Виды актов реагирования прокурора на нарушения законности. Акты прокурорского реагирования

Акты прокурорского реагирования

Введение

§ 1. Протест прокурора

§ 2. Представление об устранении нарушений закона

§ 3. Постановление прокурора

§ 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты – постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24, 25 и 25.1 Закона «О прокуратуре РФ».

§ 1. Протест прокурора

Протест – это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. В основе этимологии термина "протест" лежит латинское слово "protestor", обозначающее публичное требование, заявление, доказывание.

Правом принесения протеста в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.

Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Данный вопрос детально регламентируется в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур", указании Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2000 г. № 91/7 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П", письме Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2000 г. № I-ГП-26-2000 "О состоянии законности при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов", Методических рекомендациях "Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации", направленных 22 июля 1997 года на места, и ряде других документов.

Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Протест должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

В ряде случаев возникает необходимость обращения прокурора в суд с заявлением об издании противоречащего закону правового акта и о признании его недействительным.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор, принесший протест, может участвовать в работе заседания коллегиального органа как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Режим работы коллегиального органа определяется его регламентом, поэтому прокурор, чтобы знать дату заседания, должен получить от него соответствующую информацию. О необходимости извещения прокурора о дне заседания указывается в резолютивной части текста протеста.

Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста. Присутствие прокурора на заседании позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении протеста вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к опротестованному им акту.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Поручение должно быть надлежащим образом оформлено.

В определенных случаях возможен отзыв протеста. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

Отзыв протеста связан с тем, что мнение прокурора может измениться в результате установления новых, ранее не известных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван.

§ 2. Представление об устранении нарушений закона

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и рядом документов Генеральной прокуратуры, например Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 января 1999 г. № 3 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях", нормативно-правовое регулирование нарушений закона может быть осуществлено вынесением представления прокурора. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которому оно вносится, источники информации об имевших место нарушениях закона, характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий, требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений. Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям. Разумеется, что в их действиях отсутствуют признаки преступления или административного проступка.

В нормативных правовых актах отсутствует детальное регулирование процедуры рассмотрения представления. Необходимо иметь в виду, что оно рассматривается безотлагательно. Срок рассмотрения представления не установлен, однако указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме. В месячный срок, с момента внесения, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению названных в нем нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. Между тем на практике месячный срок, отведенный на принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления. В каждом представлении, во избежание волокиты, должны содержаться четкие указания о сроках. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.

Присутствие прокурора на заседании коллегиального органа позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении представления вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к допущенным нарушениям. Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста.

В целях эффективной реализации полномочий по надзору за соблюдением Конституции РФ в соответствии с ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и рядом организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ (такими, как Приказы "О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации" № 55 от 9 сентября 2002 г., "О систематизации законодательства в органах прокуратуры" № 9 от 19 апреля 2004 г., и другими) органы прокуратуры стремятся своевременно выявлять и устранять противоречия между правительственными актами и законом.

В системе подзаконных актов особое место занимают Постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам, и на их основе осуществляется конкретизация положений закона, обеспечивается проведение в жизнь их требований. От качества Постановлений в значительной степени зависит уровень правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

Согласно требованиям настоящего ФЗ в силу своего должностного положения Генеральный прокурор информирует Президента РФ обо всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.

В механизме обеспечения законности постановлений Правительства Генеральный прокурор РФ выступает как руководитель ведомства, чья деятельность подчинена целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, так как подзаконные акты, постановления Правительства должны в полной мере основываться на требованиях Конституции и законов РФ. Их несоответствие российским законам может вызвать крайне отрицательные последствия.

Получение сведений о несоответствии постановлений Правительства закону достигается усилиями всех звеньев прокурорской системы. Прокуратуры городов и районов, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним специализированные прокуратуры в случае получения соответствующей информации должны незамедлительно представлять ее в Генеральную прокуратуру РФ. Генеральная прокуратура РФ не только аккумулирует поступающие к ней данные, но и сама принимает активное участие в сборе такого рода информации на федеральном уровне.

§ 3. Постановление прокурора

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:

О признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК).

О приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК).

О применении меры пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др.

§ 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора – предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и рядом других нормативных актов Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если оно не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

Предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном законом порядке.

Заключение

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдение прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей (ст. 17.7 КоАП РФ).

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации. Издательство "Проспект". 2008. 35с.

УПК Российской Федерации. Издательство "Кодекс". 2008.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ" / Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472. В ред. от 24.07.2007. Российская газета от 08.06.2007.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" / Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3031. В ред. от 29.04.2008. Российская газета, № 138-139 от 30.07.2002.

Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. – Москва: ИГ «Юрист», 2005. - 321 с.

Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – Москва: ИГ «Юрист», 2007. С 55-64.

Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2004. 450 с.


См.: Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. – Москва: ИГ «Юрист», 2005. С. 224-258.

См.: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2004. С. 306-309.

См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – Москва: ИГ «Юрист», 2007. С 55-64.

Арендный блок

Акт прокурорского реагирования - это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные нарушения закона.

Виды:

протест (прокурор или его заместитель его приносит - ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Сущность протеста - указание прокурора на то, в чем именно выражено нарушение закона и требование от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и интересы государственных и иных органов. Срок рассмотрения протеста - 10 дней со дня его поступления. Требования, предъявляемые к протесту: 1) должен быть принесен в письменной форме на официальном бланке органа прокуратуры; 2) должен состоять из пяти частей с определенным содержанием. Структура протеста: а) вводная часть (содержит сведения об адресате, акте прокурорского реагирования и предмете опротестования и начинается с указания органа или должностного лица, возглавляющего данный орган, к которому обращается прокурор. Дается полное официальное наименование адресатов, после этого указывается название акта прокурорского реагирования: «Протест», наименование опротестованного правового акта, его дата и номер, орган или должностное лицо, издавшее данный акт; б) описательная часть (содержит изложение содержания незакнной части правового акта без каких - либо оценок. Можно излагать в прямой или косвенной речи, но точно отражать смысл правового акта); в) мотивировочная часть (дается юридическое обоснование незаконности правового акта + указание на на основания его неправомерности или его части); г) резолютивная часть (это логический вывод из всего предшествующего изложения - обычно в форме предложений прокурора о необходимости отмены или изменения незаконного правового акта или его части со ссылкой на ст. 23 ФЗ о прокуратуре); д) заключительная (это подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

представление об устранении нарушения закона (прокурор его вносит - ст. 24 ФЗ о прокуратуре). Оно обычно выносится по группе нарушений закона, по результатам проведенной проверки или несколько проверок, на основании обобщенных материалов о выявленных нарушениях закона и способствующих им обстоятельств. Такое представление должно содержать: 1) анализ выявленных нарушений законов с указанием характера нарушений, их частоты, серьезности; 2) анализ конкретных обстоятельств, способствовавших нарушеням законов; 3) анализ причин, в силу, в силу которых меры, предпринимаемые ранее прокурором; 4) предложения прокурора относительно мероприятий, которые следует предпринять для устранения нарушений закона. Структура: а) вводная часть (место, дата вынесения, сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования, основания обращения с представлением); б) описательная (синтезирующая) часть (общая оценка состояния законности. Указывается на количество нарушений законов, размер причиненного вреда, динамику нарушений законности...); в) мотивировочно - аналитическая часть (анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений законов); г) резолютивная часть (начинается словами «Прошу - безотлагательность рассмотрения представления в течение определенного времени, предлагаю - рекомендации и предложения по устранению нарушений законов, требую - просьба о принятии мер по устранению нарушений законов»); д) заключительная (подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии)

предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ о прокуратуре РФ). Необходимость применения этого акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих обязанностей. Суть - предъявление пркоурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъяснения ему о возможных последствиях, если действия не будут прекращены. Структура: 1) вводная часть (название акта, дата составления, место составления); 2) описательная часть (какая именно проверка послужила основанием объявления предостережения, наименование закона, которому действия противоречат и возможные последствия); 3) резолютивная часть (начинается со слова «предостерегаю» и включает в себя ФИО предостерегаемого лица, места его работы и должность, место его жительства, указание о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснение ответственности за продолжение неправомерных действий + права на обжалования вышестоящему прокурору или в суд, подпись прокурора, применившего предостережение с указанием должности, классного чина и фамилии, фамилия и подпись лица, которому объявлено предостережение)

заявление в суд с требованием о признании незаконным правового акта управления (ст. 23 ФЗ о прокуратуре). Такие дела (из публичных правоотношений) рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями; суд не связан основаниями и доводами заявленных требований; обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший НПА. Подача заявления об оспаривании НПА в суд не приостанавливает действие оспариваемого НПА. Прокурор обращается в суд, как правило, в случае отклонения протеста органом.

мотивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования - в случае необходимости привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности

постановление о возбуждении дела об административном правонарушении - цель - поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.

требование об изменении НПА

Общие требования к актам прокурорского реагирования:

своевременность;

оперативность

обоснованность

комплексность

маневренность

носить меры предупредительно - профилактического характера.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор в Российской Федерации. Правовые основы, Конституция РФ. Генеральный прокурор РФ. Сущность и задачи прокурорского надзора. Система государственных органов. Прокуратура РФ

К данному материалу относятся разделы:

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации

Предмет и система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

Понятие и система функций органов прокуратуры, их общая характеристика

Функция уголовного преследования: понятие и значение. Компетенция органов прокуратуры по возбуждению и расследованию уголовных дел. Категории уголовных дел, подследственных следователям прокуратуры

Сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его особенности. Задачи и цели прокурорского надзора. Понятие отраслей и направлений прокурорского надзора, их краткая характеристика

Проблемы и пути совершенствования организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации

Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

Система и структура органов и учреждений прокуратуры РФ

Соотношение прокурорского надзора и деятельности иных органов, осуществляющих контроль и надзор

Понятие, задачи, содержание и особенности надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории

Характеристика надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов: цели и задачи, предмет и пределы

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и правовые средства их реализации

Понятие и виды проверок, требования, предъявляемые к их проведению. Поводы и основания для проведения прокурорских проверок исполнения закона

Методика проведения прокурорской проверки за соответствием закону правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами

Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Требования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором

Предпосылки возникновения отрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Роль и правовое положение прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина

Понятие, предмет, пределы и цели прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Соотношение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с другими отраслями прокурорского надзора

Полномочия прокурора и правовые средства, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина

Порядок рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, его отличие от других отраслей надзора

Понятие, предмет и особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устранения и предупреждения нарушений закона

Надзор за исполнением законов о приеме, регистрации, учете, рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью привлечения граждан в качестве обвиняемых

Надзор прокурора на заключительном этапе расследования. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля

Сущность и задачи деятельности прокурора, участвующего в уголовном судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения закона

Участие прокурора в разбирательстве уголовных дел мировым судьей и судом первой инстанции, проблемы его эффективности. Поддержание государственного обвинения, отказ от обвинения

Основания и особенности участия прокурора при рассмотрении уголовных дел апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями. Представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок и срок подачи, виды, содержание

Участие прокурора в возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров, постановлений и определений по уголовным делам и осуществления судебными приставами своих полномочий

Сущность и задачи деятельности прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве

Основания и порядок обращения прокурора с заявлением в суды общей юрисдикции. Процессуальное положение прокурора, обратившегося с заявлением. Участие прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции

Особенности участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам. Представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок и срок подачи

Основания и порядок предъявления прокурором исков и заявлений в арбитражный суд. Процессуальное положение прокурора, обратившегося с заявлением. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом по первой инстанции

Особенности участия прокурора при рассмотрении дел в арбитражных судах апелляционной, кассационной инстанций. Апелляционная и кассационная жалобы, надзорное представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок, форма и срок подачи

Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором. Особенности участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Правовые акты

Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы

Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел о несовершеннолетних

Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательных колониях несовершеннолетних

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции

Методика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере коррупции

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью самостоятельный вид деятельности прокуратуры: правовые основы, цели принципы, формы участия. Состояние и совершенствование координации деятельности правоохранительных органов

Участие прокурора в правотворческой деятельности - самостоятельный вид деятельности прокуратуры: правовые основы, цели, направления, формы участия. Новые тенденции в развитии данного вида деятельности органов прокуратуры

Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, содержание, защита

Вещно-правовые способы защиты права собственности. Основания вендикационного иска. Муниципальное имущество. Собственность муниципальных образований

Охрана труда и экология. Раздел дипломного проекта

В данном дипломной проекте разрабатывается технология изготовления корпуса управляющего узла летательного аппарата

Поняття морського страхування. Надзвичайні морські події

Морське право. Морське страхування - один із найдавніших видів страхування. Договір морського страхування права та обов"язки сторін в договорі морського страхування. Зміст поняття загальної аварії. Світова практика виробила й особливе поняття аварії. Під аварією звичайно розуміється небажана. Арбітраж в морському праві.

Машины для доения и первичной обработки молока

Доильные аппараты. Доильные установки для доения в ведро и молокопровод. Доильные установки для доения в доильных залах. Оборудование для очистки и разделения молока. Оборудование для охлаждения молока. Оборудование для тепловой обработки молока.

Автоматизация и интеллектуального управления системой отопления

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы автоматизации и интеллектуального управления системой отопления. Предложена система управления газовым котлом посредством мобильного телефона.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора. Это самое распространенное средство прокурорского реагирования. Он вноситься на противоречащий закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц указанных в п.1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ".

Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор соответствующего района, города, субъекта РФ или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники.

Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры, в нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина фамилии, имени отчества прокурора принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно, далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной, части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста, в случае необходимости, указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. М.: Издательство «Зерцало». 2000. С. 197..

Пункт 1 ст.23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указанно, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам - самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может изменить его или отменить.

Так прокурором Ленинского района города Оренбурга был внесен протест на распоряжение Главы города Оренбурга № 6281-р от 10.12.2004 г. Распоряжением Главы г. Оренбурга утвержден акт от 07.12.2004 г. № 3/27 выбора земельного участка для строительства временной автостоянки по пр. Северному г. Оренбурга. Пункт 2.3 данного распоряжения противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.

Распоряжения Главы города Оренбурга принятые в пределах своей компетенции обязательны для исполнения всеми расположенными на территории г. Оренбурга предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (п.11 ст.17 Устава г. Оренбурга).

В соответствии со ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускаются. Согласно п.2.3 распоряжения Главы г. Оренбурга заказчик должен предусмотреть отчисление средств на развитие инфраструктуры города на основании Постановления Оренбургского городского Совета от 05.06.2000 г. "Об утверждении методики расчета финансовых средств, направляемых на развитие инфраструктуры г. Оренбурга", что противоречит гражданскому законодательству.

Договор о направлении финансовых средств на развитие инфраструктуры города с юридическими лицами и гражданами должен заключаться в добровольном порядке. Распоряжение Главы города от 10.12.2004 г. № 6281-р, обязательное для исполнения, предусматривает отчисление средств на развитие инфраструктуры города.

Прокурор потребовал отменить п.2.3. распоряжение Главы города Оренбурга от 10.12.2004 г. № 6281-р "Об утверждении акта от 07.12.2004 г. № 3/27 выбора земельного участка для строительства временной автостоянки по пр. Северному" и признать его незаконным.

Если орган представительной или исполнительной власти или их должностные лица не согласились с доводами и требованиями прокурора и отклонили протест, то прокурор может принести его в их вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

При обращении в суд с требованием о признании противоречащим закону актов недействительными прокурор должен руководствоваться процессуальным законодательством Российской Федерации, а в этом законодательстве такой формы реагирования прокурора на эти противоречащие закону акты, как протест не предусмотрено. Поэтому прокурор в таких случаях обращается в суд с заявлением, в котором он обосновывает незаконность принятого акта и просит признать его недействительным. Порядок рассмотрения таких заявлений прокурора также регулируется процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2 - 4 ст.23 Закона о прокуратуре, в соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-тидневный срок с момента его поступления. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные) органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста, заседании. При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Закон предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства. Органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.

2. Представление прокурора. В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

Так, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в ходе проверки по обращению Жаркова А.В. соблюдения трудового законодательства ООО "Студия авторского и молодежного телевидения" было установлено, что причитающаяся заработная плата Жаркову А.В. не выплачена в течении семи месяцев с момента увольнения, что противоречит трудовому законодательству.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. На основании изложенного прокурором было внесено Представление об устранении нарушений норм трудового законодательства. В котором прокурор потребовал принять меры к неукоснительному исполнению требований трудового законодательства, решить вопрос о выплате заработной платы Жаркову А.В., о результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок уведомить прокурора Ленинского района г. Оренбурга.

При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган управления, контроля, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность. Поэтому в представлении должен строго соблюдаться "баланс" возможного и необходимого для предупреждения правонарушений.

Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно. Это означает, что органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть его в ближайшее возможное время.

Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий совершения, может понадобиться более продолжительное время, что это бывает, связано с необходимостью осуществления различного рода организационно управленческих и административно-хозяйственных мероприятий предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.

Каждое внесенное представление регистрируется в прокуратуре, где указывается, когда и кому было внесено представление, в связи, с чем и о чем оно. Такой учет позволяет проконтролировать, во-первых, своевременность рассмотрения представления о принятых мерах, во-вторых, полноту выполнения требований прокурора Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. М.: Издательство «Зерцало». 2000. С. 180..

После получения уведомления от соответствующих органов или должностных лиц о том, что правонарушение устранено с указанием, что конкретно было сделано для его устранения и предупреждения, прокурор анализирует полученные материалы. Если они его удовлетворяют, то об этом делается запись о получении этих материалов, и рассмотрение внесенного представления снимается с контроля. Если ответ органа или должностного лица о результатах рассмотрения, представления не удовлетворяет прокурора, то он может дополнительно уточнить свои предложения и потребовать их исполнения или провести проверку исполнения требовании ст.24 Закона прокуратуре.

3. Постановление прокурора. В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Это убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.

Постановление о возбуждении уголовного дела выноситься в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость. Прокурор решает вопрос, направить ли постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания, в исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству. Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов.

Прокурор не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан совершивших административное правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства. После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то органу или должностному лицу Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.П. Химичевой. М.: ЮНИТИДАНА. 2001. С. 97..

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта, в котором указывается наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности, к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому.

Так, 28.01.2005 г. Генеральному директору ООО "Оренбург Водоканал" Серову С.А. первым заместителем прокурора Ленинского района г. Оренбурга Киселевым М.В. было объявлено Предостережение о недопустимости нарушения Гражданского законодательства. Данные нарушения были установлены в ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга по обращению заместителя Генерального директора ОАО "Оренбургэнерго", директора ОП "Энергосбыт" Кожаева В.Ф. по вопросу несвоевременной оплаты за потребленную электрическую энергию ООО "Оренбург Водоканал".

В соответствии с ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон (ч. 2 ст. 544 ГК РФ).

Проверка показала, что по состоянию на 01.01.2005 г. задолженность ООО "Оренбург Водоканал" за потребленную электроэнегрию за декабрь 2004 г. составила 7505 тыс. рублей. На основании изложенного Генеральному директору ООО "Оренбург Водоканал" было объявлено, что в случае неисполнения требовании закона, изложенных в указанном предостережении, он будет привлечен к административной ответственности.

Предостережение применяется, также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, эти сведения должны быть реальными, объективными и достоверно установленными.

Закон ничего не говорит о характере готовящихся противоправных деяний. Ведь таковыми могут быть и деяния, хотя и нарушающие какие-либо нормы права, но не представляющие серьезной общественной опасности. Поэтому, исходя из смысла ст. 25 Закона о прокуратуре, следует полагать, что данный акт прокурорского реагирования может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность Шалумов М. Прокуратура в современном Российском государстве // Теория и практика прокурорского надзора. Кострома. 2001. С. 84..

Формы реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов "направлением предложений". Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для "урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований - соответствующие акты прокурорского реагирования". Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность Татарчук В.Л. Социальная эффективность прокурорского надзора // Законность. 2001. № 7. С. 52..

Подобная реакция прокуроров на нарушения закона, по нашему мнению, недопустима, так как государственный орган и конкретные должностные лица, осуществляющие надзор за исполнением законов другими, сами пренебрегают его содержанием, либо вольно трактуют его.

Выявляя нарушения действующего законодательства и устанавливая обстоятельства, которые им способствуют, прокурор должен принять меры к их устранению и, соответственно, недопущению в будущем, а также к привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Для этого законами, регулирующими надзор, предусматривается достаточно большое количество специфических полномочий представителей этих правоохранительных органов, то есть отдельных обязанностей и прав, обеспечивающих максимально эффективное нарушение законов. Все эти полномочия в теории и практике действующего прокурорского надзора принято называть правовыми средствами, по всем из них должны составляться акты прокурорского реагирования.

Какие бывают средства?

По порядку применения и своему внешнему выражению они могут быть общими, которые распространяются на все отрасли прокурорского надзора и отдельные участки деятельности прокуратуры, а также специфическими, являющимися характерными для определенных сфер.

К первым относится, в первую очередь, опротестование актов, противоречащих действующему законодательству, а также внесение всевозможных представлений об устранении правонарушений.

Специфические же средства реагирования включают в себя дачу заключений и заявление всевозможных ходатайств прокурором в судебном порядке.

Как они используются?

Таким образом, действия, направленные на устранение выявленных правонарушений в соответствии с действующим законодательством, представляют собой правовые средства реагирования прокуроров на любые нарушения законов.

Реализация этих средств осуществляется используя устные или письменные акты прокурорского реагирования, среди основных из которых стоит выделить протесты, постановления и представления. Стоит отметить тот факт, что действующие законы не устанавливают какого-то определенного письменного выражения, которое могло бы соответствовать всем видам актов. Для некоторых из них (к примеру, протестов, вносящихся в процессе проведения уголовного судопроизводства) предусматривается письменная форма, в то время как для других одновременно устная и письменная.

Что они собой представляют?

Акты прокурорского реагирования представляют собой специфичные правовые акты, которые вносятся исключительно самим прокурором в процессе реализации своих полномочий. Сам по себе уполномоченный сотрудник как государственное лицо, занимающееся надзором, не имеет какой-либо административной власти, то есть не обладает правом отдавать какие-либо распоряжения тем органам, которые находятся в его компетенции и за которым он осуществляет надзор. По этой причине у него нет возможности непосредственно отменить осуществление незаконного правового акта, обеспечить восстановление нарушенной законности или же привлечь виновные лица к административной или же какой-либо другой ответственности.

Именно по этой причине используются акты прокурорского реагирования. Они позволяют обратиться к компетентным органам и потребовать у них полного устранения нарушений действующего законодательства с последующим привлечением к ответственности всех виновных лиц.

Определенную особенность имеют правовые акты прокурорского реагирования, которые выносятся прокурором во время проведения надзора за соответствием законодательству работы органов предварительного следствия и дознания. За исключением различных представлений, эти акты носят распорядительный характер, который обязывает органы следствия и дознания выполнять конкретные процедуры.

Структура

Структура актов прокурорского реагирования представляет их в виде индивидуальных мер, обращенных к различным должностным лицам или органам в связи с определенными фактами правонарушений. Они обязывают других к реакции на подобные случаи соответствующим образом, то есть требуется рассмотреть его, принять все соответствующие меры и сообщить о результате прокурору, который их вносил. Особенно важным здесь является правильное представление. Акт прокурорского надзора должен предельно точно и полноценно выражать в себе закрепленные в законе полномочия прокурора, а также требования, которые на них основываются – это является обязательным условием действенности подобного надзора.

Дальнейший выбор средств реагирования зависит уже непосредственно от характера совершенных правонарушений, причин их возникновения, а также вредных последствий и степени вины лиц, которые должны быть привлечены к ответственности. В преимущественном большинстве случаев принято использовать такие акты реагирования (прокурорского надзора). Кроме того, выбираются такие их формы, которые обеспечивают максимальный эффект, и при этом позволяют максимально быстро устранить и предупредить нарушение законов.

Требования

Помимо этого, стоит отметить, что к прокурорскому реагированию предъявляется масса требований. В первую очередь оно должно быть своевременным и предельно оперативным, если есть такая возможность. Также оно должно быть:

  • упреждающим;
  • обоснованным;
  • комплексным;
  • законченным;
  • адекватным;
  • достаточно острым.

Помимо этого, реагирование должно дополняться различными мерами, носящими предупредительно-профилактический характер, и только при этом они могут быть наиболее результативными.

Опротестование

Стандартный акт прокурорского реагирования – протест. В случае выявления каких-либо правовых актов или же отдельных их предписаний, которые противоречат действующему законодательству, в соответствии с последним сам прокурор или же его заместитель должны принести протест в орган или определенному должностному лицу, издавшему данные нормы, или же в вышестоящий орган. Последний этап – это обращение в суд в порядке, который предусматривается процессуальными законами. Таким образом, прокурор имеет право выбора, но при этом должен делать его с учетом множества обстоятельств.

Наиболее распространенными актами прокурорского реагирования являются именно протесты, так как в преимущественном большинстве случаев они способствуют максимально оперативной отмене незаконных актов, учитывая предельную загруженность современных судов различными делами. Помимо всего прочего, в процессе проведения опросов было установлено, что протест многие руководители воспринимают на порядок менее болезненно по сравнению с заявлениями, подавленными в суд.

Направлять такие акты прокурорского реагирования на нарушения закона в вышестоящие органы целесообразно в том случае, если должностное лицо их отклонило, причем в данном протесте, помимо других вопросов, поднимается также вопрос о привлечении этого лица к дисциплинарной ответственности. Также может присутствовать необходимость доведения до сведения других или аналогичных органов.

Если есть основания полагать, что соответствующий орган или же отдельное должностное лицо может отклонить поданный протест, или же он в конечном итоге останется неудовлетворенным, а также если в процессе рассмотрения полученного заявления в судебном порядке нарушение законодательства будет определено в более короткие сроки, прокурор может и должен обратиться в суд для того, чтобы изданный незаконный акт был признан недействительным.

Особенности

Сущность такого опротестования заключается в том, что прокурор в процессе собственного надзора за исполнением закона от имени страны указывает, где именно проявляется такое нарушение законодательства, и вследствие этого требует от соответствующего органа незамедлительной отмены незаконного акта или же приведения его в полное соответствие с действующим законодательством с последующим восстановлением прав и свободы граждан, а также законных интересов и прав государственных и любых других органов.

Современная практика и юридическая наука определила несколько обязательных реквизитов протеста:

  • наименование определенного должностного лица или же органа, которое его вносит;
  • название;
  • номер, а также дату издания акта, противоречащего законодательству и опротестовываемого прокурором;
  • краткое изложение содержания незаконных элементов;
  • изложение полного перечня нарушений;
  • ссылка на нарушенные законы;
  • предложение прокурора, связанное с отменой незаконного акта или же приведение его в полное соответствие с действующими законами;
  • должностное положение и чин лица, которое принесло протест, а также его индивидуальная подпись.

Помимо всего прочего, понятие актов прокурорского реагирования предусматривает также возможность указания на необходимость рассмотрения данного протеста и незамедлительного сообщения об этом уполномоченному прокурору.

В тех случаях, когда протест должен рассматриваться коллегиальным органом, прокурор должен быть предварительно оповещен о дате проведения данного заседания. В последнее время сформировала практика выступлений прокуроров на проводимых сессиях различных представительных органов, а также всевозможных заседаниях администрации с обоснованием вынесенных протестов, и подобные действия дают положительные результаты. В подобных случаях у прокурора есть возможность предельно подробно ответить на вопросы уполномоченных лиц, разъяснить требования действующего законодательства и суть нарушения, а также его вредные последствия, чтобы в конечном итоге акт признали недействующим.

Представление

Представление – акт прокурорского реагирования, который является наиболее часто используемым при нарушениях законодательства. Оно вносится прокурором или же его уполномоченным заместителем в определенный орган или непосредственно должностному лицу, которые могут устранить допущенные нарушения и подлежит срочному рассмотрению. Его вносят на базе обстоятельно проведенной одной или нескольких прокурорских проверок, а также предельно глубокого анализа выявленных правонарушений и обстоятельств, которые им поспособствовали.

В описательной части принято перечислять все выявленные правонарушения, а также различные обстоятельства, которые им способствовали. Помимо этого, указываются должностные и другие лица, виновные в их совершении или же способствующие этому. Представление представляет собой довольно универсальный акт прокурорского реагирования, с помощью которого уполномоченное лицо может задавать самые разные вопросы по преимуществу правового характера, которые помогают не только устранить и предупредить возможные правонарушения, но еще и привлечь к ответственности всех виновных.

Подготовка

В процессе его подготовки особенное внимание уделяется юридической обоснованности, грамотности, достоверности, а также лаконичности, то есть краткому, но при этом предельно исчерпывающему изложению всех обстоятельств. Вся информация, которую включает в себя этот акт прокурорского реагирования (образец выше), должна быть предварительно крайне тщательно проверена, а его предложения должны быть максимально конкретными и предусматривать максимально эффективные мероприятия, направленные на устранение правонарушений и их предупреждение.

В том случае, если правонарушение возникает впервые, и при этом руководитель органа не должен обязательно привлекаться к ответственности, представление может вноситься в адрес данного руководителя. Если же на эти правонарушения последовала реакция прокурора, и при этом от них исходит общественная опасность, или же есть потребность в обращении на эту ситуацию внимания вышестоящих органов, то в таком случае по отношению к ним направляются эти акты прокурорского реагирования. Виды представлений определяются уже непосредственно самим прокурором при исполнении своих обязанностей. К примеру, могут вноситься обобщенные представления, предлагающие определенные меры, которые нужно принять на подведомственных предприятиях.

Постановления

В том случае, если виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности, и данный вопрос не поставили другие акты прокурорского реагирования, постановление представляет собой единственно верную меру. При этом стоит отметить, что выносить его могут как по отношению к должностным лицам, так и обычным гражданам.

Главной целью данного акта является возбуждение перед компетентным органом вопроса о том, чтобы виновное в правонарушении лицо или же группа лиц были в обязательном порядке привлечены к административной ответственности. Таким образом соответствующий орган или же должностное лицо обращают внимание на возникшую ситуацию и степень общественной опасности, а также понимают необходимость привлечения виновного в целях пресечения подобных правонарушений в будущем.

При этом стоит отметить тот факт, что, в зависимости от возникшей ситуации, прокурор может выносить постановление о необходимости возбуждения дела об административной ответственности или же уголовного дела, используя соответствующие акты прокурорского реагирования. Закон также говорит о том, что при обнаружении в ходе проверок каких-либо лиц, которые были незаконно подвергнуты аресту или же административному задержанию со стороны несудебных органов, прокурор должен принять незамедлительные меры, направленные на их освообождение посредством вынесения постановления об освобождении лиц, арестованных в административном порядке.

Средства реагирования прокурора на нарушение законов реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает едино­го письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например, для протестов, вносимых в порядке уго­ловного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких, как заключения, даваемые прокурором в суде, - устная и письмен­ная формы .

Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специ­фику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений за­кона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

По своему правовому содержанию протест прокурора означает тре­бование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противо­речащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законо­дательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены толь­ко прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отде­лов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

Протест прокурора в порядке общего надзора - это документ про­курорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанав­ливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного ус­транения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письмен­ной форме [Приложение З].

Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требова­ние об устранении нарушений законодательства, причин и условий, спо­собствующих этим нарушениям.

Представление прокурора, как правило, вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера на­рушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкрет­ных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисцип­линарной, материальной или административной ответственности.

При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурор­ской деятельности по другим отраслям надзора [ 3, c. 215].

Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть при­няты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требо­ваний. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сооб­щено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.

Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкрет­ный акт.[Приложение К]

Постановление - акт прокурорского надзора, содержащий в зависи­мости от характера нарушения закона мотивированное решение прокуро­ра или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного про­изводства либо о привлечении лица к материальной ответственности.

Постановление содержит следующие реквизиты: наименование акта (Постановление), дату и место его вынесения, должность и фамилию про­курора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон, предложение прокурора о наложении административного взыскания, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения, разъяснение о праве обжа­лования постановления вышестоящему прокурору, указание на сроки рас­смотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность, классный чин, фамилию прокурора, его подпись.

Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим про­курором [Приложение Г].

Предписание - акт прокурорского над­зора об устранении нарушений законодательства, который выносится про­курором или его заместителем в случаях нарушения законодательства, но­сящего явный характер и могущего причинить существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, общественным и госу­дарственным интересам, если оно не будет немедленно устранено .

Предписание направляется органу или должностному лицу, допустив­шему нарушение законодательства, либо вышестоящему в порядке подчи­ненности органу или должностному лицу, правомочному устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законода­тельства, который нарушен, характер правонарушения и конкретное пред­ложение о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленно­му исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его за­местителю.

Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание выше­стоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десяти­дневный срок со дня поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Л].

Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о недопус­тимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих от­ветственность, установленную законодательством, либо совершения гото­вящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений .

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его за­местителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку. При несогласии с официальным пре­дупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжа­ловать его вышестоящему прокурору, решение которого по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение А].

От успешного проведения прокурорского надзора во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут. Посредством актов прокурорского надзора прокурор влияет на процесс установления законности.



 

Возможно, будет полезно почитать: