По информации которая может составлять. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Рассмотрим, что является коммерческой тайной предприятия и каково .

Определение коммерческой тайны. Это режим секретности определенных сведений , устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды.

Понятие «коммерческая тайна» называют и сами засекреченные организацией сведения.

Перечень сведений , составляющих коммерческую тайну (образец можно скачать ), должен быть:

  1. Потенциально или реально ценным для обладателя.
  2. Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных.
  3. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным . Засекречиваемая информация не должна входить в список сведений, которые не могут быть признаны КТ ( ФЗ «О коммерческой тайне»).
  4. Общеизвестные факты – сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

  5. Отнесение информации к КТ надлежаще оформляется согласно №98 Федеральный закон «О коммерческой тайне» . Содержание регистров бухучета организации в соответствии с ФЗ №129 коммерческая тайна является по умолчанию без всякого оформления.

Режимы государственной, банковской, служебной тайн регулируются отдельными нормами .

Банки, как разновидность коммерческих организаций, наряду с общим устанавливаемым государственными органами для всех банков РФ списком банковских тайн, вправе собственными решениями вводить режим КТ согласно 98 ФЗ «О коммерческой тайне» (действующая редакция по ссылке выше) для иных сведений, не входящих в перечень БТ, регулируемых специальными законами о банковской деятельности.

Коммерческая тайна банка – это все сведения о вкладах клиентов и операциях с ними. Ее соблюдение проверяется органами госнадзора за банковской деятельностью.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, банк вправе установить для информации, обеспечивающей его конкурентные преимущества перед другими банками.

Это могут быть оригинальная методика работы с клиентами, применяемые компьютерные программы и технологии, данные о разрабатываемых новых продуктах и т.п.

Регистры бухучета – это информация, составляющая коммерческую тайну банка по умолчанию .

Соблюдается коммерческая тайна предприятия поддерживается обычными правовыми процедурами.

Виды

  • секреты производства;
  • экономические, в том числе финансовые тайны;
  • иная интеллектуальная собственность, в том числе охраняемая авторским правом.

Узнаем, что относится к коммерческой тайне по видам носителей . КТ устанавливается в отношении:

  • письменных и печатных документов;
  • компьютерных баз данных;
  • данных на магнитных, оптических дисках и лентах, флэш-памяти;
  • устройств и механизмов;
  • материалов устных совещаний, видео- и аудиоконференций.

Список сведений, входящих и не входящих в КТ

Такой перечень сведений коммерческой тайны утверждается руководителем организации в соответствии с ФЗ №98.

Режим КТ не применяется к данным , перечисленным в пятой статье данного закона:

  1. Содержание учредительных, регистрационных, правоустанавливающих документов.
  2. Об имуществе, финансовой деятельности бюджетных организаций, условиях их приватизации.
  3. О данных, затрагивающих безопасность граждан.
  4. Об имеющихся вакансиях, кадровом составе, системе и условиях оплаты труда.
  5. О фактах нарушений работодателем норм права, трудовых договоров.
  6. О деятельности некоммерческих организаций.
  7. О списке лиц, действующих от имени юр. лица.
  8. Сведения, которые обязательно раскрываются или не могут быть закрытыми по другим правовым нормам.

Интересно знать , является ли зарплата коммерческой тайной? Положения о ставках, премиях, иных выплатах, установленных для штатных единиц, не охраняются режимом КТ, поскольку это элементы зарплатной системы.

Персональные данные, в том числе сведения о доходах работника без его согласия не разглашаются согласно статье 3 ФЗ №152 от 27.07.2006. За их распространение виновный может быть уволен по статье 81 ТК (ч. 1, п. 6, пп «в») при соблюдении работодателем иных условий, предусмотренных ФЗ №152 и статьей 193 ТК . Формулировок, связанных с раскрытием КТ, в таком приказе быть не должно, иначе суд восстановит работника по его жалобе .

Таким образом, заработная плата не является коммерческой тайной в РФ . Однако, следует отметить, что по законодательству, традициям некоторых зарубежных стран зарплата работника относится к сведениям, которые обязан хранить в секрете, в том числе он сам.

Например , компании США принимают серьезные меры по ее защите: в отделах человеческих ресурсов (кадров и зарплаты) для переговоров по трудовым договорам отводятся изолированные звуконепроницаемые помещения.

Принимаются меры, чтобы ограничить общение работников таких отделов с прочими сотрудниками, даже во внерабочее время. Сами работники дают подписку о неразглашении собственной зарплаты .

Такие меры решают ряд вопросов : затрудняют деятельность профсоюзов, конкуренцию по переманиванию работников, активность персонала по требованиям к администрации.

Дочерние компании западных корпораций, действующие в РФ, практикуют аналогичные методы. Российские коллеги перенимают у них «опыт». В РФ список мотивов дополняется стремлением утаить от коллектива зарплату топ менеджеров и приближенных к ним лиц, которая иногда на порядок-два отличается от средней по фирме.

Такое расширение сферы КТ незаконно в нашей стране, но по понятным причинам обычно остается безнаказанным. Работодателю для обхода закона достаточно изменить формулировку причины увольнения .

Правовой режим

Правовой режим коммерческой тайны устанавливается в организации с соблюдением всех требований , предусмотренных 98 ФЗ о служебной и коммерческой тайне, иначе он не будет признан таковым судом при рассмотрении конкретного дела.

В частности, доступ к сведениям , охраняемых режимом КТ, обязательно отражается в трудовых договорах с работниками, гражданских – с иными контрагентами, которых с ней знакомит обладатель тайны.

Он должен доказать, что данные сведения представляют ценность для организации, связь их разглашения с понесенными фирмой убытками или неполученными доходами.

Когда вводится КТ на предприятии?

Для введения режима КТ на предприятии его руководитель обязан утвердить , которым определить список сведений, охватываемых данным режимом и лиц, допущенных к ним.

Коммерческая тайна, перечень сведений должны размещаться на носителях с грифом «Коммерческая тайна» с реквизитами обладателя (полное название юр. лица, ФИО граждан, их местонахождение).

В трудовые и гражданские договоры вносятся соответствующие изменения.

Принимаются меры, пресекающие несанкционированный допуск к включенной в КТ информации, упорядочивающие санкционированный.

Работники должны быть оповещены , ознакомлены со списком сведений, охватываемым данным режимом.

Данные регистров бухучета коммерческой организации охватываются режимом КТ по умолчанию, и не требуют оформления, если внутренним документом или законом для них не установлен иной порядок доступа. Режим КТ не может быть установлен с противозаконными или аморальными целями.

Сопутствующие документы

Режим КТ на предприятии считается введенным после надлежащего оформления документации.

Документы с коммерческой тайной:

  • «положение о КТ», утвержденное приказом руководителя с росписями всех имеющих допуск лиц об ознакомлении с ним;
  • список лиц, имеющих допуск;
  • внесения дополнений, соответствующих пунктов в трудовые, гражданские договоры лицами, имеющими доступ;
  • переноса сведений, охваченных режимом, на носители с грифом «Коммерческая тайна».

Как охраняется?

Обладатель КТ принимает исчерпывающие меры, пресекающие допуск к засекреченным сведениям третьих лиц.

К ним относится:

  1. Хранение сведений КТ в сейфах, отдельных охраняемых помещениях, у ответственных лиц, на компьютерах, защищенных паролем.
  2. Выделение для знакомства с данными, включенными в КТ, мест, исключающих несанкционированную утечку информации.
  3. Разработка и соблюдение процедуры ознакомления с секретными данными.
  4. Ознакомление персонала предприятия со всем особенностями режима КТ.

Срок хранения

Срок коммерческой тайны устанавливает руководитель организации согласно «Положении о КТ». Об этом говорит гражданский кодекс, коммерческая тайна (ГК РФ ст. 1470 п. 2).

Хранить КТ бывший работник обязан и при увольнении с предприятия весь предписанный «Положением» срок.

Наказание за разглашение

За разглашение КТ законами РФ предусмотрены все виды правовой ответственности. Независимо от них (или в дополнение) к виновному применяются санкции в рамках материальной ответственности .

Ст. 183 УК предусматривает для виновных в нарушении режима КТ наказание до десяти лет заключения в зависимости от тяжести наступивших последствий. Гражданская, материальная ответственность теоретически могут наступить в размере понесенных убытков, упущенной выгоды. КоАП (ст. 13.14) предусматривает за такие действия штраф от пятисот до пяти тысяч рублей .

Однако на практике применить эти законы трудно, поскольку несовершенны методики доказательства понесенного ущерба, его связи с разглашением КТ, определения законности отнесения информации, степени вины ответственных за неразглашение лиц.

Более того, ФЗ «О коммерческой тайне» требует безусловного предоставления включенных в КТ компаниями данных неопределенному кругу госорганов и ОМС.

А предусматривает штрафы от ста до пяти тысяч рублей за непредставление такой информации.

После передачи секретных данных в упомянутые органы предотвратить и доказать их утечку заинтересованным конкурентам становится невозможным , тем более привлечь не только чиновников, но даже обычных граждан к ответственности.

Руководители компаний ограничиваются увольнением виновных. Хотя и такое действие успешно оспаривается в суде (Разъяснению Пленума ВС от 17.03.2004 N 2 п. 43).

О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. В случае оспаривания работником увольнения по подпункту «в» пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

Зарубежные компании тратят миллионы долларов на защиту конфиденциальной информации, в итоге сберегают миллиарды . В РФ подобная деятельность пока находится в зачаточном состоянии .

Прецеденты суровых приговоров в данной сфере пока не известны. Правовые нормы, охраняющие коммерческую тайну, правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого и населения;

О численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

О нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, расходах, численности и об оплате труда работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иным федеральными законами.

Организации и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представить указанные выше сведения по требованию органов власти, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Однако Постановление, не обязывает предоставлять такие сведения по требованию любого лица. Кроме того, его действие не распространяется на сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну.

Отличие государственной тайны от коммерческой довольно условно, поскольку и коммерческая организация может назвать свои сведения не коммерческой, а служебной тайной. На практике к служебной тайне относятся сведения, к которым имеют доступ служащие в связи со своей работой. К ним можно отнести, например, различные документы с пометкой «для служебного пользования».


В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, зафиксированная на материальном носителе (бумаге, дискете и др.) с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правого режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную, к которой относятся и документированные персональные данные о гражданах как налогоплательщиках, работниках и т.д. Следует подчеркнуть, что ст. 24 Конституции Российской Федерации не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», к данным сведениям относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (например, сведения о кандидате в депутаты);

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами (служебная тайна);

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписи, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен, в соответствии с ГК и другими федеральными законами (коммерческая тайна);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Сохранение конфиденциальности информации обеспечивается обладающими ею заинтересованными лицами.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие документы:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населениям целом;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации, в частности, являются:

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;

Сохранение государственной тайны.

За нарушение правил защиты информации, незаконную деятельность в области защиты информации и разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность (ст. 13.12-13.14 КоАП РФ). На защиту информации направлены и положения ст. 183 УК, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Между тем законодатель достаточно часто оперирует термином «тайна» и семантически созвучными с ним терминами: «конфиденциальный», «секретный» и т.п. По данным, приводимым в литературе, уже сегодня в законодательных и подзаконных нормативных актах фигурирует более сорока видов тайн, и их число продолжает расти.

В ряде федеральных законов имеются нормы, содержащие свои составы сведений, как относимых, так и не включаемых в число закрытых и находящихся в режиме коммерческой тайны. Так, согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете», содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. В соответствии с п. 7 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, расходах, численности работников, оплате труда и привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Действующим законодательством не установлен исчерпывающий состав сведений, требующих закрытия в режиме служебной тайны. В отдельных федеральных законах, между тем, содержатся нормы, позволяющие говорить об имеющей, место демаркации, осуществленной законодателем в отношении коммерческой и служебной тайны. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», поступающие в органы государственной налоговой службы сведения о полученных государственными служащими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, составляют служебную тайну. Режим служебной тайны распространяется, согласно ст. 155 УК РФ, в отношении фактов усыновления (удочерения).

Банковская тайна как режим сведений, не подлежащих разглашению их третьим лицам, представляет собой самостоятельный вид тайны. В отличие от сведений служебного или коммерческого характера, чья ценность определяется, первую очередь, фактором их неизвестности, неизвестность сведений, находящихся в режиме банковской тайны, не является ее признаком, хотя он и должен присутствовать в качестве элемента, присущего любой из разновидностей тайн.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров (работ, услуг) либо получить иную коммерческую выгоду.

Информация, которая составляет коммерческую тайну - любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную либо потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладатель информации, которая составляет коммерческую тайну - лицо, владеющее информацией, которая составляет коммерческую тайну на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, другой, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации или вопреки трудовому либо гражданско-правовому договору.

Коммерческая тайна: отнесение данных к ней, способы получения

С учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, а также на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Информация, составляющая коммерческую тайну, которая получена от ее обладателя на основании договора либо на ином законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с частью 4 статьи 4 ФЗ «О коммерческой тайне» информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если:

Ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности такой информации;

Если получающее эту информацию лицо знало либо имело достаточные основания полагать, что эта информация - коммерческая тайна ее обладателя другого лица, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет законного основания на ее передачу.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

3. о составе имущества государственного либо муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности и составе работников, о системе оплаты труда и об условиях труда (в том числе об охране труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате зарплаты, а также по другим социальным выплатам;

7. о нарушениях российского законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение таких нарушений;

8. об условиях конкурсов либо аукционов по приватизации объектов государственной, а также муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, а также об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческих организаций;

10. о перечне лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена другими федеральными законами помимо ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна и предоставление сведений

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет ее указанным государственным органам на безвозмездной основе.

Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели, правового основания затребования и срок предоставления таких сведений, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

В случае отказа обладателя указанных сведений предоставить их мотивированно требующему государственному органу (органу местного самоуправления) данные органы вправе затребовать такие сведения в судебном порядке.

Обладатель таких данных, а также государственные органы (органы местного самоуправления), получившие их на основании мотивированного требования, обязаны предоставить эти данные по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных российским законодательством.

На документах, которые предоставляются указанным в настоящем разделе органам и содержат данные, являющиеся коммерческой тайной, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна», указан обладатель таких данных.

В свою очередь органами, указанными в настоящем разделе, должна быть обеспечена охрана конфиденциальности данных, предоставленных им обладателями таких данных.

Коммерческая тайна и права ее обладателя

Права обладателя сведений, которые являются коммерческой тайной, возникают с момента установления им в отношении таких сведений режима «Коммерческая тайна».

Обладатель вышеуказанных сведений имеет право:

Устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и гражданско-правовым договором;

Использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем российскому законодательству;

Разрешать или запрещать доступ к сведениям, которые являются коммерческой тайной, определять порядок и условия доступа к ним;

Требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, которым предоставлены такие сведения, соблюдения обязанностей по охране их конфиденциальности;

Требовать от лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, в результате действий, совершенных случайно либо по ошибке, охраны конфиденциальности таких сведений;

Защищать в порядке, установленном законодательством, свои права в случае разглашения, незаконного получения либо незаконного использования третьими лицами сведений, в отношении которых обладателем установлен режим «Коммерческая тайна», в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЕЕ ОХРАНА

На основании части 1 статьи 10 ФЗ «О коммерческой тайне» меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя следующее:

1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2. ограничение доступа к такой информации посредством установления порядка обращения с ней, а также контроля за соблюдением такого порядка;

3. учет лиц, которые получили доступ к сведениям, являющимся коммерческой тайной, и (или) лиц, которым такие сведения были предоставлены или переданы;

4. регулирование отношений по использованию такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5. нанесение на материальные носители, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, либо включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

При этом обладателям юридическим лицам необходимо указывать полное наименование и место нахождения, обладателям индивидуальным предпринимателям - фамилию, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

Важно знать: режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, которая составляет коммерческую тайну, мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела.

Помимо мер, указанных в пунктах 1-5 настоящего раздела, обладатель информации, которая является коммерческой тайной, также вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности такой информации, другие не противоречащие российскому законодательству меры.

Охрана конфиденциальности информации, которая является коммерческой тайной, признается разумно достаточной, если:

  • исключается доступ к такой информации любых лиц без согласия ее обладателя;
  • обеспечивается возможность ее использования работниками, а также ее передачи контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, которые противоречат требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммерческая тайна и ее охрана в рамках трудовых отношений

Коммерческая тайна подлежит охране в рамках трудовых отношений. Для этого действующим законодательством предусмотрен ряд обязанностей, возложенных на работодателя и работника.

Обязанности работодателя:

а) ознакомить под расписку работника, доступ которого к данным, являющимся коммерческой тайной работодателя (его контрагентов), необходим для исполнения им своих трудовых обязанностей с перечнем таких данных;

б) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с предусмотренными мерами ответственности за его нарушение;

в) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима «Коммерческая тайна».

Доступ работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

Обязанности работника:

а) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

б) не разглашать такие данные, обладателями которых являются работодатель и его контрагенты, а также без их согласия не использовать эти данные в личных целях в течение всего срока действия вышеуказанного режима (в том числе после прекращения действия трудового договора);

в) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении конфиденциальных данных, ставших ему известными в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители, содержащие конфиденциальные данные, имеющиеся в пользовании работника.

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, которые причинены ему разглашением конфиденциальных данных от лица, получившего доступ к таким данным в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившим трудовые отношения с работодателем, если конфиденциальная информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

Общие положения

1. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, составлен в соответствии с требованиями закона РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Устава предприятия.
2. В настоящем перечне предусматриваются категории не секретных сведений, связанных с научно-исследовательской и производственно-технической деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести материальный, моральный или иной ущерб интересам предприятия.
3. При простановке грифа " Коммерческая тайна" ("КТ") основное внимание должно быть уделено обеспечению сохранности действительно важной для предприятия коммерческой информации и вместе с тем созданию условий для более широкого использования новейших достижений науки и техники.
В этих же целях Перечнем устанавливается ориентировочный срок действия грифа "КТ".
4. Сведения, указанные в настоящем Перечне, не подлежат передаче или разглашению другим предприятиям и частным лицам без разрешения руководителя предприятия.
5. Гриф "КТ" проставляется конкретным исполнителем и руководителем подразделения, которые несут ответственность за правильность определения объема сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом они должны руководствоваться настоящим Перечнем, а также Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
6. Гриф "КТ" печатается в правом верхнем углу титульного листа каждого экземпляра. Ниже печатается экз. N. На оборотной стороне последнего листа каждого экземпляра печатаются данные: количество отпечатанных экземпляров,
Регистрационный номер, фамилия исполнителя, его телефон, дата, фамилия машинистки.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, разработан в соответствии с требованиями Закона РСФСР " О предприятиях и предпринимательской деятельности и Устава предприятия"
2. В настоящем перечне указываются категории несекретных сведений, связанных с экономической, производственной, научно-технической, валютно-финансовой и внешнеэкономической деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести материальный, моральный или иной ущерб интересам предприятия.
3. Сведения, предусмотренные в настоящем Перечне, не подлежат передаче или разглашению другим предприятиям, организациям и частным лицам без разрешения руководителя предприятия.
4. Конкретные исполнители и руководители подразделений несут ответственность за правильность определения объема сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом они должны руководствоваться Настоящим Перечнем, а также Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, введенным в действие Постановлением правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35.
5. Срок действия коммерческой тайны предприятия определяется в каждом конкретном случае.
6. Понятия "Коммерческая тайна" основывается на конфиденциальности сведений, Отношений, переписки, переговоров между сторонами сделки и затрагивает только интересы предприятия.

2. ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Научно-техническая деятельность

1. Материалы об открытиях и изобретениях, сделанных на предприятии и имеющих крупное научное значение.
2. Конкретные сведения о контрагентах и исполнителях НИР и ОКР, выполняемых ими работах, их полные названия и принадлежность.
3. Сведения о схемно-конструктивных решениях разрабатываемого изделия, придающих ему новые потребительские свойства, изменяющие стоимостные показатели.
4. Сведения по научно-техническим вопросам, касающиеся деятельности иностранных фирм, которыми конфиденциально располагает предприятия.
5. Информация о потенциальных заказчиках НИР и ОКР.

2. Экономика и производство

1. Полные плановые или отчетные данные о вводе в действие основных фондов, об объемах капитальных вложений или строительно-монтажных работ.
2. Направления и объемы инвестиций.
3. Плановые экономические показатели, в том числе планируемая прибыль.
4. Объемы сбыта и варианты реализации продукции на экспорт.
5. Уровень качества, организация работ по качеству, состояние работ по сертификации продукции, внедрение международных стандартов серии ИСО 9000.
6. Сведения о новых материалах, применяемых на предприятии, и технология их применения.
7. Обобщенные сведения о выгодных перспективных поставщиках материалов и комплектующих изделий и состоянии деловых отношений с ними.
8. Сведения о специальных комплектующих изделиях, придающих изготавливаемой продукции новые потребительские качества.
9. Сведения о предприятии как о торговом партнере.
10. Сведения о модернизации ранее известных технологий, процессов и оборудования, позволяющих повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
11. Фактические сведения о численности и фонде заработной платы работников предприятия.
12. Сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения (в т.ч. названия программ, фирмы-поставщики МПО, описание и назначение МПО, тексты программ, Реализующие новые и оригинальные научно-технические решения).

3. Валютно-финансовые вопросы.

1. Плановые или фактические объемы финансирования капитальных вложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затрат на внедрение новой техники по предприятию.
2. Плановые и фактические показатели финансового плана предприятия.
3. Данные о балансе доходов и расходов по предприятию.
4. Показатели рентабельности производства, прибыли, убытков по предприятию.
5. Сведения о размерах и условиях кредитов, полученных как у российских, так и у иностранных банков, организаций и фирм.
6. Сведения, раскрывающие директивы по проведению переговоров, в т.ч. границы полномочий должностных лиц по ценам, скидкам и другим условиям.
7. Сведения, раскрывающие генеральную линию и тактику в валютных и кредитных вопросах.
8. Порядок и объемы финансирования экспортных и импортных операций.
9. Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за квартал или год.
10. Технико-экономические расчеты по объектам, строящимся при техническом содействии иностранных фирм.
11. Данные, раскрывающие уровни и лимиты цен на товар, продажа которого на текущий год еще не закончена.
12. Расчеты экспортной и импортной стоимости оборудования и услуг.
13. Сведения о коэффициенте эффективности по поставкам оборудования и об эффективности сделки.
14. Сведения об эффективности экспорта и импорта.
15. Плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности собственных и смешанных обществ с участием капитала предприятия, а также сведений о капиталах и доходах по этим обществам.
16. Сводные сведения о заработной плате сотрудников предприятия.
17. Сведения об участии предприятия как учредителя в акционерных обществах, совместных предприятиях, малых предприятиях и о размере капитала в уставном фонде.
18. Механизм образования цены на изделие (формирование цены; накладные расходы в составе договорной цены; составляющие накладных расходов).
19. Предполагаемые договорные цены на разработку или поставку изделий (или научно технической продукции).
20. Продажная стоимость конкретного изделия.

4. Внешнеэкономическая деятельность

1. Позиция представителей предприятия при проведении торговых переговоров, разглашение которой может нанести ущерб предприятию.
2. Сведения о сроках, установленных для проработки и заключения сделки.
3. Сведения о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях иностранных фирм.
4. Сведения об объемах взаимных поставок по долгосрочным соглашениям с одной или несколькими фирмами.
5. Сведения, характеризующие иностранцев, иностранные фирмы или организации, технологию производства или конструкторские решения, применяемые ими, составленные на основании конфиденциально полученных данных.
6. Сведения, раскрывающие факт конфиденциальной договоренности сторон или ее содержание.
7. Сведения, на конфиденциальности которых настаивает иностранный партнер.
8. Сведения, раскрывающие существо позиции предприятия при ведении судебных и арбитражных дел за границей, разглашение которых может принести ущерб предприятию.
9. Сведения о предполагаемых закупках за границей отдельных патентов, лицензий и образцов техники.
10. Сведения о предполагаемых закупках (продажах), раскрывающие степень заинтересованности предприятия в импорте или экспорте отдельных видов товаров.
11. Содержание торговых соглашений, договоров или контрактов, которые по договоренности сторон следует считать конфиденциальными.
12. Сведения о характере технических заданий представителям предприятия, командируемым за границу, опубликование которых может нанести ущерб предприятию.

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2018, N 0001201804180032).
___________________________________________________________________

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года .

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне

(Утратила силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ .

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ ;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ .

3) пункт утратил силу с 1 января 2008 года - ;

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Часть утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . .

3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2018 года Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 86-ФЗ .

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ .

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Статья 6_1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.
(Статья дополнительно включена с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)


Статья 7. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

Статья 8. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений

(статья утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

Статья 9. Порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд

(статья утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

Статья 10. Охрана конфиденциальности информации

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) (пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ .

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.

4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений

1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

3. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

4. Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.

5. Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.

7. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ .


Статья 12. Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений

(статья утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ . )

Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей, получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Переходные положения

Грифы, нанесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



 

Возможно, будет полезно почитать: