Неспортивные споры спортсменов. Как уволить тренера если у него есть клиенты Срок предупреждения об увольнении

За восемь лет существования КХЛ «Авангард» стал абсолютным рекордсменом по количеству тренерских отставок.

В Омске как будто задались целью испробовать все возможные способы расставания с тренерами. Их головы летали и в самом начале регулярки (первая отставка в первом сезоне КХЛ – омская, чья же еще), и по его ходу, и прямо перед стартом плей-офф, и даже за день до седьмого кубкового матча. О тривиальных случаях вроде избавления от тренера, ставившего скучную игру или не решившего задачу на сезон, и упоминать не стоит.

Этим летом «Авангард» еще раз доказал, что в искусстве отставок соперников у него нет. «Ястребам» покорилась новая вершина – Евгения Корноухова выгнали прямо по ходу предсезонки, за 9 дней до старта чемпионата.

И все же, несмотря на столь обширную увольнительную практику, омский клуб еще не исчерпал все возможные ситуации, когда можно и нужно увольнять тренеров. Успокаиваться явно преждевременно, случиться может еще многое.

Отставка в октябре

Кейс: уволить тренера тогда же, когда и все. И вовремя.

По статистике, самым «урожайным» на отставки месяцем в КХЛ является октябрь – на его долю приходится около половины от общего числа увольнений.

Но вот в новейшей истории «Авангарда» подобного еще не происходило. Тренеров в Омске предпочитают выгонять раньше месяца Х (теперь вот и вовсе в августе) или позже (особенно часто – в марте). И зря. Ведь единственный в истории клуба чемпионский сезон в суперлиге сопровождался заменой Сергея Герсонского на Валерия Белоусова, которая произошла в октябре 2003 года.

Шанс правильно повторить победный ритуал есть уже в наступающем сезоне.

Отставка с быстрым возвратом

Кейс: уволить тренера, а затем вернуть его назад по ходу того же сезона.

В Омске случалась двойная рокировка с участием Раймо Сумманена и Ростислава Чады, но это все-таки были разные сезоны.

Самое главное в таких ситуациях – чтобы уволенный тренер быстро не нашел новую работу. Поэтому «Авангарду» стоит творчески переосмыслить опыт «Автомобилиста», который в прошлом сезоне предпочел увольнению Андрея Разина его временное отстранение.

Учитывая, что Федор Канарейкин выиграл свое единственное чемпионство, возглавив «Магнитку» по ходу чемпионата, о сценарии его замены на него же определенно надо задуматься.

Отставка после испытательного срока

Кейс: уволить тренера через две недели после назначения.

На самом деле, испытательный срок – это очень полезная практика. Нельзя ведь заранее предугадать, как себя поведет новый тренер, как его примут игроки и болельщики.

А вдруг почти сразу станет очевидно, что это совершенно неподходящая фигура? В Омске такие случаи уже бывали, но исправление кадровых ошибок непростительно затягивалось.

Отставка по ходу матча

Кейс: уволить тренера прямо по ходу матча (предматчевая раскатка тоже сойдет).

Кое-какой подобный опыт в Омске уже накоплен – в 2009 году там снимали Уэйна Флеминга с третьего периода одной из игр регулярки. Но то не было увольнением, он тогда сумел продержаться в должности еще целых три недели.

Радикальным новшеством было бы увольнение всего тренерского штаба разом. Тогда задача усложняется – нужно срочно искать ответ на вопрос, кому руководить командой в продолжающемся матче.

Придется бросать на амбразуру, например, генменеджера, клубного врача, переводчика или пресс-атташе. Так что «Авангарду» крайне желательно держать на этих должностях людей хоть с каким-то тренерским опытом. А вдруг у кого-то в самый нужный момент откроется второе дыхание?

Отставка после длинной серии побед

Кейс: уволить тренера, который слишком много побеждает.

Руководство «Авангарда» традиционно нервно относится к промежуточным результатам. Поражения всегда неприятны, и если их становится много, тренер обречен.

А как быть в обратной ситуации, если команда постоянно побеждает и начинает терять мотивацию? Если в раздевалке царят благодушие и самоуспокоенность перед решающими матчами? В таком случае конфликт нужно создавать искусственно. Рецепт простой – отставка тренера.

Отставка на послематчевой пресс-конференции

Кейс: торжественно уволить тренера прямо по ходу его общения с журналистами после матча.

Пожалуй, именно так, в режиме прямой трансляции, стоило бы расстаться с Корноуховым. Это могло придать вечно недостающего драйва хотя бы последней его пресс-конференции.

Возможно, за этим – прямо по ходу пьесы – могли бы последовать даже какие-нибудь красноречивые откровения об имеющихся беспорядках в клубных делах. А то и вовсе персональные разоблачения.

Отставка по указанию гороскопа

Кейс: уволить тренера, потому что так велят звезды.

Давно пора внедрять в управление клубами строгий научный подход. В каждой команде стоит ввести должность штатного астролога, который будет составлять продвинутые гороскопы и делать на их основе персональные рекомендации.

У «Авангарда» есть уникальная возможность стать новатором и применить этот метод одним из первых.

Отставка по требованию игроков

Кейс: уволить тренера, который не сработался с игроками настолько, что они затеяли против него путч.

Говорят, что на самом деле в Омске такое уже было – когда в 2011 году пути команды и Раймо Сумманена резко разошлись перед седьмым матчем серии с «Магниткой».

Но таким историям для большей убедительности не хватает открытости, причем совсем необязательно сводящейся к «выносу сора из избы». Можно все регламентировать и сделать вполне будничным явлением. «Игроки клуба «А.» прислали черную метку тренеру К.» – «Тренер К. подал в отставку». Все довольны и никакого скандала.

Отставка по результатам референдума среди болельщиков

Кейс: уволить тренера, которому вынесен вотум недоверия болельщиками.

Почему, собственно, вопрос о тренере должен решаться только начальством или игроками? «Авангард», как и другие клубы КХЛ, играет для болельщиков (даже если не подозревает об этом). Пора доверить им нечто большее, чем выборы вариантов игровой формы и кастинг девушек в группу поддержки.

Тем более, омские любители хоккея – одни из самых активных в стране, никаких сомнений в легитимности подобной процедуры не возникнет.

Отставка после победы в Кубке Гагарина

Кейс: уволить тренера в чемпионской раздевалке.

Возможно, такую отставку болельщики «Авангарда» примут единодушно. Долгожданное победное безумие все спишет.

На самом деле, тренеру-триумфатору такая «внезапная смерть» тоже придется по душе. Можно будет со спокойной душой праздновать чемпионство и не гадать, в какой же именно момент следующего сезона коварное руководство омского клуба задумает его уволить.

Фото: РИА Новости /Владимир Федоренко, Алексей Мальгавко, Антон Денисов, Алексей Куденко, Максим Богодвид, Владимир Песня

Уволенный тренер Лариса Гурова ищет справедливости

30 июня 2015 года официальным приказом за многочисленные нарушения трудовой дисциплины директор детской спортивной юношеской школы по биатлону Алексей Пляскин уволил тренера Ларису Гурову. В это время Гурова уже заехала со своими воспитанниками на спортивные сборы на базу «Орбита». После увольнения детям пришлось вернуться к себе домой, так как на тот момент еще не было принято решение, кто станет их новым тренером.

Эту последнюю сцену разные люди рассказывают по-разному. Сама Лариса Гурова говорит, что уволив ее, директор школы Алексей Пляскин распустил детей. Пляскин утверждает обратное – дети разъехались сами. И пускаясь в перипетии сложных взаимоотношений, очень тяжело разобраться в том, кто прав а кто виноват, потому что правда здесь у каждого своя.

Гурова. Версия тренера

По мнению самой Ларисы Гуровой, те многочисленные нарушения, которые приписывает Алексей Пляскин, - не более чем личная неприязнь. Приехавший управлять школой в начале 2015 года из Хилка, он сразу невзлюбил женщину и стал всячески пытаться подвести ее к увольнению. Однако те моменты, которые он перечисляет – не единичные случаи и каждый тренер, работающий с детьми, имеет подобные нарушения, которые, по сути, даже и не нарушения, а небольшие недочеты.

Существует несколько моментов, которые можно назвать «знаковыми» на протяжении всей недолгой совместной работы:

Первый «звонком» стал выговор, который директор школы сделал ряду ответственных, в день пожара на Высокогорье в декабре. В их числе оказалась и Лариса Гурова.

Вторым «звоночком» можно назвать пропущенную медкомиссию, которую воспитанники Гуровой не прошли вовремя и проходили в другой день. Однако когда назначалась медкомиссия, не было учтено то, что тренер в это время находилась в отпуске, и вообще могла отсутствовать в городе.

Третьей причиной недовольства директора стало несвоевременное возращение тренера с подопечными со сборов из Новосибирска. По плану группа должна была вернуться на несколько дней позже, однако вернулась раньше, по причине отсутствия билетов в один вагон на нужное число.

Мы с ребятами ездили не на деньги спортшколы, а на деньги спонсоров и родителей детей, более того, одной из моих воспитанниц нужно было успеть на сдачу ГИА – я не могла это проигнорировать. Тренировочный процесс из-за отъезда на четыре дня раньше не был нарушен. Кроме этого, Пляскин утверждает, что мы не имели право вернуться раньше, это не так, имели, тем более были объективные причины. Директор также сказал, что проверил в кассах РЖД были ли билеты на нужное число – да, билеты были, но в разные вагоны. Как я могу 20 человек ребятишек везти в разных вагонах? Мы все ехали вместе, - рассказывает Лариса Гурова.

Еще одной причиной увольнения стало то, что после тренировки женщина оставила детей на спортплощадке на базе «Орбита», а сама уехала в суд, по тому самому выговору, выписанному Пляскиным. Однако есть один нюанс - Гурова уехала после тренировки, которая закончилась 10-30. Суд же состоялся в 11 часов.

Собрав все воедино, директор посчитал это достаточным основанием для увольнения. Что и сделал 30 июня 2015 года.

Лариса Гурова рассказывает, что неоднократно Пляскин приглашал ее к себе в кабинет и пытался «поговорить», при этом сам сводил разговор в буквальном смысле к тому – кто из них лучше, у кого больше званий, регалий, наград и достижений. От таких разговоров тренер уходила, потому как считает, что взрослые люди не должны решать кто авторитетнее и важнее по количеству наград.

Главное, чего я сейчас хочу добиться – это восстановиться на прежнем рабочем месте, чтобы ребятам были созданы соответствующие условия для тренировок. Потому что последнее время мои дети практически не стреляли, преимущество Пляскин отдает тем, кто старше, (в том числе и своим дочерям (им 24 и 27 лет) и зятю - гражданину Белоруссии, не понимая, что нужно развивать всех, - говорит Лариса Гурова.

Тренер за годы своей работы, а их более 20, воспитала немало спортсменов, многие из которых сегодня ушли в большой спорт и уехали из Забайкалья, чтобы развиваться дальше. Хорошим примеров может послужить Игорь Прощенко, который сейчас выступает за Новосибирскую область и успешно прошел отбор на чемпионат мира по летнему биатлону.

Сегодня Гурова тренирует юных биатлонистов, отказывается от оплаты за тренировки и ждет решения Центрального районного суда, который и определит, правомерным ли был выговор директора.

Пляскин. Версия директора

С Алексеем Пляскиным, разговор состоялся на спортивной базе «Орбита».

Приняв руководство ГУ ДО СДЮСШОР по биатлону в январе 2015 года, я узнал, что старшим тренером числилась Гурова. Был задан вопрос, где группа высшего спортивного мастерства, группа совершенствования спортивного мастерства, почему нет групп спортивной специализации пятого года обучения? Четкого ответа я не получил. Были невразумительные и надуманные причины, мол, дети заканчивают тренироваться в этом возрасте. Выслушав, я принял решение отстранить Гурову от обязанностей старшего тренера. По дальнейшей работе, видя, что Гурова не проводит стрелковые тренировки, а в группе СС не положено тренера по стрельбе, стало понятно, что это тренер для групп начальной подготовки, - рассказал Пляскин.

По его словам Гурова, занимая более четырех тренерских ставок и получая за это солидную зарплату, не смогла организовать детей на плановый медосмотр, не предоставила протокол контрольно - переводных нормативов, с большими проблемами провела тренировочные мероприятия в Новосибирске.

Здесь не может стоять вопрос о личной неприязни, нужно качественно исполнять свои трудовые обязанности, а не пользоваться покровительством руководства. До Гуровой старшим тренером работала Панова, которую уволили тихо и без бурного освещения в прессе. За последние два года, без Пановой, спортивные результаты пошли вниз и спасали школу только результаты двойного зачета, - сетует директор школы.

При этом новый директор отмечает, что при прежнем директоре Лариса Петровна была на «особом» положении, сейчас же к ней стали применяться общие требования, привыкнув работать по-другому, она не сразу это уловила, отчего и стали возникать подобные трудности.

Гурова - очень своеобразный человек, но личной неприязни у меня к ней нет. К тому же она не единственный тренер за всю историю школы, который уволился или был уволен. Случай ни для города, ни для края не единичный, и непонятно, почему вокруг него такая шумиха, - рассказывает директор СДЮСШОР.

Пляскин говорит о том, что за последние годы в школе появился непонятный прокат лыж и столовая, где по какой-то причине Гурова принимала активное участие: закупка продуктов, торговля пирожками, в то время как дети оставались без присмотра. Сейчас все поменялось. Появились спонсоры, городская и краевая администрация активно участвуют и помогают спортсменам, у которых есть возможность тренироваться, не отвлекаясь ни на что.

В нашем разговоре с директором также участвует его заместитель Сергей Ковалев, который на протяжении многих лет занимает этот пост и знаком с тренером Гуровой не понаслышке. Он соглашается, что требования, которые применялись ко всем, по различным причинам не применялись к Гуровой, а когда с нее стали спрашивать как со всех, ей не понравилось. Кроме того, говорит он, даже внутришкольные конкурсы среди тренеров были специально «подогнаны» под Гурову.

Был один воспитанник, который занимался у Гуровой – Прощенко Игорь, чемпион мира по летнему биатлону 2013 года среди юниоров. Но я считаю, что его результат - заслуга всей школы, в том числе и Ковалева, Пановой, Лямичева и Перминова, а не только Гуровой, как считает она, - говорит Пляскин.

Министр Ларионов. Без версии

Министр спорта Роман Ларионов в силу занятости и подготовки к шахматному турниру лично встретиться по данному вопрос не смог, однако в письменном виде ответил, что, согласно приказу данной спортивной школы по биатлону, основанием для прекращения трудового договора стало неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Что, собственно, уже озвучивал Пляскин.

Кроме этого министр отметил, что в подведомственной сети министерства физической культуры и спорта работают порядка 238 тренеров, в целом по краю - 872, из которых 606 – штатные специалисты и информацией по мотивации увольнению или принятию на работу каждого тренера Минспорта не располагает.

Действительно, министерство призвано решать более сложные и важные задачи, хотя, что может быть важнее формирования тренерского состава для работы с забайкальскими спортсменами? Видимо, многое другое.

P.S. Мне, как человеку, не вовлеченному в спорт высоких достижений, сложно понять про планы и сборы, про инвентарь и медосмотры. Да и, наверное, пока ни к чему. Однако когда я пришла на тренировку к тем детям, с которыми сейчас занимается Лариса Гурова, я увидела то, что расставило все точки над I. Как дети бегут навстречу своему тренеру, как смотрят ей в глаза и как яростно готовы ее защищать. «Не нужен нам другой тренер», - говорят они: - «Пускай она нас тренирует и все оставят ее в покое», «Было же все хорошо, она строгий тренер, но всегда поможет, подскажет, пожалеет, если надо».

Когда слышишь подобное, понимаешь, что в это междоусобной спортивной войне двух взрослых людей победителями или проигравшими будут не тренер или директор, а именно дети. И неважно, каких высот они достигнут и станут ли чемпионами, важно, что сейчас они хотят тренироваться, стрелять из винтовок и ездить на роллерах и лыжах и бежать не на улицу, а на занятия. Проиграют все, если это желание у них пропадет...

Во время подготовки материала стало известно, что прошло заседание суда по восстановлению уволенного тренера на прежнем месте работы. По словам супруга Ларисы Гуровой, который также присутствовал на заседании, победа в их руках, поскольку даже суд был удивлен нецелессобразностью решения директора. Окончательная точка в этой итории будет поставлена в конце августа, когда закончатся судебные заседания между тренером Гуровой и директором школы Пляскиным.

Тренер — это лицо, осуществляющее спортивную подготовку в физкультурно-спортивных организациях и центрах. Регулирование трудовой деятельности тренеров установлено гл. 54.1 ТК РФ. Спортивная подготовка в образовательных спортивных учреждениях осуществляется тренером-преподавателем. В отличие от тренера, деятельность тренера-преподавателя относится к педагогической деятельности и регламентируется нормами гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников" ТК РФ. В статье рассмотрим особенности рабочего времени и режима работы тренеров-преподавателей.

Тренер-преподаватель осуществляет свою трудовую деятельность в учреждениях образования для детей и юношества. В первую очередь это специализированные учреждения дополнительного образования детей в области физкультуры и спорта (ДЮСШ, СДЮШОР), образовательные учреждения среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта (училища олимпийского резерва), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. Поскольку тренеру-преподавателю приходится работать с детьми, его должностные обязанности намного шире, чем у тренера, в основные обязанности которого входят подготовка спортсменов к соревнованиям и руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Исходя из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, Приказа Минспорта РФ от 24.10.2012 N 325 "О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации" (далее — Приказ N 325) в должностные обязанности тренера-преподавателя (включая старшего), помимо обязанностей, предусмотренных по должности "тренер", входит также:

— набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний;

— отбор наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования;

— проведение тренировочной и воспитательной работы с использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов;

— проведение учебных занятий с опорой на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий, использование наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления;

— осуществление педагогической деятельности во взаимосвязи со спортивной подготовкой; и др.

Как видим, трудовая деятельность тренера-преподавателя помимо спортивной включает в себя много педагогической работы, в связи с чем и согласно Приказу N 325 тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель и инструктор-методист являются педагогическими работниками и на них распространяются нормы гл. 52 ТК РФ, регулирующей особенности труда педагогов. Соответственно нормы и других правовых актов, регламентирующих трудовую деятельность педагогов, распространяют свое действие на тренеров-преподавателей. Это касается и продолжительности рабочего времени, и времени отдыха, и досрочного выхода на пенсию, и т.д. А теперь рассмотрим, какова норма рабочего времени тренера-преподавателя, из каких частей она складывается и как учитывается.

Рабочее время

Трудовым кодексом для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).

Продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников и с учетом особенностей их труда установлена Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 (далее — Приказ N 2075). Кроме этого, не утратил силы Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (далее — Приказ N 69).

В соответствии с Приказом N 2075 продолжительность рабочего времени педагогических работников, в том числе тренера-преподавателя, включает в себя время на:

— преподавательскую (учебную) работу;

— воспитательную работу;

— другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Норма часов преподавательской работы на ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренера-преподавателя (старшего тренера-преподавателя) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 астрономических часов и включает в себя проводимые уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Обратите внимание! Если тренер-преподаватель согласен выполнять преподавательскую работу сверх 18 часов установленной нормы, ему должна производиться доплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере (п. 3 приложения к Приказу N 2075).

Что касается другой части педагогической работы тренеров-преподавателей, согласно Приказу N 69 она не конкретизирована по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей, а также устава образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик, регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает в себя:

— участие в работе педагогических, методических советов, проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

— организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

— непосредственную подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

— периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса;

— выполнение дополнительно возложенных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Режимы рабочего времени

Режим рабочего времени тренеров-преподавателей устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

При этом выполнение преподавательской работы (нормируемой части) регулируется непосредственно расписанием учебных занятий, а ненормированная часть, не конкретизированная по количеству часов, регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

При составлении графиков работы перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Приказом N 69. А при составлении расписания учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, чтобы не нарушалась непрерывная последовательность занятий и не образовывались длительные перерывы ("окна"), которые, в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются (п. 3.1, 3.2 Приказа N 69).

В целом режим рабочего времени тренеров-преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений определяется с учетом режима деятельности этих учреждений (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности) (п. 1.2 Приказа N 69).

Тренерам-преподавателям могут быть установлены такие режимы, как гибкий график, сменная работа, шестидневная или пятидневная рабочая неделя. При любом из режимов рабочего времени для тренера-преподавателя продолжительность рабочего времени за неделю не должна быть более 36 часов, из которых 18 часов будет занимать преподавательская работа. Если соблюдать норму преподавательской работы в течение недели не получается, нужно установить суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы норма преподавательской работы соблюдалась за учетный период (месяц, квартал или др.).

Примечание . Если режим работы для данного работника отличается от установленного общими правилами, которые действуют у работодателя, этот режим указывается в трудовом договоре (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Если же при гарантированной выплате ставки заработной платы в полном размере работодатель не обеспечивает полную учебную нагрузку, тренеру может устанавливаться догрузка до его нормы. Формой догрузки может быть кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем которой регулируется образовательным учреждением (п. 2.5 Приказа N 69).

Дни недели (периоды, в течение которых учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, тренер-преподаватель может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.д.

Приказом N 69 также установлены особенности работы во время каникул и во время отмены учебных занятий.

Так, если периоды каникул не совпадают с отпусками работников, то являются для них рабочим временем. В этот период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения другой преподавательской работы. Заработная плата за этот период сохраняется в установленном порядке. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Примечание. Учет рабочего времени тренеров-преподавателей и других педагогических работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с использованием формы 0504421 или Т-13 (Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н).

Периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям также являются рабочим временем для педагогических работников. В это время они привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе так же, как в каникулярный период.

Отдых тренера-преподавателя

Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ и места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. В силу Приказа N 69 для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Тогда работникам должна быть обеспечена возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении (п. 1.4). А согласно п. 3.1 Приказа N 69 при составлении графиков работы педагогических работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом пищи, не допускаются. Исключение составляют "окна", которые могут образовываться между занятиями, перерывы при режиме рабочего дня с разделением его на части, в рабочее время не включаемые.

Время отдыха педагогическим работникам образовательных учреждений физической культуры и спорта предоставляется с учетом режима деятельности учреждения. Выходные дни педагогам устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, графиками работы, коллективным договором.

Что касается ежегодного отпуска, тренерам-преподавателям в силу ст. 334 ТК РФ предоставляется удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность в зависимости от вида образовательного учреждения и должности, занимаемой педагогическим работником, определена Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам". Для тренеров-преподавателей он составляет 42 календарных дня. По общему правилу право на использование этого отпуска тренеры-преподаватели приобретают по истечении шести месяцев непрерывной работы в одной организации (ст. 122 ТК РФ). Для отдельных категорий работников, перечисленных в ч. 3 ст. 122 ТК РФ, отпуск по их заявлению предоставляется и до истечения шести месяцев непрерывной работы.

Особенностью предоставления педагогическим работникам отпусков является предоставление их преимущественно в период летних каникул. Однако к тренерам-преподавателям это правило не относится, поскольку часто при спортивных школах они осуществляют летнюю оздоровительную работу с детьми. Педагогические работники, имеющие право на предоставление им ежегодного основного удлиненного отпуска, могут по соглашению с работодателем получить денежную компенсацию за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней (ст. 126 ТК РФ). Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам и замена его части денежной компенсацией производятся в соответствии с общими правилами предоставления отпусков. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК РФ).

Длительный отпуск

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является право на длительный отпуск. Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Порядок и условия его предоставления определяются Приказом Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 (далее — Приказ N 3570). При этом право на такой отпуск имеют только лица, занимающие должности, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской деятельности и которые установлены перечнем, утвержденным данным приказом. В этом перечне есть и должность тренера-преподавателя (старшего тренера-преподавателя). Стоит отметить, что данное положение распространяется на образовательные учреждения, учредителем которых является Минобрнауки. Для остальных учреждений оно носит рекомендательный характер.

В соответствии с Приказом N 3570 в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должности тренера-преподавателя.

Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается:

— фактически проработанное время;

— время, когда тренер-преподаватель фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе), а также когда он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— время прохождения производственной практики на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

В пункте 6 Приказа N 3570 перечислены случаи, когда стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику на основании его заявления в любое время при условии, что это не отразится на деятельности образовательного учреждения отрицательно. За работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов). Во время длительного отпуска не допускается перевод тренера-преподавателя на другую работу, увольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения. Если работник заболел в период отпуска, отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности или по согласованию с работодателем переносится на другой срок (что невозможно, если работник ухаживал за заболевшим членом семьи).

В прошлых номерах журнала мы рассказывали об особенностях трудовых отношений со спортсменами и тренерами. Прекращение трудового договора с этой категорией работников также имеет определенные особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Общие основания прекращения трудового договора, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами, в равной степени применимы и к спортсменам. Вместе с тем законодателем в ст. 348 11 ТК РФ предусмотрены следующие дополнительные основания прекращения трудового договора со спортсменом:

  • спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев;
  • нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации

При этом увольнение спортсмена по указанным дополнительным основаниям является дисциплинарным взысканием, а значит, работодатель обязан соблюдать установленный ТК РФ порядок применения дисциплинарных взысканий.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

Словарь кадровика Спортивная дисквалификация - это отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта

Дисквалификация применяется за нарушение установленных правил определенного вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, а также за использование запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов. Кроме того, дисквалификация наступает за нарушение норм, утвержденных спортивными международными организациями, и норм, утвержденных международными или общероссийскими спортивными федерациями.

Решения о спортивной дисквалификации принимают общероссийские федерации по различным видам спорта, соответствующие спортивные союзы, например Российский футбольный союз. Однако если срок дисквалификации менее шести месяцев, то трудовой договор со спортсменом не может быть расторгнут. Основанием для подобного расторжения является дисквалификация на срок шесть и более месяцев.

С момента появления в Трудовом кодексе РФ специальных норм о трудовой деятельности спортсменов, работодателю было предоставлено исключительное право расторгать трудовые договоры со спортсменами, уличенными в установленном порядке в использовании (в том числе и однократном) допинга и иных, запрещенных в спорте препаратов.

Обратите внимание! Максимальный срок дисквалификации спортсмена не предусмотрен. По существующим правилам возможна и пожизненная дисквалификация, например при повторном применении допинга

Допинговый контроль представляет собой взятие биологических проб и их исследование в целях выявления наличия в органах спортсменов и в организмах животных, участвующих в спортивных соревнованиях, допинговых средств или установления факта использования спортсменами допинговых средств и (или) методов подготовки к спортивным соревнованиям.

Порядок проведения обязательного допингового контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Общероссийские спортивные федерации обязаны осуществлять мероприятия в области допингового контроля и применять спортивные санкции (в т. ч. спортивную дисквалификацию) в отношении спортсменов, использующих допинговые средства и (или) методы, а также лиц, принуждающих их использовать допинговые средства и (или) методы.

Обратите внимание! Применение спортсменом допинга подтверждается результатами соответствующего допингового контроля

Организаторы спортивных мероприятий обязаны обеспечить условия проведения обязательного допингового контроля с соблюдением требований и решений международных спортивных организаций и законодательства РФ.

При положительных допинг-пробах, если будет установлено, что спортсмен использовал запрещенные препараты, трудовой договор с ним может быть расторгнут независимо от того, как часто применял допинг спортсмен: на постоянной основе или всего один единственный раз.

Словарь кадровика Запрещенный список - это международный стандарт, определяющий, какие субстанции и методы запрещены в спорте

НА № 9‘2011 Заметим, что в действующей редакции Трудового кодекса РФ такие термины, как «допинг», «допинговые средства» и «допинговые методы» не употребляются. Федеральным законом от 17.06.2011 № 146-ФЗ была изменена первоначальная формулировка рассматриваемого основания увольнения спортсмена. Согласно новой норме п. 2 ст. 348 11 ТК РФ трудовой договор со спортсменом прекращается в связи с нарушение, в том числе однократным, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанным нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации. Однако, с учетом содержания вышеназванных антидопинговых правил, можно констатировать, что по большему счету основание для увольнения осталось прежним и главным образом заключается в использовании (в том числе и однократном) спортсменом всевозможных запрещенных в спорте препаратов и допинговых средств.

СРОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

Общие правила расторжения трудового договора по инициативе работника содержатся в ст. 80 ТК РФ. Однако для спортсменов и тренеров установлен более продолжительный срок предупреждения о предстоящем расторжении трудового договора по собственному желанию. Кодекс предусматривает, что спортсмен и тренер имеют право уволиться в любой момент по собственному желанию, предупредив письменно работодателя не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев.

За сколько дней работник обязан предупредить работодателя об увольнении по собственному желанию, если трудовой договор заключен на срок до четырех месяцев?

Полагаем, что в случае расторжения по инициативе работника трудового договора, заключенного на срок до четырех месяцев, должны применяться общие правила Кодекса о порядке увольнения по собственному желанию. При указанных обстоятельствах работнику необходимо предупредить работодателя о предстоящем увольнении за две недели, как сказано в ст. 80 ТК РФ. Если трудовой договор заключен на срок до двух месяцев, то срок предупреждения составляет три календарных дня (ст. 292 ТК РФ).

ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ В ПОЛЬЗУ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

Трудовым договором может быть предусмотрено такое условие: в случае увольнения по собственному желанию или увольнения по инициативе работодателя, когда оно являлось дисциплинарным взысканием, спортсмен будет обязан произвести в пользу работодателя денежную выплату, размер которой также должен быть определен трудовым договором.

По общему правилу, если срок таких выплат не оговорен в трудовом договоре, то спортсмен обязуется произвести их в двухмесячный срок со дня расторжения договора.

При увольнении по собственному желанию реализация обязанности работника по выплате соответствующей компенсации работодателю, помимо того, что данное требование должно быть закреплено в трудовом договоре, согласно ч. 2 ст. 348 12 ТК РФ возможна при условии, что увольнение не обусловлено уважительными причинами.

Раньше мы не пользовались возможностью включать в трудовой договор условие об обязанности спортсменов производить при увольнении по отдельным основаниям денежную выплату в нашу пользу. Теперь такая необходимость появилась. Как в трудовых договорах грамотно прописать это условие? С дисциплинарными взысканиями все понятно, а вот какие причины для увольнения спортсмена по собственному желанию можно считать уважительными? И стоит ли их прописывать в трудовом договоре?

Трудовой кодекс РФ не поясняет, что именно относится к уважительным причинам. Представляется, что в данном случае можно по аналогии применять ст. 80 ТК РФ. Указанная статья к уважительным причинам относит, в частности, зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию, а также случаи установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.

Помимо уважительных причин, установленных для всех работников, для спортсменов могут являться актуальными и сугубо спортивные причины расторжения трудового договора.

Для спортсмена, как представляется, уважительными могут быть следующие причины:

  • невключение в заявку на текущий спортивный сезон, если это не связано с полной или частичной потерей трудоспособности;
  • переход футбольного спортивного клуба в низший дивизион;
  • исключение спортивного клуба из состава участников спортивного мероприятия;
  • восстановление любительского статуса спортсмена;
  • прекращение спортивной карьеры в профессиональном спорте.

Хорошо, если такой перечень уважительных причин будет прописан в трудовом договоре.

К сожалению, наличие в законе оговорок о возможных денежных компенсациях со стороны спортсмена в пользу работодателя при увольнении на практике может привести к тому, что работодатель при заключении трудового договора будет устанавливать неоправданно высокие размеры таких денежных выплат. Полагаем, что снизить зависимость спортсмена от подобных «кабальных» условий, порой навязываемых ему работодателем, могут общероссийские спортивные федерации, установив в централизованном порядке максимальные размеры таких выплат.

Как продать 200 персональных тренировок?

Длительность 6-12 часов.

Программа семинара “Как продать 200 персональных тренировок?”

Раздел 1. Фитнес бизнес.

Отличие персонального тренинга от простых инструктажей и персональных сопровождений

Не стоит учить клиента тренироваться. Дружба с клиентом – опасность для повторной продажи

Я – спортсмен, и хочу, чтобы мои клиенты выступали. А хотят ли они этого?

Раздел 2. Продажа персональных тренировок

Кто продает персональные тренировки.

Администратор и его роль в продаже персональных тренировок

Менеджер по продаже и его роль в продаже персональных тренировок.

Медицинский консультант – сильный инструмент в продаже тренировок.

Фитнес или Велнесс тестирование? Преимущество, которое вы не используете.

Начинаем продавать персональные тренировки. Вы готовы?

Техники установления контакта.

Как грамотно знакомиться с клиентом.

Имя, сестра, имя. Техники запоминания имен – немного о мнемонике.

Раздел 3. Определение потребностей клиента

Что такое потребность

Виды потребностей, мотивы покупки и типы клиентов

Чего хотят клиенты на разных направлениях в фитнес-клубе

Какие вопросы необходимо задавать клиентам

Виды вопросов

Методика СПИН

Что делать, когда у клиента нет потребности

Раздел 4. Чудо презентация

Что такое презентация

Техники презентации фитнес-услуг

Методы красивой манипуляции клиентами в клубе

Грамотная универсальная презентация.

Раздел 5. Ненавистные возражения

Что делать, если клиент говорит “нет”?

Восемь страхов клиента

Работа с возражениями. Техники аргументации.

Раздел 6. Завершение продажи персонального тренинга.

Завершение продажи.

Как грамотно завершать первую персональную тренировку.

Как грамотно оформлять клиенту клип-карту на 10 занятий.

Как грамотно продлевать первый клип из 10 занятий.

Раздел 7. Правдивые типы клиентов

Как работать с девушками
Как работать с дамами старше 40

Как работать с мужчинами 30-40 лет
Как работать с мужчинами старше 50
Как работать с политиками и чиновниками
Раздел 8 Секретные советы.

Покоряем первую высоту 100 тренировок

Смелее: вот и 150-180? Осталось совсем немного

Советы по работе с клиентами, и как же всё-таки сделать 200 тренировок без вреда для здоровья и личной жизни

Продажи фитнес услуг уровень “PRO”

Длительность 6-12 часов

  • Участники процесса продаж.
  • Специфика и модель «больших» продаж.
  • Стратегии продаж (сложности и особенности).
  • Стратегия SPIN-продаж (принципы, достоинства, применение).
  • Структура и этапы процесса продажи.
  • Ситуационные интервью. Планирование. Подготовка. (С – этап)
  • Проблемные интервью. Цели и задачи интервью о проблемах (П – этап)
  • Интервью о последствиях. Дерево последствий. (И – этап)
  • Работа с клиентом на стадии выбора.
  • Интервью о выгодности принятия клиентом решения о покупке. (Н – этап)
  • Формирование критериев выбора клиента.
  • Ситуационные вопросы: о фактах, общих сведениях и текущей ситуации у покупателя.
  • Проблемные вопросы, о проблемах, трудностях или недовольстве покупателя.
  • Извлекающие вопросы: о взаимосвязи или последствиях проблем покупателя.
  • Направляющие вопросы: о ценности, полезности или практичности, которые покупатель воспринимает в предлагаемом решении.
  • Правила эффективной презентации.
  • Конкурентные преимущества компании
  • Характеристики товара/услуги
  • Преимущества товара/услуги
  • Выгоды товара/услуги
  • Работа с возражениями
  • Стратегии работы с трудными клиентами

Администратор фитнес центра

Длительность 6-12-часов

  • Программа семинара:
  • функции администратора фитнес центра;
  • зоны ответственности в работе администратора;
  • правила телефонного этикета;
  • навыки презентации товаров и услуг фитнес индустрии;
  • реальная продажа услуги за символические деньги;
  • навыки составления вопросов для выявления потребностей клиентов;
  • управление отношениями с трудными клиентами;
  • особенности работы администратора фитнес центра;
  • практические советы по увеличению продаж клубных карт.

Построение отдела продаж в фитнес клубе или результативный менеджер по работе с клиентами – 6-12 часов

Эффективный фитнес директор

Длительность 6-12 часов.

Программа семинара:

  • Цель управления персоналом.
  • Управленческие уровни. Цели, задачи и функции.
  • Качества руководителя.Требования к профессиональной компетенции менеджера. Принципы определения критериев эффективности.
  • Организация труда. Планирование. Управление временем. Делегирование полномочий.
  • Основные механизмы управления сотрудниками. Стили управления.
  • Коммуникация. Метопрограммы людей и их применение при коммуникации и постановке цели.
  • Мотивация персонала. План развития персонала. Критерии его оценки. Аттестация.
  • Обратная связь. Конфликтные ситуации и их решение.
  • Знакомство с основными принципами эффективного менеджмента
  • Создание миссии клуба. Определение стратегических целей и задач.
  • Маркетинговая составляющая в продажах. Определение целевой зоны клиентов.
  • Как оценить потенциал клуба.
  • Организационная структура фитнес-клуба.
  • Зонирование фитнес-клуба. Организация. Оборудование.
  • Организация работы департаментов фитнес-клуба (отдел продаж, фитнес, рецепция, меддепартамент, техническая служба - клининнг, служба безопасности).
  • Структура управления клубом. Администрирование.
  • Управленческие зоны ответственности. Коммуникационные связи. Документация.
  • Подбор и обучение персонала.
  • Понятие «тактические цели». Формирование плана продаж в зависимости от типов клуба. Понимание ценности продаж дополнительных услуг.
  • Планирование. Составление бюджета.
  • Формирование стоимости членства и услуг.
  • Принципы организации режима работы клуба. Расписание работы подразделений, алгоритм составления расписания групповых занятий.
  • Сервис-менеджмент.

Менеджер фитнес подразделения

Длительность 6-12 часов

В программе семинара:

  • Сервис и услуги фитнес направления.
  • Инструктажи, вводные и персональные тренировки. Сплит-тренировки и тренировки в малых группах. Групповые занятия.
  • Распределение клиентов
  • Оптимальное количество тренерского состава
  • Требования к тренеру фитнес направления
  • Организация дежурств, особенности составления расписания
  • Распределение тренеров по категориям. Аттестация
  • Обучение тренерского состава
  • Мониторинг и оценка деятельности тренажерного зала. Практические решения
  • Проблема воровства, ее решение
  • Что такое управление: от теоретических знаний и практическому менеджменту
  • Концепция, индивидуальный управленческий стиль
  • Способы принятия управленческих решений
  • Способы поведения в конфликте
  • Основные функции и навыки руководителя
  • Роль руководителя
  • Постановка целей по SMART
  • Мотивация
  • Контроль
  • 
Развитие команды
  • Постановка цели
  • Тактическое и текущее планирование
  • Постановка задач подчиненным
  • Делегирование. Принципы преимущества и сложности делегирования
  • Преодоление сопротивления подчиненных
  • Какие факторы нужно учитывать при подготовке к совещанию
  • Структура и содержание совещания
  • Форматы совещаний
  • Оценка результатов и организация выполнения поставленных задач

Качественный сервис и основы гостеприимства в фитнес центре

Длительность 6-12 часов.

Цель тренинга:

Содействовать укреплению конкурентной позиции фитнес-клуба путем формирования у персонала навыков оказания качественного сервиса

Программа тренинга:

  • Основные тенденции и направления в работе с клиентами
  • Стандарты обслуживания и эффективность бизнеса
  • Различные уровни сервиса и ожидания клиентов
  • Уровни профессионализма сотрудника, взаимодействующего с клиентами
  • Способы соответствия ожиданиям клиента
  • Структура процесса обслуживания клиентов
  • Этикет телефонного обслуживания
  • Формирование позитивных впечатлений клиентов
  • Основные ошибки при работе с клиентами
  • Различные подходы к решению проблем клиентов
  • Инструменты создания приверженности и лояльности клиентов фитнес-клубу


 

Возможно, будет полезно почитать: