Не навреди: кому можно, а кому нельзя поститься? Вера православная - пост-алф.

Валентина Кирикова

Обязательно ли строго соблюдать правила поста?

— Скажите, пожалуйста, какова для нас норма поста? Говорят, что в пост надо отказываться от того, что любишь...

— Есть церковный устав. Церковный устав очень строгий, неоправданно строгий, я бы сказал. Если заняться историей этого вопроса, то мы видим, что с течением времени правила поста в Церкви все более устрожаются и устрожаются. Сначала пост был только Великий и затем — среда и пятница каждой недели. Это так называемый канонический пост, он сложился в Церкви сразу. Причем Великий пост был разной величины и разной строгости, но всегда перед Пасхой постились. Минимум постились неделю, а сейчас пришли к сорока дням плюс Страстная седмица.

Мера поста была тоже разной. Начиная с того, что по субботам и воскресениям пост отменялся и кончая тем, что у нас есть сейчас, т. е. строгость поста соблюдается, рыба не естся. Среда и пятница приравнивались к великопостным дням. В среду потому, что мы вспоминаем предательство Иуды, и это воспоминание подвигает нас к такому сосредоточению, чтобы с нами этого не случилось. А в пятницу — потому что вспоминаем крестные страдания Христа.

Что касается Петровского поста, то он был епитимийный, т. е. те, кто не могли поститься в Великую Четыредесятницу, восполняли это пощением в Петровский пост. Успенского и Рождественского постов не было в первую тысячу лет бытия Церкви. Они были такие поместные что ли, т. е. перед Рождеством было предпразднество неделю, а перед Успением, по-моему, ничего не было.

Константинопольский собор, кажется, 1147 года, еще об этом упоминает об постановлении о правилах поста , что есть обязательный для всех и Великий пост, и среда и пятница каждой седмицы. А что касается Апостольского, Божией Матери и Рождественского постов, то есть предпразднество недельное, здесь мы постимся. Остальные — по силам.


Но дальше сил у христиан становилось все больше и больше. И поэтому правил поста становилось все больше и они делались строже. Если брать, к примеру, устав Студийский, то мы видим, что по нему в субботу и воскресение Великого поста разрешалось вкушать рыбу. У нас сейчас такого нет. Если мы берем даже дониконовские уставы, то мы видим, например, что во вторники и четверги, субботы и воскресенья Петровского и Рождественского постов разрешалось вкушать рыбу независимо от богослужебного знака. А у нас еще более строгие правила поста . И поэтому, конечно, они в такой практической жизни христиан православных остаются по большей части в Типиконе. И люди приходят на исповедь, массово каются, что они не могут держать пост.

Что касается меры поста, то ее каждый должен определять со своим духовником индивидуально. Но здесь есть такая грань: есть разорение поста, т. е. нарушение церковных уставов, а есть послабление поста. Вот разорение правил поста , конечно, допускать нельзя. Потому что мы постимся прежде всего из-за послушания Церкви. И наш пост — это главное такое внешнее выражение, как внешнее выражение Богопочитания в молитве — это крестное знамение, поклоны и лобызание икон, так и внешняя принадлежность наша к Церкви православной — это соблюдение ее уставов.

Да, устав сложился так, что можно анализировать исторически, что был менее строгий и более строгий, можно быть недовольным по этому поводу. Но правила поста сложились такие, какие они есть, и мы постимся «за послушание» Церкви. И разорять эти правила поста нельзя, но можно их, я думаю, послаблять, опять же индивидуально. Если человек не может поститься строго по уставу, пусть послабляет, но как бы с благословения духовника.

Что касается отказа от того, что любишь. Да, это действительно так. Пост, помимо того, что это послушание к Церкви, это и некое аскетическое упражнение. Вот, например, когда меня спрашивают, как поститься, я говорю: «Не смотрите телевизор». Вот вам будет пост и, кстати, очень тяжелый для многих. Попробуйте его не смотреть в Рождественский пост! С едой поступайте по совести, как вам позволяет ваше здоровье, лучше, конечно, поститься. Вот вам задание на пост: «Телевизор не смотрите и Новый завет прочитайте».

Игумен Петр (Мещеринов)


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Смирение - добродетель, возвышающая дух и приближающая наш ум к Богу. Это качество можно противопоставить гордыне. Такому человеку кажется, что всего, что у него есть хорошего в жизни, он достиг сам. На первой стадии смирения человек начинает понимать, кто на самом деле дает ему в этой жизни блага.

Любой пост, если его держать правильно, приносит организму только пользу.

Однако до сих пор многие воспринимают пост как своего рода наказание, что в корне неверно.

Если знать, как правильно питаться в пост, то этот период пролетит для вас незаметно.

Кроме того, вы удивитесь, сколько интересных и разнообразных блюд можно приготовить в пост.

Пост для православных – что это?

Пост – это временное, добровольное ограничение или полный отказ от скоромной пищи, а также борьба со своими страстями. В это время нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от посещения увеселительных мероприятий и заведений подобного рода. Это наша благодарность Богу за его великую Жертву. Пост – это своеобразное лечение, которое призвано усмирить и облегчить тело, а также обезоружить страсти и обуздать желания. Сегодня все больше людей стараются держать пост, но, к сожалению, многие воспринимают его как диету, что в корне неверно. Держать пост – это гораздо больше, чем просто отказ от еды. Как писал Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».

В посте, как и во всем другом, нужно знать меру. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Прежде чем начать держать пост, посоветуйтесь с вашим духовником или священником. И конечно, пост не должен стать кратким путем попасть в больницу.

В Православии существует четыре многодневных поста:

Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост.

Среда и пятница.

Однодневные посты:

Посты назначаются в преддверии какого-либо праздника либо в честь него.

Великий пост дает возможность каждому православному человеку подготовиться к празднику Пасхи. Христос молился в пустыне сорок дней, после чего был предан и принял мученическую смерть на кресте, тем самым избавив весь человеческий род от греха. Православные, соблюдая этот пост, как бы проходят весь этот путь вместе с Христом. Это один из самых строгих постов.

Когда на апостолов сошел Святой Дух, они разошлись проповедовать Евангелие по всему миру, постоянно находясь в трудах, молитве и посте. В честь этого события и был назначен Петров пост . Ведь каждый православный человек должен своей жизнью проповедовать православную веру.

Успенский пост посвящен Богородице. Он позволяет всем православным подготовиться к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, которая, готовясь к встрече со своим Сыном, много молилась и постилась. Этот пост по строгости равен Великому.

Рождественский пост – последний в году. Установлен он для того, чтобы каждый православный очистил свою душу постом, покаянием и молитвой. Мы должны встретить пришедшего в мир Спасителя с чистой душой и сердцем, чтобы показать свое желание следовать учению Христа.

Как правильно держать пост: правила, поведение, посещение церкви

Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться, чтобы понять, как правильно держать пост.

1. Прежде чем начать держать пост, нужно понять, что воздержание от пищи – это инструмент, с помощью которого человек борется со своими грехами. От пищи нужно именно воздерживаться, а не изнурять себя и свое тело. Вы должны трезво оценить свои силы в зависимости от вашей подготовки к посту и состояния здоровья.

2. Пост требует постепенного вхождения и подготовки. Начните подготовку к нему с воздержания от скоромной пищи по средам и пятницам на протяжении года.

3. Для тех, кто желает поститься впервые, рекомендуется предварительно побеседовать со священником, рассказать ему о своем физическом и душевном состоянии и попросить благословение на соблюдение поста.

4. Желательно присутствовать на всех церковных службах, которые совершаются во время поста. Однако современному человеку достаточно трудно соблюдать это правило, особенно тем, кто постоянно работает. Но все же, старайтесь посещать вечернюю службу в субботу и, конечно, воскресные службы.

5. Во время Великого, а теперь и других постов, в церквях совершается таинство Соборования, которое не должен пропустить ни один православный человек, решив держать пост. Время проведения этого таинства нужно предварительно узнать, так как в разных храмах оно проводится в разное время. После обряда Соборования, при первой же возможности необходимо причаститься.

6. Простое воздержание от пищи без молитвы не принесет пользы для души. Более того, это может нанести вред, если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, начинает возноситься над другими. Православный человек во время поста должен посвятить себя молитве, воздержанию от страстей и пороков, покаянию, совершению добрых дел, прощением обид, меньше смотреть телевизор и посещать увеселительные мероприятия.

7. В последнее время все чаще и чаще стало звучать такое утверждение, что якобы необязательно воздерживаться от скоромной пищи, главное, делать добрые дела и никого не обижать. Может, оно и верно, но невозможно смирить свой дух, не смерив, тело. Как уже говорилось выше, не стоит впадать из крайности в крайность. Воздержание и добрые дела во время поста должны быть неразлучны.

8. Пост – время примирения. Старайтесь наладить отношения со своими друзьями и близкими, если до этого вы находились в конфликте.

9. Кроме воздержания в пище, каждый христианин должен сконцентрировать свои силы на добрых делах. По своим силам помогать всем нуждающимся. Это может быть не только материальная жертва, но и ваш труд и забота о тех, кто в ней нуждается.

10. Каждый человек знает о своих слабостях. Пост – это как раз то время, когда вы можете начать борьбу с ними. К примеру, попробовать побороть вредные привычки. Конечно, это сделать невозможно без молитвы. Каждую свободную минуту посвятите молитве и чтению Евангелия.

Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть?

Существует несколько видов поста:

строгий пост – отказ от любой еды и напитков, кроме простой питьевой воды;

сухоядение – употребление растительной пищи в натуральном виде, не подвергая ее готовке;

вкушение вареной пищи — разрешается употреблять растительную пищу, предварительно ее приготовив, но, не заправляя маслом;

вкушение вареной пищи с елеем — разрешено готовить растительную пищу с добавлением постного масла;

вкушение рыбы – допускается не только приготовленная растительная пища, но и рыба, морепродукты.

Церковь четко определяет, каких правил питания нужно придерживаться по тем или иным дням. Рассмотрим их подробно для каждого многодневного поста:

1. Великий пост .

Первая и Страстная седмицы поста – самый строгий пост, разрешено только сыроядение без масла или полный отказ от еды.

Понедельник, среда и пятница – сырые овощи.

Вторник и четверг – блюда без елея. Вареные блюда из овощей, бобовых, грибов и круп.

Суббота и воскресенье – разрешено добавление елея. Сваренные или приготовленные на пару блюда.

Благовещение Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье – разрешена рыбная икра и вареные блюда с маслом.

Страстная пятница – полный отказ от еды до выноса плащаницы.

2. Петров пост .

На протяжении всего поста, за исключением понедельника, среды и пятницы можно кушать рыбные блюда.

Понедельник – приготовление без елея. Горячие блюда.

Среда и пятница – сыроядение.

В остальные дни можете готовить блюда с добавлением масла. Грибные, овощные, рыбные блюда и каши.

Рождество Иоанна Предтечи — разрешены рыбные блюда.

3. Успенский пост . Продолжительность поста всего две недели, но по строгости равен Великому.

Понедельник, среда и пятница – сыроядение.

Вторник и четверг – приготовление без масла. Вареные блюда из круп, бобовых овощей и грибов.

Суббота и воскресенье – приготовление вареных блюд с маслом.

Преображение Господне – допускаются рыбные блюда.

4. Рождественский пост . До 19 декабря правила приема пищи такие же, как и правила в Петров пост.

В дни праздников святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Рыба запрещена в последнюю неделю поста.

В среду и пятницу православные постятся, вспоминая предательство Иуды и мученическую смерть Христа.

Конечно, все эти правила соблюдать очень сложно, особенно тем, кто впервые решился держать пост. Поэтому перед каждым постом необходимо пообщаться со священником и взять у него благословение.

Продукты, которые нельзя употреблять в любые постные дни:

— любое мясо и субпродукты;

— животный жир, маргарин и сливочное масло;

— кисломолочные и молочные продукты;

— майонез;

— рыбу и морепродукты (кроме определенных дней, когда это разрешено).

Продукты, которые разрешается употреблять в пост:

— фрукты и овощи;

— зелень;

— растительное масло;

— крупы и хлопья из злаков;

— пряности и специи;

— бобовые;

— соевое мясо.

Как видим, во время поста достаточно большой выбор продуктов, из которых можете приготовить много вкусных и полезных постных блюд.

Как правильно поститься в Великий пост: кому можно допустить послабления

Существуют определенные категории людей, которым разрешены некоторые послабления в соблюдении поста, либо вовсе не рекомендуют поститься. К таким категориям можно отнести:

1. Дети до 7-ми летнего возраста. В этом возрасте организм активно формируется, поэтому не исключайте из рациона ребенка рыбу и мясо. Можете заменить часть этих продуктов растительными белками: гречиха, бобовые, орехи и грибы.

2. Беременные и кормящие. Женщинам в период беременности и вскармливания грудью разрешается употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу.

3. Люди, перенесшие тяжелые заболевания. Для восстановления сил, таким людям необходимы аминокислоты и жиры.

4. Люди, страдающие хроническими заболеваниями.

5. Путешествующие и люди, которые тяжело работают физически.

Если вы поститесь впервые, можете дать себе небольшие послабления, посоветовавшись перед этим со священником.

Если не сдержал пост: какое наказание себе назначить?

Этот вопрос мучает тех, кто пытался держать пост, но в какой-то момент срывался. На самом деле, наказание за это вам может назначить только ваш священник. Он может назначить вам прочтение Покаянного Канона на протяжении нескольких дней либо определенную работу, к примеру, по уходу за престарелыми или больными людьми. То есть какими-то своими добрыми делами искупить этот грех.

На самом деле, соблюдение поста – это очень индивидуально. Даже если вы откажетесь, к примеру, только от мяса, это уже хорошо. Ведь у одного человека хватает силы воли держать сразу строгий пост, а другому это будет не по силам, и он начнет роптать. Сегодня вы откажитесь от мяса, а на следующий пост вы уже и от молока откажитесь. Если вам так легче, можете постепенно отказываться от скоромной пищи.

Календарь постов на 2016 год

Каждая среда и пятница, кроме Сплошных седмиц.

Теперь вы знаете, как правильно поститься. Начните ваш подвиг с соблюдения поста по средам и пятницам. Сегодня на просторах интернета можно найти массу интересных рецептов для постных дней. И помните, что простое воздержание от еды, не ограничивая себя ни в чем другом – это не пост, а диета! Приятного вам поста!

На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином – не добродетель, но долг послушания Богу.


Преп. Макарий Оптинский:

«Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святого Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17), а еще сказал к Апостолам, и в них к пастырям: «слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (Лк. 10, 16). То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать.

...Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание».

Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. «Это, конечно, вещь неважная», - сказала дама. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала!» Вот в чем грех-то, и грех большой - Матерь-то свою не признавать, пощечинами-то ее награждать. А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь - пустяки, неважная вещь!»

Св. Феофан Затворник:

"Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок.

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом - не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай - подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая.

Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе - сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? - Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душою. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог - чрево. Кому бог - чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога".

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

"Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, - ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.

Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные, а на земле - в продолжение не много более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия - везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Kор. 15, 50), потому что Царствие Божие не пища и питие (Рим. 14, 17) .

Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Невозможно. Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Не из-за яди ли единой* (* Не из-за яди ли единой – Не единственно ли из-за еды.)? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него".

Преп. Амвросий Оптинский:

О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» (Мф. 17, 20), а потом прибавил: «сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом» (Мк. 9, 29). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» (Мк. 2, 18-20). - Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными - Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. е. в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.

Св. Иоанн Златоуст:

«Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом…

Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после Крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. …Вот почему и Христос постился сорок дней, показывая нам спасительное врачевство».

Великий пост - сложное испытание не только для духа, но и для тела. Диетологи рассказали, кому поститься не стоит, можно ли считать пост диетой и какие продукты следует включить в рацион в эти дни

Как соблюдают пост в наши дни?

Пост по монастырским канонам подразумевает строгие и сложные правила: в некоторые дни можно есть только сырую пищу без масла, а в некоторые от еды следует отказаться вообще. Но мало кто из современных людей, живущих в миру, может себе это позволить. Как правило, священнослужители относятся к этому с пониманием, отмечая, что самое важное - воздержание духовное. Воцерковленные люди чаще всего постятся так, как их на то благословил конкретный священник. И все же большинство постящихся обычно едят горячие блюда с растительным маслом. Некоторые позволяют себе рыбу.

Как подготовиться к посту?

По православной традиции Великому посту предшествует подготовительный период. В последнюю неделю перед постом (на нее приходится Масленица) мясо нельзя есть вообще, а на предмасленичной неделе в среду и пятницу нужно отказаться от всех непостных продуктов. Как объясняет Юлия Панова, с точки зрения диетологии это отличная подготовка: организм постепенно привыкает к тому, что долгое время он будет обходиться без животного белка. И, конечно, надо помнить, что переедание блинов не приведет ни к чему хорошему. Но если приготовить блины на гречневой муке или муке с отрубями, они будут менее вредны. «Главное - не начинать пост в 00:00 понедельника, - говорит Панова. - Не надо есть колбасу перед сном напоследок».

Кому пост противопоказан?

Церковь освобождает от воздержания в еде беременных и кормящих женщин, больных, а также тех, кто занят тяжелым физическим трудом или в силу обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей (военнослужащих, заключенных, путешественников). Диетологи добавляют: вам нельзя поститься, даже если вы уже выздоравливаете, но ослаблены после болезни или операции.

Что запрещено есть во время поста?

Под полный запрет попадают мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка. При этом пища должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд осуждается.

Что можно есть?

Овощи, фрукты, крупы, бобовые, грибы, в отдельные дни - рыбу. Не обязательно полностью отказываться от мучных изделий, но в них должны быть лишь вода, мука и соль. Дозволены сладости, например, горький шоколад (без добавления молока), мед и сахар. Иногда можно пить красное вино.

Как избежать чувства голода и недостатка витаминов и микроэлементов?

«Многие в пост убирают из рациона продукты животного происхождения, а все остальное оставляют так, как было, - говорит Юлия Панова. - Такой подход точно приведет к проблемам. Если вы решаете поститься, надо пересматривать весь рацион». Прежде всего необходимо получать достаточное количество растительного белка (его можно найти в бобовых), в идеале - в сочетании со сложными углеводами. Например, рис с фасолью и овощами надолго даст вам чувство сытости. А вот фруктами голод лучше не утолять: слишком большое количество фруктозы будет сильной нагрузкой на организм. Избежать нехватки жиров помогут орехи и семечки. И всегда можно воспользоваться протеиновыми смесями, а также продуктами, обогащенными йодом и железом.

Пост - хороший способ похудеть?

Как раз наоборот. С точки зрения диетологии лишение себя животного белка - это худший способ сбросить вес. «Наши мышцы - это белок, - объясняет Ксения Селезнева. - Если в рационе долго не хватает животного белка, вы действительно похудеете, но именно за счет мышечной ткани. Это неполезное, неправильное с точки зрения диетологии похудение». По той же причине опасно долго голодать (а строгий пост предусматривает голодание в отдельные дни). У организма много компенсаторных возможностей, и поначалу он будет брать энергию из жировой массы. Но через какое-то время переключится на мышечную ткань.

Количество записей: 275

Здравствуйте! А можно ли соблюдать строгий пост неподготовленному человеку? Или пост должен быть по силам каждому?

Константин

Константин, нельзя наполовину исполнять закон - сегодня исполню, а завтра нет. Если Вы решили начать новую жизнь, церковную жизнь то нужно это сделать всем сердцем, и только тогда Вы получите радость духовную и большую пользу своей душе. Не бойтесь того что Вы не сможете выдержать весь пост. Вы начните поститься полностью, и молитесь при этом Богу, чтобы дал Вам сил выдержать до конца. И с Божией помощью, я думаю, Вы сможете выдержать весь пост. Но при этом Вам нужно исповедаться и причаститься во время поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, не считается ли грехом, если при мне знакомые и родственники во время поста слушают музыку и смотрят телевизор, и мне приходится при этом присутствовать?

Анастасия

Анастасия, пост - это время покаяния, и в пост, конечно, не следует слушать музыку и смотреть телевизор. Если у Вас есть своя отдельная комната, то в таком случае для Вас грех смотреть телевизор и слушать музыку. Хотя, можно посмотреть телевизор, но только не развлекательные программы, и можно слушать музыку, но духовную, а не попсу. Если же у Вас нет отдельной комнаты, и Вы живете в комнате, где стоит телевизор, тогда, конечно, Вам деваться некуда, хотя это тоже грех, но невольный, и он легко прощается на исповеди. Смотрите по своей совести - осуждает она Вас или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Совершила большой грех! Я до сегодняшнего дня не соблюдала Великий Пост! Не взяла благословение у батюшки! Я даже покаяться в церковь не могу сходить, т. к. начались критические дни! Что теперь мне делать?

Екатерина

Екатерина, начните соблюдать пост с сегодняшнего дня. Как сказано в Евангелии «Последние получат столько же, сколько и первые». Начните полноценный пост, и Господь Вам зачтет, как за весь пост. Когда сможете, сходите в церковь, покайтесь на исповеди, попросите благословения у священника, и Господь простит Вам. На будущее - нужно быть посерьезней по отношению к своей душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне принять правильное решение. Дело в том, что сейчас идет Великий пост, и я решила его соблюдать, отказывая себе во многом. Но дело в том, что один мужчина, который хочет со мной отношений, приглашает меня поехать с ним за город на 2 дня, отдохнуть. Мы знаем друг друга уже давно. И он мне тоже нравится. Но он постоянно в командировках, и бывает очень редко в Питере. И вроде, я и согласна ехать, потому что чувствую, что и мне хочется с ним провести время, но меня останавливают мысли о посте. Я ему сказала о том, что у меня сейчас полное воздержание. Но он сказал, что мы как-нибудь решим этот вопрос. Я и его понимаю, да и всю ситуацию понимаю. И свои желания чувствую. Что мне делать? Будет ли грешно с моей стороны поехать за город с мужчиной на два дня, даже если и ничего не будет? Как лучше повести себя? Заранее благодарю.

Екатерина

Екатерина, Церковь категорически запрещает близость вне брака не только во время поста, но и всегда. Близкие внебрачные отношения - это грех, который называется блуд. Даже если вы и любите друг друга, вы имеете право на совместную жизнь только после брака, и никак иначе. Сейчас Великий пост, и мы должны полностью погрузиться в молитву, сейчас время покаяния, а не развлечения. Скажите, зачем ехать загород вдвоем на два дня? Сразу возникает мысль: а что вы там будете делать? Как пишут Святые отцы, «солому не кладут радом с огнем, она сгорит». Так же и у вас может быть. Человек немощен, находиться вдвоем два дня, при том, что вы друг другу нравитесь, - думаю, без греха не обойдется, а потом придется каяться, испытывать угрызения совести. Кто грешит, тот ненавидит свою душу, говорит нам Священное писание. Пообщаться можно и так, встретиться, погулять. Вам не нужно ехать за город с этим мужчиной.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброе время суток. Подскажите, пожалуйста, мирянам, соблюдающим пост, можно ли вкушать растительное масло в дни, кроме субботы и воскресения? Спасибо.

Инна

Инна, Великий пост, как известно, - строгий пост. Без растительного масло мы едим в первую и Страстную неделю. В другие дни можно есть растительное масло, кроме среды и пятницы, в течение всего поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, скажите, как Вы думаете, правильно ли заходить в интернет исключительно на православные сайты во время поста, от незнания каких-то вещей? Не является ли это неким самообманом, и лучше воздержаться? Благодарю Вас.

Мария

Мария, можно посетить православный сайт, но не в ущерб церковной службе и молитве. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Мой муж - верующий человек, отказывает мне в интимной близости (не только в пост), не разрешает поцеловать в день после причастия. Отказывает в грубой форме, с раздражением. Хотелось бы узнать мнение церкви на близость в браке. Спасибо.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Отнеситесь с уважением к благоговейному отношению мужа к святому Причащению. Пусть воздержание в этот день станет семейной традицией. Что же касается других дней, следует поговорить об этом с мужем. Церковь благословляет брачные отношения по согласию обоих супругов. Возможно, Вашему мужу требуется консультация врача или психолога.

иерей Сергий Осипов

Простите меня, Христа ради. Вопрос мой, еще и в Великий пост, очевидно вызовет у Вас как минимум неприятие. Я два раза была замужем, сейчас в разводе, мне 34 года. Встретила человека, который, слава Богу, верующий, но не воцерковленный. Встречаемся мы всего месяц, и ему невыносимо терпеть мой пост. Близких отношений у нас, можно сказать, не было, но я переживаю, что он не выдержит столько времени поститься и уйдет от меня, или, что еще хуже, не выдержав плотского голода, пойдет "налево". Человек он хороший, добрый, знаю я его очень давно, просто отношения начались наши только сейчас. Я знаю, что Вы скажете, что он должен терпеть, и это грех большой, и что если будет на то воля Божья, то он останется со мной. Просто я столько ошибок уже наделала, что сейчас просто боюсь потерять этого человека... Я планирую на Страстную седмицу уехать в Почаев и там встретить Пасху. Наверное, если я сейчас не удержусь, то потом мне придется всю жизнь с этим человеком идти на компромисс с Богом. Я просто не знаю, как здесь быть. Поругайте меня и дайте совет. Спаси Вас Господи.

Елена

Здравствуйте, Елена. А почему Вы решили, что если Вы сейчас не удержитесь, то этот человек останется с Вами на всю жизнь? Если Вы сейчас опасаетесь, что он уйдет "налево", то как же придется волноваться в случае Вашей болезни или беременности? Стоит ли с таким человеком связывать свою жизнь? Вот пост и покажет. Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я решила поститься. В семье таких традиций не было никогда, поэтому прихожу к этому своими силами. Прочитав в интернете множество информации, пришла к выводу, что пост это немного не то, что я себе представляла. Это очень сложно для меня. Я имею ввиду именно душевное состояние, ведь изначально я думала почему-то только о еде, алкоголе и ночных гуляньях, и решила, что справлюсь легко без них. Но сейчас мне противно от самой себя, ведь если я решилась поститься, то нужно это делать правильно. Но, опять-таки, это тяжело, и глядя на других людей, я вижу, что большинство как раз постятся неправильно, но постятся. Скажите, как мне быть? Может, прочитать какую-нибудь книгу? Потому что информации очень много, и что делать с ней, я не знаю. И в первую очередь, не знаю, что делать с собой. Спасибо!

Ксения

Ксения, так как Вы решили для себя вопросы алкоголя и ночных гуляний, время разобраться и с вопросами рациона. Здесь лучше всего поможет православный календарь с указанием трапез на каждый день, такие продаются в большинстве книжных лавок. Но будем помнить, что пост в пище – лишь помощник посту духовному, который, как Вы правильно понимаете, есть умерщвление своих страстей и жизнь по заповедям.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, я впервые начала держать пост, учусь в школе (10 классе), в питании нет проблем, читаю молитвы, подаю бездомным, но не знаю, как будет в школе, ведь нельзя радоваться, развлекаться, а мы с подружкой постоянно шутим, смеемся, как мне быть?

Христина

Христина, добрая веселость не является грехом. Лишь бы шутки были безгрешными и не унижали ближних.

игумен Никон (Головко)

Спасибо за то что Вы есть. За помощь духовную нам, немощным, спаси Вас Господи. Очень стыдно задавать подобные вопросы, но не могу иначе. Эту неделю решила постится по правилам мирян. Но обострились у меня негативные чувства, это - гнев, жестокость, сквернословие. Поняла, что натворила, обревелась оттого, что этим все перечеркнула, и на молитву даже уже сил нет. Не пойму, в чем причина - вроде, везде пишут, что все чувства должны утихомириться, а у меня, наоборот, обостряются все негативные чувства. Я понимаю, что надо быстрее на исповедь, но пока я живу в деревне храма нет, а вот в городе обязательно постараюсь исповедоваться и причаститься. Что делать, не знаю, либо поститься мне нельзя (и так худая), да еще и злая, вот беда-то.

Ирина

Ирина, негативные чувства и должны обостряться – это, увы, наша норма: пока в нас живут страсти, они будут беситься от поста и бороться с нами. Не унывайте, поймите все происходящее с Вами духовно правильно и снова принимайтесь за пост. Бог в помощь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! А почему белый хлеб можно в пост у вас на сайте сказано было? Там же яйца в состав могут входить? А черный можно?

Фотиния

Фотиния, мне кажется, в этом вопросе можно быть несколько попроще. Хлеб - есть хлеб. Мы же не покупаем в пост сдобных изделий, только обычные батоны и буханки, а уж что наше государство туда "благословило" положить - на его совести. Да и есть ли там яйца-то, зная опять-таки наше государство? Впрочем, если Вас это вопрос смущает, то спокойствие совести превыше всего, тогда не кушайте. Но, повторюсь, в православных кругах как-то особенно на хлебе не заостряются, в конце концов, пост должен быть не "химический", а духовный, а это, прежде всего, борьба со страстями, в том числе с гортанобесием. Гораздо хуже, на мой взгляд, употреблять в пост соевые майонез, сметану и прочие подобные продукты – вот тут получаем гортанобесие в чистом виде! Продукт по вкусу как скоромный, а той питательности не имеет, зато услаждает вкус, питает привычку и страсть, но не тело. И получается, что и в пост мы остаемся при своих страстях.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться - я первый раз в жизни собирался держать Великий пост, но не смог. Если пощусь, то не могу работать (работа связана с интеллектуальной деятельностью), т. е. сижу как сомнамбула и торможу страшно, а на работе требуется соображать и решения принимать быстро. Вот, сижу и унываю теперь - как быть? Оправданий не ищу - знаю, что их можно напридумывать множество, только все сводится к моей духовной слабости. Я стараюсь держать пост духовный, всю жизнь думал, что нет у меня зависимости от еды такой, а, оказалось, вон оно как - есть! Не знаю, как исповедовать этот грех, я ведь и после исповеди буду есть скоромную пищу в пост. Получается, еще больше усугублю свои грехи?

Алексей

Алексей, Вы, пожалуйста, не унывайте и не опускайте рук: Вас враг немножко искусил, а Вы уж, как я понимаю, и пост готовы забросить. Ничего, не сразу, а постепенно все получится. Приучайте себя понемногу – питайтесь так, чтобы на работе быть в форме, а дома можно и поголодать, и все у Вас получится!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В своем прошлом письме я писала о том, что родители мне не разрешают поститься. Недавно моя бабушка сказала, что самые основные недели поста - это Страстные недели (первая и последняя). Родители предложили мне компромисс: поститься только эти две недели. Можно ли так поступать? Заранее спасибо!

Анастасия

Да, Анастасия, можно. Но если родители разрешат, можно было бы прибавить и еще одну недельку – Крестопоклонную.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте батюшка. Ни я, ни мой муж не держим великий пост. Возможно, что я беременна и зачатие выпало на первые дни поста. Скажите, пожалуйста, считается ли это грехом и будут ли в дальнейшем у нас и малыша проблемы? Говорят, что зачатые в пост рождаются больными. Спасибо

Наталья

Мне рассказывали про одного опытного духовника из Петербурга, который не поленился и на основании данных житий некоторых святых вычислил, что они были зачаты постом. Конечно это вовсе не означает, что зачатие постом обязательно должно привести к рождению святого ребенка, это лишь показывает, что ничего страшного в этом нет. Зато теперь у вас есть лишний повод поупражняться в воздержании.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Неужели соблюдать пост со строгостью, соблюдать сухоядение, отказ от растительного масла для мирян - это только гордыня? Мне кажется, что мне так и нужно. Постом я не хвастаюсь, хотя и не скрываю.

Дарина

В том то и дело, что Вам только «кажется». Ни Вы, ни я, и никто другой не знает, что нам в действительности полезно. И некому нами руководить. Если у Вас есть духовник, способный видеть Вашу душу и давать Вам точные и исключительно полезные указания, то Вам, без сомнения, несказанно повезло. Потому что об отсутствии таких духоносных наставников в один голос рыдали все русские святые от Нила Сорского до Игнатия Брянчанинова. А если такого руководителя нет у Вас, то рассудите сами, из какого умонастроения исходит Ваше мнение? Кстати, очень полезно взять и прочитать главу о Посте свт. Игнатия Брянчанинова в первом томе "Аскетических опытов". Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов



 

Возможно, будет полезно почитать: