Икона божией матери корсунская, или ефесская. В каких проблемах вам поможет икона корсунской божьей матери

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном - в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками - в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Корсунская Шпилевская (Прозренная)

Есть у каждого человека, кто принял в свою жизнь Бога, любимая икона. Для женщин, как правило, такой намоленной помощницей во всех делах является икона Божьей матери. Корсунская икона Божьей матери, наравне с Цареградской, является одним из ранних ликов Богородицы, восходящих к самим истокам православия.

История появления

Корсунская икона Божьей матери, называемая также Ефесская, по той причине, что долгое время святой лик Богоматери находился на Ефесе. Удивительно, но и Корсунская икона Пресвятой Богородицы, и Царьградская икона Божьей Матери написаны одной рукой. Их автором считают проповедника евангелия Луку.

Икона Божией Матери «Корсунская»

Конечно, по прошествии многих лет, уже не отыщешь достоверной информации о том, как икона появилась в России. Но благодаря церковным преданиям известно, что некогда побывав в Корсуни, князь Владимир перевез ее в Киев. Другое повествование гласит, что в XII веке жила некая княжна Евфросиния, которой в качестве подарка преподнес икону Богоматери греческий император. Казалось бы, две совершенно разные истории, не вполне претендующие на достоверность, но существует и третья версия истории Корсунской иконы Богородицы.

Согласно этой версии, иконописный образ очень долго находился в городе Ефесе (территория современной Турции). Этот город известен верующим по библейским преданиям, которые хранят память о том, как после распятия Иисуса Христа, Мария и один из апостолов покинули Иудею, ведь в то время начались гонения на тех, кто принял учение Христа, и искали защиту в Эфесе.

Интересно! О местонахождении Девы Марии не было известно никому, кроме апостола Иоанна, следовавшего за ней, предположительно, Богоматерь нашла приют неподалеку от храма Артемиды, где прожила до самой старости и здесь же была похоронена. Если принимать за основу эту версию, то вполне логично, что иконописный лик Божьей матери появился там, где она нашла свой последний приют.

Описание

Икону Корсунской Божьей матери искусствоведы выделяют, как один из важных образов в иконописи. Эта икона относится к такому типу иконографии, как элеус или «умиление» - один из главных типов иконописного изображения Богоматери. Нужно заметить, что это один из самых нежных типов икон, наполненных особенной лирикой.

Дело в том, что изображение на иконе иллюстрирует очень личную тему - взаимоотношения матери и сына, их нежные чувства друг к другу. Также искусствоведы полагают, что Божья матерь на иконе олицетворяет собой душу, а Иисус - Бога, т.е. символический смысл иконы - общение души с Господом.

Совет! Молясь у Корсунской иконы, можно просить о самом личном, тайном и, казалось бы, несбыточном.

Такой тип характеризуется тем, что Богородица изображается с младенцем, который сидит на ее руке. Божья матерь обнимает ребенка и прижимает его к щеке. Символическое понимание такого типа иконы сводится к тому, что Пресвятая Мария олицетворяет собой весь род человеческий, а младенец Иисус - всепоглощающую безусловную любовь, таким образом, высшее понимание иконы Корсунской Божьей матери - наивысшая любовь Бога к людям.

Считается, что этот лик Божьей матери покровительствует женщинам, имеющих детей, даруя им защиту при самых тяжелых испытаниях. Примечательно, что с Корсунской иконы существует несколько списков, наиболее известный из них - Касперовская икона Богоматери.

Где находится святой лик

Известно, что подлинник иконы находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Хотя Корсунская икона Божьей матери так и не была передана в храм, для верующих оказалось неважным, где поклониться и помолиться у иконы - в церкви или музее. К тому же, экскурсоводы музея привыкли к потоку паломников, идущих именно к этой иконе. Из разговоров с ними, сотрудники музея узнали, что эта икона - великая благодать для города и России в целом. Тот, кто хоть раз увидел ее, обязательно почувствовал любовь, которую несет в своем сердце Богоматерь к сыну и всем людям.

Интересно! С пребыванием иконы в Русском музее связан и один не очень приятный факт, имеющий отношение к иконе. Дело в том, что когда святой образ Богородицы попал к реставраторам, темный цвет иконы по ошибке приняли за копоть и поспешили его счистить. Позже оказалось, что с темноватым цветом кожи младенца Иисуса и Девы Марии связана византийская традиция иконописи.

Для тех, у кого душа не лежит к посещению музея, существует довольно много списков с данной иконы, которые можно увидеть во многих известных храмах:

  • В Благовещенском соборе в Нижнем Новгороде сохранился список 995 года, являющийся одним из самых ранних.
  • Несколько списков находятся в небольших храмах в городе Корсунь и селе Глинково, что находится неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры и в Смоленской области, в селе Смориги, в храме Николо-Георгиевском.

О чем молятся Корсунской иконе

Среди людей об иконе Божьей матери Корсунской давно закрепилось определение «чудотворная». Действительно, рассказы о чудесном исцелении, помощи в жизненных передрягах передаются из уст в уста и привлекают к иконе все новых и новых людей, которые стремятся со всех концов России к чудесной иконе Корсунской Божьей матери.

Чистая молитва и искреннее покаяние помогает освободить сердце от греха

Говорят, что простого присутствия около иконы достаточно, что сердце очистилось от боли, и душа наполнилась добром и любовью. Как мать, любит свое дитя, так и Богоматерь, как мать всего человечества может позаботиться о каждом, кто пришел к ней с искренними молитвами. Чистая молитва от сердца, искреннее покаяние в грехах содеянных, перед ликом Божьей матери, помогает освободиться от душевных ран и терзаний. Каждому, кто к ней обратится, Божья матерь дает главное - надежду во все самое лучшее.

На заметку! Существует предание о том, как икона могла примирить враждовавших людей, стоило только поднять ее между нападающими друг на друга, как всякая агрессия прекращалась, а враждующие примирившись, горько каялись перед иконой.

Но не только женщины просят у образа Пречистой Девы за своих детей, за легкую беременность и счастливое замужество. Просить помощи у иконы приходят также те, кого захлестнул поток материальных проблем, и выхода из этого удручающего состояния они не видят. Как это ни странно, но также молитвы, обращенные к Божьей матери, часто содержат просьбы о хорошем урожае, по этой причине Корсунскую икону Божьей матери так почитают фермеры.

Таким образом, значение святого образа Корсунской Богоматери велико, ведь она помогает:

  • освободить сердце от греха;
  • утешиться в горе;
  • получить свободу от страхов и тревог и обрести спокойствие;
  • получить облегчение при страданиях души;
  • исцелиться от многих болезней;
  • оберегать на жизненном пути детей.

Воцерковленные люди знают, что самые сильные молитвы читаются в дни, связанные с почитанием иконы и Пресвятой Девы. Обычно в такие дни в церкви у иконы поется акафист Богородице, прославляющие Божью матерь. Таким днем для иконы Корсунской является 22 октября, в этот день в церкви совершаются дополнительные богослужения и крестный ход с иконой. Также в этот день осени принято ставить свечи у лика Божьей матери, молясь за близких.

Корсунская икона Божией Матери

То, с какой любовью склонилась над своим сыном Пресвятая Богородица, как тесно прижалась она к его щёчке и с какой благодатью смотрит на каждого, кто припадает с молитвами к её образу, доказывает, как сильно любит эта Непорочная и Святая Дева своего сына и всех людей. А сколько света в этих бездонных глазах, сколько доброты, сколько самоотверженности! Глядя на эту дивную икону, хочется забыть обо всех насущных проблемах и мирских делах.

Кто написал этот величайший образ

По преданию, Корсунская икона Божией Матери была написана Пресвятая Богородица, как только увидела святыню, пришла в изумление и произнесла следующие слова: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою».

Описание иконы

К сожалению, со временем икона немного поменяла свой цвет. Она приобрела тёмный оттенок, но, несмотря на это, от лика и по сей день исходит невероятная мощь.

Длина святыни - 80 см, ширина - 62,3 см. Верхнее одеяние Пресвятой Богородицы красного цвета, нижнее - тёмно-синего. Младенец изображен в тёмно-зелёной одежде. На обороте святыни можно увидеть образ Николая Чудотворца.

Икона имеет очень интересную отличительную черту - это плечное изображение Богородицы и её Младенца. Внимание художника больше всего сосредоточено на жестах и взгляде Марии и Иисуса. Лука хотел изобразить бесконечную любовь и покровительство Пресвятой Девы ко всему миру.

Очень выразительно описаны руки и пальцы. В правой руке Младенца сжат свиток, а в левой - мафорий Богородицы. Руки Пресвятой Девы нежно обнимают Иисуса, тем самым показывая, как она дорожит своим Сыном.

Это описание иконы подлинной. Существуют и переписанные образы, которые также имеют огромное значение для верующих.

О том, каким образом чудесная святыня оказалась на территории земли русской, рассказывают две легенды, которые мы вам сейчас и поведаем.

Владимир Великий

Первое предание гласит, что очень хотел породниться с императором Византии для того, чтобы помочь ему подавить надоедливых повстанцев. Для этого он посватался к его очаровательной сестре Аннушке. Девушка согласилась выйти замуж за князя. Единственным препятствием к браку была вера Владимира, ведь он являлся язычником. Анна настояла на том, чтобы князь принял христианство, на что он быстро согласился, чем заслужил доверие красавицы.

Позже в городе Корсунь прошло торжественное венчание Владимира и Анны. После этого знаменательного события молодожёны отправились в Киев. На долгую дорогу их и благословила та самая Корсунская икона Божией Матери, которую князь забрал с собой на родину. Из Киева образ попал в Новгород, затем - в Москву, где его поместили в Кремлевском Соборе во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Евфросиния Полоцкая

Второе предание гласит, что икона Корсунская, значение которой огромно, попала на Русь благодаря стараниям преподобной В конце 12 века под её предводительством был возведён женский монастырь, который очень нуждался в иконах. Узнав о том, что в Эфесе есть чудотворный образ, который написан самим апостолом Божьим Лукой, Ефросинья тут же послала гонца Михаила с просьбой подарить монастырю эту святейшую икону. Византийцы согласились, и Корсунская икона Божией Матери отправилась в Полоцк. По пути Михаил наведался в город Корсунь, отсюда и название.

Дальнейшая судьба иконы

В 1239 году святая Евфросиния выдала замуж свою любимую внучатую племянницу Александру за Ярослава Невского. Их брак Полоцкая благословила Корсунской а затем принесла её девушке в дар. Позже Александра подарила икону городу Торопцу. Как говорилось в предании, святыня многократно оберегала этот населенный пункт от жестоких нападении со стороны литовцев. Тысячи людей молились пред святым ликом во время страшной эпидемии, обрушившейся на Торопец. Когда в 1812 году к городу приближались французы, местные жители, боясь за святыню, вывезли её на окраину. После этого по Торопцу прошла новость о том, что Наполеон решил поменять свой маршрут и обошёл город стороной. Затем святыню снова приняла церковь Корсунской иконы Божией Матери.

В 1917 году храмы по всей стране стали подвергаться уничтожению. Опасаясь за святыню, духовенство приняло решение отдать икону на сохранение в Русский музей (г. Санкт-Петербург). После окончания репрессий храм Корсунской иконы Божией Матери многократно пытался вернуть образ в родные стены, но власти посчитали, что святыня является достоянием государства, и отказались её отдавать. Корсунская икона Божией Матери и по сей день хранится в Русском музее.

Ошибка реставраторов

После того как святыня перешла во владение Русского музея в Санкт-Петербурге, знаменитым специалистам было поручено отреставрировать икону. Они так увлеклись своей работой, что допустили огромнейшую ошибку, думая, что очищают образ от копоти. На самом деле это была тёмная кожа Пресвятой Богородицы и её Младенца. Именно так они изображались на древних византийских образах.

О чём молятся перед этим образом?

На протяжении семи столетий икона помогала верующим справляться с болезнями, бедами и горем. Перед ликом Корсунской Богородицы молятся об избавлении от скорби, печали, от душевных и физических недугов, бедности. Фермеры и работники сельского хозяйства просят улучшить погодные условия и собрать богатый урожай.

Молитесь Пресвятой Деве Марии с открытым сердцем и самоотверженностью, и вы обязательно будете услышаны.

«Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», - так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше».

Одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»).

Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870-1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже - в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время ).

Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая

Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую Богородичную икону и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина иконы составляла 1 аршин и 2 вершка, а ширина - 14 вершков (1 аршин равен 71, 12 см.,1 вершок равен 4, 445 см. - Прим.ред. ). Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различались легко. Верхняя одежда Богоматери была написана красным, а нижняя - темно-синим цветом. У Младенца Христа одежда была темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца.

Еще один список иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска под Псковом и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону от царских врат.

Евгений Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде она названа «пядничной», поскольку изображение ее по ширине было равно старинной русской мере - «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения».

Далее очеркист приводит историю 1657 года о «великом и преславном чуде Богоматери» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша».

Вдовица и ее дочь «видеша знамение страшно и ужаса исполнено, - показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща»

Тогда некая посадская вдовица Евдокия, в доме которой и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла чудотворный образ в Изборск. «Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред этой иконой, вдовица вместе с дочерью Фотинией «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, - показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Эти «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где была поставлена икона.

Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а образ был перенесен на две недели во Псков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни

Известно также о списке с Корсунской иконы, находившемся в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Этот образ был написан в начале царствования императора Николая I и принесен в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Предыстория этого дара такова. Сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел образ во сне и в течение долгого времени пытался отыскать такую икону. 30 августа 1828 года ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы. Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 году. С нее и был сделан петербургский список иконы. Список этот хранился у графини Эртцен, потом у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в дом графини множества молитвенников. Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным (широко известно его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», которая теперь хранится на Черниговщине). Посетив однажды дом Алексеевой, святой был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни.

18 февраля 1894 года святыня была торжественно перенесена в Исаакиевский собор. В этот день от нее произошло чудесное исцеление жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, в детстве травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию. «Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы. На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна отнесла исключительно предстательству Небесной Владычицы».

Называют и иные списки Корсунской Чудотворной - в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен в монастырь святителем Алексием, митрополитом Московским). Список, пребывавший в Благовещенской обители, сохранил ее при трех опустошительных пожарах в Нижнем Новгороде (в 1715, 1722 и 1767 годах).

Отметим и списки Корсунской иконы, находившиеся в Малороссии. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин. Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII века, когда святитель был еще псковским епископом. И кто знает, не благословение ли именно этого святого образа сопровождало в жизни юного нежинского гимназиста, будущего великого писателя Николая Гоголя…

Там же, в Черниговской губернии, недалеко от города Стародуб, в селе Печеники находился еще один, весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери.

Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка под Полтавой.

Широко известен и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка) Сумского уезда, именуемый также «Прозренная». От этой иконы произошло исцеление слепорожденной девочки, дочери человека, в чьем доме находилась икона. После этого образ был передан для общенародного поклонения в Шпилевский Покровский храм. Ежегодно 9 октября икону торжественно переносили в Преображенский собор города Сумы, где она находилась всю зиму. В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунская Прозренная» (Шпилевская), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа».

Именно этот список Корсунской иконы, датированный концом XVIII века и входивший в число 50-ти икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. До похищения осенью ежегодно проходил крестный ход с этой иконой по центру города.

Вспоминают и икону, находившуюся в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии. Этот образ прославился чудотворениями с 1642 года.

В 1771 году в городе Романове (сейчас Тутаев) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой.

А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (построена в 1730 году), в которой и находился благодатный образ.

В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 года, когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые.

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море. Там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, обретенную на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители. Потом эта икона находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов - Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева

Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также в селе Глинкове Владимирской епархии и в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов - Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева.

Кондак одиннадцатый акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), гласит: «Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа».

Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!

Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.

Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.

Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.

Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Празднование Окт. 9

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

Чтомая в Петроградском Исаакиевском кафедральном соборе

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.



 

Возможно, будет полезно почитать: