Приложение для смартфонов при участии в дтп. Как пользоваться мобильным приложением «ДТП

Европротокол - это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции. Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции. Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕВРОПРОТОКОЛ, А В КАКИХ НУЖНО ВЫЗЫВАТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение . Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.

  2. Установить знак аварийной остановки . В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП . Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.


  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон) . Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.

  5. Заполнить бланки извещения о ДТП

  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как выглядит бланк европротокола?

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона . На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия . Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения ;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия ;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто . На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП . Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона . Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).

  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Лимит выплат по европротоколу

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации, причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 100 000,00 рублей. Такое ограничение действует для всех регионов, в т.ч. для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилежащих к ним Московской и Ленинградской областей.

Однако для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при оформлении аварии без уполномоченных лиц, в случае предоставления данных систем ГЛОНАСС или иных глобальных навигационных спутниковых систем, сумма выплат по Европротоколу при ДТП составит уже 400 000 рублей (то есть максимальный лимит по ОСАГО). То есть только при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

Часто задаваемые вопросы

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновник аварии направляет бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (лицевая сторона которого заполнена обоими водителями, оборот виновником ДТП). Это можно сделать, лично посетив офис компании или направив документ по почте с описью вложения и последующим уведомлением отправителя о вручении заказного письма. Кроме того, владелец виновного ТС без наличия согласия в письменной форме страховщиков не должен приступать к ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия и в течение пяти рабочих дней со дня получения требования от страховщиков обязан представить транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Нарушение указанных правил может стать причиной для предъявления страховой компанией виновнику аварии регрессного иска, в результате удовлетворения которого последнему придется выплатить пострадавшей стороне компенсацию за причиненный ущерб.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующий пакет документов:

  • заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП;
  • заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), т. е. паспорт;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя, т. е. доверенность;
  • документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке или заявление об организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя)), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (лицевая сторона, полностью заполненная обоими участниками ДТП с подписями и схемой; оборотная сторона, заполненная потерпевшим; оборотная сторона, заполненная причинителем вреда прикладывается только в случае, если страховщику потерпевшего было представлено оба экземпляра извещения о ДТП)
  • документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица.

При наличии электронного носителя информации, содержащего сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карты памяти, используемой в регистраторе или мобильном телефоне), его стоит также передать представителю страховой компании.

Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

До 2014 года оформить ДТП по упрощенной схеме, если авто пострадавшей стороны имело страховой полис КАСКО, было невозможно. В настоящее время законодатель не запрещает составлять европротокол по КАСКО, поэтому если вы являетесь владельцем такого полиса, то можете составить европротокол и впоследствии получить по нему причитающуюся выплату.

Но при этом стоит учесть, что урегулирование происходит согласно ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», т. е. только, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО и лимит ответственности страховщика не может превышать 50 000,00 рублей.

В соответствии изменениями, внесенными в 2008 году в ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ДТП, произошедшее на парковке, приравнивается к использованию транспортного средства , следовательно, оформляется в аналогичном (в том числе и упрощенном) порядке.

Бесконтактное ДТП – это разновидность дорожно-транспортного происшествия, при котором автомобиль, виновник аварии, непосредственно не наносит пострадавшему транспортному средству никаких повреждений, однако создает такую ситуацию, которая влечет за собой причинение ущерба второй стороне (например, уходя от столкновения с авто, нарушившим ПДД, водитель транспортного средства врезается в дерево или другой автомобиль). В этом случае европротокол не может быть составлен, т. к. не выполнено условие, предусматривающее оформление ДТП без участия сотрудников КО (дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств).

Чтобы избежать вопросов, которые могут возникнуть у сотрудников ГИБДД, остановивших автомобиль для проверки документов уже после аварии, заверьте бланк, подтверждающий факт ДТП, у представителя страховой компании.

Европротокол - это извещение о ДТП, которое самостоятельно оформляется участниками ДТП для обозначения факта происшествия и не требует присутствия на месте ДТП сотрудников ГИБДД.

Оформление ДТП с помощью Европротокола экономит время участников ДТП. Европротокол позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения.

Заполняя Европротокол, участники ДТП подтверждают свое согласие с определением виновной и пострадавшей сторон ДТП и, соответственно, с правом пострадавшей стороны на получение страховой выплаты по ОСАГО за счет виновной стороны.

Обязательными условиями для оформления ДТП с помощью Европротокола являются:

  • Отсутствие пострадавших
  • Контактное ДТП с участием двух автотранспортных средств (не считая прицепы)
  • В ДТП не причинен вред иному имуществу, кроме транспортных средств участников ДТП
  • Оба автотранспортных средства имеют полис ОСАГО
  • Водители обоих автотранспортных средств вписаны в страховые полисы
  • Стороны пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП и имеющихся повреждений
  • Обе стороны выразили готовность оформить ДТП с помощью Европротокола и в дальнейшем следовать всем обязанностям участников ДТП

Оформление ДТП с помощью Европротокола проводится по обоюдному согласию участников происшествия . Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, – необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления аварии в обычном порядке!

Обращаем ваше внимание на изменение лимита выплат по Европротоколу!

Максимальная выплата по Европротоколу составляет 25 тыс. руб. по ОСАГО, заключенному до 01.08.2014 и 50 тыс. рублей по ОСАГО, заключенному после 01.08.2014.

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, по схеме Европротокола лимит страховой выплаты составляет 400 тыс. руб. (по ОСАГО, заключенному после 01.10.2014).

Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014, – лимит страховых выплат по Европротоколу остается 25 тыс. руб.

Порядок оформления Европротокола

При оформлении полиса ОСАГО страховая компания выдает вам бланки извещения о ДТП . Извещение о ДТП и есть Европротокол, который необходимо заполнять в случае самостоятельного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

В случае необходимости дополнительные бланки Извещения о ДТП вы можете получить в своей страховой компании, распечатать с сайта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы или с сайта Российского союза автостраховщиков!

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1002 от 01.10.2014 техническое средство контроля, обеспечивающее фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, должно соответствовать следующим требованиям:

  • техническое средство контроля должно регистрировать следующие данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия: дата и время фото- и видеосъемки; координаты местоположения технического средства контроля;
  • координаты местоположения технического средства контроля должны определяться с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или технологий иных глобальных спутниковых навигационных систем.

Техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, должно соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) для устройства вызова экстренных оперативных служб.

Включение/отключение геолокации на Android-смартфонах зависит от модели телефона и прошивки. В текущей версии нужно зайти в приложение «Камера», далее «Настройки» > «Параметры камеры» > «Фотоснимки с геометками» (по умолчанию выключено).

Включение/отключение геолокации на iPhone: «Настройки» > «Конфиденциальность» («Приватность») > «Геолокация» (отметить камеру и/или приложения, в которых используется фотосъемка).

При съемке должен быть включен GPS, тогда iPhone автоматически добавит координаты в снимок.

Фото- и видеосъемка должна быть сделана не позднее 60 минут с момента совершения ДТП.

Съемка должна содержать следующие изображения:

  • Общий план места ДТП
  • Взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам
  • Детальный план места происшествия: следы торможения, обломки деталей, дорожная разметка
  • Государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП (или, в случае их отсутствия, – идентификационных номеров VIN)
  • Оба транспортных средства со всех сторон
  • Поврежденные детали транспортного средства

Если, по мнению участников ДТП, ущерб составляет более 50 тыс. руб., фотосъемка должна содержать данные координат (после 01.01.2017 – системы ГЛОНАСС, до этого срока – также возможны иные глобальные спутниковые навигационные системы).

Максимальная выплата по Европротоколу составляет 25 тыс. руб. по ОСАГО, заключенному до 01.08.2014 и 50 тысяч рублей по ОСАГО, заключенному после 01.08.2014.

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, по схеме Европротокола максимальная страховая выплата составляет 400 тыс. руб. (по ОСАГО, заключенному после 01.10.2014).

В данном случае в страховую копанию необходимо предоставить данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации.

Такими данными являются: фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами.

Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014, – лимит выплат по Европротоколу остается 25 тыс. руб.

Каждый участник ДТП предоставляет в свою страховую компанию заполненное извещение о ДТП (Европротокол). Извещение направляется в течение 5 дней с момента ДТП.

Потерпевшая сторона также предоставляет:

  1. Требование о страховом возмещении (заявление о прямом возмещении убытков).
  2. Фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений, сделанную на месте ДТП. Данные предоставляются на электронном носителе и должны содержать дату и время съемки, а также координаты местоположения технического средства контроля.
  3. Заявление о том, что информация, указанная в пункте «Б» является некорректированной.

Пострадавшей стороне необходимо обращаться в свою страховую компанию.

Если у участников ДТП есть сомнения в самостоятельной оценке стоимости ремонта транспортных средств, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП по стандартной схеме, а не Европротоколу.

Оба транспортных средства - участника ДТП должны быть застрахованы по ОСАГО. Если автомобиль пострадавшей стороны не имеет страхового полиса, владельцу вправе отказать в страховой выплате.

Заполненный бланк нужно сразу (в течение 5 дней) передать в страховую компанию. Необходимости заверять его в ГИБДД нет.

Участники ДТП не обязаны вызывать на место ДТП аварийного комиссара.

Ответ:

К страховой компании, выплатившей потерпевшему страховое возмещение, переходит его право требования к виновнику аварии в размере произведенной выплаты, если:

  • Виновник ДТП не предоставил в течение пяти рабочих дней в свою страховую компанию экземпляр заполненного совместно с потерпевшим извещения о ДТП.
  • Виновник ДТП приступил к ремонту или утилизации транспортного средства до истечения 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней).
  • Виновник ДТП не предоставил по требованию страховой компании транспортное средство для проведения осмотра или независимой технической экспертизы (согласно уведомлению, которое было направлено Страховщиком не ранее чем за 5 дней до даты осмотра).

Ответ:

Участники ДТП, в случае оформления ДТП с помощью Европротокола, не должны приступать к ремонту или утилизации транспортных средств до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Приступить к ремонту или утилизации транспортных средств до истечения указанного срока можно только в случае наличия письменного согласия страховой компании (Закон «Об ОСАГО», пункт 3 статьи 11.1. «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции») или по истечению 15-ти дневного срока.

Соблюдение сроков и согласование возможности ремонта/утилизации со страховой компанией необходимо для обеспечения возможности осмотра или независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в ДТП.

Ответ:

Да, это требование страховых компаний правомерно (Закон «Об ОСАГО», пункт 3 статьи 11.1. «Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции»).

В случае оформления документов о ДТП с помощью Европротокола владельцы транспортных средств, причастных к происшествию, по требованию страховщиков обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования. При этом стоит учитывать, что автовладелец вправе отправить транспортное средство на ремонт самостоятельно, но не ранее 15 дней с момента передачи всех необходимых материалов в страховую компанию и, если со стороны страховой компании не поступало письменного уведомления в указанный срок (за 5 дне до даты осмотра) о необходимости предоставления транспортного средства на осмотр.

Ответ:

Участники ДТП должны передать свои экземпляры извещения о ДТП в свои страховые компании, по адресу, указанному в страховом полисе, не позднее пяти дней с момента ДТП.

Ответ:

Обязательным условием оформления ДТП с помощью Европротокола является согласие на это от обеих сторон происшествия. Если один из участников ДТП не желает оформлять происшествие с помощью Европротокола – необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП в обычном порядке.

Ответ:

Участники ДТП должны прийти к общему мнению относительно того, что ущерб не превышает установленного законом лимита (25 тыс. руб. для договоров ОСАГО, заключенных до 01.08.2014, 50 тыс. руб. для договоров ОСАГО, заключенных после 01.08.2014, 400 тыс. руб. для договоров ОСАГО, заключенных после 01.10.2014).

Ответ:

В данном случае ДТП должно быть оформлено сотрудниками ГИБДД, т.к. обязательным критерием применимости Европротокола является согласование участниками ДТП своих взглядов на условия аварии и признание одним из участников ДТП вины.

Ответ:

Под «бесконтактным ДТП», как правило, понимается ДТП, когда один водитель создает помеху для движения второму водителю, в результате чего второе транспортное средство попадает в аварию и причиняет вред имуществу третьего лица (или собственному имуществу). Непосредственного контакта транспортных средств при этом не происходит.

Не рекомендуется оформление подобных ДТП Европротоколом. Обязательным условием оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (Европротокол) является происшествие ДТП в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств.

Кроме того, зачастую в принятии решений о подобных ДПТ суд основывается на заключении трасологической экспертизы, для проведения которой необходима подробная схема ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

Ответ:

Оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции (Европротокол) возможно, если ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована полисом ОСАГО.

Ответ:

Формы извещений стандартны для всех страховых компаний, поэтому не существенно, на чьем бланке будет оформлено извещение о ДТП.

Ответ:

Бланки Европротокола можно бесплатно получить в своей страховой компании или распечатать с сайта Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, либо на сайте РСА.

Ответ:

В случае если соблюдены все условия, необходимые для оформления ДТП по Европротоколу, участники ДТП оформили извещение о ДТП в соответствии с Правилами ОСАГО и не имеют разногласий, они могут покинуть место ДТП (раздел 2 ПДД РФ «Общие обязанности водителей», подпункт 2.6.1.).

Соответственно, наличие у водителя, оставившего место ДТП, Извещения о ДТП, оформленного в соответствии с установленными требованиями, не может рассматриваться как невыполнение обязанностей в связи с ДТП, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.27 КоАП РФ.

Ответ:

Оформление ДТП с помощью Европротокола не требует вызова на место аварии сотрудников полиции и экономит время участников ДТП. Европротокол позволяет урегулировать ситуацию на месте, не создавая дорожных заторов и затруднений для остальных участников движения.

Ответ:

Европротокол – это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт дорожно-транспортного происшествия с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.

Российский союз автостраховщиков выложил для свободного скачивания в AppStore и PlayMarket специальное мобильное приложение, с помощью которого можно будет оформлять ДТП в рамках «европротокола» на максимально возможную сумму - вплоть до 400 000 рублей. Корреспондент портала «АвтоВзгляд» немедленно скачал и установил эту, на первый взгляд, полезную программку на личный смартфон и в ходе регистрации экаунта удосужился заглянуть в текст прилагаемого «пользовательского соглашения».

В подобные разделы при установке программ на свой мобильный девайс люди заглядывают крайне редко, предпочитая вместо этого побыстрее нажать кнопку «согласен», «принять» или что-то в том же духе. В случае приложения «ДТП. Европротокол», подобное поведение можно смело назвать крайне опрометчивым. Мы внимательно ознакомились с этим документом и поняли, что автостраховщики в очередной раз создали юридическую конструкцию, в которой автовладелец оказывается без всяких надежд на справедливость.

Вот только избранные цитаты из «пользовательского соглашения», которое вступает в законную силу как только человек нажимает кнопку «согласен».

Итак, например, оказывается, что « не предоставляет никаких гарантий и заверений в отношении безошибочной работы (функционирования) Мобильного приложения или отдельных его частей/материалов… не гарантирует достоверность, точность и полноту сведений (материалов), содержащихся в Мобильном приложении».

А еще «РСА не несет за какие-либо последствия, связанные с использованием, неиспользованием или невозможностью использования Мобильного приложения или отдельных его частей/материалов (самостоятельных информационных элементов), а также не несет ответственность за прямые или косвенные убытки, причиненные Пользователю…, в том числе из-за ошибок или сбоев в работе».

Другими словами: если «ДТП. Европротокол» глюканул, или произошел какой-то сбой связи - до свиданья возмещение ущерба, на которое вы рассчитывали. И никаких претензий никому не предъявишь потом: сам согласился на - не ной и ремонтируйся за собственный счет.

Но даже если все получилось - повреждения машин зафиксированы и успешно отправлены в электронную базу РСА - радоваться не стоит.

Хотя бы потому, что « просматривать фотографии, размещаемые Пользователем посредством Мобильного приложения, а РСА имеет право по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении фотографий или удалить любые фотографии, которые доступны в Мобильном приложении». А если пользователю «ДТП. » что-то не нравится в работе мобильного приложения, то он даже в СМИ пожаловаться не имеет права.

Европротокол пользуется все большим успехом у автомобилистов, попавших в легкое ДТП. Среди тех, кто обратился за выплатой по прямому возмещению ущерба, то есть к своему страховщику, треть оформила ДТП по Европротоколу. Это довольно много.

Всего в прошлом году к своим страховым компаниям обратились 1 658 123 автовладельца. Это две трети от всех страховых случаев по ОСАГО. Из них Европротокол оформили 540 600 человек.

Кто имеет право на упрощенный порядок?

Напомним, что Европротокол - это упрощенный порядок оформления аварии без вызова ГИБДД. Столкнулись две машины, водители заполнили бланк извещения и разъехались. После чего каждый подал этот бланк в свою страховую компанию.

Впрочем, воспользоваться таким простым оформлением можно лишь при определенных условиях:

В аварии участвовали только два автомобиля;

Оба владельца застрахованы по ОСАГО;

Не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;

Ущерб причинен только автомобилям участников ДТП, не пострадало имущество третьих лиц;

У участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам происшествия и причиненным повреждениям.

При этом надо иметь в виду, что лимит выплат по Европротоколу ограничен 50 тысячами рублей. Для 68 процентов случаев этого покрытия вполне хватает. Если вы считаете, что ремонт обойдется дороже, лучше позвонить в ГИБДД и действовать по указаниям дежурного.

Есть, конечно, исключение из этого правила: в четырех регионах - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область - лимит по Европротоколу ограничен лимитом по ОСАГО. То есть 400 тысячами рублей. Но при этом требуются такие подтверждающие данные, что процедура становится очень сложной.

Если трезвость второго водителя вызывает подозрения, лучше вызвать на место аварии ДПС.

Если водители не могут решить, кто из них ехал на красный свет или кто кому не уступил дорогу, лучше вызвать ГИБДД.

Если водитель машины, которую стукнули в задний бампер, утверждает, что царапина на переднем крыле тоже относится к этой аварии, лучше также звонить в ГИБДД.

Проверка полиса

Для окончательного принятия решения необходимо лишний раз убедиться, что полис ОСАГО у второго участника действующий и подлинный, а также неплохо убедиться в том, что полис имеет отношение к тому, кто был за рулем. Проверить его не сложно. Достаточно зайти на сайт Российского союза автостраховщиков . Там прямо на заглавной странице есть ссылка под названием "Проверить полис ОСАГО". Идем по этой ссылке и получаем массу возможностей для проверки. Пройдя по ссылке "Сведения для страхователей о застрахованных транспортных средствах", можно ввести номер полиса и получить информацию о регистрационном и идентификационном номерах машины, действует или нет полис, а также название страховой компании, где застрахована ответственность автовладельца.

По ссылке "Сведения для потерпевших и других участников ДТП о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица или транспортного средства" можно указать регистрационный или идентификационный номер машины и получить информацию о полисе ОСАГО. Причем, если круг лиц, допущенных к управлению, ограничен, то можно внести данные о правах второго участника и получить подтверждение, что на него полис распространяется.

Если полис не найден, или водитель в него не вписан - лучше вызвать ГИБДД.

Где получить бланк Европротокола?

Бланком Европротокола в простонародье называют "Извещение о ДТП". Этот бланк выдается при оформлении полиса ОСАГО в страховой компании. Если водитель приобрел электронный полис ОСАГО, то он может заехать в любую компанию, не обязательно свою, и получить там этот бланк абсолютно бесплатно.

Есть другой вариант. Этот бланк можно просто распечатать на принтере. На том же сайте РСА надо зайти в раздел "ОСАГО", выбрать "Бланки ОСАГО", затем "Извещение о ДТП", "Бланк извещения о ДТП" и распечатать его вместе с оборотной стороной в двух экземплярах. Дело в том, что тот бланк, который выдается в страховой компании - самокопирующийся. Поэтому в случае чего заполнять каждому из водителей придется один раз только свою часть. А случае, если этот документ распечатан на принтере, заполнять придется два экземпляра. Ведь подать это извещение в свою страховую компанию должны оба участника аварии.

Что снимать?

Если препятствий для оформления Европротокола нет, рекомендуется провести фотосъемку происшествия. Официально она не требуется. Но фотографии упростят работу страховщиков и уберут лишние спорные вопросы.

Фотографировать нужно так, чтобы было видно:

∙ общий план места происшествия (так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС);

∙ следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);

∙ оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин;

∙ поврежденные детали ТС.

После завершения фото- и видеосъемки автомобили можно убрать с дороги.

Как заполнить бланк извещения о ДТП?

Теперь можно приступить к оформлению Европротокола. Для этого берем бланк извещения о ДТП и, не разделяя его на части, начинаем заполнять. Делать это желательно шариковой ручкой с нажимом, чтобы информация более четко копировалась на втором бланке. При этом не важно, кто это будет делать. Каждый водитель должен заполнить свою колонку, или один - у которого красивее почерк - за себя и за того парня.

В пунктах 1,2,3 указываем место и время происшествия, а также количество поврежденных машин, которых при Европротоколе не может быть более двух.

В пункте 4 ставим прочерки.

В пунктах 5, 6 и 8 отмечаем слово "нет".

В пункте 7 надо вписать данные свидетелей, если таковые есть.

В левой и правой колонках извещения в пунктах 9 - 12 необходимо вписать данные автомобиля, водителя и страхового полиса ОСАГО. При этом не важно, какую колонку - "А" или "В" - будет заполнять виновник или пострадавший.

В пункте 13 на изображении автомобиля надо указать место первоначального удара. Изображать повреждения здесь не стоит.

Повреждения надо перечислить в пункте 14. Если вы не знаете название той или иной детали, просто опишите ее. Страховщик разберется.

Каждый из водителей подписывает свою колонку.

В центральном столбце в пункте 16 надо отметить обстоятельства ДТП. Например, если водитель обгонял, то надо отметить две клеточки: "менял полосу" и "обгонял". Слева пункты для водителя "А", справа пункты для водителя "В". В конце пункта 16 необходимо указать сколько клеточек отмечено каждым водителем.

В пункте 17 надо нарисовать схему ДТП. Художником для этого быть необязательно. На ней должна быть дорога со знаками, разметкой, светофорами и ориентирами. Необходимо указать название улицы. А также указать номер дома, по которому определялось место происшествия. Автомобили можно изобразить простыми прямоугольниками, но важно расставить их так, как они располагались во время столкновения. При этом требуется указать направления движения машин.

Под средней колонкой оба участника аварии также должны поставить свои подписи. Тем самым они подтверждают, что у них нет разногласий по обстоятельствам ДТП.

Далее бланк можно разделить на две части. Какая часть кому - не важно. Важно обратиь внимание, что у бланка извещения о ДТП есть еще и оборотная сторона. Ее также надо заполнить. Но это уже каждый водитель делает самостоятельно. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

На этом можно и разъехаться.

Теперь оба участника ДТП должны в пятидневный срок подать свои извещения о ДТП в свои страховые компании. На них также накладывается обязанность в течение 15 дней, до оценки страховщиком повреждений, если это потребуется страховщику, не ремонтировать машины.

Если виновный в ДТП не подаст в свою страховую компанию свой экземпляр извещения, то страховщик может выставить ему регресс. Если он отремонтирует свою машину до истечения 15 дней, ему также могут выставить регресс.

Безлимитный Европротокол

Напомним, что для мелких ДТП, произошедших в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, лимит по Европротоколу ограничен только лимитом по ОСАГО. То есть 400 тысячами рублей. Однако, для того чтобы рассчитывать на безлимит, требуется соблюдение еще нескольких условий.

Автомобили должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и место ДТП с применением глобальных навигационных спутниковых систем: ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами. Например, это доступно для автомобилей, оборудованных системой ЭРА ГЛОНАСС или продвинутыми телематическими охранными системами. Сделано это для того, чтобы избежать мошенничества. Например, авария произошла в Рязанской области, но чтобы получить большую выплату, ее оформили так, будто она произошла в Московской области. Данные, зафиксированные спутниковыми системами, не подделаешь.

Второе условие - фотосъемка должна производиться с помощью специального мобильного приложения, которая также исключает возможность человеческого вмешательства в изображение. Это приложение для смартфонов и планшетов можно скачать в App Store и Play Market.

В нем даже указано, какие снимки и как делать. И именно из базы данных этого приложения страховщик возьмет фотографии ДТП.

Правда, сейчас это приложение временно не работает. В связи с внесением изменений в законодательство по оформлению Европротокола приложение сейчас дорабатывается. Напомним, что поправки в Европротокол вступят в силу с 1 июня этого года. К этому времени приложение заработает.

Все эти сложности и делают возможность получения выплаты по безлимитному Европротоколу минимальными. И именно поэтому такой услугой воспользовались единицы. Ведь если нет соответствующего оборудования, то и выплата по Европротоколу не превысит 50 тысяч рублей.

Заработало долгожданное мобильное приложение, с помощью которого можно оформить аварию по безлимитному Европротоколу. То есть без вызова ГИБДД. Но при этом лимит выплат будет максимально возможный по ОСАГО.

Напомним, что с июня лимит выплат по Европротоколу, то есть оформлению аварии без вызова ГИБДД, увеличился до 100 тысяч рублей. Напомним, что оформить ДТП по Европротоколу можно, только если в аварии участвовали два автомобиля, владельцы которых застрахованы по ОСАГО, при этом нет пострадавших и не причинен ущерб третьим лицам. А также между водителями есть согласие по поводу обстоятельств аварии.

Это согласие не потребуется, если данные о ДТП должны быть некорректируемые и зафиксированы либо техническими комплексами на основе ГЛОНАСС, либо с помощью специального мобильного приложения. Которое также передаст эти данные в некорректируемом виде в автоматизированную систему ОСАГО.

Более того, в четырех регионах - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область - лимит по Европротоколу равен лимиту по ОСАГО. То есть 400 тысячам рублей.

Однако рассчитывать на него можно только в том случае, если есть согласие водителей и есть эти устройства или мобильное приложение.

Но "черные ящики" пока еще не устанавливаются массово на автомобили. А соответствующее мобильное приложение перестало работать, как только поправки в правила оформления Европротокола были приняты. И вот, наконец, оно заработало. То есть теперь больше автомобилистов смогут воспользоваться возможностью оформить ДТП по Европротоколу.

Напомним также, что с октября следующего года, когда вступит в силу вторая часть поправок в правила оформления Европротокола, фиксация информации о ДТП только этими устройствами станет обязательной при любом оформлении аварии без ГАИ. Правда, и безлимитная выплата распространится на все регионы.

Приложение можно скачать в App Store для Iphone или в Google play для Android бесплатно. Называется оно "Европротокол.ДТП". В этом приложении надо зарегистрироваться. Создать логин и пароль, указать данные машины, а также номер полиса ОСАГО.

В будущем году ГЛОНАСС или мобильное приложение станет обязательным при оформлении ДТП без инспектора

Но если у вас две или больше машин, то вам придется под каждый автомобиль заводить свои учетные данные. В том числе свой логин и пароль. Под одной учетной записью - одна машина.

Как пояснили в Российском союзе автостраховщиков, это программное обеспечение готовилось в спешном порядке и еще будет дорабатываться.

Итак, если вы попали в мелкое ДТП и решили оформить его со своим оппонентом по Европротоколу, то вы просто запускаете это приложение. Оно попросит предоставить даты выдачи полисов ОСАГО.

Следующий шаг - фотографирование происшествия. Первое, что потребует от вас сфотографировать приложение, это заполненное извещение о ДТП. Такое извещение вам в любом случае понадобится заполнить. Это единственный документ, который вы предоставите страховщику об аварии.

Кстати, в разработанных РСА требованиях к мобильному приложению, которые сейчас рассматривает Банк России, фотография заполненного извещения не предусмотрена. Все равно это извещение надо заполнять и предоставлять страховщику.

Но пока, если участники аварии не имеют согласия или повреждения могут превысить лимит в 100 тысяч рублей, придется, не убирая машины с дороги, оформить извещение, сфотографировать его, а после этого сфотографировать все остальное, что требуется.

А что требуется сфотографировать и каким образом - приложение подскажет. У него довольно понятное меню. Кроме того, если вы чего-то не сделаете, оно не даст перейти к следующему шагу. Снимать придется общий план ДТП, с номерами машин, конкретные повреждения крупным и общим планами.

Все эти фотографии будут отправлены в АИС ОСАГО с указанием даты и времени съемки, а также координатами, где съемка сделана. Именно поэтому сначала придется заполнить извещение и его сфотографировать. Ведь определение координат места ДТП - это следующий шаг.

Также стоит обратить внимание, что сделанные с помощью приложения фотографии не будут доступны ни водителю, который их сделал, потому что недобросовестный водитель мог бы скорректировать, подправить что-то на этих изображениях. Мобильное приложение хранит историю фиксации данных о ДТП, и эти фотоснимки всегда можно повторно посмотреть. Страховщики получают их из АИС ОСАГО при урегулировании страхового случая.

После всех этих процедур дорогу можно освободить. Еще раз напомним, что после этого в течение пяти дней необходимо подать извещения о ДТП в свои страховые компании. Причем обоим участникам. Понятно, что пострадавшему это надо, чтобы получить деньги на ремонт. А виновнику - чтобы избежать регрессных требований со стороны страховщика.

Несмотря на то, что сегодня требования к "законному" мобильному приложению для фиксации данных о ДТП Центробанком еще не согласованы, мобильное приложение "ДТП. Европротокол" уже работает для упрощенного оформления аварий. И страховщики принимают данные, которые зафиксированы с его помощью - это подтвердили "РГ" в Российском союзе автостраховщиков.



 

Возможно, будет полезно почитать: