношении любви.
Оно здесь, оно – Иисус: единое Дыхание жизни с Отцом.
В Нём земля скорбей становится раем.

Тогда, обратив глаза к разбойнику, Он говорит:
«Сегодня же будешь со Мною в раю».

Иисусе, каждый из нас одновременно разбойник богохульствующий
И тот, что верит.
Верую, Господи, помоги моему неверию.
Я пригвождён к смерти, ничего не остаётся мне,
Как взывать: «Иисусе, вспомни обо мне,
Когда придёшь в Царстие Твоё».

Иисусе, я ничего не знаю, ничего не понимаю
В этом мире ужаса.
Но Ты идёшь ко Мне, открыв объятия, открыв сердце,
Одно присутствие Твоё – мой рай.
Помяни меня,
Когда придёшь в Царство Твоё.

Слава и хвала Тебе, принимающему
Не здоровых, но больных,
Тебе, Чей неожиданный друг – разбойник,
Отринутый человеческим правосудием.

Уже Ты сходишь в ад и освобождаешь
Тех, кто полагали себя проклятыми
И кричат к тебе:
«Помяни нас, Господи,
Когда придешь в Царствие Твоё».

Иисус распятый, Матерь и ученик

Иисус увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: жено! Се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе.
(Ин 19, 26–27)

У подножия Креста Мария и Иоанн,
Мать и любимый ученик.
Мария, Матерь Божья: она сказала ангелу «да будет»,
Царственно развязав трагический узел нашей свободы.
В тихой прозрачности Своего тела она родила Дитя.
Теперь оружие пронзает Её душу.

Иоанн, единственный ученик, верный до конца.
На последней вечере
Голова его покоилась на Сердце Учителя, на Сердце мира.
Он сохранил последние слова:
Единство Иисуса с Отцом,
Обещание Духа Святого.

Женщина, говорит Иисус,
Женщина: в Ней всякая женственность,
Нежность и красота.
Женщина сильная и вдумчивая,
Всё хранящая в сердце Твоём,
Воскресший Сын Твой исчезнет с глаз людских,
Но вот, сын в Твоём Сыне.
Заступница усыновления,
Матерь всех людей,
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Иоанн взял Её к себе,
В свою любовь,
Присутствие отныне безмолвное,
В великом молчании молитвенной любви.
Пусть будет Она также в наших домах,
Матерь всякой верности и нежности.
Пусть будет Она также в доме мира,
Бесконечно плодородной земли.

Вот, это первая Церковь,
Рождённая из крестного дерева.
Склонив голову, Иисус испускает дух,
И это – как первая пятидесятница.

Иисусе, Сын неба через Отца,
Сын земли через мать Твою,
Сделай нас детьми земли и неба
Молитвами Матери Божией.

Иисусе, копьё пронзило Твоё ребро,
Может быть – Твоё Сердце.
А Тебе, Мария, оружие пронзило душу.
Господи, позволь нам войти в этот страшный обмен,
Молитвами Матери Божией.

Иисусе, Сыне Девы,
Сделай нас, как любимого Твоего ученика,
Свидетелями света и жизни,
Молитвами Матери Божией.

Двенадцатое стояние Креста

Иисус умирает на кресте

В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! Лама савахтани?
Что значит: Боже мой!, Боже мой! Для чего Ты меня оставил? А один побежал, наполнил губку уксусом,
и, наложив на трость, давал Ему пить. Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
(Мк 15, 34. 36–37)

Иисус, воплотившееся Слово,
Прошел наибольшее расстояние,
Какое может пройти падшее человечество.
Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил?
Расстояние бесконечное, конечное ранение, чудо любви.

Между Богом и Богом,
Между Отцом и воплотившимся Сыном
Встревает наше отчаяние,
И Иисус до конца хочет быть с ним солидарным.

Отсутствие Бога – это и есть ад.
«Жажду, – говорит ещё Иисус, вторя псалму.
Сила моя иссохла, как черепок;
Язык мой прилип к гортани моей,
И Ты свёл меня с персти смертной».

Бог жаждет человека, а человек бежит Его,
Воздвигая стену разделения.
Пригвождённый к этой стене, Иисус говорит:
«Жажду», –
И дают Ему уксус.
Извечное объятие Отца и Сына
Становится далью между небом и адом.
«Элои! Элои! Лама савахтани?»
Словно на мгновение распятый Бог
Теряет веру в Бога.

И тогда всё обращается,
В Иисусе человеческая воля,
Как в Гефсиманском саду, соглашается.

Пропасть отчаяния рассеивается
Как ничтожная капля ненависти,
В бездонной бездне любви.
Расстояние между Отцом и Сыном
Уже не место ада, но обитель Духа.

Иисусе, Ты, сам себя уничиживший,
Принимая образ раба,
Даже до смерти, и смерти крестной,
Научи нас говорить в день бедствия,
Может быть, в день смерти:
«Отче, в руки Твои предаю Дух Мой».

Тринадцатое стояние Креста

Снятие с Креста

Небо пламенело от гнева. Тучи оделись в траур. Мужчины, женщины и дети подходили и отходили. Погружённые в свои заботы, почти не поднимая глаз, они шли мимо Креста, на котором была распята Любовь.

Люди подходили один за другим, согнувшись, словно надорвались на тяжёлой работе или пережили горе... Их движения были замедленны... Казалось, что они отбрасывают странные тени на затаившую дыхание землю, отражаясь, как в зеркале, в кроваво-красном небе. На каждого из них падали чёрные тени траурных облаков.

Его медленно сняли с Креста и положили на сверкающую чистотой плащаницу.

А Он, Который был Жизнью, лежал мёртвый под Крестом, расцвеченным всеми отблесками рубина.

Четырнадцатое стояние Креста

Иисуса хоронят в гробнице

Когда Гробница приняла мертвого Господа Жизни, она снова стала яслями, местом рождения жизни!

Её тишина пела реквием так, будто это была аллилуйя! Холод гробницы превратился в огонь и пламя радости – радости, о которой невозможно и мечтать!..

А Иисус спал в глубине этой колыбели сном Того, Кто победил Смерть! Гробница была единственным свидетелем таинства Его Победы! Она будет вечно хранить секрет этого таинства, делясь с человечеством лишь своей пустотой, охраняемой ангелами!..

Воскресение.
Он коснулся смерти
На мгновенье,

Уничтожив её навсегда,
И она стала ангелом
Непревзойдённой красоты,
Которого люди веры
Стали ждать, затаив дыхание.
У смерти нет ледяных рук,
Они тёплые...
Это – объятия
Ангела любви.

Проиллюстрировано кадрами, снятыми в самарском приходе Пресвятого Сердца Иисуса

Христос был распят при жизни – это было предсказано на протяжении множества пророчеств.

Но почему же распятие Иисуса Христа произошло и можно ли было бы его избежать?

Вот что об этом пишут современные источники.

За что распяли Иисуса Христа кратко

В Иудее ждали мессию, который должен был освободить народ Божий от рабства римского. Тогда евреи были рабами, их империя была во власти римского правителя, шли бесконечные войны и страдания.

Однако народ Божий знал, что однажды придёт Спаситель мира и сможет освободить их от грехов, которые и стали причиной всего зла на земле – болезней, смерти, бедности и рабства. И предсказано было, что такой человек родится и освободит мир от вселенского зла.

И вот родился Иисус Христос, чье рождение было связано с приметами рождения миссии.

В 33 года он стал проповедовать слово Божье и совершать чудеса. Если в детские годы Иисус был в храме и даже люди с раввинском образованием удивлялись, откуда он всё знает больше, чем они.

Однако, несмотря на чудеса и знамения, люди не поверили в то, что Христос действует от доброй силы. Они считали его еретиком, который смущает народ.

Еврейское правительство не слишком обращало на это внимание, но потом проповеди Христа стали вызывать зависть, раздражение и Иисуса стали презирать, даже хотели убить. Это случилось благодаря предательству Иуды, который выдал своего Учителя за 30 монет, как это было сказано в пророчествах.

Распятие Иисуса приходилось как раз на еврейскую Пасху. В это время было принято отпускать одного грешника. И евреи отпустили Варавана, который был разбойником и убийцей. В итоге Христа не помиловали и он был распят.

Место распятия Христа

Христа распяли на горе города Голгофы. Вместе с другими грешниками он нёс на себе крест, на котором его и распяли.

С тех пор таким словом в литературе означается страдание, мучение, боли. Голгофа фигурирует на полотнах многих художников как символ страданий, которые должен понести каждый человек в своей жизни.

Отсюда и выражение – «нести свой крест». Под крестом понимается жизненное испытание, с которым человек никак не может справиться и которое невозможно избежать. Его стоит просто достойно переносить и постараться от него избавиться при первой же возможности.

Путь на Голгофу

Иисус шел на Голгофу в течение нескольких часов. За это время он шёл с терновым венком на голове и 3 раза падал.

Сегодня путь на Голгофу к месту казни считается святым. Тот, кто его проделает, сможет увидеть будущее и найти свою дорогу в жизни.

Те места, где Христос падал, считаются святыми и на них стоит памятник. Христос шел по ним почти до самого места своей казни. И только после последнего падения ему помог нести крест воин по имени Симен.

Почему Иисуса распяли на кресте

Иудейские проповедники не поняли учения Христа и его святости. Они ждали от него земного царствования – освобождения от рабства, болезней и смерти, рая на земле, но не получили.

Его учение – это приготовление к духовному раю, который достигнет каждая душа после смерти. А иудеи ждали конкретных чудес и поэтому не приняли Христа, возненавидели его и распяли.

Икона распятие Иисуса Христа фото и значение

Церковь почитает Иисуса Христа больше других икон, кроме Бога отца – создателя всего живого. Поэтому икона распятие имеет историческое значение и почитается, как место прощения грехов всего человечества.

Крест считается главным символом смерти, ведь Христос взял на себя все грехи, чтобы освободить от этого человечество.

Однако до повторного пришествия Христа каждый человек несёт ответственность за свои грехи, а за некоторые согрешения и вовсе расплачиваются дети и внуки.

Кто помогал нести крест иисусу

Никто не помогал – он сам нёс собственный крест. И только в конце пути воин Симен помог ему принести крест на место гибели.

Плач Богородицы при крестном страдании Иисуса Христа

При Христе была и его Мать.

Богородица читала молитвы и страдала, тексты её слов были положены не только в слова пассий в Великий пост, но и на церковные песнопения. Многие из них исполняются в светских концертах церковной музыки.

Что стало с Иисусом после воскрешения

В течение некоторого времени он проповедовал на Земле, совершая чудеса и знанемия. Даже мог проходить через стены, рассказывая о Царствии Божьем.

Затем вознёсся на небеса, обещая второе пришествие.

Жизнь апостолов после распятия Христа

Апостолы разошлись по Земле и стали проповедовать слово Божье во всех странах.

Они получили особый дар понимать все языки и проповедовать на каждом из них.

Именно они помогли создать церковь и стали самыми святыми учениками Иисуса, которые повели за собой множество последователей.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён первосвященниками иудейскими и римским прокуратором Понтием Пилатом на распятие.

После этого Спаситель был передан римским воинам. Воины раздели Его и одели в багряницу. Этот военный плащ красного цвета должен был изображать царскую порфиру Царя Иудейского.

Воины сплели венец из тёрна и возложили на голову Спасителя, дали Ему в правую руку трость и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: “Радуйся, Царь Иудейский”. Они плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. А когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды и повели на распятие.

Осуждённым на распятие полагалось самим нести свой крест на место казни. Потому воины, возложив на плечи Спасителя Крест, повели Его на холм, который назывался Голгофой, или Лобным местом. По преданию, на этом месте был погребён прародитель рода человеческого Адам. Находилась Голгофа к западу от Иерусалима, недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом шло великое множество народа. Сама личность Узника и все обстоятельства суда над Ним взволновали весь город с его многочисленными паломниками. Дорога была каменистая. Господь был измучен страшными истязаниями. Он едва шёл, падая под тяжестью Креста.

Дошли до городских ворот. Здесь дорога поднималась в гору. Спаситель совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа.

Это был Симон - переселенец из ливийского города Киринеи. Он возвращался со своего поля после работы в Иерусалим. Воины схватили его и заставили нести Крест Христов. Сделали они это, конечно, не из сострадания к Господу, а из желания скорее дойти до Голгофы и завершить своё дело.

Среди народа, который шёл за Христом, было много женщин, сострадавших Ему. Несмотря на обычай, запрещающий сочувствовать человеку, ведомому на казнь, они горько плакали об Иисусе.

Выражаемое ими сострадание было столь глубоко и искренно, что Господь, превозмогая боль, с сочувствием обратился к ним: “дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”

Господь как бы забыл о предстоящих Ему страданиях. Его духовный взор обратился к будущему некогда богоизбранного народа и к тому наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии.

Подстрекаемые первосвященниками и старейшинами, иудеи требовали у Пилата распятия Христа и в ярости кричали: “Кровь Его на нас и на детях наших”. Тем самым они навлекли на себя и своих детей неисчислимые бедствия.

Эти бедствия будут столь велики, что сама их жизнь станет невыносимой. И “тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?”

Под зеленеющим деревом, полным жизни, Господь разумел Себя; под сухим деревом - народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом?

Несомненно, эти слова Господь относил и к грядущему разрушению Иерусалима, которое постигло этот город вскоре после окончания земной жизни Спасителя. В 70-м году по Рождестве Христовом полководец Тит сравнял Иерусалим с землёй, не оставив там камня на камне. А народ иудейский был рассеян по лицу земли.

Теперь мы должны пройти пешком путь, по которому Иисус шёл от места приговора до места казни на Голгофе, так называемый Крестный путь . Перед нами узкая извилистая улица длиной 600 метров, вымощенная белым камнем. В XVI веке эта улица стала называться Виа Долороза – Дорога скорби. На протяжении этого пути происходили события, которые останавливали печальное шествие.

Начинается путь от Претории , где во Времена Иисуса находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь был заключён Иисус вместе с другими разбойниками. Мы проходим с группой по узкому проходу в небольшую пещеру. Здесь видим каменную лавку с двумя отверстиями для ног.

В помещении полумрак. Единственным украшением этого мрачного места является икона, с изображением Спасителя в окружении двух Ангелов. Здесь же Пилат вершил суд, по приговору которого Христа осудили на Крестную смерть. Здесь же в этой темнице сидел разбойник Варавва.


Вторая станция или остановка считается церковь Бичевания . Здесь Иисус подвергался бичеванию. Здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец, и здесь он принял Крест. Купол церкви Бичевания украшен терновым венцом.


Третья остановка Крестного пути – место первого падения Иисуса . Это место отмечено небольшой католической часовней. Барельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью свой ноши.



Идём дальше по улице, сворачиваем на соседнюю улочку и подходим к 4 остановке. Здесь по преданию произошла встреча с матерью , которая поджидала Сына из-за угла. На этом месте стоит часовня. Над дверями барельеф с изображением встречи Иисуса с матерью. Мы прошли внутрь. На видном месте видим композиционную статую Спасителя в багряном хитоне и его матери Марии. Очень выразительна печаль и тоска в глазах и жестах несчастной женщины. На полу перед пьедесталом видны следы, где примерно стояла Мария.

На следующем перекрёстке узких улочек пятая остановка. На этом месте солдаты римской охраны, раздражённые медленным продвижением своего пленника, заставили нести деревянный крест Симона Киринейского вместо Иисуса . Это место отмечено францисканской часовней.

Справа на стене виден камень с мостовой, с углублением, который запечатлел отпечаток от руки Иисуса . Мы с благоговением приложились к этому отпечатку.

Шестая остановка Скорбного пути - это встреча с Вероникой , когда Иисус проходил мимо, она вышла ему навстречу и отёрла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. На платке отпечатался лик Христа. Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса, и сейчас он находится в соборе Святого Петра в Риме. Остановка отмечена часовней Св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену обозначал место, где был её дом.

Седьмая остановка - это второе падение Иисуса . Это место пересечения улиц, и оно отмечено остатком колонны. Рядом располагается францисканская часовня.



 

Возможно, будет полезно почитать: