​В Храме Христа Спасителя прошел XXI Всемирный русский народный собор. Всемирный русский народный собор

Анатолий Стреляный:

В конце прошлого года в Москве состоялся Всемирный Русский народный Собор. Выступали и мусульмане, и иудеи, и коммунисты, и почти откровенные фашисты, но устроила его Русская православная церковь, и большинство участников заявляли себя православными. Тем не менее, это был не церковный Собор в строгом смысле этого слова, архиереи и священники были в меньшинстве. Обсуждалось прежде всего отношение к Западу и ко всему тому в русской жизни, что от Запада идет. Демократическая общественность отнеслась к мероприятию прохладно, а о выступлениях высших церковных лиц было сказано, что они ненатуральны, даже глумливы. В чем же здесь дело? Где же та соборность, то особое единогласие, о котором славянофилы всех времен толкуют как об исключительно русском свойстве и явлении? Как идеальная соборность соотносится с реальными Соборами?

Яков Кротов:

Впервые Всемирный Русский Собор, тогда еще без добавления "народный", был созван в декабре 1993-го года. Тогда его заседания пришли практически незаметными, потому что слишком бурными были политические события осенью 93-го года. Впервые общественность, газеты обратили внимание на Всемирные Русские Соборы в конце 95-го года, это был третий Всемирный Русский Собор. Тогда впервые в заседаниях Собора принял участие премьер-министр страны - Виктор Степанович Черномырдин. Были и резко отрицательные тогда отзывы о Соборе, были и апологетические, в правительственных (в основном) газетах. И вот - шестой Всемирный Русский народный Собор, первый, на котором выступил президент России Владимир Путин. Конечно, внимание к Собору соответственно повысилось. Но вот в чем трудность: у кого спрашивать мнение о том, что происходило на Соборе? Ведь это не архиерейский Собор Русской православной церкви, но все-таки большинство выступавших - это иерархи, открывал собор сам патриарх. И люди, которые лояльны к патриарху, конечно, задумываются, прежде чем подвергнуть его критике, да и прежде чем хвалить. И поэтому в сегодняшней нашей передаче будут участвовать люди, которые являются членами альтернативных православных церквей русских. Их сейчас довольно много в России, это не только старообрядцы, есть и архиконсервативные православные группировки, например, Русская православная автономная церковь. Недавно возникла русская православная церковь "Возрождение", в числе ее участников священник Глеб Якунин, архиепископ Кириак Тимерциди. И еще один участник нашей передачи - игумен Иннокентий Павлов, в начале 90-х годов сотрудник Отдела внешних церковных сношений, библеист и богослов.

Когда речь заходит о Всемирном Русском народном Соборе, то прежде всего встает вопрос - насколько это свободное собрание? Ведь именно церковные люди на протяжении 60-х, 70-х, 80-х годов, как они сами потом признавались, не были свободны, над ними довлел советский, большевистский, атеистический строй, и люди шли на компромиссы для того, чтобы, как они объясняли, рядовые верующие могли сохранить возможность посещать церкви, молиться вместе с другими. Но если человек в течение многих лет был несвободен в одной ситуации, насколько можно говорить о свободе теперь? И что качественно изменилось, насколько это отразилось в заседаниях Всемирного Собора?

Иннокентий Павлов:

Человек духовно свободен настолько, насколько он к этому стремится. И я, например, знал в те годы людей, в том числе людей, занимавших определенные церковные должности, но которые были духовно свободны, и вокруг них было это поле свободы. Что касается тех персонажей, которые здесь участвовали, то я вам скажу по этому поводу что, если говорить по линии митрополита Никодима, а вот митрополит Кирилл, который отвечает за организационную сторону этих тусовок, он действительно является его и преемником, и продолжателем его линии. Иногда в интеллигентских кругах можно слышать: ах, он отступил от его линии, тот был такой экуменист, такой открытый, а этот вот насаждает нам что-то такое противное этому. Это не так. Дело в том, что Никодим был (в известном смысле) политическим конъюнктурщиком, будем вещи называть своими именами. Другое дело, что ему, допустим, в католической церкви нравилось, я бы сказал, то, что я обозначил бы термином иеракратизм. На самом деле, я согласен с владыкой Владимиром Кривошеиным, он не знал католической церкви, причем не в том плане, что он не знал ее истории, имена пап, даты их понтификатов, нет, это он знал, память у него была хорошая, но не знал ее внутренней жизни. И его идеалом была влиятельная церковь с сильной централизованной властью. Сейчас у нас тоже укрепляют властную вертикаль. Такая перспектива нас ожидает рано или поздно, тоже будет идея укрепления вертикали церковной власти. При этом он понимал, что в условиях России на собственные силы особо рассчитывать не приходится: ни в плане материальных и людских ресурсов, ни в плане исторической традиции. И тот же Кирилл мне в свое время рассказывал, что в узком кругу своих людей он иногда любил говорить (в середине 80-х годов): "Подождите, мы доживем еще до того времени, когда заседания Политбюро будут начинаться с "Царя небесного"". То есть его надежда была на изменение исторической парадигмы, когда место марксизма-ленинизма займет то, что я называю "православизмом", не путать с православием.

В новых исторических условиях сейчас (прежде всего митрополита Кирилла назвать) стараются эту линию проводить. Более того, она находит, как мы видим, понимание и в государственном руководстве, что что-то нам такое нужно, чтобы заполнить так называемый идеологический, иногда называют - духовный - вакуум. Люди, видимо, Евангелие не читали, потому что духовного вакуума в принципе не может быть. Потому что, знаете, если горница окажется выметенной, то приходят семь бесов злейших.

Яков Кротов:

Так уж сложилось, что в сегодняшней Русской православной церкви борются прежде всего две фракции. И олицетворяют эту борьбу имена Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий - два епископа Русской православной церкви. Владыка Кирилл - епископ Смоленска, владыка Мефодий - епископ Воронежа.

Для широкой публики эта борьба проявляется в виде обмена фельетонами. Владыку Воронежского Мефодия представляет в газете "Московский комсомолец" журналист Сергей Бычков, и вот он резко критически отзывается о Всемирном Соборе, потому что это делает (как он пишет): "православный шоумен владыка Гундяев". "И при этом, - пишет Сергей Бычков, - важной деталью при открытии Собора стало приветствие президента Владимира Путина", - подчеркивает Сергей Бычков. "Известно, что он - воцерковленный человек, встречаясь с патриархом, всегда принимает благословение. Встретившись в президиуме Собора с товарищем Гундяевым, он пожал ему руку и еще раз подчеркнул, что воспринимает его прежде всего как преуспевающего бизнесмена".

Журналисты, представляющие в прессе митрополита Кирилла, более многочисленны. Это и Александр Королев в газете "Труд", и газета "Аргументы и факты". Многие люди знают митрополита Кирилла по его телевизионным выступлениям о вере, о церкви. При этом сторона владыки Кирилла воздерживается от подобных агрессивных атак на епископа Воронежского Мефодия. Нет единства в русской церкви, и есть большая озабоченность единством. Президент, открывая Собор, сказал: "Мало объединить усилия государств, нам необходимо общественное единение. Направленность работы и базовые идеи Собора рассматриваю как четкое проявление позиций гражданского общества России". Сами представители церкви на Соборе сказали - Святейший патриарх: "Россия и вся православная цивилизация должны стать одним из центров принятия решений в мире". А вот слова митрополита Кирилла: "Россия должна стать одним из центров современного мироустройства". О чем говорят подобные выступления и насколько реальны подобные задачи?

Глеб Якунин:

Я ведь был тогда и в политике, начиная с 90-го года, был влиятельным депутатом в Комитете по свободе совести. И знаю позицию Ельцина. Виноваты, конечно, власти, и Ельцин в значительной степени виноват, что он их распустил. Я не могу всего говорить в деталях, но у меня была однажды личная беседа с Борисом Николаевичем, несмотря на все его ошибки, я его глубоко уважаю и чту. И, тем не менее, вы знаете, была возможность реформировать по-настоящему церковь, но он явно на это не пошел, хотя он прекрасно понимал, что стоит Московская патриархия, что из себя она представляет. Но, вы понимаете, что сделал Ельцин? Ельцин, не имея возможности быстро реформировать страну, имея колоссальные позиции, решил и с церковью поступить так же, как он поступил, например, с военными, с чиновниками, то есть, простите, он дал возможность воровать кому только не лень. Вы помните, этот скандал с Фондом торпищевским спортивным, и аналогичная ситуация произошла с Московской патриархией? Экспорт нефти раскрылся, потом алмазы, чуть ли не рыбным промыслом занимались. Банковская система Московской патриархии?

Специфика религиозной жизни человека, когда он получает какие-то огромные блага, он считает, что Господь Бог его укрепляет, он получает какую-то мощь. Для верующего человека понятна эта прелесть, и люди думают, что действительно завоевывают какой-то огромный авторитет, влияние, и что Бог их призывает. И недаром во главе Всемирного Русского Собора находится высшая иерархия Русской церкви, и они духовно руководят этим Всемирным Русским Собором.

Коммунисты мечтали сначала СССР, потом захватить весь мир, им это не удалось. А вот, может быть, через нашего президента Путина, который стал правоверным православным, христианином? Как утверждает, например, газета "Известия", архимандрит Тихон называется духовником президента. И, по-видимому, они сейчас мечтают создать такую модель, президент Путин, может быть, он реализует такую идею. Причем, это уже будет не просто клерикализация России, всего мира, а это будет нечто теократическое - как бы управление во всем мире под руководством Русской православной церкви. Все эти речи (особенно патриарха Алексея на последнем Всемирном Русском Соборе) говорят о таких невероятных претензиях, мареве таком духовном, которым одержимы наши церковные руководители. А ведь я вам скажу, что все это страшно напоминает "Сказку о рыбаке и рыбке". И вот там наша церковь, которая была у разбитого корыта. Ей мало было того, что она получила дом, столбовой дворянкой стала, ей надо было, чтобы золотая рыбка, а в данном случае функцию золотой рыбки должен Владимир Владимирович Путин исполнять, чтобы как бы он был у ней на посылках, а Московская патриархия - это владычица моря была бы. Вот такая картина складывается.

Яков Кротов:

На Соборе звучало много заявлений, которые говорили о том, что церковь призвана быть руководителем народа. Вот митрополит Гедеон Ставропольский: "Против нас обращен древний безбожный принцип: разделяй и властвуй. Не так учит Господь, не так учит православие, зовущее нас к единству". Замечу, что здесь, странным образом, через запятую, словно это какие-то отдельные явления, говорится о Христе и о православии. И дальше - митрополит Гедеон: "Страшные искушения еще далеко не преодолены. Они и не будут преодолены, пока мы не одолеем разделения в обществе, пока не объединимся вокруг святого православия. Те, кто не хочет единства во Христе, неминуемо придут к безбожному единству в Антихристе". И, конечно, встает вопрос: "Зачем тогда на Собор были приглашены мусульмане, представители иудейской общины России?" Каково им было слышать слова о том, что "те, кто не хочет единства во Христе, неминуемо придут к безбожному единству в Антихристе"? Не поэтому ли многие отзывы о Соборе, даже печатные, говорили о том, что остается ощущение какой-то театральности, неискренности. Как будто бы люди говорят не совсем то, что думают. Насколько искренне были подобные выступления?

Кириак Тимерциди:

Неискренность заключается в том, что здесь все построено на песке, потому что не соответствует всемирности. Во-первых, Русская православная церковь контролирует очень малый процент населения. Эти симпозиумы, эти соборы, они начались еще с 48-го года, когда было 500-летие автокефалии. Тогда собрано было Сталиным - хотели, чтобы Московская патриархия все православие под себя взяла. Хотели все православные соборы под эгидой восстановленной патриархии. А потом - при всех сменяющихся режимах, в смысле управленцев, и при Хрущеве, и при Брежневе они собирали в Троице-Сергиевой лавре, и приглашали представителей всех религий под эгидой Московского патриархата. И кичились тем, что они имеют большое влияние не только на Советский Союз, но и восточный блок и так далее. И вот они - носители истины. А как может носителем истины быть какая-то часть церкви, пусть она легитимная? А это большая гордыня, это фундаментализм, который не понимает свое место и в церкви, и в мире. И, конечно, страшное дело, если первое впечатление, когда включаешь телевизор, и сидит вся та же публика, что если такое влияние пойдет на Путина, то он очень проиграет. Потому что эта публика всем известная и в православном мире, и в мире христианском, она не имеет уважения и доверия, очень натянуты отношения и с греческой церковью, и с Вселенским патриархатом, не говоря уже о других. Потому что лицемерие и гордыня, и даже вынашивается та идея, что, конечно, Москва - Третий Рим. Такие же непомерные претензии и у исламских фундаменталистов, вопреки Корану, вопреки классическому мусульманству, исламу. Конечно, они приведут к краху общественной жизни, если они хотят возглавлять, и, конечно, к краху настоящей веры.

Яков Кротов:

На Всемирный Русский народный Собор были приглашены мусульмане, иудеи, но не были приглашены представители католиков России, не было архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Возможно потому, что российское исламское сообщество глубоко разделено. И был приглашен имам Таджуддин, которого многие мусульмане не признают, а имама Гайнуддина не было. Был один из главных раввинов России Адольф Шаевич, не было альтернативного главного раввина России Берл Лазера. Католиков не было вообще. В резолюции, обращении Собора говорится, например: "Православные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты пережили великие беды: войны, революции, богоборческие гонения, выйдя из них единым народом". А что, католики не переживали эти беды? Оказывается, по этой терминологии, что если религия не народная, а сугубо личная, то она как бы не в счет. И вот на Соборе выступил архиепископ Львовский Августин, представляющий русское меньшинство на Западной Украине. Выступил с резкой критикой национализма, национализма украинского, против того, что на Украине "государственные структуры были провозглашены наивысшей ценностью. Национальная идея, - сказал владыка Августин, - это не та основа, на которой может быть решен вопрос единения и примирения христиан. Иначе не было бы нужды в Новом завете и приходе в историю Господа нашего Иисуса Христа". И вдруг в конце своей речи тот же владыка Августин сказал: "Россия только тогда привлечет другие народы, в том числе Украину, когда вспомнит Богдана Хмельницкого".

А где же тогда Господь наш Иисус Христос? Или его затмил Богдан Хмельницкий? Зачем привлекать другие народы? Всемирный Русский народный Собор не принимал каких-либо конкретных резолюций, он принял только одно обращение. И поэтому трудно сказать, сможет ли он повлиять на реальную жизнь российского общества. Но то, что говорилось на Соборе, безусловно, отражает представления, настроения совершенно реальных руководителей церкви, хотя они относятся непосредственно к догматическому, вероучительскому содержанию христианской веры.

Выступления на Соборе вызвали внутренние, а часто и внешние сопротивления у многих православных христиан России, а у кого-то вызвали восторг. Создается конфликтная ситуация. Как в ней поступать человеку верующему? Как реагировать атеистам?

Впервые подобные собрания привлекли внимание общественности в декабре 95-го года. Теперь Собор был посвящен прежде всего обсуждению проблем терроризма и цивилизаций. Митрополит Кирилл Смоленский, выступая на Соборе, сказал: "Стоит говорить о конфликте традиционных ценностей, в том числе религиозных, с секулярно-гуманистическими. Именно нерелигиозный, деидеологизированный либеральный стандарт предлагается мировому сообществу в качестве универсального образца устроения жизни государства или человека".

На том же Соборе председатель Союза писателей России Ганичев сказал: "На наших сограждан под видом цивилизованного просвещения обрушилась (в книгах, телевизионных фильмах) под видом новейших проявлений культуры обойма из мистики, убийств, ужасов, грабежей, порнографии, насилия, что растлевает людей, особенно молодежь, доводит ее до состояния скотства. Пора начать готовить общество к новому 11-му сентября, которое подготовят нам отнюдь не бин Ладены". Замечу, что здесь, с точки зрения религиозного человека, довольно странно, что мистика оказывается в одном ряду с порнографией, грабежами и ужасами, потому что, собственно, вера и религия это и есть мистика. Но сама идея, что все беды прежде всего от секулярного гуманизма западного, как ее можно оценить?

Глеб Якунин:

Что такое секулярный гуманизм? Мир развивается, действительно развивается в сфере прав общества, прав личности, прав народа. Великий перелом случился после крушения тоталитарного фашистского режима. Говоря о секулярном гуманизме, наши консерваторы пытаются как бы отгородиться от ценностей европейских, потому что (в конечном итоге) вопрос стоит: европейская мы страна или нет?

Петр Первый все-таки пытался доказать, что это европейская страна. Перед Путиным сейчас стоит эта сложнейшая проблема. У Путина назад пути нет, сейчас уже отступать невозможно. Поэтому они тоже это прекрасно понимают, они максимально сопротивляются. Московская патриархия сама фактически превратилась сейчас, я бы сказал, в такую тоталитарную секту с мощнейшей вертикалью власти. Состоялся Собор, который говорит о свободе совести, что для мирового сообщества абсолютно неприемлемо. "Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии, то есть отступлении, и фактической индифферентностью к делу церкви победе над грехом".

Договорились до таких ужасных вещей.

Путин сделал великий шаг, мужественный шаг, когда он сказал, что Америка - это величайшая страна, что Нью-Йорк - это великий город. Он ударил в самое сердце этому нашему фундаментализму. Потому что, начиная от нашего, простите, "отца талибанства" митрополита Иоанна, они все время говорили - 666, Нью-Йорк, это все жидомасоны, сионисты. Все они против мира, против России! Жиды хотят сгубить Россию! Это буквальные цитаты.

Если цивилизованные нормы декларации Организации Объединенных Наций, Европейской Декларации о свободе здесь осуществятся (в том числе о свободе совести) Московская патриархия в этих условиях не способна будет существовать. Поэтому они так упорно сопротивляются всем этим реформам и пытаются изобразить, что их путь особый, что ни в коем случае мы не должны идти путем единства с Европой. Хотя тот же наш великий Пушкин, посмотрите, можем на личности этого великого, гениального поэта видеть, как может быть русский человек, русский патриот одновременно стопроцентный европеец. Вот этим путем шла наша Галина Старовойтова, которая крестилась, которая стала верующей перед своей гибелью. Очень много интеллигентов, я уже не говорю о наших Чаадаевых, славянофилах, которые шли этим путем совмещения, например, русских идей с европейскими.

Яков Кротов:

В прессе писали широко, что Собор обсудил проблему международного терроризма. Но обсуждение это было довольно специфично. Вот выступление архиепископа Львовского Августина: "Здесь вспоминали теракты, но как-то односторонне все это выглядело. Я думаю, это надо было масштабней, в контексте Хиросимы и Нагасаки вспоминать, в контексте Вьетнама, как на людей сбрасывали обогащенный уран". Выступление кинематографиста Бурляева: наказали талибов - хорошо, но "настало время с такой же суровостью карать тех, кто убивает человека духовно, захватывая в заложники, растлевая его сознание". И вот обращение Собора, итоговый документ: "Кто бы ни утверждал, что только его мировоззрение универсально, прогрессивно и общечеловечно, - противопоставляет себя другим людям, ибо пытается оттеснить их на обочину истории. Непозволительно подавлять волю человечества и общества ради туманного будущего благоденствия, провоцируя тем самым неизбежную ответную реакцию". Тогда оказывается, что все беды - результат провокаций западного секулярного гуманизма. Что и талибы всего лишь были спровоцированы, и тем самым уменьшается их вина, это ответная реакция людей, которые защищают свою культуру. Насколько оправданна такая постановка вопроса?

Кириак Тимерциди:

На Западе и с духовностью проблемы большие, и проблемы большие с кадрами священнослужителей во всех конфессиях. Но здесь у нас только одна кичливость, что мы православные, что мы охраняем православные ценности. Мы потеряли эти ценности. Мы и людьми не занимаемся в социальном плане, и в то же время не питаем никакими духовными ценностями. Поэтому нам как бы раскрывать рот и говорить, что вся эта гниль пришла к нам с Запада - это совершенно несправедливо. Там работает католическая церковь, протестантские церкви они работают, они питают народ, у них действительно общественное служение, настоящая литургия в действии. А этого у нас нет. И они в трудные годы всеми путями шли навстречу нашему гонимому христианскому миру и переправляли сюда и Библию, и Слово Божье, и литературу. Очень положительно. А почему же тогда миллионы людей едут туда, для того, чтобы раскрепоститься и творчески работать? Люди бегут от страшного тоталитарного режима, от беспросветного режима. И не только ради пищи физической, но и, конечно, чтобы творчески жить, развиваться.

Яков Кротов:

Выступая на Всемирном Соборе, митрополит Кирилл Смоленский сказал: "Мир скоро востребует свойственные русской цивилизации идеалы самоограничения, приоритета духовного над материальным, жертвенности и долга над потребительством и эгоизмом".

Иннокентий Павлов:

Говорят, люди на жертвенность совершенно не способны. Я Кирилла очень хорошо знаю как типичного потребителя, любителя комфорта, любителя хороших автомобилей, хорошей одежды, говоря современным молодежным языком, хороших церковных прибамбасов. Так что, когда это все звучит, я как Станиславский мог бы крикнуть: "Не верю!".

А разговоры эти ведутся отчего? Это демонстрация комплекса неполноценности. То есть хочется быть самим потребителем, хочется, чтобы производилось что-то хорошее, и чтобы этого было достаточно, чтобы это доступно было широким массам, чтобы все было тихо и спокойно. А оно не получается. Причем, эти разговоры, непонятно, кому они могут быть адресованы? Народ это не поймет, будем называть вещи своими именами. Хорошо, они тусуются между собой, друг другу не верят, исполняют литературный этикет, говоря словами Дмитрия Сергеевича Лихачева. А выйти и быть с этим народом? Пойдите в воинское соединение, пойдите на завод, пойдите в сдохший совхоз и там рассказывайте про жертвенность!

Яков Кротов:

Митрополит Смоленский Кирилл сказал: "Конфликт либерального гуманизма и так называемой гражданской веры, то есть патриотизма, налицо. Мы, да и не только мы, а большинство наций современного мира считает, что лучше погибнуть, защищая родину силой оружия, чем позволить ей распасться на части или быть порабощенной. Значит, в нашем обществе есть ценности, в нравственном отношении превосходящие цену нашей жизни. Мы в состоянии многому научить нынешний метущийся мир".

Иннокентий Павлов:

Человек скорее пойдет жертвовать своей жизнью за свой дом, за ту страну, где он является собственником, и за страну, которая его защищает. Идеология нашего держимордства не давала боевого духа. Давайте вспомним, как в первые дни и месяцы после нападения Гитлера на Советский Союз, целыми соединениями красноармейцы сдавались в плен. Давайте вспомним, это реальные факты, их никто не отрицает, всеми известно и всеми признано. Так что здесь все как раз с точностью до наоборот. Чем больше у человека свободы, тем он ее больше ценит, прежде всего - экономические свободы, то есть то, что делает человека собственником, когда человеку есть за что воевать.

Яков Кротов:

Святейший патриарх Алексий сказал в интервью газете "Аргументы и факты": "Возрождение нравственности - дело не только власть имущих. Это должно стать заботой каждого из нас. Общество изменится, если мы будем выключать телевизор, когда там идет фильм, пропагандирующий разврат, преступность, вражду, если мы одернем на улице распоясавшегося пьяницу, наркомана, хулигана, развратно одетую женщину". Конечно, этот призыв одернуть развратно одетую женщину - это нечто новое, до сих пор святейший патриарх в своих выступлениях к подобному не призывал. Оставляя в стороне законность подобных призывов, может ли ужесточение политики государства, личного отношения, личного поведения помочь справиться с тем дурным, что идет с Запада? Да, кстати, и только ли с Запада идет эта гниль?

Глеб Якунин:

У нас в той или иной форме (даже во время самой жесткой сталинской диктатуры) все это наличествовало. Господь Иисус Христос пришел в Древнем мире тогда, когда он был, наверное, в самой стадии последней морального разложения. Вот это же все было и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Господь попустил, и евангелиевская основа в том, что он сказал: "пусть растут и пшеницы, и плевела до определенного суда".

Они хотят искоренить обязательно плевела и построить Царство Божье под руководством Всемирного Русского народного Собора, построить такую железную структуру в стиле великого инквизитора.

Яков Кротов:

Многие православные за последние десять лет покинули Московскую патриархию. Как они сами говорят, не вынесли глумления над собой, не вынесли того, что церковные лидеры выступают с заявлениями иррациональными, пытаются командовать в тех сферах, где командовать не нужно. Пытаются пойти на такой союз с правительством, которого не может одобрить христианская совесть. Замечу, что большинство людей, покидающих Московскую патриархию, уходят вообще в никуда, они просто никуда не переходят, просто остаются дома и там тихо молятся Богу. Тем более что в провинции найти какую-то альтернативную православную группу часто невозможно, а уходить к инославным, к протестантам или католикам не всякий захочет. Люди предпочитают оставаться внутри Московской патриархии, терпеть, сжав зубы. По каким критериям могут православные посоветовать своим единоверцам определять, выстраивать свои отношения с церковными иерархами, когда совесть человека подсказывает, что тот или иной иерарх нарушает какие-то представления о порядочности, разумности, глумится над здравым смыслом и втягивается в политическую разборку?

Кириак Тимерциди:

Я прямо так скажу, категорически, или как-то звучит, но так, как я чувствую, что, конечно, уважающий себя человек не может быть в этой структуре. Это должна быть не структура, не организация, а настоящий организм тела Христова. Зачем Господь говорит: имеющий уши, да слышит? Мы должны иметь уши, глаза, и видеть. Когда такая страшная атмосфера, когда, ладно, кагэбэшники, эфэсбэшники занимаются своими. Но когда иерархи повально, высшие иерархи завязаны в этом стукачестве? Страшное поведение, которое калечит души и будущих пастырей своим примером - вот это страшное дело. Уважающий себя человек не будет находиться в этом. Другое дело, отец Глеб и отец Александр Мень, другие замечательные священнослужители, они в свое время были в лоне Московской патриархии, но, как говорится, "они вышли из нас, но они были не наши". У нас был протест со студенческой скамьи, нормальный человек не может, тот, кто читает Слово Божье, потому что все расходится с заветами Христа. Как нормальный человек может воспринять? О покойных нельзя плохо говорить, когда, например, тысячелетие крещения Руси, идет пресс-конференция, иностранные здесь журналисты, здесь святейший Пимен - покойник, по какую-то сторону Громыко сидит, и призывает покойник нас всех вернуться к ленинским нормам жизни, не к заветам Христа. И это все продолжается. Вот это пресмыкательство перед властями, или горделивое такое, что рядом с нами властители.

Но церковь должна быть выше политики, не от мира сего. Гонимая церковь, она, наоборот, побеждает. Чем она славится? Здесь всякое гнилье растет как на дрожжах. Да, мы можем сказать, кто приходит к нам. Приведу такой пример. Интеллигентный человек, закончил иняз, умница, лет сорока. Я его духовник, но пришлось ему пойти в храм. Пошел на исповедь, Рождественский пост, недавно это было, и молодой священник его пытает: "Как ты постишься, по каким правилам?" Он говорит: "Я голодаю, я занимаюсь очищением организма, голодаю и присовокупляю это к Рождественскому или великим постам". "Как? Ты занимаешься этим? Это бесовщина! А как же Христос голодал сорок дней? Что Христос, что апостолы?" И он не сдержался, говорит: "Да пошел ты, козел!" Я говорю: "А что ж ты не знал?" Вот получил этот пастырь, он же должен быть психологом, видеть, кто пришел, с кем как говорить. Вот ужасная картина.

Мы, конечно, предлагаем, православная апостольская церковь "Возрождение", выступили с декларацией, что, конечно, мы ничего не придумываем, мы должны возвратиться к истокам, то есть к священнописанию, к словам Христа, какие должны быть, все проверять и просеивать через сито Христово.

Глеб Якунин:

Ситуация может быть совершенно различная в разных городах, в разных селах, но где-то в селе или в городе, где нет какой-то альтернативы, человек может ходить. Несмотря на всю резкую критику, меня, например, отлучили они от церкви за то, что я говорил правду, требовал, чтобы вернули эти деньги, которые были похищены, требовал, чтобы покаялись, кто сотрудничал с Госбезопасностью. Но, тем не менее, я, как и большинство альтернативных церквей, ведь в православии много очень маленьких, может быть, но альтернативных церквей, которые веруют в символ веры тот же самый, и мы все же признаем благодать. Самое главное, что в Московской патриархии мы не отрицаем наличие благодати. Как бы ни грешили епископы, патриархи, священнослужители, какой бы нравственный уровень не был соблазнительный, все равно через нее благодать идет. Поэтому из этого надо исходить. Поэтому, когда нужда есть, надо идти. Тот, кто в катакомбах, я не помню, то ли епископ Афанасий, то ли Алексей Мечов, говорил так: "Вы знаете, вы ходите в храм, причащайтесь, меньше общайтесь с такими священниками, которые вас учат тому, что противоречит вашим христианским принципам".

Яков Кротов:

Это были мнения людей, которые покинули Московскую патриархию. А вот священник Московской патриархии, хотя и заштатный, отец Иннокентий. Если на исповедь к священнику патриархии приходит молодой человек горячий и говорит: "Батюшка, не могу терпеть это глумление, не могу. Собрался уходить, вы уж не сердитесь". Что можно было бы посоветовать такому молодому человеку?

Иннокентий Павлов:

Сейчас мне пасторской практикой не часто приходится заниматься, в основном среди своих людей и узкого круга. Но я вспоминаю свое приходское служение, когда эти тусовки только зарождались, они, может быть, тогда были не очень заметны. Ко мне приходили разные люди, причем это были люди разных взглядов, условно говоря, патриоты, и, условно говоря, либералы, хотя непонятно, почему либерал не может быть патриотом и наоборот. И вы знаете, что я могу сказать, что по мере того, как люди все-таки были достаточно церковными, они очень отделяли от всей этой накипи свою духовную жизнь и собственно мистическую жизнь церкви. Мне такую ситуацию трудно представить, хотя я вполне допускаю, что сейчас это может быть. Как церковный историк я могу сказать: "Дорогой друг, в истории церкви были длительные периоды, причем периоды, когда были и святые отцы-учителя, и подвижники благочестия, но у которых было соблазнительного гораздо-гораздо больше, чем то, что мы видим теперь". Это, правда, сказано, если я не ошибаюсь, Фридрихом Энгельсом, что история имеет тенденцию - один раз как трагедия, другой раз как фарс, то сейчас мы имеем дело с фарсом, ну и соответственно будем к этому относиться.

В ноябре 2015 года храм Христа Спасителя в Москве стал свидетелем знаменательного события - в нём происходило торжественное открытие XIX Всемирного русского народного собора. В состав участников столь представительного международного форума кроме иерархов и священнослужителей входили представители всех ветвей государственной власти, включая представителей правительства РФ, силовых ведомств, общественных организаций, а также видные деятели науки и искусства и даже гости из ближнего и дальнего зарубежья.

Рождение новой общественной структуры

Всемирный народный русский собор - межгосударственная некоммерческая структура, целью создания которой явилось стремление к консолидации духовных сил всех представителей русского народа независимо от страны их проживания. Главным инициатором этого глобального проекта стала православная церковь России, при поддержке широкой общественности в 1993 году официально зарегистрировавшая новую организацию. В этот день было проведено её первого регионального отделения.

Основные положения устава

Согласно своему уставу, Всемирный русский народный собор возглавляется предстоятелем Ежегодно с его благословения проводятся соборные заседания, на которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы текущего момента. Со дня создания организации и до своей блаженной кончины её возглавлял Алексий II, которого затем сменил нынешний патриарх Кирилл.

Между съездами собора работой организации руководит его постоянно действующий президиум во главе со своим бюро. Правозащитный центр Всемирного русского народного собора, также не прекращающий своей деятельности в периоды между созывами, призван всемерно содействовать соблюдению прав представителей всех слоёв общества независимо от политической принадлежности и вероисповедания.

Всеобщее признание деятельности организации

Необходимость в её создании была вполне очевидна, так как к этому времени с особой остротой встала задача формирования в стране гражданского общества. Именно забота о будущем России объединила людей самых различных социальных слоёв и политических взглядов, для которых Всемирный народный русский собор стал форумом, где они могли обсудить все аспекты проблемы и очертить пути её решения. Со дня основания этой организации было проведено уже семнадцать соборных съездов в различных городах страны.

С каждым годом Всемирный народный русский собор приобретал всё больший авторитет в российском обществе и за рубежом. В работе его очередного пленарного заседания, состоявшегося в 2001 году, участвовал президент страны В. В. Путин, а через четыре года ярким свидетельством признания собора на международной арене стало предоставление ему консультативного статуса в Организации Объединённых Наций. В том же году начало работать представительство ВРНС, созданное при Экономическом и Социальном Совете ООН.

Миротворческая инициатива собора

В 2012 году в деле всемерного содействия установлению мира на Кавказе среди прочих принял активное участие и Всемирный русский народный собор. Ставрополь стал местом открытия его очередного регионального отделения, в задачу которого входило объединение всех, кто желал прекращения кровопролития в этом обширном крае, полном социальных, религиозных и политических противоречий.

Собор, открывшийся в ноябре 2015 года

Состоявшийся в ноябре прошлого года XIX Всемирный русский народный собор (ВРНС) был посвящён весьма важной на сегодняшний день теме - реализации духовного наследия князя Владимира в наши дни. Значимость собора подчёркивалась поступившими в его адрес приветствиями от главы государства В. В. Путина и большого числа политиков. Работа собора проходила под руководством патриарха Кирилла.

Обращаясь к собравшимся, он говорил о том непростом пути, который проделал Всемирный народный русский собор со дня своего создания. Его Святейшество выразил надежду, что именно сейчас эта организация, объединившая усилия миллионов людей для консолидации российского общества, готова в полной мере раскрыть свой потенциал. Её члены, придерживаясь различных политических взглядов, остаются едины в признании фундаментальных базисных ценностей.

Проблемы, обозначенные в выступлении патриарха

Далее председательствующий призвал XIX Всемирный русский народный собор (ВРНС) в качестве одной из тем своих заседаний рассмотреть трагедию, пережитую народом страны в начале XX века и наложившую свой отпечаток на всю её дальнейшую историю. Особое внимание он обратил на связь этих событий со всем, что произошло в грозные военные годы, когда наша страна понесла большие потери, чем любой другой народ мира.

Отдельно заострил внимание собравшихся на проблемах, сложившихся в сфере народного образования. По его словам, необходимо создать единое общеобразовательное пространство для формирования у молодого поколения правильного подхода к восприятию духовных ценностей, испокон века являвшихся базовыми для всех членов российского общества. Он отметил явные просчёты, допущенные при создании учебников истории и литературы, на основании которых во многом формируется мировоззрение подрастающего поколения.

Роль церкви в консолидации общества

В своём выступлении патриарх Кирилл принёс благодарение Богу за то, что XIX Всемирный русский народный собор (ВРНС) стал площадкой для столь плодотворной дискуссии, преследующей общие цели, исключающей всякую конфронтацию и исполненную доброжелательности. В связи с этим он подчеркнул, что церковной организации удалось создать условия для конструктивного диалога и открытой беседы главным образом потому, что она не является конкурентом политических сил, втянутых в борьбу за власть. Подобная позиция ни в коей мере не соответствует предназначению церкви и противоречит её основным принципам.

Выбор, сделанный тысячу лет назад

Касаясь основной темы, которой был посвящён 19 Всемирный русский народный собор, Святейший Патриарх указал на ошибочность бытующих в наши дни утверждений о том, что сделанный крестителем Руси выбор следует трактовать как европейский, вследствие которого Россия обречена на слепое подражание западному образцу, без всякого рассуждения перенося на свою почву их опыт.

Также он подверг резкой критике попытки представить взаимодействие как отношение цивилизации к варварству. Такой подход, по его мнению, является следствием незнания исторических реалий, присущих тому времени. Глубокие и всесторонние исследования показывают, что это был диалог равных партнёров, и служил он обоюдной выгоде. Доказательством тому может считаться брак, заключённый между князем Владимиром и принцессой Анной.

Лишь отбросив попытки представить сделанный тысячу лет назад выбор как европейский или византийский и безоговорочно дав ему определение сугубо русского, можно объяснить, каким образом россиянам удалось в такой мере реализовать свой духовный и творческий потенциал. С единодушным одобрением встретили собравшиеся в зале слова патриарха о том, что наследием святого крестителя Руси является завет строить общество на основе всеобщей солидарности, руководствуясь высокогуманными христианскими принципами, заложенными в учении, которое благодаря князю Владимиру было явлено на берегах Днепра. Основные положения речи патриарха Кирилла были отражены в заключительном документе, который по завершении принял 19 Всемирный русский народный собор.

Выступления на завершающем заседании собора

На заключительном заседании собора основным лейтмотивом выступлений большинства ораторов была забота о том, что наше сегодняшнее общество оставит в наследство своим потомкам. Делегаты подчёркивали, что если двухтысячные годы проходили под знаком восстановления страны после творившегося в ней хаоса девяностых, то теперь, обретя твёрдую почву под ногами, самое время задуматься о будущем и о той роли, которая отведена нам на пути, начатом с крещения Руси святым князем Владимиром.

14 марта 2015 года в Калининграде прошло заседание I Калининградского форума Всемирного русского народного собора (ВРНС). Открытие заседания возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. Своими впечатлениями об этом событии с читателями сайта делится постоянный автор портала диакон Владимир Василик .

14 марта мне довелось участвовать в заседании Всемирного русского собора, проходившего в Калининграде. Место это было избрано не случайно. По выражению Святейшего Патриарха Кирилла, здесь проходят рубежи нашего Отечества, не только физические, но и духовные. Действительно, бывший Кенигсберг, сердце Восточной Пруссии, очаг германского милитаризма, вот уже 70 лет как стал Калининградом, русским городом. Однако мы видим, что за последние 20 лет на него усиливается натиск объединенной Европы, прежде всего Германии, с тем, чтобы оккупировать его, если не в военном, то в духовном отношении.

В сохранение Калининграда как русского региона существенный вклад внесла Русская Православная Церковь, и прежде всего – Святейший Патриарх, тогда митрополит Калининградский, по инициативе которого были построены и открыты десятки приходов.

Речь Патриарха Кирилла радовала своей ясностью, четкостью, искренностью, но прежде всего – содержанием. Он ясно определил сердцевину русской цивилизации – русский народ, а его духовным сердцем назвал Православие в неповрежденности его учения. Последнее в высшей степени актуально, учитывая неоднократные попытки исказить и подменить Православие в последнее время.

Нравственно-духовные установки Православия, по словам Святейшего Патриарха, препятствуют подавлению свобод прочих народов. Православие всегда стояло на защите против прозелитизма, но не подталкивало русский народ к лишению других народов духовной свободы. Православие никогда не посягало на свободу людей, исповедующих другие религии. Именно с попытками попрать богоданную религиозную свободу и связана, по мнению Святейшего Патриарха, катастрофа на братской Украине. Религиозные истоки конфликта видны достаточно ясно.

Основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди

Особое место в докладе Святейшего занимала тема 70-летия и национально-религиозной идентичности региона. По словам Патриарха, этой землей 700 лет владели германцы. И только 70 лет владеет Россия. Германское прошлое оказывает серьезное влияние – здесь другие памятники, топонимика, традиции. И появляется соблазн строить идентичность на германской основе. Но основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди.

Многие достижения «сумрачного германского гения» связаны с неприемлемой для нас идеологией Drang nach Osten. Именно с этой идеологией выходили немцы к Грюнвальду и на Чудское озеро. Для немецкого сознания, отметил Патриарх, характерно деление на высшие и низшие расы. Агрессор кощунственно прикрывался знамением Креста, на котором умер Спаситель за все народы.

И Святейший Патриарх задается вопросом: как могла произойти подмена ценностей? Как возник приоритет горделивого ума над открытым сердцем, воли к власти – над смиренномудрием?

В год 70-летия Великой Победы нам нельзя идти этим обманчивым путем – отодвигать духовные ценности под натиском материального и материальных ценностей. Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, ибо разрушаются все табу, заложенные Богом в человеческую природу.

Нельзя камням, лежащим здесь, придавать большее значение, чем людям, которые здесь живут, также материальное нельзя предпочитать духовному.

Семьдесят лет Победы – это семидесятилетие Калининградской области, калининградцы – наследники Победы.

Калининградская область – не только стратегический форпост против германского Drang nach Osten, но и место диалога с Западом, внесения в диалог наших духовных ценностей.

Россия сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру

Мы – за честный диалог, отметил Патриарх. Некогда общий христианской фундамент подвергается разрушению в Западной Европе. Россия же пока сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру.

Святейший Патриарх отнюдь не призывал отвергать западный опыт. , Ломоносов, Болотов показывают, что у Запада много можно усвоить полезного. Впрочем, полезное можно усвоить и у китайцев и у арабов. Однако заимствуя, мы решительно должны защищать свою идентичность.

Калининградская область – русская земля, по праву принадлежащая русскому народу, понесшему огромные жертвы во имя спасения всего мира, в том числе и Германии. Необходимо обустраивать эту землю как русскую, не отвергая, но и не подчеркивая германское наследие, сказал Патриарх Кирилл.

Для проведения русского начала Святейший предложил целый ряд мер, а именно: создание русских ландшафтов и, в частности, построение кафедрального собор Христа Спасителя в честь Его Рождества.

Патриарх призвал калининградцев быть не просто форпостом, но и творческой лабораторией, ведь этот регион – остров нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которыми жил русский народ. Святейший выразил надежду, что это поможет возвратить Европу к ее христиан­ским корням.

Выступление Святейшего Патриарха было встречено горячей поддержкой и неоднократно прерывалось аплодисментами. По сути дела, им было предложено создание творческой лаборатории, где произошла бы подлинная встреча Запада и Востока с целью воцерковления Запада. Патриарх обратил внимание участников форума на то, что Санкт-Петербург только по виду западный город, а по сути – русский, православный. Таким же должен стать и Калининград.

В выступлении заместителя председателя Государственной Думы А. Д. Жукова, огласившего приветствие председателя Государственной Думы С. Е. Нарышкина, сквозила следующая мысль: мы должны дать должный ответ Европе, прежде всего духовный. И особое значение в этом вопросе имеет деятельность Всемирного русского народного собора. Была озвучена и вторая важная мысль: Калининград обязательно должен ощущать опору в России и заботу России о себе.

Интересным и глубоким было выступление мэра города, городского головы Калининграда С. А. Ярошука. Он напомнил о глубокой связи 70-летия Великой Победы и штурма Кенигсберга. Как сказал когда-то комендант Кенигсберга генерал Отто фон Ляш, потеря Кенигсберга – это утрата крепости и оплота на Востоке. Символично, что штурм Кенигсберга пришелся на . Как Благовещение – предвестие Рождества, так и штурм Кенигсберга есть предвестие Победы.

А. С. Ярощук сказал, что советский опыт истории – бесценный опыт нашего народа. Однако не все следует из него заимствовать, в частности – запрет частной инициативы. Мы считаем, что все нам должны – губернатор, президент, Бог. И часто напоминаем девять прокаженных, не поблагодаривших Христа за исцеления. Чтобы получать, мы должны отдавать – труд, профессию, навыки, культуру. И только если мы отдаем, мы имеем право просить.

Докладчик призвал к деятельной борьбе со злом. Для торжества зла, заметил он, нужно только одно – чтобы добрые люди сидели сложа руки. Научить людей противостоять злу – наш долг. Семьдесят лет наш народ показывал пример деятельной борьбы со злом, братской любви, самопожертвования. Мы должны быть достойны наших предков.

Выступление С. Ю. Глазьева носило экономический характер. Он коснулся статуса Калининграда как свободной экономической зоны, которая плохо совестима с положениями Евразийского Экономического Сообщества. Коснулся докладчик и изменений в отношениях с Евросоюзом: конечно, они представляют собой проблемы и вызов, но также и повод к развитию конкурентоспособности.

Европа, как христианский регион, себя исчерпала. И не всем европейцам это нравится

Советник президента заметил, что, хотя и готов идти на нас войной, однако не все члены Евросоюза разделяют подобное мнение. И в этой обстановке Калининград может стать очагом духовного сопротивления и развития, опирающимся на наши традиции. Европа как христианский регион себя исчерпала. Калининградскую область окружает антихристианская Европа. И не всем европейцам это нравится. В этих условиях Калининградская область может стать очагом притяжения для тех западных христиан, которые хотят уйти от Евросодома. Соответственно, возникает возможность преодоления технологического эмбарго. Калининград может стать центром создания новых технологий, где будут создаваться совместные научные центры, университеты, открытые для тех специалистов, которым плохо в Евросодоме.

По мнению С. Ю. Глазьева, выход из нынешнего политического тупика – реализация предложения президента Российской Федерации о едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока.

Политическим и национальным проблемам был посвящен доклад генерал-лейтенанта внешней разведки, директора Российского института стратегических исследований Л. П. Решетникова. По мнению докладчика, России объявлена война как со стороны США, так и ближайших союзников Америки. Нам предстоят тяжелые годы противостояния. Мы не просто страна, мы не просто государство, мы – цивилизация. Мы поднимаемся как возможная альтернатива разваливающемуся постхристианскому миру. Поэтому нас не оставят в покое. Мы будем испытывать давление, втягивание нас в вооруженный конфликт.

Уже происходят неожиданные убийства, нам могут грозить попытки переворотов, информационные кампании, сенсации, грубое вмешательство в наши внутренние дела.

Быть русским означает быть им не по крови, а по духу

Как считает докладчик, самый главный вопрос – это «русский вопрос». Быть русским означает быть им не по крови, а по духу. Калининградская область, безусловно, русский край. Весь вопрос: как мы будем себя вести в сложившейся ситуации?

В качестве отрицательного примера докладчик привел Украину. Он задался вопросом, куда делись 25 миллионов русских на Украине? Почему они исчезли, растворились? И ответил на него: они испытали потерю идентичности. В советские годы жителей УССР воспитывали как представителей отдельной от прочего Союза республики, фактически жителей отдельного государства. Л. П. Решетников поделился с участниками собственным опытом, рассказав, как его одноклассники по харьковской школе – армяне, евреи, русские – воспринимали свою отделенность, а потом, в 90-е годы, демонстрировали враждебность. Докладчик призвал не увлекаться особенностью, спецификой региона. В результате этого увлечения молодежь может уйти и уходит от общегосударственной идеи и проблематики, как ушла она на Украине.

Генерал-лейтенант напомнил, что Калининградская область – историческая родина династии (родом из Пруссии был боярин Андрей Кобыла, чей сын Федор Кошка является родоначальником Дома Романовых. Его так и прозвали Прус). Кенигсберг посещали три российских императора. Поля Пруссии обагрены кровью русских солдат в Первую мировую войну. Докладчик особо отметил величайший подвиг Советского Союза в Великой Отечественной войне, добавив, что у нас тысячелетняя глубокая история.

Одних усилий Церкви по сохранению русского народа недостаточно.

Необходима федеральная программа поддержки русского народа

По словам Л. П. Решетникова , наибольшая современная задача – это забота о русском народе. Революция, гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война привели к огромным человеческим потерям. Закавказье, Средняя Азия, Прибалтика поглотили немало русских человеческих ресурсов. Одних усилий Церкви по сохранению русского народа явно недостаточно. Необходима федеральная программа поддержки и сбережения русского народа.

Задача поддержки русского народа имеет всемирное значение. Другие народы ждут, когда русские займут свое место, поскольку Россия испокон веков исполняла свое назначение Удерживающего. Однако для этого необходимо, чтобы русские стали православными, поскольку, по словам Достоевского, русский неправославный – дрянь, а не человечишко.

Докладчик привел весьма характерные слова Генри Киссинджера: «Надо перестать делать из русских европейцев. Они все равно не форматируются». На вопрос, что тогда надо делать с Россией, Киссинджер ответил: «Россию следует разделить на 15 государств». Чтобы этого не произошло, русский народ должен быть единым и православным.

Интересным и концептуальным был доклад протоиерея Всеволода Чаплина . Он задался справедливым вопросом: насколько Европа как общность способна внятно позиционировать себя по отношению к ценностям, которые ее сформировали? В России дается ответ на этот вопрос: наши политики говорят – есть ценности, которые неизменны. Нам нужно предложить свою весну, «Европейскую весну». И это будет весна христианства, где раскроются христианские ценности.

Христианин живет не расчетом, а правдой

Казалось бы, как это возможно? Холод социального пессимизма может остановить приход этой весны. Однако много раз в истории нашего народа пессимизм царствовал в душах наших сограждан. Но не прагматическая, а именно идеократическая постановка вопроса меняла ситуацию. Необходимо отринуть уныние и бороться с ним в СМИ. Конечно, нас могут спросить: «Кто вы такие, чтобы пересматривать аксиомы современной жизни?» И наш ответ будет прост: мы православные христиане, мы сильны тем, что вечно. Кстати, именно за счет вечных ценностей мусульмане побеждают западных интеллектуалов в дискуссиях. Многие страны сильны в военно-экономическом отношении, у других больше денег, выше рейтинги (впрочем, возникает вопрос: а судьи кто?), но мы имеем право сказать – христианин живет не расчетом, а правдой.

Мы можем проиграть информационную войну – ресурсы у врагов сильнее. Но люди видят правду. Диалог с западными элитами – это диалог без предварительных условий. Мы не будем вести его в том ценностном формате, который нам предлагает Запад. Мы будем распаковывать запрещенные понятия – свобода, вера, совесть, народоправство.

В своем докладе специалист в области государственно-конфессиональных отношений, главный редактор портала «Религия и СМИ» А.В. Щипков коснулся национального вопроса, в частности такой острой и замалчиваемой темы, как , ее политических и академических аспектов.

В 2012 году С. Е. Нарышкин, обосновывая свое решение не ехать на сессию ПАСЕ, сказал: «Вряд ли мое слово услышат русофобы». На Западе исламофобия, юдофобия – понятия, признанные существующими. А русофобия – нет. Между тем, история этого понятия тянется с ΧΙΧ века, с трактатов Ф. И. Тютчева. Соответственно, нам необходимо предпринять действия по защите русских и извне, и изнутри. Подобные задачи поставил В. В. Путин в своей статье «Россия и национальный вопрос» и в своей Крымской речи. Русский народ – наибольший из разделенных народов. Во время Великой Отечественной войны русские понесли наибольшие потери – от 18 до 20 миллионов, из них не менее 8 миллионов погибло от этнических чисток во время оккупации. О Ленинградской области немцы говорили: «Когда русский Иван придет, он ничего здесь не найдет». Еще не подсчитана величина потерь русского народа во время этнических чисток периода перестройки, его геноцида 1990-х годов. Поэтому необходим статус русских как народа-жертвы и разделенного народа, необходимы компенсационные меры, в частности, меры по поддержке русского бизнеса. Следует внятно сказать о русофобском характере нынешних санкций. Также необходимо архивирование данных о русофобии внутри России, считает докладчик.

Однако нужна и программа позитивных действий. На повестке дня – научное исследование русской идентичности, русского мира как некоей целостности и ее утверждение, в том числе и средствами искусства. А с этим в Калининградской области, по мнению докладчика, существуют проблемы. В Калининграде есть памятник Шиллеру, но нет памятника герою Великой Отечественной войны страдальцу – вот уже десять лет пылится закладной камень. И это лишь один пример. Конечно, эту тенденцию необходимо преодолевать.

Проблемам культурной деятельности и культурного ландшафта посвятил свое выступление А. С. Миронов, директор Калининградского заповедника культурного и природного наследия. Он задался вопросом: как вообще возникал русский ландшафт? Вначале русский человек приходил на необжитое место и начинал петь и молиться. Потом возникали храмы, где звучал голос Церкви, потом некрополи – места молитвы и памяти об усопших. Наша память прежде всего нематериальна, лишь потом она облекается в камень и в металл. Необходима опора на классическое искусство, на укоренение русской литературы, русского классического искусства среди школьников и молодежи для того, чтобы поставить надежный заслон современному так называемому «провокативному» искусству, нацеленному на преодоление этических и эстетических канонов. По мнению докладчика, необходима государственная поддержка театральных постановок классических произведений в ТЮЗах (Театрах народного зрителя).

Здесь докладчик с сожалением заметил, что для работы в этом направлении нет пилотного региона, и предложил начать этот процесс в Калининграде. К сожалению, система клубно-досуговой самодеятельности отталкивает молодежь, поскольку она чувствует в них подделку под народное искусство. А между тем, существуют прекрасные, подлинно молодежные проекты. Но это не замечается, поскольку государственная поддержка идет на самодеятельность. Немалые государственные деньги расходуются на современное искусство, а народное искусство тоже современно, поскольку вечно. Значит, необходима научная проработка перспектив народного искусства.

Следует оказывать поддержку молодежным движениям по мониторингу «Наследие». Существует сайт, где волонтеры выкладывают информацию о памятниках. В особой заботе нуждаются некрополи и места боевой славы как , так и Великой Отечественной.

После пленарного заседания прошел целый ряд круглых столов. Автор данного сообщения выступал на круглом столе: «Калининградская область в пространстве гуманитарного суверенитета». Пользуясь случаем, автор данной статьи представляет свое выступление.

«Дорогие друзья, ваши замечательные выступления вызвали целый ряд мыслей и предложений. Во-первых, по поводу Великой Отечественной войны и концепции Великой Отечественной войны. Стоит вспомнить, что Гитлер воевал не один, что против нас шла вся Европа. Мы помним о 24 тысячах французских партизан, а почему-то мило забываем, что 195 тысяч французов воевали в составе легионов СС на восточном фронте. В октябре 1941-го года был бой под Бородино, и вновь французов с русскими. Правда, результат был несколько другим. Французов настолько потрепали, что им пришлось отойти в тыл на переформирование. Соответственно, необходимо акцентировать концепцию европейской вины за преступления на территории Советского Союза и концепцию вины ведущих западноевропейских государств за взращивание Гитлера. Фактических материалов достаточно.

Второе, в чём на наш взгляд нуждается не только Калининградская область, но, в общем, и вся Россия, но Калининградская область в особенности. В своего рода (не надо бояться этих слов) монументальной пропаганде, связанной с Великой Отечественной войной. Сюжет с генералом Дмитрием Михайловичем Карбышевым озвучен. Калининградская область нуждается в памятниках Черняховскому, Рокоссовскому, Василевскому, хорошо поставить памятник тому же Маринеско, который утопил “Вильгельма Густлоффа”. Нужны не отдельные памятники, а целая программа. Нужно оживление книг памяти не только для Калининграда, но и для районов. В эти книги памяти должны войти не только имена павших в Великую Отечественную войну, но и имена всех достойных людей, которые так или иначе себя проявили в области строительства Вооружённых сил, промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Еще одна инициатива, которая есть у нас в Санкт-Петербурге, – всероссийский помянник, а именно собрание имён павших в войну и пострадавших в репрессиях, и просто достойных людей, если о них известно, что они были православного исповедания, и их церковное поминовение не только в поминальные дни, но и постоянно. Это один аспект, аспект сохранения памяти.

Второй аспект связан с тем, что мне важно и дорого не только как священнослужителю, но и как доценту Санкт-Петербургского университета, – это высшее образование. Збигнев Бжезинский заявил следующее: “Высшее образование в странах, не являющихся союзниками США, представляет опасность”. То, что сейчас происходит в высшем образовании, в том числе и в моём родном Санкт-Петербургском университете, иначе как погромом не назовешь: с 5-летнего перешли на 4-летнее, и уничтожается “специализация” на первом курсе. По сути дела, на моём родном историческом факультете кафедры реально уже не существует. Существует, извините, какой-то бомжатник, какой-то бродячий цирк по Жаку Аттали. И студент сегодня ходит на античный театр, завтра на средневековый быт, послезавтра ещё куда-то. В результате возникает пирожок ни с чем. Необходимо восстановление “специализации”, которое возможно даже в условиях бакалавриата, потому что в МГУ этот вопрос, слава Богу, уже решили: магистратура там является надстройкой бакалавриата и таким образом выстраивается 6-летняя линия “специализации”.

Далее: необходимо остановить процесс слияния ВУЗов, уничтожение и слияние кафедр. Именно многопрофильность, именно “специализация” всегда были силой и российской, и мировой науки. А сейчас происходит “всемирное смешение”, говоря языком Леонтьева, в результате чего создаётся просто хаос в ВУЗах, и мы получаем недоспециалистов в виде бакалавров и недоспециалистов в виде магистрантов, потому что зачастую они за 2 года лихорадочно вынуждены осваивать всё то, что они недополучили на бакалавриате.

Необходимо преодолевать бюрократизацию высшего и среднего образования – эту замечательную наукометрию, огромные отчёты, контроль, контроль и контроль, который просто не даёт преподавателю времени работать с учениками и студентами, заниматься научным творчеством.

Задача образования – это сопровождение человека на богочеловеческом пути

Дальше очень важное положение: отказ от концепции образования как предоставления сферы услуг потребителю. Задачи образования другие – это формирование российского специалиста, российского гражданина, российского человека. И, что касается духовно-нравственной составляющей, то задача образования – сопровождение человека на богочеловеческом пути, чему, в конечном счёте, и должно быть посвящено образование. Необходимо возвращение воспитательной линии в наше образование, потому что сейчас, по существующим документам, оно практически устранено. Воспитанием мы не занимаемся, мы предоставляем информационные услуги, в результате чего преподаватель получается лакеем на побегушках у барчука, что, конечно, вредно для самих же учащихся, и, безусловно, это – беда нынешнего образования.

Что касается проблемы, связанной с театром и скандалом с “Тангейзером”. На мой взгляд, “Тангейзер” – это политическая провокация, которая как-то изумительно совпала с покушением на Немцова, с целью возбудить с одной стороны либеральный электорат, с другой – правый консервативный. К сожалению, некоторые из наших деятелей искусств живут по принципу: “Выпьем за то, чтобы у нас всё было и нам ничего за это не было!” Люди забывают не только об ответственности перед государством, но и об ответственности перед Уголовным кодексом. Необходимо соблюдение, прежде всего, законов. И для этого необходим известный мониторинг. Идея следующая – создание наблюдательных общественных советов при театральных учреждениях, которые выносили бы в случае наблюдения каких-либо правонарушений вердикт уже на подготовительной стадии, на стадии генеральных репетиций. Не реагировать по факту, а пресекать на предварительной стадии, чтобы таких скандалов просто не было. И, в данном случае, конечно, необходим мониторинг ситуации и тесная координация общественных сил и государства, в том числе и правоохранительных органов.

О русском языке. К сожалению, действительно возникает проблема, но не суверенитета, я не очень люблю этот термин, а скорее нашего самодержавия, самодержавия духа, как говорил владыка Иоанн (Снычев). Потому что мы, к сожалению, разучиваемся под англосаксонским влиянием говорить на собственном языке. Выявляется выражение “бренд, брендинг”. Даже шутка такая возникает – “сбрЭндил” от слова “бренд”. Есть целый ряд хороших русских терминов, устоявшихся, может быть, иностранных, типа “это наша марка, это наш символ”. Даже можно всё-таки говорить по-русски – “пункт первый”.

Второе, очень была хорошая идея, связанная с диктантами, но я бы ставил её шире – фестивали русского языка и русской литературы, связанные с крупными церковными и общественными событиями, в частности, развитие Кирилло-Мефодиевского движения: праздники, . И это не просто некие формальные, для галочки, а именно живые церковно-общественные, церковно-народные мероприятия, связанные и с богослужением, и со школой, и с театром.

И наконец, самое главное. Мы видим, что храмы в Калининградской области являются и духовными, и просветительскими, и культурными центрами. Общеизвестна истина: “Чем больше церквей, тем меньше тюрем”. Поэтому Калининградской области необходима программа построения храмов пошаговой доступности, наподобие той, что существует в Москве и Санкт-Петербурге. Храм формирует ландшафт и духовное пространство русского мира. И кому нужна та дорога, которая не ведет к храму? На наш взгляд, именно храмостроительство создаст облик Калининградской области как русской земли».

Вчера в Москве состоялся Двадцатый Всемирный Русский Народный Собор. Показательно, что это произошло в день рождения Князя Дмитрия Пожарского, в день взятия войсками Второго народного ополчения Китай-города в 1612 году и в преддверии праздника Народного Единства.

Что такое Всемирный Русский Народный Собор? Это, прежде всего, организация, созданная в 1993 году, председатель которой – Патриарх Русской Православной Церкви – вначале Алексий II, а после его кончины – ныне здравствующий патриарх Кирилл. Задача Всемирного Русского Народного Собора – сплотить русский мир и укрепить его идентичность на основе Православной Церкви и шире – православного мировоззрения, солидарности, единства и справедливости.

Православие создало наш народ. Да, восточнославянские племена существовали и до 10 века. Вероятно, наши древние дохристианские предки знали и какие-то формы государственности, скорее всего, будучи неотъемлемой частью сарматско-славянских, а еще ранее – скифских, политических образований. Ведь древние историки говорили о скифах-землепашцах, хотя скифы вели исключительно кочевой образ жизни. А наши предки славяне как раз преимущественно занимались оседлым земледелием. А поскольку упомянутые скифы-земледельцы проживали как раз на тех землях Русской Равнины, где позднее уже достоверно были зафиксированы славянские поселения, то почти наверняка это они и были.

Но все же одно дело – племена, культура, общины и язык, и другое дело – народ как исторический субъект, как непрерывное мыслящее живое существо, осознающее свое единство, свою уникальность и свое отличие от всех окружающих народов. Народом русские стали только после того, как была создана Киевская государственность, и в скором времени после этого святой равноапостольный князь Владимир и крестил Русь в Днепре. У народа должен быть Логос. Племена могут жить традицией, народу нужна ортодоксия – то есть интеллектуальная элита, идея-правительница, мировоззрение. Без этого народ не может существовать в истории: у него нет инструмента для понимания добра и зла, цели и препятствия, своих и врагов.

Народ без истории не народ. Но не всякое время – история, а только осмысленное время, время, имеющее исток и цель. Мы стали народом в полном смысле этого слова в 10 веке. Вместе с крещением мы умерли и родились в Днепре заново. И мы получили новое имя, и куколь незлобия, и крест, который мы несем до сих пор, и Духа Святого приняли мы внутрь самих себя, и царство Божие теперь внутри нас. И такими Христовыми сыновьями и дочерями мы вступили в историю. Мы обещались Христу раз и навсегда, стали его воинами. И как бы нас ни шарахало, мы всегда в тайне оставались ему верными. А если отрекались, то с кровью, с ужасом, вырывая с корнем собственное сердце, зная, что теряем… Как народ, мы, русские, были и холодными, и горячими, прошли рай Святой Руси и ад богоотступничества, но вот теплыми мы никогда не были. Для нас все только крайности, и даже в этом мы христиане: мы можем падать и падать в бездну, но также мы способны и взлетать.

Всемирный Русский Народный Собор создан для того, чтобы напомнить нам, что значит быть русскими. Чтобы еще раз привлечь внимание к историческому императиву: «Мы должны быть вместе». Русский Мир должен быть восстановлен в своем единстве, а значит и наша общенародная русская купель Днепр и святой град Киев должны вернуться в лоно нашей русской цивилизации.

Как пророчески звучат слова Кузьмы Минина, пробудившие русских для мобилизации Второго ополчения: «Купно и заедино!» Это и есть цель Всемирного Русского Народного Собора, чтобы мы, русские, русские всего мира – более того, все люди Света, всех народов и стран, а ведь быть русским и значит быть Сыном Света, – были все вместе и все заодно. А не порознь и не против друг друга. И Собором он называется по своему исконному значению – он призван собирать искры света в единый Русский Храм. Это тем более важно, что времена, в которые мы живем, явно несут в себе знаки конца. Но прочитать их может только народ, который имеет свою историю, а значит, который в полном и высшем смысле этого слова есть.

Всего доброго, вы смотрели программу «Директива Дугина» о Всемирном Русском Народном Соборе.

Вы спросите: а выполняет ли Всемирный Русский Народный Собор свое предназначение? Это вопрос не к нему, а к себе. Ведь каждый русский – неотъемлемая часть нашего единого и неделимого русского мира. Хватит ждать чего-то извне – Царство Божие внутри вас, внутри каждого русского человека. Найдите его, и цель Всемирного Русского Народного Собора будет исполнена.



 

Возможно, будет полезно почитать: