Деятельность следователя при выявлении новых преступлений по расследуемому уголовному делу. Лицо, совершившее преступление

Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц относится к тем практическим приемам ведения следствия, которые не придаются огласке в научной литературе. С точки зрения науки уголовного процесса, в рамках академических курсов университета, вообще не исследуется, так как доктринально презюмируется, что возбуждение уголовного дела не предполагает его персонификацию, последняя же является самостоятельной стадией уголовного процесса (привлечение в качестве подозреваемого конкретного лица). Однако вопрос наиважнейший, как для теории уголовного процесса, так и для практики применения уголовно – процессуального закона.

Во – первых, с точки зрения теории, в России не разделена деятельность органов дознания и субъектов предварительного следствия. Так, например, УПК РФ не дает определения уголовного дела вообще. Существует определение уголовного преследования (ст. 5 п. 55 УПК РФ)- процессуальная деятельность, осуществляема стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При этом, Главой 6 УПК РФ ст. 40 УПК РФ орган дознания отнесен к «участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения» (глава 6 УПК РФ).

При этом под уголовным судопроизводством понимается (ст. 5 п. 56 УПК РФ)- досудебное и судебное производство по уголовному делу.

Таким образом, как это ни парадоксально, понятие уголовного судопроизводства в России шире понятия уголовного преследования, поскольку определение второго четко ориентировано на конкретное лицо – подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, в то время как уголовное судопроизводство не связано с уголовным делом возбужденным или расследуемым в отношении конкретного лица. При этом законодатель абсолютно небрежен в определении понятий подозрение и подозреваемый.

С учетом требований ст. 146 ч. 2 УПК РФ ссылка ст. 46 ч. 1 п. 1 УПК РФ остается неясной. В практике встречаются постановления о возбуждении уголовного дела такого рода: сначала идет описание события преступления, включая указание на лицо совершившее преступление, его ФИО и место жительство, в резолютивной части постановления - решение о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица. При этом требования ст. 146 ч. 2 УПК РФ не нарушаются. Можно ли при такой ситуации говорить о том, что дело возбуждено в отношении конкретного лица, и оно является подозреваемым по делу?

Подозрение как юридический факт, влекущий за собой изменение прав и обязанностей участников правоотношения не описано и не определено в УПК РФ. Здесь все отдано на откуп практике, при том, что это фундаментальный вопрос уголовного процесса. Статус подозреваемого, момент его приобретения так же не определен. Даже положения ст. 91, 92 УПК РФ освещают права органов дознания и предварительного следствия в отношении лица, которое уже является подозреваемым.

Таким образом, УПК РФ в этой части полностью унаследовал карательный характер, когда оперативно- розыскная деятельность синкретична с предварительным расследованием, вплоть до предъявления обвинения, функции идентичны, а полномочия равны. Возбуждение уголовное дела, и само уголовное дело является лишь формальностью, которая позволяет легализовывать материалы ОРД, не изменяя при этом режим секретности (меняя режим ОРМ на следственную тайну).

Формой такого единения является возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица. При этом УПК РФ позволяет проводить все необходимые следственные действия в полном объеме по делам, возбужденным в отношении неустановленных лиц. Так, ст. 208 УПК РФ не называет в качестве основания для обязательного приостановления дела невозможность установить лицо, причастное к совершению преступления. Указано, что дело приостанавливается в случае, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (ст. 208 ч. 1 п. 1 УПК РФ). Во всех остальных случаях речь идет опять же о подозреваемом, который скрылся, либо болен.

При этом ст. 171ч. 1 УПК РФ говорит о том, что «при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого». В практике встречаются такие случаи «законного» ведения уголовного дела. Дело расследуется в отношении неустановленных лиц на протяжении полугода, при этом собираются все доказательства в отношении виновности конкретного лица, более того изначально в рапорте или заявлении об обнаружении признаков преступления на данное лицо указывается как на лицо, совершившее преступление, в дальнейшем следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого и объявлении его одновременно в розыск.

После чего лицо задерживается органом дознания, а в дальнейшем и следователем в порядке ст. 91, 92 УПК РФ. Это идеальная схема для так называемых «заказных дел». Стоит ли говорить о том, что вмешательство защитника, общественности в данный период времени и попытка реализовать гарантии УПК РФ не меняет и не может изменить ничего? Насколько это законно? Абсолютно законно с точки зрения положений УПК РФ. В России досудебное производство по делу поручено всем видам правоохранительных органов. Закон прямо говорит об этом (ст. 5 п. 9 УПК РФ). Момент получения сообщения о преступлении так же размыт, но все же законодательно описан как повод для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК РФ).

И здесь законодатель не утруждал себя юридической техникой. Один лишь сопоставительный анализ ст. 140 ч. 2 УПК РФ и требования ст.143 УПК РФ сразу открывает глаза на силу органов дознания. Фактически судьба дела решается рапортом сотрудника органа дознания, а так же и следователя, прокурора и т.д., определяющим признаки преступления которое он обнаружил. В практике данные признаки вовсе никогда не указываются, но сам рапорт является уже достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в отсутствии проверочных ОРМ.

Следуя духу закона и Конституции РФ ситуация должна была бы быть следующего характера, когда лицо совершившее преступление действительно невозможно установить (например, найден труп с признаками насильственной смерти) сотрудниками органа дознания, обнаружившими данный труп (выехавшими на место происшествия) составляются рапорты, которые ложатся в основу постановления о возбуждении уголовного дела. Далее в рамках возбужденного уголовного дела, на основании отдельного поручения следователя, после выполнения следственных действий, направленных на фиксацию следов преступления (опрос и допрос очевидцев, свидетелей, назначения экспертиз и прочее), проводятся ОРМ на предмет установления лица причастного к совершению преступления, а дело приостанавливается. Но это все здравый смысл, в УПК РФ какой - либо нормы, либо свода норм, предписывающих следователю действовать именно таким образом, нет.

Как нет и указания о том, когда именно задерживать, считать подозреваемым, или привлекать в качестве обвиняемого лицо, в отношении которого собраны доказательства о причастности к преступлению. В итоге наш следователь может с момента возбуждения уголовного дела и принятия его к производству точно знать, кто совершил преступление, иметь доказательства совершения преступления данным лицом (начиная от свидетельских показаний, и заканчивая материалами ОРД, вплоть до негласного сбора образцов для сравнительного исследования, данных ОТМ и прочее) и ничего не делать для его привлечения в качестве обвиняемого. В отношении него будет подозрение.

При этом излюбленной тактикой следствия является допрос лиц, в отношении которых собрана практически вся доказательственная база, в качестве свидетелей, проведение с ними очных ставок, без предоставления гарантий ст. 51 УПК РФ, разумеется.

В итоге положения о равенстве стороны защиты и обвинения, продекларированные ст. 15, 244 УПК РФ приобретают зловещий смысл в буквальном понимании текста- «равны перед судом, в судебном заседании». Принципы, закрепленные ст. 14 и 16 УПК РФ вообще не имеют реализации по такого рода делам. Действительно, если дело ведется в отношении неустановленного лица, которое формально не привлечено к уголовной ответственности, более того в отношении, которого не ведется уголовного преследования , а имеет место быть всего лишь уголовное судопроизводство, то кого же считать невиновным до вступления в силу приговора суда, кому обеспечивать право на защиту?

Если прибавить к этому тот факт, что неустановленные лица, становятся установленными обычно за одну, две недели до окончания сроков предварительного расследования, требования ст.159 ч. 2, 86 ч. 3 УПК РФ являются изначально мертворожденным правом, защита лишена права ходатайствовать перед прокурором о продлении сроков предварительного расследования, то можно сделать вывод, что наш демократический УПК РФ предоставляет правоохранительным органам механизм ведения уголовного дела, позволяющий доказать в суде виновность любого лица в инкриминируемом деянии.

Мы не случайно использовали термин «правоохранительные органы».В УПК РФ нет четкого разделения органов дознания и органов предварительного следствия, не говоря уже о том, что в РФ нет отдельного органа, занимающегося предварительным расследованием. Сама по себе система подследственности уникальна и не для юриста представляет собой лабиринт, которому позавидовали бы самые изощренные хранители сокровищ. В неописуемый восторг приводит, например, положение ст. 151 ч.5 УПК РФ, особенно когда ОРЧ разных ведомств ведут независимо друг от друга разработку фигурантов, а затем прокурорскими работниками создаются оперативно- следственные группы, включающие в себя следователей каждого ведомства. Это позволяет по одному делу сразу же записывать раскрытие двум, трем оперативным подразделениям разных ведомств, получать премии, а как это влияет на статистику раскрываемости преступлений по стране!

В одной рабочей командировке автор этих строк столкнулся аж с 7 рапортами оперативных сотрудников 7 оперативных служб 2-х ведомств, из каждого при этом следовало, что именно данный оперативник, совершенно независимо от другого, в различный период времени выявил совершенное преступление. Райотдел МВД умудрился себе поставить раскрытие уже когда дело было передано в суд! Отсутствие четкого разделения функций закреплено при этом законодательно (ст. 40 ч. 2 п. 2, 157 УПК РФ).

Таким образом, предварительное следствие, по сути, в РФ может вести любой сотрудник правоохранительных органов и это будет абсолютно законным.На наш взгляд именно этот факт синкретичности органов дознания и органов предварительного следствия является основой для осуществления предварительного следствия в отношении неустановленных лиц.

Симбиоз ОРД и следствия, как это ни странно достигает своего апогея в среде прокурорских работников, которые не обращая ни на что внимания, в рамках 144 ч. 1 УПК РФ отбирают объяснения, реализуя по сути первый вид ОРМ – опрос, или, например, положения ст. 202 УПК РФ, дублирующие аналогичный вид ОРД. При этом положения ст. 51 УПК РФ в расчет не принимаются, так как речь не идет о даче показаний. Хотя и по духу конституции, и по здравому смыслу термин «свидетельствовать» должен распространяться и на образцы для сравнительного исследования.

Все это еще раз доказывает, что в ни в практике, ни в теории уголовного процесса в России не сложилось четкого разделения между органами дознания и предварительного следствия. Структура организации правоохранительных органов, которым придано следствие лишний раз подтверждает это.Практика возбуждения уголовных дел, в отношении неустановленных лиц, при том, что в самом поводе для возбуждения уголовного дела (заявлении, рапорте), собранном материале доследственной проверки, прямо указывается на лицо совершившее преступление, - является наследием и закономерным результатом отсутствия четкой грани между оперативно – розыскной деятельностью, которая по своей природе носит негласный характер и предварительным следствием, которое наоборот является публичной функцией государства, основанной на состязательности и открытости для лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Мягкий переход тайны ОРД в следственную тайну, реализованный в нашем УПК РФ, в отношении дел, возбужденных в отношении неустановленных лиц, отсутствие возможности у суда по возвращении дела для полноценного дополнительного расследования, позволяют говорить о том, такой порядок уголовного судопроизводства не соответствует и не может соответствовать требованиям ст. 1 ч. 3 УПК РФ. Справедливое правосудие с учетом такого механизма уголовного преследования не может быть достигнуто, равно, как и реализованы нормы о праве на защиту.

Представляется необходимым предложить разумные изменения в законе, связанные с устранением разницы между уголовным преследованием и уголовным судопроизводством, направленные на лишение возможности следствия, органов дознания возбуждать уголовные дела в отношении неустановленных лиц, расследовать их в полном объеме в отношении конкретных лиц. При нынешней системе организации правоохранительных органов в РФ, симбиозе следствия и органов дознания, представляется возможным до появления конкретного подозреваемого, обвиняемого проводить весь комплекс необходимых мероприятий в рамках ОРД, без возбуждения уголовного дела.

В противном случае каждый подвергается опасности в один прекрасный день узнать о своей следственно - доказанной причастности к преступлению, которого не совершал. А с учетом таких статей УК РФ как, например, ст. 330 УК РФ обвинение может быть полностью обоснованным и законным.

Любое определение или понятие преступления, то субъекта преступления непременно содержит указание на лицо, совершившее преступление. Это понятие считается настолько очевидным, что на его раскрытии обычно не останавливаются. Вместе с тем, оно имеет ряд аспектов, которые заслуживают того, чтобы их осветить.

Как философская категория лицо - это действующее существо, которое противостоит внешнему миру, влияет на этот внешний мир и изменяет его. Относительно преступления - лицо, это такая, кто осуществляет посягательство; воздействует на объект преступления; причиняет вред такому объекту и конкретному потерпевшему, взаимодействует с предметом преступления; порождает причинная связь между преступлением и наступлением общественно опасных последствий; совершающий деяния определенным способом, в определенное время, месте, обстановке и использует соответствующие орудия и средства совершения преступления; ее субъективное отношение к содеянному посягательства является непременной составляющей обоснования уголовной ответственности; именно к ней применяются меры уголовно-правового воздействия. Следовательно, есть все основания утверждать, что лицо, совершившее преступление, находится в центре всех признаков, которые характеризуют состав преступления и уголовную ответственность в целом.

Понятие "лицо" в праве охватывает две разновидности - физическое лицо и юридическое лицо. Однако, по традиционным представлениям и нормам действующего уголовного закона, под лицом, совершившим преступление, понимают только физическое лицо - отдельного человека. Лицо, совершившее преступление, как субъект преступления должна характеризоваться определенными индивидуально определенными чертами. Эти черты дают возможность индивидуализировать и отличить от всех других лиц, которые данного преступления не совершали и не подлежат за него уголовной ответственности.

Принципиально важным является то, что лицом, совершившим преступление, считается лишь лицо, которое подлежит уголовной ответственности.

Поэтому не следует отождествлять того, кто фактически совершил деяние, предусмотренное уголовным законом как преступление, и субъекта преступления. Ведь уголовной ответственности подлежит только тот, кто обладает (характеризуется) комплексом признаков, при наличии которых она наступает.

Согласно общепризнанных положений и действующего уголовного законодательства преступлением признается как законченное преступление, так и приготовление к преступлению и покушение на преступление. Соответственно, и лицо, совершившее преступление, - это лицо, совершившее законченное преступление, совершила приготовление к преступлению, покушение на преступление.

Лицом, совершившим преступление, считается не только исполнитель деяния, предусмотренного в статье Особенной части УК, а другой соучастник этого самого преступления. Поэтому одинаковые требования к субъекту - достижение им определенного возраста, вменяемость - выдвигаются также в отношении организатора, подговорщика, пособника этого самого преступления. Некоторые особенности предусмотрены только в определении, кого считать лицом, совершившим преступление, в составах преступлений со специальным субъектом. Таким образом, можно утверждать, что лицом, совершившим преступление, следует считать не только исполнителя преступления, но и его организатора, подговорщика, пособника. Вместе с тем, в отношении преступлений, в которых участвует только одно лицо (без соучастия), лицо, его совершившее, принято именовать просто субъектом преступления; в преступлениях, где есть несколько соучастников, понятие лица, совершившего преступление, охватывает как исполнителя, так и других соучастников.

Физическое лицо как субъект преступления

Субъектом преступления может быть только физическое лицо. На это есть прямое указание в ряде статей действующего УК, посвященных понятию субъекта. Наряду с этим закон содержит целый ряд косвенных указаний на то, что признаком субъекта состава преступления является наличие статуса физического лица, в частности:

Положение закона о его действие по кругу лиц, где говорится об уголовной ответственности граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства;

Требование по достижению субъектом преступления возраста, с которого может наступать уголовная ответственность. Очевидно, что возраст характеризует только физическое лицо, - это признак отнюдь не касается юридического лица;

Понятия вменяемости (как общее, так и ограниченной вменяемости) как обязательного признака субъекта. Оно сформулировано так, что касается только физического лица;

Виды наказаний, которые традиционные для отечественного уголовного права и предусмотренные УК, ориентированы на их применение физического лица. Немыслимым является применение к кому-либо, кроме физического лица, подавляющего большинства видов наказаний, в частности связанных с лишением свободы, исправительно-трудовым воздействием;

Нормы о назначении уголовного наказания, освобождение от уголовного наказания и его отбывания также касаются только физического лица.

Следует отметить, что нормы уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, которые неразрывно связаны с материальным уголовным правом, также рассчитаны на применение только в отношении физического лица.

Понятие физического лица обычно употребляется наряду с понятием юридического лица (корпорации), эти понятия противопоставляются друг другу. Под физическим лицом понимают отдельного человека, индивидуально определенную, которая наделена только ей присущими признаками, имеет сознание и контролирует свои поступки. Таким образом, физическим лицом считается лицо, наделенное такими признаками:

1) имеет свое имя, характеризуется другими признаками, которые позволяют его индивидуализировать (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения и проживания);

2) находится в системе социальных связей - является членом общества;

3) принимает осознанные решения - контролирует свое поведение, ее поступки контролируются ее волей и сознанием.

в Общем все эти признаки означают, что субъектом преступления может признаваться лишь человек, который может нести ответственность за совершенные деяния перед обществом и государством, то есть является не просто физическим лицом, а обладает всей совокупностью признаков данного элемента состава преступления. Степень выраженности отдельных признаков человека в целом не влияет на возможность признания ее физическим лицом и, соответственно, субъектом преступления.

Так, отсутствие данных о собственное имя лица, которое совершило преступление, о месте и дате его рождения или других індивідуалізуючих признаков не приводит к тому, что такое лицо не признается физическим. Лишь тогда, когда имеющиеся данные не позволяют доказать, что лицо достигло возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, лицо не признается субъектом конкретного преступления.

Пребывание в системе социальных связей означает, что человек контактировал и взаимодействовала в процессе своего развития с другими людьми. Ведь только благодаря этому она может знать и понимать требования, которые относятся к членам общества, и, соответственно, выполнять их. Вместе с тем, если, допустим, человеческая ребенок вырастал вне общества (время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о "детей-собак", "детей-обезьян" и др.), то она не может считаться лицом. Также представляется, что физическим лицом следует считать организм, который представляет собой единство биологических и социальных черт - имеет человеческое тело и разум. Причем, наличие инвалидности, заболеваний не является никакой преградой для признания человека, которая отличается от типовой, такой, что соответствует представлениям о норме для человеческого организма, физическим лицом.

В связи с прогрессом науки возникают вопросы о возможности признания субъектом преступления существ, которые отличаются от тех, кого традиционно принято считать человеком и физическим лицом. Причем, в некоторых случаях, эти вопросы уже на времени, иногда же - они гипотетические - можно прогнозировать их актуальность в близком или отдаленном будущем. Речь идет о существах, которые появятся в результате клонирования, тех, которые существуют вследствие пересадки человеческого мозга другим людям или других живых организмов или его поддержание в функционирующем состоянии с помощью приспособлений (председатель литературного персонажа профессора Доуэля), представляют собой сочетание человека и технического устройства (біокіборги) и др. Представляется, что способ рождения человека - естественный, вследствие оплодотворения вне человеческим организмом, даже в результате клонирования - не имеет никакого значения для признания человека физическим лицом и субъектом преступления, если она наделена всеми другими обязательными признаками данного элемента состава преступления. Что же касается существ, которые имеют лишь некоторое сходство с людьми, поведение само существование которых находится под контролем других субъектов, то считать их физическими лицами нет оснований.

Наконец, признание наличия статуса физического лица связано с наличием у человека сознания и волевого характера поведения. Субъектом преступления может признаваться только лицо, которое может выбирать вариант поведения из нескольких возможных. Соответственно, не может идти речь о том, что физическим лицом является существо, которое способно только к инстинктивных и рефлекторных движений, а также та, которая не может управлять своим поведением вследствие дефектов психики. Это свойство физического лица не следует смешивать с состоянием вменяемости - вменяемость определяют относительно конкретного акта поведения, относительно которого возникает вопрос, является ли преступлением, а о статусе физического лица говорится безотносительно того или иного деяния, вообще. Поэтому при глубоких поражениях психики речь должна идти не о признании полной или ограниченной вменяемости в отношении конкретного посягательства, а о априори отсутствие способности быть субъектом преступления.

Признание субъектом преступления физического лица одновременно означает, что таким субъектом может выступать кто-либо или что-либо, не обладает ее признаками, - животные, неодушевленные предметы, технические устройства, стихийные силы, даже люди, которые, однако, не проявляют своей воли и не действуют сознательно, и т.д. При использовании человеком перечисленных выше для совершения преступления (например, собаку натравливают на потерпевшего и причинения ему телесных повреждений) субъектом преступления признают этого человека - указанные феномены выступают лишь как орудие преступления, совершенного человеком.

Статья 105 УК предусматривает уголовную ответственность за совершение особо опасных для общества преступлений. Раскрытие их требует высокого профессионализма сотрудников ОВД и оперативно-розыскных работников, содействующих им. Методика расследования убийств - криминалистика - включает в себя различные мероприятия, позволяющие установить виновных в преступлении, составить картину происшедшего. Важнейшим элементом характеристики деяний выступают сведения о способах их совершения. Рассмотрим далее особенности расследования убийств.

Разновидности преступлений

Статья 105 УК определяет категории деяний, в соответствии с чем устанавливается та или иная мера пресечения. В числе преступлений выделяют совершенные:

  • На бытовой почве.
  • С корыстной целью.
  • Из мести.
  • С целью сокрытия иного преступления.
  • Из и так далее.

Классификация по способам совершения

Методика расследования убийств направлена на установление, каким именно образом производились действия, повлекшие гибель потерпевшего. Преступления, связанные с умышленным причинением смерти посредством поражения жизненно-важных систем и органов, совершаются, как правило, нанесением телесных повреждений. Для этого может использоваться колюще-режущее, огнестрельное, тупое и колющее холодное, рубящее оружие, а также различные тяжелые предметы. Смерть потерпевшего может быть вызвана приведением его в беспомощное состояние или использование неспособности к сопротивлению с последующим и жизни. Речь в частности, идет о задушении, оставлении в опасных условиях, утоплении, отравлении (газом, ядом и так далее). Преступления совершаются путем сбрасывания человека с высоты, выбрасывания его из движущегося транспорта и пр. Методика расследования убийств включает в себя способы выявления области нанесения повреждений, повлекших смерть. В частности, ранения могут быть множественными или единичными, они могут повлечь гибель сразу или спустя время. Кроме этого, преступления могут сопровождаться отсечением конечностей, вырезанием органов. Каждый такой способ связан с субъектами - потенциальными подозреваемыми - и предстает в качестве элемента общей характеристики.

Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию

Методика расследования убийств должна быть ориентирована на выявление следующих фактов:

  1. Было ли совершено деяние, повлекшее смерть. Если было, то каков его механизм, что стало причиной гибели, в какое время она наступила.
  2. При каких обстоятельствах, где, когда и каким способом было совершено преступление, как были сокрыты следы.
  3. Кто виновен в убийстве. Если деяние совершено группой, какова степень участия каждого преступника, как они характеризуются.
  4. Существуют ли отягчающие либо смягчающие обстоятельства.
  5. Кем является потерпевший, как он характеризуется, каковы его отношения с убийцей.
  6. Виновность, цель и мотив преступления.
  7. Каков размер и характер причиненного ущерба.
  8. Обстоятельства, которые способствовали совершению деяния.

Этапы расследования убийств

Существуют первоначальные и последующие оперативно-розыскные действия. В качестве неотложных мероприятий выступают:


Методика расследования убийств предусматривает мероприятия по сбору, обобщению, исследованию предметов, имеющих значение для выявления виновных и составления картины происшедшего. Бывает так, что тело не опознано. В этих случаях отдел по расследованию убийств принимает меры по установлению личности погибшего. Для опознания приглашаются различные лица, осуществляется проверка заявлений, поданных в органы полиции об исчезновении граждан аналогичного возраста и пола. По возможности снимаются отпечатки пальцев погибшего, описывается внешность, выявляются приметы (татуировки, шрамы и прочее). На основании полученных данных проверяются информационные базы МВД.

Судмедэкспертиза

Криминалистическое расследование убийств включает в себя проведение разных процедур. Судмедэкспертиза является одним из ключевых элементов оперативно-розыскной работы. В практике нередки случаи, когда происходят загадочные убийства. В таких ситуациях большое значение имеет заключение экспертов. Используя современные методы, специалисты исследуют все материалы, которые удается получить на месте преступления. Однако бывает и так, что загадочные убийства так и остаются нераскрытыми. В практике такие случаи встречаются нечасто. Как правило, сотрудники в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий устанавливают виновных и привлекают их к ответственности. Не обходится без экспертизы и расследование заказных убийств. В рамках розыскных мероприятий осуществляется трасологическое, баллистическое исследование. Специалисты изучают оружие, документы и прочие предметы, связанные с преступлением.

Допросы

В ряде случаев первоначальные действия следователей заключаются не в осмотре места происшествия, а с опроса лиц, которые каким-либо образом связаны с погибшим. Ими могут быть сослуживцы, родственники, знакомые и прочие. Кроме этого, допрашиваются и другие граждане, которые могут что-либо знать о случившемся. Сотрудники задают свидетелям вопросы об образе жизни потерпевшего, физическом и психическом состоянии, роде деятельности и так далее. Допросы позволяют очертить круг лиц, которые могли быть заинтересованы в смерти. Благодаря этому, в свою очередь, определяются направления дальнейших действий.

Осмотр трупа

С него начинается, как правило, исследование места преступления. Осмотр трупа первичен, если ведется расследование серийных убийств. Такие случаи связаны общими признаками. Например, убийства могут совершаться после изнасилования или преступник, убив жертву, отсекает какую-то определенную часть тела. Труп осматривает судмедэксперт. При его отсутствии обследование выполняет другой компетентный врач. Осматривается все тело и его естественные отверстия, одежда погибшего. В ходе экспертизы фрагментов выявляются мельчайшие микроследы, которые впоследствии позволяют определить не только механизм совершения преступления, а также идентифицировать убийцу, но и место происшествия, если тело найдено на другой территории. В ходе осмотра специалисты обращают внимание на различные, в том числе и негативные факторы, которые могут указывать на инсценировку. В частности, это может быть несоответствие одежды трупа времени года, отсутствие загрязнений, свойственных для такого рода убийств, искусственное изменение обстановки и так далее.

Допрос подозреваемого

На следующей стадии расследования, когда появляется гражданин, привлекаемый в качестве обвиняемого, увеличивается число свидетелей, выполняются дополнительные экспертизы при обнаружении новых доказательств и следов, а также проверяются показания обвиняемого (подозреваемого). В ходе допросов оперативникам необходимо получить информацию, которую впоследствии они смогут использовать для уточнения и дополнения имеющихся сведений. Сотрудники отдела расследования проверяют характеристики личности обвиняемого, факты, на которые ссылаются привлеченные к раскрытию преступления лица. Одним из важнейших источников сведений выступают показания подозреваемого. Тактика допроса этого лица строится с учетом уже собранных против него материалов. При наличии пробелов в доказательствах задача оперативников сводится к наиболее продуманному использованию уже имеющейся информации для получения как можно большего объема новой.

Важный момент

Допрос обвиняемого имеет особенности. Тактика беседы строится в зависимости от того, признает лицо свою вину частично или полностью либо отрицает ее. В первых двух случаях следователи, детализируя его показания, выявляют факты, которые может знать только преступник, и обстоятельства, которые можно проверить и подтвердить имеющимися доказательствами. Все это позволяет установить вину, даже если впоследствии обвиняемый откажется от своих слов. В случае наличия алиби, оно должно быть тщательно проверено. При изменении показаний обвиняемым следующий допрос будет строиться так же, как и при признании виновности.

Психиатрический анализ

Этот вид считается одной из наиболее значимых. Она проводится на следующей стадии расследования, поскольку, как правило, у убийц присутствуют определенные отклонения. Необходимость в выполнении психиатрической экспертизы обуславливается обычно симуляцией нервного заболевания, пребыванием в соответствующей клинике в прошлом, а также в случае отсутствия мотива, здравого смысла и наличия особой жестокости в действиях преступника.

Важность действий

В качестве основных следственных мероприятий выступают осмотр, обвиняемого и подозреваемого, экспертизы, очные ставки. Тщательно подготовленное, своевременно проведенное обследование места, где совершено преступление или найден труп, в несколько раз увеличивает раскрываемость. Указанные действия должны выполняться на первоначальной стадии расследования. Они позволяют зафиксировать признаки преступления, собрать все имеющиеся материалы и доказательства, а зачастую найти виновного по горячим следам. Все эти мероприятия требуют от сотрудников, проводящих расследование, оперативности и внимания. Это важно, в частности, в тех случаях, когда преступник принял определенные меры по сокрытию следов.

Борьба с преступностью

Позитивно повлиять на эффективность мероприятий по предотвращению тяжких преступлений может комплекс административно-организационных и правовых мер. В частности, следует:

  • Принимать и реализовывать нормативные акты, регулирующие вопросы обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей.
  • Ликвидировать в криминалистической практике случаи возбуждения только тех дел, которые гарантированно будут раскрыты.
  • Вести в уполномоченных органах полноценного учета всей информации, которая представляет интерес для оперативных служб.
  • Оснащать экспертно-криминалистические подразделения необходимыми материалами и оборудованием, повышать уровень знаний сотрудников.

В заключение

В статье рассмотрена общая методика расследования тяжких преступлений. Конкретные мероприятия в том или ином случае специалисты выбирают самостоятельно, опираясь на опыт и учитывая необходимость всестороннего изучения дела. Это, в свою очередь, требует от служащих высокого профессионализма, ответственности и глубоких знаний своей работы. Нераскрытые убийства будут свидетельствовать о низком качестве оперативных мероприятий, недостаточном уровне подготовки сотрудников, их низкой квалификации. Залогом эффективности расследования является согласованность в действиях уполномоченных сотрудников. Особое значение при этом имеет степень взаимодействия работников розыска и следователя, которое состоит в анализе исходных данных, проработке версий, планировании и реализации комплекса оперативных действий.

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - это осуществляемая гласно или негласно оперативными подразделениями государственных органов деятельность направленная на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К государственным органам, которые вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность относят:

1) органы внутренних дел Российской Федерации;
2) органы Федеральной службы безопасности;
3) органы Федеральной службы налоговой полиции;
4) органы пограничной службы Российской Федерации;
5) таможенные органы Российской Федерации;
6) Служба внешней разведки Российской Федерации и др.

Основными функциями данных государственных органов являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Для их осуществления органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят следующие мероприятия:

  • опрос граждан;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочную закупку;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных разговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемую поставку;
  • оперативный эксперимент.

Полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий данные могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; выявления и установления лиц, их подготавливающих или совершивших; розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, если они проводились с соблюдением принципа законности. Кроме этого полученные результаты могут служить основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовным делам в соответствии с предусмотренных законом правил, в частности с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Понятие предварительного расследования.

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Предварительное расследование осуществляется в определенном порядке. Начинается оно после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и передачей дела прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсудности, составлением постановления о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости либо заболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение наказания, и направлении дела в тех же целях прокурору либопрекращением дела.

Предварительным расследование называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе, о виновности, о доказанности и другие не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу "презумпции невиновности", оно признается государством виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленное(tm), близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченными на то законом органами. В зависимости от преступления оно осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Органы дознания.

Дознание - особый вид предварительного расследования, осуществляемый органами дознания. В соответствии с действующим законодательством органами дознания являются: 1) милиция; 2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; 3) органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; 4) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; 5) органы Государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; 6) органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации; 7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; 8) органы Федеральной службы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению; 9) таможенные органы Российской Федерации - по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспортом товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения и невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического, археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, касающихся таможенного дела.

На органы дознания возлагается принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом необходимых мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Полномочия органов дознания.

Деятельность органов дознания осуществляется в двух формах. Первое - выявление и фиксирование следов преступления, т.е. это первый этап на котором производятся все неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника, после чего дело передается следователю для производства предварительного следствия. Дальнейшие следственные и розыскные действия, после передачи дела следователю, органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя. Второе - расследование несложных уголовных дел, которые не требуют по закону предварительного следствия.

При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством те же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания -только обвиняемого, остальные просто уведомляются

о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания и прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступления, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственное(tm). После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

Иная уголовно-процессуальная деятельность органов дознания. Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу, и расследование осуществляется в общем порядке.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т.д.

Организация дознания. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.

Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство

дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет

дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют

их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Контроль и надзор за деятельностью органов дознания. Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялась органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу.

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику

Органы предварительного следствия.

Предварительное следствие в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять следователи: 1) прокуратуры; 2) органов внутренних дел; 3) органов Федеральной службы безопасности и 4) органов Федеральной службы налоговой полиции. Все они обладают равным объемом процессуальных полномочий и занимают одинаковое процессуальное положение.

Задачами органов предварительного следствия являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, способствование укреплению законности и правопорядка.

Полномочия следователя. Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств, специально назначаемые для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяются полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Прежде всего, следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, об окончании предварительного следствия. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения, давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия (о привлечении в качестве обвиняемого, об объеме обвинения, о квалификации преступления, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела), то он вправе не исполнять указания прокурора, а представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан рассматривать заявления и сообщения о преступлениях; возбуждать уголовное дело; исследовать полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, осуществляет розыск лиц, совершивших преступление; обеспечивает участвующим в производстве по делу лицам возможности осуществления их прав и защиты законных интересов; возмещение материального ущерба; выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и принимает меры к их устранению. Для осуществления возложенных на него функций следователь устанавливает наличие события преступления, обнаруживает лицо, совершившее преступление, собирает доказательства его виновности и привлекает в качестве обвиняемого, а также выясняет все обстоятельства, которые необходимы для правильного разрешения судом вопросов об ответственности обвиняемого.

Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

  • следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;
  • следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
  • следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

  • главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;
  • следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
  • следователи городских, районных и межрайонных прокуратур. Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

  • Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;
  • следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;
  • следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производством

.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

  • Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;
  • следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор и контроль за деятельностью органов предварительного следствия

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие "начальник следственного отдела" распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой

полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Возбуждение дела предоставляет не только формальную возможность для производства предварительного расследования, но и является началом уголовного преследования. Именно это следует принять во внимание, отвечая на вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела в отношении нового лица (нескольких лиц) или нового преступления.

Информация о новом преступлении может быть получена непосредственно следователем в ходе расследования уголовного дела от подозреваемого, обвиняемого, других участников процесса.

Может быть выявлено новое преступление, совершенное обвиняемым, подозреваемым; другими участниками процесса, а также иными лицами, не являющимися участниками процесса по расследуемому уголовному делу.

Преступления, о которых не было известно на момент возбуждения уголовного дела, и выявленные в ходе расследования уголовного дела называются новыми или по системе учета преступлений – дополнительными.

Термин «новое преступление» используется в законе. В соответствии с ч.3 ст. 154 УПК РФ при выделении уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в общем порядке.

При получении данных о совершении обвиняемым, подозреваемым новых преступлений, следователь должен проверить наличие уголовных дел либо иных материалов по данным фактам. В этих целях следователь должен направить запросы в информационные центры и другие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления, лично изучить учетно-статистическую информацию о совершении преступлений.

В ходе расследования уголовного дела может быть установлено, что

1. Новое (дополнительное) преступление совершено лицом (лицами), не причастными к совершению преступления, по которому возбуждено основное уголовное дело.

2. Новое (дополнительное) преступление совершено тем же лицом (или группой лиц) и имеет связь с преступлением, по признакам которого возбуждено основное уголовное дело.



3. Новое (дополнительное) преступление, совершено тем же лицом (или группой лиц), в отношении которых расследуется основное уголовное дело, но само преступление не связано с преступлением, по признакам которого оно возбуждено.

По общему правилу, установленному УПК РФ, при наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела, лицо, осуществлявшее проверку заявления или сообщения о преступлении, в пределах компетенции обязано возбудить уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В тоже время в следственной и судебной практике не однозначно решается вопрос, в каких случаях при выявлении нового (дополнительного) преступления в рамках уже расследуемого уголовного дела вынесение нового постановления о возбуждении уголовного дела обязательно, а в каких не требуется.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает акт возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, равно как и акт привлечения лица в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершения деяния содержащего признаки преступления началом публичного уголовного преследования от имени государства, при котором создаются правовые условия для последующей процессуальной деятельности.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. В одном из своих определений судебная коллегия по уголовным делам признала подлежащим отмене постановление о возвращении дела прокурору, не согласившись с мнением Воронежского областного суда, о том, что препятствием к рассмотрению дела по обвинению Л.и К. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162 УК РФ, ч. 2 ст. 167 и ст. 30 ч. 3 и п.п. «в», «д», «з» ч. 2 105 УК РФ является то, что не было возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство.

Судебная коллегия в частности указала, что «ни ст. 140, ни ст. 146, ни ст. 149 УПК РФ не предусматривают обязанности органов следствия и дознания выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда по делу будет установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело».

На анализе данных решений основано также разъяснение Генеральной прокуратуры Российской Федерации по исследуемым вопросам. В письме Генеральной прокуратуры указано, что статьи 140, 146, 149 УПК РФ не предусматривают обязанности органов расследования выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда будет установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо совершения этого преступления другим лицом или причастность к совершению преступления других лиц. В подобных случаях этим лицам может быть предъявлено обвинение и без вынесения дополнительного постановления о возбуждении уголовного дела, поскольку легитимность процессуальной деятельности уже обусловлена вынесенным ранее актом о возбуждении уголовного дела.

Приведенные разъяснения наряду с положениями УПК РФ использованы при рассмотрении приведенных ниже ситуаций.

Принятие решения о возбуждении уголовного дела при выявлении новых лиц

Ситуация 1. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления и в отношении конкретного лица П. (приведены его анкетные данные). В ходе расследования причастность данного лица к преступлению не подтвердилась, но вместе с тем установлено, что преступление совершено другим лицом Р.

В такой ситуациивотношении П. уголовное преследование следует прекратить по реабилитирующему основанию. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении нового лица не требуется.Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица не является самостоятельным, равно как и обязательным в стадии возбуждения уголовного дела, скорее это дополнительное решение относительно главного решения о возбуждении уголовного дела. Началом уголовного преследования Р. будет приятие в отношении его одного из следующих решений: задержание, избрание меры пресечения, уведомление о подозрении, привлечение в качестве обвиняемого.

Ситуация 2.

Уголовное дело возбуждено по признакам преступления (по факту). В ходе расследования выявлено лицо, совершившее преступление. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении установленного лица по тому же факту не требуется. В этом случае уголовное преследование лица начнется также либо с момента его задержания или избрания меры пресечения, либо привлечения в качестве обвиняемого или уведомления о подозрении.

Ситуация 3.

Если при установлении лиц, совершивших преступления, произошла корректировка обстоятельств совершения преступления, указанных в постановлении о возбуждении уголовного, необходимость вынесения нового постановления о возбуждении уголовного дела определяется в зависимости от изменения обстоятельств дела.

Один из примеров следственной практики.

Уголовное дело возбуждено по признакам хищения автомобиля по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а», «в», ч. 2 ст. 158 УК РФ. В дальнейшем уголовное дело передано для расследования другому следователю, В ходе расследования установлено, что заявление о краже было ложным, фактически имело место мошенничество с целью получения страховых сумм. Следователем вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении лиц, подозреваемых в совершении кражи. В описательно-мотивировочной части постановления были изложены обстоятельства пропажи машины в результате мошенничества. Во втором пункте резолютивной части постановления о прекращении уголовного преследования содержалось решение о возбуждении уголовного дела по признакам мошенничества, но решение о принятии дела к производству отсутствовало. Прокурор при поступлении дела с обвинительным заключением возвратил его для дополнительного расследования с целью устранить недостатки по делу, так как расследование проведено не надлежащим субъектом (без принятия дела к производству).

Полагаем, в такой ситуации решение прокурора может быть обжаловано. Казалось бы, событие преступления другое, но имеет место процессуальная связь с уголовным делом, возбужденным по признакам кражи. Значительная часть доказательств, подтверждающих обвинение в мошенничестве, получена при расследовании обстоятельств по заявлению о краже. Следователь по существу расследовала одно уголовное дело, сроки следствия исчислялись по уголовному делу, возбужденному по факту кражи. В решении следователя о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества не было необходимости. И коль скоро это решение излишне, полагаем, вывод о расследовании уголовного дела ненадлежащим субъектом не основан на материалах дела.

Приведенная аргументация позволила убедить прокурора в том, что в подобной ситуации новое постановление о возбуждении уголовного дела излишне.

Также разновидностью ситуации № 3 является случай, когда одним преступлением причинен вред нескольким потерпевшим , но в постановлении о возбуждении указаны не все потерпевшие. В этой ситуации вынесения нового постановления о возбуждении уголовного дела не требуется.

Кроме того, не требуется новое постановление о возбуждении, если в постановлении о возбуждении уголовного дела способ совершения преступления выражен в подделке документов и при этом перечислены несколько таких документов, а фактически выявлены факты подделки и других документов (если это охватывается единым умыслом и квалифицируется как одно преступление).

Ситуация 4.

При выявлении признаков преступления по новому поводу (заявление, явка с повинной, сообщение из иных источников), зарегистрированному в установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, постановление о возбуждении уголовного дела обязательно .

Ситуация 5.

Выявлено новое преступление, не связанное содержанием признаков преступления, изложенных в постановлении о возбуждении основного уголовного дела. Уголовное дело возбуждено по п. «а» ч. 3 ст.158 УК РФ в отношении Л. Выявлено, что в этот день в отношении другого лица Л. совершил грабеж. Постановление о возбуждении уголовного дела по признакам грабежа обязательно.

Эти два преступных деяния никакой связи, кроме той, что совершены одним лицом, не имеют. Каждое деяние имеет свою объективную и субъективную стороны.

Ситуация 6.

При возбуждении уголовного дела квалификация дана неправильно, хотя содержание тезиса по обстоятельствам преступления не изменилось. Новое постановление о возбуждении уголовного дела не требуется, независимо от того квалификация изменилась в связи с применением закона о более тяжком или менее тяжком преступлении (в сторону смягчения или усиления обвинения). В этом случае по учетным документам оформляется переквалификация преступления (выставляется статистическая карточка формы № 1). А в процессуальном смысле квалификация будет выражена в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

Например, уголовное дело возбуждено: 1) по признакам получения взятки, фактически деяние следовало квалифицировать как коммерческий подкуп; 2) по признакам мошенничества, фактически – признаки злоупотребления полномочиями; 3) по признакам грабежа, установлено, что был совершен разбой.

Аналогичным образом следует поступать, если дополнительно установлен квалифицирующий признак. Например, уголовное дело возбуждено по признакам убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку (ч. 1 ст. 105 УК РФ), в ходе расследования установлено, что имело место убийство двух лиц (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Новое постановление о возбуждении уголовного дела не требуется.

Ситуация 7.

Совершена кража из квартиры по предварительному сговору группой лиц (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ) и дополнительно выявлено вовлечение несовершеннолетнего в преступление (ч. 1 ст. 150 УК РФ). Новое преступление имеет неразрывную процессуальную связь с основным делом. Доказательства, подтверждающие совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК РФ, были получены при расследовании уголовного дела, возбужденного по признакам кражи. Постановление о возбуждении уголовного дела не обязательно. В этом случае следует выставить дополнительную статистическую карточку формы № 1 на вновь выявленное преступление.

Процессуальный аспект связи с основным уголовным делом отражает взаимосвязь между первым преступлением, дело о котором возбуждено, и преступными действиями, выявленными в ходе расследования.

Процессуальная связь может проявляться в том, что новое преступление было выявлено в ходе следственных действий, основания для производства которых возникли по ранее возбужденному уголовному делу в отношении того же лица. В этом случае на следователе не лежит обязанности в каждом случае выносить новое постановление. И напротив, если основания для производства следственного действия, в ходе которого было выявлено новое преступление, не вытекали из материалов возбужденного уголовного дела, то факт невозбуждения уголовного дела о новом преступлении является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

При сомнениях вынесение нового постановления о возбуждении уголовного дела может быть оправдано.

Материальный аспект связи с основным уголовным делом свидетельствует о неразрывной связи с событием преступления. В данном случае речь идет о совокупности преступлений, принимая во внимание и те случаи, когда одно действие (бездействие), содержит признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ.

Примером служит разъяснение Верховным судом Российской Федерации правил квалификации хулиганства по совокупности с другими преступлениями.

В постановлении Пленума № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений», в частности, разъяснено: «Если лицо при сопротивлении лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, умышленно причинило ему тяжкий или средней тяжести вред здоровью, либо совершило его убийство, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 УК РФ и соответственно п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 112 УК РФ или п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Предположим, уголовное дело было возбуждено по ч. 2 ст. 213 УК РФ. Обвинение предъявлено по совокупности преступлений. Дополнительно выявленное преступление будет поставлено на учет, но нового постановления о возбуждении уголовного дела не требуется.

Следует помнить, что каждое уголовное дело индивидуально и подход в оценке требований к вынесению (или невынесению) нового постановления о возбуждении уголовного дела также должен быть индивидуальным. Кроме того, необходимо иметь в виду, что судебная практика при разрешении ситуаций, связанных с принятием решения о возбуждении уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица не является стабильной.

Вместе с тем, знание основных подходов в оценке ситуаций, когда новое постановление о возбуждении уголовного дела не обязательно, поможет при возникновении вопросов, связанных с возвращением дела в досудебное производство, вынесением оправдательного приговора, оценке законности производства следственных действий, продлении сроков расследования, обусловленных отсутствием нового постановления о возбуждении уголовного дела.


Заключение

Часто говорят, что теория расходится с практикой. Но проблема не в том, что научные исследования в области уголовного судопроизводства отдалены от практической деятельности лиц, осуществляющих производство по уголовному делу.

Есть решения, основания для принятия которых в законе четко не прописаны, что позволяет провоприменителям толковать их по-разному. К ним относится и решение о возбуждении уголовного дела.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 3.

См.: Приказ Генерального прокурора от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия (п. 1.4)»; Совместный приказ Генерального прокурора РФ, МВД РФ и других правоохранительных органов № 39/1070/1021/253/780/353/399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений»

Артамонов А.Н . Прокуратура и прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. – Омск, 2010. С. 37.

Вандышев В.В.

Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Контракт, 2011. С.68.

См.: Александрова Л.А . Публичность как основание уголовно-процессуального права. – М., 2007. С. 67-69.

См.: Марцев А. И. Состав преступления: структура и виды // Уголовное право. – № 3. – 2005. С.47.

См.: Костенко Р.В. Теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты понятия уголовно-процессуальных доказательств. – Краснодар, 2005. – С. 215.

См.: Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал российского права. – 2006. – № 7.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 40.

См.: Костенко Р.В. Возможность доказывания на стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное судопроизводство. – 2006. – № 1.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 47.

Ефремова Н.П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 54.

Основным уголовным делом является уголовное дело, при расследовании которого выявлено новое, ранее не стоящее на учете, преступление.

См.: Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 36-14-06 от 5.12.2006г.

Ефремова Н.П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. С. 54-59.

Кальницкий В.В. Действия следователя при выявлении нового преступления // Законодательство и практика. 2000. № 1. С. 103-106.

См. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. – № 1.

Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие. – Омск, 2009. С. 60.



 

Возможно, будет полезно почитать: