Понятие, структура и виды правовых норм. Контрольная работа: Норма права: понятие, признаки, виды

Норма права - это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения юридические права и налагает на них юридические обязанности.

Как правило поведения норма права обладает следующими специфическими признаками:

1. Норма права исходит от государства. Это правило поведения, содержащее требование о должном, необходимом поведении людей.

2. Норму права охраняет принудительная сила государства, ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

3. Норма права носит общеобязательный характер. Это означает, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и должны быть исполнены каждым из них независимо от того, как относится к норме права тот или иной человек, согласен он с нормой или нет, одобряет ее содержание или нет.

4. Норма права - это формально определенное правило поведения, которое должно быть четко и категорично сформулировано и формально закреплено в конкретном источнике права (нормативном акте).

5. Норма предоставляет участникам общественных отношений данного вида субъективные права и возлагает на них субъективные юридические обязанности.

Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов:

1. Гипотеза - это условия, при наличии которых норма права начинает действовать, и круг лиц к которым она адресована.

2. Диспозиция - это правило поведения людей, субъектов права, которое установлено в данной норме права.

3. Санкция - это мера неблагоприятного последствия, которое вправе применить государство в случае нарушения или ненадлежащего исполнения установленного в диспозиции правила поведения.

Виды норм права:

а) управомочивающая,

б) обязующая,

в) запрещающая.

В рамках теории государства и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:

Определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;

Уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

Определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

Совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Вообще, все юридические нормы подразделяются на следующие виды по различным критериям:

1. По функциональной роли:

а) исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

Нормы-начала;

Нормы-принципы;

Определительно-установочные нормы - данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

Нормы-дефиниции - данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

б) нормы - правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

Кроме того, по функциональной роли правовые нормы подразделяются на следующие виды:

а) общие нормы права - это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Следует также отметить, что общие нормы права могут иметь многоотраслевое значение;

б) специальные нормы права - это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

2. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, трудового и др.). В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

а) материальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования);

б) процессуальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования).

3. По методу правового регулирования:

а) императивные правовые нормы - это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

б) диспозитивные правовые нормы - данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

в) поощрительные правовые нормы - это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

Соответственно описанным выше видам правовых норм в рамках теории государства и права выделяются следующие методы правового воздействия: императивный, автономный, поощрительный и рекомендательный.

4. По юридической силе:

а) правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

Федеральные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

Региональные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

б) подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

Федеральные правовые нормы - это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

Региональные правовые нормы - это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. По сфере действия:

а) правовые нормы общего действия - это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

б) нормы ограниченного действия - это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;

в) локальные правовые нормы - это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

6. В зависимости от особенностей структурных элементов:

а) по форме выражения диспозиции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

Управомочивающие; обязывающие; запрещающие правовые нормы;

Бланкетные правовые нормы - это такие нормы права, которые устанавливают общее направление правомерного поведения без каких-либо уточнений. Данная группа норм обычно предусматривает обращение к дополнительным правовым источникам либо к решениям государственных органов;

б) по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

Абсолютно-определенные,

Относительно-определенные,

Альтернативные.

7. Система права: понятие, признаки, структура.

Правовая система - понятие более широкое, чем система права. Система права входит в правовую систему, является базовой системой в системе.

В отличие от правовой системы система права - правовая категория, означающая внутреннее строение права, внутреннюю структуру права любой страны. Она выражается через распределение и построение нормативного материала, с помощью которого её различные блоки (части) предстают в единстве. |

Система права - это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам.

Можно сказать иначе: система права - это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам - правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли - целостные нормативные образования.

Признаки (черты) системы права:

1. Обусловленность реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей существует объективно;

2. Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны;

3. Структурное разнообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Исследование системы права необходимо начинать с предварительного решения вопроса о структурных элементах и критериях построения системы. Под структурой системы понимается единство элементного состава системы и взаимодействие составляющих ее элементов. Структура - это способ связи элементов в системе, обеспечивающих ее направленное функционирование и устойчивость (стабильность).

Структурные элементы системы права:

Нормы права;

Институты права;

Подотрасли права;

Отрасли права.


Похожая информация.


1. Понятие нормы права.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

2. Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

    Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

    Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

    Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

    Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

    Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

    управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

    обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

    запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

    По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

    По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные .

    По источнику - на конституционные , законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

    По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

Каждый человек современного общества, проживающий на территории какого-либо государства, наделен определенными правами и обязанностями, а также несет ответственность в случае нарушения законов этой страны. Именно поэтому он осуществляет всю свою повседневную деятельность согласно установленным нормам. И для него крайне важно знать законы своего государства, разбираться в их тонкостях, структуре, видах и степени ответственности в случае их нарушения. Следовательно, необходимо понимать, что такое норма права, понятие, признаки, структура ее.

В совокупности нормы права образуют институты (подинституты), а те, в свою очередь - отрасли. Но и сам этот элемент подразделяется на определенные звенья. Структура нормы права кратко - это ее строение. Каковы же ее виды, особенности и специфические черты, изложено далее по тексту.

Норма права всегда обращена к определенной категории лиц, оказавшихся в указанных ею ситуациях, и рассчитана на неизвестное заранее количество типичных случаев. Действие ее длится непрерывно.

От договоров или распоряжений индивидуального характера норма права отличается тем, что носит общий характер. Так, например, следует отличать НП, которая предусматривает наказание по УК РФ за убийство человека, от приговора, вынесенного какому-либо гражданину по данной статье. Приговор в данном случае является исполнением данной правовой нормы и носит разовый характер.

Таким образом, к специфическим чертам НП относятся:

  • Общая обязательность. Данное предписание должны соблюдать все без исключения граждане, к которым она обращена. То есть если норма права обращена к медработникам, например, то промышленные рабочие соблюдать ее не должны, а вот трудящиеся медицинских учреждений, оказавшиеся в условиях, прописанных в данном правовом положении, обязаны.
  • Связь с государством. Нормы права устанавливаются и регулируются компетентными органами власти. Их исполнение также контролируется посредством мер принуждения со стороны государства. В отличие, например, от норм морали, за нарушение НП специальные организации (суд, ОВД, прокуратура) могут возложить на человека, нарушившего их, определенные санкции (штрафы, взятие под стражу, назначение принудительных работ и т. д.).
  • Формальная определенность. Норма - это формальное правило, которое четко закреплено законодательством, даны конкретные формулировки ее самой и обязанностей, ответственности лиц, которые должны ее соблюдать.

Виды нормы права

Помочь разобраться в том, что такое норма права, понятие, признаки, структура данного определения, поможет знание видов данного юридического аспекта.

В зависимости от того, каковы по характеру правила поведения, которые содержатся в них, НП можно разделить на:

  1. Управомочивающие - дающие гражданину права и возможности выбирать. То есть человек может совершить какое-либо действие или же воздержаться от этого. Например, заключенный вправе отправлять письма и телеграммы в любом количестве за свой счет, но может и не делать этого, впрочем.
  2. Обязывающие - устанавливающие человеку обязательные действия. Например, каждый предприниматель обязан при регистрации заплатить госпошлину.
  3. Запрещающие - это нормы, определяющие запрет на что-либо. Например, в РФ существует табу на пропаганду гомосексуализма среди детей.

В зависимости от функций, которые выполняют нормы, они делятся на:

  1. Правоустановительные - прописывающие основные принципы.
  2. Правоохранительные - устанавливающие ответственность за нарушение закона. Подразумевают под собой санкционую систему.
  3. Регулятивные - регулирующие отношения между субъектами, устанавливающие их права и обязанности.

Исходя из степени определенности предписания, нормы права делятся на:

  1. Диспозитивные - не устанавливающие категорических правил. Например, при приобретении жилья покупатель обязан заплатить всю стоимость, если субъекты не установили иное договором (рассрочку).
  2. Императивные - напротив, определяют точное, неизменное правило. Например, никто не может быть подвергнут дискриминации по различным признакам согласно Конституции РФ.

Также НП можно подразделить по юридической силе (международные законы, законы страны, подзаконные акты), по отраслям права (нормы административного права, уголовного, семейного и т. д.), исходя из места действия (федеральные, региональные, местные). Классификация может быть проведена и по другим признакам.

Норма права - это звено системы законов, ее элемент. Следует также отметить, что все данные предписания действуют в тесной взаимосвязи между собой. Особенно это просматривается между правоустановительными и правоохранительными видами.

Когда рассматривается, что такое в целом норма права, понятие и структура ее обязательно должны быть изучены для общего понимания всей темы. Поэтому перейдем к рассмотрению строения (структуры) нормы права.

Структура

В общем понимании слова структура - этовнутреннее устройство, состав, пространственная конструкция чего-либо.

Структура нормы права - это же упорядоченность элементов, из которых она состоит, и отображение того, как они взаимодействуют между собой. Части НП даже могут превращаться друг в друга, соединяться и выступать единым фронтом.

Если рассматривать классическую модель строения, то элементами структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция. В этом строении части связаны между собой не в иерархическом порядке, а на синтетическом уровне, то есть все они равны между собой, и при потере хотя бы одной из них вся норма права разрушается.

Но не все НП имеют данное строение. Например, предписания Конституции зачастую обладают только диспозицией и гипотезой (регулятивные нормы), а иногда состоят только из одного из этих элементов (нормы-принципы). Структура нормы уголовного права может быть двухзвенной, включать в себя только диспозицию и санкцию. Это характерно для правоохранительных законов.

Как видно, структура и виды норм права тесно связаны между собой. Одни предписания включают в себя все три составные части, другие - только несколько.

В целом структура норм выполняет несколько функций:

  • отображает волю государственного органа в виде его властного вердикта, принятого закона;
  • устанавливает степень ответственности за невыполнение или несоблюдение общепринятых правил;
  • является критерием оценки человеческого поведения, с ее помощью решаются споры правового характера.

После того как рассмотрено, что такое норма права, понятие и структура ее в общих чертах, необходимо подробно разобраться в ее строении.

Классический вариант структуры нормы права

Структура нормы права может быть классической (гипотеза, диспозиция и санкция) и двухзвенной (предложение и распоряжение).

Сторонники первой теории являются приверженцами того, что правило поведения неразрывно с гранью его применения, а та, в свою очередь, - со средством защиты от нарушения этого предписания.

Данную модель можно характеризовать как систему " если..., то..., иначе". Так, гражданин государства обязан жить по законам собственной страны, во избежание наказания за их нарушение. При этом стоит отметить, что статья кодекса и норма права - это не одно и то же. В первую может входить сразу несколько НП.

Таким образом, выше было изложено, какова структура нормы права в традиционном ее понимании. Рассмотрим все звенья строения по отдельности.

Гипотеза

Структура нормы права состоит из трех элементов, как было отмечено ранее. Первый из них - гипотеза.

Это указание на ситуацию, условия, при возникновении которых возникает диспозиция (второе звено структуры). Она включает в себя прямое указание на факты юридического характера, влияющие на развитие или прекращение правоотношений. Например, если владелец имущества умирает, то его родственники получают наследство, или в случае сдачи в аренду жилья арендодатель приобретает плату согласно договору. В первом случае гипотезой является смерть человека, а во втором - сдача квартиры в аренду.

В гипотезе также присутствует обозначение лиц, на которых направлено данное предписание, а также может устанавливаться время, место и другие особенности события.

Виды гипотез

Логическая структура нормы права может включать в себя один из видов гипотез. Например, она может быть как абстрактной, так и конкретной. В первом случае гипотеза определяет участников и событие по общим признакам, а во втором - по частным. При этом первый вариант наиболее часто встречается в праве и является более продуктивным. Использование же конкретных гипотез ведет к неуклонному росту количества норм права, тем самым запутывая граждан. И с ее применением законодатель часто упускает другие частные случаи из виду.

В зависимости от степени сложности, данное звено структуры может быть сложным или простым. Простая гипотеза устанавливает одно условие, сложная - несколько сразу. При этом одной из разновидностей сложной гипотезы является альтернативная. В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных). Правило поведения в данной ситуации меняется от сложившихся условий.

Такие элементы структуры нормы права, как абсолютно определенная гипотеза, относительно определенная и абсолютно неопределенная, могут быть выделены исходя из степени своей определенности. Абсолютно неопределенный вид - это случай, когда норма не включает в себя четких формулировок, а предоставляет это право на усмотрение органа власти. Относительно определенная - это гипотеза, в которой законодатель не полностью ограничивает применение юр. нормы, а обуславливает это сдерживанием каких-либо условий, в отличие от абсолютно определенной, где четко и без других вариантов прописана норма.

Бывают гипотезы двухсторонние и односторонние. Первые из них называют только правомерные или запрещенные обстоятельства. А вторые включают в себя как правомерные, так и неправомерные действия, которые приводят в исполнение данную норму. При этом предполагается различное решение, выносимое по данной НП, в зависимости от данных обстоятельств. Например, в случае неявки в зал заседания определенных лиц, надлежащим образом извещенных о судебном процессе (месте его проведения и времени), по уважительным причинам, слушанье откладывается. Если эти же лица не были информированы по данному поводу, то заседание суда также переносится. А в случае их повторной неявки иск останется нерассмотренным.

Диспозиция

Второе звено, из которого состоитструктура нормы права, - это диспозиция. Это возможные и (или) обязательные для исполнения правила поведения, которые должны быть выполнены при возникновении тех или иных условий (гипотезы).

В этой части нормы права закрепляются права и обязанности участников отношений. А также разного рода запреты, поощрения или рекомендации, благодаря которым формируется поведение сторон.

В правоохранительных нормах диспозиция представляет собой описание действий, которые запрещены и посягают на охраняемые общественные отношения.

Виды диспозиций

В зависимости от сложности, можно выделить такие элементы структуры нормы права, как простая диспозиция и составная (сложная). Первый вид указывает единственное действие, которое необходимо выполнить при той или иной гипотезе, второй - несколько сразу.

Исходя из метода изложения, диспозиция может быть альтернативной, прямой или бланкетной. Прямая дает четкие указания на действия, альтернативная позволяет варьировать в зависимости от ситуации, а бланкетная отсылает к другим статьям закона или другим нормативно-правовым актам.

Как и гипотезы, диспозиции можно подразделить на абстрактные и конкретные. Первые - это перечисление предписаний, разрешенных или запрещенных деяний. А конкретная диспозиция - это четко сформулированные правила, права и обязанности сторон отношений. В законодательстве большее количество абстрактных диспозиций, чем конкретных, так как вторые все-таки не могут обеспечить бесперебойное соблюдение закона. Они слишком громоздки и технически неудачны в целом.

По форме выражения данные части структуры делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Значение этих видов элементов такое же, как у норм права (обязывающих, управомочивающих и запрещающих), которые изложены выше.

В случае если диспозиция нарушена, в действие вступает третье звено строения НП - санкция.

Санкция

Структура нормы права включает в себя и такой элемент, как санкция, которая представляет собой указания и меры воздействия на человека, нарушившего закон, со стороны государственного аппарата. Санкция неразрывно связана с диспозицией, так как в случае нарушения изложенных в диспозиции правил наступает ответственность человека в виде неблагоприятных последствий.

Логическая структура нормы права предполагает наличие одной или нескольких видов санкций, применяемых как по отдельности, так и в совокупности, в соответствии с нарушением.

Виды санкций

Виды санкций, как правило, различаются в соответствии с тем, к какой отрасли относится норма права. В Уголовном кодексе часто встречаются лишение свободы, штрафы денежного и имущественного характера, а также лишение возможности заниматься тем или иным видом деятельности. Вменяются данные наказания судом. В административном же праве чаще встречаются просто денежные штрафы и принудительные работы общественного характера. В этом случае санкции применяются административными органами и судом к лицам. В Налоговом кодексе - пени.

Также этот элемент НП можно классифицировать по степени неблагоприятных последствий на карательные и возместительные. К первым относятся штрафы, лишение свободы и другие наказания уголовные и административные. А ко вторым, например, санкции трудового характера или финансового.

А по степени определенности данное звено бывает альтернативным и кумулятивным. При альтернативной санкции могут быть объединены несколько видов наказаний в одной норме, при этом выбор остается за компетентным органом власти. Например, срок лишения свободы от полугода до двух лет или выплата штрафа. А кумулятивные включают в себя наказания разного рода, которые гос. орган вправе объединить.

В отличие от двух первых элементов нормы, санкция наиболее динамична, она меняется в соответствии с постоянно преобразующейся реальностью. То есть законодатель зачастую изменяет формы и размеры штрафов, так как предыдущие становятся неэффективными. Например, ежегодно происходит увеличение взысканий за нарушение правил дорожного движения. Связано это с тем, что с инфляцией деньги обесцениваются, и человеку ничего не стоит совершить правонарушение и заплатить указанную сумму государству, это для него становится неощутимо. Следовательно, законодатель должен повысить ставки.

Таким образом, были рассмотрены все элементы строения, структура нормы права. Примеры можно бесконечно приводить из различных отраслей законодательства. Но не все юристы-правоведы считают, что норма состоит из трех частей. Существует и другое мнение.

Двухзвенная структура

При двухзвенной системе в структуру нормы права входят два элемента: гипотеза (предложение) и диспозиция (распоряжение). Приверженцы данной модели появились еще в дореволюционный период. Тогда некоторые юристы предполагали, что норма состоит их определенных условий, при которых будет выполнено правило, и из формулировки самого этого закона. Каждая НП, согласно данной теории, может быть обусловлена тезисом: "если..., то".

Но другие ученые-правоведы считали, что по доброй воле человек не станет выполнять прописанные правила. Поэтому для их осуществления просто необходимо третье звено - санкция. При этом некоторые юристы просто не считали санкцию элементом структуры нормы права, они выделяли ее как самостоятельную величину, называя средством принуждения.

Что же касается современных правоведов (сторонников двухзвенной стуктуры), то они предполагают, что норма состоит из гипотезы и диспозиции или же из диспозиции и санкции.

Структура нормы административного права, уголовного, семейного или любого другого в целом не отличаются друг от друга. Различие можно заметить только между НП в отдельности (наличие двух или трех звеньев), при этом неважно, из какой они отрасли.

Итак, исходя из полученной информации о том, что такое НП,структура нормы права, примеры ее, можно сделать выводы:

  • Она является неотъемлемой, основной частью любого закона и права в целом.
  • Понимание ее строения очень важно как для обычного гражданина, так как он применяет данные предписания в своей повседневной жизни регулярно, так и для законодателя, который, принимая законы, должен обязательно брать во внимание необходимость и внутреннее содержание каждого звена в отдельности. Хотя структура правовой нормы в обыденной жизни рассматривается только при решении спорных ситуаций.
  • Рассмотренное строение является идеальной конструкцией, регулирующей правовые отношения между физическими и юридическими лицами. Структура возникла в результате стремления людей создать инструменты для освоения и познания правовой реальности.

Норма права - издаваемое или санкционируемое государством и охраняемое им общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления их участникам субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей.

Норма права (юридическая норма) - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права :

1) Норма права это абстрактный образец (критерий) поведения людей в обществе.

2) Общая направленность действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права, многократностью применения к неограниченному их числу.

3) Общеобязательность. Нормы права, это правила которые строго обязательны для всех людей и организаций, всех субъектов права. Другие нормы не имеют такой обязательности для всех.

4) Обязательность норм права обеспечивается государственным принуждением. Только правовые нормы охраняются государством.

5) Источником права всегда является государство. Норма права признается им или прямо издается государственными органами.

6) Формальная определенность. Нормы права официально фиксируются государством в письменном виде, в специальной форме - в форме закона, судебного прецедента.

7) Системность. Нормы права существуют и действуют не поодиночке, а в комплексах, в составе целых правовых институтов, которые, в свою очередь, объединяются в более обширные подразделения - отрасли права. Из отраслей права складывается система права.

8) Двусторонний представительно - обязывающий характер норм права. Нормы права устанавливают для одних участников общественных отношений меру возможного поведения (субъективное право), а для других меру должного поведения (юридическую обязанность). Но каждый из субъектов права обладает и субъективными правами, и юридическими обязанностями.

Структура правовой нормы показывает, из каких частей, элементов состоит норма права и как эти части связаны между собой. Принято различать логическую (идеальную) и реальную структуру нормы. Логическая структура - эта такая структура нормы, когда норма независимо от своего словесного изложения выступает в качестве общеобязательного правила поведения. В этой логической структуре выделяют три элемента:

1) гипотеза - указание на условия, при которых вступает в действие данная норма. Здесь приводятся те обстоятельства, факты, при наступлении или не наступлении которых норма права действует;

2) диспозиция - указание на сами права и обязанности, т.е. правило поведения;

3) санкция - указание на меры, обеспечивающие осуществление правила поведения, указанного в диспозиции.

Моделью такой логической структуры является словесная схема: если, - то, - иначе (в противном случае). Классификация элементов норм права.

Гипотезы классифицируют по степени определенности. Определенная гипотеза - условия настолько ясны и очевидны, что для применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (ст.19 УК РФ). Относительно определенная гипотеза описывает условия, наличие или отсутствие которых не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом (п.1; 2 ст.37 УК РФ).

По объему гипотезы бывают простые - описывают одно определенное условие (п.2 ст.339 ГК) и сложные, когда применение нормы зависит от обязательного наличия двух или более условий.

Альтернативные гипотезы описывают несколько вариантов условий, при которых действует данная норма. Для ее применения достаточно наличия хотя бы одного из условий.

Диспозиции по степени определенности бывают:

Абсолютно определенные - содержат в себе указание на однозначный вариант поведения, права и обязанности определены предельно четко и не допускают уточнения, добавления (п.2 ст.339 ГК).

Относительно определенные - диспозиция, устанавливая права и обязанности участников общественных отношений, дает им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае (ч. 1 ст.404 ГК РФ).

Бланкетная диспозиция - называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Сами правила, их содержание необходимо искать в отдельном нормативно-правовом акте (ст.263; 264; 269; 349; 350 УК РФ).

Санкции по степени определенности бывают:

Абсолютно определенные - имеют одну четкую меру наказания. Относительно определенная санкция, как правило, указывает высший и низший пределы одного определенного вида наказания (например, только вид наказания: лишение свободы на срок от 2 до 6 лет) с учетом тяжести совершения преступления, личности обвиняемого, других обстоятельств дела (ст.131 УК РФ). В альтернативных санкциях дается указание не на один, а на два и более вида наказания и может быть применен только один вид наказания с учетом тяжести совершенного преступления, всех обстоятельств дела (ст.163 УК).

Норма с кумулятивной санкцией допускает или обязывает применение к правонарушителям, помимо основного, дополнительного наказания (ст.200; 202; 203; 209; 210 УК РФ).

Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям:

I. По социальному назначению и роли в правовой системе (или по способу воздействия на поведение людей):

1) регулятивные нормы (правила поведения) - определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия:

а) управомочивающие нормы предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий, возможности поведения, гарантированные обязанностями других (п.1.2. ст.37 УК, п.1 ст.38 УК).

б) обязывающая норма возлагает на субъекта права обязанность совершать действия определенного характера. Например, ст.31. Семейного кодекса РФ, п.2 ст.67 ГК РФ.

в) запрещающая норма устанавливает запрет на совершение определенных действий, которые признаны законом как правонарушения (ст.575 ГК РФ Запрещение дарения, Правила дорожного движения Российской Федерации: приложение № 1 п.3 «Запрещающие знаки»).

2) охранительные нормы - являются как бы продолжением запрещающих норм. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение неправомерных поступков, а охранительные - фиксируют меры принуждения и пресечения за нарушение запретов. Они также могут содержать условия и порядок освобождения от наказаний, например, большинство норм УК РФ (ст.44 УК РФ, ст.79-83 УК РФ, ст.279 УК РФ).

3) Обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования (ст.12 ГК РФ описывает способы защиты гражданских прав).

4) Учредительные нормы (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя.

Это конституционные нормы (2 глава Конституции РФ), нормы, закрепленные в кодексах (ст.1 ГК РФ, ст.3 УК РФ).

5) Декларативные нормы (нормы-объявления) - содержат положения программного характера, определяют цели и задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления, например: ст.7 Конституции РФ, ст.2 УК РФ.

6) Дефинитивные нормы - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (ст.14, 15 УК РФ, ст.48, 107, 153, 195, 330, 420, ГК РФ).

7) Коллизионные - устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями (п.5 ст.3 ГК РФ, ст.7 ГК РФ, ст.15 Конституции РФ).

8) Оперативные - устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действий (ст.168 СК РФ).

II. По предмету правового регулирования различают нормы отраслей права.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют содержание прав и обязанностей субъектов права. Процессуальные нормы - регулируют порядок, процедуру исполнений материальных норм.

III. По методу правового регулирования нормы различают: императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные - действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Эта норма права дает сторонам регулируемого отношения возможность в отдельных случаях самим определять права и обязанности. Если стороны их не определили, то действует норма (ст.223, 334, 382, 384 ГК РФ, ст.37, 38, 39 УК РФ).

Рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. Например, главы 4 и 6 ГК РФ содержат рекомендательные нормы в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Поощрительные нормы - для поощрений добросовестного и продуктивного труда.

IV. По действию в пространстве: различают нормы общего действия, которые распространяют свое действие на всей территории, (например, УК РФ действует на всей территории РФ) и нормы местного действия (Устав Оренбургской области).

V. По кругу лиц: общие, действуют в отношении всех граждан (УК РФ), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц (нормы о ветеранах труда), нормы, касающиеся конкретного субъекта права, например, Президента РФ.

VI. По действию во времени нормы права подразделяются на: нормы постоянного действия и нормы временного действия (на время чрезвычайного положения).

VII. Абстрактные и казуистические. Например: ст.401 ГК РФ (Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности)

п.1. абстрактная норма формулирует обобщающее абстрактное положение.

п.3. казуистическая норма прямо указывает тот единственный конкретный случай, при доказанности которого лицо не несет ответственности и указываются случаи, которые к категории непреодолимой силы не относятся.

Тема: Норма права: понятие, признаки, виды. Структура правовых норм

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.24K | Скачано: 53 | Добавлен 05.05.09 в 15:56 | Рейтинг: +17 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2009


Введение

Общество и государство могут нормально функционировать только при условии упорядоченности общественных отношений, поддержании общественной дисциплины.

Большую роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и коллективов играет право.

Право, как бы его ни понимать, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения мыслится в качестве определенных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности. Другими словами, право - это совокупность общеобязательных для всех правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. Подобно множеству определений понятия права в отечественной и зарубежной государственно-правовой теории выработано, пожалуй, не меньше представлений о норме права и ее определении.

1. Понятие и признаки нормы права

В конце XIX века известный русский юрист, профессор Московского университета С.А. Муромцев писал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирующей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юридические нормы, продолжал автор, направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц - субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют «могущественный фактор» правового порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредственно влияют на поведение этих субъектов права.

Нетрудно заметить, что в определении норм права С.А. Муромцев делал основной акцент на установлении ими «должностных пределов» и «способов юридической защиты отношений», а также на регулятивной («направляющей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддержании правопорядка.

Примерно в это же время другой весьма авторитетный русский государствовед, Н.М. Коркунов, развивал идеи о том, что юридические нормы - прежде всего «суть правила должного» и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут дозволять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывают, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся интересов.

В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. А точнее, норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

а) непосредственная связь норм права с государством (издаются и санкционируются государством);

б) выражение ими государственной воли;

в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм;

г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;

д) многократность применения и длительность действия правовых норм;

е) их строгая соподчиненность и иерархичность;

ж) охрана норм права государством;

з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

В повседневной жизни нормы права выступают в виде формально-определенных правил поведения людей, в которых определяются и закрепляются их права и обязанности.

Среди важнейших признаков норм права следует особо указать на их всеобщий характер . Норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых возникает необходимость или потребность ее применения.

Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного масштаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является критерием определения правильности или неправильности, точнее, правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определителя соответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных обстоятельствах.

Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.

Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

К отличительным признакам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней государственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого, норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти.

Важный признак и черта правовой нормы - ее представительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам России конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственного обеспечения соответствующие юридические обязанности.

Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью .

Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социальных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располагаются не только по горизонтали, но и по вертикали. Иерархия правовых норм обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Она складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих, или обычных, законах и в подзаконных актах.

Наконец, в числе специфических особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом, речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения, обусловленной характером правонарушения, могут выступать наказание правонарушителя, возмещение причиненного его противоправными действиями вреда, восстановление нарушенного права, выполнение невыполненных обязательств. Разумеется, говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что нормы права реализуются лишь из-за существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль играют воспитательные меры, авторитет государства и права у своих граждан, меры убеждения.

2. Структура правовых норм

Структура нормы права представляет собой ее внутреннее строение, внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

В научной и учебной юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру. В таком определении есть, несомненно, свой резон, ибо возникает возможность глубже и разностороннее изучить структуру нормы права, рассмотрев ее не только из нутрии, со стороны окружающих ее структурных элементов, но и извне, со стороны окружающих ее правовых явлений.

Следуя своеобразной, установившейся еще в дореволюционной юридической науке традиции, ряд современных авторов считают, например, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции.

Идея о двухзвенной структуре правовой нормы, однако, она не стала доминирующей в государственно-правовой науке.

Доминирует, и не без оснований, идея трехзвенной структуры правовой нормы. То есть норма права состоит не из двух, а из трех составных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза представляет собой часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Спектр таких жизненных обстоятельств и всякого рода условий широк и разнообразен. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина - субъекта права, на время и место совершения того или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.

Например, в нормах ст. 59 (ч. 2) и 60 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» и что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт принадлежности лица к конкретному государству Российской Федерации, факт гражданства. Гипотеза указывает, что данные нормы права касаются лишь граждан Российского государства и не относятся ко всем другим лицам, проживающим не его территории.

Диспозиция - составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон - участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.

Ввиду того, что законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции, иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить круг сторон - участников возникающих на базе данной нормы правоотношений, а также их права и обязанности. Подобная ситуация особенно часто возникает тогда, когда диспозиция дается не в прямой, а в описательной форме и когда требуется указание на основные признаки противоправного деяния или деяний (кража, грабеж, вымогательство, шантаж и др.).

Весьма четко и доступно излагается содержание нормы права (диспозиция) и указывается на права и обязанности сторон в договорах поручительства, подряда, купли-продажи, залога и других гражданско-правовых сделках.

Яркой иллюстрацией четкого определения диспозиции и указания на права и обязанности сторон может служить, в частности, ст. 359 Гражданского кодекса России, регулирующая отношения, возникающие из договора о залоге. В ней говорится, что «кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено». Диспозиция в данном случае довольно четко и целенаправленно (на исполнение требований закона) определяет права кредитора (удерживать вещь «до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено») и обязанности должника (добросовестно исполнить лежащее на нем «соответствующее обязательство»).

Санкция представляет собой такую часть правовой нормы, в которой указаны последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.

Санкция всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций. Именно санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные.

Карательные санкции заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказание его путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т.д. Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение и т.п.) противоправного поведения.

Смысл правовосстановительных санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности или же в возложении на лицо или организацию обязанности возместить незаконно причиненный ущерб. Согласно российскому гражданскому законодательству, а именно ст. 307 ГК, в частности, у лица, причинившего вред другому лицу, возникает обязательство совершить в его пользу «определенное действие», как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия.

3. Виды правовых норм

Чтобы глубже изучать и эффективно применять нормы права, их классифицируют в соответствии с различными критериями.

Одной из наиболее простых и распространенных классификаций норм права является их подразделение в зависимости от характера регулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессуального права .

Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регламентируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

Материальные нормы устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

Процессуальные нормы права , в отличие от материальных, не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в других отраслях права.

Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права.

По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного , административного , гражданского , уголовного , уголовно-процессуального и иных отраслей права.

В зависимости от их прямой связи и принадлежности к различным институтам нормы права определяются соответственно в рамках каждой отдельной отрасли права.

Например, в рамках конституционного права нормы права подразделяются на нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу гражданства, прав и свобод граждан, формы правления и формы государственного устройства, порядка формирования и деятельности государственных органов.

В гражданском праве в зависимости от принадлежности к различным институтам выделяют группы норм права, регулирующие отношения, касающиеся ценных бумаг, различных гражданско-правовых сделок, исков, права собственности и других вещных прав.

Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация норм права в зависимости от характера содержащихся в них предписаний. По этому критерию нормы права подразделяются на управомочивающие , обязывающие и запрещающие .

Под управомочивающими понимаются нормы, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.

Специфика обязывающих норм заключается в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.

В ст. 24 ГК РФ закреплено, что «гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено высказывание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством».

Примером обязывающей нормы может служить и норма ст. 331 ГК, обязывающая заключать соглашение сторон о неустойке в письменной форме «независимо от формы основного обязательства». Несоблюдение данного требования влечет за собой недействительность соглашения о неустойке.

Особенность запрещающих норм права заключается в том, что они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. К запрещающим нормам относятся все нормы уголовного права, значительная часть норм административного права. Содержатся такие нормы и в других отраслях права.

Например, в конституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции Российской Федерации).

Классификация правовых норм проводится и в зависимости от характера актов , в которых содержатся нормы права. По этому основанию различают нормы права, которые содержатся в законах и подзаконных актах. В свою очередь, нормы, содержащиеся в законах, подразделяются на нормы конституционных и нормы текущих (обычных) законов. Такая классификация, определяющая место и роль каждой нормы в общей системе правовых норм и их иерархию, имеет огромное значение для поддержания принципа законности и конституционности.

Важное теоретическое и практическое значение имеет классификация правовых норм по времени и месту их действия , а также по кругу лиц , на которых распространяется действие норм права.

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в уставном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

По месту действия нормы делятся на те, которые распространяются на всю территорию страны, и действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного назначения (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

В зависимости от круга лиц , на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

Широко распространена в научной литературе классификация норм права в зависимости от характера составных элементов их структуры - гипотезы, диспозиции и санкции, классифицируются нормы права и по другим критериям. В частности, все более распространенным в отечественной литературе становится подразделение правовых норм в зависимости от их принадлежности к публичному или частному праву .

Заключение

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества.

Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет полновластие народа в условиях многопартийности общества, демократизм, интернационализм, защиту прав и свобод граждан.

В социально-экономической жизни действует принцип правовой охраны собственности. Государство создает условия, необходимые для развития разных форм собственности, и обеспечивает равную защиту всем ее формам. Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности (ст. 10 Конституции РФ). Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством.

Высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей (ст. 15 Конституции РФ).

Само право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом.

Список использованной литературы

  1. Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. - М.: Высш. шк., 2003.
  2. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.
  3. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  4. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.


 

Возможно, будет полезно почитать: