Понятие, сущность, функции конституции. Понятие и функции Конституции

Понятие конституции. Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства. Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию как основной закон государства. В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.

Функции конституции и ее социальное назначение. Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции РФ); б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1-16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу. Мировоззренческий характер конституции может проявляться и в том, что ее нормы в определенных политических условиях могут закреплять основы (принципы) соответствующего политического учения в качестве господствующего, своего рода официальной идеологии. Для государств с авторитарными режимами или квазидемократическими режимами подобный характер конституции возможен. Чрезмерная идеологизация конституции (как и всякого иного правового акта) превращает ее в политическую декларацию правящих элит.

Конституционное право рф как наука и отрасль российского права.

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Системаконституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно- социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым – в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

Понятие, сущность, функции конституции.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Функции конституции:
1. К. принимается народом или от имени народа. Действующая конституция 1993 г. принята конституционным референдумом
ст. 3 (ч. 1)
Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
2. Препятствовать территориальному распаду гос-ва, обеспечивать ее целостность и неприкосновенность.
3. Политическая, которая избирает конст. рамки избир системы
4. Экономическая, ст. 8 (2)
В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
5. Социальная, ст. 7 (1)
РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6. Идеологическая, ст. 13 (1.2)
В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3.Юридические свойства конституции .

Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

Понятие конституции к нам пришло из Древнего Рима и в переводе с латыни означает «устройство». В роли первых конституций в древнем мире выступали учредительные законы в древнегреческих полисах и римские законы царя Сервия Туллия, но первой принятой конституцией историки считают Статут Великого Княжества Литовского 1529 года, действовавший в Речи Посполитой, а затем также в Российской Империи до 1840 года. В современном смысле этого слова, первой конституцией стала Конституция США 1787 года, а затем была принята Конституция Речи Посполитой (1791 год) и Конституция Франции (также 1791 год). Две последних просуществовали не очень долго из-за развития событий в этих странах, а самой старой из ныне действующих конституций является Статут Республики Сан-Марино, принятый еще в 1600 году и базирующийся на городском уставе, принятом аж в 1300 году.

Итак, в современном понимании, конституция - это основной закон государства , нормативно-правовой акт , обладающий наивысшей юридической силой в стране, а также учредительный документ, определяющий основы политической, экономической и правовой системы государства. Обычно конституция принимается либо специально созванным учредительным собранием, либо референдумом. Конституция также описывает правовой статус государства и его граждан, а также их права и обязанности. С юридической точки зрения, конституция - это система норм права, на основе которых пишутся все остальные законы в стране.

Виды конституций.

По своей форме:

  • писаные конституции, или кодифицированные (единый нормативно-правовой акт);
  • неписаные конституции, или некодифицированные (несколько законов, разбросанных по множеству актов; может также быть в устной форме, как конституция Спарты, передававшаяся устно от отца к сыну).

Конституция Великобритании, например, является некодифицированной, она состоит из законов, прецедентов, конституционных обычаев. При этом нет какого-либо единого документа, претендующего на роль основного закона страны, и даже нет списка законов и других документов, которые бы относились к конституции. Это объясняется особой ролью прецедента как источника права.

По отношению к поправкам и дополнениям:

  • гибкие (постоянно дополняются и изменяются);
  • жесткие (практически неизменяемые);
  • комбинированные (гибкие с несколькими жесткими статьями, не подлежащими изменению).

Также бывают постоянные и временные конституции, хотя часто конституции, замышлявшиеся как постоянные, оказывались временными и наоборот.

Особенности конституции.

  1. Закрепление строя государства, формы государства, органов власти.
  2. Закрепление основных прав и свобод .
  3. Относительная стабильность.
  4. Основа для текущего законодательства .
  5. Особый порядок принятия и изменения.
  6. Нормативно-правовой акт прямого действия.
  7. Верховенство на всей территории государства.

Функции конституции.

Исходя из определения и особенностей конституции, мы можем перечислить ее основные функции:

  1. Учредительная функция - основа для развития правового государства.
  2. Организаторская функция - постановка новых задач, направление в котором необходимо развиваться государству.
  3. Внешнеполитическая функция - основа международной политической деятельности .
  4. Идеологическая функция - определенное политическое учение, например, коммунистический характер Конституции СССР.
  5. Юридическая функция.

Система экономических, социальных, политических и правовых отношений , которые устанавливает и охраняет конституция, называется конституционным строем . Основные признаки конституционного строя в демократическом государстве:

  • народный суверенитет (народовластие);
  • разделение власти на три ветки: законодательную, исполнительную и судебную;
  • нерушимость прав и свобод человека.

Современные конституции стали намного длиннее и детальнее, чем первые, короткие конституции. Но отрицательный момент в том, что они утрачивают свое символическое значение в пользу юридической направленности. Нельзя забывать, что конституция, в первую очередь, передает характер и особенность государства и его граждан. Конституция должна помогать нации в самоидентификации, формировании мировоззрения , обладать сильным духом и служить предметом гордости и почета для граждан страны.

Понятие конституции РФ

Конституцией Российской Федерации называется правовой акт высшего уровня, который занимает особенное место в системе права современного государства, датой ее принятия считается 12 декабря 1993 г.

Особенности Конституции РФ:

1. Конституция представлена актом, который может приниматься народом или от его имени.

2. Народ представлен в демократическом государстве носителем суверенитета и источником власти, вследствие этого он обладает учредительной властью, которая вправе изменить базисы устройства, общества, и государства.

3. Наличие особого предмета конституционного регулирования – специфика тех отношений в обществе, которые она вправе регулировать и закреплять.

4. Юридические особенности Конституции предопределяют ее юридическую специфику, а именно:

  • Верховенство Конституции – все государственные, общественные структуры, граждане должны действовать согласно принципам, нормам, концепциям, заложенным в Конституцию РФ.
  • Юридическая сила Конституции – законы и правовые акты не должны вступать в противоречия с Конституцией РФ, все должны соблюдать ее и законы.
  • Центральная роль в правовой системе – именно Конституция определяет, какие акты могут принимать разные органы.
  • Охрана Конституции – осуществление охраны в разных формах органами государственной власти.
  • Особенный порядок принятия и последующего пересмотра Конституции, внесение в нее исправлений.

Алгоритм внесений изменений и поправок.

Основными политико-правовыми свойствами Конституции РФ признано легитимность и стабильность.

  • Легитимность – это принятие Конституции в установленном правом порядке или в порядке, признанном обществом. Содержание Конституции должно быть одобрено обществом, то есть легитимность Конституции является основой власти демократии и правового государства, условием авторитета, конституционной законности и правопорядка.
  • Стабильность – это свойство присущее Конституции РФ, которое отражает ее устойчивый характер, слабую подверженность изменениям и переменам вследствие воздействия временных политических и социально-экономических конъюнктур.

Сущность Конституции РФ заключается в утверждении общедемократических основ, предполагает жизнь граждан в государстве как полноправных ее членов, которые согласны или не согласны с ней. Все граждане имеют право высказывать свои взгляды и их отстаивать.

Конституция РФ , которая действует на данное время – это выражение воли народа РФ, представителей разных национальностей, которая выражается всенародным голосованием, направленным на закрепление основы жизнедеятельности государства и общества, с помощью которых могут воплотить принципы общей демократии, и признают человека, его права и свободы.

Структурой Конституции РФ является порядок, с помощью которого группируются однородные конституционные нормы в разделы, главы и обуславливается последовательность их расположения.


Функции Конституции РФ

1. Юридическая функция – Конституция РФ представлена главным Законом государства и базой действующего законодательства.

2. Учредительная функция закрепляет основные базисы организации и развития государства. А именно, Конституция учреждает:

  • наименование государства – Российская Федерация;
  • полную власть народа – демократию;
  • название всех органов государственной, исполнительной и судебной власти, наделяя их полномочиями;
  • главу государства – Президента РФ.

3. Организационная функция означает регламентацию организации деятельности разных государственных институтов.

4. Политическая функция показывает роль Конституции РФ в обществе, и ставит цель ограничение политической жизнь и борьбы за власть рамками.

5. Ограничительная функция – заключается в правовом ограничении государственной власти.

6.Стабилизирующая функция свидетельствует об устойчивости государственных институтов, с помощью норм Конституции.

7. Воспитательная функция – ее задачей является формирование у граждан уважения к Конституции РФ, к личности и праву, к суду, власти, обществу и государству.

8. Внешнеполитическая функция является базисом внешнеполитической деятельности государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ - важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.


Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

27. Порядок изменения конституции и внесения в нее поправок.

Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

28. Конституционный строй РФ.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;

народовластие;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

разделение властей;

гарантии местного самоуправления;

идеологическое многообразие;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет закона;

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

29. Республика как форма правления.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА) , (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России).

Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") - народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 - 1510 гг.

Утверждение Р.ф.п. в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х - середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки.

Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления. Как известно, среди республиканских форм правления (республик) различают: 1) парламентскую республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентско-президентскую республику. Особой разновидностью являются социалистические республики; наиболее полно эта форма воплотилась в государственном устройстве СССР. Специалисты по конституционному праву относят РФ либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентской) республиканской форме правления. В действительности РФ характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.

РЕСПУ́БЛИКА (лат. respublica, букв. - общественное дело), форма государственного правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государств мира являются республиками. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую республику). Особой разновидностью республики являлась советская республика. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту).

30. Демократический режим.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р. народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Закрепленная в Конституции ФРГ формула "Вся власть исходит от народа" является типичной для многих демократических государств. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях и на определенное время (до новых выборов) передает полномочия на распоряжение властью (но не саму власть) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

При Д.р. государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека, обеспечением легальных (законных) возможностей свободного выявления и учета интересов всех групп населения через демократические институты - выборы, референдумы, деятельность общественных объединений и т.п. Принимая решения на основе выявленного мнения народа (населения), соответствующий властный орган связан им, не может и не должен поступать вопреки народному волеизъявлению. Если властные структуры формируют решения по важным вопросам жизни общества и государства именно таким образом, кладя в его основу выявленное мнение населения, то складывается т.н. плебисцитарная демократия - явление, с которым российская действительность "знакома" лишь поверхностно.

Наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности, политический и идеологический плюрализм в обществе, гарантированность прав и свобод личности, наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни, построение государственного механизма на основе принципа разделения властей, значительная роль представительных органов и т.п. - важнейшие показатели демократизма государственного режима.

Д.р. имеют свои разновидности и подразделяются на либерально-демократический режим (режим либеральной демократии) и режим социальной демократии. Особенности этих режимов заключены в характере взаимоотношений государства и общества. Режим либеральной демократии возникает в условиях буржуазно-демократических революций и характеризуется ограничением роли государства административно-полицейскими функциями (это обязательно правовое государство), его невмешательством в экономическую и социальную жизнь общества (модель монетаристского государства). Такой режим в большей мере отвечает интересам имущих слоев общества. Но безучастие государства к тем группам и слоям общества, которые испытывают экономическую и социальную нужду (бо<_">льшая часть общества), не способствует реальному использованию ими предоставленных им прав и свобод (в т.ч. политических). Такие права носят формальный (нереализуемый) характер.

Режим социальной демократии возникает в условиях переоценки западными государствами ценностей либеральной демократии. Он утверждается после Второй мировой войны и означает, что государство, не отвергая либеральных ценностей, в то же время приобретает социально ориентированный характер. Такое государство имеет своей целью оказывать влияние на распределение материальных благ, руководствуясь в своей деятельности интересами всего общества и принципами социальной справедливости.

31. Понятие и признаки федеративного государства.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. "federatio" - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Ф.г. - достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства. Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Ф.г., занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства - США и Канада, европейские - ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа - Новая Гвинея и др.).

Все Ф.г. характеризуются следующими юридическими признаками: 1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач; 2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации); 4) верховенством федерального права; 5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками); 6) финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации; 7) принципом двойного гражданства; 8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций Ф.г. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки сецессии подавлялись силой оружия. Подобное имело место в 1861-1865 гг. в США в ходе Гражданской войны Севера и Юга, когда силой оружия 11 штатов были "возвращены" в состав федерации; в 1847 г. - в Швейцарии; сравнительно недавно - в Нигерии, в некоторых штатах Индии. В то же время в 1965 г. мирно из состава Малайзии вышел Сингапур; в 1971 г. от Индии отделился Восточный Пакистан, образовав государство Бангладеш; таким же способом распалась Чехословацкая Социалистическая Федеративная Республика. Крайне болезненно сецессия протекала в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии.

От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).

На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.



 

Возможно, будет полезно почитать: